Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
№ 4-2 (2015)
Скачать выпуск PDF

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ

103-107 198
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы и сложности набора студентов, с которыми сталкиваются гуманитарно- классические вузы страны в период приемных кампаний. Описаны методы, применяемые при проведении профориентационной работы университетом и факультетом политических наук и социологии (ФПНиС) КемГУ, с оценкой их эффективности, полученной путем социологического опроса первокурсников, поступивших в 2015 г. на первый курс факультета ПНиС. В рамках данного исследования профориентация изучается в связке с методами паблик рилейшнз, понимаемая как работа вуза, направленная и на профессиональное самоопределе- ние старшеклассников, и на формирование позитивного имиджа КемГУ и его факультетов. В ходе исследова- ния было установлено особое влияние «лидеров мнений» (школьных учителей по истории и обществознанию) на формирование мнения школьников о направлениях (социология/политология) и факультете.

С опорой на результаты анкетного опроса, в статье даны предложения для выстраивания профориентационной работы. Рекомендуется усилить активную работу по формированию позитивного имиджа университета и факультета в реальном и виртуальном информационном пространстве, включая печатные СМИ, ТВ и ресурсы интернета; обратить особое внимание и выстроить взаимодействие с учителями истории и обществознания, являющимися основными лидерами мнений для старших школьников – будущих абитуриентов; наработать пакет  методик  и  приемов  для  более  успешного  противодействия  информации,  формирующей  негативный имидж КемГУ и факультета ПНиС в виртуальном информационном пространстве, включая популярные пабли- ки социальных сетей и отдельные независимые интернет-ресурсы.

108-111 99
Аннотация

Статья освещает результаты исследования межгруппового восприятия в контексте поддержки действующей власти. Автор представляет словесные портреты, данные сторонниками власти и оппозиции относительно «своей» и «чужой» группы и представлений контрольной группы. На этом основании автор делает вывод о том, что в сознании граждан сформировался четко определенный психологический портрет сторонников власти – и внутригрупповое, и межгрупповое представление об этих людях совпадает, различаясь лишь нюансами эмоциональной окраски (положительное отношение или негативное). Напротив, портрет оппозиции имеет размытый контур. У представителей «чужой» группы нет четкого понимания о людях, которые ее представляют, об их ценностях и мотивах действий. Внутригрупповое восприятие также характеризуется большой фрагментарностью и размытостью.

112-115 107
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессами криминализации российского общества и коррумпированностью государственного аппарата. Развитие социальных институтов гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, принятие специальных мер в рамках государственной политики противодействия криминализации и коррупции, составляет первоочередную задачу региональных и федеральных властей РФ

116-120 164
Аннотация

Статья посвящена проблеме диверсификации контента в российских медиахолдингах и носит прикладной характер. С помощью кейс-метода на примере российских компаний «РБК», «Газпром-медиа» и «Национальной медиа группы» автор изучает, как новейшие цифровые технологии и переориентация медиахолдингов на digital заставляет медийные компании переупаковывать свой продукт и представлять его одновременно на разных площадках. Целью исследования является выявление степени диверсификации контента и взаимной интеграции СМИ, входящих в рассматриваемые холдинги. В результате исследования были выведены и описании модели медиахолдингов с тремя степенями диверсификации контента. Данные модели могут быть использованы медиа-менеджерами при выстраивании модели диверсификации в медиакомпании.

121-128 114
Аннотация

Представленное методологическое кросс-дисциплинарное исследование касается языкознания, философии, коммуникологии, однако его цель лежит в сфере социологии. Задача исследования базируется на идее антропометричности языка: переход от продуцированного языком знания к когнитивным механизмам означает, что когнитивные способности человека и усвоенные им модели познания находят выражение в языке. Следовательно, языковые структуры являются источником сведений о базовых ментальных представлениях. Мы репродуцировали идею нового знания в сферу социальной информации – пониманию семантического значения понятий и их использованию в научном обиходе, определили социально-коммуникативную значимость понятий посредством применения авторской методологии. Рассмотренные понятия: социальные капитал, потенциал, возможность, резерв, запас, труд как базовый социальный процесс – имеют общее поле, основанное на коммуникативном характере их содержания. В коммуникативном сообществе рассмотренные понятия имеют общую последовательность. Главенство обнаружено в отношении понятий возможность и социальный потенциал. Понятия соотнесены в результате экспертных оценок по характеристикам «настоящее – будущее», «часть – целое», «совместный – индивидуальный». Это дает возможность единого базового понимания представленных понятий, последовательности (иерархичности) их значения для обозначения характеристик социальных процессов. Описание методологии по этапам исследования: применение метода сравнений категорий и понятий, определение полей понятий, метод экспертных оценок (соотнесение понятий по характеристикам членами коммуникативного сообщества), метод математической статистики, всеобъемлющая характеристика понятий, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена, определение последовательности и иерархичности понятий в коммуникативном сообществе, методология исследования социальнокоммуникативной значимости понятий, создание единого смыслового социально-коммуникативного пространства. Единство контекстов употребляемых понятий – залог установления прозрачного диалога и выстраивания общего социально-коммуникативного пространства, являющегося предпосылкой единства общества в целом. Разработанная и продемонстрированная методология позволяет приближаться к созданию единого смыслового социально-коммуникативного пространства в сообществах, а затем и в обществе в целом.

129-140 114
Аннотация

Одной из базовых основ демократии является право человека на информацию и свободное информационно-коммуникативное взаимодействие. Становление принятого сегодня международного и национальных законодательств в Европе и России длилось несколько столетий и было тесно взаимосвязано с геополитическими, военными, экономическими событиями, трансформациями государственного управления, изменениями социальных структур и общественных настроений, с демократическими преобразованиями или событиями, имевшими признаки демократии. Ретроспектива этого процесса кратко систематизирована в данной статье. Хронология рассмотрения основывается на принятии государствами важнейших по пути к демократическим изменениям законодательных актов, провозглашавших свободу слова, печати, информации.

141-146 108
Аннотация

Статья знакомит читателя с исследованиями российских и зарубежных авторов относительно положения и роли молодёжи в общественно-политической структуре. Каждая научная теория привносит свои методы сбора информации, раскрывая различные стороны проблемного поля, но наиболее перспективными для политологического измерения представляются рискологическая концепция, концепция культурной нормализации молодежи и ювентологические исследования

146-151 118
Аннотация

В статье рассмотрен избирательный процесс в регионе, начиная с самого первого этапа – выдвижения кандидата политической партией для участия в выборах. Проанализированы этапы процесса: выдвижение кандидата на партийной конференции, подготовка документов в муниципальную избирательную комиссию для регистрации, сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты на избирательном округе. Рассмотрена стратегия и тактика региональной избирательной кампании.

ПЕДАГОГИКА

7-11 124
Аннотация

В статье описана возможность формирования культуры самостоятельной работы студента техникума в модели формирования компетенций и продуктивного изучения курсов и дисциплин, определяемых ФГОС СПО в системе формирования общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). Специфика постановки качества формирования продуктивных составляющих профессионального знания лежит в плоскости самостоятельной верификации возможности определения и решения задач развития личности и производственных отношений.

12-17 150
Аннотация

В статье анализируются основные принципы формирования бренда провинциальных городов, а также проблемы развития внутреннего туризма в Кузбассе. Архитектура предлагается авторами как импульс развития современного туризма в сибирском регионе. Историческая архитектура Новокузнецка рубежа 1920 – 30-х гг. рассматривается в статье как социокультурный феномен.

18-21 110
Аннотация

В статье с точки зрения акмеологического подхода рассмотрена эффективность подготовки управленческих кадров. Приведены данные по реализации Президентской программы в Кемеровской области. Описан опыт создания акмеологических условий в рамках реализации программы «Менеджмент. Тип А» в КемГУ. Сформулированы акмеологические условия для проведения акмеологической практики. Сделаны выводы о необходимости акмеологизации образовательного пространства подготовки управленческих кадров.

21-26 87
Аннотация

В данной статье автор предлагает модель социально-культурного проектирования и продвижения детских образовательных программ в деятельности музеев. Автор предлагает разделить модель на два блока: 1) блок социально-культурного проектирования детских образовательных программ; 2) блок коммуникационного продвижения детских образовательных программ. Каждый блок автор делит на 4 компонента и анализирует и приходит к выводу, что данная модель является эффективной, конкурентоспособной оптимизирующей имидж музея как современного учреждения культуры, привлекательного для детских целевых аудиторий.

26-30 136
Аннотация

В статье представлен опыт работы по применению индивидуального и дифференцированного подходов на уроках физической культуры в зависимости от уровня физической подготовленности и состояния здоровья младших школьников.

31-35 205
Аннотация

Цель: произвести селекцию из множества применяемых тестов, оценивающих координационные способности; определить их преимущественную направленность; провести экспериментальное испытание на контингенте спортсменов уровня КХЛ; рассчитать оценочные таблицы по каждому тесту и изучить взаимосвязи между различными сторонами координационных способностей. Материал: протестировано 20 хоккеистовпрофессионалов уровня Континентальной Хоккейной Лиги. Результаты: отобрано 16 тестов на льду и вне льда, оценивающих различные стороны проявления координационных способностей; созданы 5-балльные оценочные шкалы по каждому тесту; выявлены взаимосвязи между 16 показателями уровня координационных способностей профессиональных спортсменов. Выводы: количественные и качественные показатели стабилометрических тестов имеют исключительно индивидуальный характер и значительный диапазон варьирования, для получения более обширной информации в дальнейших исследованиях необходимо расширить диапазон оценки управляющих механизмов, доступных стабилометрии; выявлено отсутствие взаимосвязи между различными педагогическими тестами, направленных на оценку координационных способностей; инструментальные методы позволяют точно измерить, но только отдельные психофизические функции или отдельные признаки КС: точность воспроизведения, дифференцирование пространственных, временных, силовых параметров движений, а не самих КС как целостных психомоторных образований; разработанные шкалы оценки различных сторон КС являются готовым инструментом для практического внедрения в программу отбора, подготовки и контроля в сфере подготовки хоккеистов.

36-39 270
Аннотация

В статье приводятся данные о наиболее популярных средствах педагогического контроля, используемых в спорте и хоккее в частности. В данной работе анализируются: двигательная активность хоккеистов в ходе соревновательной деятельности; вклад различных метаболических источников, обеспечивающих игровую деятельность хоккеистов в процессе матча; данные мониторинга ЧСС игроков молодёжной сборной Республики Беларусь по хоккею с шайбой в матчах в рамках подготовительного сбора к Чемпионату Мира в Финляндии, а также результаты педагогического и биохимического контроля в ходе тестирования физической подготовленности. Рассматриваются возможности оценки общей и специальной выносливости хоккеистов. По результатам проведенных исследований, впервые в хоккее обнаружен феномен роста лактата в период пассивного отдыха между сменами и сформулирована проблема, требующая ее решения. На материале тестирования молодежной сборной команды Республики Беларусь по хоккею с шайбой рассчитана пятиступенчатая шкала оценки специальной выносливости хоккеистов высокой квалификации на этапе окончания соревновательного сезона.

40-45 170
Аннотация

В статье раскрывается вопрос о физическом воспитании дошкольников посредством комплекса упражнений с элементами хатха-йоги, которые позволяют акцентировать внимание на развитии подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц, здоровье суставов, содействовать поддержанию хорошего самочувствия. Высокая эффективность адаптированной для детского организма йоги при систематических занятиях обусловлена, кроме перечисленного, еще и ее способностью восстанавливать защитные системы организма и обмен веществ, нормализовать работу нервной системы и кровообращение. Авторы статья раскрывают содержание разработанного комплекса физических упражнений с элементами хатха-йоги, который включает в себя асаны, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста. Упражнения комплекса направлены на развитие таких физических качеств, как силовая выносливость, координация и гибкость. Последовательность выполнения упражнений была определена исходя из физической нагрузки, которую оказывают упражнения на организм ребенка, групп мышц, задействованных при выполнении асан, а так же координационной сложности выбранных для освоения поз. При выполнении упражнений комплекса также уделялось внимание разным способам дыхания. Из арсенала дыхательных упражнений хатха-йоги использовались упражнения на формирование у детей навыка полного дыхания через постепенное освоение способов дыхания животом (диафрагмальное), грудью (грудное или среднее дыхание), и поверхностного (ключичного) дыхания. Также использовались упражнения на управление воздушным потоком и регуляцию дыхания. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, которые подтверждают эффективность разработанного комплекса как для мальчиков, так и для девочек дошкольного возраста. Предложенный комплекс физических упражнений с элементами хатха-йоги рекомендуется использовать для развития физических качеств детей 5 – 6 лет на дополнительных занятиях физической культурой.

45-50 154
Аннотация

В данной работе предложена методика построения подготовительного периода подготовки студентов – спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой. Определены компоненты нагрузки с учетом ее распределения в каждом микроцикле, что позволит тренеру скорректировать тренировочные нагрузки в течение подготовительного периода, с учетом учебной деятельности спортсменов. Была проведена попытка распределения средств физической и технической подготовки в подготовительный период в течение учебного года в вузе, для достижения спортсменами оптимальной спортивной формы к соревнованиям. При этом очень важно учитывать, что студенты вынуждены пропускать тренировочные занятия в связи с учебной загруженностью или болезнью. Методы: педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Материалы. Планирование подготовительного периода в течение учебного года является одним из основных аспектов подготовки студентов-спортсменов к соревнованиям. При построении подготовительного периода влияют следующие факторы: учебный процесс занимающихся, зачетная и экзаменационная сессии, каникулярный период. В различные этапы подготовительного периода важно учитывать наиболее целесообразное соотношение объема и интенсивности выполняемой работы, а также разрозненное или последовательное развитие и совершенствование физических качеств. Заключение. В данной статье рассматривается соотношение нагрузки в подготовительном периоде у студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой в неспециальном вузе, использование которой поможет гимнастам достичь спортивной формы к началу соревновательного периода.

51-55 123
Аннотация

В статье во взаимосвязи рассматривается роль образовательного пространства высшего учебного заведения и среды вуза в процессе формирования конкурентоспособного выпускника вуза – молодого специалиста. Раскрыта сущность образовательного пространства как фактора формирования конкурентоспособности выпускника вуза. Дана характеристика, признаки и функции образовательного пространства. Представлена обобщённая модель образовательного пространства вуза

55-57 127
Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования конкурентоспособности выпускника вуза в методике высшего профессионального образования. Основное содержание исследования составляет поиск необходимого педагогического инструментария реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза, в ходе которого определён комплекс методов и средств взаимодействия преподавателя и студента в воспитательно-образовательном процессе профессионально-образовательного пространства вуза. Данный комплекс включает в себя методы активного и интерактивного обучения, личностно-ориентированные методы обучения и воспитания, информационно-коммуникативные методы, мультимедийные средства обучения и др

58-61 86
Аннотация

В статье раскрыто содержание ресурсов современных педагогических технологий в организации процесса подготовки курсантов в военно-техническом вузе к решению профессиональных научно-прикладных и педагогических задач в части обеспечения реализации принципа проблемности, деятельностной модели подготовки, профессиональной контекстности содержания образования. Аргументируется целесообразность использования в образовательном процессе технологий исследовательского и проектно-исследовательского обучения как наиболее перспективных в рассматриваемом аспекте. Определены базовые обучающие модели, которые могут быть реализованы с использованием указанных технологий.

61-64 113
Аннотация

В статье представлены результаты экспериментальной апробации разработанной автором модели повышения квалификации директоров профессиональных образовательных организаций, нацеленной на развитие их готовности к образовательному нормотворчеству. Доказано, что реализация указанной модели позволяет обеспечить: сбалансированный рост степени сформированности всех функциональных элементов нормотворческой компетенции; повышение степени осознанности нормотворческой деятельности руководителей; корректировку их профессионально-правовой самооценки. Определены организационные условия эффективности реализации указанной модели в образовательной практике.

65-68 145
Аннотация

В статье исследуется одна из актуальных проблем современного образования – формирование личности будущего инженера с профессионально-творческими способностями (ПТС) в условиях существующего разрыва между образованием и производством. Цель данной статьи – определение основных средств и методик процесса формирования ПТС будущего инженера в условиях профессиональной подготовки. Из всего многообразия требований к инновационным инженерам основными автор считает развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне и способность находить необходимую информацию и самообучаться. Рассмотрен акмеологический подход как изучение и осуществление практического совершенствования инженера через превращение имеющегося профессионального уровня развития в более высокий оптимальный уровень. Автором предложен дуальный подход как мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и производства. Результаты данного исследования применяются в образовательном процессе вуза для повышения качества профессиональной подготовки будущих инженеров. Автор приходит к заключению, что качественно новое управление будущим возможно только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

69-72 94
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и состояние преподавания татарского языка как одного из государственных языков Республики Татарстан в средних и высших учебных заведениях, определяются основные задачи преподавания татарского языка в различных аудиториях. Особое внимание уделяется вопросу применения новых технологий, онлайн-школы и других интернет-ресурсов. Автором описаны условия и эффективные способы изучения татарского языка, также предпринята попытка определения некоторых причин малорезультативности обучения татарскому языку в иноязычной аудитории на современном этапе, указаны некоторые способы повышения мотивации изучения языка. Выводы, полученные в ходе работы над темой, дают основание утверждать, что одним из самых эффективных методов обучения татарскому языку как неродному является коммуникативная технология.

73-76 158
Аннотация

Статья посвящена проблеме использования синергетического подхода в качестве методологической основы совершенствования системы воспитательной работы с личным составом уголовно-исполнительной системы. Система воспитания работников ФСИН России может быть рассмотрена с позиций синергетики ввиду ее сложности, многофакторности, открытости, неупорядоченности, неравномерности, нестабильности с одной стороны, а с другой – как обладающей способностью к самоорганизации, что позволит использовать синергетику в качестве методологической основы совершенствования системы воспитательной работы с личным составом уголовно-исполнительной системы на современном этапе реформирования пенитенциарной системы России.

77-80 208
Аннотация

Наиболее важным элементом всей системы работы с обучающимися интересующимися математикой являются нестандартные задачи. Поэтому ключевой проблемой методики работы с детьми является проблема организации соответствующей системы упражнений. Один из возможных способов ее решения предлагается в данной статье.

80-82 127
Аннотация

В статье выделены исследовательские компетенции как компонент профессионализма современного педагога. Подчеркивается взаимосвязь преподавания и исследования в профессиональной деятельности педагога. Определены возможные пути вовлечения педагогов в исследовательскую деятельность в процессе повышения квалификации

83-90 117
Аннотация

В статье представлен процесс подготовки студентов вуза в условиях современного социума. В статье раскрываются содержательные характеристики, овладение которыми способствует становлению профессионального самоопределения студентов на этапе их вузовской подготовки к педагогической деятельности. Обоснован социокультурный подход в построении содержания курса педагогики. Представлена теоретическая модель курса в целях профессионального самоопределения студентов в условиях вузовской подготовки.

91-95 342
Аннотация

В статье описана специфика включения студента-бакалавра в систему научно-исследовательской работы в процессе изучения педагогических дисциплин. Научно-педагогическое исследование обеспечивает качественное построение модели развития (акметраектории становления) личности педагога в условиях непрерывного профессионального образования за счет практико-ориентированной реализации идеи развития личности будущего педагога в модели ведущей деятельности, обеспечивающей планомерный переход от репродуктивного познания к продуктивному, осуществляемому в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования. Качество решения заявленных задач в структуре подготовки педагогов регулярно верифицируется в системе научно-исследовательской работе при оценке научных статей, публикуемых в материалах Международных научно-практических конференций, научно-педагогических журналов России и зарубежья

95-98 112
Аннотация

Авторы статьи исследуют феномен «духовно-нравственной позиции», так как именно с ним современное общество связывает надежды сформировать гармоничную, достойную уважения личность. Анализируется представление о позиции в различных науках, в том числе педагогической. В статье раскрывается смысл категории «духовно-нравственная позиция»: рассматриваются ее ключевые характеристики и компонентная структура. Авторы связывают понимание духовно-нравственной позиции с необходимой трансляцией опыта.

99-102 220
Аннотация

В статье авторами определены критерии сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности (социально-потребностный, познавательно-технологический, эмоционально-поведенческий, рефлексивно-регулятивный), обоснованы соответствующие им показатели. Представлена содержательная характеристика уровней сформированности данного феномена – эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный.

ФИЛОСОФИЯ

152-155 106
Аннотация

В данной работе мы обращаемся к рассмотрению понятия объекта в аналитической философии. Имеется в виду не сколько-нибудь полный обзор данного понятия в философии, а лишь прояснение разницы взгляда на данную проблему конкретно заявленных философов, определение и формулировка собственного понимания в данном вопросе. Работы Г. Фреге оказали значительное влияние на Э. Гуссерля (побудив его отказаться от психологизма в философии математики и в логике), на Б. Рассела и Л. Витгенштейна, на целые поколения ученых ХХ в., во многом определив облик современной логики. По мнению Г. Фреге, незнание логики естественного языка и структуры его смыслового содержания является одной из основных и первостепенных причин возникновения парадоксов и противоречий в философских рассуждениях. Теоретическая философия конца XIX – начала XX века оказала влияние на формирование современной философии языка, выступая против психологизма и спекулятивного идеализма.

155-158 143
Аннотация

В статье представлены базовые положения ноосферного мировоззрения в контексте решения глобальных проблем природы, человека и общества. Глобальные проблемы являются следствием утраты человеком высшего смысла жизни, ценностей и ориентиров. Ноосфера как сфера разума основывается на принципе антропокосмизма, провозглашающего связь и взаимодействие человека и космоса, ориентирующего на духовные ценности.

159-164 73
Аннотация

В статье ставится и решается задача поиска релевантной интерпретации религиозной новации как репрезентанта и фактора социальной новации. Отмечается, что принятое в среде специалистов противопоставление старых и новых религий как носителей реакционных и модернистских социальных тенденций не позволяет заметить и правильно истолковать многочисленные проявления современной религиозной активности, которые выпадают из этой стереотипной, наполненной идеологическими коннотациями, схемы. Делается вывод о том, что религиозная новация есть совокупный результат усилий субъектов по репродуцированию религиозных практик в изменяющихся исторических условиях. Только такое понимание религиозной новации позволяет понять потенциал и социальную значимость многочисленных проявлений религиозной жизни в современном обществе, осознать, что религиозные практики способны быть источником социального развития.

165-169 94
Аннотация

В статье рассматриваются онтологический и эпистемологический потенциал использования категорий «всё» и «ничто» для описания модусов человеческого существования. Человек представлен стремящимся к сверхбытию и сверхпознанию, непрерывно преодолевающим себя и окружающую реальность. Человек – «середина» между Ничто (в котором потенциально содержится Всё) и Всё (как актуальности, всегда неполной в каком-либо отношении, то есть всегда содержащей в себе Ничто как актуальность). Человек определяется через понятие «душа», которое понимается как Всё человеческое. Человек «больше» мира, так как ему всегда «мало» мира. В статье рассматривается развитие процессов осмысления «всё» и «ничто» как модусов человеческого существования в античной, средневековой, ренессансной и современной мысли.

170-173 76
Аннотация

Луи Альтюсер – выдающийся французский философ-марксист ХХ века, творчество которого широко распространилось в мире и вызвало различные интерпретации, оказав сильнейшее влияние на последующих мыслителей. Данная статья посвящена понятию «эпистемологический разрыв», которое ввел в научный оборот Альтюсер для выяснения вклада Карла Маркса в теорию социального детерминизма. Альтюсер подчеркивал, что Маркс создал новую науку – исторический материализм, которая, по своей сути, должна была стать ориентиром для всех остальных общественных наук. В статье поэтапно рассмотрена идейная эволюция Альюсера в отношении концепции исторического материализма К. Маркса, проведен анализ реакции французского философа на критику его позиций со стороны других марксистов, например англичанина Дж. Льюиса, а также присутствует попытка продемонстрировать основные выводы, к которым приходит Л. Альтюсер в конце своих исследований.

173-176 100
Аннотация

В статье, на примере музыкального искусства, рассматривается своеобразие души русской культуры рубежа XIX – XX вв. Русская музыка являлась важной частью развёртывающегося в это время широкого синтеза искусств. Обмен идеями и образами между музыкой, поэзией, живописью, литературой и философией играл плодотворную роль для развития каждого из этих видов творчества. Душа русской культуры находит своё выражение во всех этих видах творчества, но музыка играет здесь особую роль. В творчестве композиторов С. И. Танеева, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского нашёл выражение ряд существенных особенностей души русской культуры рубежа XIX – XX вв.: соборность (проявившаяся в хоровом и симфонической искусстве), возвышенность, иррациональность, «томление духа», устремлённость к Красоте, романтизм, взаимосвязь космического и земного, сакрального и мирского, «борьба» божественного и человеческого.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

177-181 159
Аннотация

В результате исследования автор приходит к следующим выводам: во-первых, несмотря на содержательные различия между терминами «человек», «личность» и «гражданин», конституционно-правовой статус личности в общем является обобщающим понятием и для статуса человека, и для статуса гражданина; во-вторых, правовой статус личности является основой и критерием для эффективного функционирования современного государства, важнейшей целью существования правового государства.

181-186 118
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с происхождением налогов и налогообложения, их эволюционированием. Несмотря на неопределенность в вопросе о периоде возникновения налогов и налогообложения, высказывается точка зрения, согласно которой налоги в той или иной форме существовали практически со времен возникновения самого общества и государства. В тот же период начала формироваться определенная процедура исчисления и уплаты налога – механизм налогообложения. В совокупности, налоги и налогообложение способствовали появлению особого рода общественно значимой деятельности, называемой «налоговая деятельность» или «фискальная деятельность». Изучение категорий «налоги» и «налогообложение» показало не идентичность этих тесно взаимосвязанных феноменов. Основное отличие состоит в том, что налогообложение, в отличие от налогов, реально способствует такому изменению налогового отношения, при котором потенциальная возможность уплаты налога, как правило, трансформируется в конкретную налоговую обязанность лица по отчуждению принадлежащих ему денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В связи с новыми внешними вызовами, с которыми столкнулась Россия, высказывается предположение о необходимости переосмысления и корректировки национальной налоговой системы и налогообложения. При этом делается акцент на сохранении выработанных наукой налогового права принципов налогообложения, опосредующих пять важнейших свойств «хорошей» налоговой системы с приемлемым для населения и организаций и достаточным для государства уровнем налогообложения.

187-190 105
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы научного осмысления деятельности органов прокурорского надзора в советский период отечественной истории государства и права. Определяются основные этапы историографии проблемы. Анализируется вклад в изучение системы советской прокуратуры представителей юридической науки, историков права, гражданской истории. На основе историографического анализа определяются слабо изученные аспекты проблемы и перспективы дальнейших историко-правовых исследований в данной области.

191-196 84
Аннотация

В статье рассматриваются процессы формирования и развития региональной прокуратуры в Западной Сибири в 1920-е гг. Анализируются проблемы взаимоотношений прокуратуры и местных органов власти. Исследуются, подвергаются факторы, оказывающие влияние на прокурорский надзор. Изучается механизм взаимодействия прокурорских работников с общественными организациями и движениями, участвующими в реализации правоохранительной политики.

196-200 119
Аннотация

В статье рассматривается процесс зарождения в нашей стране института уполномоченных по правам человека как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России. Основными методами исследования являются диалектический метод рассмотрения и анализа явлений в их взаимосвязи и развитии, а также исторический метод. Результаты исследования на основе значительного фактического материала свидетельствуют о том, что за первые десять лет существования нового для новейшей истории России государственного правозащитного механизма – института уполномоченных по правам человека, с 1994 по 2004 год, он возник в 29 субъектах Российской Федерации. Областью применения полученных результатов является как теоретическое обобщение, так и практическая реализация процесса дальнейшего становления и развития данного института. По результатам исследования можно сделать вывод о значительной востребованности института региональных уполномоченных по правам человека в политической и правовой системе современного российского общества и необратимости демократических преобразований в России

201-204 99
Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению уголовно-правовой нормы о принуждении к даче показаний. Исследование обоснованности и целесообразности указания в уголовном законе исчерпывающего перечня лиц, могущих быть потерпевшими от этого преступления, и круга лиц, являющихся его субъектами, позволили сделать вывод о необходимости изменения диспозиции принуждения к даче показаний.

205-209 144
Аннотация

Настоящая статья посвящена определению понятия и признаков правосудия как объекта уголовно-правовой охраны. Исследование целесообразности отнесения к правосудию деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры, а также деятельности защитников и органов, исполняющих решения и приговоры судов позволили сделать вывод об отнесении такой деятельности к правосудию и о необходимости внесения изменений в название главы 31 УК РФ.

210-215 93
Аннотация

В статье обобщен опыт взаимодействия должностных лиц региональной прокуратуры с административными и судебными учреждениями Тобольской и Иркутской губерний в контексте реализации надзорной функции (конец XVIII – начало XIX вв.). Анализируются проблемы правоприменительной практики судов и иных присутственных мест в период действия двух крупнейших законов «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября1775 г. и «Учреждения для управления Сибирских губерний» от 22 июля1822 г. Фактический материал, используемый автором, включает в себя сведения, почерпнутые в документах, отложившихся в фондах Российского государственного исторического архива, Государственного архива Кемеровской области и Государственного архива в г. Тобольск. В рамках исследования обосновываются выводы о качественной работе прокуроров по регулированию вопросов подсудности и подведомственности, а также толкования нормативно-правовых актов. Отмечается ограничение в самостоятельном принятии решений губернской прокуратурой на основании «Учреждения для управления сибирскими губерниями», обусловленное подчинением прокурора губернским властям.

216-218 127
Аннотация

Вопросы организации и эффективности деятельности органов местного самоуправления являются одной из наиболее дискуссионных тем современных исследований в области муниципального права. Однако состояние местного самоуправления в XXI веке есть результат его длительного поступательного многовекового развития, без осмысления которого невозможно прогнозировать эффективность современного законодательного регулирования. Изучение основных этапов развития самоуправления демонстрирует неоднозначность и сложность этого столь долговечного по времени политико-правового процесса, показывает необходимость организации местного самоуправления основываясь на принципе историзма, прежде всего принимая во внимание специфику возникновения и развития русского города.

219-222 157
Аннотация

Правовая защита интересов личности составляет одно из приоритетных направлений деятельности государства. Честь, достоинство, репутация образуют неотъемлемую морально-этическую составляющую в структуре личности. Уголовно-правовая защита чести, достоинства и репутации осуществляется посредством криминализации опасных для таких объектов деяний. Уголовный закон охраняет нематериальные блага обычных граждан и специальных субъектов. Необходимость в существовании и разграничении таких законодательных конструкций социально обусловлена. В настоящей статье раскрываются понятия чести, достоинства; анализируются имеющиеся в юридической и иной литературе дефиниции исследуемых категорий, высказывается авторское суждение по данным вопросам. Методы исследования: анализ, синтез, метод сравнительного правоведения. Настоящее исследование может быть использовано в правоприменительной и научной деятельности, в учебном процессе.

222-225 135
Аннотация

В статье показаны и проанализированы основные особенности правового статуса и деятельности обществ взаимного страхования как особой разновидности страховщиков. Общество взаимного страхования – это одна из организационно-правовых форм страховой организации (юридического лица), которая осуществляет платное страхование за счет своих собственных средств, страхуя имущественные интересы членов общества.

226-232 100
Аннотация

Авторы, изучив оперативно-следственную практику по уголовным делам об убийствах, где огонь выступает как орудие (способ) сокрытия преступления, пришли к выводу, что следователь и оперативный работник на этапе доследственной проверки всегда сталкиваются с неочевидностью и максимальной неопределенностью. Вычленив особенности доследственной проверки, авторы предлагают обобщенный алгоритм проведения проверочных мероприятий, имеющий рекомендательный характер.

233-236 115
Аннотация

Предметом исследования являются нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие порядок признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и содержащие правовые последствия данного юридического факта. В статье рассматриваются проблемные моменты реализации правового последствия признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в виде перевода осужденного в более строгие условия отбывания наказания. Также автор выявляет соотношение мер взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа, одиночную камеру, единое помещение камерного типа и перевода осужденного в строгие условия отбывания наказания. В качестве методологической основы исследования выступает общенаучный (диалектический) метод познания, а также применялись формально-логический, системный, сравнительно-правовой и другие методы научного познания. Научная новизна представленной работы определяется тем, что автор выявляет некоторые проблемы реализации правового последствия признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в виде перевода в более строгие условия в практической деятельности исправительного учреждения и предлагает пути их решения на законодательном и правоприменительном уровне.

236-241 243
Аннотация

В данной статье рассматриваются институты прямой демократии: референдум, народные (общественные) обсуждения, народные (гражданские) правотворческие инициативы как формы непосредственного участия граждан в процессе создания законов и иных нормативных правовых актов. Целью работы является раскрытие характерных особенностей указанных форм, анализ проблем их правового регулирования и практической реализации на федеральном, региональном и местном уровнях правотворчества современной России.

242-246 124
Аннотация

В статье проведен анализ состояния окружающей среды в городах, выявлены их главные экологические проблемы, требующие решения. Автор приходит к выводу о том, что состояние окружающей среды в городах продолжает оставаться неудовлетворительным; отсутствует государственная политика экологического развития городов, базовые функции государственного управления не приспособлены к обеспечению качества окружающей среды городов. Автор считает, что необходимы неукоснительное соблюдение экологических требований в градостроительстве, специальная нормативная проработка мер охраны окружающей среды в городах, учитывающих специфику населенных пунктов и городской среды и спектр негативных воздействий.

247-250 127
Аннотация

Настоящая статья посвящена вопросам определения субъектного состава криминальных банкротств, то есть преступлений, предусмотренных статьями 195, 196 и 197 УК РФ. Исследование проведено на основании результатов расследования уголовных дел следователями следственных органов по Кемеровской области в период с1997 г. по настоящее время. Цель настоящего исследования – выработать основные критерии определения субъектного состава криминальных банкротств для совершенствования борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере применения института несостоятельности (банкротства). Методы исследования: исторический, формально-логический, методы статистического анализа и изучения документов. Настоящее исследование может быть использовано в правоприменительной и научной деятельности, в учебном процессе. По результатам исследования автор формулирует критерии разграничения криминальных банкротств.

250-253 137
Аннотация

Статья посвящена такой криминологической характеристике несовершеннолетних, освобождаемых от наказания, как нравственно-психологическая. Она является одной из основных криминологических характеристик личности преступника вообще и несовершеннолетнего преступника в частности. Именно нравственнопсихологические особенности личности несовершеннолетнего, наряду с другими, выступают критерием применения к нему освобождения от уголовного наказания

254-257 165
Аннотация

Статья посвящена одному из актуальных вопросов освобождения от уголовного наказания – возрастным особенностям личности несовершеннолетнего. Авторы анализируют возрастные особенности исходя из методов их исследования, а также из учета влияния на вид меры уголовно-правового характера. Проанализировав возрастные особенности несовершеннолетних, следует отметить, что определяющими для совершения противоправных поступков являются такие возрастные особенности подростков, как: склонность к подражанию, подверженность посторонним влияниям, противоречивость взглядов и неустойчивость поведения, повышенная эмоциональная возбудимость.

258-261 148
Аннотация

В статье рассматривается проблема соотношения таких понятий, как «покушение на преступление» и «фактическая ошибка». Подробно анализируя понятия «покушение на преступление» и «фактическая ошибка», автор приходит к выводу, что данные понятия соотносятся как причина и следствие и не исчерпываются друг другом.

261-265 88
Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу причинной связи в преступлениях, составы которых предусмотрены в статьях 143 (нарушение требований охраны труда) и 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ). Целью исследования является выявление особенностей причинной связи в указанных преступлениях. В статье освещены проблемные моменты констатации причинной связи при нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ. Методы исследования: логический; нормативно-аналитический; системного анализа. Настоящее исследование может быть использовано в правоприменительной и научной деятельности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)