Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
№ 2 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2

ИСТОРИЯ

5-13 286
Аннотация

Енисейск является важным культурно-историческим центром Приенисейского  региона.  Он  стал  первым  форпостом  русской  колонизации на Енисее.   Енисейск   обладал   не   только   специфичным   экономико-географическим  положением,  но  и  уникальной  социокультурной  средой,  одной из важнейших культурных характеристик которой является система образования. В статье анализируются особенности образовательной среды города Енисейска на рубеже XIX – XX в. с точки зрения теории модернизации. Большое значение уделяется динамике развития города, особенно культурной составляющей, так как используемый системный подход при исследовании становится эффективным при рассмотрении не только специфичных черт системы образовании, условий ее развития, но и при анализе образовательной среды как составляющей культурной системы города. Результаты данной статьи можно использовать при написании сравнительного труда по истории культуры Приенисейских и сибирских городов, а также при написании комплексного исследования социокультурной среды города Енисейска конца XIX – начала XX в. 

14-19 208
Аннотация

Историография цветной металлургии Алтая периода феодализма все еще испытывает влияние старых догм, в основе которых лежит идеологический  штамп  о  кризисе  крепостничества  в  России.  Отсюда  представления об отсталости техники и технологий на Алтае. В данной статье прослеживается процесс бурного технологического роста горно-металлургического производства на Алтае на рубеже XVIII – XIX вв. Опровергаются положения историографии о кризисе или застое производства Колывано-Воскресенских заводов. Показано, что модернизация Качки-Чулкова 1786 – 1806 гг. (по фамилиям главных заводских начальников) одновременно проводилась в трех сферах: производственной, административной и хозяйственной. Главной целью модернизации Качки-Чулкова было не извлечение из горного дела как можно большей прибыли, как раньше, а именно стабилизация производства на уровне 1 тыс. пудов серебра в год. 

20-23 173
Аннотация

В статье приведены результаты работы в РГВИА по выявлению и составлению списка всех дворян Орловых, кто учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе за период 1732 – 1761 гг. Выявлено, что в военном корпусе обучалось всего 6 кадетов с фамилией Орловых. Согласно некоторым источникам, там обучался и Григорий Орлов, которого исследователи считали Григорием Григорьевичем Орловым. На самом деле, как показывают архивные данные, в Кадетском корпусе обучался Григорий Никитич Орлов ─ будущий обер-гофмаршал   Екатерины II.   Он   был   определён   в   Кадетский   корпус 2 декабря 1742 года, а в феврале 1748 года в возрасте 20 лет был пожалован в чин капрала. В 1749 году Г. Н. Орлов был "исключён" из корпуса по состоянию здоровья сроком на два года. Г. Г. Орлов в Кадетском корпусе не обучался. В юности он мог получить только домашнее образование. 

24-29 157
Аннотация

В статье рассматриваются события военного противостояния между Шиби каганом и династией Суй в 609 – 615 гг., а также показана внутриполитическая ситуация в Китае, в результате ухудшения которой произошел политический переворот 617 г. и у власти оказалась молодая династия Тан. В конце династии Суй насчитывалось более 200 организованных вооруженных банд, раздиравших единую империю на части и находивших поддержку у тюрков. В 615 г. тюрки окружили суйского императора Ян-ди в крепости Яньмэнь и тем самым предопределили  конец  его  политической  карьеры.  В  начале  VII в.  Восточнотюркский каганат обладал огромным военно-политическим влиянием в Центральной Азии и представлял угрозу для своих соседей. Наряду с сепаратистами, выступавшими против династии Суй, за помощью к тюркам обратился военный губернатор Тайюаня Ли Юань. Он заключил с ними союз, и тюрки поддержали его кандидатуру в качестве нового правителя Китая. Таким образом, в событиях 609 – 617 гг. восточные тюрки способствовали как ухудшению ситуации в конце династии Суй, так и утверждению у власти новой династии Тан. 

30-33 192
Аннотация

В статье исследуются особенности формирования и становления государственной власти в Сибири в начале XIX века. Авторы проводят сравнительный анализ управленческих механизмов, сформировавшихся в результате губернской реформы Екатерины II. Кроме того, авторами анализируются противоречивые  тенденции,  характерные  для  первого  этапа  правления Александра I. Отмечается особая роль И. О. Селифонтова и его проекта административных преобразований в формировании политики управления Сибирью. Показано, что результатом ревизии И. О. Селифонтова стало образование в 1803 г. единого для всей Сибири генерал-губернаторства с центром в Иркутске и что вместе с новой должностью генерал-губернатор получил специальную инструкцию, которая существенно расширила его властные полномочия. Показано,  что  целью  административных  преобразований  И. О. Селифонтова было расширение влияния генерал-губернаторской власти на финансовохозяйственную часть местного управления. Показана противоречивость правления  И. Б. Пестеля,  сменившего  И. О. Селифонтова.  Доказано,  что  Сибирь, включилась в ход мировой истории именно благодаря вхождению в состав Российского государства. 

34-38 207
Аннотация

В рамках данной работы анализируются реформы системы финансирования учреждений культуры в России с середины 1980-х гг. до настоящего времени. Дан краткий обзор деятельности государства по переходу от чисто государственного  финансирования  к многоканальной системе  формирования бюджета учреждений культуры, изменению их правового статуса и развитию коммерческой деятельности. Рассматриваются процессы децентрализации управления и перераспределения финансирования на бюджеты различного уровня.  Особое  внимание  обращается  на  внедрение  рыночных  механизмов в деятельность данных учреждений, а также затрагиваются проблемы, связанные с их применением. Исследуются как положительные, так и отрицательные последствия проводимой государством политики в вопросах финансирования культуры на разных этапах реформ. Результат проведенного анализа свидетельствует, что в деятельности государства в сфере культуры преобладают охранительные тенденции, а бюджетные средства по-прежнему составляют основу  бюджета  большинства  учреждений  культуры,  сохраняется  консерватизм и инерция в их деятельности. 

39-43 166
Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимосвязи смысла истории со смыслом жизни человека вообще, с жизнью каждой человеческой личности. Анализируется поиск связи смысла индивидуального человеческого существования со смыслом истории, судьбы личности и судьбы человечества в русской философской традиции. Смысл истории (филогенеза) связан с поиском человеком самоидентичности. Самоопределение происходит через самоотличение, отдифференциацию себя от иного: зверя, мёртвого, космоса, природы, Бога, ангела, вещи. Ступени самоотличения человека предстают ступенями его самообнаружения. Историческое развёртывание процесса самоидентификации начинается с рефлексии: человек – зверь и не зверь одновременно. Формируется представление о человеке как зверочеловеке, человекозвере, человеко-не-звере. Позже, сравнение с природой, расширяясь до бесконечности, выходит за рамки Земли.  Человек  начинает  соотносить  себя  с  ближним  космосом,  вселенной в целом. Складывается представление о вселенском человеке и о человеческой вселенной. Человек начинает соотносить «себя с собой». Развёртывание саморефлексии позволяет отдифференцировать «Я» от «не-Я». Формируется представление о богочеловеке, человекобоге (сверхчеловеке). Смысл родовой истории человечества – актуализация индивидуальной истории каждого человека. Цель мировой истории – «моё» рождение. 

44-49 180
Аннотация

В статье анализируются исторический опыт и основные этапы освоения     Арктического     региона     североамериканскими     государствами     в ХХ столетии. С учетом новых данных и опорой на исторический метод раскрывается смена отношений этих государств к Арктике в их последовательном временном развитии во второй половине XX – начале XXI веков. Исследуется эволюция позиций властей Оттавы и Вашингтона к региону в контексте выработки и проведении ими политики в области национальных интересов и безопасности. Делается вывод, что политика властей США и Канады, координирующих свои действия в регионе под предлогом отстаивания национальных интересов и противодействия внешним угрозам, обладает наряду с известными приверженностями и некоторым историческим позитивом. Политика обеспечения безопасности этих стран ограничивает компетенцию государства угрозами их территориальной целостности, что не дает ему полномочий для необоснованного вмешательства в сферы, которые регулируются рыночными механизмами и гражданским обществом. Это обстоятельство в свете надвигающихся перемен в связи  с  избранием  президентом  США  Д.  Трампа  следует  шире  использовать для вынесения за скобки политического процесса приарктических стран саму возможность военного конфликта. 

50-57 194
Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы историографии идейно-политической жизни России в 1971 – 1991 гг. Авторы выделяют два этапа историографии  проблемы:  1971  –  конец  1980-х  -  начало  1990-х гг.;  конец 1980-х - начало 1990-х гг. - начало ХХI в. Для первого этапа характерен методологический монизм. Основное внимание исследователи уделяли проблемам пропаганды марксистско-ленинской идеологии, идейно-политическому воспитанию советских граждан. Второй этап историографии получит название методологической  революции.  Произойдет  критическая  переоценка  пройденного советским государством исторического пути. Основное внимание в исторических исследованиях времени перестройки историки уделят таким проблемам как: диссидентство, протестное движение, деятельность неформальных организаций. В статье анализируется историография инакомыслия и делается вывод, что созданная исследователями научная база может служить основой для дальнейшего изучения этой темы. 

58-61 160
Аннотация

В статье проведен анализ проектов съездов золотопромышленников Забайкалья и переписка об организации этих съездов в 1898 – 1919 гг. Ряд документов Государственного архива Иркутской области (ГАИО) и Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК) рассматриваются впервые. Описана история возникновения и развития съезда золотопромышленников как самостоятельного учреждения. Отражена динамика роли съезда как органа, представлявшего коллективные интересы золотопромышленников. Выявляются противоречия между золотопромышленниками, возникающие при решении вопросов. Определяются основные интересы и проблемы золотопромышленников на рубеже XIX – XX вв. На основании документов по организации съездов исследуются положение рабочих, развитие медицинского дела, состояние путей сообщения на приисках. Делается вывод о ценности документов съездов для исследования вопросов социальных, технических и финансовых проблем золотодобычи. С помощью архивных данных рассмотрено влияние на золотодобычу участия России в русскояпонской и Первой мировой войнах. Полученные результаты позволяют более детально исследовать историю золотодобычи Забайкалья. 

62-66 177
Аннотация

Изучение истории деятельности культурно-просветительских обществ, их влияния на социокультурное пространство провинциальных городов способствует  целостному  восприятию  развития  культуры  как  Сибири,  так и России в целом. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся создания и развития Общества попечения о начальном образовании в Барнауле, его библиотечно-просветительной деятельности. Общество возникло благодаря подвижнической деятельности видного общественного деятеля В. К. Штильке. Инициатива  В. К. Штильке  и  других  активных  членов  общества  способствовала открытию школ для детей и воскресных школ для взрослых, упрочению народного образования через организацию библиотек, народных чтений, лекций, общедоступных спектаклей. Выявленные в ходе исследования основные направления, методы, формы, результаты образовательной работы, позволили сделать вывод  о  главенствующей роли Общества  в  деле  внешкольного  образования в Барнауле в 80-е гг. XIX в. – начале ХХ в. Обоснован вывод о значительном влиянии библиотек Общества на распространение книжной культуры среди широких масс населения. 

67-77 198
Аннотация

В статье представлен материал анализа фаунистической коллекции, полученной при раскопках Кузнецка 2012 г. и относящейся к XVII – XVIII вв. Проведено зооархеологическое исследование 1534 остатков домашних и диких млекопитающих, птиц и рыб. Показано сходство и различия в структуре разновременных зооархеологических комплексов, синхронных хозяйственных и жилых построек, культурного слоя вне них, особенности формирования костеносных отложений на разных объектах и зоогенного влияния на эти процессы. Установлено, что среди животных доминируют остатки коров и свиней, рыб с ведущей ролью осетровых. Предполагается, что основными элементами хозяйственного уклада поселенцев было придомное скотоводство, рыболовство и эпизодическая охота на лося, медведя, лисицу, зайца-беляка, дичь. Поселенцы также содержали собак, кошек, овец, лошадей, кур. Результаты анализа обсуждаются в контексте различий быта отдельных микросоциумов, вертикального и горизонтального перемещения костных остатков и их трансформации. 

78-83 145
Аннотация

Предметом исследования является анализ экономических и структурных изменений в стране и автономной республике в рассматриваемый период с использованием системного, компаративистского подходов, институционального метода исследования. Наметив экономические преобразования, органы государственной власти и управления Союза ССР и Бурятской АССР развернули активную и целеустремленную работу по их реализации, проводили эффективную кадровую политику. В 1965 – 1966 гг. в сфере промышленного производства упразднялась территориальная система управления. Руководство отраслями передавалось созданным министерствам, возрастала роль государственных комитетов. Все это создавало благоприятные условия для развития научно-технического прогресса, а также основным для промышленности оставался курс на развитие и внедрение экономических методов руководства, самостоятельность предприятий, уменьшение административного регулирования их деятельности. Результаты развития народного хозяйства в восьмой пятилетке были лучшими за весь советский период. Вместе с тем оставался экстенсивный характер макроэкономики. Представленные материалы могут быть использованы для переосмысления с современных позиций вопросов формирования и развития органов государственной власти и управления. 

84-89 310
Аннотация

В статье обосновывается актуальность изучения повседневной жизни сибирских журналистов второй половины XIX – начала ХХ вв., предлагаются подходы к ее изучению, определяется содержание основных рабочих понятий.

Представляется продуктивным совмещение нескольких внутренне не протииворечивых подходов к исследованию повседневности профессионального сообщества журналистов в зауральских губерниях Российской империи. Во-первых, мы соотносим тему своих научных интересов с предметным полем антропологии профессий, для которой характерно внимание к вопросам о критериях, определяющих принадлежность к профессиональному сообществу, оценке статуса профессии как профессионалами, так и социумом, отношениям между разными акторами внутри профессиональной группы, конфликтам и формам самоорганизации  профессионалов.  Во-вторых,  тема  предполагает  обращение  к наработкам историков повседневности. В качестве базового востребованы определение предметной области повседневности Н. Л. Пушкаревой и С. В. Любичанковского, а также теоретические положения А. Людтке. Применительно к изучаемой реальности раскрыто содержание понятий «журналист», «сибирский журналист», сделаны отдельные выводы о специфике формирования социопрофессиональной группы сибирских журналистов во второй половине XIX – начале ХХ вв. 

90-94 169
Аннотация

В статье предпринята попытка оценить мобилизационные возможности трудового потенциала Сибири накануне Великой Отечественной войны. С этой целью на основе материалов Всесоюзной переписи 1939 г. выявлены демографические, социально-экономические и социокультурные особенности формирования населения в возрасте от 15 до 59 лет, использованного позднее в военной экономике сибирского тыла. Сделан вывод о том, что с точки зрения интенсивного хозяйственного использования сильными сторонами данного людского массива являлись высокий удельный вес молодежи, интенсивная динамика миграционной и экономической активности, низкий уровень индустриальной занятости, наличие крупных запасов женской рабочей силы в городах  и  сельских  районах.  Слабые  стороны  этого  массива  заключались в дисперсном  характере  размещения  населения,  слабой  закрепляемости  мигрантов в крупных городах, существенной доле мужчин-резервистов, высокой общей занятости, низком уровне грамотности и образования. В целом эти качественные характеристики в условиях военного времени оказали неоднозначное и противоречивое влияние на мобилизацию людских ресурсов Сибири в отрасли оборонного значения. 

95-103 172
Аннотация

В статье рассматривается общественно-политическая жизнь рабочих и служащих оборонно-промышленного комплекса Западной Сибири, который один из трех в СССР снабжал Красную армию военной техникой и боеприпасами. Установлено, что ЦК ВКП(б), придавая большое внимание регионам их расположения, в Управлении пропаганды и агитации ЦК наряду с действующими создал новые структурные подразделения, которые своим влиянием охватывали все стороны общественно-политической жизни рабочих и служащих этих регионов. Управление пропаганды и агитации ЦК оперативно контролировало и руководило работой местных партийных и советских органов, организаций и учреждений этого направления.

Важнейшее внимание уделяется исследованию деятельности «Совинформбюро», органов печати, радио, кино, работе лекторов пропагандистов и агитаторов, которые информировали рабочих и служащих о важнейших событиях на фронте и в тылу, формировали общественно-политические настроения. Установлено, что величайшую роль играли выдающиеся  деятели культуры, театральной, музыкальной и художественной интеллигенции, которые своими выступлениями, постановками и спектаклями антифашистской направленности поднимали духовные силы рабочих, инженеров и техников, вдохновляли на трудовые подвиги. Благодаря  совокупности   этих  мероприятий,   организованных  центральными и местными органами партии, правительством и местной исполнительной властью формировалось общественно-политическое сознание, патриотизм рабочих, инженеров и техников, ковавших оружие победы над фашизмом. 

104-110 163
Аннотация

Статья посвящена исследованию устройства и назначения камеры нижнего яруса в Ломаной пирамиде Снефру в Дашуре. Изучение исследовательских материалов ранних работ археологов показало, что назначение этой камеры окончательно не определено. В процессе исследования обнаружена технологическая связь нижнего и верхнего ярусов пирамиды. Доказывается, что в совокупности элементы нижнего яруса: сама камера, шахта, печная труба представляют собой древнюю печь-газогенератор. Она предназначена для получения смеси угарного и углекислого газов для заполнения помещений верхнего яруса пирамиды. Цель архитектора – сделать камеры пирамиды смертельно  опасными  для  грабителей.  Установлено  конструктивное  сходство  печи в нижнем ярусе пирамиды Снефру с современным типом газогенератора обращённого процесса газификации. Обосновывается версия о наличии секретных камер в пирамиде, в том числе и камеры с саркофагом фараона. Предлагается версия причины изменения формы и постройки именно Ломаной пирамиды. 

ПСИХОЛОГИЯ

111-116 158
Аннотация

В статье рассматриваются социально-экономические, социокультурные и гносеологические причины актуализации исследовательского интереса к гуманитарным аспектам здоровья и благополучия. Анализируются основные теоретические модели психологического здоровья, исходящие из признания определяющего влияния социальных факторов и важности культурных детерминант в анализе гуманитарных аспектов здоровья; особое внимание уделяется современному состоянию особой области знания – психологии здоровья. Выделяются  три  уровня  факторов,  влияющих  на  психологическое  здоровье и субъективное   благополучие   человека:   1) макросоциальные,   включающие в себя ряд объективных и субъективных показателей (уровень экономического развития региона и субъективное экономическое благополучие населения; уровень социальной защищенности населения и субъективные ее оценки и т. п.); 2) социально-психологические,   среди   которых   –   структурно-динамические особенности социальных сетей, стилевые характеристики коммуникации человека, возможности получения им социальной поддержки; 3) личностные, в том числе – уровень жизнестойкости, характер самоотношения, доминирующее эмоциональное состояние, характеристики персональной и социальной идентичности субъекта. Подчеркивается, что хотя среди критериев психологического здоровья особое значение придается степени интегрированности личности, а также ее ориентации на саморазвитие, сама природа психологического здоровья тесно связана с социально-психологическими аспектами человеческого существования: гармоничная включенность в общество, успешная социализация, наличие прочных социальных связей и социальной поддержки являются неотъемлемой частью психологического здоровья человека. 

117-122 156
Аннотация

В статье представлены результаты изучения особенностей психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в инновационном образовательном учреждении. Комплексное обследование младших школьников, которое проводилось в течение двух лет обучения – с первого по второй класс, предполагало изучение психофизиологических показателей и оценку состояния регуляторных систем организма. Установлено, что ко второму году обучения у учащихся улучшаются показатели развития когнитивных функций при увеличении напряжения в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Школьники, имеющие на начало обучения низкие показатели успеваемости, отличаются от своих сверстников, обучающихся на «хорошо» и «отлично», более выраженной динамикой развития психофизиологических функций в течение двух лет обучения. У мальчиков отмечается более выраженная динамика показателя объема внимания по сравнению с девочками. Процесс адаптации учащихся, имеющих высокую успеваемость, сопровождается усилением симпатической активности в регуляции сердечного ритма, то есть сопровождается большей физиологической «ценой», которую организм платит за эффективность реализуемой деятельности. 

123-128 162
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования успешности   обучения   студентов,   имеющих   разные   типы   привязанности. В качестве методов исследования выбраны: метод беседы, анкетирование, проективный метод и метод тестирования, представленные следующими методиками: «Интервью о привязанности для взрослых», проективная рисуночная методика «Мать и дитя». Значимое отличие успешности обучения в вузе отмечено у студентов с избегающим типом привязанности по отношению к студентам с надёжным и амбивалентным типами. Более успешными в обучении являются студенты, имеющие надёжный и амбивалентный типы привязанности, менее успешными – студенты с избегающим типом привязанности. Наименьшую успешность обучения студентов с избегающим типом привязанности можно объяснить тем, что они часто не склонны позитивно воспринимать критику, им трудно строить доверительные отношения со взрослыми и ровесниками, им присущи инфантильные формы поведения. Результаты проведённого исследования дают основание для разработки программ, направленных на профилактику  неуспеваемости  будущих  студентов  и  повышение  успешности  обучения у студентов, которые находятся в учебном процессе. 

129-134 523
Аннотация

В статье говорится о роли повышения познавательной активности младших школьников как важного условия развития познавательных способностей учащихся. Психолого-педагогическая поддержка должна быть ориентирована на развитие когнитивных функций младших школьников, и в этом процессе должны быть задействованы не только педагоги, но и психологи, и родители. Традиционно психолого-педагогическая поддержка в начальной школе ориентируется на адаптацию ребенка к новой образовательной среде. Мы же считаем, что поддержка ребенку необходима и в процессе освоения учебной программы. Без эмоционального участия, сопереживания настоящей поддержки не будет, в результате чего в значительной степени будет страдать познавательная активность ребенка. Доказательство этому – эмпирические результаты, полученные в обычной школе, в которой не используются инновационные методы обучения. К окончанию начальной школы у учащихся значимо понижается мотивация, у педагогов отсутствует серьезная заинтересованность проблемами младших школь-ников. Не вполне благополучная образовательная среда также не может оказывать позитивного влияния на развитие познавательной сферы учеников. 

135-140 184
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме самопрезентации педагога в профессиональной деятельности. В работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного со студентами педагогического университета. Целью исследования заключалось в выявлении представлений студентов о самопрезентации  педагога.  В ходе  исследования  описываются полученные данные. Выявлены представления студентов о самопрезентации педагогов старшего  и  молодого  поколения,  затруднения,  испытываемые  студентами в самопрезентации,  характеристики,  относящиеся  к  составляющим  культуре самопрезентации педагога. Среди характеристик, относящихся к самопрезентации педагога, студенты выделяют внешние (грамотность речи, манера поведения, форма подачи себя и т. д.) и внутренние (воспитанность, открытость, самосознание и т. д.). В выводах авторы указывают на значимость учета представлений студентов о самопрезентации педагога в их профессиональной подготовке, которые можно учитывать в высшем образовании. Незнание этих представлений студентов в образовательном процессе затрудняет установление контакта, решение педагогических задач преподавателем высшей школы и т. д. 

141-150 171
Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи сформированности представлений о безопасности с такими индивидуальнопсихологическими характеристиками, как интеллект, особенности характера, интернальность личности, особенности ценностно-смысловой сферы личности, которые описываются как психологические факторы сформированности представлений. В качестве испытуемых выступили курсанты военного института войск национальной гвардии РФ, обучение которых предполагает формирование   военно-профессиональных   компетенций,   непосредственно   связанных с обеспечением безопасности. Представления о безопасности рассматриваются как сложный смысловой конструкт в сознании курсантов, выступающий одним из основных элементов системы профессиональных представлений военнослужащих. По результатам статистической обработки данных обнаружены значимые  корреляции  между  характеристиками  сформированности  представлений о безопасности с уровнем интеллекта, отсутствием заострений характерологических черт, осмысленностью жизни, интернальностью личности, зрелостью системы ценностных ориентаций. Выдвинуто предположение о том, что представления о безопасности – это сложный смысловой конструкт в сознании, тесно интегрированный в систему отношений личности, формирующийся во взаимосвязи с развитием личности в целом. Сделано заключение о необходимости оптимизации образовательного процесса в отношении формирования представлений о безопасности в военном образовании. 

151-157 165
Аннотация

В статье проведен анализ особенностей физиологической адаптации и темпов психофизиологического развития детей подготовительных групп детского сада и 1 – 2 классов гимназии. Выявлены различия нейродинамических показателей, физиологической адаптации и степени активности вегетативной нервной системы у детей 6 – 8 лет с учетом гендерных особенностей. Установлено, что независимо от возраста мальчики характеризуются более низким уровнем развития психических функций, меньшей уравновешенностью процессов   возбуждения   и   торможения   в   центральной   нервной   системе, при этом  более  высокой  скоростью  зрительно-моторной  реакции.  Для  них свойственна более высокая степень напряжения регуляторных механизмов. Среди  мальчиков  чаще  выявляются  лица  с  признаками  дефицита  внимания и социально-психологических дефицитов. У девочек отмечаются наиболее оптимальные для соответствующего возрастного периода нейродинамические показатели, уровень развития психических функций, отмечается преимущественно сбалансированное или парасимпатическое влияние на сердечный ритм и чаще отмечается удовлетворительное функциональное состояние. 

158-163 176
Аннотация

Статья посвящена проблеме восприятия и обработки многозначной информации. Рассмотрены различные экспериментальные эффекты понимания семантически неопределенных стимулов (слов-омонимов, реверсивных фигур), в том числе и на неосознаваемом уровне. Анализ показал, что до момента экспликации одного значения многозначного стимула происходит имплицитное понимание нескольких значений. В проведенном исследовании ставилась цель обнаружить эффект асимметрии семантической активации при неосознаваемом восприятии многозначной информации (слов-омонимов). Описаны  процедуры и результаты двух экспериментов. В Эксперименте 1 использовалась техника прайминга. В качестве праймов выступали многозначные слова. Испытуемые были случайно разделены на четыре группы (две экспериментальных и две контрольных). Испытуемым экспериментальных групп предъявляли неосознаваемые праймы, и затем после зрительной маскировки демонстрировали два слова, только одно из которых имело семантическую связь с одним из значений прайма. Различия в стимульных наборах, используемых в экспериментальных группах, касались только тех слов, которые могли быть связаны с одним или другим значением прайма. Слова, не имеющие смысловой связи со значениями  прайма,  были  идентичными.  Всем  испытуемым,  в  том  числе и контрольных групп, после предъявления слов необходимо было как можно быстрее   произвольно   выбрать   одно   из   двух,   используя   клавиши   «влево» или «вправо». Полученные результаты в целом подтверждают гипотезу об асимметрии семантической активации. Испытуемые выбирали слава, связанные с одним значением омонима, значимо чаще, чем с другим его значением.

В Эксперименте 2 испытуемых просили давать ассоциативные реакции, связанные  с  теми  же  словами,  которые  в  качестве  праймов  использовались в Эксперименте 1. Результаты показали, что более сильная ассоциативная связь между праймом и многозначным стимулом способствует возникновению прайминг-эффекта, в то время как слабая ассоциативная связь приводит к тому, что прайминг-эффект может оказаться незначительным или отсутствовать. Проведенное  исследование  позволяет  сделать  выводы,  что  при  имплицитном понимании многозначного слова альтернативные значения актуализируются сразу, но в разной степени, что отражается на дальнейшей когнитивной активности. Этот феномен был обозначен нами как эффект асимметрии семантической активации. На неосознаваемом уровне такого рода асимметрия проявляется в разнице величины прайминг-эффектов, на осознаваемом – в легкости вербальных ассоциаций, связанных с соответствующим значением многозначного слова. 

ФИЛОЛОГИЯ

164-172 243
Аннотация

В статье представлены некоторые результаты исследования, основной целью которого является анализ востребованности в применении специальных лингвистических знаний в юридическом дискурсе и определение компетенции эксперта-лингвиста. Проанализированы основы применения лингвистических знаний в аспекте юридического дискурса. Уделено внимание анализу соотношения понятия «юридический дискурс» с понятиями «законодательный дискурс», «правоприменительный дискурс», «судебный дискурс». Обозначена проблема классификации лингвистических экспертиз в юридическом дискурсе, приведено авторское видение родовидового соотношения правотворческих лингвистических экспертиз, правоприменительных лингвистических экспертиз и судебных лингвистических экспертиз. Автор обращает внимание на тот факт, что результат лингвистической экспертизы во многом зависит от уровня подготовленности эксперта-лингвиста, его междисциплинарной и экспертной компетенций. Показано, что комплексная экспертиза может выполняться и практически выполняется одним экспертом, имеющим необходимые знания и умения. Исследование проведено на основе общенаучного диалектического метода. Специальными методами, использованными при проведении научного исследования, являются: системно-структурный, логический, сравнительный, а также методы индукции и анализа. Полученные результаты вносят вклад в комплексное изучение методологических оснований лингвистической экспертизы, проводимой в юридическом дискурсе. 

173-178 181
Аннотация

В данной статье представлены результаты фреймового анализа ситуаций поступков «помощь», «благодеяние», «геройство», «подвиг», «выходка»,  «проделка»,  «фортель»,  «проказа»,  «шалость»,  «выверт»,  «штука», «номер», «художество». В основе исследования лежит гипотеза о том, что представления о поступках опираются на инвариантный фрейм, представляющий собой структуру, состоящую из слотов: мотив / цель, действие, агент, объект, оценка, результат. Целью исследования является показать, каким образом имена данных поступков репрезентируют данную инвариантную логикокогнитивную модель поступка. В ходе исследования функционирования имен поступков и их однокоренных лексем в речи было обнаружено, что компоненты слотов взаимосвязаны между собой и характеризуют различные стороны ситуаций поступков. Сделан вывод о том, что в ситуации разных поступков в фокусе внимания оказываются разные элементы инвариантного фрейма, что указывает на то, что фрейм поступка представляет собой сложную, многоплановую структуру, которая отражает познанную действительность с отношениями между ее элементами. 

179-183 150
Аннотация

В данной статье анализируется группа фразеологизмов, которые имеют референцию к вкусовому модусу перцепции. Основная цель заключается в изучении структурно-семантических особенностей фразеологизмов данной группы, а также рассмотрение когнитивно-стилистических особенностей их репрезентации в англоязычных художественных текстах. В работе приведены определения понятий  « субъект перцепции», «объект перцепции», «перцептивная деятельность»; представлены классификации группы фразеологизмов, имеющих референцию к вкусовому модусу перцепции в соответствии с перцептивными компонентами, а также в зависимости от характеристики субъекта или объекта перцепции, либо самой перцептивной деятельности. Исследуются особенности употребления перцептивных фразеологизмов, имеющих референцию к вкусовому модусу, в текстах художественных произведений, в частности, в романах Уильяма Сомерсета Моэма “Театр” и “Острие бритвы”. 

184-188 226
Аннотация

В   статье   рассматривается   пьеса   современного   драматурга Ю. Клавдиева «Собаки-якудза». Здесь представлен подробный (но не исчерпывающий) анализ культурных кодов произведения. «Языки» анимации, кинематографа, классической и беллетристической литературы, компьютерной игры и восточной философии формируют в произведении, по мнению автора исследования,   специфический   «диалект»,   обращенный  к   читателю-тинэйджеру. В статье подчеркивается, что читающий подросток отличается как от читателяребенка, так и от читателя-взрослого: его рецептивные возможности во многом определяются кризисом переходного возраста. В художественном произведении подросток ищет, с одной стороны, динамики и героики, а с другой – встречи с жестокой, состоящей из бесчисленных конфликтов, социальной реальностью. В первом случае подросток проявляет себя как читатель-ребенок с его интересом к действию и борьбе добра со злом. Во втором, наоборот, как взрослый: умение видеть границу, отделяющую сказку от жизни, свойственно как раз сформированному читателю. 

189-194 170
Аннотация

В статье рассматриваются особенности изображения немецких городов в русских травелогах конца XVIII – начала XIX веков, созданных В. Н. Зиновьевым, Д. И. Фонвизиным, Н. М. Карамзиным и Ф. П. Лубяновским. В этих текстах отражается стремление носителей русской культуры к самоидентификации путем сопоставления с Западной Европой, в частности с Германией. Особое внимание русских авторов привлекают культурные реалии описываемых локусов. Также характерными чертами немецкого городского хронотопа выступают чистота, удобство, пространственная ограниченность и закрытость. Урбанистический локус представляется двумя основными аспектами: как пространство культурных артефактов и антропное пространство горожан. При этом второй аспект  важен  для  сентименталистских  текстов  Н. М. Карамзина  и Ф. П. Лубяновского, но слабо выражен в сочинениях В. Н. Зиновьева и Д. И. Фонвизина. Описания городов в травелогах сентименталистов также являются более пространными, наполняются подробностями, стилистическими фигурами, различными историческими и современными реалиями. 

195-199 219
Аннотация

В статье на материале русских и английских детективных текстов анализируются   особенности   функционирования   прецедентных   феноменов с позиции когнитивного подхода. Источниками прецедентности в детективном дискурсе являются греческая и римская мифология, Библия, тексты в рамках фольклорной традиции, произведения Шекспира и классическая европейская литература. В анализируемых текстах представлены универсальнои национально-прецедентные феномены всех типов – прецедентные тексты, высказывания, имена и ситуации. Прецедентные имена актуализируют прецедентные ситуации или выступают в качестве имен-символов, прецедентные высказывания апеллируют к прецедентным текстам как к эталонам. Анализ материала позволяет сделать вывод о том, что включение в пространство детективных текстов шекспировских, библейских и мифологических тем, сюжетов, образов, обусловлено не только стремлением авторов повысить статус своих произведений, но и универсальностью данных тем, а также наличием в них криминальных мотивов. Исследование источников прецедентности в рамках когнитивного подхода может представлять интерес для изучения трансформаций, происходящих в жанрах, в основе которых лежат системообразующие концепты. 

200-205 228
Аннотация

В статье рассматривается феномен экфрасиса – словесного описания предмета искусства в литературном произведении. Объектом анализа является экфрасис в романе С. Моэма «Луна и грош». Предметному изучению подвергаются специфические признаки экфрасиса, его функции и лингвистические средства выражения. В романе дается описание пяти картин, созданных главным героем-художником. Разные по жанру картины (портрет, пейзаж, настенная живопись, натюрморт, семейно-бытовая сценка) объединены общим подходом к их описанию, характерным для экфрасиса. Описание картин, представленное как в монологической, так и диалогической форме экфрасиса, опирается на инвариантные признаки, соответствующие канонической, архетипической схеме экфрастического описания. Эти признаки переданы с помощью лексики, связанной с выражением сильных эмоций, соотносящейся со зрительным восприятием, с красотой, чудом, тайной, уникальностью, жизненностью, одухотворенностью. Экфрастическое описание картин дается через призму восприятия их разными персонажами – знатоками и профанами. Экфрасис в романе С. Моэма  осуществляет  следующие  функции:  эстетически-оценочную,  дескриптивную, эмоционально-воздействующую, характеризующую, герменевтическую. 

206-210 336
Аннотация

В статье рассматриваются подходы к обучению аудированию, предлагаемые зарубежными исследователями на современном этапе: направленность обучения на когнитивную и социальную составляющие процесса; две основные стратегии восприятия иностранной речи на слух: top-down и bottomup стратегии; метакогнитивный подход к обучению и его преимущества. Следующие инновации могут быть творчески применены преподавателями в учебном процессе: формирование у обучающихся «базы восприятия» и выработка «автоматизма восприятия» иностранной речи на слух; использование приема взаимодействия и активного обсуждения звучащего текста с одногруппниками с целью уточнения его общего смысла и деталей; регулярное проведение анкетирования  с  целью  ознакомления  обучающихся  со  стратегиями  восприятия иностранной речи на слух; обучение студентов созданию собственных стратегий аудирования. Анализ современных подходов к обучению аудированию позволяет утверждать, что метакогнитивный подход, помимо собственно лингвистических, развивает навыки рефлексивного мышления обучающихся, что обеспечивает большую личностную вовлеченность студентов в процесс обучения и позитивно влияет на их мотивацию. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями иностранного языка для создания собственной системы обучения аудированию. 

211-215 168
Аннотация

В  работе  рассматривается  сочетание  немецкого  глагола  lassen с инфинитивом как целостная инфинитивная структура, в которой каждый компонент влияет на создание общеструктурных грамматических значений. Такая исходная установка является основанием для проведения анализа компонентного состава структуры и последующего описания составляющих элементов, определяющих ее тип. Значимыми для формирования значений признаются следующие факторы: лексическая реализация субъекта, наличие, а также лексическая   и   морфологическая   реализация   объекта,   переходность   глагола в инфинитиве.  Учет  указанных  характеристик  структурообразующих  компонентов позволяет установить шесть моделей инфинитивной структуры с lassen и описать их значения, а также механизмы их формирования. Как показал анализ, основные модальные значения (каузативность, пермиссивность и возможность) специфицируются в зависимости от компонентного состава как речевая/неречевая каузация, речевая/неречевая пермиссивность, намеренное/ненамеренное допущение действия, заказ, желание или причина. В ряде моделей модальность сочетается с пассивностью. 

216-222 195
Аннотация

Статья посвящена трактовке феномена смерти в современной американской литературе на материале произведений Ч. Паланика. В статье проанализированы подходы к феномену смерти в разных областях знаний, таких как философия, социология, медицина. Описывается освещение темы «жизнь после смерти» в отечественной и зарубежной художественной литературе. Рассматривается  место  феномена  смерти  в  художественном  мире  Ч. Паланика и его влияние на мироощущение персонажей. Смерть в художественном мире определяет  отношение  персонажей друг  к  другу,  их  присутствие/отсутствие на том или ином уровне художественного мира, процесс перехода из мира живых в мир мёртвых и наоборот. От репрезентации феномена смерти в произведениях Ч. Паланика зависит становление героев в мире живых и мире мёртвых. Граница между миром живых и миром мёртвых практически незаметна, и переход между мирами осуществляется по определённым законам художественного мира, которым следуют персонажи романов. Анализу подвергаются несколько произведений Ч. Паланика, написанных в разные периоды его творчества. В статье исследуются различия и сходства в авторской трактовке смерти и её  значения  в  ранних  («Бойцовский  клуб»,  «Колыбельная»)  и  последних («Проклятые», «Обречённые») романах автора. В ранних романах Ч. Паланика смерть представляет как процесс физиологичный, имеющий анатомические подробности, но в то же время умирание – это исход души из тела. Последние романы автора отличаются тем, что показывают читателю не только жизнь и её окончание, но и продолжение жизни после смерти. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)