Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
Том 22, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2

История и археология

288-296 68
Аннотация
До недавнего времени о жизни Анны Павловны Четвериковой, погибшей в 1940 г. в Арлюкском отделении Сиблага и прославленной Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, было крайне мало сведений. В основном все они касались тех данных, которые изложены в архивно-следственном деле 1937 г., хранящемся в Государственном архиве Российской Федерации (Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-17284) и сведений о дате кончины А. П. Четвериковой. В настоящей статье впервые вводятся в научный оборот как материалы данного следственного дела, так и некоторые другие архивные документы, касающиеся жизни Анны Павловны, представляющие ее жизнеописание более полно, свидетельствующие о ней как о многолетней прихожанке Высоко-Петровского монастыря г. Москвы, а также имеющие отношение к некоторым видным деятелям Русской Православной Церкви первой половины ХХ в., таким как архиепископ Варфоломей (Ремов) и епископ Панкратий (Гладков). Открытым остается вопрос о монашестве Анны Четвериковой. Результаты исследования, безусловно, имеют значение как для Московской, так и для Кемеровской епархий Русской Православной Церкви, поскольку позволяют внести еще одно имя в Соборы новомучеников Высоко-Петровского монастыря г. Москвы и новомучеников и исповедников земли Кузнецкой.
297-306 64
Аннотация
Статья посвящена историко-юридическому анализу сложившегося в первой половине XVIII в. круга подходов и практик реализации приказчиками острогов и слобод Западной Сибири своих правоохранительных компетенций и призвана способствовать более глубокому пониманию сущности протекания в Российском раннеимперском государстве правоприменительного процесса на местах. Источниковую основу исследования составили делопроизводственные материалы и судебно-следственная документация из фондов Российского государственного архива древних актов. Автор показывает отсутствие четкой формальной выраженности полицейских полномочий приказчиков в нормативных положениях инструктивного характера, обосновывает приоритет среди фактической деятельности по охране закона и права действий, связанных с фиксацией преступлений и установлением фактов, задержанием, допросом, обыском и конвоированием подозреваемых, а также раскрывает три ведущих проявления государственных преступлений в локальной административной практике. Принадлежность, содержание и нюансы большинства процедурных аспектов правоприменения ощутимым образом зависели от общих тенденций эволюции как регионального, так и общегосударственного административного уклада. К середине XVIII в. приказчики острогов и слобод стали терять большую часть своих полицейских полномочий, которые в районах дислокации регулярных воинских подразделений переходили к военным командирам.
307-317 77
Аннотация
Сохранение объектов археологического наследия Кузбасса является одной из задач по формированию фонда предметов историко-культурного наследия Российской Федерации. Цель представленной работы – охарактеризовать причины одного из основных вызовов сохранению объектов археологического наследия – любительского «археологического» кладоискательства, предложить возможные ответы на этот вызов. Использованы методы правового анализа, контент-анализа сетевых ресурсов. Современное правовое поле Российской Федерации создает необходимые условия для сохранения объектов археологического наследия, в том числе регламентируя порядок поиска и извлечения из мест залегания археологических предметов. Любительское «археологическое» кладоискательство является противоправным, однако чрезвычайно широко распространенным занятием. Ситуация с «археологическим» кладоискательством в Кузбассе соответствует общероссийским трендам, но имеется и региональная специфика – высокий уровень социальной публичности «поисковиков» в попытках легализации своей деятельности, выраженная направленность на незаконный поиск археологических предметов Нового времени. В целом констатируется острая актуальность данной проблемы для сохранения объектов археологического наследия Кузбасса и предлагается ряд мероприятий по ее решению. В качестве таковых предлагаются информационные методы социальной маргинализации противозаконного «археологического» поиска; осуществление целевой программы по постановке на государственную охрану археологических комплексов Нового времени; оперативное пресечение незаконной деятельности кладоискателей для предотвращения разрушений отдельных объектов археологического наследия.
318-328 47
Аннотация
Предпринят анализ советского газетного рекламного дискурса второй половины 1940-х гг. Цель – анализ газетной рекламы потребительских товаров, представленной на страницах советской прессы второй половины 1940-х гг., направленный на реконструкцию презентуемых стандартов материального потребления, выявление региональной специфики рекламного дискурса. На базе анализа центральных газет и шести областных изданий различных регионов РСФСР выявлена количественная выраженность рекламных сюжетов, обозначена их тематическая специфика. Новизна исследования определяется тем, что в нем учтены территориальные особенности газетного рекламного дискурса различных регионов РСФСР (Северо-Западных регионов, Урала, Сибири и Дальнего Востока), выявлена количественная динамика рекламных сюжетов в диапазоне исследуемого периода. Анализ позволил прийти к выводу, что газетный рекламный дискурс отражал реалии послевоенного социально-экономического развития страны. Первоначально рекламируемый ассортимент товаров и услуг был достаточно узок, в 1948–1949 гг. началось его расширение. В территориальном разрезе большее количество рекламных объявлений и более широкий спектр предлагаемых товаров и услуг фиксировались в Урало-Сибирском регионе, где был выше уровень развития инфраструктуры (предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг), преобладало городское население, которое в сравнении с жителями деревни имело большие покупательские возможности.
329-339 111
Аннотация
Автор обращается к проблеме содержания, особенностям и потенциалу фронтовых дневников как источнику для изучения антропологического содержания Великой Отечественной войны. Рассмотрев точки зрения ведущих советских и современных специалистов в области источниковедения и методологии исторической науки, автор выделяет три взгляда на место дневников в источниковой классификации: эго-документы, объединение дневников и мемуаров в термин мемуаристика и выделение дневниковых записей в отдельный вид источников в составе группы документов личного происхождения. Использование метода контент-анализа позволило выявить наиболее важные моменты для авторов дневников, находящихся в экстремальных условиях военной повседневности. Биографический метод помог на основе анализа дневниковых записей сформировать образ человека воюющего в период Великой Отечественной войны. Сделан вывод, что фронтовые дневники обладают большим потенциалом для изучения военной повседневности, санитарно-бытовых условий, хода боевых действий глазами рядового участника, психологии человека воюющего, восприятия противника в период Великой Отечественной войны.
340-353 81
Аннотация
На основе материалов газет «Ленинский шахтер» и «Советская Сибирь», Государственного архива Кемеровской области, опубликованных исследований описан и охарактеризован процесс репрессий 1930-х гг. в г. ЛенинскеКузнецком. Особое внимание уделено «делу детей» и процессу над сотрудниками НКВД 1939 г. как событиям, обозначающим конец «большого террора». Сделан вывод, что острый характер репрессий в Ленинске-Кузнецком был определен невыполнением задач индустриального развития первых пятилеток и высоких планов угледобычи; быстро растущим населением города за счет категорий, попадающих под характеристику «враги народа»; установками горотдела НКВД быть лучшими в Западно-Сибирском крае. Количество и событийная насыщенность материалов газет о репрессиях опровергает мнение, что от простых граждан скрывали правду и они не знали о репрессиях и их масштабах. Автором определен подход к работе с газетами как с историческими источниками по истории репрессий в СССР. Газеты могут служить источником достоверной информации, необходимым для изучения репрессивной политики власти в 1930-е гг. и механизмов формирования общественного мнения, при учете исследователем их специфики. Уточнено, что для восстановления полной картины репрессий в отдельно взятом городе одних только материалов местных газет недостаточно, это требует использования широкого комплекса источников по проблеме.
354-361 57
Аннотация
Представлено описание служебного роста и краха партийной карьеры одного из видных представителей советской номенклатуры в Сибири 1920–1930-х гг. как характерного примера драматической судьбы сталинских управленцев – выходцев из нижних слоев общества. В статье описаны этапы восхождения будущего руководителя по ступеням иерархической лестницы и обретения им политического опыта. Отмечены важнейшие изменения в политике ВКП(б) в 1930-е гг., которые радикально меняли характер карьерного роста и искажали внутрипартийные взаимоотношения. В контексте громких разоблачительных кампаний и массовых репрессий 1937–1938 гг. оценивается общественно-политическая атмосфера и своеобразие сложившихся нравов в номенклатурной среде. Описывается роль и значение доносов как инструмента выявления «враждебных элементов», а также в сведении личных счетов. Драматический финал в судьбе бывшего секретаря райкома ВКП(б) и редактора сибирской краевой газеты служит выразительным отражением общей трагедии многих советских коммунистов – жертв репрессивной сталинской кампании «борьбы с правотроцкистскими двурушниками». Статья вводит в научный оборот новые исторические факты, позволяющие шире взглянуть на известные события, происходившие в стране и в Сибири в сталинскую эпоху.
362-369 65
Аннотация
Анализируется ситуация, связанная с побегами заключенных в Западной Сибири. Незаконное покидание ими мест лишения свободы в 1930–1945 гг. стало значительной проблемой для функционирования всей советской исправительно-трудовой системы. Цель – установление причин, последствий и форм побегов заключенных из мест лишения свободы в Западной Сибири в указанный период. Бытовая неустроенность, сложный производственный график, засилье бандитского элемента, суровые карательные меры за незначительные преступления и относительно мягкое наказание за побеги провоцировали осужденных на нарушение социалистического законодательства. Халатное отношение к службе, несоблюдение дисциплины и должностных инструкций, недостаточно эффективное использование агентурного аппарата способствовало незаконному уходу спецконтингента. Рост числа побегов в конце 1930-х гг. был связан с массовыми репрессиями в СССР и увеличением количества осужденных. В годы Великой Отечественной войны наблюдалась обратная картина: в связи с сокращением спецконтингента (из-за оккупации противником европейской части страны и призыва в действующую армию осужденных) уменьшилась численность беглых заключенных. Беглецы представляли реальную угрозу для местных жителей: оказавшись на свободе они совершали убийства, грабежи, разбои, кражи, изнасилования, тем самым значительно ухудшая непростую криминогенную обстановку в Западно-Сибирском регионе в изучаемый период. Благодаря самоотверженной службе сотрудников ОГПУ – НКВД СССР удалось предотвратить большое число побегов, задержать сбежавших заключенных.
370-378 62
Аннотация
Анализируется общественно-политическая ситуация в Касьминской, Тарьсминской, Титовской и Морозовской волостях Кузнецкого уезда Томской губернии в 1917–1919 гг., среди жителей которых преобладали старожилы. События на изучаемой территории затронули наиболее крупные поселения. Титовская волость вошла в систему Кузнецкого уездного народного собрания, а Касьминская сразу стала называться земской. Деструктивные начала в повседневную жизнь вносили отпущенные на полевые работы солдаты из запасных полков Томска и Новониколаевска. Существенную роль в партизанско-повстанческом движении сыграли анархисты и возглавляемые ими формирования (Г. Ф. Рогов, И. П. Новоселов, П. К. Лубков, И. М. Дрожжин). Самым известным и популярным партизанским командиром на изучаемой территории стал переселенец В. П. Шевелев-Лубков (1892–1939) из д. Шипицыной Титовской волости, фронтовик, георгиевский кавалер, подпрапорщик. Разгром белых в конце 1919 г. не стабилизировал положение. Анархистские отряды вступили в вооруженную борьбу с советской властью. В 1921 г. восстали крестьяне с. Брюханово и окрестных деревень. Только к концу 1922 г. были ликвидированы очаги сопротивления.
379-386 54
Аннотация
Рассматривается проблематика межкультурной коммуникации в аспекте культурно-антропологического подхода с привлечением исторических и современных исследований на примере деятельности Русской Православной Церкви в процессе инкорпорации одной из отдаленных окраин империи – Якутской области – в российское государственное пространство. Предпринята попытка осмысления проблем межкультурной коммуникации в аспекте межцивилизационного взаимодействия православной (христианской) цивилизации и локальной арктической цивилизации народов северо-востока Азии, указана причина перманентности процесса христианизации в Якутии, отмечена роль миссионерства как метода освоения новых территорий и специфика приходской деятельности. Обращено внимание на совершенствование системы отношений с иноверческим населением с учетом полиэтничности российского общества, когда патриархальные устои бытования заменялись нормами государственного права, а представители неславянских элит встраивались в структуру государства. Отмечено, что территориальная окраинность обусловила приоритет Русской Православной Церкви в социально-просветительской деятельности, так как государственные учреждения данного профиля возникали позже и вслед за церковными. Обоснован вывод, что деятельность Русской Православной Церкви в Якутии явилась значимым звеном в создании системы межкультурных коммуникаций окраинной территории в XVII–XIX вв., обеспечивающей вовлечение якутского этноса в российское государственное пространство.

Психология

387-396 85
Аннотация
В соответствии с подходами постнеклассической психологии ценности массового сознания выступают ориентиром нравственного поведения личности, что имеет особое значение при осмыслении содержательных характеристик деонтологического профиля личности специалиста, чья работа зависит от сформированности профессиональноэтических принципов. Формирование таких принципов должно происходить в период обучения в вузе, где формируются содержательные характеристики Я-образа, которые в своем ценностном измерении наиболее приближаются к ценностям массового сознания, являющимся универсальным регулятором любых форм человеческой активности. Таким образом, выявление особенностей формирования ценностных ориентаций студентов в динамике и разработка методов, направленных на воспитание у будущих профессионалов деонтологического комплекса, с учетом современных подходов постнеклассической психологии, является важнейшей научной и прикладной проблемой в педагогической психологии на настоящий момент. В связи с этим нами были изучены темпоральные характеристики динамики ценностных составляющих Я-образа у студентов деонтологического профиля на всех курсах обучения. В результате исследования выявлены основные ценностные составляющие, которые характеризуют сформированность морально-этических, деонтологических принципов у студентов на всех этапах обучения. Ценности студентов претерпевают изменения в процессе обучения. Ценности утилитарно-гедонистического характера наиболее выражены у студентов первого курса, но и по мере становления личности профессионала не уступают свои первые ранговые позиции вплоть до последних курсов обучения. Исходя из методологии М. С. Яницкого, выделившего ценностные типы личности, у студентов старших курсов доминирует промежуточный тип. Кроме того, отмечается рассогласованность представлений студентов о должных ценностных ориентациях профессионала и фактических ценностях, выбираемых студентами, что создает противоречие, которое необходимо разрешать в ходе воспитательно-образовательного процесса.
397-408 76
Аннотация
Открытая американскими позитивистами в 1970-х гг. выученная беспомощность может быть рассмотрена с двух позиций: как процесс и как результат. Факт сформированности состояния выученной беспомощности определяется дефицитом развития или выраженным нарушением в одной из сфер личности, которую состояние выученной беспомощности напрямую затрагивает: эмоциональная, мотивационная, волевая и когнитивные сферы личности. Однако возможность выявления выученно беспомощного состояния не является достаточной в плане оказания своевременной, системной психологической помощи. Возможность определить потенциальный риск возникновения и укрепления данного состояния в структуре личности на разных этапах онтогенетического развития (то есть подойти к его изучению с точки зрения процессуальности) – основная задача превентивной диагностики и планомерной профилактики состояния выученной беспомощности. В статье описано исследование особенностей формирования состояния выученной беспомощности на разных этапах онтогенеза (с периода старшего дошкольного до юношеского возраста) с целью выявления ее (беспомощности) маркеров, обнаружение которых создает возможность разработки специальной матрицы уязвимости сфер личности, связанных со структурными компонентами выученной беспомощности. Фрагменты исследования, представленные в материалах статьи, наглядно иллюстрируют логику построения системы психологической помощи, направленной на своевременную (первичную и вторичную) профилактику состояния выученной беспомощности у детей старшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.
409-417 55
Аннотация
Представлены результаты изучения влияния коллективистских и индивидуалистских ценностей молодежи на их представления о стране. Было выдвинуто предположение, что соотношение коллективистской и индивидуалистской направленности подвержено колебаниям под воздействием социально-экономических факторов и влияет на особенности представлений молодежи о России. Выборку составили студенты в возрасте 21–22 лет, обучающиеся в Нижнем Новгороде. Из них 120 студентов (79 девушек и 41 юноша) проходили обучение в 2010 г. и 100 студентов (62 девушки и 38 юношей) – в 2019 г. В качестве методов исследования использовались опросник ценностей Ш. Шварца и метод свободных ассоциаций. В ходе исследования выявлено, что ухудшение экономического положения большей части российского общества и рост внешнеполитической напряженности отразился на ценностях молодежи. Студенты в исследовании 2019 г. имели более выраженный сдвиг в сторону коллективистских ценностей, чем их сверстники в 2010 г. Неуверенность в себе, в собственных силах приводит к снижению потребностей в социальном признании и повышению значимости референтных групп. Для студентов с выраженной коллективистской направленностью характерна ориентация на героическое прошлое России и объединяющие народ традиции при пессимистических и плохо сформированных взглядах на будущее. Отличительная особенность студентов с индивидуалистской ориентацией – больший оптимизм восприятия будущего России при скептическом отношении к традициям, обусловленным историческим прошлым. Исследование помогло уточнить роль ценностной направленности в формировании представлений молодежи о своей стране.
418-425 63
Аннотация
Представлены результаты исследования проблемы соотношения психологической компетентности и саморегуляции будущих специалистов. Проведен анализ теоретических подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии, показано, что психологическая компетентность предполагает наличие сформированных психологических знаний, коммуникативных умений и навыков, а также развитой системы саморегуляции, позволяющей осуществлять эффективное управление своим поведением в ситуациях профессионального взаимодействия. Описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося среди студентов-психологов. Выявлены особенности коммуникативной компетентности студентов и таких регулятивных качеств, как саморегуляция, самоконтроль и самоэффективность. Установлены статистически значимые взаимосвязи между уровнем сформированности коммуникативной компетентности и особенностями регулятивных качеств студентов. В результате кластерного анализа выделены три группы студентов с различным уровнем сформированности коммуникативной компетентности и регулятивных качеств. Сделаны выводы, что регулятивные и коммуникативные компоненты психологической компетентности тесно взаимосвязаны между собой. Саморегуляция, самоконтроль, самоэффективность и коммуникативные умения студентов-психологов являются инструментальной основой для развития психологической компетентности. Сформированная саморегуляция помогает студентам понимать и контролировать свои поведенческие реакции и осуществлять осознанное и целенаправленное взаимодействие с окружающими людьми в проблемных ситуациях профессиональной деятельности, что способствует развитию психологической компетентности будущих психологов в процессе профессионального обучения.
426-436 61
Аннотация
Статья продолжает цикл работ, направленных на создание факторной модели потенциала креативного лидерства. Рассматривается влияние направления образовательной подготовки и гендера студентов на характеристики потенциала креативного лидерства. Предпринимается попытка на основании выявленных особенностей определить группы переменных, характеризующие потенциал креативного лидерства. Исследование выполнено в русле холодинамической и транскоммуникативной парадигмы. Для определения характеристик потенциала креативного лидерства использовались: 1) метод моделирования коммуникативных миров; 2) метод психосемантического графа; 3) методика Креативный тип личности по Майерс-Бриггс; 4) шкалограммный профиль коммуникабельности; 5) метод анализа социальных сетей. В исследовании приняли участие 189 человек: 101 студент гуманитарных специальностей и 88 студентов естественнонаучных специальностей. Полученные результаты показали специфичность креативных личностных характеристик и параметров коммуникативного мира студентов гуманитарных и естественнонаучных направлений подготовки. Специфика изучаемых компонент гендерных особенностей студентов оказалась несущественной для будущих исследований. Обнаружено, что студенты гуманитарных направлений, с одной стороны, более оригинальны, с другой – более конформны, склонны находить оригинальные негативные моменты в позитивных темах и проблемах. Студенты естественнонаучных направлений ориентированы на работу с конкретной информацией и фактами, более склонны взвешивать различные альтернативы и работать через планирование.
437-443 112
Аннотация
Статья содержит анализ эмпирических исследований по теме психологических характеристик, вносящих вклад в заболеваемость инфарктом миокарда. Исследования психологических коррелятов инфаркта миокарда фрагментарны и затрагивают следующие психологические категории: психические состояния, психические свойства личности, симптомы психических нарушений, стратегии поведения, социальные факторы. Цель данной статьи – описание результатов анализа эмпирических исследований психологических характеристик пациентов, перенесших инфаркт миокарда. Определены сложности и противоречия в исследованиях психологических факторов инфаркта миокарда. Диагностические возможности типа А утратили актуальность. Анализ противоречий в исследованиях типа D позволил предположить, что для дальнейшего изучения окажутся наиболее эффективными и щадящими лонгитюдные исследования на выборке изначально здоровых людей, а также подробные мета-анализы эмпирических работ. Отмечается, что роль враждебности в генезе инфаркта миокарда мало изучена на отечественной выборке. Тревожность у пациентов с инфарктом миокарда изучается широко, однако имеются разногласия о ее роли в механизме данного заболевания. Для прогнозирования психологических рисков в течении сердечно-сосудистых заболеваний требуется определить, в каких случаях и в сочетании с какими факторами личностная тревожность способна ускорить или замедлить наступление инфаркта миокарда. Для этого предлагается использовать следующие выборки: 1) с риском инфаркта; 2) после инфаркта; 3) прошедшие период реабилитации. Полученные выводы указывают перспективные направления дальнейших исследований для профилактики инфаркта миокарда.
444-454 73
Аннотация
С целью выявления взаимосвязи психосоциальной и физиологической адаптации подростков проанализированы типологические особенности психовегетативного, нейрофизиологического и эндокринного статусов 214 школьников обоего пола в возрасте 14–16 лет. Тип вегетативной регуляции определяли по данным кардиоритмографии. У подростков с симпатикотонией, ваготонией и эйтонией сравнивали показатели нейродинамики, эмоционального состояния, социально-психологической адаптации, а также содержание кортизола и тестостерона в слюне. Межсистемные взаимосвязи оценивали путем корреляционного анализа, на основании которого было установлено, что у подростков с преобладанием симпатических влияний отмечалась наибольшая степень сопряженности социально-психологических и вегетативных компонентов функциональной системы: по мере увеличения тревожности и проявлений социально-психологической дезадаптации усиливаются эрготропные влияния на сердечный ритм. У ваготоников было выявлено значительно меньшее общее количество корреляций, при этом проявлялась отчетливая взаимосвязь повышения уровня тревожности и усиления выраженности парасимпатических влияний. Подростки с эйтонией характеризовались меньшим количеством связей между показателями психологического, нейродинамического и вегетативного уровней по сравнению с представителями других типов вегетативной регуляции. На основании комплексной оценки полученных результатов у подростков были выделены типы адаптивных стратегий: трофотропный гипореактивный, характерный для ваготоников, особенно мальчиков с относительно высоким уровнем секреции стероидных гормонов; эрготропный гиперреактивный у симпатотоников, особенно у мальчиков с низким уровнем анаболических и катаболических стероидов и у девочек с относительно высоким содержанием тестостерона; сбалансированный, выявляемый у подростков с эйтонией. Полученные данные могут использоваться при создании педагогических условий для совершенствования адаптационных возможностей школьников, формирования и эффективной реализации индивидуального стиля деятельности и успешного обучения в подростковом периоде онтогенеза.
455-462 60
Аннотация
Исследуется развитие интеллектуальных способностей и произвольной сферы в контексте готовности к обучению в школе у детей, посещающих билингвальный детский сад. Авторы обращают внимание на то, что двуязычие рассматривается как средство когнитивного и коммуникативного развития детей. В связи с этим важной становится оценка когнитивного развития при диагностике психологической готовности к школе. Представлены результаты исследования готовности к обучению в школе дошкольников из билингвальных и русскоговорящих групп дошкольного учреждения. С использованием двух блоков методик, направленных на измерение уровня интеллектуальной готовности и уровня произвольной сферы, установлено, что дошкольники билингвальной группы имеют более высокий уровень произвольного внимания и структурного мышления по сравнению с дошкольниками русскоязычной группы. Дети из билингвальной группы более качественно перерабатывают зрительную информацию, чем дети русскоязычной группы. Проанализированы значимые связи разных аспектов психического развития дошкольников. Проведенное исследование показало, что результаты диагностических методик хорошо соотносятся друг с другом и позволяют оценить вклад развития памяти и произвольного внимания в успешность выполнения заданий, направленных на изучение мыслительных операций.
463-470 101
Аннотация
Современные студенты сталкиваются с проблемами адаптации не только к новой учебной среде, но и к межкультурному формату обучения. Такие проблемы могут быть связаны как со спецификой категоризации студентами членов других этнических групп, так и с их самокатегоризацией: тем, как они представляют члена своей же этнической группы. Цель – определить категориальную структуру образа представителя своего этноса у русских студентов, которая зависит от преобладающего у них типа этнической идентичности. Методология исследования базируется на системном подходе к анализу личности, теории восприятия Дж. С. Брунера, психосемантическом подходе В. Ф. Петренко, типологии этнической идентичности Г. У. Солдатовой. В качестве методов исследования выступили экспертный опрос, субъективное шкалирование и опросник «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой. Категориальная структура образа члена русской этнической группы представлена в виде факторных моделей – структур категорий, описывающих представителя русской национальности. Факторные модели выделены по основанию преобладающего типа этнической идентичности респондентов. В результате анализа четырех факторных моделей обнаружено, что молодежь с выраженной гиперидентичностью представляет членов своей этнической группы с более позитивной стороны, делая акцент на сильных и волевых качествах. Молодежь с нормальной этноидентичностью отмечает и достоинства, и недостатки представителей своего этноса. У группы студентов с выраженной этнической индифферентностью категории отрицательного полюса имеют больший вес по сравнению с категориями позитивного полюса. Студенты с выраженной гипоидентичностью видят членов своей этнической группы сугубо в негативном аспекте. Был сделан вывод о потенциальной обусловленности поведенческих паттернов в ситуации межэтнического взаимодействия содержанием категориальной структуры образа представителя своей этнической группы. Определены возможные способы формирования позитивной этнической идентичности, что определяет адекватное отношение к представителям своей и чужой этнической группы.
471-480 55
Аннотация
Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению агрессии и агрессивного поведения. Отмечается тенденция к изучению агрессивных форм поведения с учетом разнообразных факторов (биологических, социокультурных, психологических), механизмов формирования, детерминант подкрепления, способов диагностики, контроля и коррекции. Акцентировано внимание на перспективности изучения агрессивных проявлений с позиций анализа формирования личности и самосознания. Показано, что структура самосознания, характерная для индивидов, склонных к агрессии, оказывается заметно деформированной, что объясняется исследователями разрывом между Я-реальным и Я-идеальным, нарушениями способов регуляции поведения, трудностями рефлексии. Раскрывается значение факторов, способных обусловить высокий уровень агрессивного поведения подростков: неблагоприятные стили семейных отношений, уклонение от участия в учебном процессе, влияние групп сверстников и т. д.Отмечается, что предрасположенность к агрессивному поведению может быть связана с небольшим репертуаром конструктивных копинг-стратегий, недостаточным уровнем развития когнитивных способностей, трудностями контроля и регуляции эмоций. В рамках эмпирического исследования изучаются психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности. Проанализированы различия в уровнях выраженности разных форм агрессивного поведения между группой несовершеннолетних правонарушителей и группой нормы. Выявлены значимые связи между акцентуациями характера и формами агрессивного поведения на выборках исследования. Показаны особенности самооценки и самоотношения, характерные для подростков, имеющих опыт противоправного поведения.

Языкознание

481-488 47
Аннотация
В статье представлен анализ грамматической категории рода с точки зрения видного португальского лингвиста XVI в. Ф. де Оливейры, создавшего первую грамматику португальского языка (1536). Источниками исследования являются следующие произведения португальского автора: «Грамматика португальского языка», военно-морской трактат «Искусство войны на море», краткое историческое повествование о кругосветной экспедиции Ф. де Магеллана «Путешествие Фернана де Магеллана», трактат по кораблестроению «Книга о строительстве кораблей». В качестве объекта исследования использован языковой материал, отобранный как из грамматики Ф. де Оливейры, так и из других его вышеуказанных работ на основе ряда лингвистических критериев методом сплошной выборки. Рассматриваются способы определения рода: морфонологический, морфологический, синтаксический, анафорический, способ вторичной морфологизации. Для этого также исследуется явление вокалической инфлексии (чередование открытых и закрытых, чистых и носовых звуков), слова с одним окончанием для мужского и женского рода. Наряду с этим исследуются критерии выделения классов родов. Анализ воззрений португальского грамматиста на проблему грамматического рода показал, что не была рассмотрена проблема рода у слов Singularia / Pluralia tantum, грамматических дублетов, топонимов, эпиценов, притяжательных местоимений, причастий.
489-498 56
Аннотация
Представлены общие результаты исследования юридических понятий, образованных семантическим способом (с помощью семантической генерализации, расширения значения, институциональной спецификации, сужения значения, метонимического переноса, метафорического переноса или их корреляции). Отмечается взаимосвязь семантического терминообразования и полисемии. Называются причины неизбежности неоднозначности юридических понятий: (а) фактор создателя законодательного текста и адресата-реципиента; (б) открытость правовой терминосистемы, воспроизводство в текстах законов многозначных лексем, их переосмысление; (в) создание вариантов законодательных дефиниций и др. Особое внимание уделяется семантической генерализации и институциональной спецификации юридических понятий. Показывается взаимосвязь денотативно-предикативного и логико-понятийного подходов, механизм обобщения и абстрагирования лексического значения. В аспекте противопоставления функций, моделей образования и коннотационного потенциала рассматриваются различия метонимического и метафорического переносов. Отмечается высокая продуктивность метонимического переноса, а также юридических понятий, которые возникли на основе комбинации разных видов семантического терминообразования. Исследование проведено на базе текстов российских федеральных и региональных законов, с учетом применения различных подходов: дискурсивного, контекстуального, интертекстуального, компонентного, денотативно-предикативного, логико-понятийного, интерпретационного, сравнительного. Представленные в работе результаты, выводы и иллюстративный материал могут быть полезны ученым и практикам, которые исследуют юридическую терминологию, правовые тексты, вопросы русского языка как государственного.
499-506 49
Аннотация
В современной социолингвистике уже не первое десятилетие используется термин italiano neostandard, однако в отечественной лингвистической терминологии у него до сих пор нет устойчивого эквивалента. Как показано в статье, причины этого могут лежать в теоретической плоскости. До второй половины XX в. литературный язык Италии использовался преимущественно в письменной речи образованных людей, и его кодифицированная норма на протяжении столетий (с XVI в.) была устойчивой и адаптированной к ограниченному набору речевых жанров; этот язык получил название italiano standard. В современной Италии литературный язык обладает всей полнотой функций, а широта его употребления привела к изменению характера языкового варьирования. Новая норма – italiano neostandard – отличается большей гибкостью и учитывает стилистическую, региональную и социальную вариативность литературного языка. Вместе с тем границы понятия neostandard в современной лингвистике окончательно не определены; в частности, открытым остается вопрос о соотношении традиционной (italiano standard) и новой (italiano neostandard) нормы, которое может видеться и как сосуществование, и как вытеснение старого варианта нормы новым; эта двойственная природа понятия neostandard в конечном счете и приводит к затруднениям при переводе данного термина.
507-515 46
Аннотация
Статья посвящена изучению основных изменений в употреблении творительного инструментального, произошедших в русском языке в XI–XXI вв., и факторов, которые вызвали эти изменения. Исследование выполнено в рамках когнитивного подхода к языку, в частности теории концептуальной метафоры, согласно которой более сложные абстрактные понятия концептуализируются через более конкретные и доступные эмпирическому наблюдению. Материалом исследования являются тексты, представленные в Национальном корпусе русского языка, а именно в подкорпусах: основной (прозаические письменные тексты XVIII – начала XXI вв.), древнерусский и старорусский. Показано, что на изменения в употреблении творительного инструментального повлияли такие факторы, как снижение роли падежей и увеличение роли предлогов в русском языке, изменения в семантике слов, употребляющихся в творительном падеже или управляющих им, а также воздействие синтаксических моделей слов с близким значением и синтаксических моделей заимствованных слов. Продемонстрирована роль концептуальных метафор, являющихся когнитивными основаниями развития инструментального значения творительного падежа и синонимичных конструкций, составляющих конкуренцию творительному инструментальному. Было выявлено, что когнитивным основанием развития инструментального значения творительного беспредложного является концептуальная метафора, построенная на переосмыслении пространственного значения пути. Данная метафора является весьма продуктивной в русском языке, поэтому именно предложно-падежные конструкции через+винительный падеж и по+дательный падеж, инструментальное значение которых возникло на основании этой метафоры, чаще всего составляли конкуренцию творительному беспредложному и вытесняли этот падеж из семантических сфер, традиционно за ним закрепленных.
516-524 59
Аннотация
Данная статья представляет историко-этимологический анализ мотивирующих признаков концепта муж. Первый мотивирующий признак человек / мужчина является самым древним и восходит к праиндоевропейскому языку. Анализ этимологических словарей позволил выявить 42 мотивирующих признака изучаемого ментального образования. Совокупность первичных признаков, или внутренняя форма слова, является той основой, к которой будут «прирастать» новые когнитивные признаки. Актуальные мотивирующие признаки проявятся в виде понятийных, а дальнейшее наслоение смыслов приведет к появлению функциональных, оценочных, символических и образных признаков. В статье приведены примеры репрезентации данного концепта в литературе, в том числе современной. В результате исследования соответствующих словарных статей в этимологических и историко-этимологических словарях были выявлены следующие мотивирующие признаки концепта муж: человек / мужчина; супруг; взрослый (в зрелом возрасте) мужчина; понимающий; учёный; родоначальник, прародитель; амазонка; век; народ; люди; член правления общины; серьёзный; гражданин; храбрый, мужественный, смелый, отважный; сильный; боец, воин; рядовой; герой; известный, знаменитый; уважаемый, почтенный; деятель на общественном поприще; свидетель; свободный человек; крестьянин, земледелец; феодально-зависимый крестьянин; мужик (низкий статус в правовом отношении); укреплять, мужаться; человек, обладающий выдающимися мужскими достоинствами; самец; приближенный царя, короля или князя, знать; царский служащий, княжеский дружинник; божественный муж; муж желания; муж крови – убийца; мужи большие – привилегированная часть свободного населения в Древней Руси; мужи молодые – менее привилегированная часть свободного населения в Древней Руси; вельможа (великий муж); домочадец; слуга; рука (работник); раб; готовый. Наличие такого большого количества мотивирующих признаков подтверждает древнюю историю концепта и его высокую социокультурную значимость в языковой картине мира русского народа.
525-532 46
Аннотация
Рассмотрен вопрос о сенсибилизации немецкого общества к иностранным для него языкам и культурам в последние десятилетия, обращено внимание на отсутствие противоречия между современным требованием многоязычия и продвижением немецкого языка в европейском сообществе как цельного, стабильного языка. Авторы выражают мнение, что в условиях подвижности границ между языками особую роль играет формирование языкового сознания. Цель состоит в выявлении, описании и анализе морфологии иноязычных заимствований (на примере немецкого языка), которые диктуются потребностями современного европейского общества. Предпринята попытка вскрыть причины неполной или невозможной ассимиляции заимствований в немецком языке. Сделаны следующие выводы: к орфографическим особенностям англоязычных заимствованных существительных относится дефисное написание; глаголы получают формы слабых глаголов и окончания при спряжении подобно немецким слабым глаголам; большинство существительных-заимствований имеют неустойчивый грамматический род, другие уподобляются немецким именам существительным и получают флексии; синтагматика имен прилагательных, заимствованных из английского языка, определяется фонетическими особенностями слов в английском языке.
533-540 58
Аннотация
Cтатья посвящена анализу соматических концептуальных метафор в русской и английской лингвокультурах. Объектом исследования выступают два макроконцепта: земля и earth / land. Предмет – авторские тексты с включенными репрезентантами исследуемых макроконцептов. Материал исследования собран в Национальном корпусе русского языка и Библиотеке Гуттенберга. Актуальность исследования обусловлена необходимостью объяснения существования целого набора соматических метафор земли в изучаемых лингвокультурах. Новизна заключается в обращении к фактам русской и английской лингвокультур в описании соматического кода в рамках исследования макроконцептов земля и earth / land. Cоматизмы выражаются посредством традиционных противопоставлений, обусловленных культурой русского и английского народов: правая сторона / левая сторона; внутреннее / внешнее; мужское / женское; единичность / множественность. Однако соматический код проявляется не только в дихотомии, но и трихотомии: передняя часть / боковая часть / задняя часть; верх / середина / низ; центр / связующие элементы / периферия. Важной чертой сравниваемых лингвокультур является наделение земли признаками одушевленности и одухотворенности. Русский макроконцепт земля объективируется соматическими признаками: бок, глаза, грудь, кишки, кость, кровь, ладони, лицо, лоно, пол, пуп, рот, руки, сердце, спина, тело, хребет, чрево / утроба. Английский макроконцепт earth / land актуализируется соматическими признаками: бок, грудь, кишки, кровь, лицо, лоно, пол, пуп, рот, руки, седалище, сердце, талия, тело, хребет, чрево / утроба.
541-548 42
Аннотация
Статья посвящена описанию результатов исследования словосочетаний, функционирующих в немецком рекламном тексте горного оборудования, которые обладают суггестивными прагмасемантическими характеристиками. Цель – показать семантические характеристики языковых единиц (словосочетаний), используемых в немецких рекламных текстах горного оборудовании для создания прагматического эффекта суггестии. Задача – классифицировать и описать прагмасемантические типы суггестивных словосочетаний с использованием методов компонентного, морфологического и синтаксического анализа – решается на примере словосочетаний, суггестивно характеризующих рекламируемое горное оборудование. Суггестия в рекламе горного оборудования носит особый характер, так как ей противостоит сознательное желание технического специалиста приобрести эффективное и рентабельное оборудование. Функцию суггестии в рекламном тексте призваны осуществлять, в частности, слова и словосочетания, которые создают положительный образ объекта рекламирования и суггестивно описывают его полезность потребителю рекламы. Значительная доля словосочетаний с семой безопасность объясняется прагматической пресуппозицией: горное производство высоко опасно, поэтому оборудование должно способствовать повышению производственной безопасности. Эргономические характеристики управляемость, технологичность и осваиваемость горного оборудования суггерируются также характеристиками производственной безопасности. Анализ показал, что большая часть суггестивных словосочетаний имеет адъективный ядерный компонент, что объясняется тем, что в немецком языке для описания качества предназначены, прежде всего, имена прилагательные как слова качественные.
549-557 48
Аннотация
Статья посвящена когнитивной функции метафоры в профессиональном дискурсе, который представлен в системе профессиональной терминологии как языковое проявление профессионального мировоззрения. Демонстрируется эволюция разных подходов к феномену метафоры в научном дискурсе и профессиональных терминологических системах. Конвергенция направлений и методов исследования, интеграция и взаимопроникновение подходов к исследуемому объекту позволяют выстроить рамки концептуальной логики структур ментального знания, объективируемых в системах терминологических единиц. Концептуальный анализ метафорических терминологических дериватов, обогащенных семантическим анализом компонентов определения терминов, дает эмпирическое доказательство того, что антропоцентрический принцип является основной тенденцией в процессе формирования метафоры в профессиональном дискурсе нефтепереработки. Метафора рассматривается как когнитивный механизм, связывающий новые неизвестные понятия с привычными явлениями из повседневной жизни человека. Доминирующие концептуальные метафоры создаются по принципу антропоцентризма путем объединения исходной области, включающей систему глубоких онтологических знаний о человеке, и целевой области, представляющей специальные концепты профессионального дискурса. Познавательный потенциал метафорических моделей описан на основе метафорической деривации профессиональной терминосистемы нефтепереработки. Метафорически сформированные терминологические единицы помимо номинативной выполняют пояснительную функцию, визуализируя процессы нефтепереработки, чтобы дать возможность понять сложную структурную организацию профессионального дискурса.
558-564 52
Аннотация
Предметом статьи явилось описание наиболее непоследовательно и противоречиво представленных в лингвистике модальных категорий долженствования и необходимости. Изучению модальности в целом и ее частных разновидностей посвящено множество научных работ. Интерес к ее исследованию вызван повышенным вниманием к роли языка как средства коммуникации и индивидуализации мыслительно-речевого процесса человека. Актуальность поднимаемой проблемы созвучна с общей тенденцией усовершенствования, упорядочения и систематизации понятийно-терминологического аппарата лингвистической науки, поскольку субъектная модальность, обладая многоплановостью семантики, разнообразными средствами выражения и множественностью возможных вариантов соотношения между формой и содержанием в процессе речевого функционирования, обусловливает появление в науке различных, часто противоречивых и запутанных интерпретаций модальных категорий. Рассматривается вопрос о соотношении долженствования и необходимости в общем поле модальности, выясняется их языковая природа. Цель – используя методы анализа, сравнения и обобщения, определить содержательную основу указанных модальностей и показать, в какой семантической взаимозависимости они находятся. Делается вывод о том, что рассматриваемые виды ирреальной модальности представляют собой разные, отличные друг от друга категории с общей областью семантики и употребления языковых средств. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые обобщен обширный теоретический материал по изучению долженствования и необходимости в лингвистике. Это позволило выявить специфику их значения и тем самым предоставить основу для дальнейшей разработки проблемы языковой модальности. Результаты проведенного анализа могут быть использованы в теоретических и практических курсах при подготовке специалистов филологических специальностей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)