ляющей в тонах китайского языка. Кроме того, поднимается вопрос о первоначальном значении и функции то-
нов, а также рассматривается вопрос о взаимосвязи ударения и тона в китайском языке.
формы, избираются они под воздействием антропофактора, т. е. грамматика является личностно обусловлен-
ной. Грамматическая схема описываемой в речи ситуации зависит от существующей у автора картины мира.
го языка. По семантике данные глаголы мы подразделяем на следующие группы: глаголы однонаправленного
движения, ориентированного относительно исходного и конечного пунктов, глаголы ненаправленного (разно-
направленного) плавания птиц, людей и животных, глаголы движения при обозначении перемещения в воде,
глаголы, обозначающие движение жидкости.
исторического их развития в свете взаимодействия модальной и темпоральной составляющих значения. Ряд
специфических функций формы с will в современном английском языке демонстрирует переходный характер и
незавершенность этого процесса грамматизации на современном этапе.
языковое оформление судебной речи.
компьютерной технологии. Анализируются наиболее актуальные проблемы и задачи современной фразеологии:
1) анализ функционирования ФЕ в современной литературе, прессе и других средствах массовой информации;
2) разработка диахронических методов анализа фразеологии;
3) исследование способов фиксации, квалификации и интерпретации фразеологической неологики;
4) широкое обследование диалектной, просторечной и жаргонной фразеологии;
5) внимание к проблеме культуры речи в современных условиях
ется тезис о зависимости актуализации того или иного структурного элемента медиа-события от авторской ин-
тенции. Исследуются способы представления субъекта как элемента пропозиции вербального события.
открытке. В данной статье рассмотрен текст пожелания в открытках, предназначенных для сегмента businessto-
business. В ситуации пожелания ярко выражены благопожелания адресату, а также ценности, заложенные в
данные фрагменты поздравителем. Как правило, пожелания направлены на будущие жизненные успехи и
удачи.
А. С. Пушкина: отмечается, что Достоевский совмещает в одном герое две (а иногда и три) проекции несколь-
ких героев из пушкинской повести, связанных с мотивом сиротства, описываемом как единство трех персонаж-
ных позиций: «тиран» - «освободитель» - «сиротка». В частности, в исследовании идет речь о том, что Досто-
евский для описания отношений персонажей Ставрогина - Степан Верховенский - Даша привлекает пушкин-
скую триаду старуха-графиня - Германн - Лизавета Ивановна.
ориентации авторов-публицистов
данного явления в рамках языкознания. Уделяется внимание современному рассмотрению вопроса о семантической деривации с точки зрения когнитивной лингвистики
речевого жанра. Интерес к жанру лирической миниатюры обусловлен ее распространенностью в интернет-
коммуникации и изменением в электронной среде. Проанализировано отражение метаязыковым сознанием
ключевого признака жанра лирической миниатюры - малого объема. По результатам опроса авторов миниатюр
выделяются разные степени конкретизации данного признака и строится его полевая модель.
(сердце). В работе предпринята попытка построения фреймовой модели указанного гнезда, в рамках которой
выделяются разные уровни абстракции - глубинный (уровень слотов, пропозициональных схем и пропозиций)
и поверхностный (уровень лексико-словообразовательных значений дериватов). Фреймовая модель гнезда
формируется посредством субфреймов, в основе которых находятся лексико-семантические варианты слова
«heart».
типа с позиций языковой антропоцентричности.
и рассказов автора. В целом данный художественный концепт определяется главенствующей ролью свободы в
американской картине мира. У Кинга он воплощается как несвобода в юридическом смысле / вызванная проти-
воправными действиями других лиц / природными условиями / вымышленными фантастическими обстоятель-
ствами, как несвобода объективная или субъективная, гендерно маркированная или добровольная, при этом
концептуальное пространство несвободы варьируется от жилого помещения до субъективного, внутреннего
пространства человеческой души.
ды манипуляции, используемые авторами писем в целях вымогательства денег.
В статье рассмотрены принципы функционирования знаковых структур, характерных для культуры повседневности. Отмечаются отличительные признаки повседневной культуры, такие как: массовидность, телесность, наглядность и др. Основным проявлением знаковости повседнева является иконический принцип означивания в дискурсе.
в сознании носителей языка. В качестве материала взяты тексты английской литературы ХХ века, принадлежащие значимым для этого периода авторам (И. Во и А. Мёрдок). Автор имеет целью предложить новый, «динамический» ракурс рассмотрения лингвокультурной концептосферы и новый термин «эхо-концепт», что позволяет расширить традиционные представления о внутренней структуре концептосферы.
дается характеристика композиционно-речевых типов повествователя, а также выделяются мотивные комплексы и прослеживается их взаимосвязь с типами повествователя
англоязычного текста. Выделяются три типа метатекстов, характеризующих их авторов как языковую личность.
В данной статье рассматривается актуальная проблема, посвящённая описанию кода «умственные способности человека» в культуре восточных славян. Материалом послужила восточнославянская фразеология. Фразеологизмы восточнославянских народов содержат разные метафорические модели: антропоморфные, фитоморфные, витальные, представляющие код «умственные способности человека» в языковой культуре славянских народов. Идиомы по своей специфике максимально выражают глубинный уровень означивания и содержат этнокультурную специфику.
В работе соотнесены различные точки зрения понимания идейно-эстетического уровня текста, обозначены границы и определено место такой неоднозначно понимаемой категории, как подтекст. Языковые средства представлены как маркеры имплицитной информации, обусловленные идейно-тематической спецификой произведения.
слова. На материале психолингвистического эксперимента доказывается положение о зависимости интенсивности проявления полимотивации от полиморфемности / одноморфемности производного.
также анализируется степень прозрачности внутренней формы антропонимов китайского языка, которой обусловливается понятность антропонима для носителей языка.
концепта «Природа» в языковой картине мира хантов.
ствие вербальных и невербальных компонентов. Представлены типы и структура портфолио в зависимости от
цели его создания. На примере фрагмента портфолио исследуется взаимосвязь вербальных и визуальных знаков
как частей единого поликодового целого.
описания жанров естественной письменной речи. В рамках настоящей статьи рассматриваются авторы девичьего альбома и гипержанра «поздравление».
различные периоды его развития. Дается обзор работ, посвященных проблемам адаптации фонетических и семантических заимствований в китайском языке.
русской культуре начала XXI века.
скоординированности когнитивных и дескриптивных процессов в речевой деятельности индивида. На материале психолингвистического эксперимента описываются факторы, влияющие на успешность семантизации.
могут использоваться при подготовке к межкультурной коммуникации.
достижений таких базовых наук, как межкультурная коммуникация и когнитивная лингвистика, которые дают
возможность осуществлять исследование универсальных культурных концептов, имеющих как сходства, так и
различия в интерпретации их значений в изучаемом и родном языках (английском и русском).
основания характера дискурса.
Кемеровской области А. Г. Тулеевым. Выявлены основные виды речевых отступлений от исходных письменных текстов в условиях устного политического дискурса.
фольклорный образ-символ Волка, являющегося значимой составной частью единого мифомира древних германцев, зафиксированного в сохранившихся текстах «Старшей Эдды»
который предполагает учет пространственной этимологии префикса и рассмотрение префиксальных глаголов с
точки зрения ситуации и концепта ситуации.
концептов «man» и «woman», объективируемых субстантивными словосочетаниями, построенными по модели
«adjective + man/woman», в корпусе современного американского варианта английского языка. В исследовании
учитывается как абсолютная частотность употребления словосочетаний, так и номинативная плотность соответствующих концептуальных признаков. На основе анализа семантики атрибутивных репрезентантов концептов выявляются культурно-национальные коннотации признаков.
мира заключает в себе особое мировосприятие и мировидение этноса, закрепленное в семантике языковых единиц и в понятийно-категориальном составе языка (лексике, грамматике, словообразовании).
является относительный план деривации текста. На конкретном эмпирическом материале иллюстрируются особенности реализации деривационного потенциала внутренней формы текста как субъекта рецептивной текстопорождающей деятельности адресата.
синонимии, дать определение и подробное описание словообразовательно-пропозициональной синонимии на
материале диалектной лексики.
формирования успешного вербального имиджа. В статье представлены примеры вербализации различных
имиджевых ролей российских и американских политиков.
«Нечто как блин», репрезентированной в дискурсе метафорическими словоупотреблениями, образными словами и идиомами с компонентом «блин». Рассматриваются возможности использования текстовой базы и поисковой системы Национального корпуса русского языка для исследования образных лексических и фразеологических единиц, реализующих кулинарную метафору. Разрабатывается модель словарной статьи, описывающей
образное сравнение.
перевода. Развитие личности не может проходить в отрыве от других аспектов обучения и развития. Поэтому в
статье даётся обоснование интегративного подхода к обучению переводу как наиболее эффективного
дается научное обоснование того, что тренинг развития креативности является одним из эффективных способов
при реализации принципов проблемного обучения на занятиях по иностранному языку.
основе мультимедийных программ, пакета учебных и аутентичных интернет-материалов с использованием виртуальной среды.
целью, и средством обучения. К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что общение на иностран-
ном языке в аудитории весьма ограничено, не каждый студент имеет возможность высказаться. Эту проблему,
как и многие другие, способна решить игровая деятельность.
кросс-культурной компетенции.
«профессионального самосознания» и «успешности» в психологической науке. Дается социальнопсихологическое описание профессии социального работника. Рассматривается проблема связи профессионального самосознания и успешности деятельности социальных работников, анализируются структурно-содержательные характеристики данных феноменов. Раскрываются механизмы взаимосвязи профессионального самосознания с успешностью деятельности социальных работников.
ISSN 2949-2092 (Online)