Математика
В работе изучается модель, описывающая установившееся движение двухкомпонентной смеси вязких несжимаемых жидкостей в цилиндрических трубах. В случае, когда обе составляющие смеси одинаковы, можно сделать вывод о том, что основные характеристики движения такой смеси в цилиндрической трубе совпадают с аналогичными характеристиками движения вязкой несжимаемой жидкости в этой же трубе.
С помощью графического метода лепестковых диаграмм описана система оценки эффективности программы реабилитации. Рассмотрены примеры реабилитационных профилей детей. Приведенные примеры иллюстрируют возможность применения рассмотренной методики оценки эффективности программ реабилитации для принятия управленческого решения по их коррекции, а также позволяют оценивать эффективность реабилитационного курса в целом.
Педагогика
Переводчики, как и представители других профессий, имеют свою профессиональную особенность, которая заключается в том, что они должны обладать не только хорошими знаниями родного и иностранного языков, но и иметь чёткие представления о сфере своей профессиональной деятельности. Действительно, процесс перевода значительно усложняется, если содержание переводимого текста, часто узкоспециализированного, не понятно. Интеграция дисциплины «Иностранный язык» и курса лекций «Введение в специальность» позволяет создавать адекватную образовательную среду на основе мультидисциплинарного подхода. Это дает возможность соединить гуманитарную и технологическую грамотность, гарантирующую профессиональную самостоятельность специалистов.
В ходе анализа выявлена недостаточная готовность школ к внедрению в учебный процесс на старшей ступени исследовательской деятельности, учебных проектов, практик. Нет программ, отражающих специфику и потребности межпредметных связей в рамках отдельных профилей. Решение этой проблемы напрямую связано с подготовкой преподавателей, работающих в профильных классах. Рассмотрены профессионально-педагогические компетенции, необходимые для подготовки будущих учителей-математиков для работы в профильной школе.
Средства наглядности по их роли в учебном процессе школьников могут быть разделены на две большие группы: средства предметно-образной наглядности (картины, фотографии, рисунки, натуральные объекты и др.) помогают учителю опираться на чувственно воспринимаемые учащимися образы при формировании представлений и понятий; знаковая наглядность (схемы, чертежи, карты и т. п.) нужны для передачи сложных связей, взаимозависимостей и отношений объектов изучения. Систематическое использование наглядности не только позволяет младшим школьникам овладеть общими умениями по использованию графической наглядности, но повышают грамотность и, что самое важное, усиливают интерес к учению, стимулируют познавательную активность детей. Констатирующий эксперимент проходил в г. Прокопьевске: школа № 14, 2а – контрольный класс (19 человек), 2б – экспериментальный класс (19 человек). В контрольном и в экспериментальном классах преобладают школьники с низким и средним уровнем познавательной активности: в контрольном классе – 42 % с низким уровнем и 47 % со средним уровнем; в экспериментальном классе – 53 % и 42 % соответственно. Однако, если в контрольном классе детей с высоким уровнем познавательной активности 11 %, то в экспериментальном классе их 5 %. Результаты констатирующего эксперимента показали, что количество учащихся с низким уровнем познавательной активности уменьшилось до 5 %, учащихся со средним уровнем стало больше – 58 %, а количество школьников с высоким уровнем познавательной активности увеличилось до 37 %. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали положительный рост уровня познавательной активности младших школьников в экспериментальном классе.
Психология
Анализ наблюдений за работой педагогов вуза, их самохарактеристик, оценок студентов без персонализации не всегда верных профессиональных позиций своих преподавателей дает возможность выявить позиции, которые требовали корректировки: дистанционная позиция, лидерская позиция, нейтральная позиция, позиция сопереживания. Описаны этапы прохождения студентами ряда профессиональных педагогических этапов: адаптационно-ознакомительный, аналитико-поисковый, интегративный, самоутверждение, постижение основ мастерства. Обозначены наиболее типовые роли и позиции студента, будущего педагога в сфере детского досуга: 1) роль лидера, руководителя, ведущего, центрального персонажа, в значительной степени командного характера; 2) руководство досуговым мероприятием, принимая на себя одну из главных ролей в этом деле, солидаризируясь в руководстве с другими взрослыми участниками и детьми; 3) роль как бы нейтрального лица, но активно влияющего на организацию мероприятия; 4) студент, не беря на себя персонально ведущих ролей в проводимом деле, руководит им через учащихся, принявших командные роли; 5) студент, не принимая личного участия, руководит им через подготовленных для этого добровольных помощников – спортсменов, специалистов, военных и т. д. Описаны приемы и модели практико-методического ориентирования преподавателей педагогических профессиональных образовательных учреждений на досуговую деятельность. Приобщение преподавателей педагогического высшего учебного заведения к сфере досуга, использование игрового досуга как формы познавательной деятельности, внесение элементов игры или видов досуговой деятельности способствуют обогащению преподавателя как специалиста, сближают его со студентами, формируют новые творческие и гуманизированные установки на профессиональное общение со студентами, обогащают его новыми ролями и положениями, способствующими успешности профессионального общения и взаимодействию в учебно-досуговом процессе.
Действующая сегодня концепция развития системы российского образования настоятельно рекомендует педагогическим коллективам обратить внимание на так называемый компетентный подход к организации образовательного процесса, требующий расстановки иных акцентов при создании образовательных программ. Анкетирование студентов по анкете «Преподаватель глазами студентов» помогает решить вышеуказанные проблемы. Приведен сравнительный анализ мнения студентов о преподавателях опроса 2006–2007 учебного года по сравнению с 2005–2006учебным годом. Подробно описан компетентностный подход в обучении – подход, акцентированный не на содержании, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций (К-подход).
В науке разработано значительное количество методов отбора управленческого персонала. Одним из наиболее современных является метапрограммное интервью, пока не получившее широкого распространения в практике оценки человеческих ресурсов. Метапрограммы – это паттерны, используемые для определения типа мышления и восприятия действительности человеком. Оценив метапрограммы кандидата, можно глубже понять особенности принятия им решений, мотивации и предпочтений в рабочих отношениях. Для выявления соответствия требований к вакантной должности и метаустановок претендентов на нее нами было проведено исследование на базе ООО «Кадровое агентство "Бизнес Персонал"», занимающегося подбором, оценкой и обучением персонала в г. Кемерово. Кадровое агентство существует на рынке более трех лет. За это время компания сформировала положительный имидж среди кадровых агентств. Суммарная база кандидатов агентства насчитывает более 1500 человек. Коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов. Средний возраст сотрудников ООО не превышает тридцати лет. Наш первый опыт использования элементов метаинтервью в отборе персонала позволил сделать следующие выводы: метод позволяет быстро отсеять самых неконкурентоспособных по своим жизненным и профессиональным установкам соискателей; содержание вопросов значимо снижает вероятность социально желательных (угаданных) ответов соискателей; широкое освоение данного метода работодателями позволит им избежать ошибок в оценке кандидатов аналогичных, например допущенной, на наш взгляд, при выборе главного бухгалтера; метод экономичен в применении и освоении. Важно также и то, что знание метаустановок и методов их определения позволяет менеджерам индивидуально подойти к мотивации и прогнозированию как собственного поведения, так и поведения своих сотрудников.
Преступники (осужденные) отличаются друг от друга и от законопослушных людей не по «преступным чертам», а по тем отрицательным чертам характера, которые сформировались в различных условиях их жизнедеятельности и которые больше всего повлияли на характер преступления (субъективная оценка факторов и выбор модели поведения). Не существует ни преступной психики, ни преступной наследственности. В то же время и психика, и природные влечения «причастны» к любому поведенческому акту, в том числе и к преступлению. Для осужденных преступников в большинстве случаев характерно следующее: нарушение равновесия между различными видами потребностей в сторону преобладания какой-либо из них; общая бедность потребностей и интересов (однообразие, приземленность); извращенный характер некоторых из них; неприемлемый способ их удовлетворения. выделены два типа поведения осужденных в условиях повышенной напряженности – тормозной и возбудимый. В исследовании приняло участие 202 осужденных, отбывающих наказание в колонии строгого режима. Все испытуемые – мужчины. Возраст испытуемых от 20 до 56 лет. Результаты подтверждают наши представления о роли семьи в становлении антисоциальной направленности поведения личности. Можно предположить, что одним из последствий неблагополучия в семье, наличия в семье примера девиантного поведения, депривации ранних эмоциональных контактов и т. д. становится формирование антисоциальной направленности поведения. При работе с осужденными в процессе их ресоциализации практически важно увидеть, отследить возникшее изменение: в поведении, в приобретении новых навыков и привычек, в способах общения с окружающими, в проявлении интереса к тому, что ранее не привлекало, или же возникшее изменение будет сказываться е новых побуждениях и устремлениях, в изменении мотивации поведения в разных ситуациях.
В условиях рыночной экономики роль духовной культуры личности существенно возрастает, поскольку при таком утверждаемом социально-экономическом строе требуется полная реализация потенциальных возможностей человека с учетом проблем социальной экологии. Описаны моральные принципы, которые влияют на отношение к окружающему миру: любовь к человеку, способность человека любить, здоровье человека, возможность самореализации личности, гармония человека с природой. Будущее Кузбасса с его революционными экономическими преобразованиями сопряжено с приобретением экологических знаний, усвоением норм и правил социально-экологической культуры.
Цель работы – изучение наиболее эффективных методов социально-педагогической работы с ребенком, страдающим ДЦП, по развитию у него эмоционально-волевой сферы и составление программы, направленной на смягчение уровня эмоционального дискомфорта. Экспериментальной группой выступили дети с диагнозом ДЦП в количестве 12 человек. Возраст детей варьирует от 6 до 10 лет. Среди них 5 девочек и 7 мальчиков. Диагноз ДЦП легкой степени у 5 детей, ДЦП средней степени у 7 детей, у всех наблюдается задержка психического развития, у 8 детей задержка психоречевого развития. Проведенная работа, которая состояла из первичной диагностики, разработки и внедрения психологопедагогической программы, направленной на коррекцию эмоционально-волевой сферы, а затем итоговой диагностики, показывает положительный результат, положительную динамику формирования эмоционально-волевой сферы детей с диагнозом ДЦП. При дальнейшей грамотно поставленной психолого-педагогической работе с данными детьми обязательно участие в этой работе их родителей и можно прогнозировать адекватное формирование эмоционально-волевой сферы, что благоприятно отразится на формировании полноценной личности и полной социализации ребенка. Наиболее успешные методы работы по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП – игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, музыкальная терапия, релаксационные упражнения. Повышение уровня эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП является одним из факторов более успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
За 2006–2007 гг. было обследовано 48 детей старшего дошкольного возраста в муниципальном учреждении «Социальный приют для детей» г. Кемерово, в котором находятся дети в возрасте от 3-х до 18 лет, преимущественно из асоциальных семей, а также из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В ходе комплексного психологического обследования выявлено, что зачастую дети не воспринимают инструкцию, не понимают смысла предложенных заданий, прерывают деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна. Внимание дошкольников неустойчиво, быстро истощаемо, наблюдаются трудности сосредоточения и удержания внимания. Низкий уровень устойчивости внимания выявлен у 55 % дошкольников, уровень ниже среднего - у 24 %, средний уровень устойчивости внимания наблюдался лишь у 19 % исследуемых дошкольников. У значительного количества дошкольников (46 %) был выявлен низкий уровень готовности к школьному обучению, 42 % дошкольников имели уровень ниже среднего и лишь 12 % воспитанников были готовы к школьному обучению (средний уровень). С учетом специфики личностного развития детей старшего дошкольного возраста, находящихся в социальном приюте, разработана и реализована программа психологической подготовки к школьному обучению, включающая следующие задачи: оказание помощи в адаптации к условиям проживания в социальном приюте; развитие произвольности психических процессов; развитие саморегуляции и самоконтроля; формирование учебной мотивации; формирование мотивации достижения успеха. Занятия проводились преимущественно в игровой форме с использованием методов психогимнастики, арт-терапии, написания графических диктантов и др. Частота проведения занятий – 2–3 раза в неделю в группах по 3–5 человек, продолжительность – 25–30 минут. В результате психокоррекционной и развивающей работы по программе психологической подготовки к школьному обучению у значительного числа воспитанников улучшилось внимание (43 % достигли среднего уровня). Средний уровень саморегуляции и самоконтроля наблюдался у 35 % воспитанников. Более чем в 2 раза возросло количество дошкольников со средним уровнем готовности к школьному обучению (29 %). Также произошли значительные качественные изменения в психическом статусе воспитанников.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Описана организация службы жандармских чинов в конце XIX – начале XX в. на примере органов политической полиции Томской губернии. В 1880-е гг. произошло заметное наращивание численности личного состава Корпуса жандармов и Губернских жандармских управлений. Если в 1880 г. в Отдельном корпусе жандармов служили 521 офицер и 6187 нижних чинов, то к 1896 г. офицеров стало 710, нижних чинов – 9087, из них вахмистров и унтер-офицеров – 7500. Рассмотрена финансовая сторона работы сотрудников жандармерии и охранного отделения. Рассмотрены оклады и пенсионное обеспечение классных и нижних чинов, различия между которыми были весьма существенными.
Проблема организации Шестаковского палеонтологического и археологического природного государственного заказника в Кемеровской области как особо охраняемой природной территории должна быть решена, т. к. это уникальное местонахождение ископаемых животных мезозойской эры, расположенное близ д. Шестаково Верх-Чебулинского района Кемеровской области. Уникальность этого места не исчерпывается только одними палеонтологическими достопримечательностями. Недалеко от д. Шестаково, в 9 километрах вверх по течению Кии, на ее берегу находится д. Кураково. Между двумя этими деревнями простирается обширная пойма с «Шестаковскими болотами». Это интереснейшее место ждет своего всестороннего изучения. В Кие обитает уникальное позвоночное – сибирская ручьевая минога (Lctmpetra japonica Kessleri), чрезвычайно редко встречающаяся в других реках Кемеровской области. Многочисленные озера с их хорошими защитными условиями и кормовой базой, расположенные в зоне Шестаковских болот, привлекали во время весенне-осенних миграций серых журавлей, лебедей, гусей, уток, куликов и других птиц, часть которых оставались на гнездовье. Многие виды этих птиц занесены в Красную книгу России. В Шестаковских болотах среди окраинных кочкарников в 1999 г. была отловлена темнолапая бурозубка (Sorex daphoenoaon) – редчайший вид для фауны насекомоядных млекопитающих Кемеровской области. Границы заповедной зоны должны быть расширены и простираться далеко за пределы Шестаковского яра. Предлагается включить в заповедную территорию на севере – долину речки Серты близ деревень Усть-Серта и Курск-Смоленск, далее сам Шестаковский яр, знаменитые Шестаковские болота, на юге – д. Курахово и ее окрестности. Западная граница будет проходить по реке Кие, а на востоке границу следует определить по холмам, представляющим собой берега древней пресноводной лагуны мелового периода мезозойской эры, где, скорее всего, залегают палеонтологические сокровища, не уступающие по своей значимости таковым в Шестаково-2.
В Среднем Поволжье, которое относится к регионам традиционного влияния ислама, уровень религиозности заметно выше среднего. Контингент мусульман Среднего Поволжья был представлен людьми всех возрастных групп, но в основном преклонных лет, проживавших в сельской местности, занятых в сельскохозяйственном производстве. Именно граждане-пенсионеры мужского пола выступали наиболее активными проводниками веры в Аллаха. В сельской местности религиозность мусульман была выражена значительнее по сравнению с городом. В послевоенный период наблюдался приток верующих за счет демобилизованных солдат. Женщины-татарки, по положениям Корана, принимали минимальное участие в общественной жизни своих населенных пунктов. По окончании школы девушки-татарки, как правило, прекращали свое членство в комсомольских организациях. Ценности ислама отвечали обыденным запросам верующих и в принципе способствовали укреплению семьи, ведению здорового образа жизни, формированию трудолюбия и т. д. Татарское население Среднего Поволжья стабильно возрастало, и, как следствие, не уменьшалось и количество мусульман-верующих.
Физкультура и спорт
Рассмотрено понятие «культура здоровья». Описаны основные целями в работе кафедр физического воспитания: актуализация сознательной творческой позиции по отношению к своему физическому и психическому здоровью и образу жизни; формирование установки на здоровый образ жизни и ответственности за него; создание условий для освоения различных путей и технологий физического и психического саморазвития. На смену жесткому тестированию физической подготовленности должна прийти естественная потребность самостоятельно контролировать динамику своих физических качеств, анализ которых позволил бы студентам сделать заключение о состоянии своего здоровья в целом и внести соответствующие коррективы в частности. В 2005–2007 гг. в Кемеровском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета были проведены педагогические исследования, в которых участвовали студенты 1-го и 2-го курсов. В результате исследований было установлено, что студенты 1-го и 2-го курсов в начале учебного года имели примерно одинаковый уровень развития физических качеств, а спортивно-технические результаты указывали на низкий уровень их подготовленности. Так, тест в беге на 2 и 3 км без перехода на ходьбу в состоянии были выполнять только 70 % студентов. Состояние здоровья по экспресс-оценке составляло у девушек в среднем 2,9 балла, у юношей – 3,2 балла, что соответствовало низкому и среднему уровням здоровья. К концу учебного года произошло значительное повышение результатов в беге на 2 и 3 км. У девушек эти показатели улучшились на 20 и 25 %, у юношей, соответственно, на 18 и 20 % . Зачетную дистанцию смогли преодолеть без перехода на ходьбу уже более 95 % занимающихся. Состояние здоровья по результатам экспресс-оценки у девушек составило в среднем 4,1 балла, у юношей – 4,3 балла, что соответствовало уже высокому уровню здоровья. Таким образом, проведенное исследование по предложенной нами методике позволяет сделать заключение о том, что использование в учебном процессе циклических упражнений аэробного характера, таких как оздоровительный бег и ходьба на лыжах, в сочетании с игровыми видами спорта и упражнениями общей специальной подготовки способствует не только оптимальному росту спортивно-технических результатов студентов, но и повышению уровня их здоровья.
Филология
Целью настоящей статьи является рассмотрение вариативности (качественного разнообразия) диктумного содержания речевого произведения (текста) в процессе его функционирования в пространстве адресата-интерпретатора. На обсуждение выносится следующая проблема: является ли вариативность интерпретации смысловой организации текста естественным и закономерным проявлением его онтологических свойств, а значит, носит объективно неизбежный характер, или, напротив, следствием «неправильного» его истолкования адресатом-интерпретатором, т. е. обусловлена субъективно-личностными особенностями реципиента? Сделан вывод, что один и тот же текст в процессе его функционирования в пространстве адресата может реализовать несколько, в том числе противоречивых относительно друг друга, смыслов. Множественность смыслов текста находит воплощение в высказываниях-импликациях, т. е. в высказываниях, представляющих собой логическое следствие исходного выражения. Множественность импликаций обусловлена рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. Множественность и вариативность интерпретации текста есть закономерная неизбежность и целесообразная необходимость, обусловленные как проявлением его онтологических свойств, так и определяемые характером встречной креативной деятельности адресата-интерпретатора.
Философия
Мы утверждаем, что терроризм как особое, адресное, устрашающее насилие, как и остальные, более привычные, «нормализованные» законом либо обычаями, его формы – древнее и социально естественное явление, а вовсе не прецедент последних двух столетий. Терроризм, несомненно, более редкое проявление насилия, нежели его узаконенные и легальные формы, но столь же естественное и такое же регулярное. Эта форма насилия обоюдно присуща основным игрокам властного ристалища: «государству» и радикальной оппозиции («партизанам») в некоторые экстраординарные периоды существенного обострения привычной, вялотекущей конфронтации между ними. Меняются исторические формы «государства» и «партизан», по-разному режиссируются идеологические, моральные, религиозные прикрытия, оболочки обоюдных террористических действий, но суть остается одна: диктат и протест. «Государство» и «партизаны» – это функциональные роли в любой системе отсчета, а терроризм – решительные периоды обострения внутрисистемных противостояний. Они симметричны по степени озлобленности друг к другу, по жесткости применяемых насильственных средств и по идеологически прагматистскому лицемерию (ханжеству).
ISSN 2949-2092 (Online)