Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
Том 21, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-1

История и археология

1-9 129
Аннотация

Статья посвящена изучению материалов, хранящихся в фондах музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, по историко-культурному наследию коренных жителей Кузбасса – телеутов. Фондовые собрания музея служат основой для воссоздания научной реконструкции исторического женского телеутского костюма. Изучаются подлинные этнографические музейные предметы основного и научно-вспомогательного фондов: коллекционные собрания, полевые тетради, дневники участников экспедиций, отчеты по экспедиционным исследованиям ученых университета, фотоматериалы, фильмы, слайды, графические зарисовки. Впервые вводится в научный оборот документальный фонд музея, относящийся к данным коллекциям. В ходе исследования была использована просопографическая база данных ученых, передавших в музей ценные коллекции по материальной и духовной культуре телеутов, а также фондовые собрания отдела этнографии и отдела истории вуза музея Кемеровского государственного университета. Рассматривается историко-этнографическое наследие ученых университета, совершавших научные экспедиции в период с 1960-х по конец 1990-х гг. и передавших коллекционные материалы в музей университета, их вклад в изучение региональной культуры, в том числе по культуре телеутов, проживающих в Кемеровской области по настоящее время. В статье прослежена методика сбора материалов телеутской коллекции, гарантирующая подлинность поступивших предметов.

10-19 78
Аннотация

Статья посвящена результатам археологических исследований, проведенных у северной крепостной стены в приморской части Дербента за пределами средневекового шахристана. Заложенные шурфы (26–29) показали наличие на этом участке наслоений различного генезиса, содержащих в том числе археологический материал, и предоставили новые данные по исторической топографии средневекового города. Полученные данные фиксируют за пределами шахристана наличие культурных напластований, относящихся к предмонгольскому времени (X – начало XIII в.) (шурфы 26–28) – к периоду расцвета средневекового Дербента, когда город полностью занял территорию межстенного, архитектурно выделенного шахристана и когда активно стали использоваться ближняя и дальняя сельскохозяйственная округи города. Эти данные также подтверждают ранее полученные сведения о прекращении активной жизни в городе во второй четверти XIII в., что было связано с монгольскими завоеваниями. Вместе с тем выделяются слои, относящиеся к позднесасанидскому времени и связанные с масштабным строительством каменной оборонительной стены в середине VI в. (шурфы 26, 27) и, возможно, сырцовой оборонительной стены в середине V в. (шурф 27), полностью перегородивших Дербентский проход.
На западной границе обследованного участка был обнаружен котлован, в котором были найдены мусульманские каменные саркофагообразные надмогильные памятники (6 экз.) XI–XII вв., а также каменные плиты от разрушенных погребальных конструкций (каменных ящиков). Выявленные саркофаги – самые крайние восточные в пределах средневекового некрополя Дербента, и они выступают наглядным подтверждением к гравюре Адама Олеария (1637), изображающей Дербент и его обширное северное кладбище с такими надмогильными памятниками.

20-25 85
Аннотация

Представлена бронзовая бляха, выполненная в пермском зверином стиле методом одностороннего литья, изображающая стоящего на задних лапах крылатого медведя, который положил свои лапы на плечи стоящего мужчины. Изделие является случайной находкой и происходит из северных районов Алтайского края (с. Высокая Грива Панкрушихинского района). Проанализирована сюжетная композиция, отображающая сложное семантическое содержание. Вслед за другими исследователями авторы считают подобные изделия отображением в металлопластике трехчленного строения мира, характерного для народов, находящихся на определенном уровне социального развития и мифа о происхождении народа. Проведенный анализ аналогий как с сопредельных, так и с достаточно отдаленных территорий позволил выдвинуть предположение о наличии различных тотемных животных – первопредков крупных этнических групп у различных финноугорских народов. Для западных территорий, представляющих население, проживающее в европейской части и являющееся финноязычным, характерны изображения хищной птицы в качестве тотемного животного, которое является как первопредком, так и духом-покровителем этнической общности. Для восточных территорий распространения финноугорских народов, проживающих на территории Сибири, в азиатской части, и представляющих угросамодийское население, говорящее на угро-самодийских языках, таким тотемом является медведь. Об этом свидетельствует отсутствие на бляхах, в которых закодированы мифы о происхождении рода, медведей в западных, европейских регионах, и напротив, почти полное отсутствие на подобных бляхах из азиатского региона птиц. Найденное изделие представлено впервые. 

26-36 97
Аннотация

Многочисленные остатки животных являются неотъемлемой частью погребений тагарской культуры, поэтому важное значение имеют исследования, направленные на выявление анатомо-видовой и возрастной структуры зооархеологических комплексов отдельных захоронений и целых могильников, установление их особенностей и сравнительный анализ. В статье анализируются материалы фаунистической коллекции, полученные при раскопках курганного могильника тагарской культуры Большепичугино I (не позднее VI в. до н. э.). Всего обработано 75 образцов из кургана 13 и 2192 – из кургана 16. Зооархеологические комплексы образованы остатками лошади, крупнои мелкорогатого скота, лисицы, косули, барсука, зайца-беляка и птиц. Установлены особенности состава сопутствующей пищи, которая представлена комплектами из правых лопаток, 3–4 ребер, бедренной и большеберцовой костей крупно- и мелкорогатого скота. Использование правосторонних частей туш обсуждается в контексте погребальной практики раннетагарского времени. В материалах выявлены остатки от молодых, до 1 года, животных. Предполагается, что захоронения могли быть совершены в зимнее время. Ряд отдельных скоплений костей домашних и диких животных, локализованных в разных местах курганов, рассматривается с позиций иной хронокультурной принадлежности или зоогенных процессов. Обращается внимание на находки остатков косули и лисицы в могилах, ставится проблема возможности использования частей их туш при совершении погребальных ритуалов. В целом состав и специфика зооархеологических материалов позволяет говорить о сходстве лесостепных и степных раннетагарских комплексов в данном компоненте погребальной практики. 

37-43 77
Аннотация

Стоянка Екидин 24 расположена в южной части Тургайского прогиба (Северный Казахстан, Костанайская область). Памятник исследовался Тургайской археологической экспедицией в полевом сезоне 1989 г. Статья посвящена керамическому комплексу стоянки Екидин 24. Целью исследования является изучение технологических аспектов при изготовлении керамических сосудов екидинских гончаров. Важным аспектом является обобщение всех известных на данный момент данных о стоянке. Керамическая коллекция стоянки Екидин 24 насчитывает 48 фрагментов, из них 6 фрагментов верхних частей сосудов с желобчатой шейкой, один фрагмент дна от шиподонного сосуда и 38 фрагментов стенок. Все фрагменты керамики стоянки Екидин 24 были подвергнуты технико-технологическому анализу. В рамках исследования применялся петрографический анализ и метод бинокулярной микроскоскопии. Исходным сырьем екидинским гончарам служила ожелезненная (гидроокислы железа – гематит и магнетит) глина (гидрослюда). Зафиксирован один рецепт формовочной массы: глина + органика (шерсть) + шамот. Стоянка Екидин 24 является эталонным памятником маханджарской культуры Тургайского прогиба. Время бытования маханджарских древностей исследователями определяется преимущественно на основе аналогий с ранненеолитическими памятниками среднеазиатского междуречья и помещается в рамки конца VII–V тыс. до н. э. Полученные радиоуглеродные даты указывают на VI тыс. до н. э. Находки керамики, близкой по форме маханджарской, за пределами Тургайского прогиба пока представлены единичными фрагментами и, как правило, не опознаются исследователями как маханджарские. Достаточно уверенно можно говорить о том, что маханджарская культура не является изолированным явлением и обнаружение новых маханджарских памятников в разных регионах степной и лесостепной Евразии является лишь вопросом времени. 

Психология

44-55 98
Аннотация

В статье представлен анализ литературы о структуре и функциях сексуальности личности и проблемах ее формирования у девушек на современном этапе. Отражены результаты исследования, проводившегося на базе Новосибирского государственного педагогического университета с привлечением 196 студенток 17–22 лет 1 и 5 курсов с использованием комплекса стандартизированных тестовых методик: многофакторная личностная методика Р. Кеттелла; Висбаденский опросник; «Исследование маскулинности-феминности личности» С. Бем; «Оценка реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона; методика изучения гендерной идентичности; тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» в модификации Т. В. Румянцевой; «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман. Последующий статистический анализ результатов позволил построить структурно-функциональную модель женской сексуальности, описать ее компоненты, функции и содержательные характеристики. Факторный анализ показал, что женская сексуальность включает в себя пять основных компонентов: семейные отношения, когнитивный, телесный, эмоциональный и экзистенциальный – каждый из которых вносит разный вклад в общую структуру, имеет определенное содержание и функцию. Выделены критерии диагностики уровней сформированности женской сексуальности – низкий, средний и высокий. Показано, что с возрастом повышается уровень сексуальности по всем выделенным компонентам, что связано с наличием большего опыта в установлении интимных отношений и задачей создания семьи. Установлено, что в общей совокупности у респонденток чаще выявляется диффузная гендерная идентичность при высокой андрогинии как варианте полоролевого поведения. Выявлена взаимосвязь личностных особенностей испытуемых с психологическим содержанием различных компонентов сексуальности. Полученные данные определяет необходимость целенаправленной работы по формированию женского начала в структуре Я испытуемых.

56-65 87
Аннотация

В статье приведены данные эмпирического исследования развития нейрокогнитивных функций у детей со средней и легкой степенью недоношенности в возрасте 3, 5, 10, 14 и 25 месяцев. На сегодняшний день данная популяция детей составляет 75–80 % от общего числа недоношенных, но при этом данной группе не уделяется достаточное внимание со стороны специалистов разных профилей, что ограничивает количество информации относительно их нейрокогнитивного развития, хотя раннее рождение на любом сроке гестации дает право относить ребенка к группе риска развития тех или иных отклонений. Неоспоримым является тот факт, что раннее рождение оказывает определенное воздействие на развитие мозга младенца, влияя на важные процессы дифференциации нейронов, миелинизации, синаптогенеза и др. Для исследования нейрокогнитивных функций была использована поведенческая методика шкал Бейли третьей редакции (Bayley-III), благодаря которой можно оценить когнитивное развитие, развитие рецептивной и экспрессивной коммуникации, а также мелкой и крупной моторики. Показано, что недоношенность легкой и средней степени оказывает избирательное влияние на развитие нейрокогнитивных функций, а степень влияния зависит от этапа онтогенеза и сферы развития. 

66-73 77
Аннотация

В статье с привлечением эмпирического материала рассматривается проблема межличностных отношений государственных гражданских служащих с разным уровнем социальной нормативности. Показано, что гармоничность / дисгармоничность межличностных отношений, обусловленные социально-психологической дистанцией между взаимодействующими субъектами, являются индикаторами кадрового риска для организации. Изменение дистанции в неблагоприятную для субъектов сторону будет являться проявлением кадрового риска, тогда как дисгармоничность межличностных отношений в деловой сфере – угрозой кадровой безопасности организации. Результаты эмпирических исследований показали, что нормативные государственные гражданские служащие стремятся выстраивать приемлемо сближенную для себя дистанцию в межличностном взаимодействии, которая обеспечивает доверие, эмоциональную близость, желание осуществлять совместную деятельность. Ненормативные госслужащие выстраивают приемлемо удаленную для себя дистанцию, обусловленную их личностными особенностями. В межличностном взаимодействии у них выражено большее доверие к себе, чем к партнеру (коллегам), их отношения отличает меньшая эмоциональная близость и ориентация на совместность. У нормативных служащих кадровым риском может выступать сокращение дистанции, приводящее к смешиванию деловых и эмоциональных отношений. Одним из проявлений этого может являться выстраивание отношений без учета статуса партнера в трудовом коллективе, ситуации, в которой разворачивается межличностное взаимодействие. У ненормативных служащих кадровым риском может стать чрезмерное дистанцирование от других людей, формализация отношений в сочетании с критикой и обесцениванием партнера (его идей и проектов) в межличностном взаимодействии. Полученные в ходе исследования эмпирические данные правомерно использовать в рамках развития личностно-профессиональных качеств государственных гражданских служащих, в частности для формирования навыков гибкого выстраивания социально-психологической дистанции в межличностном взаимодействии с учетом принципа дифференцирования, предполагающего умение видеть, дифференцировать формы отношений и выстраивать между ними новые взаимосвязи.

74-86 85
Аннотация

Анализируются основные современные тенденции исследования аутодеструктивного поведения и суицидального риска в России и за рубежом. Приводятся данные о структуре суицидального риска, включающие в себя, согласно зарубежным исследователям, аффективные, когнитивные и поведенческие характеристики. Дана концепция нарастания потенциальных факторов риска и предиктов, представленная M. D. Rudd, и анализируется теория суицидального барометра, разработанная K. M. Harris, J. J. Syu, O. D. Lello, Y. L. Chew, C. H. Willcox, R. H. Ho. Описаны потенциальные и актуальные, ситуационные и личностные факторы суицидального риска. Проанализированы особенности предикторов возникновения и развития у подростков склонности к аутодеструктивному поведению. Приводятся результаты исследования, целью которого было изучение особенностей проявления факторов риска аутодеструктивного поведения у подростков. В исследовании приняли участие 116 учащихся 9–10 классов в возрасте 14–16 лет. Выявлены особенности проявления ситуационных и личностных факторов риска аутодеструктивного поведения в старшем подростковом возрасте. Описаны взаимосвязи между ними. Отношения с окружающими тесно взаимосвязаны с аффективными, когнитивными и поведенческими личностными факторами аутодеструктивного риска. 

87-100 74
Аннотация

По своему смысловому содержанию настоящая статья продолжает ряд исследований, посвященных актуальной проблеме повышения спортивной результативности и роста  профессионального долголетия спортсменов высокой квалификации – членов спортивных  сборных команд России. Не противореча методологическим основам классических  исследований в области спортивной психологии, в данной работе мы предлагаем решение  задачи поиска путей психолого-педагогического обеспечения профессиональной  успешности в спорте высших достижений с позиций системной антропологической  психологии и принципов и положений концептуальных оснований теории жизненного самоосуществления человека. Предмет настоящего исследования – особенности  устойчивости жизненного мира высококвалифицированных спортсменов с  различной профессиональной успешностью, сравнительный анализ которых, соответственно, и был определен в качестве цели исследования. Полученные  результаты наглядно проиллюстрировали специфические особенности проявления  устойчивости жизненного мира у спортсменов с различной профессиональной успешностью.  Было эмпирически доказано, что высокая степень устойчивости жизненного мира и  конструктивный характер ее проявления являются психологическими условиями  оптимального сочетания процессов достижения стабильно высоких спортивных результатов  и сохранения высокого уровня психической адаптации (речь идет об адекватной  психологической цене достижений), что определяет устойчивость жизненного мира в том  числе и как системную психологическую характеристику, отвечающую за процесс  эффективной профессионализации в спорте высших достижений. Это позволяет  констатировать, что включение программы психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности спортсменов спортивных сборных команд России,  ориентированной на повышение устойчивости жизненного мира и наращивание признаков  конструктивного характера ее проявления, в комплексную систему подготовки спортсменов  высокого класса позволит повысить спортивную результативность и психическую адаптацию последних, способствуя росту их профессионального долголетия.

101-111 125
Аннотация

В статье представлены результаты исследования образов типичного русского и типичного американца в представлении российской молодежи на примере студентов Дальневосточного федерального университета. Реконструкция образа проводилась с применением такого  метода психосемантики, как вербальные ассоциации. Данные были обработаны с  применением методов математической статистики. Смысловой анализ позволил определить  особенности представлений и эмоционального отношения респондентов к типичному  русскому и типичному американцу, смысловой контраст содержания в некоторых  категориях. Применение критерия Фишера позволило выявить значимые различия по  содержанию ряда категорий ассоциаций. Автостереотип, как показало исследование, отличается в основном положительной направленностью, направленность  гетеростереотипа двойственная. В образе типичного русского отразились, прежде всего,  положительные качества: доброта, открытость и патриотизм. В представлениях о типичном  американце проявились как положительные (активность, харизма, коммуникативные качества, тактичность), так и отрицательные качества (лицемерие и ложь). Обобщенный  образ типичного американца в представлении молодых россиян – внешне приятный,  активный и общительный, но внутренне лицемерный, лживый и корыстолюбивый. Как мы  полагаем, в содержании гетеростереотипа отразилось определенное недоверие молодежи к  типичному американцу. Выявленные отрицательные характеристики гетеростереотипа могут повлиять на снижение толерантности молодежи к Америке и ее представителям. Результаты  исследования могут быть полезны представителям органов государственной власти,  образовательных учреждений. Полученные данные могут быть использованы при формировании поликультурной образовательной среды в российских университетах.

112-120 88
Аннотация

В статье представлен опыт построения предварительной концептуальной оптики, необходимой для осмысления проблемы мышления с позиции постнеклассической  психологии. Вскрываются и анализируются методологические пробелы в постановке и  решении проблемы мышления в рамках позитивистски-ориентированных подходов. В статье представлено, что они преимущественно сосредоточены на построении одномерноинструментального взгляда на мыслящего человека как на гносеологического  субъекта, который в ряде случаев редуцируется до оператора когнитивных процессов,  искусственно выведенного за рамки собственной историчности и экзистенциальных данностей жизни. Раскрывается экзистенциально-антропологическая  данность мышления человека, взятого в контексте собственного жизненного мира и  собственных жизненных отношений, а также в контексте трансспективы становления и  усложнения его когитальной идентичности. Обоснован взгляд, согласно которому мышление целостно понятого человека выступает как форма жизнеосуществления, а все события  мышления являются свидетельствами его попыток тематизации и конституирования своей  когитальной идентичности, его сопротивления когитальной деиндивидуации. В заключение  подчеркивается необходимость расширения исследовательского фокуса психологии мышления таким образом, чтобы ее положительная эвристика не  ограничивалась психическим аппаратом усредненного оператора когнитивных процессов, а  включала в себя экзистенциальные данности и возможности живой исторической личности, реализующей в мышлении значимые бытийные отношения с собой и миром.

121-129 92
Аннотация

В статье изучается нарушение пищевого поведения и риск его развития у студентов в зависимости от их уровня личностной тревожности в гендерном аспекте. Представлен  анализ взаимосвязи уровня личностной тревожности и компульсивного, экстернального  типов пищевого поведения у девушек-студенток. Выборку составили 70 человек, из которых 52,9 % имеют высокий уровень личностной тревожности (доля девушек составляет 83,8 %). У 95,7 % студентов установлено нарушение пищевого поведения (по компульсивному  типу – 64,2 %, по экстернальному – 21,4 %). Наличие нарушения пищевого поведения в  данном возрасте не сопровождается изменением массы тела. Повышение уровня личностной тревожности способствует увеличению риска развития сразу трех видов нарушений питания у студентов в 11,5 раз. С повышением уровня личностной тревожности в 12,5 раз  увеличивается риск развития экстернального переедания и в 1,5 раза – компульсивного  типа пищевого поведения. Выявлены гендерные особенности развития нарушений пищевого поведения: девушки с высоким уровнем личностной тревожности в 5,68 раз имеют выше  риск нарушения пищевого поведения различных типов. Изучение способности справляться  со стрессом у студентов с различным уровнем личностной тревожности с учетом гендера не  показало статистически значимых различий по группам исследования. Полученные  результаты требуют разработки комплекса психопрофилактических мероприятий по формированию стереотипов рационального питания у студентов.

130-140 94
Аннотация

Исследование направлено на изучение особенностей и взаимосвязи переживаемого и повседневного стресса, самоактуализации и психологического благополучия у мужчин и  женщин в период взрослости. В исследовании приняли участие 360 человек: 126 мужчин и  234 женщины в возрасте 20–60 лет. Анализ уровня переживаемого и повседневного стресса, а также отдельных его видов показал их достоверно более высокий уровень у женщин, по  сравнению с мужчинами. Наибольшая выраженность повседневного стресса наблюдается  всфере профессиональной деятельности, финансов, семьи и самочувствия. Сравнительный  анализ уровня субъективного и психологического благополучия по полу выявил значимо  более высокий уровень автономности и компетентности у мужчин. Изучение особенностей  самоактуализации у мужчин и женщин в период взрослости показало, что у мужчин выше  показатели самопонимания, автономности, умения жить настоящим, профессиональной  самореализации, по сравнению с женщинами, тогда как у женщин выше показатели  ориентации на общечеловеческие ценности, более позитивный взгляд на природу человека  и выше уровень креативности. Анализ взаимосвязей психологического благополучия,  параметров самоактуализации и стресса выявил их более тесные связи у женщин, чем у  мужчин. Уровень как переживаемого, так и повседневного стресса у мужчин и у женщин  связан с компетентностью, аутосимпатией, профессиональной самореализацией,  удовлетворенностью жизнью, профессиональной деятельностью и материальным  положением. У мужчин уровень повседневного стресса также зависит от позитивного  взгляда на природу человека, у женщин имеет значение самопринятие и удовлетворенность общением с родителями.

141-151 109
Аннотация

Психологическая медиакомпетентность родителей анализируется на основе представлений о психологической медиакомпетентности как мезоуровневом образовании, отличающимся  сложнокомпонентным составом. Психологическая медиакомпетентность родителей  рассматривается в структуре психологической компетентности родителей. Предлагается  исследование когнитивного, практического и рефлексивного компонентов психологической медиакомпетентности родителей. Когнитивный компонент включает в себя  знания, позволяющие вступать в медиакоммуникации и анализировать влияние  медиатекстов на психику детей; рефлексивный заключается в осознании внутренних  изменений после взаимодействия с медиапространством; практический представлен  умением реализовывать компетенцию во взаимодействии с детьми. Разработана и  апробирована методика исследования этих компонентов у родителей младших школьников,  предусматривающая два этапа. На первом этапе, предполагающем две серии, в  исследовании принимали участие родители младших школьников. Первая серия направлена на выявление практического компонента психологической медиакомпетентности младших  школьников и позволяет оценить умение родителей выступать в роли медиаторов  взаимодействия детей с медиапространством; представлена ситуациями, описывающими  поведение и действия младшего школьника в медиапространстве и выявляющая способы  реагирования в них родителей. Вторая серия предназначена для выявления когнитивного и  рефлексивного компонентов психологической медиакомпетентности и представлена  вопросами, выявляющими понимание родителями влияния мультфильма на эмоциональное  состояние и поведение ребёнка; написание письма главному герою мультфильма от лица  своего ребёнка (после просмотра родителями мультфильма) предполагало исследование  практического компонента (умение критически анализировать медиатексты). На втором  этапе анализ исследования психологической медиакомпетентности родителей дополнен  методом экспертных оценок. Полученные результаты свидетельствуют об использовании родителями конструктивных способов реагирования в ситуациях, связанных  с поиском информации в сети Интернет и просмотром деструктивных видеороликов; они  недооценивают влияние различных видов медиа на детей, испытывают трудности в их оценке и содержательном обсуждении медиатекстов с детьми.

152-163 75
Аннотация

В статье анализируется феномен карьеры в современных социально-экономических условиях. Акцент в исследовании сделан на одном из структурных компонентов карьеры, а  именно карьерных ориентациях личности. Раскрывается сущность термина, его роль в  планировании и построении карьеры. В статье обосновывается актуальность изучения  карьерных ориентаций в социально-профессиональном развитии женщин. Описание  результатов эмпирического исследования построено на анализе карьерных ориентаций  женщин, которые формируют склонность к карьере определенного типа в контексте их  социально-демографических характеристик. Анализируются такие социально-демографические характеристики, как возраст, уровень образования, стаж работы,  семейное положение, наличие детей, род занятий, сфера занятости, уровень дохода. Статья  раскрывает особенности женщин, характеризующихся доминированием той или иной  ведущей карьерной ориентации, а также направленностью на карьеру определенного типа:  горизонтальную, вертикальную или направленность на условия. Доказано, что женщины на  этапе поздней юности (18–21 год), не состоящие в браке, без детей чаще ориентированы на  построение вертикальной карьеры; при построении карьеры ориентированы на  конкуренцию, преодоление, решение трудных задач. На этапе ранней зрелости (22–35 лет)  у женщин, имеющих детей, чаще обнаруживается ориентация на горизонтальную карьеру.  Ориентация на условия в работе характерна для женщин, находящихся в разводе, и вдов.  Описаны возможности использования полученных данных в практике психологического консультирования по вопросам карьеры и профориентации.

Языкознание

164-170 82
Аннотация

В настоящей статье рассматриваются основные единицы когнитивной лингвистики (фрейм, сценарий и концепт) с позиции теорий и концепций известных ученых и ведущих специалистов в данной области, а также роль концепта threat в современном политическом медиадискурсе как универсального средства речевого воздействия. Представляются результаты построения номинативного поля концепта threat, выявленные в ходе исследования лексических единиц, принадлежащих как к ядру, так и к периферии номинативного поля указанного концепта. Выводятся и подробно рассматриваются наиболее частотные сценарии угрозы (общий и частные: прямая угроза, косвенная угроза, открытая угроза, скрытая угроза); дается их характеристика; приводятся примеры, взятые из недавних высказываний Д. Трампа. На основании анализа вышеупомянутых высказываний выявляются наиболее характерные атрибуты концепта threat, а именно глаголы деструктивной семантики, ядерные лексемы поля концепта и др. Данная статья отражает особенности вербальной репрезентации концепта threat и цели использования речевого акта угрозы как универсального инструмента воздействия в современной политической коммуникации. 

171-184 84
Аннотация

В статье рассматривается необходимость формирования иноязычной презентационной компетенции у студентов лингвистических направлений. Целью описываемого в статье исследования является эффективность формирования указанной компетенции в условиях обучения в сотрудничестве. Иноязычная презентационная компетенция определяется как набор знаний, умений, навыков и психологических характеристик, требующихся для проведения публичного выступления. Приводятся следующие критерии оценки сформированности иноязычной презентационной компетенции: владение иностранным языком и предметным содержанием, умение структурировать речь, создавать слайды, и подготавливать устный доклад на адекватном уровне. Критериями оценки последнего являются темп и громкость речи, зрительный контакт с аудиторией, произношение, использование слов для заполнения речевых пробелов, энтузиазм, наличие / отсутствие ошибок и плавность изложения. Компонентами структуры презентационной компетенции являются личностные характеристики докладчика: уверенность в себе, энергичность, целеустремлённость, адекватность самооценки, эрудированность, эмпатия и стремление к личностному росту. С целью выявления целесообразности организации совместной учебно-познавательной деятельности студентов на этапе подготовки презентации был проведён эксперимент. В экспериментальных группах подготовка презентаций проходила в условиях обучения в сотрудничестве, в то время как в контрольных группах студенты готовили  презентации в автономном режиме. В ходе эксперимента были проведены четыре презентации и прослежен прогресс студентов на основе сравнения презентаций по критериям оценки устного доклада. В экспериментальных группах прослеживался намного больший прогресс, чем в контрольных группах. Результаты проведённого эксперимента демонстрируют, что формирование иноязычной презентационной компетенции у студентов лингвистических направлений является более эффективным в условиях обучения в сотрудничестве.

185-190 81
Аннотация

Предметом исследования является речевой стереотип на этапе его формирования. Мы преследуем цель пронаблюдать процесс формирования стереотипа социально одобряемого поведения с помощью речевых стереотипов, которые объединяются в общий концепт продуктовое расточительство. В процессе анализа буклетов французской социальной рекламы, тема которых gaspillage alimentaire, были выявлены и описаны речевые стереотипы, формирующие этот концепт, охарактеризованы механизмы стереотипизации и способы воздействия стереотипов на адресата в дискурсе социальной рекламы. В результате проведенного анализа был сделан вывод о ключевой роли речевого стереотипа, отсылающего адресата к уже существующим моделям поведения, в формировании новых моделей, которые востребованы во французском социуме. Результаты исследования способствуют лучшему пониманию речевого поведения носителей разных культур и могут быть использованы в качестве демонстрационного и доказательного материала в курсах лингвокультурологии, стилистики французского языка, анализа дискурса. 

191-196 93
Аннотация

В статье представлен аналитический обзор научных работ, посвящённых одному из актуальных исследований когнитивной лингвистики, лингвокультурологии – концепту деньги, входящему в корпус базовых концептов европейской цивилизации. Концепты как сложные ментальные образования притягивают особое внимание ученых, изучающих проблему языковой концептуализации окружающего человека мира. Языковые единицы разных уровней исследуются в их соотнесенности с когнитивной структурой знания – концептом. Основу работы составляет систематизация большинства существующих научных результатов вербальной репрезентации, структурирования концепта деньги в контексте русского, английского, немецкого, французского языков. Сопоставительный анализ способов и средств вербальной репрезентации исследуемого концепта в русском, английском, немецком, французском языках устанавливает совокупность универсальных и специфичных черт, воплощающих сущность концепта деньги в указанных национальных лингвокультурах. Полученные данные научных изысканий представляют возможности воплощения общекультурного концепта деньги в национальных языках. Практическая ценность определяется тем, что систематизированные полученные научные данные в рассматриваемой понятийной области могут быть использованы учёными при составлении лингвокультурологических словарей базовых концептов европейской культуры, а также при разработке учебных курсов, для которых эти словари станут содержательной базой. 

197-204 95
Аннотация

В статье рассматривается синтаксическая организация высказываний с цепочками прилагательных, относящихся к разным модусам перцепции, а именно осязательных прилагательных и прилагательных вкуса. Исследуются группы осязательных прилагательных в аспекте полимодальности: тактильные, температурные и гигрометрические прилагательные. Полимодальность проявляется в том, что во время принятия пищи мы чувствуем вкус блюда, а также ощущаем его температуру, мягкость, жесткость, влажность и другие тактильные и гигрометрические характеристики. Предметом исследования является синтаксическая организация высказываний с двучленными адъективными цепочками. Цель статьи – выявление закономерностей в расположении осязательных прилагательных в адъективной цепочке с прилагательными вкуса. Приводится статистика употребления отдельных адъективных цепочек, состоящих из осязательного прилагательного и прилагательного вкуса. Сравнительный анализ примеров конструкций с осязательными прилагательными и прилагательными вкуса позволяет выявить закономерности в порядке их следования. В подавляющем большинстве случаев осязательные прилагательные (температурные и тактильные) находятся на первом месте в цепочке, что свидетельствует о том, что осязание является доминирующей модальностью по сравнению со вкусом. Расположение гигрометрических прилагательных в цепочке с прилагательными вкуса зависит от ситуации, в которой происходит процесс восприятия. Варьирование расположения прилагательных в цепочке обусловлено субъективностью восприятия и когнитивной выделенностью. При выведении правил грамматики необходимо учитывать не только перечисленные в статье закономерности, но и отклонения от них.

205-211 75
Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению гнезда однокоренных слов русского языка как динамического феномена. В качестве основных единиц репрезентации гнездового единства в работе приняты фрейм и пропозиция. Большинство пропозиций, в которых функционируют производные с -атор, обладают высокой степенью типизированности. Под воздействием тенденций русской языковой системы, в результате ассимиляции, указанная типизированность пропозиций подвергается изменениям. Мутация происходит как путем изменения актантов в пропозиции, так и посредством расширения актантной парадигмы и появления новых членов в пропозиции. Ассимиляция в русскую языковую систему позволяет развивать производным с -атор полисемичные потенции. Возникающие в современном русском языке окказиональные значения анализируемых дериватов образуют новое гнездовое единство, имеющее типизированную структуру фрейма, членясь на типичные для аналогичных гнезд пропозиции, с тем же ограниченным набором актантов. Пропозиционально-фреймовый подход в описании гнезда однокоренных слов позволяет эксплицировать знания носителей языка об окружающем мире, репрезентировать гносеологическую основу дискурсивной ментальной деятельности человека. Исследование выполнено на материале производных с заимствованными формантами -атор/-тор.

212-222 85
Аннотация

Объектом исследования являются манипулятивные технологии формирования образа России как врага в британских и американских СМИ. В основу конструируемого образа сознательно, целенаправленно вкладываются признаки, уже сложившиеся в массовом сознании как стереотип врага, базирующийся, в свою очередь, на древнейшем архетипе врага как чужого, который угрожает существованию всего рода. Манипулятивной стратегии крайне негативной репрезентации России противостоит сверхположительная самопрезентация Британии и США. Россия представлена как мощный вооруженный противник, несущий экзистенциальную угрозу существованию всего мира, более опасный, чем терроризм. Предмет изучения статьи составили языковые средства, лежащие в основе манипулятивных стратегий и тактик, используемых в англоязычной прессе с целью конструирования образа России как врага. Ведущую роль в формировании пейоративного образа России играет так называемая лексика / язык вражды (hate speech), построенная на конфронтационных, экстремистских, агрессивных основаниях. В статье также ставится вопрос о преподавании российским студентам такой дисциплины, как «Язык прессы», напрямую связанной с чтением и обсуждением англоязычных статей, основной чертой которых является манипулирование информацией, направленное на дискредитацию, уничижение и очернение России. В статье рассматриваются способы противодействия подобному манипулятивному речевому воздействию, представляющему собой угрозу информационной безопасности России. 

223-231 76
Аннотация

В статье исследуются лингвостилистические особенности текста романа Джона Брейна «Путь наверх» (1957), позволившие автору выразить идею внутреннего конфликта героя между его стремлением к богатству и власти и его духовными идеалами, или, иными словами, описать конфликт социальных стереотипов о счастье и аутентичности – подлинного Я Джо Лэмптона, проявляющегося в терзающих его противоречиях в ходе его усилий по преодолению социальных препятствий и отказа от духовности. Целью исследования является анализ взаимосвязи между средствами выразительности в романе и передаваемыми ими подтекстовыми смыслами. Посредством методов лингвостилистического, мотивного, контекстного и дефиниционного анализа в работе показано, что антитеза материализм – духовность представлена в оппозиции образов двух женщин, сыгравших значимую роль в судьбе главного героя Джо Лэмптона, и выражена с помощью экспрессивных средств, к которым относятся контекстуальные антонимы, оценочная лексика, синтаксический параллелизм, ирония, градация, метафора и ряд других. Образ Сьюзен Браун олицетворяет материалистическую сторону личности Джо Лэмптона, образ Элис Эйсгилл – его моральные ценности и постепенную утрату аутентичности его личности.

232-241 75
Аннотация

Постмодернистская игра является одной из важных характеристик современной художественной литературы, она нередко выступает в роли текстообразующего элемента произведения. Игровой модус проявляется на разных категориальных уровнях текста: повествовательном, композиционно-образном, языковом, на уровне реализации категорий темпоральности и модальности, а также в рамках приема метаповествования. Целью данного исследования стало изучение особенностей использования элементов игровой поэтики на разных категориальных уровнях текста в романе современной шотландской писательницы Али Смит There But For The. На повествовательном уровне романа игра проявляется в смешении реальности и вымысла во внутренней речи персонажей. На композиционном уровне автор играет с читателем, предоставляя ему возможность найти «ключ», сюжетно соединяющий четыре главы романа и пролог; образы персонажей и связь между ними иногда являются загадкой. На уровне категории темпоральности представлены следующие игровые моменты: контраст между серьезными рассуждениями о времени и шутливыми комментариями, забавными стишками на эту тему; нелинейное повествование; описание разных периодов времени в рамках одной главы, одного абзаца или даже одного предложения. На уровне категории модальности игровым элементом является игра с читателем, эффект обманутого ожидания. Прием метаповествования также содержит элементы игры: автор устами персонажей поясняет используемые в романе литературные и стилистические средства то в серьезном, то в шутливом ключе. На языковом уровне в романе присутствуют стилистические средства разных уровней, выполняющие игровые функции: оксюморон, зевгма, хиазм, голофразис, разные типы морфологического повтора, каламбур. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что введение автором игровых элементов в художественное пространство романа на разных его уровнях определенным образом контрастирует с экзистенциальной тематикой произведения. Подобный контраст в значительной степени усиливает воздействие данного романа на читателя и требует дальнейшего его изучения.

242-247 94
Аннотация

В последние годы одно из заметных мест в лингвистических исследованиях занимает достаточно новый объект науки – рекламные номинации, то есть имена собственные товаров, услуг или бизнес-предприятий. Поскольку от уникальности имени собственного зависит степень его эффективности, способность выделиться на фоне других наименований, привлечь внимание адресата и осуществить рекламную функцию, необходимо выявить языковые принципы, в соответствии с которыми отбираются имена собственные конкретного типа объекта, товара или услуги. Мы провели исследование номинаций на примере имен собственных предприятий, предлагающих услуги в сфере туризма в г. Воронеже. Материалом анализа послужили имена собственные туристических фирм, извлеченные из русских ресурсов Интернета, воронежских газет и журналов, а также зафиксированные методом непосредственного наблюдения. Общее количество собранных примеров составило около 200 единиц. Установлено, что отбор языковых средств для номинаций этого типа объектов осуществляется в соответствии с номинативной триадой продавец / производитель – товар / услуга – покупатель / пользователь. Кроме того, выявлено территориальное своеобразие названий турагентств. В целом следует отметить: изучение номинаций имеет большое значение для лингвистики, потому что отмечает динамику лексической системы языка. 

248-257 63
Аннотация

В рамках критического дискурс-анализа на материале ведущего британского издания Daily Mail проводится анализ дискурса иммиграции как следствие политических изменений, охвативших Европу во время событий 2011 г. и получивших название Арабской весны, исследуются особенности конструирования дискурса иммиграции того времени, выделяются его семантические особенности, иллюстрируемые конкретными примерами. В основе критического дискурс-анализа лежит понимание дискурса как формы социального взаимодействия, что позволяет, на наш взгляд, выяснить, как идеология задает форматирующие правила дискурса и определяет его содержание. Актуальность такого исследования обусловлена ростом научного интереса к феноменологии политического дискурса и различных его аспектов. С одной стороны, проведенное исследование позволило выявить употребление менее политизированной терминологии, представляющей иммигрантов беспомощными, отчаявшимися жертвами, и использование «гуманитарных» концепций при описании действий и целей властей, связанных иммиграционным контролем. С другой стороны, гуманизация и виктимизация иммигрантов выступают в качестве оправдания принимаемых мер по борьбе с «незаконной» иммиграцией и «гуманитарного спасения» граждан, находящихся в опасности. 

258-269 73
Аннотация

Статья посвящена проблеме описания семантики предлога ПО. Являясь наиболее многозначным и наиболее употребительным предлогом современного русского языка, предлог ПО обнаруживает тенденцию к размыванию семантики, в связи с чем более глубокое рассмотрение данной проблемы представляется весьма актуальным. Нами проведен анализ справочной и научной литературы по данному вопросу, на основании которого была разработана оригинальная классификация значений предлога ПО. Она применена при анализе особенностей функционирования предлога ПО в текстах научного стиля. В статье представлены результаты семантического анализа и статистические подсчеты, согласно которым наиболее активно в научном стиле предлог ПО используется в значении обстоятельства образа действия действовать в соответствии с чем-либо, на основании чего-либо. В рамках этого значения выделен ряд смысловых оттенков: определяться на основании некоего параметра; действовать на основании неких данных, фактов; действовать в соответствии с определенным способом организации явления; действовать на основании чьей-либо воли (решения), желания; действовать в соответствии с некими официальными документами, процедурами; определяться в соответствии с неким способом наименования; определяться на основании некоего способа измерения. Проведенный анализ предоставляет материал для уточнения семантической структуры предлога ПО в рамках его функционирования в современном русском языке.

270-284 117
Аннотация

В статье предпринимается попытка построения поэтапной модели этимологического анализа китайского иероглифического знака на основе использования логики игрового подхода, выраженной в сочетании установленных в отечественной и китайской лингвистике правил анализа китайских иероглифических знаков и индивидуальной исследовательской стратегии. К установленным правилам мы относим принципы верификации парадигмы китайского знака в соответствии с выделенными в китайской филологической науке этапами развития китайской письменности; грамматологический или структурно-семиотический анализ знака; семантический и идеосемантический анализ. Индивидуальную стратегию составляют комбинация и последовательность реализации исследовательских подходов; подбор лингвистических, культурологических и исторических источников верификации графо-семантических характеристик китайского знака; обоснование терминологии анализа. Представленная в статье терминология обосновывается посредством установления аналогии с подходами и терминами отечественной лингвистики, изучения опыта этимологизирования знака в китайской филологической науке. Авторская модель этимологического анализа китайского иероглифа состоит из нескольких этапов / видов этимологических реконструкций: формально-графического, фонетического, грамматологического или структурно-семиотического, семантического (в том числе идеосемантического). Построенная этимологическая модель апробирована на примере этимологизирования китайского иероглифического знака «повозка» 車 чэ / цзюй. Для данного иероглифа проведена верификация парадигмы графических вариантов знака, которые относятся к ранним этапам древнекитайской письменности цзиньвэнь 金文, цзягувэнь 甲骨文, чжуаньти 篆体; выделено графо-семантическое ядро знака; системно рассмотрен графический смыслообраз знака на основе верификации графо-семантических характеристик элементов знака; проведен семантический и идеосемантический анализ иероглифа с привлечением данных истории и археологии китайской материальной культуры. Таким образом, представлено комплексное исследование и описание этимологического значения знака. 

285-296 77
Аннотация

В статье представлены данные, полученные в результате проведения ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 235 нидерландцев и фламандцев. Эксперимент был направлен в первую очередь на выявление стереотипных признаков животных в сознании носителей нидерландского языка, которые проявляются, с одной стороны, в возникающих свободных ассоциациях с зоонимами, с другой – при составлении сравнений типа глупый как осел, по форме соответствующих устойчивым сравнениям как одной из разновидностей фразеологизмов. Эксперимент также должен был дать ответ на вопрос о характере связи между образом животных, отраженном в свободных ассоциациях, и образом, возникающим у носителей при создании таких сравнений. Материалом послужили нидерландские зоонимы, которые в ходе эксперимента были предложены респондентам в качестве стимулов: в первой части респондентов просили назвать прилагательное или наречие, которое придет им в голову при упоминании соответствующего животного, во второй части – дополнить устойчивые сравнения с зоонимами, в которых составители анкеты опустили прилагательное. Вариативность ответов, полученных во фразеологической части эксперимента, значительно превысила ожидаемую. Сравнение результатов первой и второй частей эксперимента выявило как значительное совпадение стереотипов, закрепленных во фразеологии и существующих вне ее рамок, так и некоторые различия. Отмечается, что стереотипные образы животных со временем изменяются, а под воздействием этих изменений могут меняться и / или возникать новые устойчивые словосочетания с зоонимами.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)