Психология
В статье приведены данные эмпирического исследования отношения старших подростков к взрослению в контексте их жизнестойкости. Цель исследования определяется необходимостью изучения отношения к взрослению у старших подростков с разным уровнем жизнестойкости, проживающих в Санкт-Петербурге и Смоленске. Для исследования отношения к взрослению использовалась методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, модифицированная в соответствии с целью исследования, с помощью которой определялась актуальная и идеальная самооценка по параметрам «взрослость»,
«готовность быть взрослым» и «желание взрослеть». Для оценки жизнестойкости подростков использовалась скрининговая версия Теста жизнестойкости. Характеристики регуляторной, нравственной и рефлексивной сферы оценивались с помощью Шкалы самооценки личностной зрелости. Показано, что при одинаковом уровне актуальной и идеальной самооценки взрослости подростки из Смоленска оценивают свое желание взрослеть достоверно выше, чем подростки из Санкт-Петербурга. Определено, что подростки из Санкт-Петербурга демонстрируют более низкие показатели волевой, рефлексивной и особенно нравственной зрелости, а также жизнестойкости, прежде всего по параметрам вовлеченности и контроля, в сравнении с подростками из Смоленска. В зависимости от стратегии взросления жизнестойкость является ресурсом (для внутренне согласованной стратегии взросления) или личностным условием осуществления контроля над своей жизнью (для внутренне конфликтной стратегии взросления). Полученные данные учтены в психолого-педагогическом сопровождении старших подростков, развивающихся в разных социокультурных условиях. Отмечена тенденция к дальнейшим исследованиям о влиянии социокультурных факторов на реализацию той или иной стратегии взросления и отношению к ней растущих детей на дистанции подросткового возраста.Процесс самоосуществления авторы статьи рассматривают как экстериоризацию внутреннего мира личности в масштабе жизни. Описаны способы самоосуществления личности: самовыражение (позиционирование себя), самореализация (реализация своего потенциала) и самотрансценденция (самоотдача), отмечен как конструктивный, так и неконструктивный характер их проявления с учётом направленности по шкале «Я» – «Другой», то есть в интересах собственной личности и в интересах других людей. Эффективность самоосуществления, выраженность вариантов и направленность измерялись с помощью авторской анкеты. Анализируются результаты эмпирического исследования самооценки эффективности самоосуществления у подростков и взрослых и её влияния на психологическое благополучие и эмоциональное состояние личности. Обнаружено, что и у подростков, и у взрослых позитивная оценка самоосуществления связана с выражением психологического благополучия, общей удовлетворённостью жизнью и сопровождается направленностью на другого. Обращено внимание на то, что у подростков переживание удовлетворённостью жизнью, эмоционального и психологического благополучия определяется, прежде всего, позитивной оценкой самореализации, а у взрослых – всех способов самоосуществления.
В статье представлена оценка психофизиологического статуса и социально-психологические характеристики студентов гуманитарного и технического профилей в динамике обучения на бакалавриате. В лонгитюдном исследовании приняли участие девушки и юноши разных специальностей технического университета гуманитарных и технических факультетов. Анализ нейродинамических, когнитивных и психодинамических показателей проводился с использованием методик оценки различных видов памяти (механическая, смысловая, образная), уровня концентрации внимания, продуктивности умственной работоспособности, скорости сенсомоторной реакции на световой раздражитель, подвижности нервных процессов, а также с помощью тестов «Оценка социально-психологической адаптации» (по А. К. Осницкому), «Оценка уровня реактивной и личностной тревожности» (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю. Л. Ханину), «Определение уровня стрессоустойчивости», «Оценка темперамента» (по Г. Айзенку). В результате исследований обнаружено, что в процессе обучения в вузе по разным профилям обучения у студентов, как юношей, так и девушек, происходят некоторые психофизиологические и социально-психологические изменения, что обусловлено, с одной стороны, личностными особенностями уже при выборе профиля обучения, а с другой – влиянием характера обучения на их дальнейшее развитие.
В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на определение специфики построения субъективной картины жизненного пути военнослужащих, находящихся в различных пространственно-временных условиях профессиональной деятельности. Проверяется гипотеза о том, что субъективная картина жизненного пути личности связана с профессиональными особенностями среды, в которой находится и реализует себя субъект. Профессиональная среда может оказывать влияние на событийно-временные и смысложизненные характеристики жизненного пути, на временную ориентацию субъекта, соотношение временных локусов в его картине мира.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что пространственно-временные характеристики условий профессиональной деятельности способствуют развитию у личности специфичных способов организации времени и построения субъективной картины жизненного пути. Показано, что представители модельных групп, отражающих различную пространственно-временную специфику организации профессиональной деятельности, демонстрируют различное восприятие и содержательное наполнение прошлого, настоящего, будущего, разные стратегии осмысления своего жизненного пути в контексте временной транспективы, направленность на разные сферы жизнедеятельности. Результаты исследования могут быть использованы при организации психологической работы с военнослужащими, находящимися в различных условиях профессиональной деятельности.
В статье рассматривается связь характеристик временной перспективы личности и процессов саморегуляции, влияющих на качество жизни и способ ее проживания, на основании данных, полученных в ходе изучения личностных характеристик людей, много лет занимающихся предпринимательской деятельностью. Проводится сравнительный анализ характеристик сбалансированности временной перспективы в соотношении со стилями саморегуляции трех групп предпринимателей, имеющих различные результаты экономической деятельности предприятий: первая группа – успешные предприниматели; вторая группа – отказавшиеся от предпринимательской деятельности по различным причинам; третья группа – безуспешно пытающиеся на протяжении длительного времени организовать собственный бизнес. Полученные результаты позволяют говорить о том, что сбалансированная временная перспектива в сочетании с регуляторными процессами моделирования и оценивания результатов являются характеристиками, необходимыми для успешной деятельности. Нарушения сбалансированности временной перспективы не позволяют в полной мере использовать позитивный потенциал личности даже при условии развитых процессов регулирования жизнедеятельности.
В статье представлены результаты пилотного исследования формирования Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности. Проблема Я-концепции личности привлекает внимание ученых, активно исследуются различные аспекты этого феномена, но недостаточно разработанными остаются вопросы формирования Я-концепции личности профессионала: сензитивный период формирования, условия, факторы и динамика формирования, взаимосвязь Я-концепции личности профессионала и профессиональной деятельности и др. Сформированная адекватная Я-концепция профессионала играет особую роль в системах деятельности, осуществляемых в экстремальных условиях, где времени на адаптацию к условиям труда практически нет, а степень ответственности чрезвычайно высока. К таким видам труда относится профессиональная деятельность на транспорте. В исследовании приняли участие студенты 1, 3 и 5 курсов технических специальностей Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск) и действующие специалисты-железнодорожники соответствующего профиля. Диагностический пакет сформирован в соответствии с теоретически выявленной структурой Я-концепции личности. В результате исследования сделан ряд выводов, основные из которых подтверждают предположение, что Я-концепция личности профессионала закладывается в период освоения студентами учебно-профессиональной деятельности, а формируется непосредственно в условиях профессиональной деятельности. Также разработаны рекомендации, позволяющие систематизировать работу по формированию Я-концепции будущего профессионала в период обучения в транспортном вузе.
Статья посвящена анализу теоретических и методологических подходов к изучению эмоционального интеллекта детей 5–7 лет. Авторы обосновывают актуальность данной научной проблематики с опорой на социальный заказ и нормативную базу современного дошкольного образования (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). В основной части статьи представлен анализ зарубежных и отечественных подходов к исследованию данного психологического феномена, делается вывод о том, что эмоциональный интеллект является регулятором целостного состояния психики человека и проявляется на физиологическом, психологическом, личностном уровнях ее функционирования. Описаны современные прикладные аспекты изучения эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Представлен критический обзор методических средств оценки эмоционального интеллекта, в том числе у детей 5–7 лет, обозначаются проблемные зоны существующих сегодня методов диагностики эмоционального интеллекта и актуализируются вопросы выделения критериев оценки и отбора адекватных методов исследования данного феномена. В заключении авторы указывают на недостаточно изученные аспекты эмоционального интеллекта и обозначают теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. На основании результатов проведенного теоретического анализа авторы предлагают рассматривать эмоциональный интеллект как динамическую систему, функционирующую на всех уровнях психической жизни человека, и обосновывают необходимость разработки комплексного подхода к его изучению с позиций общей, возрастной и педагогической психологии, психофизиологии, дошкольной педагогики.
В статье представлены результаты научного психологического исследования, целью которого было изучить ценностно-смысловую сферу личности в раннем юношеском возрасте при разных уровнях сформированности субъектности. На основе теоретического анализа сформулированы положения о динамике ценностно-смысловой сферы на рассматриваемом возрастном этапе. В эмпирическом исследовании приняли участие 71 человек, общая выборка по результатам кластеризации была поделена на две группы, отличающиеся по уровню сформированности субъектности. В результате интерпретации данных критериального и корреляционного анализа были сделаны выводы о том, что ценностно-смысловая сфера юношей и девушек с более сформированной субъектностью характеризуется большей кристаллизованностью ценностей, опосредующих поведение и деятельность, ярко выраженной просоциальной направленностью и неадаптивной сущностью; им свойственна значимость продуктивных отношений с окружающими людьми при сохранении автономности. Юношам и девушкам с менее сформированной субъектностью свойственна выраженность гедонистической жизненной ориентации, некоторая адаптивность поведения, тенденция к отстаиванию своего места в системе социального взаимодействия.
Филология
Статья посвящена рассмотрению роли образа автора как фактора, детерминирующего вариативное функционирование текста в процессе его интерпретации рядовым носителем языка. Исследование выполнено на материале лингвистического эксперимента, в ходе которого были выявлены смысловые версии исходного текста как результат влияния образа автора на интерпретационную деятельность адресата. Новизна реализуемого в данной статье подхода заключается в том, что образ автора рассматривается в качестве моделируемого адресатом портрета политического лидера и его коммуникативных интенций на основании анализа интерпретирующих текстов как результата восприятия и интерпретации исходного (интерпретируемого) текста. Целью работы является обоснование положения о том, что образ автора влияет на интерпретацию текста адресатом. При исследовании материала применялся метод лингвистического анализа текста. Полученные интерпретирующие тексты показывают, что сформировавшийся в обыденном политическом сознании под влиянием различных факторов образ автора политического текста влияет на его восприятие рядовым носителем языка и на интерпретационную деятельность адресата. Это подтверждает тот факт, что один и тот же текст, авторство которого мы приписали разным политическим деятелям, получает разные интерпретационные модели в зависимости от того, как реципиент воспринимает политика, который указан как автор текста.
Данная статья посвящена рассмотрению 3-й категории проявлений стилистического диссонанса, выделенной в рамках классификации в статье «Роль стилистического диссонанса в переводе А. Ю. Фроловой на русский язык романа Дж. Остин «Sense and Sensibility». Часть 1». Как и в первой части исследования, целью данной работы является анализ целесообразности стилистического диссонанса в переводе романа Дж. Остин «Sense and Sensibility» на русский язык, выполненном А. Ю. Фроловой – «Разум и чувство» (2013). В предыдущей части исследования были выявлены следующие категории проявлений стилистического диссонанса: 1) передача (или добавление) комических эффектов и иронии; 2) адаптация текста под предпочтения современной аудитории; 3) недочёты при переводе и редактировании. Представленная в данной статье вторая часть исследования посвящена подробному рассмотрению последней категории. В заключении выявлены положительный и отрицательный аспекты использования в переводе лексики различных стилей. Проведённый анализ является частью дальнейшего исследования, посвящённого изучению лингвистических особенностей переводов романа «Sense and Sensibility» на русский и французский языки.
В статье исследуется образ пространства Германии в поэме И. П. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже», представляющей собой образец макаронической поэзии. Следует отметить, что данное произведение еще не нашло достаточного отражения в литературоведении, представляя собой при этом достаточно важную веху в трансформации образа Германии в русской литературе 40-х гг. XIX в. В рамках данной статьи рассматриваются исторический и бытовой аспекты этого образа. Первый из них объединяет в себе различные локусы немецкого прошлого, связанные с событиями и Средних веков, и недавнего на момент написания поэмы времени. Это могут быть образы как целых городов и даже союзов городов (Ганза), так и отдельных урбанистических пространств, прежде всего церквей. Нередко данные пространства связываются с историческими личностями (Карл Великий, Наполеон). Бытовое «измерение» представлено вещным миром, миром денег и товаров как характерного атрибута немецкой (западной) цивилизации. Это может приводить к метонимическому слиянию образов города и товара (Гамбург). Кроме того, бытовое начало актуализируется через образы героев-филистеров, образующих «ядро» описания немецких персонажей.
Проблематику данной статьи составляет исследование метафорических репрезентаций концепта «Язык» (Языка) в индивидуально-авторской картине мира В. фон Гумбольдта. Языковая личность великого ученого является на сегодняшний день мало исследованной (что парадоксально), поэтому представляется важным изучение языковых средств вербализации базовых концептов в философском дискурсе В. фон Гумбольдта. Предметом исследования служат особенности вербализации Языка, выявляемые при изучении её специфики посредством артефактных метафор. Изучение языковой категоризации ключевого концепта «Язык» посредством артефактных метафор осуществляется на материале главного труда В. фон Гумбольдта «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» ("Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts", 1836) [1]. При проведении анализа эмпирического материала были использованы метод лингвокогнитивного анализа, метод компонентного анализа с опорой на словарные дефиниции, метод интерпретационного анализа контекстов, концептуальный и семантико-когнитивный анализ артефактных метафор и др. В ходе исследования выявлены особенности когнитивной структуры Языка и своеобразие его концептуальных признаков на основе изучения артефактных метафор «Язык-инструмент» и «Язык-ткань». В результате исследования выделена и детально описана фреймовая структура артефактных метафорических моделей Языка, а также онтологические составляющие Языка, структурирующие разнообразные типы слотов. Два базовых фрейма «Язык-инструмент» и «Язык-ткань» объективируют концепт «Язык», репрезентированный посредством метафорической модели «Артефакт» в философском дискурсе В. фон Гумбольдта. Посредством метафоры «Язык-инструмент» эксплицируется корреляция Языка с такими явлениями, как Дух, Мысль, Человек. Метафорическое отождествление языка и инструмента репрезентирует посреднические возможности языка в отношении народа и духа. Посредством метафоры «Язык-ткань» Язык объективируется как многосложная сущность, релевантными чертами которой являются антропологические качества, среди которых доминируют интеллектуальная и сенсуалистическая составляющие во всем многообразии их проявлений. Индивидуальность является одним из доминантных эпистемологических признаков концепта «Язык», вербализованного артефактными метафорами в философском дискурсе В. фон Гумбольдта. Исследование доказывает высокую степень метафоричности языковой картины мира В. фон Гумбольдта в целом. Одно из важных понятий в философском дискурсе В. фон Гумбольдта – это «характер языка». Ученый метафорически «очеловечивает» язык, наделяя его индивидуальными чертами, присущими только человеку. Характер языка подчеркивает неразрывную интердепенденцию духа и нации, в свою очередь подвергаясь влиянию внешней (звуковой) формы языка.
Статья посвящена уточнению термина «эргоним» и определению места подобных наименований в ономастической терминологической системе русского языка по сравнению с другими видами онимов. В статье рассматриваются работы отечественных лингвистов в указанной области и делается вывод, что до настоящего времени научно обоснованные критерии разграничения эргонимов и иных разновидностей онимов (урбанонимов, топонимов, хрематонимов) четко не установлены. Предпринята попытка дать комплексное понятие термина «эргоним», позволяющее отличать его от других онимов. Также проводится разграничение понятий «эргонимия» – «эргонимика» – «эргонимикон». Сравниваются термины «эргоним», «ктематоним» и «хрематоним». Понятие «эргоним» уточняется через установление сферы деятельности предприятий, описанных в поле хрематонимии. Разграничиваются наименования предприятий и учреждений по сфере деятельности: маркетинговой, общественной и идейной. Рассматриваются вопросы полевой структуры понятия «эргоним». Выявляются синтагматические и парадигматические или родо-видовые (гиперонимо-гипонимические) отношения эргонимов в терминологической системе ономастики, и проводится системная организация терминов изучаемого поля.
В статье рассматривается один из факторов успешного речевого воздействия, которым является устное побудительное высказывание – призыв. Предметом изучения явились устные прямоконтактные призывы, архитектоника и языковая организация которых соответствовали литературной норме английского языка. Цель исследования состояла в выявлении и описании темпорального компонента просодии побуждения. При этом применялись следующие методы: аудитивный, электроакустический, математико-статистический. В результате экспериментально-фонетического исследования были выявлены четыре просодические модели призывов, изученные на межструктурном и межстилевом уровнях. Была определена степень темпоральной флуктуации и идентифицирован феномен эмфатической долготы. Это позволяет сделать вывод о наличии последнего параметра как основной темпоральной характеристике просодии побуждения. Темпоральная вариативность во фразе и ее функциональных сегментах в разных просодических структурах и в определенных экстралингвистических условиях позволила нам выявить набор абсолютных и стиледифференцирующих маркеров данной просодической подсистемы. На практике результаты данного исследования могут применяться при составлении спецкурсов, написании пособий по фонетике, при обучении коммуникативно-ориентированным высказываниям в вузе, а также при составлении алгоритмов автоматического распознавания и синтеза речи.
В статье рассмотрено варьирование смысла в многокомпонентных метафорах на примере технической семантической сферы английского языка. Цель статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать эвристический потенциал многокомпонентной метафоры, значимый для описания метафоризации как смыслопорождения в прагматических целях воздействия на картину мира адресата. Метод комплексного моделирования эвристического потенциала в пределах концептосферы позволил рассмотреть однокомпонентные и многокомпонентные метафоры на предмет их непротиворечивости и прагматической направленности. Выводы к статье постулируют, что благодаря эвристическому моделированию и холистическому подходу к анализу многокомпонентных метафор оказывается возможным идентификация заблуждений, верований, мифов и предрассудков, базирующихся на технической образности. Общая эмотивная направленность технической метафоры направлена на описание дисфункции. Рекомендации к статье предлагают вдумчивый подход в применении технических метафор, что позволит выявить манипулирование общественным сознанием, выявить ошибочность представления о человеке как машине.
Статья посвящена изучению способов реализации дискурса об инновациях исходя из концепции об аксиологической параметризации социального медийного дискурса, способствующего конструированию социальных смыслов на основе общего – особо значимого, ценностного в процессах интерпретации, а также из определения концептуального статуса знака «инновация» как одной из аксиологем современного дискурса. На основе динамического подхода к анализу дискурса в модели траектории дискурсивизации и использования интерпретативного подхода к описанию дискурса устанавливаются параметры стратегической организации дискурса об инновациях, выявляется превалирование аксиологической стратегии повышения концептуального статуса конструируемого смысла как позитивной валоризации, реализующейся в тактиках и приёмах валоризующей позитивной номинации и тактике аксиологического программирования. Теоретическая значимость работы обусловливается тем, что она вносит определенный вклад в описание дискурсивного конструирования ценности «инновация». Результаты анализа применимы в сфере теории социального дискурса, речевого воздействия, теории аргументации и аксиологических стратегий.
Статья посвящена анализу структуры и содержания концепта «ссыльные» в ангарской лингвокультуре. В результате применения концептуального анализа были выявлены и рассмотрены понятийный и ценностный слои концепта «ссыльные» в устных рассказах и интервью русских старожилов Северного Приангарья (Кежемский, Богучанский и Мотыгинский районы Красноярского края). Новизна исследования заключается в том, что данный концепт впервые рассматривается на материале устных рассказов и интервью коренных ангарцев о «ссыльных». Актуальность данной работы определяется, во-первых, её включенностью в коммуникативно-дискурсивную парадигму современной лингвистики; во-вторых, недостаточной изученностью концептосферы ангарской лингвокультуры; в-третьих, важным социокультурным значением исследования духовной культуры сибиряков-ангарцев, большая часть которой исчезла в связи со строительством Богучанской ГЭС, и затоплением многих поселений Кежемского района Красноярского края. Результаты исследования расширяют эмпирическую базу лингвокультурологии и коммуникативной диалектологии, а также уточняют особенности концепта «ссыльные» в сибирской лингвокультуре. Было установлено, что экспликация ценностного слоя концепта «ссыльные» осуществляется с помощью оценочных наречий и прилагательных. В ценностном слое преобладает положительная нормативная (рационалистическая), интеллектуальная и этическая оценки. Устные рассказы и интервью коренных жителей Северного Приангарья имеют большую значимость для исследования ценностной картины мира сибиряков, что продемонстрировано в данной статье на анализе концепта «ссыльные».
Цель статьи – проанализировать образ революции в романе В. Максимова «Кочевание до смерти», в ходе исследования использованы культурно-исторический, мифопоэтический методы и метод мотивного анализа. В связи со сложной многоступенчатой структурой романа образ революции рассмотрен отдельно по уровням текста. 1. Реальный пласт времени, описанный через поколение отцов, участвовавших в революции и гражданской войне. Для них она является значимым делом – это то, ради чего они жили, убивали и умирали. Ее образ у них вызывает уважение, поклонение, а также сожаление о незавершенности и невоплощенности идей. Революция тесно связана со временем гражданской войны, которая стала ее продолжением. 2. Метатекстовый уровень (уровень эксплицитного автора-героя Михаила Бармина) объединяет метатекстовое построение романа (который включает настоящее время, прошлое героя и роман в романе о времени революции и гражданской войны) и вписывается в художественную концепцию времени писателя: время, тесно связанное у В. Максимова с судьбой и роком, предстает смертельным хаотичным кругом, руководящим судьбами героев, страны, постоянно повторяющей свою историю снова и снова, и в целом всего человечества. 3. Авторская точка зрения (имплицитный автор) – революция предстает в виде хтонических существ, чудовищ, пожирающих своих детей, требующих кровавых жертвоприношений, человеческих жизней.
В статье упоминается четыре романа, включенных автором статьи в курс современной английской художественной литературы: «Изменение климата» Хилари Мантела, «Карантин» Джима Крейса, «Последние распоряжения» Грэма Свифта и «Алвертон» Адама Торпа. Автор дает подробное описание языка данных произведений, которые объединяет общий мотив «странных аспектов человеческого опыта».
Герои романа Хилари Мантел погружены в исследование своего нравственного сознания, а также спорных вопросов веры и человеческого страдания: это люди, пытающиеся быть рациональными, но постоянно попадающие в неприятности. Носитель языка может оценить диапазон грамматических времен, который автор использует для передачи мыслительного процесса. Джим Крейс в своем романе «Карантин» демонстрирует превосходное умение подбирать точные слова: несмотря на всю кажущуюся «странность» текста, это великолепный образчик повествовательной прозы. Роман Грэма Свифта представляет собой собрание мыслей и воспоминаний семи разных героев: автор использует говор пожилых и малообразованных обитателей юго-восточного Лондона. Роман «Алвертон» Адама Торпа можно считать самым необычным из представленных четырех книг. Он состоит из двенадцати глав, каждая из которых посвящена отдельной истории, произошедшей в период с 1650 по 1689 гг. Каждая глава представлена отдельным литературным жанром (проповедь, любовная переписка, дневник, лекция, сценарий телепередачи и т. д.). Перед автором стояла трудная задача: произведение должно легко восприниматься читателем, одновременно ассоциируясь у него с определенным периодом и жанром. Подводя некий итог, автор определяет литературу как акт коммуникации между писателем и читателем. Разумеется, нельзя утверждать, что литература – единственный вид искусства, позволяющий «человеку оставаться человеком», однако литературное творчество заставляет индивида задумываться о жизни других людей с эффективностью, которой не могут похвастаться какие-либо другие виды человеческой деятельности. Любители британской литературы имеют уникальную возможность познакомиться с современными английскими авторами в библиотеках вузов – участников проекта «Современная английская литература в российских университетах» фонда «Оксфорд-Россия».
ИСТОРИЯ РОССИИ
В статье на основе архивных документов и трудов отечественных кавказоведов рассматривается история возникновения и постройки крепости Святого Креста. История основания крепости была связана со знаменитым Персидским (Каспийским) походом российского императора Петра I (1722– 1723). В результате Персидского похода Прикаспийские провинции Ирана и весь Приморский Дагестан оказались в составе Российской империи. Для упрочения достигнутых результатов здесь был сформирован Низовой корпус, включавший в себя систему русских крепостей в регионе. Святой Крест, основанный Петром I в сентябре 1722 г. в устье Сулака, постепенно стал экономическим и административно-политическим центром на Кавказе.
В кавказской политике России в силу своего стратегического местоположения Святому Кресту было суждено сыграть важную историческую роль, стать опорой в регионе, надежным щитом южных рубежей империи. Большое внимание в статье уделено истории гарнизона крепости Святого Креста, которая практически не нашла достойного отражения в отечественной историографии. Российские историки, исследуя кавказскую политику России, говорят о политической и экономической роли крепости Святого Креста. Отдельные исследования, посвященные истории крепости Святого Креста, отсутствуют, и данная статья – своего рода попытка восполнить данный пробел.
После окончания Великой Отечественной войны лечебные учреждения Кемеровской области нуждались в ремонте, расширении и оснащении, в регионе остро ощущался недостаток медицинских кадров. Обычным явлением для области были повторяющиеся эпидемии желудочно-кишечных инфекций, высокая смертность всего населения и особенно детская. Для обслуживания рабочих были созданы медико-санитарные части, где уровень медицинского обслуживания был выше, чем в остальных учреждениях здравоохранения.
Во второй половине 1940-х – 1950-е гг. в регионе расширилась сеть медицинских учреждений, увеличилось количество больничных коек, выросло число врачей, улучшилось медицинское обслуживание населения. Удалось ликвидировать опасные инфекции и сократить смертность. Вместе с тем из-за остаточного финансирования на нужды социальной сферы и стремительного роста городского населения в конце 1950-х гг. Кемеровская область не достигла общесоюзных показателей в сфере здравоохранения.
Статья посвящена совещанию, состоявшемуся 21–22 ноября 1915 г., на котором представители власти, городов и общественных организаций обсуждали вопросы приема и организации помощи беженцам Первой мировой войны в пределах Иркутского генерал-губернаторства. Исследование основано на протоколах совещания и материалах периодической печати, которые введены в научный оборот впервые. Охарактеризованы участники, главные темы, результаты обсуждения. Показано, что власти первоначально не планировали размещать беженцев в столь отдаленном регионе, но из-за переполненности западных областей были вынуждены направлять их далее на восток. Города Восточной Сибири не успели подготовиться к такому массовому переселению. Людей спешно расселяли, организовывали питательные, медицинские пункты, налаживали пайковое обеспечение. На эти цели использовали правительственные субсидии (хотя помощь от казны была минимальной, поступала несвоевременно), ресурсы переселенческого ведомства, Всероссийского союза городов, местных благотворительных организаций. Участники совещания предлагали создать общесибирский комитет помощи беженцам, организовать систему поддержки беженцев на территории уездов, все расходы по содержанию беженцев и выселенцев возложить исключительно на государство.
Статья посвящена анализу процесса формирования научных представлений о Кузнецком угольном бассейне в контексте развития геологических знаний. Историко-генетический, сравнительно-исторический методы и обобщение позволили автору рассмотреть процесс накопления знаний по угольной геологии Кузбасса во взаимосвязи с социально-экономическими факторами. Терминологический анализ дефиниций необходим в данной работе в связи с использованием понятийного аппарата геологии. Проанализировано значение результатов геологических изысканий, посвященных задачам изучения угленосной территории бассейна в период XVIII – первой трети XX вв., как создание научной основы для развития угольной промышленности региона. Первые отрывочные сообщения о наличии пластов угля появляются вследствие предпринятых масштабных экспедиций по изучению Сибири в XVIII в. Начальные значимые для угольной геологии сведения о пластах угля относятся к первой половине XIX в. С середины XIX в. поисково-геологические исследования, осуществляемые в интересах Кабинета Его Императорского Величества, привели к накоплению фрагментарных данных о некоторых угленосных районах Кузбасса, что способствовало формированию предположения о значительных угольных запасах, слагающих толщу бассейна. Активизированные запросом экономики страны, частного интереса промышленников, развитием геологической науки последующие геологические исследования бассейна в начале XX в. были впервые дополнены обоснованными результатами, давшими ответы на некоторые практические вопросы промышленной оценки запасов угля, его качественного разнообразия и региональных особенностей залегания пластов по отношению к наиболее важным, востребованным угледобычей месторождениям. К концу третьего десятилетия XX в. геологические исследования дают близкое к современному, целостное представление о геологическом строении и угольных ресурсах Кузнецкого бассейна, окончательно определившее его стратегическое значение для государства в качестве углепромышленной территории.
Изучаются архивные документы социал-демократических организаций Дальнего Востока России, хранящиеся в коллекции нелегальных изданий отдела редкой книги Центра социально-политической истории. В коллекции содержится архивная документальная информация, исходящая от двух крупнейших социал-демократических групп Дальнего Востока – Благовещенской (Амурской) и Владивостокской. Документальная информация представлена в листовках в виде кассовых отчётов организаций, отчётов об их состоянии и деятельности, организационных уставов, резолюций партийных собраний, наказов депутатам, малоформатных газет. Анализируемые издания дальневосточных организаций Российской социал-демократической рабочей партии представляют собой листовки, напечатанные на машинке или изданные посредством малой полиграфии – на гектографе или мимеографе. Часть листовок издана типографским способом – в типографиях частных издательств или в собственных кустарных нелегальных типографиях. Большинство рассматриваемых листовок вводится в научный оборот впервые. Они относятся к разряду особо ценных и уникальных исторических документов, т. к. не имеют себе подобных и представляют непреходящую культурно-историческую и научную ценность при изучении общественно-политического движения на востоке России. В статье сделан вывод, что документальная информация Центра социально-политической истории в сочетании с другими архивными данными позволяет сделать доказательные заключения о состоянии социал-демократического подполья на Дальнем Востоке, выявить закономерности и особенности его становления и развития.
Статья посвящена процессу аграрного развития Нижнеудинского уезда Иркутской губернии в конце ХIХ – начале ХХ вв., влияния на его развитие массового переселения и сооружения Транссибирской магистрали, отражены вопросы введения территории в сельскохозяйственный оборот для получения кормов и продуктов растениеводства. Автором выявлены региональные тенденции в развитии аграрного производства. Приводится подробное описание местного аграрного производства, рассмотрена система землепользования. Особое внимание уделено динамике посевных площадей субрегиона, анализируются причины сокращения сбора хлебов и динамика увеличения посевных площадей с учетом региональной специфики. Установлена тесная связь описываемых явлений с социально-экономическими и природными факторами.
Описываемый хронологический период интересен тем, что именно тогда субрегион в переводе на современные термины являлся настоящей «территорией опережающего развития». Анализ аграрного развития субрегиона свидетельствует об эволюции аграрного производства Нижнеудинского уезда Иркутской губернии на протяжении всего исследуемого периода.
В основу написания статьи был положен принцип историзма, в соответствии скоторым аграрное развитие субрегиона рассматривается в историческом контексте социально-экономических и природных явлений. При анализе аграрного развития использовались методы анализа, синтеза, также применялся статистический метод исторического исследования. Материалы статьи могут быть использованы при выработке стратегии социально-экономического развития, позволяя сформулировать рекомендации для программ экономического развития и освоения.
: В данной статье рассматривается монография профессора американистики университета штата Техас (США) «Американки в Красной России: в поисках советской мечты», изданная в 2017 г. Автор подробно исследует причины, побуждавшие американских женщин в 1920–1930 гг. отправляться жить и работать в Советскую Россию. Одна из глав посвящена американской писательнице и журналистке Рут Эпперсон Кеннелл (1889–1977), которая с 1922 по 1924 гг. работала в Автономной Индустриальной Колонии «Кузбасс», став участницей уникального в своем роде эксперимента по международному сотрудничеству в области промышленности. Рут Кеннелл трудилась секретарем и библиотекарем Колонии, а после окончания контракта еще некоторое время работала в Библиотеке Коминтерна в Москве, где ей выпало сопровождать в путешествии по России самого Теодора Драйзера, который сделал ее прототипом одного из собирательных образов своей книги «Галерея женщин». Опираясь на архивы самой Кеннелл, а также письма и публикации других участников АИК «Кузбасс», Дж. Микенберг приходит к выводу, что для современниц Кеннелл особой привлекательностью обладал коммунальный быт подобных АИК организаций, позволявший женщине избавиться от части своих традиционных обязанностей и реализовать себя творчески и профессионально, что приводило к своеобразному парадоксу: женщины ехали в Советский Союз в поисках того, что принято называть «американской мечтой». Профессор Микенберг объясняет радикальные феминистские взгляды своих героинь с позиций психоанализа и показывает, как среда и социальные изменения влияли на личную жизнь «русских американок». Можно сказать, что данная монография – хороший пример того, что интерес к опыту и наследию АИК «Кузбасс» не утихает не только в научном сообществе Кемерово, но и за рубежом.
Россия в первой половине 90-х гг. XX в. переживала переходный период от тоталитаризма к демократической общественно-политической системе, формировала гражданское общество, основанное на свободе народа и новой роли государства, признающей приоритет прав человека. Переход к рыночным отношениям поставил перед обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимало социальное обеспечение населения. Поэтому в ходе реализации экономической реформы ставилась задача приоритетного развития социальной сферы.
Современное социально-экономическое развитие Алтайского края во многом обосновано проблемами реализации экономической реформы на его территории в первой половине 90-х гг. XX в. Установлено, что обобщённые статистические показатели отдельных отраслей экономики края в постсоветский период являются основой затруднений, возникших на этапе преодоления сложностей переходного периода, их основными причинами и последствиями. Выявлено, что изменение экономических показателей развития производительных сил Алтайского края в первой половине 1990-х гг. связано с глобализацией социально-экономических отношений и благоприятными изменениями в социальной сфере. Происходившие в Алтайском регионе изменения конца ХХ в., ориентированные на нормализацию жизнедеятельности народонаселения, на всестороннюю помощь жителям, способствовали решению их социальных проблем.
В перестроечный и постперестроечный периоды процесс возрождения ислама в Дагестане был связан с процессом политизации религии в обществе. Этот процесс имел свои особенности и был связан с упадком позиций традиционного ислама в республике на фоне трансформации российского общества. Результатом явилась активизация альтернативного нетрадиционного направления, так называемого «нового ислама» (ваххабизм), во многом не характерного для практики местных религиозных сообществ.
Активность адептов нового движения проявила себя не столько в конфессиональной сфере, сколько в социально-политической. Это ярко проявилось в дагестанском обществе в начале 1990-х гг. на фоне социально-экономического и общественно-политического коллапса и противоречий между государством и обществом.
Цель статьи – показать место и роль социального конфликта, возникшего на почве идеологических разногласий. Акторами конфликта выступали отдельные личности со своими религиозными нетрадиционалистскими взглядами и социально-политическими ориентациями, противостоящие официальным структурам в борьбе за доминирующее положение в обществе, где краеугольным камнем стала новая религиозная идея. Авторы статьи опираются на тезис, что разрастание подобного рода конфликта априори оказывает заметное влияние на характер социальных (политических, социально-экономических, национальных) отношений в обществе, примером которого служит раскол Духовного управления мусульман Дагестана по этническому признаку.
В статье рассматриваются основные этапы развития экскурсионно-туристического дела в Казани в первой половине ХХ в. Раскрываются вопросы появления первых учебных экскурсий и их организации, составления первых путеводителей и сборников достопримечательностей по Казани. Автор приводит примеры появления первых методических разработок экскурсионных маршрутов по городу, Кремлю, тематических и обзорных экскурсий с описанием экскурсионных объектов.
Определены цели и задачи первых экскурсионно-туристических обществ и организаций в Казани. Раскрываются основные направления экскурсионно-туристического дела. Анализируется литература данного периода, в которой освещаются вопросы развития туризма и экскурсионного дела в Казани. Для раскрытия темы использовались первые справочники, путеводители по Казани, первые методические разработки, изданные в 20–30-е гг. ХХ в.
Автором изучена теоретическая база экскурсионной и туристической деятельности в Казани. Рассматриваются вопросы зарождения массового туризма, развития экскурсионного дела, раскрываются пропагандистская и содержательная стороны туристского движения. Обращается внимание на свойственную идеологическую направленность экскурсионно-туристического дела, основанную на пропаганде задач и достижений СССР.
Предпринята попытка показать, что экскурсионно-туристическая сфера стала важным направлением социально-культурной деятельности в первой половине ХХ в. Туристические путешествия и экскурсии решали задачи, связанные с повышением культурного уровня трудящихся. Прослеживается история развития туризма и экскурсионного дела в Казани в первой половине ХХ в. Экскурсионно-туристические организации прошли ряд этапов. В 20–30-е гг. ХХ в. начинался организационно-централизованный этап туристского движения в Казани, к началу 1950-х гг. начала формироваться система экскурсионно-туристического обслуживания.
Обращается внимание на появление новых форм туристского движения, например исследовательского движения по исследованию новых маршрутов и изучению новых объектов. Туристы из Казани участвовали в турпоходах по местам боевой и революционной славы, во Всесоюзных поисковых походах. Затронут вопрос о воспитательном значении туризма и экскурсий для школьников и молодежи. Именно в первой половине ХХ в. появлялись туристические секции в Домах пионеров, детские станции туристов, экскурсии для школьников и молодежи. Анализируются и недостатки в туристско-экскурсионной сфере данного периода. Несмотря на определенные недостатки, указанный период явился важным этапом в развитии туризма в Казани и в целом в республике Татарстан. Содержание и результаты данной статьи могут быть использованы в лекционных курсах по истории России и туризма.
ISSN 2949-2092 (Online)