Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
№ 1 (2007)
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2007-0-1

Психология

3-9 5
Аннотация

Рассмотрена системная организация функций в ходе адаптации и роль в этом процессе асимметрии мозга. В статье сделан вывод о возможности выделения адаптивных фаз (состояний, типов) как по структуре корреляционных связей, отражающих структуру ФС, так и по комбинации и степени выраженности моторной и сенсорной асимметрий. Данные типы характеризуются различными стратегиями социальной адаптации и различной реактивностью психофизиологических механизмов.

9-14 4
Аннотация

В структуре познавательной деятельности личности условно можно выделить два вида: репродуктивную (воспроизводящую) и продуктивную (творческую) деятельность. В качестве вида познавательной деятельности выделена поисково-исследовательскую познавательную деятельность. Возникновение того или иного вида познавательной деятельности зависит от конкретной ситуации, составляющей содержание деятельности. Эта ситуация является пусковым механизмом, приводящим в действие смысловые установки субъекта и актуализацию соответствующих целевых и операционных установок.

14-20 4
Аннотация

В статье рассмотрены два подхода к осмыслению многоязычия народов России: полюс общероссийского сознания и полюс конкретно-этнического сознания. Описаны методологически значимые характеристики языка, которые должны быть учтены в организации образовательно-языковой стратегии в аспектах как родного, так и неродного языков. Ставится задача формирования суборнативного продуктивного многоязычия, ограниченного коммуникативным и языковым программным минимумом по каждому данному языку.

20-25 4
Аннотация

Рассмотрен комплекс приемов повышения результативности обучения, основанных на актуализации психологической структуры процесса обучения, ядром которого выступает совместная мыслительная деятельность, как способ решения проблемы эффективности любого педагогического воздействия на человека в конкретных условиях его жизнедеятельности. Организация совместной деятельности характеризуется: распределением ролей, включает взаимопонимание, рефлексию и требует моделирования ситуации взаимодействия. Она происходит через подражание действию другого (ученика, учителя), преобразование самих способов взаимодействия ученика с другим и со взрослым. Процесс совместной мыслительной деятельности развертывается проблемно либо при несовпадении целей, позиций, интересов, либо в случае неоднозначности интерпретации обучающимися смысла поступающей или порождаемой информации и предполагает специфическую форму общения – диалог, дискуссию. Качество личностных целей, позиций, интересов определяет качество совместной деятельности, которая может быть типа или сотрудничества, или соперничества.

25-28 3
Аннотация

Готовность является оперативным состоянием конкретного временного отрезка, способствующим реализации потенциальных возможностей спортсмена, определяемых уровнем подготовленности. Кульминация состояния – соревновательная готовность, т. е. оперативное состояние в процессе данного конкретного соревнования. Отмечены достаточная степень изученности вопросов готовности в психологической литературе, отменно наличие существенных проблем, в том числе методологического характера. Акцентированы следующие проблемы: 1) наличие множества подходов к понятию «психологическая готовность»; 2) применительно к спорту готовность понимается в основном как оперативная готовность к конкретным соревнованиям (стартам), но даже когда авторы разделяют готовность на постоянную и оперативную, под постоянной понимается на самом деле поддерживаемая длительное время оперативная готовность к соревнованиям, иными словами, изучается готовность к действию (спортивному старту), а не деятельности; 3) в этой связи обнаруживается проблема отсутствия четкой классификации предметов изучения.

29-34 4
Аннотация

Рассмотрены различные научные концепции одаренности, отражающие сложность и многомерность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Основные моменты одаренности: 1) это интегральное свойство личности (высокий уровень развития интеллекта, креативность, мотивационный компонент, благоприятная стимулирующая сред); 2) одаренность множественна; 3) это природный дар, комплекс природных задатков, генетически передаваемая база, основа для развития определенных способностей; 4) динамическое, изменяющееся во времени явление как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между структурными компонентами. В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

34-38 3
Аннотация

Рассмотрены подходы к пониманию психологического содержания понятия «совпадающего поведения». Выявлено наличие связи между личностными ресурсами, обеспечивающими «психологический фон» для совладания с трудными ситуациями, и выбором старшеклассниками базовых стратегий совладающего поведения. Такие личностные особенности, как принятие себя, принятие других, интернальный локус контроля, эмоциональный комфорт, характеризующие благоприятное личностное развитие, связаны с выбором активных и наиболее продуктивных стратегий совладающего поведения. Гендерные различия в выборе базовых стратегий совладания проявляются по параметру эмоционального переживания при разрешении трудной ситуации. Можно предположить, что для юношей такое поведение является активной формой, связанной с решением проблем, для девушек такое поведение рассматривается как подчиненное, противопоставленное активному и самостоятельному поведению.

38-41 4
Аннотация

В настоящее время появляются новые «стили отцовствования». Мы предположили, что уже на уровне представлений об отцовстве можно проследить многоплановость современного отцовства, неоднородность и противоречивость представлений об этом феномене. В пилотажном исследовании приняло участие 20 бездетных мужчин в возрасте 20–22 лет. Для оценки представлений о различных сторонах отношения родителей к ребенку использовалась методика PARI Е. Шефера и Р. Белла в модификации Т. В. Архиреевой, для определения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов представлений об отце использовалась методика «Представления об идеальном родителе», разработанная Р. В. Овчаровой, Ю. А. Дегтяревой. Со всеми испытуемыми также проводилось структурированное интервью, вопросы которого были направлены на то, чтобы участники субъективно оценили свою готовность к отцовству. Отметим, что в сфере представлений об отцовстве можно обнаружить наличие двух типов представлений. Рискнем предположить, что в современной России уже на уровне готовности к отцовству можно наблюдать действие двух групп стереотипов: первые связаны с более традиционными нормами антиженствености, эмоциональной твердости и т. п., вторые – с феноменом «ответственного (продуктивного)» отцовства.

41-44 1
Аннотация

В процессе неоабилитации личностный адаптационный потенциал отражает более широкую сферу взаимодействия личности и среды, включая условия, механизмы и вектор реализации потенциала, функции которого заключаются прежде всего в обеспечении оптимальных взаимоотношений личности и среды. Саногекный потенциал личности отражает более узкий контекст, в большей степени характеризуя способности личности к поддержанию и развитию здоровья на всех уровнях организации личности как в условиях стабильных отношений со средой, так и е случае их изменчивости. Понятие «саногенный потенциал» уже содержит в себе стратегию адаптации и предполагает реализацию механизмов адаптации, ориентированных, в широком смысле, на сохранение здоровья, в то время как понятие личностного адаптационного потенциала четкого направления адаптации и условий его реализации нс подразумевает. В контексте психологической помощи наркозависимкм эффективная реализация саногенного потенциала является условием конструктивной реализации адаптационного потенциала. Адаптационный потенциал характеризует устойчивость личности к воздействию внешних факторов, ее «готовность» к разрешению и усложнению адаптационных задач, способность к образованию прогрессивных адаптационных эффектов и новообразований. В качестве составлящих адаптационного потенциала возможно обозначить разноуровневые свойства и качества личности, которые объединены внутри- и межфункциональными связями в процессе организации адаптационного ответа. Диапазон вариативности этих одно- и разноуровневых связей является характеристикой адаптационного потенциала личности, то есть потенциал характеризует возможности системы по изменению режима своего функционирования, которые одновременно должны удовлетворять разнонаправленным стремлениям личности к стабилизации и развитию. Многоуровневая структура функциональной системы адаптации обусловливает рассмотрение компонентов потенциала на индивидном, субъектно-деятельностном и личностном уровнях. Для определения степени успешности лечебно-реабилитационных воздействий и качества ремиссии наркозависимого более уместно использовать понятие «саногенный потенциал личности», характеризующее совокупность психологических ресурсов наркозависимого, определяющих процесс его неоабилитации. Диагностическая и прогностическая ценность оценки адаптационного потенциала личности возрастает в случаях совместного рассмотрения с саногенным потенциалом. В практике сопровождения неоабилитации наркозависимых понятие «адаптационный потенциал личности» является перспективным для описания процессов формирования новообразований и возникновения эффектов, обусловленных решением адаптационных задач.

44-48 4
Аннотация

У взрослых людей с ограниченными возможностями достаточно часто происходит снижение уровня уверенности в себе, которое наблюдается в изменении таких ее проявлений, как самооценка, самоотношение, принятие себя, навыки уверенного поведения и другие. Так им присуща меньшая самоуверенность и меньшая вера в свои силы, способности, энергию и самостоятельность, они не считают возможным контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательными. Люди, имеющие инвалидность, испытывают меньший интерес к собственным мыслям и чувствам, обладают меньшей уверенностью в своей интересности для других. Они чаще видят в себе недостатки и проявляют готовность к самообвинению, склонны переживать чувство вины, испытывают страх, тревогу, обеспокоенность, временами находятся во власти настроений, легкоранимы и впечатлительны. Часто у взрослых людей с ограниченными возможностями встречается заниженная самооценка. При этом она связана с низкой стрессоустойчивостью, «слабостью Я» и провоцирует низкую самоуверенность, что, по нашему мнению, вызвано наличием инвалидности, сужением круга общения, уменьшением обязанностей и установлением иных отношений с социальным окружением. С другой стороны, заниженная самооценка способствует возникновению у взрослых людей мотива самоуважения, а значит, они могут ставить перед собой все более трудные цели в однообразной деятельности. Однако эта тенденция отмечена только у тех, кто имеет заболевания средней степени тяжести и находится на II и III группах инвалидности. У взрослых людей, имеющих заболевания более тяжелого характера, сопровождающиеся I группой инвалидности, отмечен низкий уровень показателей мотива самоуважения. В поведении взрослых людей с ограниченными возможностями чаще наблюдается робость, нерешительность, застенчивость и боязливость. Плюс к этому, им свойственна низкая эмоциональная и стрессовая устойчивости: они легко расстраиваются и теряют равновесие духа, переменчивы в отношениях и неустойчивы в интересах. Иногда заниженная самооценка проявляется внешне как высокое самомнение и самоконтроль, или, наоборот, как беспокойство, раздражительность, недоверие и подозрительность к другим людям, в связи с тем, что они не надеются на их положительное отношение.

48-55 5
Аннотация
Нравственное становление и развитие всегда связано с изменениями, происходящими в личности школьника, и в этом случае развитие по отношению к изменению выступает как частное к общему. В процессе формирования нравственного опыта следует учитывать ценность мотивов, результат поведения и характер самого действия. В целом же нравственное поведение школьника определяется его установкой, которая детерминируется потребностями и ситуациями. В накоплении опыта нравственного поведения важную роль играет самоконтроль, качество которого зависит от уровня осознания и умения соотносить его с требованиями, предъявляемыми обществом и самой личностью. Поведение школьника детерминируется и регулируется положительными и отрицательными санкциями и оценками. Развитие интереса к нравственным проблемам проходит у школьников три стадии. Сначала их привлекает все новое и необычное в поведении других, а затем, оценивая внешние качества, анализируя и сопоставляя их между собой и со своими, дети подмечают недостатки. На третьей стадии ученики начинают осознавать цели и мотивы поступков других и определять свои установки.
55-59 6
Аннотация

Жизненная программа личности конкретизируется в жизненных планах, подлежащих в дальнейшем осуществлению. В плане индивид определяет совокупность и последовательность целей, и способы их реализации. Значимость рассматриваемых категорий «жизненный путь», «жизненный выбор», «жизненные стили», «жизненная программа» и т. д. определяются тем, что эти элементы жизненного самоопределения личности начинают активно формироваться в период юности и ранней взрослости. Этому способствует уровень когнитивного развития человека, сформированные в детстве, отрочестве, юности сложные структуры понимания и объяснения мира. Достигший взрослости человек может (и должен) принимать личные решения, делать выбор. Анализ некоторых важных аспектов феномена жизненного самоопределения позволяет утверждать, что все они тесным образом связаны между собой, уходят своими корнями в проблему глубинной сути человеческой природы и неоднозначности ее проявлений. Само же жизненное самоопределение – это целенаправленный процесс, связанный с выбором жизненного пути и жизненных позиций, осознанным стремлением личности к реализации целевых установок, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества; является мотивирующей силой и основой формирования интегральных характеристик личности; процесс, регулируемый социально-психологическими и педагогическими факторами и условиями.

59-65 2
Аннотация

Цель – изучить смысловые аспекты переживания личностью посттравматического стресса. В исследовании приняли участие учащиеся 3, 4 и 5 курсов Кемеровского государственного университета. Общий объем выборки составил 101 человек, средний возраст испытуемых – 21,4 года. О столкновении с травматическим опытом сообщили 80 респондентов, что составляет 79,2 % от обшей выборки; 21 исследуемый отрицает наличие в жизненном опыте травматического события (20,8 %). Полученные данные показывают, что лица с выраженными признаками посттравматического стресса в целом склонны воспринимать свою жизнь как лишенную смысла. В структуре смысложизненных ориентаций личности с признаками постгравматического стресса был обнаружен ряд противоречий между различными составляющими осмысленности жизни. Первое касается отсутствия осмысления событий прошлого и нарушения их интеграции с контекстом настоящего времени. Второе несоответствие заключается в том, что, наряду с утратой смысла прошлого опыта и трудностями осмысления происходящего у лиц, демонстрирующих посттравматические стрессовые реакции разной степени выраженности, наблюдается тенденция к большей смысловой нагруженности будущего и проекция в него пока еще нереализованных ожиданий.

65-72 3
Аннотация

Рассмотрены понятия – специалист, профессионал зрелость, психологическая зрелость, профессиональная зрелость. Профессиональная зрелость личности включает не только психологическую готовность к профессиональной деятельности, но и социальную, нравственную зрелость личности. Нравственная зрелость личности профессионала отражает нравственное сознание специалиста. Оно содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность. Профессионализм специалистов – это внутренний ресурс личности. Его детерминируют мотивы профессиональной самореализации. Специфика профессионализма специалистов связана с гуманистической направленностью личности, высокими деонтологическими принципами, реализующимися в нравственном сознании и профессиональном самосознании специалистов. Она включает такие понятия, как нравственные знания, нравственные убеждения, нравственные потребности, которые характеризуют степень психологической готовности к постоянному самоизменению, укрепление у себя «ресурса успеха» и уверенность в своих силах, отсутствие сопротивления инновациям, индивидуальную, социальную и экономическую ответственность, конкурентоспособность.

72-77 3
Аннотация

Система личностных смыслов не останавливается в развитии на каком-либо этапе жизни человека. На ранних стадиях развития происходит ее формирование. В периоды детства и юношества идет ее активное развитие. В зрелом возрасте, когда система личностных смыслов уже сформирована, она сама становится регулятором личностного развития, поскольку реализация жизненного опыта имеет направленность на уже осознанные, интернализованные жизненные цели, которые приобретают смысложизненную перспективу. Отметим закономерность взаимообусловливания процессов возрастного и личностного развития и функционирования системы личностных смыслов. Так, решая жизненные задачи определенного возрастного этапа, человек обретает опыт, который, при условии его осмысления на более высокой стадии развития, выступает в качестве личностного смысла и ресурса дальнейшего личностного роста. Отсутствие смысла в жизни и невозможность (или неспособность) его найти влечет за собой переход человека на более низкий уровень функционирования системы личностных смыслов и деградацию личности.

77-81 5
Аннотация

Развитие профессионального самосознания субъекта деятельности как специалиста происходит как изменение и усложнение каждого из параметров: предметов, рамок (позиций субъекта), уровней. В целом структура профессионального самосознания личности представляет собой взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой. Мы понимаем профессиональное самосознание взрослой личности как осознание личностью себя в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в системе собственной личности. Профессиональное самосознание взрослого человека имеет качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать, соотносить и реализовывать качества своей личности, с учетом конкретных жизненных, профессиональных и личностных устремлений, в связи с решением задачи профессионализации.

81-84 1
Аннотация

Основные характеристики мотивационно-смысловой сферы личности, определяющие состояние дезадаптации: изменение содержания ведущего мотива деятельности, замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого порядка, снижение уровня опосредованности деятельности, сужение основного круга отношений человека с миром, обеднение мотивационной сферы. Состояние дезадаптации находится между непосредственно переживаемыми смыслами, определяющими реальное поведение, и смыслами, выступающими в качестве осознаваемых, что приводит к нарушению самоконтроля и коррекции поведения. В структуре боевого стресса выделяются особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности. Посттравматическое стрессовое расстройство также имеет свои особенности, которые проявляются в виде различных поведенческих аномалий, нарушений в сфере межличностных коммуникаций, а также деформации ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности.

84-88 2
Аннотация

Рассмотрены подходы к пониманию профессиональной идентичности (Дж. Мид, А. Тэшвел, ЭриксонЭ., Дж. Марсиа, Д. Бьюдженталь, А. Андлер, А.А. Кроник, М.В. Заковоротная и др.). Профессиональная деятельность человека задает дальнейшее направление развитию его личности. Процесс адаптации к требованиям трудовой деятельности представляет собой идентификацию личности с профессией, формирование у нее профессиональной идентичности. По нашему мнению, в процессе достижения результата профессиональной идентичности личность проходит следующие стадии профессионального роста: 1) постановка профессиональных целей, 2) овладение всеми трудовыми функциями, 3) определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них, 4) соответствие человека и профессии. Если результат профессиональной идентичности не достигнут, происходит дальнейшее самоопределение. Профессиональная идентичность – это формирование процесса профессионального самоопределения, обучения, приобретения специальных знаний, умений, процесс адаптации к требованиям профессиональной деятельности, проявляющиеся в осознании себя представителем определенной профессии.

89-94 1
Аннотация

Основное требование при проведении мониторингового исследования – взаимодействие его участников с установлением четких границ каждого специалиста, единством, взаимопроникновением и согласованностью действий всех участников. Нами было разработано «Положение о мониторинговой группе образовательного учреждения». Данное положение регламентирует деятельность группы, которая осуществляет реализацию программы мониторинга, то есть проводит мониторинговое исследование. Но с окончанием этого этапа работа над профессиональным развитием педагога не заканчивается. Подведение итогов предполагает не только определение достигнутых результатов, но и открывает новые проблемы, а следовательно, новые перспективы работы. Проведение мониторингового исследования в соответствии с программой позволит исключить стихийность и разовость в его проведении, позволит не только последовательное проведение всех этапов мониторинга, но и проведение промежуточного контроля.

95-100 2
Аннотация

Описаны становление и развитие эргономики, отражающие объективные потребности общественного производства в синтезе достижений социально-экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования организации труда, повышения его эффективности и качества. Даны цель, задачи, учебно-тематический план, учебная программа дисциплины «Инженерная психология и эргономика», изучаемой студентами социально-психологического факультета в первом семестре второго курса.

100-108 1
Аннотация

Рассмотрено понятие «социально-педагогическая поддержка», ее реализации в России в сравнении с другими странами: Голландией, Англией, США. Цель педагогической поддержки – устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии). А это уже ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности. Предметом деятельности педагога по поддержке в образовании выступает процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов. Описаны принципы и этапы сопровождения.

106-108 3
Аннотация

Нами была предпринята попытка выявления индивидуальных личностных особенностей учащихся 9 класса Кемеровской коррекционной школы-интерната № 9 восьмого вида. Были проанализированы медицинские и педагогические дела учащихся, также были использованы характеристики классного руководителя, психолога и учителей труда. Для пополнения и углубления сведений о подростках экспериментальной группы проводились специальные экспериментально-психологические обследования. В соответствии с целями были выбраны такие апробированные методики патопсихологии, которые могли бы дать сведения как об интеллектуальных, так и о личностных особенностях обследуемых – в частности, пиктограмма, методика Кооса, сравнение понятий и счет по Крепелину. Описаны краткие характеристики трех выпускников экспериментальной группы, профессиональные рекомендации, которые они получили, и катамнез (через 8 месяцев).

109-117 3
Аннотация

Подтверждена выдвинутая гипотеза о существующих особенностях в отношениях с мужем женщин из неполных родительских семей вдов, одиноких матерей и находящихся в разводе матерей, отличающих их друг от друга. Выявлены значимые различия следующим параметрам отношений: оценка личностных качеств мужа; содержание и знак эмоционального отношения к мужу; удовлетворенность браком, оценка его счастли вости; удовлетворенность сексуальными отношениями в браке. Установлено, что наиболее стрессовой для будущих отношений дочери с мужчинами является ситуация неполной родительской семьи одинокой матери, а наименее стрессовой – вдовы. Отношения с мужем дочерей вдов, по сравнению с представительницами неполных родительских семей одиноких матерей и разведенных матерей, отличаются тем, что дочери вдов дают больше положительных оценок своему мужу. Они лучше умеют строить отношения с мужем. В их семьях в целом проблем меньше. Они же в большей мере удовлетворены своим браком и сексуальными отношениями в нем. Дочерей вдов отличают более высокие требования к мужу. Они значимо чаще недовольны грубостью и оскорблениями мужа по сравнению с женщинами из других типов родительских семей. Дочери вдов чаще рассчитывают сохранить брак. А в случае развода в равной степени рассчитывают и на официальный, и на «гражданский» брак. У дочерей разведенных матерей обычно складывается неадекватное, критически настороженное с подозрительностью отношение к мужу вследствие перенесенного в детстве потрясения от развода родителей. Они выше оценивают своих мужей по общечеловеческим качествам (умный) и хуже по межполовым (сексуальность, ревность, веселость, суровость). Они же значимо чаще дочерей вдов указывают на проблему пьянства мужа. Удовлетворенность отношениями с мужем у них ниже, чем у дочерей вдов, но выше, чем у дочерей одиноких матерей. Мужьями дочери разведенных матерей статистически значимо чаще обвиняются в ревности. В меньшей степени, чем дочери вдов, они рассчитывают на сохранение семейной ситуации и чаще их рассчитывают на «гражданский» брак по сравнению с официальным, но реже дочерей одиноких матерей, занимая среднюю позицию между ними в соответствии со стрессовостью ситуации родительской семьи. У дочерей одиноких матерей часто имеет место разочарование в мужчинах, муже. Они критичны в оценке личностных качеств своих мужей, дают им много негативных характеристик. У них самая низкая удовлетворенность отношениями с мужем, в том числе их сексуальным аспектом. Они значимо чаще оценивают свой брак как проблемный и называют тяжелый характер мужа в качестве проблемы во взаимоотношениях с ним. Они пессимистичнее всех и в оценке перспектив сохранения своего брака. В случае развода они рассчитывают в большей мере лишь на гражданский брак.

117-124 3
Аннотация

Рассмотрено два подхода к процессу социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный; соотношение понятия социализации с понятия развития личности, воспитания, инкультурации, культурной трансмиссии, социальной адаптации, аккультурацией. Социализация как активный процесс усвоения социального опыта, вхождения в культуру и конструирования собственной социальной реальности включает в себя: усвоение и воспроизводство социальных связей, ролей и нормативов; активное преобразование усвоенного социального опыта и культурных стандартов; конструирование собственного образа социальной реальности; способность к восприятию новых социальных требований; избирательное отношение к социальным воздействиям; развитие социальной гибкости и способность к ориентации в социальных ситуациях; готовность к переходу в новую ситуацию социального развития.

125-129 5
Аннотация

Проанализировав феномен «корпоративная культура» и выделив составляющие структурных компонентов, мы исследовали особенности студенческой субкультуры социально-психологического факультета КемГУ как составляющей корпоративной культуры СПФ КемГУ. В своем исследовании мы попытались решить ряд исследовательских задач: выявить особенности студенческой субкультуры социально-психологического факультета, определить выраженность структурных компонентов корпоративной культуры, выявить различия в восприятии корпоративной культуры у студентов первого и пятого курсов. В исследовании приняли участие 120 студентов социально-психологического факультета: 60 студентов первого курса (специальность – психология, социальная работа), 60 студентов пятого курса (специальность – психология, социальная работа). В качестве использованных методов были выбраны: анкетирование и методика «Студенческая субкультура как компонент корпоративной культуры вуза» (Л. И. Старовойтова и др.) для выявления выраженности структурных компонентов, где максимальная выраженность структурного компонента соответствовала 10 баллам, минимальная – 1. Существуют следующие особенности студенческой субкультуры социально-психологического факультета: высокая выраженность всех структурных компонентов; динамика роста эмоционального компонента к концу обучения и снижение выраженности рефлексивного компонента, что, на наш взгляд, связано с началом трудовой деятельности для многих студентов или переориентацией на будущую профессиональную деятельность. По результатам анкетирования (с помощью контент-анализа) были выявлены отличия в образе «идеальный студент социально-психологического факультета» (рефлексивный компонент корпоративной культуры) в представлении студентов первого и пятого курсов. Можно сделать вывод, что идеальный студент социально-психологического факультета – это активный, умный, веселый молодой человек, обладающий развитыми коммуникативными навыками, творческим потенциалом и успевающий по учебным дисциплинам.

129-133 1
Аннотация

В статье показано существующее в рабочей среде представление о характере осуществляемого труда и существующая социально-психологическая неоднородность групп рабочих, выделенных на основании самооценки характера трудовой деятельности. Исследование проводилось на базе двух заводов города Кемерово. Общий объем выборки составил 82 человека. Средний возраст респондентов – 43 года. Количественно-процентный состав по половому признаку, образовательному и квалификационному уровню представлен следующим соотношением: мужчины – 62 человека (76 %) от общего объема выборки, женщины – 20 человек (24 %); подавляющее большинство респондентов – лица со средним специальным образованием (72 %); все респонденты характеризуются высоким квалификационный уровнем. В соответствии с функциональной структурой кадров предприятия, распределение рабочих по функциональным группам, представлено следующим образом (в процентном соотношении): технологическая группа (функции, связанные с качественным видоизменением предметов труда, ведение технологического процесса) – 92 %; транспортно-обслуживающая (функции обслуживания средств труда (наладка, настройка, ремонт, поддержание в рабочем состоянии) – 8 %. Результаты опроса позволили нам выделить 3 подгруппы. Первая подгруппа – рабочие, идентифицирующиеся с работниками умственно-физического труда, сочетающего в себе равные доли умственных и физических функций. Вторая – рабочие, идентифицирующие себя с работниками умственно-физического труда с преобладанием умственных функций. Третья – рабочие, идентифицирующие себя с работниками умственно-физического труда с преобладанием физических функций.

134-138 3
Аннотация

Целью было изучение социальной идентичности молодежи, а именно: выявление групп членства, групп, с которыми отождествляет себя индивид («мы», «свои»), групп, которым он себя противопоставляет («они», «чужие»), а также выявление ценностных ориентаций молодежи. Были использованы разработанная анкета и тест М. Рокича. В исследовании принимали участие 130 человек – 32 мужчины, 98 женщин в возрасте 18–30 лет, средний возраст испытуемых составил 21,5 лет. Среди участников исследования были студенты КемГУ, КГМА, средне-специальных учебных заведений, а также рабочие и служащие. Молодежь в настоящее время имеет большое количество вариантов для построения социальной идентичности, вступает в социальные взаимодействия в соответствии со своими потребностями и особенностями индивидуальности. Противопоставления молодежи устоявшимся социальным ценностям выявлено не было.

138-143 2
Аннотация

Рассмотрены понятии: этническое самосознание, этническая идентичность, этническая идентификация, этническая самоидентификация, этнокультурная идентичность; сделан их теоретический обзор в литературе. Современное состояние этнического самосознания молодёжи является отражением состояния этнического самосознания в обществе. Практика показывает, что готовность к благоприятному межкультурному взаимодействию со стороны прежде всего молодых людей сформирована недостаточно. Предметом нашей диагностики была когнитивная сторона этнического самосознания, а также значимость этнокультурных проблем для студентов. С этой целью мы использовали анкетный опрос, в котором приняли участие 98 русских студентов. Самостоятельную группу составили испытуемые, не отнесшие себя по самоопределению к русской национальности. Данные по этой группе, учитывая её немногочисленность, использовались лишь для отдельных сравнений. В рамках исследования анализировались представления о соблюдении обычаев, традиций своего народа. Придерживаются традиций всегда 37 % опрашиваемых, иногда 55 %, нет – 8 %. Что касается исследования устойчивости этнической идентичности, то 95 % выразили нежелание быть представителями другой культуры и менять национальность не желают. Ценностное отношение к современному историческому периоду в развитии России в основном положительное (47 %), нейтральное (34 %), отрицательное (18 %). Предпочитают жить в России в настоящем периоде времени – 69 %; в будущем – 26 %; в прошлом – 5 %. В качестве подтверждения принадлежности исследуемых к тому или иному типу культуры использовался тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в модификации Л. Г. Почебут. Большинство опрашиваемых выражают принадлежность к современной культуре (73 %), динамично развивающемуся типу культуры (18 %), предпочитают тип традиционной культуры (9 %). При исследовании «образа народа» получены как положительные, так и негативные автостереотипы. Более часто упоминают такие особенности народа, как добрый, сильный, смелый, весёлый, беспечный, трудолюбивый, доверчивый, открытый, гостеприимный, и реже называют – терпеливый, талантливый, умный, справедливый. Незначительное количество составили негативные автостереотипы: «несерьёзное отношение», ленивый, «надеются на авось», «душа нараспашку», «бросающиеся в крайности». Содержание гетеростереотипов также выявило противоречивый характер. К положительным характеристикам, отличающихся от других народов, были отнесены: обычаи, язык, специфический менталитет, преданность; из числа негативных названы: алкоголизм, «в настоящее время перестал быть сплочённым», «умом не понять». В целом для большей части студентов характерна неактуальность этнокультурных проблем, противоречивый характер авто и гетеростереотипов, положительное самоотношение в связи с этнической принадлежностью.

143-150 3
Аннотация

Мы предположили, что представления о власти, отношение к власти, а также готовность к различным формам политического поведения, будут иметь существенные особенности в зависимости от типа индивидуальной ценностной системы, что подтвердилось в ходе исследования. Для определения типа системы ценностных ориентаций личности нами была использована модифицированная методика Р. Инглхарта. Настоящее исследование проводилось в ходе опроса общественного мнения взрослого населения г. Кемерово. Опрос проводился методом уличного интервью по представительной квотной выборке. В исследовании приняло участие 243 респондента. Исследуемые, на основании большинства сделанных ими выборов, были отнесены к одному из трех основных ценностных типов: «адаптирующиеся» (ориентация на порядок, здоровье, материальный достаток) – 43,6 % респондентов; «социализирующиеся» (семья, карьера, общественное признание) – 29,2 %; «индивидуализирующиеся» (самореализация, свобода, терпимость) – 6,2 %. Остальные респонденты (21,0 %) были отнесены к промежуточному типу.

Социальная работа

177-179 2
Аннотация

Рассмотрена проблема соотношения традиций и инноваций в историческом и системном аспектах. Основываясь на теоретических исследованиях и практических результатах, можно предположить, что категория качества социального обслуживания не может совпадать ни с удовлетворенностью потребителя, ни с понятием «услуга». Качество всегда будет выражать всю совокупность социальных услуг, объективно необходимых не только для выживания, но и полноценного развития личности клиента. Исходя из современного уровня наших знаний о качестве социального обслуживания населения, можно предположить, что повышение или разрушение качества может происходить в результате прогрессивного развития социальных служб, примером чего может являться расширение перечня предлагаемых дополнительных платных социальных услуг. Социальная работа может быть охарактеризована как специфическая деятельность общества, осуществляемая в интересах удовлетворения человеческих потребностей. Но неверно говорить, что социальная работа всегда и везде доступна как бесплатная услуга тем, кто в ней нуждается, так как потребности могут быть и у общества, и у личности. Обязательства социальной работы перед государством так же законны, как и обязательства перед клиентом. Появление групп населения, готовых оплачивать дополнительные социальные услуги, в том числе для своих пожилых родственников, – сам по себе факт отрадный, но и обязывающий социальные службы менять подходы к организации социального обслуживания населения, улучшать кадровые и материально-технические возможности, пересматривать стиль взаимоотношений с получателями социальных услуг. В итоге предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей различных видов социальных услуг, принять меры, направленные на создание рынка социальных услуг.

151-155 2
Аннотация

: Адаптивные социальные технологии требуют глубокой проработки, понимания сущности социальных явлений. Применение адаптивных технологий в социальном управлении имеет ряд преимуществ и ограничений. К основным достоинствам адаптивных технологий можно отнести их стабилизирующую умеренную основу с одновременным обновлением социальной среды; постепенность и размеренность в наращивании результатов; сглаживание психологических барьеров внешнего воздействия управляющего субъекта; включение системы самоадаптирования населения по мере технологического воздействия. Однако применение адаптивных социальных технологий может замедлять, отдалять получение запланированного результата. Адаптивные технологии создают дополнительные сложности для управляющего субъекта, они существенно повышают влияние другой стороны на форму и содержание технологического процесса, повышают риск «растворения» технологии в изменчивой социальной среде.

155-160 4
Аннотация

Содержание профессионально-личностного развития специалиста определяют два элемента: профессиональное развитие специалиста, включающее постепенное овладение профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями; личностное развитие – приобретение и развитие профессионально обусловленных личностных качеств. Опираясь на теоретический анализ литературы, были выделены группы профессионально-личностных качеств специалиста по социальной работе: организационные, ценностно-мотивационные, эмоционально-волевые, коммуникативные, психологические. Было проведено анкетирование, в котором принимали участие 58 респондентов – студентов первого курса, обучающихся по специальности «Социальная работа», специализациям – «Психосоциальные технологии работы с населением» и «Менеджмент социальной сферы» в Кемеровском государственном университете. Отмеченные студентами наиболее значимые качества специалиста по социальной работе несомненно важны в его профессиональной деятельности, но они также необходимы и в любой другой профессии, особенно связанной с работой в сфере «человек-человек». В то же время наблюдательность, проявление сострадания, эмпатия, альтруизм, бескорыстность, безусловно, являются профессионально-личностными качествами специалиста по социальной работе. И именно эти качества, как показали результаты анкетного опроса, для них и менее характерны. Проявление сострадания в отношении других людей характерно для 52 % студентов, 41 % обучающихся считают, что они готовы эмоционально отзываться на переживания других, бескорыстно оказывать помощь будут 28 % студентов и 24 % готовы жертвовать личными интересами. Немаловажное значение в деятельности специалиста по социальной работе имеют такие качества, как толерантность, уравновешенность, внимательность, но их уровень выраженности, по мнению студентов, у большинства из них средний, хотя они важны для специалиста, работающего в социальной сфере.

160-166 5
Аннотация

Мы предположили, что образ социальной работы как профессии у студентов этой специальности и работающих специалистов различаются по таким когнитивных компонентам, как профессионально значимые качества, знания, умения и навыки специалиста, цели и средства осуществления деятельности специалиста по социальной работе. Исследование проводилось на базе социально-психологического факультета (СПФ) КемГУ и Комплексных центров социального обслуживания населения (КСЦОН) Центрального, Ленинского и Заводского районов города Кемерово. Выборку составили 30 студентов 5 курса СПФ специальности «Социальная работа» и 60 сотрудников КЦСОН. Различия в образе профессии «Социальная работа» у студентов и работающих в социальной сфере специалистов были обнаружены по следующим параметрам: в иерархии профессионально важных качеств специалиста по социальной работе; в оценке общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков; в ориентирах на условия и средства осуществления профессиональной деятельности и ее цели. Данные различия обусловлены принадлежностью респондентов к выделенным нами в исследовании группам и соответственно спецификой их деятельности. Максимальные различия образа профессии «социальная работа» наблюдаются у студентов и специалистов, осуществляющих обслуживание клиентов непосредственно на дому, минимальные – у студентов и специалистов, консультирующих клиентов в Центрах. Студенты СПФ представляют специалиста по социальной работе как властного и лидирующего, уверенного в себе, упорного и настойчивого профессионала, обладающего качествами наставника, организатора и руководителя. При этом важнейшей составляющей образа специалиста социальной сферы студенты видят толерантность. По мнению студентов, специалист по социальной работе сосредоточен прежде всего на консультативной, коррекционной и учебно-воспитательной деятельности. В своей деятельности специалист опирается, в первую очередь, на знания социальной экономики и технологий социальной работы. Кроме того, специалист активно применяет свои организаторские и коммуникативные навыки, навыки работы на компьютере и владения иностранным языком. Студентам представляется, что специалист работает преимущественно в обстановке кабинета, используя как основное средство труда персональный компьютер, а не свои физические ресурсы и обеспечивает клиенту условия, необходимые ему для самостоятельного решения проблем.

167-170 3
Аннотация

Процесс принятия решений представляет собой интеллектуально-волевой акт выбора наиболее эффективных способов выхода из проблемной ситуации. Рассмотрено понятие «Проблемная ситуация», особенности принятия решения на этапе ее возникновения, влияние факторов среды, фактора риска. Описаны внешние и внутренние детерминанты приятия решения на этапе возникновения проблемной ситуации.

171-176 1
Аннотация

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, свобода, ответственность, защищённость, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатия, чувство юмора. В процессе формирования толерантности воспитывается в студенческом коллективе потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их половой, возрастной, образовательной, сексуально-ориентационной, национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Для активизации процесса изучения и развития толерантности нами была разработана программа тренинга «Формирование толерантной установки в процессе ценностного самоопределения студентов вуза». Описаны этапы проведения тренинга. Для оценки эффективности тренинга используется блок диагностических методик, позволяющий выявить уровень толерантной установки. Методики использовались перед началом тренинга и после его завершения. В результате тренинговой работы происходят важные изменения в личности – регулируются отношения с окружающими, повышается самооценка, студенты начинают более адекватно воспринимать себя и других, развиваются навыки общения и т. д. – повышается уровень толерантности личности. Специалисту, независимо от сферы деятельности, необходимо уметь принимать решения и нести за них ответственность, уметь критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента и т. д. – в процессе тренинговой работы и прохождении курса данные качества формируются и развиваются.

176-177 2
Аннотация

Рассмотрены понятия: безопасность, управление персоналом, кадровая безопасность, кадровый менеджмент. Описаны два направления кадровой безопасности. Отмечено, что кадровые процессы из оперативного и тактического рассмотрения выносятся на стратегический уровень и учитываются в целостной системе корпоративного управления. Эта трансформация кадрового менеджмента, как показывает зарубежный опыт, нашла свое отражение в некоторых основных тенденциях, которые описаны в статье.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)