Психология
В статье представлены результаты исследования представлений о своем теле у женщин в период средней взрослости. Исследование, проведенное на русскоязычной выборке женщин, показывает, что для них, как и для женщин во многих других культурах, характерны в целом негативные представления о своем теле и нормативное недовольство внешностью. Женщины обеспокоены весом и формами, недовольны функциональными характеристиками тела. Представления о своем теле в средней взрослости определяются в значительной степени существованием телесного опыта, специфического исключительно для женщин и связанного с менструальной функцией, беременностью, родами и грудным вскармливанием. Например, у женщин с положительным отношением к собственному телу реже наблюдаются прерывания беременности (как аборты, так и выкидыши), осложнения в период беременности и родов, более выражены положительные ощущения, связанные с шевелением ребенка. Мы можем заключить, что позитивные представления о своем теле формируются у тех беременных женщин, у которых происходит переход от оценки внешности к оценке функциональности тела. Наши данные также показывают, что образ тела женщин 25–40 лет взаимосвязан с индексом массы тела – у женщин с меньшим индексом массы тела представления о своем теле носят более позитивный характер.
Настоящее исследование нацелено на выявление взаимосвязи между спецификой взаимодействия личности с реальностью и трансформациями ее жизненного пути. Анализ и синтез отечественных и зарубежных теоретических концепций позволил выделить два ключевых аспекта взаимодействия с реальностью, обусловливающих конструктивный и деструктивный векторы жизненных трансформаций. Установлено, что развитие личности и конструктивные изменения ее жизненного пути связаны с преобразованием, перестроением реальности на основе селективного, избирательного, свободного выбора, баланса открытости / закрытости и включенности / дистанцирования. Следствием данного взаимодействия является расширение возможностей и адаптационных ресурсов личности, ее усложнение как системы. Ситуации нарушения психологической безопасности и субъективного комфорта личностной системы, угрозы Я личности детерминируют искажение взаимодействия с реальностью посредством активизации психологических защитных механизмов. Дисфункциональность и дефицитарность психологических защитных механизмов определяют консервацию сложившейся жизненной ситуации, стагнацию личности либо регресс и распад. Раскрывается роль социокультурных факторов в процессе возникновения искаженного восприятия и взаимодействия с реальностью. Полученные результаты и выводы являются основой для разработки организационно-содержательных основ психолого-педагогического сопровождения процесса проектирования жизненного пути личности.
Статья посвящена описанию результатов сравнительного исследования особенностей субъективной комфортности, копинг-стратегий и типов акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета, их взаимосвязей и различий между показателями данных шкал у российских и индонезийских студентов университета. В исследовании применялись шкала оценки субъективной комфортности А. Леоновой, копинг-тест Р. Лазаруса и тестопросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Выборка исследования составила 60 человек: 30 российских и 30 индонезийских студентов университета, средний возраст – 20,5 лет. Были выявлены как общие качества, так и различия между показателями типов акцентуаций личности и способов совладания со стрессом. По уровню субъективной комфортности у российских и индонезийских студентов значимых различий нет: все студенты имеют нормальный уровень субъективной комфортности. Индонезийские студенты при столкновении со стрессом в большей степени, чем российские, дистанцируются и используют самоконтроль. Наиболее выраженными типами акцентуаций личности российских студентов являются эмотивный, демонстративный и экзальтированный, индонезийских студентов – педантичный. Субъективная комфортность российских студентов имеет четыре взаимосвязи с типами акцентуаций личности (прямые взаимосвязи – с эмотивным и демонстративным, отрицательные – с застревающим и дистимным) и три – с копинг-стратегиями (прямые взаимосвязи – с планированием и положительной переоценкой, обратная – с бегством-избеганием). У индонезийских студентов субъективная комфортность имеет четыре взаимосвязи с типами акцентуаций личности (прямые взаимосвязи – с гипертимным и демонстративным, обратные – с возбудимым и эмотивным) и две – с копинг-стратегиями (обратные взаимосвязи – с дистанцированием и бегством-избеганием). Полученные результаты свидетельствуют о соотношении субъективной комфортности с личностными чертами и сформированными способами совладания со стрессом, могут быть использованы в создании программ с целью развития копинг-ресурсов обучающихся.
Языкознание
ИСТОРИЯ РОССИИ
ISSN 2949-2092 (Online)