Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
№ 3 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-3

История и археология

6-13 430
Аннотация

В статье представлен материал, показывающий изменение административно-территориальных границ образовательного пространства Западной Сибири до учреждения самостоятельного Западно-Сибирского учебного округа. Выделены и проанализированы этапы изменения системы управления учебными заведениями Западной Сибири во взаимосвязи с административно-территориальными преобразованиями на территории региона. Отмечены причины невозможности изначального создания на территории Западной Сибири учебного округа. Выявлена специфика управления учебными заведениями во время подчинения Казанскому учебному округу, гражданским губернаторам и Западно-Сибирскому генерал- губернатору. Показаны особенности управления учебными заведениями Западной Сибири на фоне административно-территориальных преобразований на территории Азиатской части Российской империи.

14-21 362
Аннотация

В данной статье впервые представлен анализ результатов изучения проблемы «Идеологические кампании в Западной Сибири 1945 – 1953 гг.» в современной отечественной историографии. Авторами выявлен комплекс трудов по теме, созданных в начале 1990-х – 2015 гг. Определены основные направления изучения темы, что позволило сформировать проблемно-тематические блоки и выделить перспективные направления исследования. Основной блок исследований составили работы, отражающие содержание идеологических кампаний, направленных на воздействие на советскую интеллигенцию. Началось осмысление идеологических кампаний, способствовавших формированию образа И. В. Сталина в массовом сознании. Последовало обращение к отдельным аспектам идеологических кампаний, связанных с репрессиями. Авторы, констатировав отсутствие труда комплексного характера, пришли к выводу о недостаточной изученности проблемы идеологических кампаний в Западной Сибири периода «позднего сталинизма». В первую очередь реконструированы события идеологических кампаний в Кемеровской области. Одним из перспективных направлений исследования представляется создание обобщающих работ, освещающих события идеологических кампаний в различных регионах Западной Сибири в 1945 – 1953 гг.

22-26 281
Аннотация

В статье даётся анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности Кемеровского благочиния Новосибирской и Барнаульской епархии РПЦ в условиях противоречивой политики правительства, когда Русская Православная Церковь хоть и получила легальный статус в СССР, но продолжала подвергаться ограничениям и гонениям. На основе архивных документов, прежде всего бухгалтерских учетов и отчетов благочиния, рассматриваются основные источники поступлений и расходов денежных средств православных общин Кемеровской области. При применении системного и комплексного подхода в исследовании факторов оказавших существенное влияние на деятельность РПЦ, авторами был сделан вывод о достаточной стабильности финансового положения православных приходов Кемеровской области в 1945 – 1965 гг. На протяжении двух десятилетий православные приходы, в условиях антирелигиозной пропаганды, находились на самофинансировании, продолжали обладать существенным материальным имуществом, осуществляли отчисления религиозным центрам и отчисления в общественные фонды.

27-31 285
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы культурной и языковой адаптации русских переселенцев в зарубежье. Эта статья отражает определённый этап большого исследовательского проекта, находящегося в сфере интересов научной школы «Социально-когнитивное функционирование русского языка», руководителем которой является Н. Д. Голев. В статье верифицируются авторские наблюдения о культурной и языковой адаптации русских переселенцев в зарубежье в разные исторические периоды. В основу положены факты, собранные автором в странах русского «рассеяния», а также материалы из архивов, в том числе домашних, и библиотек России, Словакии и Чешской Республики.

32-37 231
Аннотация

«Дневник» советского дипломата И. М. Майского, проработавшего более десяти лет в Лондоне в качестве сначала посланника, а затем посла СССР в Великобритании, является одним из ценных источников по межвоенному периоду и периоду Второй мировой войны. В «Дневнике» нашли отражение беседы Майского с ведущими британскими политиками и общественными деятелями и его собственные размышления по широкому кругу вопросов, среди которых имперская проблематика занимала одно из ведущих мест. Автор статьи на основе «Дневника дипломата» анализирует взгляды тори на перспективы Британской империи в послевоенный период и раскрывает планы по реконструкции империи при сохранении господствующих позиции Британии в формате новых отношений с доминионами и колониями в рамках Содружества. Показано, что внутри британского руководства отсутствовало единство мнений о будущем империи и, как свидетельствуют материалы «Дневника», задачи эволюции империи имели тесную взаимосвязь с другими направлениями внешне- и внутриполитического курса.

Психология

38-44 296
Аннотация

Предметом настоящего исследования было изучение психологического здоровья спортсменов-профессионалов, которые занимаются экстремальными видами спорта. Цель исследования: установить влияние занятий экстремальными видами спорта на психологическое здоровье спортсменов-профессионалов. В исследовании приняли участие 168 спортсменов-профессионалов, которые занимаются автогонками, дзюдо, каратэ, альпинизмом, рукопашным боем и боксом. Из них было сформировано 2 группы: основная (n = 80), куда входили профессионалы, и группа сравнения (n = 87), состоящая из спортсменов, которые имели 2 и 3 спортивные разряды. Диагностика психологического здоровья и изменений в психике спортсменов осуществлялась за 2 – 3 дня до соревнований. Количественные данные обрабатывались методами математической статистики. В основной группе, в отличие от группы сравнения, выявлены увеличения степени проявления качеств личности трактуемые как негативные. К этим качествам относятся: тревожность, фрустрация, депрессия, ригидность. Установлено, что интенсивные и длительные физические и нервно-психические напряжения вызывают у спортсменов-профессионалов появление и усиление соматических симптомов (ощущение боли в суставах, желудке, сердце и других органах). Экстремальные условия их спортивной деятельности ведут к психическому истощению, повышению чувствительности к кризису, росту профессионального стресса и снижению качества жизни. Диагностировано обострение соматических симптомов, увеличение субъективного уровня заболеваемости, повышение степени проявления социальных дисфункций и ухудшение социального и психологического здоровья спортсменов-профессионалов. Первичными факторами, негативно влияющими на психику спортсменов постулируется профессионализация и коммерционализация спорта, которые влекут за собой рост экстремальности нагрузок, чрезмерные физические и психические напряжения и значительное ухудшение их социального и психологического здоровья.

45-50 257
Аннотация

В статье представлены результаты диахронического (трендового) исследования обыденного представления о стабильности студентов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в 2002 и 2015 гг. Проведено комплексное сравнительно-сопоставительное исследование на материале результатов двух экспериментов: ассоциативного и эксперимента по методу семантического дифференциала. Подтверждено предположение, сделанное ранее, об относительности обыденного представления о стабильности, о разрыве между реальностью (устойчивость – неустойчивость общества и мира в целом) и репрезентацией, о мифологизации и идеологизации сознания стабильности.

51-55 1341
Аннотация

В статье анализируется современное состояние проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста в рамках отечественных исследований. Эмоциональные новообразования рассматриваются в качестве значимого регулятора большинства важных жизненных функций и как фактор формирования сложной системы эмоционального мироощущения ребёнка-дошкольника. На основе теоретических обобщений различных исследовательских позиций выделены три взаимосвязанных направления эмоционального развития в период дошкольного детства: эмоционально-экспрессивное, эмоциональное регулирование поведения и общения, развитие социальных эмоций. Показано появление ключевых новообразований эмоциональной сферы дошкольника: способность к дифференциации признаков экспрессии и идентификации их значения в контексте определённых эмоциональных состояний; развитие эмпатии; способность к эмоциональному предвосхищению. Результаты теоретических обобщений представлены в авторской модели эмоционального развития детей дошкольного возраста. В заключении указывается на связь ключевых новообразований эмоциональной сферы, характера социально-значимых отношений, складывающихся в пространстве детского сада, с чувством эмоционального (психологического) комфорта ребёнка-дошкольника.

56-62 256
Аннотация

Материалом исследования является незаконченное произведение «В неизвестной зоне», написанное одиннадцати- – двенадцатилетними авторами и определяемое ими как «фантастический детектив». Разработана типология произведений детского письменного творчества. Проанализированы особенности языка, стиля, жанра и семантики данного детского произведения. Выявлены типические формально-смысловые особенности произведений инициативного письменного творчества детей и младших подростков. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях онтолингвистической проблематики.

63-69 261
Аннотация

Раздел школьного учебника по литературному чтению «И в шутку и всерьез» сопоставлен с письменными воспоминаниями детей 3-его класса БОУ г. Омска «Лицей № 29» о ситуациях, в которых они смеялись. Предмет сопоставления – такие аспекты юмористического дискурса, как объект осмеяния, тональность комического, ценности и концепты; наличие/отсутствие в юморе лингвистической составляющей. Общий подход – дискурсивный анализ. Обнаружены положительные корреляции между возрастными особенностями юмора, юмористическими интенциями учебника и данными опроса, что позволяет констатировать продуктивность обучающих стратегий. В спонтанных коммуникациях смехового общения преобладает добродушный смех над животными, актуализируются концепты беспричинный смех, ум, интеллект, быть-большим и т. д., что соответствует «учебному юмору». С другой стороны, требуются дополнительные усилия для развития у детей лингвистического юмора (навыков языковой игры), а также внимание к ситуациям, в которых смех может породить конфликтное общение.

ФИЛОЛОГИЯ

70-78 230
Аннотация

В статье 1 осуществляется попытка обобщения многолетних экспериментальных лингвистических исследований слов и текстов русского языка, проводимых группой лингвистов Западной Сибири (Томска, Барнаула, Кемерово, Новосибирска) под руководством автора статьи. Эксперименты базировались на разном материале, в них использовались разные формы и способы экспериментирования. Статья представляет собой попытку осознать и отрефлектировать постфактум («задним числом») их совокупность как некоторую целостность, объединенную общими принципами постановки экспериментов и особенностями их реализации. В статье проводятся две линии: методическая и методологическая. Первая – собирание и систематизация позитивного опыта конкретного экспериментирования. В результате реализации этой линии в статье 1 выявляются и характеризуются такие принципы экспериментирования, как включенность слова в контекст, серийность, парадигматическая и синтагматическая организованность, приближение экспериментальной ситуации к реальным речевым ситуациям. Такие обобщения, по мнению автора, могут быть полезны другим исследователям, которые будут проводить подобные эксперименты.

79-85 281
Аннотация

В статье представлены системы терминов некровного родства в телеутском, киргизском и китайском языках. Каждая из систем наряду с общими пропозициональными структурами имеют свои пропозиции (оязыковленные суждения, реализованные в границах ПС), проявляющие национальные особенности языковой картины мира, обусловленные сложившимися культурными традициями. Сохранению терминов некровного родства в долговременной памяти бесписьменного народа способствует их социальная значимость и пропозиционально-деривационная связанность в пределах синонимии, многозначности, гнезда однокоренных слов.

86-93 262
Аннотация

В статье анализируется наиболее продуктивная и системная модель, которая лежит в основе
лексики и фразеологии, обозначающей проявления «шестого чувства» (предчувствия и интуитивные чувствования), – соматическая модель. Работа основана на материале русского литературного языка XIX – XXI вв., а также отдельных фактов жаргонов, просторечия и народных говоров. Рассматриваются 4 группы соматизмов, наиболее репрезентативных в плане проявления интересующих автора смыслов: названия органов «тыльной стороны» тела
(спина, затылок, лопатки, задница, загривок и т. п.); обозначения живота и «внутренностей» (нутро, живот, брюхо, печенки etc.); наименования непосредственных органов перцепции (нос, ухо); слова тело, кожа (шкура). Анализируемая модель реализуется разными способами, среди которых основной – глагольно-именные инструментальные сочетания типа чуять печенкой, почувствовать задницей, ощущать телом. Описываются контекстные смыслы, характерные для изучаемой лексики: ‘предчувствие неприятностей, смерти’, ‘тонкое органическое чувствование (долга, обязанностей; материальной выгоды и др.)’, ‘нелогическое осмысление того, что обычно осмысляется логически’, ‘перцептивные синестетические ощущения’, ‘ощущение контроля (чувство слежки, чувство чужой власти’) и др. Анализируются причины появления смыслов, которые специфичны для каждой группы рассматриваемой лексики или же объединяют соматизмы из разных групп.

94-100 234
Аннотация

В статье рассматриваются социально изолированные говоры русского языка, обладающие высокой положительной оценкой, престижностью в среде носителей. Поморский говор частично кодифицирован. Кубанское казачество имеет русско-украинское происхождение, кодификацию получила только украинская балачка. Донской престижный говор не получил кодификации, но из-за социальной изолированности не испытывает влияния соседних говоров и литературного языка.

101-110 324
Аннотация

В статье показаны возможности психолингвистического описания языковой способности и
речевой компетенции носителей русского языка школьного возраста на основе анализа сочинений на определенные темы. Автором учитывались изменения, произошедшие с носителями русского языка, связанные с ранней включенностью детей в коммуникацию глобального масштаба в сети Интернет, изменения их досуга, изменения русской письменной коммуникации в целом. На примере сочинений учащихся 7-х классов на одну из тем показан структурный, коммуникативный, семантический, когнитивный анализ текстов. Полученная картина объясняется на основе теории речевой деятельности, делаются выводы о сформированности когнитивных механизмов, обеспечивающих образование смыслов, их передачу в единицах языка, выбранных в зависимости от целей коммуникации и с соблюдением конвенции (нормы).

111-116 1542
Аннотация

На материале «Национального корпуса русского языка» исследуются семантическая структура, семантическая эволюция и особенности речевого употребления лексических единиц «порядочность» и «порядочный человек». Устанавливается, что: порядочность как категория морального сознания оценочно амбивалентна; в речевом употреблении лексических единиц «порядочность» и «порядочный человек» наблюдаются явные сдвиги в семантике и перераспределении мест их лексико-семантических вариантов, а также появление речежанровой окраски; в определенной части контекстов эти показатели способны функционировать как лингвоидеологемы – менять свой аксиологический знак на противоположный при смене «пользователя» языка; психологический статус порядочности для носителей русского языка остается достаточно неопределенным; в контекстах речевого употребления показателей порядочности вербализуются отдельные «факторы порядочности» (честность, правдивость, верность, искренность, доброта, принципиальность, отзывчивость, справедливость и пр.); наблюдения над атрибутивным расширением имен «порядочность» и «порядочный человек» свидетельствуют о градуативности этого морального качества; существует определенная иерархия признаков порядочности, в которой выделяются признаки обязательные и признаки факультативные.

117-123 270
Аннотация

В статье представлены некоторые результаты исследования, основной целью которого является выявление механизмов дискурсивного конструирования межнациональных отношений в разных типах дискурса. В качестве объекта изучения выбран юридический дискурс, который рассматривается в контексте социально-конструкционистской парадигмы. Автор обобщает опыт изучения права как дискурсивной практики и выделяет такие методологические предпосылки, как необходимость интерпретации юридического дискурса с
учетом социального и ценностного контекста, включенность в юридический дискурс субъектов права, его значимая роль в конструировании властных отношений. Автор проводит анализ «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации», применяя категории социального актора, импликатуры, конкретизации, неопределённости, традиционные для критического дискурс-анализа. Анализ показывает, что рассматриваемый документ категоризирует участников межнациональных отношений и конструирует несколько пар взаимодействующих между собой сторон. Как ключевой актор репрезентируется государство. Кроме того, в документе используются разнонаправленные дискурсивные механизмы конкретизации и неопределённости, позволяющие проблематизировать отдельные аспекты межнациональных отношений. Абстрактные категории, имеющие ценностное значение, и импликатура также конструируют межнациональные отношения.

124-128 232
Аннотация

В статье кратко представлена одна из основных линий эволюции понимания лингвистикой своего объекта. Рассматриваются ее колебания от абстрактного моделирования языка к попыткам постижения его реальности, что поддерживается переходом от чисто лингвистических подходов к междисциплинарным. Характерное для современного языкознания расширенное видение языка проявляется в разработке антропоцентрической парадигмы, из которой вырастает интегративная идеология, устремленная к целостному представлению языка и распространяющаяся за счет пролиферации внутрилингвистических интегративных моделей и за счет разрастания междисциплинарных описаний языка. Те и другие пробиваются сквозь ограниченность научного знания к языковой реальности при их объединении на основе разработки интегративных подходов, среди которых высокий потенциал для постижения языковой реальности обнаруживает интегральный подход К. Уилбера, его AQAL-модель сознания, обладающая универсальностью и возможностью приложения к объектам самых разных наук, в том числе и к языку.

129-135 242
Аннотация

Экспертное рассмотрение высказываний и текстов на предмет наличия оскорбления попрежнему остается проблемной сферой лингвоэкспертологии. В статье рассматриваются признаки инвективного коммуникативного акта и выделяются те факторы, анализ которых в рамках компетенции лингвиста помогает эксперту охарактеризовать содержание и форму речевого воздействия. Отвергая формально-стилистический подход к понятию нормы в сфере речевого взаимодействия и к ключевой для разбирательств об оскорблении характеристике «неприличная форма», автор настоящей статьи предлагает подход лингвокоммуникативный, опирающийся на анализ компонентов речевого акта.

136-142 268
Аннотация

Учитывая возможность конфликта юридической и юрислингвистической герменевтики, автор рассматривает в этом ракурсе такой малоизученный объект, как избирательный спор. Автор показывает, что он разрешается через универсальный интерпретационный механизм усмотрения, который одновременно является особым правовым институтом, а в сфере электоральных конфликтов проявляется как вариант юридической герменевтики. По мнению автора, усмотрение демонстрирует субъективность официально-делового стиля/юридического дискурса – свойство, до сих пор слабо принимаемое во внимание в лингвистике.

143-149 341
Аннотация

Ставится под сомнение эффективность школьного лингвистического образования, основанного на кодовой модели языка. Взгляд на письменный язык как репрезентацию речи игнорирует важное экспериенциальное различие между когнитивными областями речи и письма, определяющими когнитивное развитие человека. Как следствие этого, растет вызывающий тревогу уровень функциональной неграмотности в обществе с развитой письменной культурой.

150-154 426
Аннотация

Предметом статьи является определение направления лексической деривации, в связи с чем с применением системной методологии рассматривается «критерий Г. О. Винокура» и делается вывод о невозможности с его помощью определить направление деривации. Попутно опровергается существование техники усечения морфем в русском словообразовании и указывается на некорректность терминов интерфикс и необходимость замены его термином эпентеза. В качестве альтернативы «критерию Винокура» при определении направления деривации предлагается ориентироваться на количество морфем: производной является основа, отличающая от однокоренной на один дополнительный терминальный аффикс. Как следствие морфемный анализ оказывается первым этапом и необходимым условием установления деривационных отношений между словами. При корректной интерпретации «критерий Винокура» может принести большую пользу лексикографии, если его систематически использовать при толковании производных слов. Также «критерий Винокура» может служить показателем деэтимологизации производного слова. Методологическая безвредность использования «критерия Винокура» в качестве педагогического приёма при объяснении наиболее прозрачных случаев лексической деривации вызывает большие сомнения. Указывается на связь проблемы определения направления лексической деривации с проблемами существования-несуществования слов в языке и речи, с проблемой синхронии-диахронии словообразовательной системы, а также на необходимость различать подсистемы онимов и апеллятивов и рассматривать каждое производное слово на фоне всей системы языка.

155-159 309
Аннотация

В статье отражены ход и результаты такого прикладного лингвистического исследования, как заключение специалиста-филолога (судебная лингвистическая экспертиза), предмет которого обусловлен сдержанием заданий специалисту (эксперту). По стенограмме разговора и его аудиозаписи исследуются особенности речевого поведения участников разговора, имеющие значение для уголовного расследования. В ходе исследования используются лингвопрагматический анализ, приемы дискурсивного анализа текста. Результат семантико-прагматического анализа речевой ситуации, речевых актов как единиц исследуемого разговора привел к однозначным выводам о характере отношений между участниками разговора, о коммуникативной роли каждого из них, об отсутствии вины Женщины в состоянии страха, испытываемого Мужчиной и т. д. В целом анализ разговора показал, что достижения лингвистической прагматики с ее теорией речевых актов могут успешно применяться в судебной лингвистической экспертизе. Результаты данного исследования могут быть использованы при выработке рекомендаций по вопросам методического обеспечения судебной лингвистической экспертизы.

160-163 211
Аннотация

Предметом исследования в статье является эстетическое как особый вид отношения человека к миру и самому себе. Цель статьи – проследить специфику реализации эстетической функции языка в поэзии; методологической основой стали труды психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева), лингвистов (Р. О. Якобсон, Г. О. Винокур, Л. П. Якубинский), филологов (М. М. Бахтин). В статье показано, что языковые единицы, попадая в поэтический текст, подчиняются эстетическим законам, оказываются обусловленными композицией, интертекстуальными связями, замыслом автора и т. д. При этом они обрастают совершенно новыми, по сравнению с обыденным языком, смыслами. В результате мы доказываем, что именно непохожесть обыденного (естественного) языка и языка, используемого в художественном произведении, «заставляет» сознание реципиента воспринимать текст как эстетический объект.

164-169 266
Аннотация

В статье демонстрируется значение «Словаря обыденных толкований русских слов. Лексика природы», созданном под руководством Н. Д. Голева, для объективного диагноза русской лексической системы. Подчёркивается взаимодействие обыденного значения со значением общелитературным, с одной стороны, и воздействие первого на эволюцию художественной образности и семантики. Предлагаемые наблюдения иллюстрируются сопоставлением словарной статьи «Муравей» в словаре под редакций Н. Д. Голева со словарными статьями других лексикографических источников и семантикой, запечатленной в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

170-173 206
Аннотация

В статье выделен особый класс слов в русском языке – делокутивы, служащие обозначением речевого акта. Эти единицы связаны с метаязыковой деятельностью говорящих и носят разный характер. Рассматривается словообразовательная структура этих дериватов, дана их семантическая характеристика. Особое внимание уделено «отфразовым» делокутивам. Делается вывод о том, что делокутивы представляют собой открытый класс слов, активно пополняющийся в современной русской речи. С его расширением связаны развитие новых способов передачи чужой речи и формирование новых моделей. Делокутивы рассматриваются как лексические единицы, дающие интерпретацию речевого поведения говорящих, в связи с этим отмечается наличие у них оценочного семантического компонента.

174-180 232
Аннотация

Статья посвящена анализу текстов, остающихся до сегодняшнего дня за пределами внимания русистики, но являющихся предметом активного изучения в компьютерных науках и когнитивистике – получаемых в результате лингвистического эксперимента описаний изображений. Обоснована актуальность лингвистического изучения данного объекта для решения теоретических и прикладных задач. Цель исследования составляла классификация языковых маркеров антропоцентризма (включая указания на пространственную и ментальную точку зрения субъекта и антропоморфизацию объекта изображения), обнаруживающихся в описаниях фотографий животных (домашних и диких, изображенных в естественной среде обитания/проживания). В результате были выделены 20 классов таких маркеров, различающихся по частоте встречаемости в описаниях. В статье также обсуждается влияние факторов субъекта (индивидуальные характеристики респондента) и объекта (денотативная ситуация, изображенная на фотографии) на использование антропоцентрических показателей, а также возможность применения выявленных параметров для определения нормы в описаниях изображений и отклонений от нее.

180-186 230
Аннотация

Работа является продолжением осмысления первых результатов реализации лингводидактического проекта по обучению русскому языку как иностранному на базе учебно-речевой деятельности студентов, осуществляемой в ходе онлайн-переписки с носителями языка. В первой части статьи изложены исходные принципы организации и реализации проекта, сформулированные Н. Д. Голевым: теоретико-методологическая база, направления лингвометодической деятельности, технология осуществления онлайн-переписки. Вторая часть посвящена описанию опыта реализации данного проекта в плане самообучения студентов, которое заключается на первом этапе в освоении новых разноуровневых языковых и коммуникативно-речевых средств, извлеченных прежде всего из интернет-источников, а также из писем русских корреспондентов и введенных в актуальные контексты продуцируемого письма. На втором этапе осуществляется рефлексия над созданным текстом в виде работы над ошибками, осуществляемой как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. В завершении работы студентами предъявляется переработанный текст письма, подлежащий оцениванию.

186-194 227
Аннотация

Данная статья состоит из двух частей. В первой части анализируется научный плюрализм как явление, свойственное любой науке, прошедшей определенный путь своего образования и развития. Обосновываются «плюсы» и «минусы» плюрализма. К плюсам относится возможность расширения исследовательского пространства за счет введения нового языкового материала, а также использования иных подходов к объекту исследования, к минусам – низкий уровень аргументации, наблюдаемый в некоторых случаях при формировании новых концепций. В оппозиции к плюрализму находится редукционизм, который возникает при абсолютизации собственного или единственного подхода к объекту исследования. Во второй части дается анализ зарубежных и российских фонологических концепций: дескриптивная американская фонология, две разновидности порождающей фонологии – стандартная и естественная порождающая фонология, фонологическая концепция Н. С. Трубецкого, Московская и Ленинградская фонологические школы, концепция «позднего» Р. И. Аванесова, фонологическая концепция С. К. Шаумяна. Оценивается теоретический вклад каждой концепции в науку и возможность их прагматического использования. Концепции сопоставляются, во-первых, по соотнесенности фонемы и звука, то есть по принципу отражения в фонеме акустико-артикуляционных характеристик звука и, во-вторых, по соотнесенности фонемного состава в парадигматике и синтагматике. Концептуальные различия по данным параметрам свидетельствует о проявлении плюрализма в области фонологических исследований.

194-202 256
Аннотация

Статья посвящена проблеме двух видов обыденного сознания – метаязыкового и поэтического. Выделенные Р. Якобсоном метаязыковая и поэтическая функции языка рассматриваются с ориентацией на говорящего и на слушающего, что позволяет выделить "метатексты говорящего" ("узкий"=определительный и "широкий"=оценочный, представленный рефлексивами) и "метатекст слушающего". Особое внимание уделено такому малоизученному речевому факту, как метатекстовые извинения, для которых отсутствуют общепринятые правила. В статье ставится также проблема изучения метатекста (в частности метаоценок) в научной речи.

202-207 293
Аннотация

В статье рассматриваются различные формы и способы представления семантики слова в
обыденной и стихийной лексикографии. Обыденная лексикография представляет результаты метаязыковой деятельности испытуемых, реализуемой в процессе ассоциативного эксперимента по заданным лексикографами параметрам. «Народная лексикография», осуществляемая в проекте «Викилексия», даёт возможность объемно представить все аспекты семантики слова в живом функционировании. Стихийная лексикография, особенно характерная для современной публицистики, демонстрирует формы освоения нового слова и представляет разные стратегии коммуникации автора и читателя. Особые очертания стихийная лексикография приобретает при интерпретации политической лексики. В художественной литературе стихийная лексикография особенно часто демонстрирует различия тезаурусов коммуникантов и способы преодоления коммуникативных неудач. Словарная форма, наблюдаемая в современной литературе, также использует элементы обыденной и стихийной лексикографии. В статье показаны сходства и различия в интерпретации семантики слова разными направлениями «народной» лексикографии.

207-213 228
Аннотация

Проблема соотношения понятий «слово» и «форма слова» является одной из центральных
проблем русской грамматики (морфологии) и связана с приоритетными направлениями современного языкознания в рамках общего антропоцентрического подхода к описанию языка. Рассмотрены деривационные процессы, связанные с понятием мотивации, которое определяет выделение разных типов деривации, объединенных когнитивно-коммуникативным подходом. Определена лингвистическая значимость понятия форм слова в качестве концептуальной структуры, «обслуживающей» концептуальное содержание слова-лексемы. Выделены основные функции языковых форм и их значимость для описания языка как многоуровневой системы. Представленное расширенное понимание формы слова позволяет решить ряд проблем методологического (вопрос об относительности содержания и формы в языке), теоретического (вопрос определения слова и разных типов форм слова) и практического характера (вопрос о включении грамматического материала в лексикографическую практику).

214-219 234
Аннотация

В статье обсуждается роль языковых факторов в англосаксонской и континентальной правовых системах. В ней обосновывается представление, согласно которому в континентальной правовой системе важную роль играет лингвистическая экспертиза, тогда как в англосаксонской правовой системе решающая роль принадлежит языковой компетенции рядовых носителей языка. Высказывается мнение, что оптимальным способом получить адекватные результаты для континентальных правовых систем (в том числе для российской системы) было бы сочетание двух подходов, когда языковая компетенция рядовых носителей языка подвергается лингвистическому анализу, проводимому экспертом-лингвистом. Это мнение иллюстрируется разнообразными примерами, в том числе проблемами, возникающими в делах, связанных с гражданскими исками о защите чести и деловой репутации, а также знаменитым «делом о помидорах», когда Верховный суд США решал вопрос, являются ли помидоры фруктом или овощем. Кроме того, в статье обсуждается нечеткость формулировок и вытекающие из нее трудности применения закона «О государственном языке Российской Федерации» и принятых поправок к нему.

220-226 293
Аннотация

В статье излагаются представления о процессах в современной науке о языке, которые вызваны рядом социокультурных изменений в обществе. Обозначенные как дифференциация науки о языке, эти процессы выявляют новые аспекты функционирования языка, ставят новые теоретические проблемы и прикладые задачи и тем самым способствуют формирования новых – сферных лингвистик. Именно такие лингвистики – политическая, юрислингвистика и медиалингвистика – анализируются в статье. Основное внимание уделено понятию «сфера речи (общения, коммуникации)» в трудах таких лингвистов, как В. В. Виноградов, М. М. Бахтин, Ю. В. Рождественский в рамках стилистики, теории речевых жанров, общей филологии. Рассматриваются причины актуализации анализируемых сфер коммуникации на рубеже веков. В самом общем виде представлены процессы и этапы формирования трех лингвистик; специфическое и общее в их современном состоянии и месте в современной науке о языке; перспективы их развития. Названы ключевые моменты формирования отечественной медиалингвистики.

227-333 398
Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению и описанию некоторых активных процессов, происходящих в сфере орфографии и пунктуации русского языка XXI века. Среди наиболее характерных тенденций отмечается расхождение между кодифицированными рекомендациями правил и письменной (орфографической и пунктуационной) практикой; стремление современной языковой личности к активной лингвокреативной деятельности, связанной с использованием экспрессивных возможностей графики, орфографии и пунктуации для привлечения внимания читающих и пишущих, а также намеренное нарушение орфографической и пунктуационной нормы, вызванное либо низким уровнем владения письменной коммуникацией, либо пренебрежением к существующим правилам, либо стремлением к лингвистической самоидентификации. Тенденции в динамике русской орфографии и пунктуации рассматриваются как активный сегмент общих процессов, происходящих в сфере русского языка и русской речи. Делается вывод о необходимости пристального внимания и возможного пересмотра существующих орфографических и пунктуационных норм с целью налаживания адекватного, конструктивного, соответствующего «вызовам времени» диалога между современной языковой личностью и нормативными «законами» русского языка XXI века.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)