Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
№ 1 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-1

ИСТОРИЯ

6-11 374
Аннотация

В статье на основе структурно-функционального, компаративного методов исследования и критического анализа источников по постсоветскому периоду истории Русской православной церкви (далее – РПЦ), в том числе данных справочно-информационных материалов, открытых интернет-ресурсов, анализируются традиции, преемственность и реализация на современном этапе социальной политики РПЦ в Кузбасской митрополии. На примере Кузбасской митрополии определены подразделения РПЦ, отвечающие за социальную работу, основные виды и результаты социальной помощи церкви. Сделан вывод о том, что за 1990-е гг. ХХ в. – начало XXI в. РПЦ, заручившись поддержкой государства, создала концептуально-программную, нормативно-правовую и организационную основы своей социальной политики, привлекая к ее реализации православные общественные организация и объединения. Важное значение имело то, что церковь направила свои усилия на решение социальных проблем, которые не могли эффективно решить государство и общественные организации. Поэтому РПЦ практически не подвергается критики за использование социальной деятельности как механизма достижения своей основной цели – распространения вероучения. Анализ социальной деятельности церкви в Кузбасской митрополии позволил автору сделать прогноз о перспективных направлениях развития социальной работы на территории региона.

12-18 229
Аннотация

Статья представляет собой опыт выделения и реконструкции представлений ученых и путешественников XVIII в. относительно формирования российской границы в Верхнем Обь-Иртышье. Возникновение историко-географических образов рассматривается в качестве прямого следствия отсутствия делимитированной и демаркированной границы между Российской империей и Джунгарским ханством, а затем Цинской империей. Источниковую основу публикации составили труды знаковых для истории региона научных деятелей: Г. Ф. Миллера, Г. В. Геннина, И. П. Фалька, П. С. Палласа. Методоогическим фундаментом работы стал метод «крупного плана». Исследовательские положения подробно анализируются в контексте целевых установок ученых, круга привлеченных ими источников и обстоятельств осуществления экспедиций. Автор выделяет идеологемы с преобладанием архетипичных представлений, особое внимание уделяет концепции «естественной границы» П. С. Палласа и его замечаниям относительно режима функционирования государственных рубежей, приходит к выводу о фрагментарности, эклектичности и внутренней противоречивости историко-географических образов российской 
границы.

19-23 223
Аннотация

В статье рассматривается деятельность милиции Кемеровской области по борьбе с дезертирством с производства и фронта в 1943 – 1945 гг. Особое внимание обращено на причины дезертирства с промышленных предприятий региона в военное время. Отражено взаимодействие советских и партийных органов с милицейскими структурами в решении проблемы дезертирства, по принятию мер, связанных со своевременным выявлением лиц, дезертировавших с предприятий и фронта. Показана общественная опасность явления в части осложнения криминогенной обстановки на территории области. Представлена нормативно-правовая база, в соответствии с которой осуществлялось преследование дезертиров с производства и фронта, отражена суть применявшихся наказаний. Приведены некоторые статистические данные по видам преступлений, совершенных данными категориями лиц. При подготовке настоящего исследования использовались нормативно-правовые акты, документы нескольких фондов Государственного архива Кемеровской области (ГАКО), ряд из которых вводится в научный оборот впервые.

24-28 255
Аннотация

Бийск, являясь вторым по величине городом Алтая, часто привлекал к себе внимание ученых и путешественников. В течение XIX – начала XX вв. ими были созданы яркие, запоминающиеся образы этого города. Чтобы выяснить, насколько образ города соответствовал реальности, мы проанализировали 14 описаний, сделанных 12 авторами в период с 1810 по 1917 гг. Характер этих описаний был разным – от официальных географических справок до эмоционально окрашенных строк из путевых дневников. Применив метод сравнительного анализа, мы пришли к выводу, что образы города адекватно отражали реальность бийской жизни, в которой непроходимая грязь немощеных улиц соседствовали с великолепием каменных храмов и комфортом модных гостиниц. В то же время на складывание образа Бийска иногда влиял и субъективный фактор. Читающий современник мог проследить изменения в жизни этого города: от пограничной крепости к купеческому городку, где у жителей нет даже солнечных часов, а затем – превращение Бийска в «окно в Европу» для Монголии. В целом образ города постепенно менялся от преимущественно негативного к нейтральному и даже позитивному, чему в немалой степени способствовало успешное социально-экономическое и культурное развитие Бийска. Полученный результат позволяет определить, каким образом осуществлялась репрезентация небольшого сибирского города в российском информационном пространстве XIX – начала XX вв.

29-36 200
Аннотация

Историкам Сибири хорошо известны походы томских детей боярских Ф. Пущина и П. Сабанского на реку Бия и Телецкое озеро. Историография этих походов очень мала и ограничивается работами Г. Ф. Миллера, И. Е. Фишера и А. П. Уманского. Не менее скромна и источниковая база, на которую опирались эти исследователи. Вплоть до недавнего времени она ограничивалась четырьмя документами из «Томской архивы», три из которых были опубликованы А. И. Андреевым в приложении к «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера. До настоящего времени интерпретация этих походов И. Фишером и А. П. Уманским сомнений не вызывала. Однако сравнительный анализ документов, которые использовали исследователи для характеристики походов Ф. Пущина и П. Сабанского, показал их противоречивость и неверную датировку, неизвестны были причины этих походов. Обнаруженная нами в фонде Сибирского приказа Российского государственного архива древних актов выписка о походе П. Сабанского на Телецкое озеро снимает эти противоречия, дает возможность установить точное время, причины и последовательность походов.

37-42 295
Аннотация

Статья посвящена истории разработки, принятия и осуществления Доктрины Трумэна и Плана Маршала в контексте советско-турецких отношений. Авторы рассматривают эти две ключевые инициативы во внешней политике США на начальном этапе «холодной войны» с целью анализа влияния геополитического противостояния двух сверхдержав на состояние отношений между Анкарой и Москвой. Программы экономической помощи явились важнейшими рычагами влияния США на выстраивание послевоенной системы международных отношений, оказав решающее влияние на послевоенный внешнеполитический курс Турции, в особенности в отношении СССР, и во многом предопределив её дальнейшую стратегию в период «холодной войны». В данной работе рассматриваются причины сближения позиций США и Турции по вопросам отношений с СССР, анализируется процесс выработки и принятия плана помощи Турции, а также последствий его реализации. Статья раскрывает истоки американо-турецкого взаимодействия, основанного на разделении общей позиции по противодействию Москве, и может быть использована в качестве материала для изучения проблем российско-турецких отношений в историческом контексте.

43-49 190
Аннотация

Статья вносит вклад в изучение разрыва между высшими и низшими сословиями российского общества начала XX в. Предметом изучения в данном случае является отношение крестьян к закону, изучаемое на одном из наиболее ярких примеров старожильческо-переселенческих конфликтов по ходу "столыпинского переселения". Авторы ставили целью установить готовность или неготовность крестьян отстаивать свои интересы с использованием юридических лазеек, позволяющих обходить действующее законодательство. Для этого были использованы материалы дела, отложившегося в фонде Томского губернского управления Государственного архива Томской области. Его документы представляют и точки зрения обеих борющихся сторон (старожилы и переселенцы), и мнение местной власти (крестьянский начальник), и мотивированное решение губернских властей. В сочетании с анализом законодательства и опыта других подобных дел это позволяет за формальным предметом противоборства (арендная плата за право иметь усадьбу в с. НовоШульбинском), увидеть действительную подоплёку (стремление старожилов сохранить свои пахотные наделы). Приводимые авторами факты позволяют сделать вывод о том, что борьба вокруг усадеб была лишь юридически грамотным оформлением борьбы вокруг пахотных земель. Полученный результат позволяет исправить существующую недооценку готовности российских крестьян, выросших после отмены крепостного права, отстаивать свои интересы с использованием действующего законодательства.

50-58 387
Аннотация

В статье на основе анализа нормативных и распорядительных документов, делопроизводственных и справочно-информационных материалов, периодической печати и Интернет-ресурсов, с использованием в качестве основного – метода компаративного анализа, выявлены причины, определены показатели, особенности и результаты процесса изменения численности и характеристик архиерейского корпуса епархий РПЦ на юге Западной Сибири в начале XXI в. Исследуемый процесс был напрямую связан с реформой «дробления» епархий РПЦ в 2011 – 2015 гг., протекал в русле общероссийский тенденций, но имел ряд негативных последствий для епархий региона по причине того, что они в силу «молодости» обладали менее развитой организационно-управленческой структурой и материально-экономической основой по сравнению с епархиями европейской части России. Реформа, имеющая позитивный отложенный эффект для РПЦ, на изучаемом этапе привела к увеличению числа епархий и правящих архиереев с 5 до 18, омоложению архиерейского корпуса с одновременным снижением уровня духовного образования, опыта управления и монашеской жизни. На основании анализа реформы сделан прогноз о влиянии ее результатов на укрепление системы управления и развитие организационной структуры административно-территориальных единиц РПЦ на юге Западной Сибири.

59-63 192
Аннотация

В статье анализируются взаимоотношения советского режима с инженерно-техническими и управленческими кадрами на примере одного из крупнейших предприятий СССР. Рассматриваются основные фазы уголовно-политических преследований специалистов в Кузбассе, начиная с «Шахтинского процесса» 1928 г., а также общие масштабы репрессий руководящего персонала угольной отрасли в период Большого террора. Автор отмечает тесную взаимосвязь советской (большевистской) модели экономического развития с применением массовых карательных мер в отношении специалистов. Подчеркивается тот факт, что, не обладая необходимым опытом и управленческими знаниями, советское руководство систематически прибегало к террору в качестве способа преодоления хозяйственного хаоса и возникающих трудностей. Наряду с этим даются оценки политического поведения некоторых региональных руководителей, связанных с кампанией террора. Приводятся новые архивные данные об их трагической судьбе. Формулируется вывод о необходимости расширять источниковую базу для более глубокого исследования репрессий на предприятиях Кузбасса.

64-68 188
Аннотация

Социальная история Войн Роз до сих пор является актуальной, так как степень их влияния на общество остается предметом дискуссии. Установление персонального состава участников важнейших событий конфликта поможет в решении данной задачи, а метод просопографии предоставляет лучшие возможности для того, чтобы определить вовлеченность в него представителей различных социальных слоев. Объектом изучения является группа из 49 человек, принимавших участие в битве при Нортгемптоне и осаде лондонского Тауэра в 1460 г., как на стороне Ланкастеров, так и на стороне Йорков. Наибольшую часть из них составляли лорды, что связано с характером источников: в хрониках обычно указывались только имена командиров. В то же время особенностью битвы было присутствие в ней большого числа церковных прелатов. Причиной этого была поддержка йоркистов архиепископом Кентерберийским Томасом Буршье и папским легатом Франческо Коппини. В хрониках названы имена лишь 9 рыцарей, участвовавших в битве и осаде, хотя именно представители дворянства составляли средний и низший офицерский состав. Исследование показало, что родственные и личные связи играли определяющую роль в выборе стороны конфликта. Большинство участников событий, их братья и дети, как правило, сохраняли верность одной династии, что не позволяет оценивать эпоху Войн Роз как время ломки традиционной системы отношений.

69-73 187
Аннотация

В статье охарактеризован процесс создания имперскими властями медицинской инфраструктуры и системы оказания первой медицинской помощи пришлому и коренному населению в Ташкенте и Ташкентском уезде во второй половине XIX – начале XX вв. Цель статьи – путем изучения биографического, источникового материала выявить состояние медицины, виды и объемы медицинской помощи, оказываемые коренному населению региона во второй половине XIX – начале XX вв. в Туркестане. Показано, что первоначально медицинскую помощь пришлому населению, а затем и коренным жителям региона, оказывали военные врачи, обосновавшиеся, главным образом, в Ташкенте и крупных городах Туркестана. И. П. Шевердин – один из первых военных врачей, основавших сельскую амбулаторию в глубинке Ташкентского уезда – кишлаке Тилляу в 1899 – 1903 гг., чьи подвижничество и самоотверженность до сих пор помнят жители кишлака. В выводе подчеркивается: медицинское обслуживание населения в Ташкенте и Ташкентском уезде в дореволюционный период развивалось медленно, что соответствовало первому этапу приобщения коренного населения региона к современным достижениям медицины.

74-79 188
Аннотация

В статье рассматривается значимость текстильного убранства как одного из компонентов в системе выстраивания власти в России. Для изучения выбраны вещи, связанные с участием лошади – одного из наиболее мифологизированных животных в русской культуре, активно формирующих сакральное пространство. В этом контексте рассматривается текстильное конское убранство в целом, с акцентированием на наиболее ритуально значимых вещах царского круга, наполненных аллегорической символикой. Это подлинные памятники прикладного искусства из собраний отечественных музеев, которые интерпретируются посредством описей имущества и исторического нарратива. Отдельное внимание уделяется убранству, принадлежащему личным лошадям русских правителей от Ивана Грозного до Павла I. Подробно исследуются все текстильные составляющие парадного убранства царской лошади, затрагивается гербовое и печальное убранство. Подводятся итоги работы, согласно которым текстильное конское убранство, при всем его разнообразии в разные исторические периоды прежде всего служило формированию образа могущественного властителя.

80-84 211
Аннотация

Статья посвящена исследованию устройства и назначения верхней камеры в Ломаной пирамиде Снефру. Доказывается, что камера являлась ложной усыпальницей фараона, служила приманкой для воров и предназначалась для убийства их углекислым газом в замкнутом пространстве. Неоднократная «реконструкция» камеры проводилась для сокращения объёма воздуха, пригодного для дыхания. Порткулиса при срабатывании обеспечивала герметичность камеры. Обоснована её конструкция и способ достижения герметичности затвора. Установлена связь между способами сопряжения Порткулис в пирамидах Снефру и современным лабиринтным уплотнением. Предложена новая версия назначения и мотив постройки соединительного туннеля между верхним и нижним ярусами помещений. Доказано, что верхний ярус: камера, колодцы, Порткулисы – в совокупности представляет собой хитроумную западню. В статье сделан вывод, что открыт новый вид ловушки на человека, изобретённый в Египте и успешно реализованный в Ломаной пирамиде Снефру.

ПСИХОЛОГИЯ

85-89 224
Аннотация

В данной статье отражены проблемы модернизации российского образовательного пространства, предложены варианты решения данных проблем. Выделены направления изучения воспитальной системы в образовании. В статье представлен анализ существующих методологических подходов к определению понятия «универсальные компетенции». Раскрыты понятия «компетенция» и «универсальная компетенция» в системе современного образования. Описаны педагогические условия, позволяющие освоить комплекс универсальных компетенций в образовательном пространстве. Представлены технологии формирования универсальных компетенций посредством воспитательной деятельности. Проанализирован опыт реализации воспитательной деятельности высших учебных заведений на основе компетентностного подхода. Обобщены теоретические и эмпирические аспекты деятельности вузов по выделению системы универсальных компетенций. Обозначен комплекс базовых универсальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной и личной реализации специалиста гуманитарного профиля, в том числе выпускника факультета психологии. Выделены основные составляющие системы универсальных компетенций, к которым относятся высокие личностные характеристики и способности реализовывать приобретенные навыки, знания и опыт. Предложен ряд видов воспительной деятельности, в рамках которых могут быть сформированы универсальные компетенции. Обнаружено, что в рамках воспитательной работы в вузе необходимо формировать универсальные компетенции студента не только посредством учебной деятельности, но и с помощью системы различных мероприятий в течение всего периода обучения.

90-93 233
Аннотация

Статья посвящена анализу феномена обыденного сознания как категории, которая имеет во многом противоречивую и парадоксальную природу, чем вызывает интерес. Описаны основные подходы изучения обыденного сознания и взгляды на его природу в философских и в психологических концепциях. Проанализировано соотношение обыденного сознания со смежными понятиями «массовое сознание», «обыденная психология» «групповое сознание», «общественное сознание». Описана взаимосвязь обыденного сознания с культурой и его место в жизни личности как культурного компонента, неотъемлемой характеристики любого исторического типа сознания. Делается вывод, что обыденное сознание выступает промежуточным звеном между субъектом и средой, в которой он находится, а также между личностью и обществом. Помимо этого, обыденное сознание выполняет не только отражательную функцию, но также выступает регулятором социального и, в частности, группового поведения.

94-98 255
Аннотация

В статье рассматривается проблема исследования образа тела женщины в разные возрастные периоды, дается характеристика уровневых и структурных различий между группами женщин, находящихся на этапе ранней и средней взрослости. Теоретически доказано, что образ тела в большей степени определяется убеждениями, представлениями о себе и своем Я, чем реальной физической данностью. Выявлена возрастная изменчивость образа тела женщин в периоды ранней и средней взрослости. Определено, что у женщин в период ранней взрослости оценки своего тела в большей степени связаны с внешними оценками.

99-106 177
Аннотация

В статье представлены результаты изменения показателей физического и психофизиологического развития у детей в период с 7 до 12 лет с учетом пола. Установлено значительное увеличение длиннотных, обхватных размеров и массы тела у обследуемых детей в период второго детства и в раннем подростковом возрасте, а увеличение толщины кожно-жировых складок выявлено только в период второго детства. Наибольшее развитие свойств нервных процессов и психических функций отмечено в период второго детства, а с началом полового созревания наблюдается снижение темпов психофизиологического развития.

107-111 171
Аннотация

Статья посвящена исследованию представлений подростков из детского дома о семье, роли и функциях супругов и родителей в семье. Выявлено, что представления воспитанников детского дома о роли супругов и родителей противоречивы, искажены, недостаточно дифференцированы, не оптимистичны. Подростки не видят необходимости у детей обсуждать свои проблемы с родителями, но считают, что главной функцией родителей является воспитание детей. По их мнению, именно дети объединяют и укрепляют семью, но большинство подростков хотели бы иметь одного ребенка, либо вообще не планируют иметь детей. В представлениях подростков супруг в отношениях не доминирует, стремится к компромиссу, но при этом воспитанники детского дома не ожидают от супруга полной отдачи, тепла, доброты и поддержки.

112-123 227
Аннотация

Проведено исследование психофизиологических, социально-психологических особенностей, стратегий совладающего поведения обучающихся основной школы с целью изучения психосоциальной и физиологической адаптации, уровня стрессоустойчивости, мотивационно-поведенческих характеристик учащихся основной школы. Было исследовано 90 учащихся 5-х и 8-х классов. Анализировался комплекс нейродинамических и психодинамических показателей, социально-психологической адаптации/дезадаптации, функциональное состояние вегетативной регуляции, особенности сердечного ритма. Показано, что значительная роль в формировании адаптивных возможностей обучающихся определяется сочетанием возрастных и гендерных особенностей развития личностных, нейродинамических и психовегетативных параметров. Установлено, что структура функциональной системы, отражающая соотношение психофизиологических и социально-психологических характеристик, указывает на необходимость более углубленной идентификации показателей индивидуальной вегетативной реактивности и психовегетативного обеспечения приспособительных реакций учащихся подросткового и юношеского в условиях обучения.

124-129 216
Аннотация

Статья посвящена проблеме толерантности в аспекте ее содержательных особенностей у российских студентов. В студенческий период происходит дальнейшее развитие личности в направлении расширения представлений о социальной компетентности, развития культуры социального взаимодействия, уважительного отношения к различным социальным группам. Характер эмпирически выявленного межгруппового сходства обусловлен возрастной спецификой студенчества как молодежной группы, решающей задачи возраста, связанные с межличностным и межпоколенческим общением, аполитичностью, отсутствием интереса к этнокультурной области социальной реальности. Характер выявленных различий свидетельствует о региональных социально-экономических и культурных особенностях, влияющих на формирование области интересов и предпочтений. Показано, что толерантность как уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности у студентов полностью сформирована на уровне видов толерантности. Выявлено, что в структуре толерантности у студентов наиболее представлены этико-нормативный, когнитивный, аффективный компоненты, наименее – конативный, потребностно-мотивационный, деятельностно-стилевой, идентификационно-групповой. Выявлено, что содержание толерантности характеризуется региональной спецификой, которая играет роль средового фактора.

130-136 288
Аннотация

Анализ готовности детей к обучению в школе свидетельствует о наличии проблем в организации предшкольной подготовки. Несмотря на многочисленные исследования, эффективность различных форм подготовки дошкольников не выявлена. На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ предшкольной подготовки коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремьянина) была разработана концепция предшкольной подготовки, на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на предшкольную подготовку детей с 5,5 – 6 лет. Исходя из задачи выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв населения, возникает проблема выявления эффективности учебно-методического комплекта «Мой мир». С целью разрешения данной проблемы, в 2011 – 2016 гг. было проведено экспериментальное исследование на базе групп предшкольной подготовки школ и ДОУ г. Барнаул и г. Новосибирск. В исследовании использованы теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (тестирование, беседа-опрос, изучение продуктов деятельности). Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что уровень психологической готовности детей к обучению в школе повысился. Это подтверждает эффективность использования программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности старших дошкольников.

137-142 216
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития ценностного отношения к себе и сверстникам у воспитанников детского дома младшего школьного возраста и учащихся массовой школы этого возраста. Изучаются возможности развития ценностного отношения к себе и сверстникам воспитанников детского дома в специально-организованных условиях. В статье приводятся краткие результаты экспериментального исследования динамики ценностного отношения к себе и сверстникам в ходе реализации коррекционно-развивающей программы «Жить в мире с собой и друзьями». Ценностное отношение к себе и сверстникам измерялось с помощью теста Рене Жиля и методики «Неоконченные предложения», где применялась модифицированная обработка результатов. В статье делаются выводы о низком уровне развития ценностного отношения к сверстникам у воспитанников детского дома, а также об эффективности внедрения коррекционно-развивающей программы в условия детского дома с точки зрения развития ценностно-смысловой сферы личности его воспитанников. Результаты экспериментального исследования могут быть полезны педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям начальных классов.

ФИЛОЛОГИЯ

143-147 199
Аннотация

Статья обращена к поэтике костюма в прозе А. П. Чехова. Мало изученная в данном аспекте проза дает обширный материал для исследования, чем и обусловлена актуальность статьи. Автор показывает, как в сюжетах анекдотического плана костюм одномерен и репрезентируется как характерологическая («Раз в год»), «метафизическая» («Начальник станции»), психологически нагруженная деталь («Муж»). Динамика костюма обозначается в изменении его семантики и функций. Романтическая шаль в рассказе «Скверная история (нечто романообразное)» заключает в себе свернутый анекдотический сюжет о пагубности «книжных» представлений о жизни. Интертекстуальная деталь не позволяет превратить сюжет в пародию («Зеленая коса»). Метаморфозы переодевающихся персонажей переворачивают архетипический сюжет («Живой товар»). В более поздней прозе наблюдается усложнение функций костюма: в повести «Моя жизнь» костюм, существуя в сложном сплетении визуального, акустического, тактильного, ольфакторного, прочерчивает сюжет в игре текста с подтекстом.

148-153 186
Аннотация

Предметом рассмотрения в статье является специфика метаязыковой рефлексии в детской речи. Анализу подвергается лингвокреативная природа детских вопросов, транслирующих особенности образа мира ребенка и характер обработки языковой информации в свете сформированных когниций. Метаязыковая рефлексия характеризуется как одна из естественно складывающихся стратегий усвоения языка в онтогенезе, проявляющая аналитический инстинкт и познавательную активность ребенка. Цель исследования – выявление уникальности детских инноваций, связанных с рефлексией над их формой и содержанием, в плане ассоциативной и функциональной наполняемости. В качестве основного метода использовался дискурсивный анализ метаязыковых высказываний, зафиксированных в спонтанной речи детей в форме вопроса. Особо акцентируется взаимозависимость компенсаторной и преднамеренной креативности ребенка, проявляющей его способность к осознанному нарушению языкового канона. Метаязыковая составляющая детского вопроса дает возможность оценить креативность речевого действия ребенка в терминах беглости, гибкости, оригинальности. Разграничиваются детские вопросы, касающиеся логики вещей и логики языковых номинаций, устанавливается их корреляция. Проделанный анализ позволяет выделить следующие функции метаязыковой рефлексии в формировании языковой личности: 1) развитие лингвокреативных способностей в области «прочтения» мотивационной формы слова и применения выведенных алгоритмов в словотворческой деятельности; 2) выражение ребенком собственной уникальности в восприятии аспектов окружающего мира и перерабатываемой языковой информации; 3) моделирующая функция в формировании динамических подсистем детской речи, позволяющих ребенку реализовать свои коммуникативные и номинативные потребности.

154-158 177
Аннотация

В данной статье на материале «Неймингового словаря русского языка» демонстрируются результаты исследования по сопоставлению пары лексических единиц, признанной в традиционном языкознании классическим примером абсолютных синонимов, – это слова "бегемот" и "гиппопотам". Сопоставление ассоциативных полей названных лексем, частью которых являются их нейминговые гнезда, позволяет считать их абсолютными синонимами лишь условно. Если ассоциативное поле со словом-стимулом бегемот содержит многочисленные реакции-характеризации, отсылки к прецедентным текстам, то в ассоциативном поле слова-стимула гиппопотам основную часть реакций составляют ассоциации, связанные с крупным размером животного. Сопоставление нейминговых гнезд анализируемых слов-синонимов также позволяет выявить имеющиеся между ними различия. По мнению носителей русского языка, слова бегемот и гиппопотам обладают большим нейминговым потенциалом, однако именно у слова бегемот нейминговый потенциал получил свою реализацию. Слово гиппопотам, использующееся в качестве наименования каких-либо организаций, зафиксировано в крайне редких случаях. Как показывают результаты экспериментов, помимо общего неймингового потенциала (оба слова могут быть использованы для наименования продуктовых, продовольственных, обувных магазинов, зоомагазинов, магазинов для детей), лексические единицы бегемот и гиппопотам имеют различия в составе нейминговых гнезд. По мнению носителей русского языка, слово бегемот в большой степени подходит для наименования продуктовых магазинов, в то время как слово гиппопотам прежде всего можно использовать в качестве названия магазинов одежды крупных размеров. Таким образом, с позиции рядовых носителей русского языка лексические единицы "бегемот" и "гиппопотам" абсолютными синонимами не являются.

159-163 204
Аннотация

В статье обосновывается концепция, проект, новизна создания ономасиологического неймингового словаря нового типа. На основе словарных статей неймингового словаря выполнен ряд психолингвистических исследований, результаты которых отражают лингвомаркетинговый потенциал слов-бионимов и их реальное функционирование в качестве фирменных наименований, особенности языкового сознания носителей русского языка, соотношение лексикографического значения слова и «психологически реального», особенности вариативности языкового знака. Нейминговый словарь русского языка отражает знание о словах в принципиально новом ракурсе: не с точки зрения предписательной нормативной функции (в данном словаре она сведена до минимума), а в аспекте представлений носителя языка о семантике слова и ее соотнесением с окружающей действительностью. Кроме того, словарь не только расширяет состав имеющихся на сегодняшний день работ лингвистов в области лингвомаркетологии, но и как словарь, подготовленный на основе лингвистического эксперимента, позволяет изучить обыденное языковое сознание носителей русского языка.

164-168 179
Аннотация

В романе «Вор, шпион и убийца» (2014) современного русского писателя Юрия Буйды христианский дискурс обнаруживает себя на различных уровнях организации текста: жанровом (автобиография / исповедь), образном (маргиналы, безумцы / нищие духом), мотивном (несовершенство человеческой природы / грех), сюжетном (трудный путь сына к отцу / притча о блудном сыне) и др. С одной стороны, христианские аллюзии являются в романе проявлением интертекстуальной поэтики, создающей культурный контекст для восприятия постмодернистского текста. С другой стороны, христианский «код» оказывается наиболее релевантным для раскрытия философско-психологического содержания произведения, поскольку в христианских категориях выражается авторское отношение к ведущим культурным смыслам эпохи, к современному человеку и к себе самому.

169-177 209
Аннотация

В данной статье анализируются особенности функционирования имени собственного Ludwig van Beethoven, а также репрезентируется сознательное использование данного имени собственного в процессе вербализации феномена Music («Музыка») (на материале романа Э. Берджесса «Заводной апельсин»). На основе поэтапного исследования выделяются три модели имени собственного Ludwig van Beethoven в рамках антропонимического поля художественного дискурса Э. Берджесса: МОДЕЛЬ I [Личное имя]; МОДЕЛЬ II [Фамилия]; МОДЕЛЬ III [Фамилия + Произведение]. Доминантным является употребление модели имени собственного [Личное имя] – Ludwig van, что отражает субъектно-личностное отношение героя романа к композитору. Определены функциональные значения имени собственного, выделены 4 лексических портрета Бетховена: физиологический, психологический, эмоциональный и интеллектуальный. Мелиоративно- и пейоративно-коннотатированные признаки, относящиеся к характеристике Бетховена в исследуемом романе, выражаются посредством оценочной лексики и антиномий. Преобладает мелиоративно-окрашенная характеристика композитора, что связано с величием его фигуры, а также мотивировано симпатией главного героя романа к Бетховену. К мелиоративным признакам относятся его просветительские, благородные черты. Пейоративные признаки личности композитора отражаются в эмоциональном и интеллектуальном портретах музыканта, где он представляется человеком хмурым, злым, безумным. В романе Энтони Берджесса «Заводной апельсин» репрезентируются как универсальные, так и специфические черты Людвига ван Бетховена. Универсальными чертами выступают физические характеристики музыканта (глухота, длинные развевающиеся волосы и др.), а также признание гениальности композитора и его творений. Особенности характера Людвига ван Бетховена принадлежат как к сфере универсальных, так и специфических черт. Общеизвестным представляется факт отстраненного, уединенного образа жизни музыканта, его суровый, мрачный характер, являющиеся последствиями болезни. К специфическим чертам, которыми наделяет Бетховена автор романа Э. Берджесс, относятся раздраженность, злоба, скрытая угроза, пронизывающий взгляд.

178-183 334
Аннотация

Статья посвящена изучению специфики синхронного перевода как вершины переводческого мастерства, обусловливающей высокие требования к уровню сформированности переводческой компетенции. Предметом исследования выступает изучение современных подходов к классификации ошибок, возникающих в деятельности синхрониста. Целью исследования статьи является изучение причин, механизмов, которые приводят к возникновению ошибок в процессе реализации практической переводческой деятельности синхрониста; анализе современных подходов к классификации возможных переводческих ошибок. В процессе реализации исследования свою имплементацию нашли методы анализа, систематизации и обобщения, а также лингвистические методы лексико-семантического, грамматического, дискурсивного и контекстуального анализа. На основании проведенного исследования было выявлено, что в наиболее общем виде ошибки могут быть классифицированы на смысловые и языковые, в свою очередь, в рамках каждой из представленных категорий выделяют подтипы. Смысловые ошибки представляют собой искажения прагматики оригинала, отклонения от нормы, оказывающие дезинформирующее воздействие на реципиента. Языковые ошибки практически не влияют на концептуальное содержание оригинала, влияя преимущественно на его восприятие аудиторией принимающей культурной модели. Приводятся примеры из практики синхронного перевода, позволяющие продемонстрировать функционирование ошибок различных типов в рамках современного синхронного перевода. Результаты исследования, выявление механизмов, возможных причин, возникающих при реализации переводческой деятельности, могут успешно использоваться в процессе оптимизации практической переводческой деятельности синхронистов, в процессе подготовки устных переводчиков, в качестве материалов при разработке теоретико-методологической литературы в переводоведении. Автор приходит к выводу, что синхронный перевод выступает одним из наиболее сложных видов переводческой деятельности, сложный, поэтапный психологический процесс, протекающий в экстремальных условиях, что приводит к возникновению ошибок в речи синхрониста. Полностью избежать ошибочной интерпретации и реконструкции оригинального дискурса инструментами другого языка представляется невозможным, однако, понимание механизмов возникновения отклонений от нормы, использование адекватных переводческих стратегий позволит избежать смысловых ошибок, способных исказить прагматику оригинала.

184-190 175
Аннотация

В статье рассматриваются результаты психолингвистического эксперимента, подтверждающих господство стратегии самоподобия в процессе спонтанного порождения текстов-реакций на один стимул «жизнь человека». Материалы экспериментов обрабатывались единообразно, с помощью специальной компьютерной программы, фиксирующей параметры текстов-реакций: размер текста в словах (от пробела до пробела) и в предложениях, а также формулу текста, отражающую финитное интегральное состояние целого. Установлено, что масштабное самоподобие как принцип структурирования речемыслительной деятельности испытуемых проявляется и в построении текстов-реакций. Форма текста холистично отражает скрытые законы спонтанной самоорганизации текстовой материи, синхронизированные с речемыслительными процессами индивида, действующего в условиях дефицита времени, обнажает латентные процессы деятельности по формированию текста. Вероятность реализации 7 общих доминирующих моделей формы текста в свободном эксперименте составляет 824 текста на 1 тысячу, в направленном – 705 текстов. Форматы текста отражают характер дискретности представления внутритекстовой информации. Средний размер текста в свободном эксперименте составляет 27,82 слова, а в предложениях – 2,64; в направленном эксперименте: 12,34 слова и 6,79 предложения соответственно. Тексты-реакции, располагающиеся на одной странице, порождаются испытуемыми по некоторому избранному ими шаблону и слабо различаются по характеру графического, стилистического, пунктуационного оформления. Формы текстов, порождаемых в условиях эксперимента, преимущественно концестремительные, с аттракторами, расположенными ближе к концу, где и размещается доминантный смысл текста.

191-196 234
Аннотация

Предмет анализа в данной статье – коллективные дискурсивные личности участников виртуальных фан-объединений различной музыкальной тематики – поп и метал. Дискурсивная языковая личность реализует коммуникативные интенции в структуре дискурса, характеризующегося особой организацией: дискурса Интернет-объединения музыкальных фанатов, сочетающего в себе признаки дискурса субкультурной организации (причина возникновения) и виртуального дискурса (среда функционирования). На основе применения метода контент-анализа выявляются типовые и вариативные психологические, когнитивные характеристики участников фан-сообществ, реализуемые в рассматриваемых дискурсивных практиках: перцептивные каналы восприятия информации (визуальный vs. аудиальный), преобладающий тип мышления, особенности эмоциональности. Ведущим каналом восприятия, репрезентированным в темах обсуждений коммуникантов фан-сообщества поп-музыканта, является визуальный, в текстах поклонников группы метал – аудиальный, что дискурсивно проявляется в тематическом преобладании соответствующих семантических групп лексики разной частеречной принадлежности. В текстах обеих групп наблюдается преобладание текстовых манифестаций конкретного типа мышления, что проявляется в особенностях тематики и грамматических характеристиках. Общение представителей обеих групп музыкальных фанатов характеризует повышенный уровень эмоциональности, что напрямую связано с характером состояния музыкального фанатизма, в основе которого лежит сверхположительное чувственное отношение к объекту аддикции. Выявляется система языковых средств формирования общего эмоционального фонакоммуникации.

197-201 164
Аннотация

Статья посвящена поиску теоретических обоснований, ведущих к распознанию и объективации перемен в интерпретации универсальных нарративных схем в кросс-культурном пространстве современности. Используя самую известную таджикско-персидскую литературную обработку коранического сюжета о Юсуфе и жене Путифора (1), а также ряд нефольклорных обращений к западноевропейскому сказочному сюжету о Золушке (2), авторы приходят к гипотезе о постепенном сближении и определенной взаимной трансформации существующих «интерпретационных доминант» этих сюжетов, обусловленных продолжающимся культурным и социальным взаимодействием Запада и Востока в современном мире. Используемая авторами структуралистская методология морфологического прочтения сюжета позволяет засвидетельствовать близость ряда инвариантных элементов глубинных структур (1) неизбежности перемены ценностных приоритетов человека по мере нравственного взросления (история Юсуфа и Зулейхи) и (2) неизбежности материально-статусной реабилитации в социуме тех, кто был несправедливо унижен («формула Золушки», или глубинная структура “rags to riches”). Постструктуралистская установка о культуросозидающей функции нарративых практик также используется авторами статьи в качестве вспомогательного довода в пользу гипотезы о сближении и взаимной трансформации «интерпретационных доминант» традиционных сюжетов в культуре XXI в.

202-207 207
Аннотация

В настоящее время можно говорить о ряде основополагающих принципов описания семантики языковых единиц в ходе экспертного исследования спорного текста, которые должны лежать в основе любого экспертного лингвистического исследования. Важнейшими из них, непосредственно влияющими на результаты экспертной оценки семантики слова в спорном текста, являются следующие: 1. Учет многозначности слов и выражений. 2. Учет контекста употребления спорного слова или выражения. 3. Учет ситуации употребления спорного слова или выражения. 4. Учет реального языкового сознания рядового носителя языка. В статье приводится обоснование каждого из этих принципов и приводятся примеры реализации каждого из принципов в практическом анализе текста.

208-216 184
Аннотация

В статье описывается концептуальный состав корпуса советских поэтических произведений, посвященных Великой Отечественной войне, выявленный при помощи автоматического семантического анализа, кластерного анализа и контекстуальной интерпретации семантических нуклеусов. Выделяется лексика центра семантической структуры корпуса текстов (семантический вес ≥20), ближней периферии (19-6) и дальней периферии (5-2). Контекстуальный анализ этой лексики в совокупности с кластерным анализом позволяет выявить ядерные, вспомогательные и периферийные концепты. Также определяется соотношение абстрактно-обобщенных понятий и конкретных понятий, единиц базового уровня; первые несколько преобладают над вторыми. Абстрактные понятия включают в себя интеллективные (война, ждать, вернуться, смерть, память, надежда, слава, великий, грозный, Родина, победа, ожить, душа и др.) и эмотивные (горе, грусть, вина, любовь, страх, усталость, мужество, долг, сила, боль, совесть и др.). Конкретные понятия обеспечивают детальное профилирование фона, на котором изображаются те или иные фигуры, здесь выделяются как реалии фронта (солдат, окоп, след, сырой, тащить, шаг, атака, бежать, гул и др.), так и реалии тыла (двор, детство, сад, деревня, хата и др.), причем реалии военной и гражданской жизни тесно переплетаются. Исходя из концепции Р. Лангакера, на основании повышенного внимания к фону в изображении делается вывод об объективной репрезентации поэтами окружающей действительности.

217-221 189
Аннотация

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы в области изучения междометий, – проблема их классификации и описания значения. На основе анализа традиционных классификационных критериев: прототипического, морфосинтаксического, лексико-семантического и деривационного – демонстрируется их избирательная релевантность для отдельных групп междометий. Общепринятое определение значения междометий как «эмоционального или ментального состояния» характеризуется как слишком узкое, не включающее группу побудительных и этикетных междометий. В качестве ведущего критерия, свойственного всем группам интеръективов, предлагается рассматривать референционный критерий «отношения». Выражение «отношения» может быть признано основной конституирующей особенностью, отграничивающей междометия от всех остальных частей речи с денотативной или дескриптивной референцией. На терминологическом уровне подобное различение может быть отражено с помощью термина «прагмемы» для интеръективных единиц, и термина «семантемы» – для единиц с денотативным содержанием.

222-231 198
Аннотация

Предметом данной работы является синтаксический и семантический характер отношений сербских союзов да и што, болгарских да и че, и их специфичность / неспецифичность в выражении фактивности и пропозициональности. Рассматриваются особенности функционирования данных союзов в контексте и их связь с субъюктивной семантикой, отношение к реальному миру или множеству возможных миров. Пропозиционально-фактивный анализ показал, что в болгарском языке да-дополнение характеризуются только сильной субъюктивностью, в то время как в сербском языке с помощью дадополнений выражается и сильная, и слабая субъюктивность. Союз да в сербском языке по сравнению с болгарским используется более широко, при этом в обоих языках он маркирует субъюнктивный контекст. Болгарское да сильнее сербского, а сербское што сильнее болгарского че. Соответственно, сербское да и болгарское че являются неспецифичными союзами: они могут быть и пропозициональными, и фактивными. Специфичными являются болгарское да (пропозициональное) и сербское што (в основном фактивное).



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)