Том 21, № 4 (2019)
Скачать выпуск
PDF
Психология
962-973 569
Аннотация
Статья посвящена описанию кросскультурного сравнения особенностей и связи личностной и этнической идентичности студентов в условиях поликультурной образовательной среды. Исследование проведено с участием 141 студента (российские студенты – 48 человек, европейские студенты – 45, китайские студенты – 48). Психодиагностические методы исследования: опросник «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой), опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова). Выявлены общие и специфические особенности личностной и этнической идентичности каждой группы студентов. Установлено, что общим в структуре личностной идентичности является значимость рефлексии и идентификация собственной учебно-профессиональной ролевой позиции, в структуре этнической идентичности для всех групп характерен повышенный уровень позитивной этноидентичности и средняя выраженность этноиндифферентности. Специфическим в содержании личностной идентичности для российских студентов является большая выраженность Социального Я (профессия, семья), Перспективного Я и Рефлексивного Я, в отличие от студентов других групп. Для европейских студентов характерно большее проявление этнонигилизма. Китайские студенты демонстрируют более выраженные параметры гиперидентичности. В каждой эмпирической группе студентов установлены два типа, отличающиеся спецификой взаимосвязи личностной и этнической идентичности. Результаты позволяют определить мишени психологического сопровождения студентов в процессе их самоидентификации в условиях поликультурного образовательного пространства.
974-981 616
Аннотация
Предпринята попытка исследовать проблему угроз идентичности с позиций современного подхода в области психологии безопасности, связанного с изучением психологического отношения к личной безопасности как системного явления. Угрозы личной безопасности в представлении субъекта анализируются с точки зрения угроз его идентичности. На репрезентативной выборке (n=50; средний возраст – 22 года) с помощью корреляционного анализа выявлены взаимосвязи между оценками отдельных угроз личной безопасности и элементами идентичности, в качестве которых в исследовании измерялись субъективные оценки своих положительных и отрицательных личных качеств. Установлено, что наиболее уязвимыми являются отрицательные элементы идентичности (например, депрессивность), а также положительные элементы, более зависимые от внешних условий и оценок (счастье, щедрость), более защищенными выглядят качества, опирающиеся на собственные силы и оценки (трудолюбие, дисциплинированность). Анализ результатов показывает, что представления субъекта о себе и об угрозах своей безопасности находятся в отношениях сложной взаимной детерминации. Сделан вывод, что угрозы личной безопасности выступают угрозами идентичности в случае, если реализация этих угроз может повлечь ухудшение представлений субъекта о себе.
982-988 422
Аннотация
Показана актуальность изучения проектного мышления применительно к реалиям современного динамичного и не предопределённого мира. Представлено обоснование необходимости принципиально нового понимания сущности процессов, составляющих содержательный фундамент проектного мышления как компетенции современного руководителя в логике проектного управления. Кратко рассмотрены аспекты применения проектного мышления в различных, прежде всего, гуманитарных областях научного знания. Предпринята попытка конкретизации определения проектного мышления с учетом современных требований к менеджеру организации. Описаны проблемы его изучения в современной психологической науке. Указано на методологическую несостоятельность линейного, эклектического понимания проектного мышления, не учитывающего системно-синергетические свойства данного феномена, например неспособность старой линейно-эклектической модели проектного мышления объяснить отсутствие у субъекта проектной деятельности способности создавать и эффективно реализовывать проект в некоторой прикладной области при наличии у него, субъекта, высоких показателей отдельных компонентов проектного мышления. Проанализированы методологические возможности системного и синергетического подходов применительно к изучению проектного мышления. Разграничено синергийное и синергетическое понимание сложных, в том числе и психологических процессов применительно к проектному мышлению. Обозначены проблемы, связанные с рассмотрением проектного мышления сквозь призму системного и синергетического подходов; намечены инструментальные пути преодоления этих сложностей.
989-997 603
Аннотация
Приводятся данные эмпирического исследования представлений российской и монгольской молодежи о счастливой семье. Выборку исследования составили 120 человек в возрасте 18–30 лет, постоянно проживающие на территории России и Монголии. Полученные результаты были подвергнуты факторному и кластерному анализу. Статистический и качественный анализ данных показал, что в целом обе группы достаточно конкретны, позитивны, сходны в отрицании существования конфликтов в счастливой семье. В то же время полученные результаты указывают на наличие этнических и гендерных особенностей представлений российской и монгольской молодежи относительно понятия счастливая семья. Представления российской и монгольской молодежи о своей будущей семье отличаются относительно примеров для подражания в ее построении. У монгольской молодежи счастливая семья, как правило, ассоциируется с понятиями многодетная семья и родительская семья. Примерами для построения счастливой семьи для российской молодежи практически в равной степени являются семьи популярных в СМИ и художественной литературе людей, родительская семья и семьи друзей. Счастливая семья воспринимается российскими девушками преимущественно как малодетная семья, в то время как для российских юношей счастливая семья – это многодетная семья. Полученные результаты дают основания сделать вывод о том, что институт семьи в Монголии имеет более традиционный харатер, что отражается в представлении молодежи как о семье, так и о счастливом семейном укладе. Монгольская молодежь берет в пример семьи своих родителей, в то время как русская молодежь в большей мере стремится подражать кумирам СМИ.
Бригадный подход к диагностике и коррекции трудностей обучения в общеобразовательной начальной школе
998-1004 399
Аннотация
Представлен анализ возможностей бригадного подхода в сопровождении детей с трудностями в обучении и адаптации в общеобразовательной школе, описаны возможности нейропсихологического подхода в сочетании с бригадным методом работы. Предложены этапы диагностического и коррекционного процесса с учетом специфики массовой общеобразовательной школы. Цель – анализ возможностей применения бригадного метода, основанного на нейропсихологическом подходе в общеобразовательной школе. Описаны 4 этапа диагностического и коррекционного процесса в аспекте реализации бригадного подхода в сопровождении детей с трудностями в обучении. В диагностике использован метод группового и индивидуального нейропсихологического обследования детей с использованием Луриевской батареи, адаптированной для детского возраста, c количественной оценкой данных; была применена модифицированная методика «Корректурная проба» и гештальт-тест Бендер. Описан метод многоступенчатой диагностики, адаптированный к условиям массовой общеобразовательной школы. Представлены результаты диагностики с описанием структуры когнитивного дефекта у первоклассников. Дана оценка возможностей применения бригадного метода, основанного на нейропсихологическом подходе в общеобразовательной школе, а также возможностей школы в сопровождении детей группы риска.
1005-1013 507
Аннотация
Экстремальность условий и профессиональный стресс врачей обусловлены высоким уровнем ответственности за жизнь других людей, напряженностью и большим объёмом работы, сложностью взаимоотношений с пациентами и коллегами, а также рядом факторов производственной среды. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения физического и психического здоровья медицинских работников для повышения их адаптивности и устойчивости к экстремальным факторам профессиональной деятельности в условиях повседневного напряжения. Для повышения качества здравоохранения важно не только установить стресс-факторы профессиональной деятельности врача, но и определить условия повышения его адаптивности и стрессоустойчивости. Цель – обоснование возможностей повышения адаптивности будущих медиков на этапе их обучения на основе анализа факторов профессионального стресса у врачей. Стрессовыми факторами выступают ограниченное время приема пациента, несоответствие оплаты труда трудозатратам, физические нагрузки, общение с эмоционально неуравновешенными пациентами, ночные дежурства, высокий темп работы, высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье других людей, неумение и невозможность переключить внимание на другие, кроме рабочих, проблемы, высокие требования к профессиональным характеристикам, предъявляемые пациентами. Обнаружена взаимосвязь адаптивности и стрессоустойчивости у врачей. Возраст и стаж работы не коррелируют с уровнем организационного стресса и уровнем адаптивности. Профиль врачебной деятельности и должность влияют на данные показатели в большей мере, чем возраст. На каждом возрастном этапе и стадии профессионального роста могут появляться специфические стрессоры, но на одних врачей они оказывают более сильное воздействие, на других – более слабое. У 90 % студентов-медиков уже имеет место высокий уровень организационного стресса. Не имея возможности повлиять на большинство факторов, вызывающих стресс у врача, можно наметить пути повышения стрессоустойчивости и адаптивности студентов-медиков, в частности через развитие их ключевых компетенций.
1014-1020 495
Аннотация
Рассматривается явление ридингфобии, которое характеризуется иррациональным навязчивым страхом перед чтением, мешающим нормальному психоэмоциональному развитию и совершенствованию ребенка, что приводит к негативным последствиям в дальнейшей жизни. Представлен опыт разработки и реализации психолого-педагогической коррекции ридингфобии у детей. Систематически два раза в неделю с шестью учениками 1 класса проводились коррекционные занятия продолжительностью 40 минут. Они длились в течение 3–6 месяцев в зависимости от сложности каждого конкретного случая. Показаны 6 последовательных методических приемов, позволяющих эффективно нивелировать страх чтения: специфические действия совместной направленности психолога-педагога и родителей в условиях доброжелательной атмосферы, персональная работа с ребенком, использование специально подобранных текстов и приемов вовлечения ребенка в процесс чтения, индивидуальный подход к продолжительности занятий. Уделено внимание нейрофизиологическим особенностям данного явления. Определено, что ридингфобия – это боязнь, неприязнь к чтению и книге, которая часто возникает в период младшего школьного возраста. Апробированный опыт результативной коррекции может быть использован в реальной практике учителя начальных классов, при частном психолого-педагогическом консультировании в центрах помощи детям, испытывающим проблемы в обучении.
1021-1029 528
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения восприятия феномена коррупции современной российской молодежью. Актуальность изучения данной темы обусловлена повсеместным характером этого явления и недостаточным количеством исследований в социально-психологическом ключе. В статье идет речь о выявлении преобладающего типа поведения личности в различных жизненных ситуациях. Все ситуации, которые рассматривались в исследовании, с большой долей вероятности связаны с возможностью возникновения коррупционной составляющей в поведении молодых людей, т. е. имеют коррупционный подтекст. Описываются результаты трех серий исследования, которые были проведены в 2018–2019 годах. Данное исследование, построенное на применении проективной методики, в очередной раз демонстрирует важность и целесообразность изучения особенностей восприятия феномена коррупция современной молодежью. Новизна заключается в выявлении доминирующего типа поведения молодежи в жизненных ситуациях, которые носят коррупционный подтекст. Данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют, что примерно половина опрошенных молодых людей убеждены в своей честности, менее половины опрошенных допускают свое участие в коррупции (в зависимости от ситуации) и лишь небольшой процент молодежи можно отнести к категории подверженных участию в коррупции.
1030-1038 505
Аннотация
В статье приводятся данные эмпирического исследования связи агрессивного поведения и неравновесных психических состояний у водителей автотранспорта. Гипотезой исследования выступает предположение, что агрессивное поведение водителей связано с неравновесностью их психических состояний. В качестве испытуемых выступили 27 водителей, которые стали участниками дорожно-транспортных происшествий за последние два года, и 33 водителя, управляющих транспортным средством без аварий, в возрасте от 18 до 57 лет с общим водительским стажем от 2 до 38 лет и средним годовым наездом километров 20–50 тыс. км. В качестве диагностического инструментария применялись бланковые и аппаратурные методы: Hand-test, опросники Buss-Perry Aggression Questionnaire, Dula Dangerous Driving Index, Driving Anger Expression Inventory и аппаратно-программный комплекс для тестирования водителей УПДК-МК Автомобильный-М. Сделан вывод, что у водителей, участвовавших за последние два года в дорожно-транспортных происшествиях, более явно выражено проявление неравновесных психических состояний и выявлена статистически значимая связь агрессивного поведения с негативно окрашенными неравновесными психическими состояниями.
1039-1049 512
Аннотация
Статья посвящена изучению изменений, происходящих в процессе адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза в течение первого года обучения. Избранный диагностический инструментарий и методы обработки данных (методика «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, опросник «Тревожность студентов» в модификации опросника Ж. Тейлор, многофункциональный критерий угловое преобразование φ-Фишера и параметрический критерий t-Стьюдента для зависимых выборок), интерпретация и обобщение результатов статистического анализа позволили сформулировать выводы о неоднозначном характере динамики адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского вуза. Выявленные достоверные различия по показателям адаптации к учебной деятельности вносят существенные дополнения в научные представления о ведущей роли данного вида адаптации, носящего открытый, ярко выраженный и относительно быстрый по времени положительный характер. Отсутствие значимых различий по показателям тревожности на начало и конец учебного года свидетельствует о достаточно стабильном, с преобладанием среднего и повышенного уровней, эмоциональном фоне студентов в процессе адаптации, а также о существовании определенных аспектов в образовательной среде вуза, вызывающих у первокурсников устойчивые негативные переживания. Наряду с этим в эмоциональном состоянии респондентов в конце первого года обучения выделяется новый аспект волнений и тревог – межличностные отношения в студенческой группе. По нашему мнению, это связано со сменой ориентиров в процессе адаптации, отражающих становление сообщества первокурсников с активно протекающими процессами статусной дифференциации и перерастания диффузной группы в группу типа просоциальной ассоциации. Данный момент реорганизации и обретения группой нового состояния равновесия, нашедший отражение в исследовании, позволяет предположить иные, в сравнении с адаптацией к учебной деятельности, особенности динамики адаптации к студенческой группе, раскрывающие ее более продолжительный, латентный и детерминированный внутригрупповыми процессами характер.
1050-1059 395
Аннотация
Проанализированы подходы к изучению социальной установки, которые были использованы в качестве теоретической основы разработки и апробации диагностического комплекса Представление о прокурорской деятельности, состоящего из проективных методик, направленных на выявление социальных представлений о прокурорской деятельности. Данная разработка является составной частью Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации, разработанной на базе прокуратуры Санкт-Петербурга В. А. Губиным и Д. В. Шабаровым в 2019 году. Она позволяет выявить интересы и предрасположенность к различным видам прокурорской деятельности, сформировать индивидуальный профессионально-образовательный маршрут в рамках подготовки вновь принятых прокурорских работников, определить профессиональную направленность, которая представлена социальными установками, включающими систему представлений о среде прокурорской деятельности, оценку своей способности выполнять эту деятельность, степень выраженности профессиональных ценностных ориентаций, интереса к профессиональной деятельности. Методики могут быть полезны для районных, специализированных прокуроров, наставников молодых специалистов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации при решении вопроса о формировании индивидуального плана обучения и воспитания вновь принятых прокурорских работников. Они могут быть использованы в отношении тех работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, которые решили сменить вид надзорной деятельности. В качестве иллюстрации проведен анализ Проективной методики «20 определений понятия "прокуратура"», разработанной и успешно апробированной В. А. Губиным и Д. В. Шабаровым в 2019 году и направленной на выявление когнитивной составляющей социальных представлений о прокурорской деятельности.
Языкознание
1060-1068 380
Аннотация
Рассматриваются языковые установки вынужденных переселенцев, бежавших в Иракский Курдистан из-за угроз террористических групп с 2003 г. Данная социальная группа включает в себя преимущественно представителей арабской национальности, приехавших из разных регионов страны. Выбор данной социальной группы и языка анализа во многом определяют новизну проблемы исследования. В фокусе исследовательского внимания находится изучение уровня сформированных языковых установок и факторов, влияющих на отношение к своим этническим языкам или курдскому языку (как языку большинства в регионе). Показано, что большинство представителей рассматриваемой социальной группы в регионе по-прежнему позитивно относятся к своему этническому языку и гордятся им. При этом у них не формируется отрицательное отношение к курдскому языку, так как этот язык считается необходимым условием общения с другими участниками, устройства на работу и ведения бизнеса, а также распространения социальных и культурных ценностей курдского общества. Исследование показало, что анализируемая социальная группа вынужденных мигрантов не имеет враждебной настроенности к курдскому языку, несмотря на столетнюю историю этнических проблем с курдами Ирака.
1069-1077 486
Аннотация
Рассматриваются понятийные признаки концепта star, характерные для концепта в английской языковой картине мира, выявляется специфика его репрезентации, отражающей особенности национального сознания носителей английского языка. Для описания особенностей структуры концепта были проанализированы словарные статьи, устойчивые выражения и синонимы. Анализ позволил выделить 17 понятийных признаков: светящееся тело, видимое на небе ночью; неподвижная светящаяся точка; огненный газовый шар, излучающий собственный свет; планета; судьба; гороскоп; знаменитость; исполнитель главной роли в фильме / пьесе; чрезвычайно успешный человек в группе; предмет или форма; фигура; знак различия военнослужащих; звездообразный орнамент или медаль, носимая как знак чести, авторитета; классификация гостиниц; белое пятно на лбу лошади или другого животного; морская звезда; астериск. Когнитивные признаки светящееся тело, видимое на небе ночью, судьба и белое пятно на лбу лошади или другого животного восходят к мотивирующим, что указывает на давность их появления в языке. Изучение способов сочетаемости английской лексемы star указывает на признаки, появившиеся относительно недавно в процессе развития английского языкового сознания. Языковым материалом послужили примеры из произведений классической английской литературы, включенные в Британский Национальный корпус. Анализ актуализации значений слова-репрезентанта исследуемого концепта в предложениях и их сопоставление между собой показали, что понятийные признаки соответствуют данным толковых словарей.
1078-1085 511
Аннотация
Предметом данного исследования выступает синтаксический строй предложений в англоязычных художественных произведениях американских писателей – Д. Д. Сэлинджера The Catcher in the Rye и Л. Грофф Fates and Furies. Цель – изучить характер синтаксических отношений, выражаемых порядком слов в предложениях в речи автора и персонажей. Основным методом является описательный метод с использованием приемов наблюдения, интерпретации, обобщения. Рассмотрение синтаксического строя предложения в исследуемых произведениях позволило определить, что в речи персонажей чаще всего отсутствуют вспомогательные глаголы в вопросительных предложениях. Имеется большое количество вопросительных предложений, имеющих структуру утвердительного предложения. В романе Д. Д. Сэлинджера The Catcher in the Rye в речи персонажей в некоторых случаях вопрос задается посредством междометий eh, ah. В авторской речи в обоих произведениях присутствуют предложения, в которых перед главными членами предложения стоят обстоятельства, дополнения или определения. Для описания событий и героев авторы широко используют односоставные и контекстуально-неполные предложения. В произведении Д. Д. Сэлинджера в авторской речи мало случаев нарушений норм порядка слов в предложении, то есть преобладает прямой порядок слов. Большее количество нарушений норм словопорядка приходится на речь персонажей, так как в художественном произведении ярко представлена разговорная речь американцев-подростков XX в., однако в речи взрослых наблюдаются предложения с правильным порядком слов. В произведении Л. Грофф Fates and Furies в авторской речи встречается значительное количество предложений, в которых отсутствует вспомогательный глагол to be в простом глагольном сказуемом в Present Continuous, в составном именном сказуемом, в страдательном залоге. Изучение синтаксического строя предложений в англоязычных художественных произведениях Д. Д. Сэлинджера The Catcher in the Rye и Л. Грофф Fates and Furies содействовало углубленному пониманию характера синтаксических отношений, отражаемых словопорядком, в предложении в английском языке, позволило дать представление о грамматическом строении английского языка, выявить наиболее часто используемые типы предложений. Кроме того, проведенное исследование показало, как носители языка выражают свои идеи и мысли средствами языка, и в какой степени и как нарушают обычные и привычные языковые нормы.
1086-1094 525
Аннотация
Статья посвящена выявлению суггестивных возможностей некоторых текстов религиозного дискурса. Суггестия рассматривается как действенный инструмент незаметного внедрения в сознание специальной идеи, мнения без прямого или непосредственного осознания этого объектом внушения. Авторы затрагивают проблему взаимодействия рациональной и эмоционально-субъективной сторон коммуникации, рассматривая суггестию как способ речевого воздействия, опирающийся на чувственно-ассоциативные стороны сознания. На конкретных примерах текстов религиозного содержания исследуются средства и приёмы речевого воздействия на установки личности. Авторы полагают, что суггестия ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения, в том числе и к формированию враждебных намерений и призывам к экстремистским действиям. Наличие некоторых суггестивных приемов позволяет завуалировать, скрыть, сделать менее очевидной фактическую базу, которая может использоваться для доказательства наличия конфликтогенных элементов, и избежать наказания. Такие тексты используются для создания определенного эмоционального состояния, через которое облегчается возможность мотивации к каким-либо действиям, дальнейших контактов и формирование идей.
1095-1104 468
Аннотация
Современная филология обращается к исследованиям языка на стыке разных направлений: герменевтики и культурологии, когнитивной лингвистики и литературоведения, лингвокультурологии и текстологии. Наиболее интересные результаты получаются при использовании методов анализа разных направлений. В статье описываются образы неба в русской поэзии 90-х гг. ХХ в. Восприятие этого периода поэтами России весьма отличается от предыдущих и последующих периодов. Поэты по-новому преломляют видение известных символов из мифологии и культуры, применяя свои приёмы при передаче образных рядов. Как показало исследование, Россия описывается поэтами конца ХХ в. как умершая женщина, как находящийся на распутье человек; небо воспринимается как утерянный рай, в котором царит утраченный на земле мир и покой. Разобщенность неба и земли показывается шумом и хаосом, когда кричат птицы и грохочут механизмы, когда небо взвивается червивым грибом (гриб – символ атомного взрыва). Небо и землю объединяет Мировое Древо, символизирующее единство макро- и микрокосмоса. Человек ищет равновесия, гармонии, но не может их отыскать ни на земле, ни на небесах. Человечество проходит похожий этап, который мир проживал в начале ХХ в., когда вырубали вишневые сады для железных дорог, когда старому миру приходил конец. Люди перестали смотреть на небо в поисках утешения; люди смотрят себе под ноги, видя в рельсах отражение небес. Глубокий символизм наполняет российскую поэзию 90-х гг. ХХ в. В ходе анализа были выделены кластеры образов неба в современной поэзии: мифологический, религиозный, культурологический, философский (эсхатологический), научно-технологический, фольклорный. Указанные кластеры сопряжены между собой и взаимодополняют друг друга.
1105-1113 445
Аннотация
В статье на материале шести англоязычных переводов романа Г. Флобера Madame Bovary с применением метода сплошной выборки и сопоставительного метода рассматриваются особенности передачи такой стилистической черты писателя, как точка с запятой в сложных предложениях между клаузами в отсутствие союза и перед сочинительным союзом et. Этот пунктуационный знак в указанных позициях и является предметом работы. Анализ корпуса показывает, что, несмотря на индивидуальные предпочтения, которые наблюдаются в некоторых текстах, в подавляющем большинстве случаев переводчики тем не менее придерживаются пунктуационного изоморфизма, сохраняя исходную точку с запятой и используя эквивалентный союз. Доля изоморфизма выше, чем в русских переводах, что отчасти обусловлено бóльшим сходством французской и английской пунктуационных систем по сравнению с русской. Степень верности оригиналу объясняется не пунктуационными тенденциями в тот или иной период, а скорее, переводческими стратегиями. Результаты работы могут быть задействованы в подготовке многоязычных корпусов параллельных текстов, а также в разработке пособий по сопоставительной грамматике, синтаксису.
1114-1122 398
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению жанра интернет-обращения как диалогического конфликтного процесса. Объектом выступает интернет-обращение как элемент конфликтной коммуникации. Представленный объект иллюстрирует одну из форм открытого диалога государства с широкой общественностью. Основной аспект описания – лингвоконфликтологический подход в его обусловленности коммуникативными стратегиями и интенциональными установками адресанта и адресата интернет-обращений. Систематизируются основания выделения интернет-обращения как особого субжанра жанра жалобы, объясняются причины проявления конфликтности в данном жанровом типе, проводится анализ стратегий и тактик адресата и адресанта интернет-обращения, приводящих к отражению концептуальных представлений рядовых граждан, обратившихся за помощью к официальным лицам. Собранная путём анализа виртуальной приёмной губернатора Кемеровской области эмпирическая база исследования позволяет установить обусловленность разными факторами используемых стратегий и тактик со стороны отправителя и официального лица, дающего ответ на интернет-обращение, установить их коммуникативные намерения. Вывод: интернет-обращение характеризуется набором специфических коммуникативных стратегий и тактик конфликтного типа, появление которых во многом обусловлено несовпадением интенциональных установок адресата и адресанта.
1123-1130 448
Аннотация
Рассматриваются вопросы языковых контактов тюркских языков по материалам общетюркской лексики якутского языка, обозначающей наименования частей тела животного, в сравнительно-историческом аспекте с древнетюркскими и современными тюркскими языками. Статья посвящена описанию лексико-семантических и фоноструктурных особенностей названий частей тела животного в якутском языке, имеющих общетюркское происхождение. При работе над лингвистическим материалом использован метод сплошной выборки из лексикографических источников, описательный, сравнительный и сопоставительный методы. В рамках исследования анализируются семантические переходы тюркских лексических рефлексов от пратюркской системы до современной формы. Выявляется, что номинации элементов частей тела животных представляют наиболее древний пласт словарного состава якутского языка, состоят из общей для большинства тюркских языков лексики и относятся к устойчивым разрядам. В рамках фонологического анализа определяются фоноструктурные типы и особенности фонологической системы лексических рефлексов, характер устойчивости и изменчивости лексем, выявляются основные причины неустойчивости фоноструктур рассматриваемых основ других тюркских языков в якутском языке. Анализ лексико-семантических особенностей якутских названий частей тела животного в сравнении с их лексическими параллелями в других тюркских языках выявляет характер устойчивости и изменчивости лексических значений основ с указанием конкретного тюркского языка.
1131-1138 434
Аннотация
Приведены результаты исследования когнитивных признаков концепта воин. Основной репрезентант исследуемого концепта стилистически окрашен. Лексема воин часто употребляется в высоком стиле. Воинство в русской культуре – особое сословие, призванное защищать народ и оберегать русские земли. Как показал анализ, исследуемый концепт отличается структурными особенностями. В структуру концепта воин входит 7 мотивирующих признаков: (боевой) клич, войско / рать, покорение, охота, желание / стремление, цель, целеустремленность. Из них только 4 признака, трансформируясь во времени, перешли в разряд понятийных: войско / рать → ратник / оборонитель / тот, кто воюет; желание / стремление + цель + целеустремленность → целеустремленный (человек). Вторая группа, входящая в структуру концепта, формируется 20 понятийными признаками: военный, освободитель, боец, (военно)служащий, солдат, (опытный) в военном деле, ратник / оборонитель / тот, кто воюет, герой, защитник, храбрец / смелый человек, победитель, оруженосец, мужественный / доблестный (человек), пример для подражания, ответственный (человек), целеустремленный (человек), отдающий долг стране, готовый к самопожертвованию / совершающий подвиг, участник войны, патриот / преданный / верный (Родине / Отечеству / народу). Данные когнитивные признаки показывают широкий спектр функциональных проявлений современных представителей о воине. В особую группу включены образные стереотипные и гендерные признаки (в русской лингвокультуре воин в истории страны – это богатырь, мужчина). Стереотипы русской лингвокультуры связаны с боевым прошлым нашего народа, с его героическим эпосом (былинами, сказками, сказаниями). В структуру изучаемого концепта вошли отдельной группой 16 символических признаков, которые также относятся к истории русского народа, в которой было много войн и побед: боги и святые, (братские) могилы воинов, ветераны войны, вечный огонь, (воинские) ритуалы, (воинские) части, знамя (стяг), Георгий Победоносец, герб, города-герои, иконы, награды (ордена и медали, оружие), памятники (обелиски и колонны), песни и марши, поле, статус Город-герой, храм.
1139-1149 428
Аннотация
Статья посвящена исследованию лингвокреативных оснований в немецком комиксе Dig, Dag, Digedag. Одним из актуальных направлений работы современных лингвокультурных, когнитивных исследований и дискурсивных практик является изучение комиксов, представляющих собой серию рисунков с краткими сопроводительными текстами. Для выявления лингвокреативных оснований немецкого комикса предлагается филологический и семиотический анализ. Алгоритм филологического анализа заключается в литературоведческой характеристике даты, времени и места написания комикса, выявлении оригинальных и интересных сюжетов в рамках нескольких выпусков комикса, отборе и описании лексических средств выражения и стилистических конструкций. Графика комикса, относящаяся к невербальному компоненту, подвергается семиотическому анализу. Лингвокреативные основания исследуемого комикса проявляются в оригинальных сюжетах-путешествиях в Древний Рим, Сицилию, государства Древнего Востока, на необитаемый остров, на Луну и Марс. Посредством тщательно подобранных научных и бытовых знаний, передаваемых с помощью вербальных средств и графики комикса, читатели, в частности молодые, расширяют свой кругозор. Использование гипербол, метафор, каламбуров, разноплановой лексики также позволяет говорить о лингвокреативности комикса Dig, Dag, Digedag.
ИСТОРИЯ РОССИИ
881-889 521
Аннотация
В статье на основе документов фондов 339 «Походная канцелярия генерал-лейтенанта А. П. Девица» и 379 «Кизлярский комендант» Центрального государственного архива Республики Дагестан рассмотрена и исследована история торговой переписки кумыкских правителей с российскими военными властями на Кавказе в 40–60-х гг. XVIII в. Значительная часть документов фондов введена автором впервые в научный оборот. Они иллюстративно показывают, что торгово-экономические связи кумыков с Россией в целом приняли интенсивный характер к середине XVIII в. Кумыкские владетели были заинтересованы в торговле с Кизляром, как и с другими российскими городами. Натуральное хозяйство Кумыкии не могло в полной мере обеспечить растущие внутренние потребности местного населения. Не хватало в первую очередь промышленных товаров. Кумыкские владетели понимали это, стремились создать благоприятные условия местным торговцам – савдагарам, обеспечить их безопасность от возможных разбоев на дорогах, о чем и свидетельствуют их письма кизлярским комендантам. Постепенная интеграция кумыкских земель во всероссийский рынок способствовала экономическому росту, развитию производительных сил края. В то же время торговля кумыкских владетелей с Россией носила взаимовыгодный характер. Кумыкские савдагары ввозили в русские города, в том числе и в Кизляр, важное для развития отечественной промышленности сырье – шелк-сырец, марену и хлопок.
890-897 481
Аннотация
В статье анализируется политико-правовая природа документов, которые хранятся в личном фонде создателя и лидера политической партии России начала ХХ в. «Союз 17 октября» А. И. Гучкова под названием «Проект конституции Российской империи». В российской историко-правовой науке сформировался подход к этим материалам как к проекту конституции России начала ХХ в., разработанному представителями правого крыла российского либерализма. Проведенный сравнительный анализ текста конституционного проекта Гучкова с материалами ряда вариантов программы политической партии «Союз 17 октября» показал, что он практически полностью совпадает с текстом двух вариантов партийной программы. Ряд выявленных признаков указывает на то, что он занимает промежуточное место между редакциями партийной программы октябристов, которые были последовательно приняты Первым и Вторым съездами партии, а также Московским Центральным комитетом партии. Сделан вывод о необходимости отнести анализируемый документ не к конституционным проектам, а к материалам партийно-политического творчества партии «Союз 17 октября». Соответственно, можно говорить об отсутствии у правого крыла либерального здания самостоятельного конституционного проекта.
898-906 511
Аннотация
Цель – ретроспективный анализ исторической идентификации образа известной российской писательницы Н. Д. Хвощинской, предпринятой историком-народником В. И. Семевским. Для реализации намеченной цели были привлечены архивные и опубликованные источники. Источниковая база исследования включает в себя материалы личного происхождения (письма, мемуары), периодику, биографический очерк и научные труды В. И. Семевского. Методологическую основу составляют метод критического анализа источников по теме статьи; метод конкретности, определивший отбор источников для изучения темы; смысловой анализ источников путем сопоставления анализируемых данных со сведениями из других источников. Субъективные описания В. И. Семевского позволяют интерпретировать его собственные взгляды на такие актуальные для своего времени вопросы социального развития, как определение места и роли женщины в обществе и воспитание молодого поколения. Историк не делал скрупулезного анализа художественных достоинств произведений Н. Д. Хвощинской, но представил их исчерпывающий библиографический перечень. Сделан акцент на характеристике оценок В. И. Семевского в отношении различных этапов деятельности Н. Д. Хвощинской как писателя и литературного критика. Показано неоднозначное с точки зрения морали введение автором биографии в научный оборот ряда источников личного происхождения. Статья заканчивается выводом о том, что В. И. Семевский как первый биограф Н. Д. Хвощинской-Зайончковской мог ставить перед собой три задачи: 1) предотвращение забвения писательницы; 2) своеобразная идеологическая приватизация, представление ее близкой народничеству; 3) характеристика Н. Д. Хвощинской как образца женщины-труженицы и носителя идеальных этических принципов, близких историку-народнику.
907-914 524
Аннотация
Рассматриваются главные факторы формирования китайской «мягкой силы» в Латинской Америке. Установлено, что «мягкая сила» занимает важное место во внешнеполитической стратегии Китая как на общегосударственном уровне, так и в рамках развития отношений с латиноамериканским регионом. Описаны основные особенности развития отношений между Китаем и государствами Латинской Америки на современном этапе. Изучены основные источники формирования положительного образа КНР в регионе. Осуществлен анализ ресурсов, которыми обладает китайская «мягкая сила» в Латинской Америке. Доказано, что за последние годы общее состояние «мягкой силы» Китая в государствах региона значительно укрепилось. Вместе с тем отмечено, что китайская «мягкая сила» в Латинской Америке все еще серьезно уступает американской. Сделан вывод, что в современных условиях Китай будет стремиться активнее использовать новые способы реализации своих национальных интересов, в том числе и «мягкую силу». Методологическую основу статьи составил системный подход, предполагающий рассмотрение «мягкой силы» как составляющего элемента всего комплекса внешней политики КНР. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в создании базы для дальнейших исследований по данной проблематике, результаты исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании развития внешнеполитической стратегии КНР, рассмотрении комплекса отношений Китая со странами Латинской Америки.
915-923 525
Аннотация
Представлены результаты реконструкции биографии А. Р. Розенберга, доктора медицинских наук, профессора, первого заведующего кафедрой микробиологии Сталинского государственного института для усовершенствования врачей в 1951–1953 гг. Основное внимание уделено преследованию ученого и педагога в период «дела врачей» в СССР (1953 г.). «Дело врачей» рассматривается как завершающая акция кампании по борьбе с космополитизмом (1949–1953), направленной в первую очередь против еврейской интеллигенции. Одной из составляющих борьбы с космополитизмом явилось наступление на научно-педагогическую интеллигенцию. В Сталинском государственном институте для усовершенствования врачей развернулась чистка кадров по национальному признаку, было сфабриковано уголовное дело против сотрудников учреждения. Одним из фигурантов уголовного дела стал А. Р. Розенберг. Арестованных объявили «участниками еврейско-буржуазной националистической группы». Обвинения, выдвинутые в отношении профессора, оказались связанными с идеологическими установками кампании по борьбе с космополитизмом и «дела врачей». После прекращения уголовного дела А. Р. Розенберга восстановили в занимаемой должности. В 1953 г. ученый, здоровье которого было подорвано, покинул Сталинский государственный институт для усовершенствования врачей и вышел на пенсию. А. Р. Розенберг разделил судьбы представителей отечественной интеллигенции, пострадавших во время кампании по борьбе с космополитизмом и «дела врачей».
924-931 434
Аннотация
Характеризуются отдельные аспекты колонизационной политики Китая на монгольских землях севера страны в начале XX в. Отмечается, что существует определенное количество публикаций, которые отчасти затрагивают проблематику, однако нет серьезного комплексного исследования, не все исторические факты и личности нашли отражение в научных трудах. Это предопределило обращение к документам Государственного архива Российской Федерации и отчетной документации поездок по территории Маньчжурии в первой четверти XX в. Описана неизвестная широкой общественности поездка китайского Министра Колоний князя Су по территории Юго-Восточной Монголии (СевероВосточный Китай), анализируются выводы, сделанные по результатам поездки чрезвычайным посланником и полномочным министром в Пекине действительным статским советником Д. Д. Покотиловым. Наряду с этим приводится анализ состояния колониальной политики Китая на монгольских землях, сделанный князем Су в докладе китайским властям. Пик китайской колонизации рассматриваемой территории приходится именно на начало XX в. и во многом связан с расширением российского влияния в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. Очевидной для авторов является необходимость дальнейшей работы с источниками для воссоздания наиболее полной картины колонизации Китаем монгольских территорий.
932-939 446
Аннотация
На основе археологических и письменных источников рассматриваются предпосылки средневековой урбанизации районов Семиречья и Южного Казахстана. Исследования свидетельствуют, что в основе урбанизационных сдвигов в регионе были взаимовлияющие политические, экономические и социальные процессы. В политической сфере таковыми стали создание и развитие государственных образований, формирование политического и идеологического единства общества, обеспечение внешней безопасности населения, регулирование законодательной и налоговой деятельности и в результате формирование единого хозяйственного механизма с условиями для воспроизводящего хозяйства. В экономической сфере важными факторами градообразования стали хозяйственные изменения так называемого второго этапа аграрной революции: переход от примитивного ручного земледелия к интенсивному, использование пахотных орудий с железными лемехами и упряжными животными, широкое применение ирригации, культивирование зерновых и технических культур, накопление навыков хранения и переработки зерна. В социальной сфере происходило разложение родового строя и формирование раннеклассового общества, основанного не на кровнородственных, а на хозяйственных связях, что способствовало формированию социальной структуры средневековых городов, в том числе страт ремесленников, торговцев, административной элиты и служителей культа. В целом анализ источников показывает, что основные исторические предпосылки развития городов Семиречья и Южного Казахстана сложились в период раннего Средневековья. При этом формирование их в различных районах означенной территории протекало весьма неравномерно.
940-947 472
Аннотация
Cтатья посвящена проблеме взаимодействия археологической науки и учебников по археологии. В ней последовательно рассматриваются вопросы истории создания в России учебников по археологии для высшего исторического образования, начиная с XIX в. и до современности, и значение учебников в становлении и развитии археологии как одного из основных предметов вузовского исторического образования. Раскрывается роль археологии и учебников в реконструкции основных событий истории на протяжении 3 млн лет, когда археологические материалы являются единовременными источниками. Подчеркивается особая роль археологии в открытиях цивилизаций Древнего Востока: Китая, Индии, Ирана; Архаической Греции и истории Древнего Рима. Обозначается значение археологического наследия России. Отмечается, что с начала 1970-х гг. только два университета в России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Кемеровский государственный университет (кафедра археологии) – подготавливают вузовские учебники по археологии для вузов страны. Среди них 9 изданий было подготовлено только Кемеровским государственным университетом. Таких прецедентов нет в мировой практике, как нет и таких учебников по содержанию, методологии и методике изложения научного материала. В статье обращается внимание на особенности взаимодействия археологической науки и вузовских учебников. Это касается объяснения глобальных исторических событий, таких как начало освоения человеком пространств Евразии, особенностей этногенеза в среднем палеолите, освоение Америки в верхнем палеолите, формирование культурно-исторических особенностей в начале голоцена, революции производящего хозяйства в палеометаллическую эпоху. Раскрывается влияние учебников по археологии в формировании концептуальных основ современной археологии как исторической науки. В разделе статьи «Одна история – две науки» обращается внимание на недостатки современной российской исторической науки, в частности на безальтернативность концепции формационного объяснения истории в учебниках по истории школьного образования и профессиональной вузовской подготовки специалистов. История демонстрируется исключительно как социально-классовый процесс развития, что не позволяет понять роль фундаментальных основ исторического развития, роль открытий, новаций, достижений в области материальной культуры и производящего хозяйства. Автор считает, что по этой причине достижения человечества в прошлом, на которые указывается в учебниках археологии, не находят должного применения в объяснении исторических процессов на территории России и Евразии в современных учебниках по истории.
948-961 530
Аннотация
В статье представлены результаты исследования деятельности учебно-показательных кустарных мастерских Томской губернии начала ХХ в. Цель – определить общий ход, особенности создания, результаты деятельности мастерских, сыгравших наряду с другими учреждениями Томского государственного кустарного комитета (музеи, склады, библиотеки) существенную роль в процессе модернизации технологий и в развитии кустарных промыслов в регионе. Мастерские стали важной частью инновационного для того времени механизма создания системы профессионально-технического образования. Основную роль в создании сети мастерских на российском уровне сыграли Главное управление землеустройства и земледелия и Императорское Русское техническое общество, в Томской губернии – Томский губернский кустарный комитет и Томское отделение Русского технического общества. К 1917 г. в 17 населенных пунктах шести уездов губернии действовало 17 мастерских по 9 направлениям кустарного производства. Преобладали ткацкие и тележные мастерские и мастерские сельскохозяйственного машиностроения. Они стали центрами развития профессионально-технического образования и распространения новых технологий. На их основе были реализованы новые проекты: создание учебно-вспомогательных мастерских для взрослого населения, продажа современных механизмов и материалов, организация складов для продажи кустарных изделий и ремонтных мастерских, открытие инструкторских школ. Сеть мастерских вместе с профессионально-техническими учебными учреждениями стала основой для создания советской системы профессионального образования Сибири в послереволюционный период. Исследование основано на анализе научных трудов ученых-историков и комплексе письменных источников. Данные, полученные в ходе исследования, позволили заполнить пробелы в истории профессионального образования юга Западной Сибири.
ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)
ISSN 2949-2092 (Online)