Биология
Полученные в настоящей работе данные позволили выявить особенности реагирования кардиореспираторной системы на физическую нагрузку различной мощности у студентов-игровиков в зависимости от индивидуальной подвижности нервных процессов. Более выраженные сдвиги со стороны параметров кардиореспираторной системы у студентов с низким уровнем функциональной подвижности нервных процессов, по сравнению с лицами, характеризующимися высокими скоростными нейродинамическими показателями, выявляются уже при выполнении физической нагрузки малой интенсивности, что необходимо учитывать в ходе профессионального отбора в игровые виды спортивной деятельности, при организации тренировочного цикла и в соревновательном периоде. При выполнении нагрузок средней интенсивности – 50 Вт (на фоне адекватного изменения характеристик кардиореспираторной системы) межгрупповой анализ существенных различий не выявил, что свидетельствует о приблизительно идентичном уровне регуляции у представителей с высокими и низкими напряжения механизмов психофизиологической значениями уровнем функциональной подвижности нервных процессов. Характер реагирования кардиореспираторной системы на мышечную нагрузку различной мощности указывает на то, что в рекреационном периоде после выполнения интенсивной физической нагрузки только у лиц с высоким уровнем функциональной подвижности нервных процессов отмечается наиболее быстрое восстановление функций дыхания и кровообращения, а у студентов-игровиков с низкими нейродинамическими характеристиками регистрируется удлинение этого периода, что соответствует реакции восстановления после умственной нагрузки. У обследованных студентов, занимающихся игровыми видами спортивной деятельности, выделены два типа приспособительных реакций: 1) у игровиков, где особенности психофизиологической конституции (организации) соответствуют виду спортивной специализации, регистрируется адаптивная реакция, которая может быть обозначена как условная норма, характеризующаяся высоким уровнем функциональной подвижности нервных процессов и сердечного ритма (преобладанием активности парасимпатической нервной системы), низкой физиологической «ценой» адаптации кардиореспираторной системы; 2) лица с низким уровнем функциональной подвижности нервных процессов и работоспособности головного мозга обнаруживают существенное смещение вегетативного баланса в сторону выраженных симпатических влияний и могут быть отнесены, с точки зрения адаптивных возможностей, к группе с компенсаторным напряжением, с более высокой физиологической «платой» аппарата кровообращения за выполнение деятельности.
Математика
В данной работе строится математическая модель производственной системы региона с учетом экологического аспекта. Для этого в модель вводятся параметры природосберегающих технологий, под которыми подразумевается применение очистных сооружений на предприятиях региона и наращивание их мощностей, а также финансирование научных исследований с целью уменьшения выбросов вредных веществ и более рационального использования ресурсов. Эта модель описывает один из аспектов экономико-экологического взаимодействия в регионе и может рассматриваться как составная часть общей модели его устойчивого развития. Конечная цель работы заключается в построении динамической модели, описывающей изменения экономического потенциала региона и степени загрязнения окружающей среды, а также позволяющей определить наиболее оптимальный путь развития для достаточно длительного промежутка времени.
В данной работе показаны возможности N- кратномасштабного вейвлет-анализа для изучения временных рядов, возникающих в экономике. В качестве примера рассмотрены 15-минутные данные об объемах продаж акций компании Лукойл на ММВБ за 2006 год. Найдено вейвлет-разложение временного ряда объемов продаж сначала с коэффициентом N=4, затем – с коэффициентом N=8 и, наконец, с коэффициентом N-5. Разделение сигнала на серию высокочастотных компонент позволяет выделить основные периоды колебаний объемов продаж, что невозможно при обычном спектральном анализе. Предложенные методы применимы и для анализа цен акций.
Педагогика
В статье рассмотрены группы факторов, влияющих на физическое воспитание обучающихся: личностные факторы, познавательные, методические, санитарно-гигиенические, материальные. Комплексность воздействий всех средств физического воспитания – важнейший фактор, определяющий результативность используемых физических упражнений. Оздоровительная эффективность физического воспитания также зависит от ряда факторов: биологических, социальных и личностных. Особую роль в оздоровительной эффективности этого процесса играют педагогические факторы, к которым относятся: правильность подбора средств и методов обучения и профессиональная компетентность преподавателя физического воспитания, контроль, состояние обучающегося в разные периоды учебного процесса – основной источник получения информации об эффективности физического воспитания. Описано влияние этих факторов при организации физического воспитания обучающихся на примере организации их занятий туризмом.
Опыт самостоятельной поисковой работы студентов с материалами на английском языке, в том числе в Интернете, может стать основой творческой деятельности и на этапе поиска, и на этапах продуктивной деятельности. Практика показывает, что тексты подбираются по их целевому назначению, функциональности и потенциальной деятельности в разных форматах; поэтому типологии текстов – тренировочные, иллюстративные, обобщающие по теме, обзорно-контрольные по нескольким темам и т. п. – основа их дифференциации на этапе подбора текстов с точки зрения их функциональности, равно как и с учетом различий в индивидуально типологических стилях самостоятельной деятельности студентов и их уровня умений вести такую работу. Описаны примеры этапов работы с текстом: просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение, стадия собственно чтения, поисковое чтение.
Одним из важных путей повышения интереса к иностранному языку является его связь с общепрофессиональными и специальными предметами, т. е. его профессиональная направленность, что способствует повышению общей образованности студентов, активизирует их мыслительную деятельность и коммуникативные навыки, прививает умение самостоятельно работать, создает возможность для повышения языковой компетенции. Мы рассматриваем профессиональную направленность в обучении английскому языку в профессиональном учебном заведении как важнейший принцип для осуществления связи процесса обучения английскому языку с общетехническими и профессиональными знаниями студентов через определенные способы реализации этой связи. Реализация принципа профессиональной направленности разрешает противоречие между задачами, связанными с развитием личности в аспектах целостности и профессионализма, обеспечивает как регулированное соотношение общего и специализированного, так и взаимосвязь общего и профессионального при одновременном изучении основ наук и профессионально-технических дисциплин; как указывает пути установления связи обучения с практикой, с профессиональной деятельностью человека, так и нацеливает на формирование профессиональной направленности личности специалиста как ее важнейшего свойства. Установление взаимосвязи общего и профессионального образования по содержанию, формам и методам обучения является важным дидактическим условием успешной организации воспитательно-образовательного процесса. Приведены методы и упражнения для реализации на практике принципа профессиональной направленности английского языка.
Описана работа Кемеровской студии телевидения: с 1958 по 1967 гг. работа телестудии осуществлялась в основном на местном материале, учебные кинофильмы по школьным дисциплинам демонстрировались практически без особых проблем, т. к. разрешающая способность телекамер того времени и их чувствительность были невысокие. С приходом учебных программ ЦТ совершенно отпала необходимость использования местного ТВ в изучении иностранных языков. Уменьшился объем местного вещания, стали меняться и подходы к образовательным передачам. Остались лишь отдельные направления и темы. Наряду с постоянно идущими передачами «В помощь школе. Физика» и «В помощь школе. Математика» появились в 1970 г. передачи, посвященные наиболее типичным ошибкам абитуриентов на вступительных экзаменах по физике, русскому языку, математике и химии. Для школьников сотрудники КемГУ проводили специальные телевизионные конкурсы, что впоследствии оказало прямое влияние на число абитуриентов и авторитет КемГУ. Элементы программированного обучения в вузах нашей области начали применять с 1965 г. Начиная с 1968 г., в отдельных институтах по рекомендациям республиканских методических кабинетов были созданы специальные комиссии по внедрению программированного обучения и технических средств обучения. В марте 1973 г. в КузПИ был создан студенческий вычислительный зал, который включал в себя ЭЦВМ с малыми ЭВМ типа «Наири» и «Проминь» и зал ЭКВМ. В 1974 г. начал функционировать отдел ТСО в КемГУ, созданный на базе учебного кабинета кафедры общей физики. В 1970-е гг. в вузах и школах Кузбасса начали использоваться простые и примитивные контрольно-тренировочные устройства типа ОП1. В процессе информатизации образования в Кемеровской области условно можно выделить три этапа. На первом этапа (1985–1990) были осуществлены централизованные поставки в школы Кузбасса компьютеров «Ямаха», «УКНЦ», «Корвет», «БК0010» и др. Всего было оснащено около 30 разных типов компьютерных классов, что составило ~ 85 % от объема потребностей. Все указанные компьютеры ни аппаратно, ни программно не были совместимы друг с другом. В 1985–1987 гг. обучение преподавателей информатике проводилось по безмашинному варианту на базе НГПИ и КемГУ. На втором этапе (1990–2000) завершились работы по переходу к изучению информатики с обязательным использованием компьютеров. Современный (третий) этап информатизации образования характеризуется тем, что в сфере образования задействовано несколько федеральных и областных программ, создаются условия для широкой межпредметной интеграции, реализуются задачи индивидуализации обучения каждого преподавателя использованию информационных технологий на занятиях, разрабатываются информационные ресурсы с современным техническим оснащением и программы повышения квалификации в новой форме, приспособленной для дистанционного обучения с применением электронных коммуникаций. Историю развития информационных технологий в Кузбассе можно проследить по истории создания Центра новых информационных технологий КемГУ (ЦНИТ КемГУ) в 1974 г.
Психология
Рассмотрены полезные функции супружеских отношений. Особое внимание уделено подростковому возрасту. Семейные отношения в форме межличностных отношений осуществляются в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений. Наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, ответственность, самокритичность. В условиях гармоничности и полноценности семейных отношении почти всегда преобладает более эффективный, демократический стиль воспитания, в основе которого лежат внимание и поощрение, тогда как в семьях с преобладанием конфликтных ситуаций чаще отмечается авторитарный стиль воспитания, основанный на строгости и наказании. Проводилось тестирование подростков средней общеобразовательной школы № 10 г. Юрги, учащихся 6-х классов. В результате мы тестировали 30 подростков, а также их родителей в количестве 50 человек. После проведенного исследования, на основе характеристик классных руководителей, учителей, выяснилось, что большинство подростков, у кого родительские отношения протекают по типу «отвержение», «авторитарней гиперсоциализации», «маленький неудачник», являются детьми с девиантным поведением, и некоторые из них состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Существует тесная статистически достоверная взаимосвязь между родительскими отношениями и индивидуально-психологическими особенностями подростков, т. е. в зависимости от того, по какому типу протекают отношения родителей: «отвержения», «кооперации», «симбиоза», «авторитарной гиперсоциализации» или даже «инфантилизации».
Агрессиивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, а также необходимостью защитить себя в ситуации, из которой не видит конструктивного выхода, кроме драки, словесных угроз и др. Особенностью этого возраста является большая социальная активность, направленная на усвоение образцов и ценностей, на построение удовлетворительных отношений со взрослыми и товарищами. Проводилось психодиагностическое обследование с целью выявления агрессивных и враждебных реакций в процессе адаптации к условиям обучения подростков в ГОУ «Областная кадетская школа-интернат милиции». В исследовании принимало участие 139 человек, из них 74 обучающихся 11-х классов и 65 учащихся 10-х классов. Психодиагностическое обследование показало, что уровень агрессии учащихся 10-х и 11-х классов в целом очень высок, что подрывает процесс адаптации учащихся к условиям обучения в «Областной кадетской школе-интернате милиции». В работе с агрессивными подростками педагогам необходимо опираться на принципы личностно-ориентированного подхода к воспитанию ребенка, который дает возможность учитывать личностные факторы при выработке педагогом стратегий и тактик управления агрессивным поведением. Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного школьника.
Цель – выявление связи акцентуаций характера у лиц юношеского возраста с доминирующим типом межличностных отношений и типом темперамента. Объектом исследования явились студенты 1 курса университета культуры и искусств, будущие социальные работники, профессиональная деятельность которых предполагает тесный контакт с различными людьми. Исследование проводилось с использованием теста межличностных отношений ЛИРИ методики определения типа темперамента А. Белова и теста тревожности Спилбергера-Ханина. Описаны типы: застреваемый тип акцентуации, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимический, дистимный, демонстративный, экзальтированный. Рассмотрен авторитарный тип отношений и его связь с первичными акцентуациями, а также взаимосвязь типов темперамента и типов отношений. В результате проведенного исследования выявлены опасные, в плане невротического поведения, сочетания типов акцентуаций личности с типом темперамента и межличностных отношений студентов – будущих социальных работников. Обратная связь холерического типа темперамента с эгоистическим типом отношений и подчиняемостью, положительные связи флегматического темперамента с агрессивным, подчиняемым и зависимым типами отношений, положительные корреляции меланхолического темперамента с подозрительностью, подчиняемостью, зависимостью и альтруизмом в межличностных отношениях в силу своей противоречивости могут приводить к чертам невротического поведения личности.
В процессе исследования была выдвинута и подтверждена гипотеза: агрессивность зависит от стиля взаимоотношений подростков; властное подавляющее поведение со стороны сверстников и старших способствует развитию агрессивности; подростки с гуманистическим стилем взаимоотношений менее агрессивны, чем с авторитарным. Были проанализированы стили поведения подростков и их влияние на агрессивность. В исследовании принимали участие 35 человек (от 15 до 17 лет),учащиеся 11 классов ГОУ «Кадетская школа-интернат кадетский корпус МЧС» п. Плотниково. В ходе исследования была использована методика «Формула темперамента» (А. Белова). На основе полученных данных сделаны выводы: эмотивность в большей степени присуща сангвиникам, флегматикам, меланхоликам; гипертимностью отличаются холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики; тревожность и педантичность встречается только у меланхоликов; возбудимость и экзальтированность отмечается только у холериков и сангвиников; застреваемость встречается у холериков, меланхоликов, флегматиков. Гуманистический стиль ярко выражен у сангвиников, холериков и флегматиков; авторитарный стиль характерен для меланхоликов и менее выражен у сангвиников и флегматиков; индифферентный стиль выявлен у флегматиков; гуманистически-авторитарный присутствует у всех типов темпераментов, кроме флегматиков; гуманистически-индифферентный – у холерика. Авторитарная система отношений фиксирует свое внимание на внешних сторонах и способствует дискомфорту личности, снижает ценность личности, поднимает в цене вещь и приводит, в конце концов, к деградации общества. Наличие взаимосвязи между агрессивностью и стилями взаимоотношений подтверждаются в работе экспериментальными данными.
Рассмотрено понятие эффективности, в том числе с экономической точки зрения. Одним из важнейших факторов успешного функционирования и развития банковского бизнеса в современных рыночных условиях является наличие в банке адекватной системы оценки эффективности деятельности банка. Одним из компонентов эффективности является оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении, на которое непосредственное влияние оказывают такие факторы, как размер и состав организации, технология производства или оказания услуг, внешняя среда. Проведена оценка влияния следующих факторов на уровень централизации управления российскими банками: размер и состав организации; банковские технологии, внешняя среда. Сделан вывод о преобладании в России централизованной структуры управления организацией. Этот вывод опирается на необходимость учета личностных особенностей сотрудников и построение единой модели управления организацией, включающей параметры научно-технической, экономической и социально-психологической эффективности.
Рассмотрены вопросы педагогического общения в структуре «преподаватель – студент» и их особенности проявления и эффективности в вузе. Предъявлены экспериментальные данные, характеризующие взаимосвязь стилей общения и индивидуально-психологических особенностей преподавателя, а также результаты изучения восприятия и оценки студентами различных стилей педагогического общения. Исследование проведено на межфакультетской кафедре психологии КемГУ. Участниками эксперимента были 18 преподавателей и 60 студентов IV и V курсов КемГУ. Сделан вывод, что преподаватели со стилями «Общение на основе дружественного расположения» и «Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью» получили большее количество баллов в целом по всем шкалам анкеты, чем преподаватели, проявляющие такие стили, как «Общение-устрашение» и «Общение-дистанция». Наиболее эффективен для университета стиль педагогического общения «Общение на основе дружественного расположения».
Химия
В настоящей работе представлены результаты цикла исследований, направленного на выяснение природы и закономерностей процессов, протекающих в условиях атмосферы в индивидуальных и двухслойных наноразмерных слоях оксида молибдена (VI) и алюминия различной толщины в зависимости от температуры и времени термообработки.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Рассмотрен процесс политического развития Аварского каганата в последней трети VI – начале IX вв. и Дунайской Болгарии с последней трети VII в. и по середину IX в. Мы можем говорить о широких возможностях применения концепции многолинейного развития к истории раннесредневековых этнополитических образований. Несмотря на то, что мигрировавшие в Подунавье авары и тюрко-болгары оказались в схожей ситуации и использовали близкие модели взаимодействия с Византией и подчиненным оседлым населением, динамика и содержание дальнейшей трансформации Аварского каганата и Болгарского ханства существенно различались. Если в Аварском каганате, несмотря на сменявшие друг друга кризисы и взлеты, властная система в целом сохраняла черты сложного вождества (механизмы воспроизводства модели сложного вождества в Аварском каганате требуют дополнительного изучения), то Болгария пережила сложный и длительный переход от вождеской к раннегосударственной власти, синтезировавшей кочевые тюркоболгарские, византийские и славянские политические традиции.
Рассмотрен ряд факторов и проблем, связанных с энергетической стратегией Кузбасса. 1. Зависимость угольного экспорта от объективных факторов в связи с неустойчивостью сегмента монокультурного Кузбасса на конъюнктурном мировом рынке и острейшей конкуренцией со стороны австралийских, южноафриканских, польских и прочих углей. 2. Ослабление отрицательных объективных факторов – ограничителей кузбасского экспорта, возможно, с использованием внутрироссийских регуляторов, прежде всего «налога на расстояние» – транспортной составляющей. 3. Отсутствие в российских портах достаточно мощных угольных терминалов. 4. Опасность для производителей угля представляет нестыковка коммерческих и корпоративных (в принципе чуждых учету политической конъюнктуры) интересов угольщиков, энергетиков, транспортников, с одной стороны (в том числе и между собой), и общегосударственных задач, с другой стороны. 5. Конкуренция цен со стороны других разновидностей энергопродукции, влияющая на размер доли угля в топливно-энергетическом балансе. 6. Проблемы развития технических факторов роста угледобычи – прежде всего проблема наличия современной техники и технологий, адаптированных к горногеологическим условиям конкретного угольного бассейна. 7. Механическое наращивание экспортных поставок угля на мировой рынок не может быть оптимальным путем решения финансово-экономических проблем Кузбасса и энергетических проблем потребителей. Предпочтительна принципиально иная стратегия развития бассейна на более высоком технологическом уровне. 8. Дополнительные резервы для повышения доли угля: уменьшение потребления угля народным хозяйством самого Кузбасса, в том числе известным методом подземной газификации угольных пластов, а также за счет извлечения из них природного газа метана.
Территория и экономика России являлись передаточными звеньями в структуре торгового обмена между Западом и Востоком. Благодаря этой торговой системе на новых территориях российской империи формировался особый тип социальных связей не даннического типа и развивались социальные практики, вполне адекватные эпохе авантюрного капитализма и ранних форм европейского колониализма. Русская миросистема функционировала в режиме выраженной автаркии, но далеко не в условиях самоизоляции. Модели экономической экспансии, торгового предпринимательства и колонизации отрабатывались на средневековых фронтирах русской цивилизации. В полной мере это относится к ганзейским городам Руси – прежде всего к Новгороду, который был прочно интегрирован в мир-экономику балтийского региона. Специфика русской мир-экономики выразилась в том, что она в своих внешних связях была ориентирована не столько на Запад, сколько на Юг и Восток, по осям Дон – Азовское море, Волга – Каспий и Пермь – Тобольск, в направлении рынков Османской империи, Ирана, Джунгарского ханства и Китая. В России, как и в Европе, появляются крупные монополистические корпорации негоциантов – гостей, связанных с абсолютизмом протекционистскими и меркантилистскими интересами. Социальные последствия предпринимательской деятельности волостных богатеев, превратившихся в крупнейших купцов и дворянский род, видны на примере крестьян Строгановых. Ярким представителем этого поморского рода был Аникий Федорович Строганов. Экономическое и хозяйственное освоение огромных ареалов Сибири в «допетровский» период развивалось в несколько этапов. От торговли пушниной в начале XVI в., которой занимались преимущественно служилые, до начала XVIII в., когда происходит становление относительно самостоятельного торгово-промышленного предпринимательства как социально-экономического института. В этот период расширяются внутренние и внешние границы потребительского рынка, упраздняются внутренние таможни и организуются внешние, появляются новые социальные слои потребителей. Кустарные ремесла перерастают в промышленность, юридически оформляются стихийно сложившиеся ярмарки в крупных городах Сибири, сибирский хлеб начинает экспортироваться в Европейскую Россию. Однако общий фон социально-экономической жизни России определялся усилением крепостничества. Специфика русского аграрного общества выразилась в невыделенности индивида на фоне корпоративной солидарности общины, соборности и неразвитости институтов частной собственности. Русский город позднего средневековья не развился в центр ремесла и торговли, оставаясь административным центром, в котором тон задает не третье сословие, а чиновники и феодальная знать. Неразвитость торгово-ремесленных структур приводила к несформированности страт городского населения, отсутствию коммунального движения, повсеместному городскому самоуправлению. Отметим два важных для миросистемной парадигмы обстоятельства. Во-первых, российская цивилизация испытала существенное воздействие кочевников. В конечном итоге к концу средневековья произошла трансляция и усвоение некоторых тюркских, «ордынских» политических и идеологических традиций, характерных именно для кочевых империй (образ власти, способы освоения и контроля пространства). Во-вторых, воздействие византийской политической идеологии и культурных стереотипов – в частности, матрица православной империи, заимствованных у греков целиком в готовом виде. В этой системе координат развитие нововременного государства в России закономерно пошло в рамках отличной от Запада модели. Под воздействием указанных факторов вектор исторического развития России в большей степени соответствовал типу мир-империи, чем мир-экономике. Это территориальная, преимущественно военная, экспансия с целью захвата новых даннических провинций, территорий со стратегическими ресурсами, богатыми торговыми путями и т. д., удержание захваченных провинций от держав-конкурентов.
Рассмотрены причины утраты независимости народов Востока в Новое время. В отечественной и зарубежной исследовательской литературе установление колониального господства европейцев объяснялось отсталостью народов Востока (П. Мун, Н. Фергюсон). Утвердившиеся в Европе представления об отсталом Востоке во многом повлияли на формирование «европоцентристского» подхода к изучению истории Востока. В основе его лежала концепция превосходства европейской модели развития. Отсталость Востока ассоциировалась с деспотическим характером власти, отсутствием сословных привилегий, поголовным бесправием (Ф. Бернье, А. Смит). А. Дж. Тойнби, в отличие от предшественников, выделявших социальные, экономические и политические факторы, считал, что превосходство Европы было только в технических знаниях. Впоследствии эти представления вылились в идею о неизбежности колониального порабощения стран Востока европейцами, в чьих странах победил капиталистический способ производства. Эта точка зрения была принята в многочисленных учебных пособиях. В ходе дискуссий, развернувшихся в СССР в 20–30-х гг. XX в. (известных в науке как дискуссии об азиатском способе производства), была разработана концепция пяти социально-экономических формаций. Исторический опыт и реалии стран Востока в XX в. не соответствовали этой модели. Это послужило причиной возникновения второй большой дискуссии об АСП в 60-х – начале 70-х гг. XX в. Была возрождена идея «восточного феодализма», появившаяся еще во время первой дискуссии, но отвергнутая как несоответствующая. Согласно ей, феодализм на Востоке возник из родового строя, минуя рабовладельческий, и включил в себя черты АСП. После этого были разработаны такие концепции как, власть – собственность (Л. С. Васильев), аренда – издольщина (В. П. Илюшечкин). О. Е. Непомнин предложил новое определение феодализма в Китае как «арендно-бюрократическое». К. Н. Седов предложил использовать методику американского социолога Т. Парсонса для определения различий и особенностей развития основных регионов мира. Главным критерием выступала система ценностей о значимости деятельности человека в данном сообществе. Появились интересные и глубокие исследования религиозно-философских систем, социально- политических и экономических учений, художественной и бытовой культуры народов Востока (Т. П. Григорьева, Л. Д. Гришелева, Л. П. Делюсин, К. З. Ашрафян, Л. Е. Померанцева и др.). В определении уровня развития стран Востока в Средневековье и Новое время стали чаще употребляться такие определения, как традиционное общество, докапиталистическое. Рассмотрены подходы Н. И. Конрада, А. Тойнби, Н. А. Иванова. Н. И. Конрад считал, что смыслом исторического процесса является развитие человека, его разума, сознания, проявляющееся в культуре, в ее различных аспектах. Он обращал внимание на общие закономерности развития культурно-исторического процесса, проявляющиеся в разных регионах мира в различных формах. В 90-е гг. XX века в исторической науке произошел отказ от марксистско-ленинской методологии. Историки обратились к так называемому «цивилизационному» методу, получившему признание в западноевропейской науке. Одним из ее создателей является А. Тойнби. Согласно этому методу, отдельные регионы рассматриваются как типы общности, развивающиеся по своим законам. Н. А. Иванов считал, что на базе античных традиций Греции и Рима и западно-христианской церкви в Европе сформировался новый культурный тип человека: свободный, самостоятельный, независимый индивид, обладавший личными правами и привилегиями, опиравшийся на принцип частной собственности. В странах Востока, по его мнению, преобладал традиционный тип личности, определенный их религией: мусульманской, индусской, буддийской, конфуцианской. Эти традиции сформировали конформистский тип личности, действующий согласно традиции и воле начальства. Конфуцианство породило «беспримерный эгоцентризм», который привел к устранению Китая из мировой истории. Исключение составили японцы.
Физкультура и спорт
Используемые на практике физические упражнения и методы их применения являются факторами воспитания нравственного поведения: настойчивости, смелости, инициативности, решительности, выдержки, терпения, взаимопомощи, ответственности, коллективизма, патриотизма и других личностных качеств. Воспитанию духовных личностных качеств способствуют проведение «торжественных жеребьевок» на контрольных соревнованиях по лыжным гонкам, слалому, прыжкам с трамплина, церемонии награждения призеров, отличившихся и всех участников соревнований, фотографические снимки на память и в альбом факультета наиболее интересных моментов на лыжных трассах, склонах и трамплине. Описаны три этапа физкультурного профессионального образования: довузовский, вузовский, или базовый профессиональный, и послевузовский. Становление общепедагогической культуры связано с осознанием студентом духовно-физических ценностей физической культуры, переориентации ее с медико-биологических проблем на общекультурные и личностные. Анализ результатов анкетирования показал, что студенты высоко оценивают влияние учебных занятий по дисциплине «физкультурно-спортивное совершенствование» на положительное изменение личностных черт. Для того чтобы у будущего специалиста появилась потребность в достижении вершин профессионализма, необходимо создать на факультете положительную установку на профессию и сформировать определенные личностные качества, обусловленные требованиями данной профессии. Определяющими качествами для специалиста физической культуры являются: профессиональное честолюбие, профессиональное трудолюбие, настойчивость в достижении поставленной цели, творческий подход к работе, человеколюбие, самообладание, энтузиазм, социальная активность, психологическая устойчивость, педагогический такт, чувство профессионального долга, коммуникабельность, потребность в физическом и интеллектуальном совершенстве, справедливость и др.
Филология
Темпоральный культурный код концепта FAMILIE отражается во взглядах немецкого этноса на семью как на определённый, протекающий во времени этап в жизни человека, связанный с проживанием, сосуществованием с другими людьми. Важнейшие этапы в жизни человека: рождение – собственно существование (жизнь) – старость – смерть – в представлениях немецкого этноса оказываются тесно связанными с концептом FAMILIE. Самым частотным признаком современной семьи является признак изменение, перемена, объективируемый лексемами Wechsel, Wandel, Wendepunkt, Umbruch, Neuanfang. Темпоральный культурный код отражает представления немецкого этноса о семье как о динамическом процессе, протекающем в соответствии с линейной моделью времени, от прошлого к будущему. Концепт актуализирует признаки относительного времени, отражающиеся в понятии семейного времени. Темпоральный код отражает определенные традиции, а также трансформацию концепта в немецкой ЯКМ.
Актуальность предпринятого исследования видится в преодолении определенной степени изоляционизма теории языковой иконичности, а также в поиске критериев иконичности окказиональной деривации русского языка, одновременно упорядочивающих и расширяющих возможности описываемой категории. Категория иконичности в нашей работе рассматривается как онтологическое свойство, формально-семантический индикатор корпуса производных знаков. Исследование проведено на материале окказиональной лексики газетных заголовков (200 единиц). Источниками материала послужили мотивационные дискурсы газет «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» (1996–2006 гг.). Опрашиваемую аудиторию составили носители литературного языка (200 анкет, более 1,5 тыс. реакций) в возрасте от 18–25 лет, студенты ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» 1–5 курсов различной специализации, для которых язык стимулов является родным. В число экспериментальных были включены задания, выявляющие ассоциативные поля и стратегии толкования: свободный ассоциативный эксперимент; метод субъективных дефиниций, а также экспериментальное задание, направленное на получение жанровых высказываний со словами-стимулами. Стратегии осознания, к которым прибегает языковая личность, свидетельствуют о психической реальности различных аспектов языковой формы окказионализмов – графических, звуковых, грамматических и семантических прототипов мотивационных ассоциаций. Подобная дифференциация типов мотивированности, фиксирующих за осознаваемым знаком его ментальные аналоги, способствует выявлению прототипов мотивации, актуальных в аспекте изучения принципов функционирования производной лексики. Феномен иконичности представляет собой синтез не только процессов семантизации, категоризации, хранения и передачи информации, стоящей за знаком, но и фокусирует становление новой языковой формы, а также различных формальных и семантических сдвигов, лежащих в основе смысло- и формообразования актов номинативной деривации.
В настоящей статье рассмотрена позиция, которую занял в отношении «Божественной комедии» И. Г. Гердер. Способом обобщения, моделирования универсума, генерализацией конкретного содержания в «Божественной комедии» является множество приведенных Данте примеров (exempla) «трагедии» и «комедии» души, рассказы о судьбах героев и, конечно же, история духовного «странствия» Данте-героя, постигающего науку спасения души. Научные установки И. Г. Гердера таковы, что вся мировая, хорошая, настоящая литература была для него единым «текстом» – «живой историей народа». Учёный отстаивал распространённую ныне идею универсального «механизма» творчества: художник, стихотворец и ваятель, руководствуясь прирождённым (и в той или иной степени присущим всем людям) эстетическим чувством (сходным больше всего со зрением, но дополненным другими возможностями восприятия и опытом), в состоянии особого восторга «неизбежным образом... воссоздаёт лишь то, что заслуживает изображения». В сфере идей и понятий, запечатлённых в «языке» Данте, движется мысль И. Г. Гердера, точно так же как в тексты его собственных сочинений «вплетаются» библейские мотивы. Христианскую идею любви к ближнему он толкует в духе автора «Божественной комедии»: Иисус призывал не столько к состраданию обездоленным и разуверившимся в общественной морали, сколько к укреплению, исцелению «бодрого» по своей природе духа, к обретению человеческого достоинства путём осознания собственной приверженности добру, появившейся в порядке свободного волеизъявления.
Предметом анализа в нашей статье будет ближайшая предыстория спора вокруг «Мертвых душ», предпосылки к которому складывались еще до появления поэмы Гоголя. Смысловым «ядром» статьи Аксакова является его знаменитая «триада» Гомер – Шекспир – Гоголь. Белинский в своей рецензии на «странную брошюру» решительно отверг саму мысль о какой бы то ни было продуктивности подобного рода сопоставлений, хотя и не отрицал того факта, что в его литературно-критической практике такие сопоставления имели место и играли немаловажную роль. Здесь перед нами как бы двойное движение. С одной стороны, творчество Гомера и Шекспира не только поднималось на недосягаемую для других авторов высоту, но и наделялось статусом, на который в рамках рефлективно-традиционалистской эстетики и критики в принципе не могло претендовать никакое конкретное произведение искусства. Несогласованность «эстетического» и «исторического» аспектов «классификации» обусловливает неуверенный тон полемики с Аксаковым в анализируемом письме. «Трудно выговаривались» для Белинского не только слова о том, что Пушкин выше Гоголя, но и о том, что Пушкина можно поставить рядом с Гомером и Шекспиром и только Гомером и Шекспиром. В переписке двух критиков точка зрения Белинского была выражена таким образом, что у Аксакова не могло не создаться впечатления, что в дальнейшем она может быть существенно пересмотрена «в пользу» Гоголя. Что же касается Белинского, то «триада» Аксакова привлекала его своей ясностью, столь заметной на фоне тех противоречий, в которых запуталась его собственная мысль. Но и отталкивала она его не меньше, причем отталкивала как раз тем же, чем привлекала. Ясность Аксакова не отвечала сложному и противоречивому (богато противоречивому) впечатлению Белинского от творчества Пушкина и Гоголя, страдала «умозрительностью» и оборачивалась, в его глазах, той простотой, которая, как известно, в иных случаях хуже воровства.
Философия
В статье рассмотрены основные, общие и отличительные признаки современных нетрадиционных религиозных объединений, появившихся в последние 30–40 лет и характеризующиеся явственной либо имплицитной экстремистичностью. Последняя обусловлена как внешними факторами – неблагоприятным давлением нормализованной религиозной среды, преследованиями со стороны традиционных конфессий, так и, в большей степени, внутренними факторами собственного развития – конфронтацией как способом самоидентификации и самоутверждения. Выделены общие признаки. 1. Большинство современных «религиозных проектов» носит явно выраженный личностно-авторский характер. Вызревание предпосылок религиозного бума второй половины XX в. происходило в так называемой «богоискательской» среде религиозно и мистически настроенной интеллигенции, где религиогенез носил эзотерический и экзотический характер причудливых малочисленных и безобидных «кружков по интересам». 2. Использование одинаковых социальных техник. 3. Достижение контроля осуществляется в общем смысле через разрушение имеющейся «социально-естественной» личности и привитие новой, уже религиозной идентичности в новой среде обитания. Также выделены причины современного кризиса традиционных религий: отсутствие живых форм актуальной религиозной коммуникации с Богом; распыление идентичности.
Экология. Здоровье
В настоящее время гиповитаминозные состояния встречаются довольно часто среди различных групп людей, особенно занятых тяжелым физическим трудом, в период действия чрезвычайных факторов внешней среды, при интенсивной умственной и мышечной деятельности, нервно-эмоционального напряжения и стрессовых ситуациях. Кроме того, проблема обеспечения разных контингентов населения витаминами, как и минералами, оказывающими антиоксидантное и иммуностимулирующее действия, приобретают все большую значимость в связи с ухудшающейся экологической обстановкой. В статье приведена клиническая картина недостаточности того или иного витамина, характеризующаяся соответствующими проявлениями. БАДы могут применяться при переутомлении, повышенной физической нагрузке, в том числе и при занятиях спортом, сезонном недостатке овощей и фруктов, нерегулярном и неполноценном питании, во время и после лечения химиотерапевтическими средствами. Что касается использования БАД к пище, то они должны носить индивидуальный характер, учитывающий более широкое варьирование набора и дозы входящих в их состав активных веществ в зависимости от особенностей пищевого статуса, потребности и состояния здоровья индивидуума.
Экономика
Развитие производственного предпринимательства в российской экономике, расширение его инновационной составляющей невозможно без активизации финансово-кредитного регулирования этого процесса. Это предполагает отход государства от администрирования в экономике и фактически наделяет его ролью гаранта по банковским кредитам, координатора проектов инвестиционного и кредитного финансирования, развития промышленного производства. Высокая степень экономической самостоятельности, которой обладают субъекты производственного предпринимательства, делает неэффективным любые попытки администрирования в его системе со стороны государства. Важным видится расширение организационных форм страхового механизма по защите банковских депозитов. Рассмотрены формы: негосударственные фонды по страхованию депозитов, которые не будут в полной мере альтернативными Агентству по страхованию депозитов; фонды страхования банковских вкладов, в уставном капитале которых могут участвовать как государство, так и российские коммерческие банки; создание банками организаций взаимного страхования (по примеру перестрахования) банковских депозитов.
Необходим пересмотр роли государства в регулировании российской кредитной системы с целью снятия преград на пути кредитных ресурсов в структурную перестройку реального сектора экономики. Необходимо предусмотреть меры по либерализации российской кредитной системы, прежде всего, на законодательном уровне. 1. Принятие закона об обязательном страховании банковских рисков, связанных с кредитованием негосударственных фирм, не ограничиваясь одним страхованием депозитов. 2. Скорейшее принятие законов о специализированных кредитных организациях (инновационных, инвестиционных, венчурных банков), содержащих четкое формальное описание их функций и требования к частным инвесторам, вкладывающим средства в их уставные капиталы. 3. Снятие законодательных барьеров на пути увеличения роли саморегулируемых организаций в кредитной системе (типа Ассоциации российских банков), создания их по видам банковской деятельности. 4. Законодательное закрепление государственной поддержки коммерческих банков в информационном, методическом обеспечении, в повышении прозрачности всей банковской деятельности и приведении ее в соответствие с мировыми стандартами кредитного бизнеса. 5. Пересмотр роли и места Центрального банка в кредитной системе. Таким образом, активизация структурной реформы, увеличения производства в отраслях – полюсах высокотехнологичного роста требует скорейшего перехода от декларативной поддержки российских банков к либерализации условий их кредитной деятельности. В свою очередь, это требует перехода от регулирования всей российской кредитной системы путем запретительно-разрешительных мер к экономической поддержке кредитных связей с новыми производствами.
ISSN 2949-2092 (Online)