История и археология
На рубеже XIX–ХХ вв. в России статус культурной нормы приобрела группа музеев, предназначение которых виделось в сохранении и актуализации церковных ценностей. Авторы данной статьи при использовании комплексного подхода в сочетании с хронологическим и эволюционным принципами стремятся проследить процесс важнейших эволюционных этапов развития дореволюционных церковных музеев. Основанием предлагаемой периодизации служит динамика развития указанной группы музеев с учётом историко-культурного контекста. Ключевой особенностью представленных этапов является изменение общественного восприятия церковных памятников отдельно от богослужебного процесса. На основе проведённого исследования авторами выделяются три этапа становления и развития дореволюционного церковного музея: от его праформ до социокультурного института. За основу музея была принята модель берлинского учебного христианского музея, адаптированная к православию. Также авторами обозначен ряд факторов, которые способствовали распространению сети церковных музеев в дореволюционный период.
Статья посвящена анализу основных этапов изучения отечественными учеными процесса сакрализации власти европейских правителей в средние века и раннее Новое время. Дается оценка уровню заинтересованности проблемой советскими и российскими специалистами. Определяется зависимость актуализации данной проблемы и формирования научных подходов к ее изучению от объективных условий, в которых работали историки, а также преобладающих методологических установок, концепций и теорий исторической науки. Отмечается качественная трансформация методов исследования с изменением конъюнктуры и возможностью использовать российскими специалистами достижения западно-европейского опыта в развитии социокультурной истории с привлечением постмодернистских тенденций, данных антропологии и междисциплинарных подходов в оценке исторического прошлого. Дается оценка вкладу современных российских медиевистов в изучение процессов сакрализации власти и методам, которые ими используются. Приводятся наиболее значимые имена отечественных специалистов в данной области и труды, созданные ими в указанный временной отрезок. В результате исследования выделены хронологические этапы изучения сакральности отечественными специалистами, определены характерные черты каждого периода с точки зрения актуальности данной проблемы в научных кругах, способов ее анализа, привлечения зарубежного опыта и знаний.
В статье дается характеристика историографии и источников по проблеме развития физической культуры и спорта в Кемеровской области на рубеже XX–XXI вв. Проанализировав широкий круг публикаций (монографии, статьи, авторефераты диссертаций, учебную и публицистическую литературу), авторы пришли к выводу, что исследователи обобщили определенный материал по данной теме. Более подробно дана характеристика изменений в законодательной сфере, обеспечивавшей функционирование системы физкультуры и спорта Кемеровской области в 1991–2007 гг. Однако процесс развития физкультурно-спортивного движения в регионе еще изучен недостаточно. Слабо освещены вопросы, связанные с созданием материально-технической базы кузбасского спорта, не дана характеристика системы подготовки физкультурных кадров региона. В отечественной литературе отсутствуют работы, комплексно посвященные процессу развития физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в указанный период. В результате проведенного анализа источников по избранной теме выявлено, что самыми информативными среди них были письменные двух классов: законодательные и документальные. Установлено, что имеющийся комплекс источников позволяет проследить процесс развития физкультуры и спорта региона в условиях смены модели социально-экономического развития страны.
В данной статье проанализированы практические методы реализации политики «закрепления кадров» на предприятиях отечественной индустрии в первые послевоенные годы, оценена их направленность и эффективность. В качестве источников исследования использовались статистические данные, архивные материалы, нормативные документы периода, в том числе ранее не опубликованные Постановления Совета Министров СССР. Доказано, что основной причиной текучести кадров являлись неблагоприятные жилищно- бытовые условия рабочих и проблемы снабжения. Проблема закрепления кадров в советской индустрии решалась путем усиления административного контроля, посредством расширения льгот и социальных гарантий рабочих. Методы закрепления кадров, а также объемы льгот и суровость наказания, применяемого к работникам за нарушение трудовой дисциплины, распределялись в соответствии с принципом главного звена, предполагающим более высокую концентрацию льгот и санкций в отношении работников приоритетных для государства отраслей (угольной промышленности, металлургии). В условиях ограниченного количества ресурсов применение данного принципа позволяло достигать поставленных социально-экономических задач.
В статье произведена попытка анализа энергетической базы европейской экономики в XVIII в. – первой половине XIX в. Работа опирается на оценки зарубежной историографии на английском и русском языках, так или иначе затрагивающие тему энергобаланса стран Европы. Хронологически приведенная историо-графическая база датируется временным периодом c 1970-х гг. по настоящее время. Основным инструментом анализа, проведенного в статье, послужил количественный подсчёт мощности источников энергии, имевшихся в распоряжении стран Западной Европы. Статья приводит динамику увеличения энергии угля, древесины, воды, ветра, пара, мускульной энергии рабочих и тягловых животных, имевшихся в распоряжении у европейцев. В дальнейшем темпы роста энерговооруженности сравниваются с темпами ВВП, имевшими место в изучаемом периоде. По итогам исследования структуры и характера энергоресурсов определена сильная для Европы и особенно высокая для Великобритании статистическая зависимость ВВП от количества используемой энергии в эпоху промышленного переворота. Подтверждена важность энергии как ключевого технологического фактора модернизации и развития материальной культуры.
Статья посвящена изучению современных тенденций развития этнической культуры кумандинцев Алтайского края. Кумандинцы в Алтайском крае представляют этническое меньшинство, находящееся на грани исчезновения. Большое значение для науки имеет выявление форм деятельности по поддержанию традиционной культуры малочисленных групп, проживающих в среде доминирующего иноэтничного окружения. При этом анализу подвергаются мероприятия региональных властей и активность лидеров кумандинских организаций. В качестве основных направлений сохранения и развития этнической культуры кумандинцев в статье рассматриваются деятельность кумандинцев по сбору сведений о культуре, издание книг о родном языке и традиционной культуре, возрождение фольклорной традиции, изготовление традиционной одежды, возрождение ритуальных практик, интеграция кумандинской культуры в сферу туризма, развитие традиционной кухни. Выявлено, что современная хозяйственная деятельность кумандинцев утратила традиционные черты. Основу их жизнеобеспечения составляют формы современной экономической деятельности. К новым формам социально-экономических группировок относятся общественные организации (общины), члены которых ведут совместную хозяйственную деятельность и участвуют в процессах возрождения этнической культуры. Общественные организации кумандинцев нестабильны, однако именно они реализуют мероприятия по сохранению традиционной культуры народа. Эти мероприятия находят поддержку со стороны федеральных и региональных властей. Наиболее яркими проявлениями этнокультурного возрождения кумандинцев являются: проведение массовых культурных и спортивных мероприятий и праздников; изучение, сохранение и преподавание родного языка; создание фольклорных коллективов; активная выставочная и презентационная деятельность; создание на территории проживания туристических объектов; развитие гастрономических традиций; реконструкция элементов материальной (одежда, украшения) и духовной (народный календарь, обряд Кочо-кан) культуры.
В статье изложены результаты изучения ставрографических материалов XVII–XVIII вв., происходящих с поселения Кулаково III – памятника, который может быть соотнесен с деревней Корчуганово, зафиксированной в «Чертежной книге Сибири» С. Ремезова. В научный оборот вводится коллекция из 26 нательных металлических крестов, дается описание, типологическая характеристика и хронологическая атрибуция анализируемых предметов христианского культа, выявляются аналогии в опубликованных материалах. Большинство из рассмотренных крестов относятся к типу 4 классификации, разработанной В. И. Молодиным по материалам Восточной Сибири (Илимский острог). Это экземпляры с детализированной иконографией и элементами, дополняющими контур изделия – отходящими от средокрестия лучами, парными волютами, окружающими средокрестие «венком», «языками пламени» по краям нижней лопасти и др. Морфологический и иконографический анализ крестов свидетельствует об их индивидуальном характере. Круг аналогий нательным крестам из Кулаково III включает материалы из северной и северо-восточной России, что подтверждает данные письменных источников об исходных территориях миграции русского населения в Притомье.
В статье рассматривается образ Запада в русской прессе эпохи Николая I. При рассмотрении образа Запада акцент делается на негативных тенденциях, которые русская пресса обнаруживала в современной западной жизни. Одним из главных предметов критики был парламентаризм. Парламентский строй критиковался за слабость и невозможность проведения последовательной политики. Также русские журналы критиковали Запад за отказ от традиционных ценностей и отход от религии. Отход от религиозной нравственности во Франции и других странах воспринимался как причина упадка культуры. Капитализм критиковался русскими журналами с моральной точки зрения. Коммерциализация жизни вкупе с упадком нравственности воспринималась как главная причина упадка западно-европейской литературы. В заключение делается вывод о том, что все тенденции, замеченные русской прессой в западной жизни, начали себя проявлять в России ещё в конце правления Николая I, а в эпоху Александра II стали публичными.
Цель исследования – обзор научной литературы, касающейся проблемы изучения городов Тобольской губернии последней четверти XVIII – начала XX вв. В статье рассматриваются труды ученых, вышедшие в дооктябрьский период и затрагивающие различные стороны исследуемого предмета. Результаты изысканий свидетельствуют о том, что до 1917 г. основное внимание в научных работах было уделено таким аспектам городского быта, как демография, торговля, административное устройство, городское пространство, образование, местное самоуправление, периодическая печать. Авторы не выделяли понятие «общественный быт» в отдельное явление, ограничиваясь исследованием отдельных его компонентов. Методология включает использование приемов и средств локального, системного, сравнительно-исторического, проблемно-хронологического методов, а также наработки «истории повседневности» и «новой имперской истории». В целом в выводах данной статьи подчеркивается расширение научного знания об общественно-социальной истории городов Сибири пореформенного и позднеимперского периодов, раскрывается влияние точек зрения исследователей на интеграционные явления городской жизни. Область применения исследования не ограничена интересом историков, урбанистов и краеведов к предмету изучения. Историографический анализ актуален с точки зрения современных дискуссий о перспективах городоведения и может быть использован при подготовке учебных пособий и обобщающих трудов по истории Сибири.
Психология
В статье проанализированы вопросы организации системы психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности. Рассмотрен феномен психолого- педагогической поддержки, его содержательное и сущностное наполнение. Доказано, что психолого-педагогическая поддержка выступает специальными условиями, обеспечивающими эффективность формирования осознанного родительства. Методологической основой для планирования воздействий в рамках организации психолого- педагогической поддержки выступает иерархическая схема родительской компетентности, включающая в себя три уровня. Высший уровень связан с обеспечением самодетерминации поведения и формированием ценностно-смысловых оснований родительства. Второй обеспечивает решение задач саморегуляции через рефлексию и выстраивание социального взаимодействия в деятельности. Третий отвечает за операционально-исполнительный уровень деятельности. Содержательной основой модели формирования родительской компетентности являются когнитивный, мотивационно-ценностный, операционно- деятельностный и социально-психологический компоненты. Обозначена структура деятельности, формы, методы и технологии осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей. Представлена модель психолого-педагогической поддержки, представляющая из себя комплексный процесс взаимодействия всех участников данного процесса.
В статье предложена модель структурных компонентов личностных смыслов с учетом пространственной организации жизни человека. Рассматриваются содержательные характеристики компонентов смысловой сферы в концептуальном многообразии психологических подходов для понимания феноменологии этого процесса. Автор анализирует теоретико-методологические ориентации современной психологии на личностный потенциал смысловых образований как условие интегрированной целостной личности. Личность представлена субъектом и одновременно объектом собственной жизни. Личностный смысл определяется как сложное системное образование, включающее в себя когнитивный (смысложизненные представления, идеалы, ценности, убеждения, интересы), эмотивный (эмоционально-оценочное отношение к себе, к другим) и конативный (поступки, межличностное взаимодействие, направленность деятельности и поведения в различных социальных условиях) компоненты. В процессе смыслообразования происходит интеграция, согласование и объединение структурных компонентов в целостную систему, а именно в систему личностных смыслов. Система в целом приобретает новые качества, отсутствующие в отдельных компонентах, личностный смысл является вершиной личности, ее интеграцией. Компоненты предложенной модели структурно отображают методологический потенциал концепции личностного смысла, целью является создание комплексного подхода для исследования смысловой детерминации личности.
Проблема. В данной статье изложены результаты исследования, целью которого была апробация и адаптация англоязычной методики исследования гендерного поведения детей «Pre-School Activities Inventory (PSAI)», описаны особенности перевода, адаптации и апробации методики, даны рекомендации по использованию Опросника родительской идентичности.
Метод. В нашем исследовании приняли участие 474 испытуемых: 316 родителей, имеющих детей-дошкольников, средний возраст составил 5,3 года; и 158 воспитателей ДОУ или учреждений дополнительного образования. Результаты методики сравнивались с результатами экспертной оценки поведения детей, данной двумя независимыми экспертами.
Результаты. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о достаточной достоверности и надежности методики.
Выводы. Методика исследования гендерного поведения детей «Pre-School Activities
Inventory (PSAI)» (в русскоязычном варианте «Кембриджский опросник гендерно-типичного поведения дошкольников») успешно апробирована на Российской выборке и может быть применена для дальнейших исследований в области детской психологии и гендерной проблематики детства.
В статье представлены результаты исследования качественных характеристик мышления как познавательного психического процесса у лиц молодого и юношеского возраста, изучена зависимость понятийного мышления от его гибкости и беглости в вербальном и образном виде. В качестве ведущих методов применялись «Методика исследования активности мышления» (МИАМ) И. М. Лущихиной и тест «Диагностика уровня развития логически-понятийного мышления». Показатели понятийного мышления имеют значимую корреляционную положительную связь с параметрами образной беглости мышления и отрицательную связь с параметрами вербальной гибкости мышления. Эффективность понятийного мышления обеспечивается следующими показателями активности мышления: высокий уровень образной беглости позволяет использовать весь арсенал привычных визуальных или кинестетических образов для решения стандартных задач, а низкий уровень вербальной гибкости способствует высокой динамике процесса, используя собственный фактический репертуар понятий, тем самым экономя время на поиск новых терминологических стратегий.
В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на определение специфики построения будущего у людей, имеющих обязательства по ипотечному кредитованию. Проверяется гипотеза о том, что конструирование будущего у людей, выплачивающих ипотечное кредитование, заключающих договор об ипотечном кредитовании и не имеющих кредита, характеризуется различиями в степени детализации и простроенности будущего, выраженности установок разной модальности в отношении своего будущего, а также разной событийной наполненностью. Исследование проведено при помощи комплекса методик, включающего качественные (графический прием «Круги Коттла», эссе на тему «Мое будущее», методика вербального реагирования на стимул «будущее») и количественные методы исследования. Полученные эмпирические данные позволяют говорить о том, что решение о взятии ипотечного кредитования меняет смысловую матрицу человека, определяет специфику его субъективного хронотопа, в частности придает особую окраску смысловому и событийному конструированию своего будущего субъектом. Результаты исследования могут быть использованы при организации психологической работы с людьми, собирающимися брать ипотечное кредитование и уже имеющими кредит под залог приобретенного жилья.
Статья отражает результаты теоретического обобщения и эмпирического исследования статусов полоролевой идентичности старших дошкольников из полных и неполных семей. В статье обосновывается актуальность исследований заявленной проблемы, дается описание степени разработанности её в науке. Полоролевая идентичность анализируется как составляющая самосознания, отражающая осознание себя как представителя определенного пола, включающая представления о стереотипах мужественности и женственности и отношение к ним. Описываются особенности дошкольного возраста с позиции становления полоролевой идентичности. Представленные результаты эмпирического исследования направлены не только на описание полоролевой идентичности старших дошкольников, но и на описание и анализ особенностей статуса полоролевой идентичности дошкольников из полных и неполных семей. Доказано, что статус полоролевой идентичности старших дошкольников лишь отчасти определяется структурой семьи: стереотипные представления об отличиях мальчиков от девочек чаще всего встречаются у детей из семей с неблагополучной семейной ситуацией; в полной семье чаще привлекательным образом является образ противоположного пола; неправильно идентифицируют себя с возрастом дети из полных семей.
С целью определения наиболее эффективного вида психотерапии депрессивных и тревожных расстройств в статье анализируется продуктивность разных психотерапевтических подходов к психологической помощи. Рассматривается место тревожных и депрессивных расстройств в классификации МКБ-10, отмечается противоречие между теоретическим разделением данных расстройств в МКБ‑10 и частой (50 %) коморбидностью данных расстройств в клинической картине болезни, обосновывается выбор одной формы психотерапии для расстройств тревожно-депрессивного спектра. Сделан обзор результатов мета-анализов для клиент-центрированной, психодинамической психотерапии, когнитивно-поведенческой психотерапии. Описаны и проанализированы наиболее распространенные подходы к психотерапии расстройств тревожно-депрессивного спектра путем применения комбинированной терапии в русле когнитивно-поведенческой и интерперсональной психотерапии. На основе обзора мета- анализов доказательных исследований эффективности данных видов психотерапии делается вывод, что в психотерапии тревожных и депрессивных расстройств наиболее предпочтительны кратковременные интерперсональный и когнитивно-поведенческий подходы. Отмечена тенденция к дальнейшей интеграции подходов на методологической базе когнитивно-поведенческой терапии.
В соответствии с методологией конструктивистского подхода идентичность личности, выражающаяся в уникальном образе Я, рассматривается как динамическая иерархическая система. В рамках данного подхода на основе результатов применения теста М. Куна и Т. Макпартленда осуществлена разработка и апробация специального опросника, позволяющего установить ранг значимости 16 категорий, отражающих социально-ролевые компоненты идентичности в основных сферах жизнедеятельности, и тем самым представить индивидуальную или групповую структуру идентичности как упорядоченную иерархию. На выборке из 1251 студента, различающихся по полу, возрасту, национальности, религии, региону проживания и профессиональной направленности обучения, доказано значение принадлежности к соответствующей социальной или культурной группе для формирования иерархии компонентов идентичности. Установлено, что наибольшее значение для ранга компонентов идентичности имеет гендерная и профессиональная принадлежность, а также в меньшей степени принадлежность к этноконфессиональной группе и регион проживания исследуемых. Принадлежность к той или иной социокультурной группе во всех случаях является важной дифференцирующей характеристикой, определяя различия значимости соответствующего основания идентичности в иерархии. При этом социокультурная принадлежность в большинстве случаев одновременно оказывает влияние на ранг значимости не менее половины других компонентов идентичности, тем самым определяя общую структуру идентичности. В заключение делается вывод о том, что принадлежность студентов к конкретной гендерной, учебно-профессиональной, этнической, конфессиональной или региональной социокультурной среде выступает важной детерминантой формирования иерархии образов, определяющей особенности и структуру идентичности личности.
Филология
Статья посвящена изучению теории наивной лингвистики и принципам её исследования. Материалом исследования послужили результаты психолингвистического эксперимента, отражающие обыденное представление носителей монгольского языка. В качестве стимулов в ходе эксперимента были использованы слова, обозначающие флору и фауну, т. е. бионимы. Реакции, выявленные в ходе психолингвистического эксперимента, отражают особенности функционирования слова в языковом сознании носителей монгольского языка. Для описания наивного взгляда на значение слова респондентами были использованы не только ассоциации в виде спонтанных дефиниций и цитат, содержащих эту лексему, но также сравнения, навеянные словом-стимулом у наивного рядового пользователя. Данное исследование позволяет реконструировать фрагмент национальной языковой картины мира в качестве компонента языкового сознания монгольской языковой личности. В заключении показано описание данных бионимов, составленное на основе лексикографической обработки реакций в рамках исследования по теории наивной лингвистики.
Цель статьи – рассмотреть фразеологизмы, акцентируя внимание на роли мифа в образовании устойчивых сочетаний. Позиционируя фразеологизм как «свернутый» миф, указывается на исключительную трудность интерпретации данных единиц речи из-за скрытого содержания в их семантике дискурсивной информации. Отмечается, что специфика фразеологизмов определяется не формальными, а содержательными характеристиками. Рассматриваются наиболее эффективные пути (способы) перевода фразеологизмов. Актуальность статьи обусловлена активным употреблением фразеологизмов в текстах разных жанров и, как следствие, проблемами их адекватного перевода. Новизна статьи заключается в ином подходе к интерпретации фразеологизмов, которые рассматриваются в данной работе как носители «свернутого» мифа. Теоретическая значимость и практическая ценность заключаются в том, что подобная интерпретация способствует более глубокому пониманию и, следовательно, корректному переводу фразеологизмов на другой язык. Методы исследования: метод фразеологической идентификации, сравнение, анализ, эксперимент.
Актуальность изучения новых переводов классических произведений художественной литературы обусловлена возрастающим интересом в современном языкознании к феномену повторного перевода. Целью данного исследования является анализ целесообразности стилистического диссонанса в переводе романа Дж. Остин "Sense and Sensibility" на русский язык, выполненном А. Ю. Фроловой – «Разум и чувство» (2013). Под стилистическим диссонансом в данной работе понимается сочетание в тексте перевода различных стилей лексики: книжных (устаревших и др.) и разговорных лексем, анахронизмов и анахроничных выражений. Выявлены следующие категории проявлений стилистического диссонанса: 1) передача (или добавление) комических эффектов и иронии; 2) адаптация текста под предпочтения современной аудитории; 3) недочёты при переводе и редактировании. Последняя категория состоит из 3 подкатегорий и будет рассмотрена нами в следующей статье. Проведённый анализ является частью дальнейшего исследования, посвящённого изучению лингвистических особенностей переводов романа "Sense and Sensibility" на русский и французский языки.
Анализ вторичных текстов, полученных в результате проведения лингвистического эксперимента, позволил создать классификацию степеней проявленности метаязыкового сознания и соотнести их с тенденциями к персонализации и деперсонализации. Благодаря классификации степеней проявленности метаязыкового сознания, метапоказателей, лингвистических и экстралингвистических факторов становится возможным обратиться к созданию типологии языковой личности, базирующейся на тенденциях к персонализации и деперсонализации и способе получения текста, а именно текстопорождении и текстовосприятии. Цель данной статьи – рассмотреть способ построения новой классификации типов языковой личности на основании двух критериев: степеней проявленности метаязыкового сознания и способе получения текста, порождения или восприятия текста. В ходе анализа материала было установлено, что типы языковой личности делятся на две группы в зависимости от однозначного или вариативного типа языковой личности в тексте, установленного при текстовосприятии. Данная статья представляет результаты анализа текстов типов языковой личности, относящихся к однозначному типу.
В языках разного типологического строя экстралингвистические факторы требуют компрессивных средств для выражения новых названий предприятий, что приводит к активному образованию сложных эргонимов. При этом способы, типы и модели словосложения остаются прежними. Происходит активное изменение их продуктивности, на первый план выходят ранее малопродуктивные модели словосложения. Анализ лексического материала подтверждает гипотезу, что известные словообразовательные модели наполняются новым лексическим содержанием. Отображение сферы деятельности предприятия и учет принципов нейминга приводят к образованию эргонимов, различных по структуре и семантике. Отмечен высокий процент неолексем с аббревиатурами, иноязычными компонентами, необычной графикой; широко используется прием речевой игры для создания уникального имени, привлекающего внимание потенциальных клиентов. Кроме того, оба языка испытывают значительное влияние английского при назывании новых объектов. Принципы нейминга (такие как отражение сферы деятельности компании, уникальности и понятности наименования) не всегда соблюдаются при порождении нового имени.
В статье рассматривается механизм интерпретации действительности в российском медиадискурсе через призму события – ключевой категории журналистского текста. С позиции теории вариативно-интерпретационного функционирования текста событие предстает в качестве «вербального конструкта», который репрезентируется в СМИ посредством определенного количества (n-количества) интерпретационно-когнитивных моделей, каждая из которых конструируется n-количеством смысловых версий – вариантов авторской интерпретации действительности. Создаваемая модель детерминирована рядом факторов: информационные ожидания адресата, коммуникативная интенция автора, специфика медийного и социально-политического контекстов. При этом характер события (событие-катастрофа или событие-провокация) является отправной точкой для развития вектора авторской интерпретации, задавая маркеры, на основании которых формируется интерпретационное поле моноцентрического или полицентрического типа. Первый тип представлен одной интерпретационно-когнитивной моделью, доминирующей в дискурсе российской прессы; второй тип поля включает в себя определенное (более двух) количество интерпретационно-когнитивных моделей. Механизм интерпретации событий разных типов рассмотрен на конкретных примерах, получивших широкий резонанс в российских медиа. Так, событие-катастрофа «Авария тепло хода «Булгария» продуцирует моноцентрический тип интерпретационного поля, событие-провокация «Акция панк-группы "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя» формирует полицентрическое интерпретационное поле.
Восприятие речи на слух является не только одним из самых важных языковых умений, необходимых для повседневного речевого общения, но и неотъемлемой частью изучения иностранного языка. Становится очевидным, что обучающиеся нуждаются в эффективной подготовке по формированию аудитивных навыков. Однако самому процессу слушания английской речи, вычленению в потоке речи фонем, подвергающихся фонологическим изменениям, которые часто вызывают трудности при восприятии звучащего текста, зачастую не уделяется должного внимания. Предметом данного исследования является фасилитация обучения аудированию студентов неязыкового вуза. Цель статьи – выявить основные фонологические особенности связной английской речи и представить примеры заданий, направленных на их распознавание. Методологическую базу проведенного исследования составляет подход к обучению аудированию по модели «снизу-вверх», а также положение о том, что восприятие речи и ее понимание на слух – процесс. Соответственно, важную роль играет способность правильно декодировать фонемы, слова, фразы и на их основании выводить смысл. В этом контексте неправильные ответы студентов подлежат анализу и способствуют выявлению тех мест, где произошел сбой в понимании. Показано, что осведомление студентов о фонологических особенностях связной английской речи помогает им преодолевать трудности перцепции аудиотекста и тем самым повышает эффективность обучения аудированию. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей иностранного языка, а также для специалистов, занимающихся вопросами изучения фонетики английского языка. В заключении делаются выводы о том, что для успешного развития навыков и умений аудирования требуется сочетание подходов «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Это позволяет создавать благоприятные условия для овладения одним из сложных видов речевой деятельности.
В статье рассматриваются вопросы, направленные на изучение особенностей реализации категории связности в электронных художественных текстах, специфика которой обусловлена наличием в структуре электронного произведения семантически равнозначных вербальных и невербальных элементов. Материалом исследования послужили электронные художественные тексты на английском и русском языках, представленные с помощью различных технологий и платформ (Adobe Flash, Scalar, HTML 5). В исследовании используются общенаучные методы наблюдения и описания в сочетании с методом сравнительного анализа языкового материала и комплексным лингвистическим анализом текста с элементами лингвостилистического разбора. В результате анализа установлено, что связность элементов электронного художественного текста на семантическом уровне реализуется в структурном, идентифицирующем и дейктическом аспектах, каждый из которых актуализуется с помощью вербальных и невербальных единиц электронного произведения. Семантическое развертывание той или иной темы электронного художественного текста становится полным за счет соединения вербальных элементов с визуальными составляющими в сознании реципиента (читателя) в момент восприятия электронного произведения, при этом поликодовые паралингвистические элементы в значительной степени обеспечивают расширение семантического потенциала электронного художественного текста.
Статья посвящена сравнениям по сходству и функционально эквивалентным им метафорам, «мишенью» которых являются героини романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого». Автор статьи предлагает учитывать разницу между логическим и образным сравнением, подчеркивая субъективный характер второго, присущую ему ирреальную модальность, а также – возможное совмещение образного и логического сравнения в сложноподчиненном предложении со сравнительным придаточным. Тематическое разнообразие феминных образов уподобления в романе соотносится с применением, прежде всего, природоморфных и антропонимических сравнений. Из природомофных приоритетны зоообразы, отдельные из них задают начало ассоциативным микрополям главных героинь. Предпринята попытка объяснить концептуально-тематические установки писательницы, связанные с этими микрополями. Учитываются текстовые связи сравнений и метафор как генетически близких языковых явлений, объединенных общим понятием «компаратив». Тем самым сохраняется целостность восприятия тематических ассоциативных микрополей с компаративными доминантами, участвующих в характеристике женских образов, и прослеживается соотношение тропов и реалий в текстообразовании. Гендерный подход к описанию образов уподобления, представленность большого разнообразия их способов выражения в романе Л. Улицкой позволили обнаружить идиостилевые черты автора-женщины: частое сопровождение форм уподобления пояснениями, уточнениями, в которых прямо или косвенно отражается авторское отношение к героине (сочувствие, ирония и иногда сарказм), и вместе с этим – концептуальные тематические установки писательницы, связанные с судьбами главных героинь, с судьбой семьи знаменитого женского доктора Кукоцкого. В статье отмечена речевая дифференциация в создании феминных образов уподобления – самим автором и героями его романа; выявлена тенденция женских компаративных характеристик в писательской манере Л. Улицкой.
В работе рассматривается роль предикации в процессе порождения актуального высказывания. В результате предикации формируется логическая структура абстрактной типовой ситуации, компоненты которой связаны логической валентностью. Отражение действительности в сознании говорящего происходит в виде логико-грамматических предикатов. Предикативный знак логико-грамматической категории предикативности конституирует предложение. Он имплицирует различные логико-грамматические предикаты. Им имманентно присущи тематические группы глаголов, с помощью которых они актуализируются в высказывании. Материалом исследования являются конструкции типа "versehen mit Fliesen" и схожие с ними по семантике глаголы типа "fliesen". Предложная / непредложная группа существительного выступает семантическим маркером в тематической группе глаголов. В работе используется тест на элиминирование Х. Глинца и доказывается, что семантический маркер входит в состав актуального сказуемого. Конвертируемость конструкции с предложным / непредложным существительным и соответствующего глагола позволяет сделать вывод о том, что в «глубинной» плоскости у них общий логико-семантический предикат. Результаты исследования могут успешно использоваться в курсах теоретической и систематизирующей грамматики, стилистики и интерпретации текста.
В исследовании представлена типология и семантика сюжетов переписывания в романах В. Шарова «След в след» (1991) и «Воскрешение Лазаря» (2002) в двух аспектах: рецептивном и историческом и / или историософском. В творчестве В. Шарова отношение персонажей к тексту и слову, сюжеты переписывания проявляют специфику национального сознания, для которого тексты свидетельствуют о метафизических законах исторической реальности, а также вера в силу слова способна преобразить бытие. Телеологическое понимание истории опиралось на понимание текста как инструмента воздействия на материальный мир, как исторической силы. В статье выделены три типа сюжета переписывания в романах В. Шарова «След в след» и «Воскрешение Лазаря». Во-первых, точное (каллиграфическое) переписывание как приближение к метафизическим смыслам сакральных текстов (мифологизация и демифологизация). Семантика этого сюжета в романах В. Шарова подчеркивает невозможность повторения, сохранения сакральных смыслов и преобразования несовершенной исторической реальности. Во-вторых, сюжет переписывания как исправление чужих идей и создание собственного проекта исправления жизни при помощи текста определяет обусловленность понимания текста, его переписывания, переделки задачами настоящего (в частности в романе «Воскрешение Лазаря» – объяснения и оправдания страданий русских людей в ХХ в.), а также иллюзорность попыток изменения реальности по текстам, напротив, реальность корректирует тексты. В-третьих, переписывание, интерпретация текстов (герменевтический смысл) означает диалог смысла претекста и понятого воспринимающим, «переписывающим», смысла, является попыткой более глубокого познания реальности.
В настоящее время лингвистика проявляет значительный интерес к изучению проблем социальной коммуникации. Данное направление непосредственно связано как с теорией речевых актов, так и с теорией номинации. Лингвокогнитивный подход представляет значительный исследовательский интерес, поскольку он позволяет рассматривать коммуникацию в зависимости от мышления и когнитивного опыта индивида и социума. Метафора часто используется в процессе коммуникации. Она позволяет реализовать прагматическую интенцию говорящего и достичь желаемого воздействия на адресата. Впервые на материале французского субстандартного военно-профессионального вокабуляра начала ХХ в. автор статьи исследует с точки зрения теории речевых актов коммуникативную функцию метафоры, репрезентирующей реалии военной сферы. Показано, что функционирование метафор в процессе коммуникации обусловлено психологическими и прагматическими потребностями, связанными с повседневной профессиональной деятельностью. Кроме того, обращение к метафорам в процессе речи позволяет французским военнослужащим манифестировать свою корпоративную принадлежность.
В статье исследуется процесс развития рекламных объявлений как отдельного речевого жанра на материале российских газет. Рассматривается исторический период с первой трети XVIII в. до первой трети XX в. Подробно описывается постепенное разделение изначально единой группы объявлений на рекламные и информационные на протяжении веков. Выделяются и описываются ключевые периоды в развитии жанра (середина XVIII в., 40-е гг. XIX в., конец XIX – начало XX вв., 30-е гг. ХХ в.). Рассматривается эволюция лингвистических и графических особенностей рекламных текстов, описываются языковые и психологические приемы манипуляции, впервые появившиеся в российской печатной рекламе в XIX в. и продолжающие использоваться до наших дней. Главным критерием, отделяющим рекламные печатные объявления от информационных, в этой статье называется стремление повлиять на мнение читателя и изменить его в соответствии с целями продавца. Все выводы сопровождаются примерами, взятыми из первоисточников.
ISSN 2949-2092 (Online)