№ 2-2 (2013)
Скачать выпуск
PDF
Филология
14-18 409
Аннотация
Активная интеграция интермедийной художественной практики приводит к слому традиционной парадигмы, желанию поэта преодолеть границы традиционных форм и жанров и оформить свое сообщение читателю при помощи знаков других семиотических систем. Введение визуального компонента в структуру вербального поэтического текста приводит к развитию визуальной поэзии, нового литературного жанра в рамках интермедиальности. В данной статье представлены различные подходы в понимании визуальной поэзии и ее места в литературном пространстве современности. Намечена стратегия интерпретации синтеза вербального и визуального компонентов. В практической части работы представлены анализы двух поэтических текстов, в структуре которых доминирующим является визуальный компонент.
19-24 254
Аннотация
В настоящей статье производится анализ единиц речевого этикета современного языка идиш, выражающих благопожелание, с учетом ситуации, коммуникативных ролей, признаков ситуации, культурных фактов и тематического класса глагола. Это позволяет проследить, с какими действиями, процессами и состояниями носители идиша ассоциируют добро и кто или что может выступать в качестве его носителя, получателя или источника.
24-27 290
Аннотация
Данная статья посвящена выявлению этнокультурной специфики функционирования телесной метафоры в разноструктурных языках – английском и русском. Согласно когнитивной теории, мыслительные способности человека обусловлены биологической природой его мозга, тела и телесным опытом. Однако анализ языкового материала указывает на необходимость учета культурных факторов образования телесных метафор.
28-31 544
Аннотация
В данной статье рассматриваются история развития жанра кинорецензии, его особенности, а также способы выражения оценочности как жанрои текстообразующей категории кинорецензии. Выявлен преобладающий коммуникативный регистр кинорецензии – реактивный регистр. Статья содержит примеры выражения оценочности на различных языковых уровнях.
32-35 313
Аннотация
Предметом исследования в данной статье является категория времени в репрезентации социального концепта «СЕМЬЯ» в немецкой языковой картине мира на материале текстов cловарного нормативного и публицистического дискурсов. Анализируются разноструктурные языковые средства со значением темпоральности, отражающие важные культурно значимые смыслы семьи и трансформацию концепта в представлениях немецкого этноса.
36-40 359
Аннотация
В статье исследуется эмотивно-экспрессивная функция риторических вопросов в структуре аргументативного высказывания на материале научно-учебного текста. Использование риторического вопроса в таком тексте выполняет прагматическую функцию: привлечения внимания, активизация восприятия информации, убеждения. Особенность аргументации в научно-учебных текстах заключается в том, что речевое воздействие связано с апелляцией не только к рациональным, но и к эмоциональным структурам человеческого сознания. Таким образом, аргументация в научно-учебном тексте носит аксиологический характер.
40-45 378
Аннотация
В статье рассматривается лингвоперсонологическая проблематика в дружеских письмах известного русского эмигранта, философа Н. О. Лосского.
45-50 319
Аннотация
Данная статья посвящена выявлению ценностной составляющей лингвокультурного типажа KIDULT в американской лингвокультуре путем анализа ответов респондентов. В результате полученных данных были выявлены основные положительно и отрицательно маркированные черты, а так же нейтральные характеристики лингвокультурного типажа KIDULT, что свидетельствует о высокой степени аксиологизации и о важности данного типажа в рамках американской лингвокультуры.
50-55 354
Аннотация
В статье анализируются объявления о знакомстве во французских газетных и Интернет ресурсах с целью выявления стереотипов и их роли в формировании дискурса самопрезентации. Рассматривается связь стереотипного высказывания с его успешностью в воздействии на адресата.
56-61 255
Аннотация
В данной статье представлен анализ прагматических и структурно-организующих функций вводных компонентов (вводных слов и предложений), а также изучается распределение вводных конструкций по типам речевых актов.
61-64 353
Аннотация
Статья показывает роль программ машинного перевода, как систем, созданных искусственным путем и имитирующих работу человеческого мозга, и их влияние на формирование современной личности человека в XXI веке.
64-67 271
Аннотация
В статье обсуждается проблематика коммуникативного консультирования. Последнее рассматривается как отрасль прикладной лингвистики, связанная с оптимизацией гоминизаторской (человекообразующей) функции языка и речи. Коммуникативное консультирование предполагает: 1) применение знаний о структуре и функционировании языка для улучшения использования индивидом какого-либо подъязыка или языковой и коммуникативной компетенции личности; 2) совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении коммуникативных проблем и на принятие значимых решений в сфере профессиональной, личностной и межличностной коммуникации. В публикации разбираются отдельные направления коммуникативного консультирования.
67-74 376
Аннотация
В статье представлен структурно-семантический анализ метафор концептуальной сферы-источника «Медицина», функционирующих в немецком политическом дискурсе, с позиций когнитивной лингвистики. Эта группа концептуальных метафор базируется как на узуальных, так и на окказиональных образах и описывает социально-экономическую реальность современной Германии.
75-81 319
Аннотация
В статье представлен лингвокультурный анализ библейских антропонимов, топонимов и сюжетов, которые послужили источником метафоризации в немецкоязычной социальной коммуникации. Данные виды библеизмов основываются на узуальных значениях и в полной мере отражают реалии общественно-социальной и политической жизни современной Германии.
81-86 335
Аннотация
В статье раскрываются особенности концептуализации в языковой картине мира знания о восприятии зрением. Рассматриваются модели репрезентации концепта ‘ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ’, совокупность которых позволяет выделить категорию перцептивности, анализируемую в таких ее модусах, как номинативный, структурно-системный, категориально-грамматический, прагматический, коммуникативный и модус презентации (эпистемический).
87-92 302
Аннотация
На основе лингвистического анализа объективации концепта CONSTRAINT в современном англоязычном научном дискурсе по когнитивной науке и когнитивной лингвистике делается вывод о гносеологическом «дрейфе» когнитивной платформы в изучении языковых и мыслительных процессов, наблюдаемом опосредованно через смену языковых репрезентантов ключевых концептов.
92-97 455
Аннотация
Настоящая статья посвящена явлению интертекстуальности в художественном дискурсе. В фокусе исследования находится отражение социокультурного фона в художественном дискурсе посредством интертекстуальных отношений. Материалом для анализа послужили художественные произведения, написанные в жанре фэнтэзи.
98-101 347
Аннотация
Описание морфо-семантических особенностей немецких производных и непроизводных эмотивных глаголов, выражающих эмоцию печали, помогает понять культурную специфику данного явления. Особое место в таких исследованиях занимает анализ словообразовательных элементов (префиксов), принимавшие участие в процессе деривации, их функции и специфики отношений между префиксами и глагольной семантикой.
101-105 395
Аннотация
Поскольку любая грамматическая категория предоставляет автору речевого произведения вариативные формы, избираются они под воздействием антропофактора, т. е. грамматика является личностно обусловленной. Грамматическая схема описываемой в речи ситуации зависит от существующей у автора картины мира.
106-109 403
Аннотация
В данной статье рассматриваются средства выражения возмущения в английском языке. Анализ проводится на материале англоязычной художественной литературы. Исследование показало, что состояние возмущения персонажей может быть представлено в речи автора-повествователя при помощи глаголов говорения и наречий, интенсифицирующих их значение.
110-113 232
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о синтаксической валентности идишских глаголов с префиксом unterи дается их морфосинтаксическая классификация, подразделяющая глаголы на акцессивные, рецессивные, эквивалентные глаголы, а также описываются корреляции разных уровней описания и представления.
113-116 263
Аннотация
Цель данной статьи – показать использование антропоцентрического подхода и важность категории персональности в изучении междометий в английских художественных произведениях. Употребляя междометия, авторы передают чувства их персонажей, личное отношение к реальной и ирреальной действительности. Междометия, как единицы, выражающие категорию персональности, отражают суть антропоцентрической лингвистики как изучение «человека в языке».
117-121 276
Аннотация
Настоящая работа посвящена изучению единиц номинации лингвокультурного типажа «герой-борец» как модельной личности, а также анализу его образно-перцептивных и поведенческих характеристик, объективированных во французском художественном дискурсе. В ходе исследования выявлены культурно-специфические особенности героического сознания.
122-126 327
Аннотация
В статье представлен поуровневый анализ наиболее типизированных отклонений от нормы в детском дискурсе, а также тактики трансляции детской речи на русский язык. Речевая деятельность детей, отраженная в пространстве художественного произведения, репрезентируется лишь отдельными элементами и подвергается авторской стилизации. Качественный перевод контаминированной детской речи на русский язык с целью воссоздания речевого портрета ребенка остается важной проблемой теории и практики перевода.
127-131 1220
Аннотация
Статья посвящена результатам современных концептуальных исследований. В статье приводится две классификация концептов: В. И. Карасика и М. В. Пименовой, описываются этапы анализа структуры концепта.
132-136 322
Аннотация
В статье анализируются линвгокультурные характеристики лексико-семантического поля «Held» на материале корпуса современных немецкоязычных публицистических текстов. Автор выделяет и анализирует с помощью лингвокультурного подхода современные культурно-значимые характеристики героя как эталона поведения человека в немецкой лингвокультуре и моделирует лексико-семантическое поле «Held», отражающее особенности современного национального немецкого сознания.
136-139 363
Аннотация
В статье рассматривается, как семантика неконтролируемости влияет на употребление глагола в той или иной временной форме.
139-143 351
Аннотация
В статье на примере «конца света 21.12.12.» рассматривается специфика отражения медийных событий в русскоязычных и англоязычных креолизованных текстах Интернет – демотиваторах и карикатурах.
144-148 312
Аннотация
В статье освещаются отличительные признаки жанра эпистолярного романа, проводится анализ формул речевого этикета в эпистолярном жанре, дается определение речевого этикета. Рассматриваются основные признаки и особенности формул обращения, приветствия и прощания в английском языке на материале романов С. Ричардсона и А. Бена.
148-151 336
Аннотация
В данной статье рассматривается эмоциональность художественного текста как основа его связности, приводится классификация эмоций, описываются способы их выражения в художественном тексте. Кроме того, здесь представлены результаты проведенного анализа романа Амели Нотомб «Катилинарии» с точки зрения способов выражения эмоций, определяются наиболее частотные способы, использованные в этом произведении, а также формулируется его эмоционально-смысловая доминанта.
152-156 349
Аннотация
В статье рассматриваются особенности восприятия политических текстов авторами текстов-комментариев. Предпринимается попытка выявить типичные модели текстовосприятия адресата – рядового носителя языка.
157-161 281
Аннотация
В статье анализируются рассказы современного французского писателя Клода Буржекса, которые представляют собой, в основном, юмор абсурда. Вскрываются лингвистические приемы, служащие для описания нелепых, алогичных ситуаций, среди которых основным является разложение фразеологизмов.
161-164 292
Аннотация
В статье исследуется влияние гендера на репрезентацию оценки в немецкоязычных художественных текстах. На основе исследованного материала автор определяет гендерные оценочные стереотипы, типичные для мужчины или женщины.
165-171 267
Аннотация
В статье рассматриваются виды прозаических интекстов, выступающих в качестве комплексных механизмов когнитивного моделирования лингвокультурного типажа EMIGRANT, а также описывается их функциональная специфика, анализируются языковые средства портретирования эмигрантов в современной ирландской литературе.
172-178 394
Аннотация
В статье освещены вопросы терминологического разнообразия при описании структуры и содержания гипертекстов, а также выявлены структурные и содержательные особенности гипертекстов немецкоязычной рекламы товаров для детей в сети Интернет. Гипертекст состоит из узлов, важнейшим из которых является исходный узел. Чаще всего исходным узлом гипертекста является анимированный баннер, который может иметь «сюжет». Сюжетные баннеры имеют наибольший воздействующий потенциал.
178-183 361
Аннотация
В данной статье дискурс рекламы рассматривается как дискурс власти и как средство социализации подрастающего поколения в вопросах гендерной идентификации. Анализ контекста употребления гендерно-маркированных лексем позволил осуществить моделирование стереотипов-представлений о мужской и женской гендерных группах, насаждаемых в рекламе для детской целевой группы.
188-194 273
Аннотация
Концептуализация мира и себя как части этого мира отражается в обновленной жанровой форме самопрезентации, что позволяет сегодня понять официальную составляющую саморефлексии субъекта концептуализации – Европейского Союза. Понимание возможно при выделении основных концептуальных зон, которым соответствуют основные концептуальные смыслы, содержащиеся в текстовой форме медийной самопрезентации ЕС.
195-199 340
Аннотация
В статье предлагается когнитивно-семантическая классификация глаголов с префиксом avekв языке идиш, которая учитывает пространственную этимологию префикса и рассматривает префиксальные глаголы с точки зрения приобретаемых за счет префиксации сем, а также с учетом описываемых ими ситуации и концепта ситуации.
199-204 298
Аннотация
Настоящая статья посвящена выявлению, систематизации и сравнительному анализу социальных признаков концептов «man» и «woman», объективируемых субстантивными словосочетаниями, построенными по модели «adjective+man/woman», в корпусе современного американского варианта английского языка. В исследовании учитывается абсолютная частотность употребления словосочетаний, номинативная плотность соответствующих концептуальных признаков, а также коэффициент взаимной информации, являющийся мерой семантической связанности между компонентами словосочетания. На основе анализа семантики атрибутивных репрезентантов концептов выявляются культурно-национальные коннотации признаков.
204-209 470
Аннотация
В статье анализируются стратегии и тактики политического дискурса, широко применявшиеся в отражении событий, посвященных теме военного конфликта. Рассматривается речевое поведение политиков в ситуации военного конфликта на примере наиболее значимых событий в истории: Вьетнамская война, теракт 11 сентября, война в Ираке, грузино-югоосетинский конфликт.
209-213 383
Аннотация
В статье исследуется эмотивная лексика современного английского языка, которая раскрывает универсальные свойства языковой способности человека, культурно-обусловленные различия в ее организации и функционировании, отражение в языке корреляции между эмоциями и психофизиологическим состоянием человеческого организма.
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
214-220 253
Аннотация
В статье рассматривается концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Модель представляет собой теоретико-методологическое обоснование сопровождающей деятельности преподавателей. Обосновывается компонентный состав модели, раскрывается содержание каждого компонента.
220-223 336
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы лингводидактического аспекта формирования профессионально-коммуникативной компетенции современного специалиста; анализируются структурные компоненты данной компетенции; дано её обоснование как инструмента эффективной профессиональной деятельности специалиста и определено место межкультурной коммуникации.
224-227 270
Аннотация
Домашнее чтение произведений художественной литературы на иностранном языке является одной из форм самостоятельной работы, которая направлена на совершенствование умений собственно чтения, знакомит с культурой страны изучаемого языка и способствует развитию навыков устной речи. Особое место при этом отводится отбору материалов для чтения и самой организации домашнего чтения.
228-232 337
Аннотация
В статье рассматриваются активные методы обучения иностранным языкам. Автор делает акцент на дискуссионном методе обучения в команде, способствующем формированию и развитию коммуникативной компетенции, оптимизации процесса обучения, реализации творческих межличностных отношений, критического мышления, инициативности, самостоятельности студентов.
233-238 327
Аннотация
В статье исследуется проблема межкультурного взаимодействия студентов в контексте академических обменов. В качестве фактора успешной академической адаптации студентов за рубежом и их межкультурного взаимодействия рассматривается межкультурная компетенция. На основе сравнительного анализа опыта формирования межкультурной компетенции в университете Пассау (Германия) и Кемеровском государственном университете излагаются рекомендации по формированию межкультурной компетенции студентов.
238-243 322
Аннотация
Статья является первой частью цикла публикаций автора, посвященных изучению вопроса профессиональной стабильности будущего педагога. В статье проводится анализ сущности понятия «устойчивость» с позиций разных наук: философии, механики, математики, кибернетики, физики, социологии, экологии, психологии. Устойчивость рассматривается как характеристика объектов, технических и природных систем и их состояний, как качество личности.
ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)
ISSN 2949-2092 (Online)