Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
№ 1 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-1

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

7-10 301
Аннотация

В процессе утверждения в обществе новых идей значительная роль принадлежит дискурсу интеллектуальных и политических элит. Зачастую в нем используются термины, выражающие абстрактный концепт. В советской России одним из таких терминов был «интернационализм».

Целью данной статьи является анализ формирования дискурса интернационализма в среде большевиков в начале XX века. В качестве метода исследования автором был применен дискурс-анализ, базирующийся на социально-конструктивистской методологии, согласно которой дискурс конструирует социальную реальность и социальные феномены.

Автор приходит к выводу, что термин «интернационализм» появился в дискурсе интеллектуальной партийной элиты РСДРП(б) до прихода большевиков к власти и заложил основы идеологии и практики советского государства как в «национальной политике» внутри страны, так и во внешней политике. Двойная направленность применения лозунга «интернационализма» (дословно означающего «между нациями») была связана с признанием большевиками двойного значения термина «нация» – как национального меньшинства, с одной стороны, как национального государства – с другой.

11-15 125
Аннотация

Рассматривается становление губернской ЧК и пополнение ее кадрами коммунистов за счет мобилизации из центральных районов страны, а также из местных товарищей. Показано преследование чекистами бывших офицеров, эсеров, социал-демократов, кооператоров, студентов. Исследуется взаимоотношения партийных и советских структур со спецслужбой. Все начальники томской спецслужбы были людьми приезжими, не связанными с местной партийной организацией и городским обществом. Чекисты добились от партийных комитетов запрета коммунистам ручаться за своих арестованных товарищей. В1920 г. лишь половина сотрудников ЧК состояла в коммунистической партии. 

16-18 129
Аннотация

Дается анализ возникновения и первых шагов развития института Трудовых Резервов СССР в условиях Сибири в начале Второй мировой войны. Рассмотрены особенности мобилизации молодежи в учебные заведения Трудрезервов, специфика теоретического и производственного обучения в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО. Содержится вывод о том, что интенсивность роста системы Трудрезервов в Сибири существенно превосходила показатели других краев и областей СССР, что также отражало общее значение промышленного потенциала Сибири в период войны.

19-23 239
Аннотация
Цель статьи – на основе применения конкретного историко-образовательного метода «история страны через историю регионов» раскрыть процесс создания и функционирования Красноярского ИТЛ НКВД СССР. На примере истории Краслага охарактеризовать специфику развития пенитенциарной системы в Красноярском крае в чрезвычайных условиях военного времени. Выявить особенности состава лагерного контингента и рассчитать численность заключённых.
24-29 112
Аннотация

В статье предлагается рассмотрение шаманизма как семиотической системы, представляющей собой совокупность различных вариантов коммуникации человека с миром природы. Утверждается, что противопоставление света и тьмы можно отнести к базовым дуальным структурам, с помощью которых происходило формирование пространственно-временных характеристик шаманского космоса. С помощью этой бинарной оппозиции была выражена идея разделения человеческого мира и мира до(не)человеческого, каждый из которых имеет свою пространственную локализацию, а также осуществлена маркировка процессов жизни и смерти. Кроме того, первоначальный дуализм впоследствии был дополнен градуальным (трехчленным) делением вселенной, где на одном полюсе действует принцип недостачи (ущербности) света и жизни, а на другом – принцип избыточности (источник жизни и света). Шаманская традиция предложила различные варианты медиации, примиряющие светлые и темные стороны бытия, а также определила особые принципы коммуникации между мирами.

29-33 114
Аннотация
В статье с опорой на этнографические материалы по народам Сибири рассматривается символика, основу которой составляло противопоставление четных и нечетных чисел. Исследование проводится в рамках семиотической методологии, позволяющей выделять дуальные структуры в качестве фундамента той или иной картины мира. Доминирование нечетных чисел в осмыслении мироздания и в шаманской практике позволяет говорить о преобладающем отношении к ним, как к благоприятным, в противовес четным – неблагоприятным (несчастливым). Символика чисел 7 и 9 может служить «строительным материалом» вселенной, характеризующим ее становление и определяющим ее структурные особенности. С помощью этих чисел происходило кодирование информации, включающей в себя характеристики жителей разных миров, а также формировалась своеобразная «сакральная» география, включающая в себя шаманские дороги, речные русла, жилища со множеством дверей и т. д. Кроме того, числа (а также их дихотомия на четные и нечетные) могут рассматриваться как язык духов, посредством которого происходит передача информации в мир людей, а значит как важнейший способ коммуникации между мирами.
34-38 250
Аннотация
Осуществляется реконструкция развития животноводческой отрасли сельского хозяйства в Кемеровской области в 1960-е – первой половине 1980-х гг., показаны тенденции и итоги её развития. Сделан вывод, что изменения, происходившие в животноводстве региона, были связаны с изменениями аграрной политики советского государства. Значительный прирост производства продукции животноводства в области в первое десятилетие был следствием восстановления отрасли после кризиса начала 1960-х гг. и благоприятным воздействием мер, принятых на мартовском (1965 г.) пленуме партии. Замедление во второй половине 1970-х гг. и снижение производства в начале 1980-х гг. имели своей причиной разбалансировку действующего хозяйственного механизма. Позитивное воздействие Продовольственной Программы СССР стало причиной стабилизации отрасли во второй половине одиннадцатой пятилетки.
39-48 103
Аннотация

В статье представлены первые данные об элементном составе бронз тесинского времени северо-западного ареала тагарской археологической культуры. Выявленное соотношение металлургических групп сплавов на медной основе из одиночного кургана Алчедат I с преобладанием группы мышьяковой меди и мышьяковой меди, легированной оловом, не находит полного соответствия в материалах по элементному составу синхронных тагарских бронз Минусинской котловины, где на завершающем этапе тагарской культуры преобладают мышьяковистая и мышьяковисто-оловянистая бронзы. Специфика алчедатского металла проявилась также в наличии нескольких изделий тагарских форм, изготовленных из свинцовисто-мышьяковистой бронзы, характерной для забайкальских металлургических центров, и в постоянном присутствии концентраций олова во всех типах сплавов. Последнее обстоятельство связывается с практикой вторичной переплавки бронзовых вещей, в том числе добытых тесинцами в погребениях более раннего времени.

49-52 94
Аннотация

В статье показан процесс становления и динамика развития системы трудовых лагерей для беспризорных подростков на различных этапах исследуемого периода. Автор акцентирует внимание на выводе о том, что труд беспризорных подростков активно использовался в воспитательных целях, а трудовые колонии для несовершеннолетних в годы войны были включены в структуру трудовых ресурсов страны.

53-55 111
Аннотация

В статье представлены результаты полевого исследования авторов в среде чувашей д. Терехино Топкинского района Кемеровской области. Охарактеризованы условия и формы бытования здесь этнокультурных маркеров. Освещен ряд проблем, определяющих перспективы их дальнейшего развития. Авторами констатируется нивелированный характер повседневного быта рассматриваемой группы населения. Этнические традиции главным образом воспроизводятся в сценическом варианте посредством местного Культурно-досугового центра. При этом неблагополучная социально-экономическая обстановка определяет проблему его деятельности в долгосрочном периоде. Вероятно, при сохранении зафиксированной ситуации чувашский язык полностью выйдет, в дальнейшем из употребления. По мнению авторов, в этих условиях необходима поддержка работы указанного учреждения культуры и досуга. Например, в форме сотрудничества с кафедрой теории и истории народной художественной культуры Кемеровского института культуры, по подготовке квалифицированных кадров.

56-62 105
Аннотация

В статье вводятся в научный оборот впервые открытый гончарная мастерская на территории Восточного Приаралья, которая была частью производственного комплекса. Результаты получение на памятнике, в значительной степени расширяют наши представления об уровне развития материальной культуры и производственных технологий на территории древней дельты Сырдарьи в последней трети I тыс. до н. э. 

63-66 112
Аннотация

В статье рассматривается проблема адаптации крестьян-переселенцев к природно-климатическим, социально-экономическим условиям Западного Казахстана. На основе разноплановых источников показана ситуация с трудоустройством переселенцев, проблема наделения их землей и решение социальных вопросов. В статье отмечены факты создания переселенческих хозяйств и трудности данного процесса. Материалы исследования могут быть использованы учёными при написании трудов по истории Казахстана.

66-71 129
Аннотация

В статье рассматриваются процедуры избрания и назначения первых Таврических муфтиев. Показана деятельность муфтиев в процессе интеграции мусульманского населения Крыма в состав Российской империи. Исследованы действия Российского правительства в отношении установления диалога с крымскотатарским народом в лице Таврических муфтиев. Показана роль местной администрации в лице правителей Таврической области в решении насущных проблем мусульманского населения полуострова. Изучены документы сенатора И. В. Лопухина в отношении учреждения на полуострове Таврического магометанского духовного правления. Неурегулированность мусульманского духовного управления сохранялась вплоть до 1831 года, когда было закононодательно утверждено «Положение о Таврическом магометанском духовенстве и штата духовному правлению». 

ПСИХОЛОГИЯ

72-76 328
Аннотация
Данная статья посвящена изучению проблемы психологического благополучия и здоровья современного человека, это есть предмет исследования. Целью исследования является дифференциация понятий «психологическое благополучие», «психологическое здоровье» и изучение специфики их достижения и сохранения. Значимым является рассмотрение психологического благополучия как технологии коррекции виктимности. Методами исследования являются теоретический анализ, синтез, обобщение научных источников, тестирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных. Понятие «психологическое здоровье» входит в структуру здоровья. Психологическое здоровье включает характеристики, позволяющие сохранять динамическое равновесие человека с изменяющейся окружающей средой и реализовывать общественные функции. Из этого следует, что психологически здоровая личность адаптирована к социуму и эффективно функционирует в нём. Психологическое благополучие как целостное, субъективное переживание имеет базовое значение для самого человека и детерминировано терминальными и инструментальными ценностями, к которым относятся счастье, счастливая жизнь, самореализация и т. д. Состояние психологического благополучия определяет отношения с другими людьми, возможности саморазвития, переживание смысла и цели жизни, самопонимание и самопринятие. Полученные результаты могут быть использованы в психологическом консультировании по проблемам психологического благополучия и здоровья личности.
77-81 73
Аннотация

Представлены результаты исследования с помощью метода семантического дифференциала восприятия студентами педагогических специальностей ситуации манипулирования. Показана зависимость оценки жертвы манипуляции и манипулятора от их культурной идентификации. Рассмотрены семантические особенности самооценки испытуемых в контексте ситуации манипулирования. Выявлена тенденция к критичности и более низкому оцениванию русских персонажей, по сравнению с американскими. Исследования склонности к манипулированию и уровня развития эмпатии у студентов педагогических специальностей дополняют портрет личности будущих педагогов. Полученные результаты могут быть использованы для уточнения психологического портрета манипулятора и жертвы манипуляционного воздействия, а также для разработки методов и приемов защиты от манипуляционного воздействия.

82-88 129
Аннотация

В статье проанализирован феномен интернет-коммуникации. Описаны методы и результаты исследования восприятия образов людей в реальной жизни и в виртуальной среде Интернета. Установлено, что образы людей в виртуальной и не виртуальной реальностях имеют достоверные различия. Образ людей в интернет-общении менее естественный, любимый, вызывающий доверие, умный справедливый, честный, добросовестный, но в то же время более решительный, независимый, уверенный, спокойный и невозмутимый.

89-92 124
Аннотация

Статья посвящена исследованию педагогического взаимодействия как модели делового общения, формируемой у школьников. В основе исследования ожидания участников педагогического процесса от предстоящей совместной образовательной деятельности.

В ходе исследования выделена структура и специфика содержания ожиданий, дан их сравнительный анализ, показана роль компонентов ожиданий в формировании у школьников опыта делового общения.

Полученные результаты показывают, что участники педагогического процесса связывают качество урока преимущественно с действиями партнера, это обусловливает формирование у школьников эгоцентрической модели делового общения.

93-99 85
Аннотация

Статья посвящена проблеме психологической адаптированности и интеграции в современные социально-экономические условия социально уязвимых малых коренных народов юга Западной Сибири (шорцев, кумандинцев, тубалар и телеутов). Анализируются результаты исследования интенциональных факторов этнопсихологического своеобразия в поведении. Обсуждаются сходство и различия спектра доминирующих инстинктов, эмоциональных направленностей и особенностей функциональной асимметрии мозга у представителей коренных малочисленных этносов с представителями некоторых профессий, студентами и школьниками из числа носителей современной доминирующей культуры. Авторы обсуждают необходимость дальнейшего углубленного изучения проблемы.

100-105 125
Аннотация

В статье предпринята попытка исследовать отчуждение физического «Я» в контексте присвоения своего тела субъектом. Были сформулированы следующие предположения: 1) феномены отчуждения являются проявлением дезинтеграции образа физического «Я»; 2) интеграция образа физического «Я» предполагает способность к осознанию и принятию своих телесных особенностей, формированию инструментального отношения к телу. В связи с этим были выдвинуты эмпирические гипотезы. В исследовании приняли участие 2 выборки испытуемых, представляющие определенные жизненные контексты формирования образа тела: 1) пациенты отделения челюстно-лицевой хирургии с видимыми физическими дефекта (30 человек); 2) испытуемые без физических дефектов (30 человек). В качестве методик использовались: полуструктурированное интервью, фото- и видеосъемка, проективные методы, опросники. В результате была выделена феноменология отчуждения физического «Я» и его психологический смысл, показаны закономерности отношения к своему телу в выборках испытуемых, а также зависимость принятия или непринятия своего тела от типа личностной организации участников исследования.

106-110 120
Аннотация

Авторы статьи представляют результаты эмпирического исследования, проведенного в пяти сибирских городах. Для оценки возможностей личностного потенциала использовался комплекс методик. Полученные данные указывают, что оценка среды для личностно-профессионального развития потенциала у юношей и девушек схожа. Для большинства молодежи преобладающими остаются ценности семьи и работы. Авторы обозначают тенденции, в которых у юношей больше выражено стремление к вызову, успеху, предприимчивости, в то время как девушки рассчитывают на хорошую работу, связанную со служением людям. Для девушек в большей степени характерен «уход» от реальности, сосредоточенность на воображаемой или воссоздаваемой среде, объектах и собственных переживаниях, возможно, связанных с этими средами объектами, ситуациями. Такое конфликтное самосознание может отражаться на оценке и перспективах построения собственного будущего.

111-115 210
Аннотация

В статье рассматривается творческий потенциал человека, работающего в уголовно-исполнительной системе. Обосновывается необходимость готовности к инновациям сотрудников, выявлена психолого-акмеологическая составляющая готовности к инновациям, определены ее основные компоненты и различные уровни психолого-акмеологической готовности. Предмет исследования - психолого-акмеологические компоненты готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к инновациям реформирования. Целью нашего исследования являлось практическое обоснование проблем психолого-акмеологической готовности к инновациям сотрудников пенитенциарной системы, критериев оценивания психолого-акмеологической готовности и выявления ее уровней, а также раскрытие факторов, способствующих и препятствующих достижению высокого уровня готовности. Согласно результатам эмпирического исследования, сотрудники, чей профессиональный стаж превышает 5 лет службы в уголовно-исполнительной системе, более социально креативны, чем сотрудники с профессиональным стажем менее 5 лет. Выделены 3 группы сотрудников с различными уровнями психолого-акмеологической готовности к инновациям: с низким уровнем готовности, средним и высоким. Для сотрудника с низким уровнем психолого-акмеологической готовности к инновациям характерны: недостаточная восприимчивость к изменениям; размытость жизненных, профессиональных планов и приоритетов, низкая мотивация к саморазвитию и овладению новыми профессиональными навыками; отношение к профессии нейтральное, либо скорее негативное, чем положительное; низкая социальная активность и креативность. Средний уровень психолого-акмеологической готовности к инновациям характеризуется достаточным развитием указанных компонентов, однако внешние факторы могут оказывать сильное влияние на успешность реализации инноваций на практике. Отношение к профессии нейтральное, либо скорее положительное, чем отрицательное. Сотрудник с высоким уровнем психолого-акмеологической готовности к инновациям характеризуется активной жизненной и профессиональной позицией. Жизненные планы и приоритеты гармонично согласовываются с профессиональной деятельностью. Стремится самореализоваться в профессии, проявляет разумную креативность, осуществляет новые способы решения проблем для оптимизации и продуктивности деятельности. Активно осваивает новые технологии и старается применить полученные знания и навыки на практике. Отмечается высокий уровень адаптивности к изменяющимся условиям. Наблюдается удовлетворенность выбранной профессией. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию психологического сопровождения сотрудников пенитенциарной системы в условиях реформирования. Их целесообразно использовать при профотборе кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему, а также в рамках повышения квалификации сотрудников пенитенциарных учреждений.

115-121 112
Аннотация

В статье излагаются и обсуждаются результаты осуществленного в 2013 – 2014 гг. опроса студентов из числа коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) и студентов некоренного населения, проживающих в Магадане, позволившего, во-первых, сравнить особенности ценностных ориентаций студентов из числа КМНС и неКМНС, во-вторых, определить специфику ценностных ориентаций студентов из числа КМНС, в-третьих, установить факт влияния принадлежности к этнической группе КМНС на характер ценностных ориентаций студентов коренного населения. Для изучения специфики ценностных ориентаций КМНС и неКМНС была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Было выявлено, что в целом по выборке испытуемые из числа КМНС и неКМНС имеют схожие структуры терминальных и инструментальных ценностей: одинаково значимые первые позиции среди ценностей-целей занимают «здоровье» и «счастливая семейная жизнь», среди ценностей-средств – «воспитанность» и «образованность», но при этом студенты КМНС выше ценят красоту природы и искусства. Таким образом, приведенные данные показывают, что представления студентов из числа коренного и некоренного населения о значимых жизненных ценностях во многом схожи, при этом принадлежность к этнической группе КМНС не влияет на характер ценностных ориентаций студентов коренного населения. 

121-125 101
Аннотация

В статье представлена необходимость изучения профессионально-ценностных ориентаций исходя из условий современного динамичного общества. Изучение категории профессионально-ценностных ориентаций направлено на формирование специалиста, способного и мотивированного на эффективную реализацию профессиональной деятельности. В работе рассмотрены особенности профессионально-ценностных ориентаций как самостоятельного психологического феномена, имеющего ведущее значение при определении профессионального уровня специалиста. На основании методологического анализа таких категорий, как профессионально-важные качества и профессиональные компетенции, выделены дефиниции (понятие, механизмы формирования, сфера развития) профессионально-ценностных ориентаций и представлена их общая структура. Показано, что профессионально-важные качества и профессиональная компетентность не могут отражать содержательные аспекты развития специалиста. В то время, как профессионально-ценностные ориентации способны выступать в качестве универсального критерия сформированности значимости профессиональной деятельности для личности и ее самореализации в труде. Дальнейшее изучение рассматриваемого в статье конструкта необходимо для разработки диагностического инструментария и программ психологического сопровождения формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения в вузе. 

126-129 124
Аннотация

С целью выявления значимости семейных, школьных, психосоциальных, личностных факторов и фактора психического здоровья для формирования учебной мотивации было обследовано 419 школьников 8 – 10 классов (49 % мальчиков и 51 % девочек), обучающихся по разным образовательным программам. Были изучены особенности учебной мотивации, личностные характеристики, психическое здоровье и социальные условия жизни детей. В результате исследования было получено, что перечисленные факторы имели специфическое значение для учебной мотивации в зависимости от программы обучения. Для учебной мотивации подростков из развивающих классов имели большее значение особенности личности, а учебную мотивацию школьников из классов с углубленным изучением предметов чаще определяли особенности семьи и воспитания. В профильных классах прогнозом снижения учебной мотивации были конфликты с учителями и сверстниками, а в традиционных классах учебную мотивацию предсказывали, наряду с личностными и школьными факторами, проблемы психического здоровья и вероисповедание семьи. Полученные результаты могут быть полезны в планировании психолого-педагогической работы в условиях дифференцированного образования. 

130-133 113
Аннотация

В статье представлены результаты исследования 210 студентов в возрасте от 16 до 20 лет, обучающихся в университете и колледже Московского городского психолого-педагогического университета (г. Москва), где в качестве испытуемых были отобраны 162 условно здоровых и 48 лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью изучения сходства и различий в структуре саморегуляции и необходимости предоставления им социальной поддержки. Основная гипотеза исследования – в ситуации инвалидности при длительном стрессе, вызванном недостатком копинговых ресурсов, социальная поддержка встраивается в систему саморегуляции и является личностным ресурсом саморегуляции, а при кратковременном стрессе социальная поддержка является внешним ресурсом устойчивости и частью социального капитала, который вносит вклад в общее благополучие субъекта. Результаты корреляционного, факторного и регрессионного анализа подтвердили выдвигаемую гипотезу о связи социальной поддержки и длительности стресса у испытуемых в двух группах. Как показало исследование, социальная поддержка задействуется в трудных ситуациях в качестве ресурса устойчивости при кратковременном стрессе и в качестве ресурса саморегуляции при длительном или хроническом стрессе (инвалидности).

134-138 111
Аннотация

 В статье представлены рефлексивные формы работы технологии психолого-образовательного сопровождения профессиональной подготовки учителя. Обсуждаются аспекты их реализации и первичные результаты. Описаны особенности осмысления студентами профессиональной педагогической позиции; особенности рефлексирования студентами своего первого профессионального практического опыта, их взаимоотношений с детьми. Представлен анализ интерпретаций студентами-практикантами собственных эмоциональных реакций на конфликтное поведение детей на уроке.

139-144 156
Аннотация

С целью выявления особенностей самореализации личности волонтеров проведено сравнительное исследование с применением методов контент-анализа и опроса. По результатам показаны цели и мотивы участия в добровольческом движении, а также особенности, степень удовлетворенности и успешность самореализации волонтеров. Показаны статистически достоверные различия значимости терминальных и инструментальных ценностей, а также различия в субъективной оценке реализованности ценностей. Результаты применимы в работе общественных и молодежных организаций, в деятельности по профориентации молодежи, привлечению молодежи к добровольческой деятельности, развитию деятельности молодежных волонтерских организаций, а также в разработке учебных пособий и курсов для студентов образовательных программ, связанных с работой с молодежью.

145-151 169
Аннотация

В статье рассматриваются представления о кризисной ситуации в современных психологических исследованиях. Анализируется специфика кризисных ситуаций, переживаемых современной российской молодежью, раскрываются содержание и особенности кризисных ситуаций в период обучения в вузе. Описываются технологии социальной работы по разрешению кризисных ситуаций молодежи, аргументируется значение ценностно-смысловой парадигмы как основы разработки и реализации системы технологий работы со студенческой молодежью, оказавшейся в кризисной ситуации. Эмпирически выделяются актуальные проблемы студентов вуза, раскрывается модель социальной работы со студентами Кемеровского государственного университета, оказавшимися в кризисной ситуации, оценивается ее эффективность, предлагаются рекомендации по ее оптимизации.

ФИЛОЛОГИЯ

152-155 101
Аннотация

Статья посвящена качеству журналистского текста. Выделяются некоторые факторы возникновения медийных конфликтов. Цитируемые примеры языковых средств, используемых в отдельных СМИ, выстроены в условную типологию причин, способных породить потенциальные конфликтные ситуации. Обозначена роль лингвистической экспертизы как инструмента разрешения конфликта в средствах массовой информации, выделены условия и проблемы ее практического применения.

Приводятся примеры из практики проведения лингвистических экспертиз на судебных процессах с участием средств массовой информации и журналиста. Значимость теоретического и практического исследования данного вопроса в сфере казахстанских средств массовой информации подтверждена статистическими данными Международного фонда свободы слова «Әділ сөз» о судебных преследованиях журналистов. Подчеркивается необходимость повышения коммуникативной, языковой и правовой культуры журналиста.

156-160 195
Аннотация
В данной статье методом критического анализа теоретической литературы рассматриваются различные подходы к изучению дискурса в зарубежной и отечественной лингвистике. Исследуется интерпретация дискурса во французской, немецко-австрийской, англо-американской и русской школах дискурсивного анализа. Акцентируется соотношение понятий «текст» и «дискурс» в рамках данных направлений, а также соотношение дискурса с такими понятиями, как «язык», «речь» и «диалог». Указываются сложности в определении дискурса, существующие в современном языкознании и обусловленные различными подходами к его изучению.
160-166 139
Аннотация
Статья посвящена изучению русских и китайских фразеологизмов, в состав которых входят лексические компоненты с названиями животных. Целью данной статьи является раскрытие особенностей восприятия и функционирования зоофразелогизмов и зоолексем в русском и китайском языках как необходимых составляющих языковой картины мира данных народов. Для сравнения восприятия зоолексем носителями русского и китайского языков был проведён свободный ассоциативный эксперимент, в ходе которого выявлены сходства и различия ассоциативных связей зоонимов с лексемами, характеризующими людей в китайской и русской лингвокультурах. Результаты анализа показали, что далеко не все значения зоолексем определенной лингвокультуры отражены в словарях и справочниках, а восприятие и употребление одних и тех же зоолексем в русском и китайском языке имеют семантические отличия, обусловленные спецификой языковых картин мира данных народов, детерминированных природными условиями, культурными и религиозными традициями, а также той тенденцией номинации, которая положена в основу русского и китайского языков. Незнание данных особенностей восприятия и употребления данных фразеологизмов может проявиться в межкультурной коммуникации и затруднить диалог.
167-170 131
Аннотация

Статья обращена к стихотворениям Бунина 1916 – 1952 гг., остающимся наименее исследованной частью его поэтического наследия. В этот период отношение писателя к художественному творчеству двойственно: утверждение в антиэнтропийной его сущности не отменяет сомнения и разочарования в его возможностях. Поэт пишет с установкой отказаться от всякого рода условностей, говорить о том, что «истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа…». Требования максимального ослабления условности искусства, предельного раскрепощения художественной формы, приближения литературы к жизни распространились и на прозу, и на стихи. Жанром, наиболее полно «освобождающим» бунинское слово, явился фрагмент. Лирическое самовыражение поэта закрепляется подобной фрагментарной конструкцией, это отчётливее сказалось в прозе: там фрагмент тяготеет к жанровой устойчивости. Но и в стихах Бунину важно было воспроизвести незавершённость, бесконечность жизни. Слово и реальность в лирике этого периода сближаются на уровне содержания, стиховая же форма, неизбежно связанная с литературой, вызывающая те или иные культурные ассоциации, сопротивляется этому сближению. Поэтому условность стиховой формы даже в самых стилистически и ритмически упрощённых стихах остаётся непреодолённой.

171-175 107
Аннотация

В статье рассматривается роль традиционного свадебного обряда в развитии конфликта и создании системы персонажей в драматургии Н. В. Гоголя. В комедии "Женитьба" прослеживается ситуация свадебного сговора как предсвадебного этапа. Отмечена последовательность ритуальных действий персонажей – сватовство, смотрины, обручение. Роли действующих лиц пьесы соотносятся с функциями участников свадебного обряда (жених, невеста, сват, дружка), отмечено индивидуализирующее поведение персонажей, создающее комический эффект. В «Ревизоре» брачный мотив представлен эпизодом благословения молодых. Мнимое приготовление к свадьбе является частью «миражной интриги». В обеих пьесах брачный мотив является архетипической основой развития действия в целом («Женитьба») или отдельного значимого эпизода («Ревизор»). Все персонажи, формально следуя обрядовым действиям, не способны соответствовать своим свадебным чинам по своим индивидуальным характерам или социальному статусу. В результате исследования делается вывод о роли элементов традиционной свадебной обрядности в раскрытии художественного смысла драматических произведений Гоголя.

175-178 88
Аннотация

В статье освещаются направления международного сотрудничества Кемеровского государственного универститета с одним из старейших образовательных учреждений Сербии – Нишским университетом. Доказывается, что в эпоху глобализации невозможно получение высшего образования без тесного сотрудничества вузов разных стран, и получение филологического образования предполагает изучение славянских языков. С целью более эффективного освоения славянских языков, культуры и языкового сознания носителей изучаемых славянских языков в соответствии с заключенным договором о сотрудничестве предусмотрен и реализован целый ряд мероприятий: обмен преподавателями и студентами, реализация востребованных студенческих программ и международных научных проектов, проведение совместных научных конференций. Опыт сотрудничества двух славянских университетов позволяет утверждать, что интерес к русскому языку в Сербии, потребность в его изучении особенно возросли в последние годы в связи с укреплением не только экономических, но и культурных и научных связей. Перспективы развития научно-образовательных связей наших университетов предполагают внедрение в учебный процесс сетевой формы обучения и возможность получения нашими студентами приложения к диплому европейского образца. 

179-183 119
Аннотация

В статье описывается письменно-речевая деятельность «наивного автора», проявленного в этой деятельности. Анализируются письменные тексты с точки зрения их принадлежности к жанроиду «Поэтическое послание». Даётся характеристика близких к нему литературных жанров, таких как поэтическое послание (и его вариант дружеское послание), дружеское письмо, эпистола (письмо в стихах). Обосновывается положение, что жанровое сознание «наивного автора» не сформировано, так как формы повествования выбираются им интуитивно.

Работа выполнена на стыке трех активно развиваемых направлений современной русистики: речевого жанроведения, лингвоперсонологии и теории естественной письменной речи.

184-187 113
Аннотация

Целью данной статьи является выявление специфики образа итальянского полководца XVI века Франческо Ферруччи как исторической фигуры и литературного персонажа. Используя метод сравнительного анализа, автор привлекает в качестве материалов исследования научную монографию российского историка В. К. Пискорского и исторический роман итальянского писателя-романтика Ф. Д. Гверрацци. В качестве основного периода сравнительного исследования образа Ферруччи выступают последние годы существования и падения Флорентийской республики 1527 – 1530 гг. Рассматриваются важнейшие аспекты личности Франческо Ферруччи и специфика их изображения в научной монографии и историческом романе. Новизна и актуальность данной работы заключаются, прежде всего, в малой степени изученности произведений итальянского писателя эпохи романтизма Ф. Д. Гверрацци в отечественном литературоведении, в частности, центрального романа его творчества «Осада Флоренции», заглавным героем которого по праву считается героический полководец и защитник Флорентийской республики Франческо Ферруччи. Таким образом, в результате данной работы были выявлены основные специфические черты образа Ф. Ферруччи как исторической фигуры и литературного персонажа, обусловленные жанровой спецификой итальянского исторического романа эпохи романтизма.

188-191 76
Аннотация

В статье анализируются способы дискурсивной обработки культурной чужеродности, рассматриваемые в работе в качестве основной функции литературно-нарративной коммуникации в фокусе межкультурного взаимодействия. Исследование проводится на материале немецкоязычного романа чехословацкой писательницы И. Брежна «Die undankbare Fremde» (2012). В рамках работы выделено несколько функций литературно-нарративной коммуникации в условиях ситуации межкультурного взаимодействия. Основной функцией названа дискурсивная обработка культурной чужеродности, включающая комплекс языковых и культурно-конвенциональных средств для рефлексии процесса адаптации. В тексте эта функция реализуется на лексическом уровне через использование ряда семантических оппозиций, местоименного дейксиса, описание определенного круга тем. На синтаксическом уровне это выражено в особенностях формального устройства текста, а также хронологического порядка. Вторая функция литературного нарратива – минимизация стресса адаптации и его осмысление через формирование вторичной концептуально-языковой картины мира. Третья функция – трансфер ментального опыта реального автора или повествователя. Четвертая функция заключается в преодолении стереотипного представления о культуре мигрантов у культурно-языковых носителей.

192-195 130
Аннотация
В работе обсуждаются проблемы исследования бизнес-презентации как нового жанра делового общения. Изучение данного жанра соотносится с проблематикой бизнес-лингвистики – актуального междисциплинарного направления современного языкознания, ориентированного на изучение различных форматов коммуникации в сфере бизнеса. Рассматривается актуальная проблематика бизнес-лингвистики. Даётся характеристика жанра бизнес-презентации с точки зрения особенностей коммуникативной ситуации, целей и средств речевого воздействия, оказываемого предпринимателем на потенциального инвестора. На основе обзора научной литературы по теме исследования делаются выводы о необходимости дальнейшего изучения бизнес-презентаций.
195-200 167
Аннотация

В статье рассматривается актуальность внедрения инновационных методов в процесс обучения русскому языку иранских филологов-русистов. Учитывая тот факт, что главным в обучении иностранного языка становится функциональный принцип обучения, а также в центре внимания ставится коммуникативная компетенция учащихся, то в современной методике преподавания иностранных языков ведется интенсивный поиск новых подходов, форм и методов преподавания. Инновационные методы обучения предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный – равному», другими словами директивная модель обучения, заменяется интерактивной моделью, являющейся более продуктивной и ориентированной на личность студента.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)