Психология
В статье дан обзор основных зарубежных теорий виктимизации. Целью данной работы выступает потребность преодолеть вакуум информации о развитии виктимологии за рубежом и основных зарубежных подходов к исследованию виктимности человека. Рассмотрены концепции образа жизни, личностных особенностей и аномальных межличностных отношений. Выделены основные последствия виктимизации, определенные на основании концепции peer victimization. Обозначено, что характерные нарушения (низкая самооценка и снижение чувства собственного достоинства) происходит у всех участников виктимного процесса. Рассмотрены последствия разных форм запугивания в раннем и подростковом возрасте. Выделена специфика киберзапугивания как формы насилия. Обозначена роль теорий влияния пола, расы, возраста в развитии подходов к виктимизации личности. Раскрыт механизм вторичной виктимизации и эффект социального заражения. Обозначены теории, раскрывающие специфику виктимизации несовершеннолетних беженцев. Предложен анализ различных воздействия для предотвращения насилия среди сверстников младшего подросткового возраста и оценка их эффективности. Новизна анализа заключается в распространении зарубежного опыта в поле отечественной виктимологии.
Статья является составляющей исследования особенностей абхазской народной педагогики и ее принципов. Актуальность работы в том, что этническая педагогика абхазов содержит множество самобытных приемов воспитания, в том числе и умственного, о котором пойдет речь, заслуживающих изучения и способствующих сохранению колорита и особенностей народа Абхазии при современном использовании. Впервые расширено и вместе с тем конкретизировано представление об интеллектуальном воспитании как компоненте системы формирования совершенной личности в представлении абхазов, что является новым относительно работ других авторов. Проведённый анализ наполняет свежим содержанием наши представления о педагогической мысли абхазов в прошлом, специфике их системы обучения и форм умственного воспитания. Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы при написании учёными трудов и учебных пособий по этнопедагогике. В работе предложено внедрить предмет исследования в практику школьного обучения, систему подготовки и переподготовки преподавателей для дошкольных учреждений и общеобразовательной школы, педагогических факультетов вузов.
Цель статьи – раскрытие ценностно-смысловых составляющих жизненных стратегий студентов вуза. Описаны содержательные характеристики жизненной стратегии личности. Обоснована позиция о том, что ценностные ориентации являются основным компонентом жизненной стратегии личности. В качестве методов исследования использовались: тест М. Рокича, тест Ш. Шварца, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест Р. Инглхарта, модифицированный М. С. Яницким. Опираясь на типологию Л. И. Дементий и В. Е. Купченко, выделены и описаны различия фаталистической, конформистской, целеустремленной жизненных стратегий, заключающиеся в способе планирования будущего, сформированности образа будущего, сформированности основных жизненных целей, степенью осмысленности и удовлетворенности жизнью, способности самостоятельно контролировать события своей жизни и нести за них ответственность. Представлены характерные особенности ценностносмысловой сферы личности студентов вуза, относящихся к данным типам жизненных стратегий.
В данной работе рассматриваются теоретические основы классификаций межличностных отношений. Предпринимается попытка разработки классификации межличностных отношений на основе системного подхода. Согласно принципу системных описаний предполагаемая семантическая структура межличностных отношений представлена следующими сферами: восприятие себя и других людей, восприятие психологического времени, восприятие отношений с группами как отражение аффилиативной потребности, восприятие и оценка коммуникативного стиля. Каждая сфера может быть окрашена эмоционально либо положительно, либо отрицательно, следовательно из соотношения четырех основных параметров и двух функциональных состояний можно арифметически предположить наличие шестнадцати типов межличностных отношений. Приводятся результаты первого эмпирического этапа исследования, которые позволили выявить все шестнадцать ожидаемых типов. Кроме этого, основным достижением данного этапа исследования является то, что предположение о возможности типологизации межличностных отношений через семантические структуры находит подтверждение.
В статье приведены и обоснованы три признака культурного перехода от метафизических принципов к научным в построении картины мира студентами-гуманитариями, наблюдаемого во время преподавания дисциплины «Современная научная картина мира» и (или) «Естественнонаучная картина мира». Обсуждена также концепция педагогического иммунитета, согласно которой роль преподавателя сводится к выстраиванию аттрактора (путь развития) для ученика на многие годы вперёд в контексте преподаваемого предмета. Обозначены черты результата творческой деятельности, то есть оперирования информацией.
Проведено экспериментальное исследование психофизиологических параметров центральной нервной системы и адаптации первоклассников, имеющих признаки дефицитов развития. Выявлены достоверные различия психофизиологических особенностей у первоклассников, имеющих те или иные дефициты развития и первоклассников условной нормы. Психофизиологический профиль первоклассников с признаками дефицитов развития отличается неуравновешенностью нервной системы с преобладанием процессов торможения, низкой скоростью зрительно-моторной реакции, низким объемом внимания и образной памяти. Полученные результаты показывают, что лица с признаками дефицитов развития характеризуются напряжением механизмов регуляции и неудовлетворительной адаптацией, преобладанием симпатотонического типа вегетативной регуляции сердечного ритма.
Цель данной статьи – проанализировать проблемы и роль гуманитарного образования в высшей школе, рассмотреть его значимость в повышении качества образования, в формировании конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.
В статье анализируется проблема абортивного поведения молодежи. Представлены стратегии работы психолога в предабортном консультировании. Рассмотрена работа психолога с ресурсами женщины, планирующей сделать аборт, в зависимости от типа поведения беременной, а также от типа ситуации, в которой она находится. Представлен психологический анализ этапов принятия решения об аборте или рождении ребенка.
В статье анализируются деятельностные контексты развития личности, связанные с моделированием социальной реальности (непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве, общение дошкольников со сверстниками в сюжетно-ролевой игре и общение с референтным окружением в подростковом возрасте), анализируется их потенциал для личностного саморазвития. Предполагается, что указанные ведущие типы деятельности основываются на доступном в каждом из рассматриваемых возрастов уровне моделирования социальной реальности. Указывается, что в младенчестве в рамках включенности ребенка в человеческий диалог, смысловой по своей природе, закладывается общая недифференцированная модель мира, которая варьируется по степени стабильности/нестабильности, доверия/угрозы; в дошкольном детстве моделирующая деятельность позволяет осуществлять первичную смысловую разметку внешней и внутренней действительности; в подростковом возрасте происходит смещение смысловой разметки мира и ее выполнение на новом уровне, обеспечивающемся складывающимися высшими психическими функциями. Применительно к каждому анализируемому виду моделирующей деятельности делается вывод о его ресурсности для личностного развития и саморазвития.
Толерантность будущего педагога как качество личности и как профессионала соответствует запросам современных социокультурных преобразований. Цель: выявить психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в системе высшего профессионального образования. Глубокий комплексный анализ позволил изучить обстоятельства современного образования, повлекшие его кардинальные реформы. Выявлены психолого-педагогические основы толерантности в современных условиях российского образования. Рассмотрены проблемы и противоречия развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в системе высшего образования. Представлен авторский подход в изучении вопросов становления и характеристики толерантности как понятия в условиях образования: психологическая специфика и функции толерантности в образовании. Таким образом, необходимо повышение качества и создание новой системы подготовки педагогических кадров. В общей совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций будущего педагога необходимо учитывать развитие профессиональных качеств, в их числе толерантность; создавать практикоориентированные программы развития толерантности будущего педагога как качества личности и как профессионала.
Филология
Рассматриваются стилеобразующие особенности научных статей французско-русского билингва М. Дебренн с точки зрения перенесения данным автором традиций франкоязычных научных текстов в собственные тексты аналогичного жанра, однако написанные на русском языке. Данный феномен и формы его проявления в жанре русскоязычной научной статьи анализируются в рамках более крупного явления, наблюдаемого в речи вышеуказанного билингва – сознательного межъязыкового переноса, состоящего в намеренном использовании норм родного языка (французского) в процессе практики иностранного (русского). Делается вывод о том, что научные статьи билингва по совокупности своих формальных и содержательных особенностей гораздо ближе к французской научной традиции, нежели к русской.
Настоящая статья посвящена вопросу образования новых слов в научно-фантастических произведениях, рассмотрению выражаемых ими понятий. На материале примеров из произведений А. Кларка и Р. Брэдбери изучаются словообразовательные модели, а также типы изменения значений уже существующих в языке слов. В ходе проведенного анализа было установлено, что неологизмы научной фантастики образуются по основным словообразовательным моделям, существующим в языке, из которых деривация, словосложение и сокращение являются преобладающими. В исследовании показано, что новые лексические единицы используются для наименования географических объектов, технических устройств, предметов быта вымышленных миров, создаваемых в подобного рода текстах.
В данной работе анализируется графико-пространственный параметр текстов естественной письменной русской речи на материале медицинской карты амбулаторного больного. Описаны графические, параграфемные особенности текстов, используемые креолизованные компоненты. Выделены типы письменно-речевых личностей авторов в соответствии с преимущественно используемыми методами организации, структуризации записей и применяемыми паралингвистическими средствами. Делаются выводы о соотношении институциональных и креолизованных компонентов в текстах медицинских карт амбулаторного больного. Креолизованные компоненты активно используются авторами, несмотря на официальность документа.
В статье рассматривается раннее творчество М. Ю. Лермонтова с позиций выявления архетипического смысла. Объектом исследования выступает неоконченный роман «Вадим». Это произведение анализировалось в большом литературном дискурсе, создаваемом русской традицией (параллели с творчеством Пушкина) и европейской (параллели с романом В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»), но вопрос о фольклоризме почти не ставился относительно этого романа. Фольклорная традиция главным образом изучалась в поэмах Лермонтова. Фольклоризм прозы, романа «Герой нашего времени» изучался В. А. Смирновым, который поставил вопрос о космизации личности, об эйдологии любви в поэтике Лермонтова, обращаясь к латентным формам фольклоризма. Исходя из такого теоретического посыла, мы рассмотрели и роман «Вадим». Большое внимание уделено архетипическим построениям и ритуальной действительности в тексте.
Статья посвящена вопросу функционирования постпозитивных номинативных конструкций: сегментированных, парцеллированных, присоединительных. Эти конструкции актуальны в языке газет последних десятилетий. Цель исследования заключается в анализе подобных построений, выявлении их функций в текстах публикаций современной газеты. В качестве методологической основы взяты элементы функционально-текстового анализа, который позволяет определить роль того или иного синтаксического построения в тексте, поскольку нередко прагматика и функция обусловливает структуру синтаксической конструкции. Структура номинативных конструкций не всегда позволяет однозначно отнести их к тому или иному типу расчлененных конструкций. Подобные построения нередко вызывают трудности при их интерпретации. Функция конструкции обусловливает ее структуру, определяет взаимосвязь с другими компонентами текста. Постпозитивные номинативы, будучи явлениями экспрессивного синтаксиса, обладают определенным коммуникативным потенциалом, являются образованием не только сугубо синтаксического характера, но и текстового. Исследование показало, что анализ данных конструкций должен осуществляться в рамках не только структурного, но и функционального аспекта, с позиции коммуникативного подхода к тексту
В статье в русле когнитивного направления теории речевых жанров моделируются метаконцепты «стихотворение в прозе» и «интернет-миниатюра». Предполагается, что между двумя указанными малыми прозаическими эмоционально-лирическими жанрами существует определенная близость. Для подтверждения данного предположения проводится анализ метажанровых представлений носителей языка. Цель работы – моделирование и сопоставление метаконцепта жанров «стихотворение в прозе» и «интернет-миниатюра». Материалом для изучения послужили высказывания, полученные в ходе психолингвистического эксперимента и направленного опроса авторов. Рассматриваются 376 ассоциативных реакций 75 информантов на стимул «стихотворение в прозе» и результаты опроса 102 информантов, в ответах которых выделено 1968 единиц метаязыковых высказываний об интернет-миниатюрах. Метаязыковой подход позволяет выделить признаки, в большей и в меньшей степени закрепленные в сознании носителей языка. Построение моделей дает основание для сопоставления двух жанров, принадлежащих к разным коммуникативным сферам и обладающих различной социо-культурной значимостью, и доказывает тезис об определенной близости их когнитивной структуры.
В работе рассматривается один из вариантов продолженной синтаксической формы с семантикой условия – сложноподчиненные предложения с придаточными условными (СППУ). Авторы обращаются к актуальной проблеме функционирования СППУ в текстах открыток проекта “Postcrossing”. Выбор объекта исследования обусловлен, прежде всего, появлением нового жанра естественной письменной английской речи и необходимостью его изучения с разных сторон. Языковой материал анализируется при помощи методов структурнофункционального и семантико-контекстуального анализа. В статье приводятся лексико-грамматические и прагматические средства создания персонализирующей модально-прагматической суперструктуры СППУ, выделяются два типа речевых акта, характерных для исследуемого жанра естественной письменной английской речи. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании теоретической и практической грамматики английского языка, а также на практических занятиях по культуре иноязычного письменного общения.
Цель данной работы – построение ассоциативного поля концептов ВЕРХ/НИЗ как объектов конструирования языковой картины мира в китайском и русском языках, а также описание ассоциатов, входящих в структуру данных концептов. Предметом работы является семантика ассоциатов, составляющих ассоциативное поле концептов ВЕРХ/НИЗ. В основу исследования положены методы интроспекции, сопоставления, а также метод психолингвистического эксперимента. В ходе проведения исследования и обработки данных ассоциативного эксперимента были выделены ядерная и периферийная зоны исследуемых концептов, а также осуществлена попытка когнитивной интерпретации полученного материала. Результаты работы послужили основой составления ассоциативно-вербального поля концептов ВЕРХ/НИЗ в русской и китайской языковых картинах мира. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о наличии определенных ментальных моделей, характерных для носителей разных культур. Полученные результаты могут быть использованы в лексикографической практике для расширения дефиниций ассоциативных словарей
Статья посвящена процессам концептуализации авторского текста его реципиентами. Целью статьи является анализ трансформаций авторского концепта в процессе его когнитивной обработки читателем. Полученные данные подтвердили гипотезу о том, что совокупность концептуальных признаков того или иного индивидуального концепта не является стабильной неизменяемой системой, а подвергается постоянным трансформациям, базирующимся на модусе восприятия.
В настоящей статье рассматривается ценностная позиция итальянского писателя-антифашиста А. Моравиа, которая раскрывается через реализацию образа romano/romana в художественных произведениях. Политический и социокультурный компонент – установившийся в 20-е гг. XX века в Италии фашистский режим – расширяет концептуальное пространство исследуемого образа и позволяет сформировать представление о жителе Рима как выразителе итальянской культуры предвоенного времени.
В статье рассматривается один из важных аспектов межкультурной компетентности студентов – умение преодолевать культурные барьеры в профессиональном общении на международном уровне. Результатом исследования является описание методики преподавания английского языка, нацеленной на развитие умений студентов преодолевать культурные барьеры делового общения. Данная методика преподавания должна обучать студентов классифицировать культурные барьеры делового общения, находить способы их преодоления, а также включать в себя ряд интерактивных методов преподавания, ориентированных на развитие коммуникативных умений в области межличностного межкультурного общения на международном уровне.
В статье рассматриваются способы выражения целевых отношений в русском и китайском языках. Определяется роль сопоставительного анализа синтаксических явлений разносистемных языков. Выявляются сходства, частичные несовпадения и различия в средствах выражения целевых отношений в русском и китайском языках. Определяется степень легкости/трудности овладения китайцами этими средствами в русском языке. Практическая значимость данного исследования заключается в попытке описания и анализа сходств и различий между категориями цели в русском (флективном) и китайском (аморфном) языках, а также между способами передачи целевой семантики в сопоставляемых языках на уровне простого предложения. Данные, полученные при изучении этого материала, будут способствовать не только более глубокому и корректному практическому освоению русского языка китайскими обучающимися, но и позволят более эффективно использовать лингвистические знания в переводческой и научной деятельности.
Статья затрагивает проблемы языкового манипулирования сознанием аудитории в СМИ. На примере газеты Нью-Йорк Таймс исследуется новый инструмент воздействия на сознание аудитории – ежедневная электронная рассылка анонсов газеты. Результаты исследования раскрывают механизмы создания положительных и негативных коннотаций на двух взаимосвязанных уровнях – уровне композиции и уровне референции. Рубрикация анонса позволяет сформировать ложное представление о разнообразии и объективности представляемых новостей, в то время как порядок следования новостей по степени важности, их дублирование в разных рубриках, доминирующая соотнесенность с США, приемы замалчивания «неудобной» для редакции информации и отбора «удобной» информации создают положительный образ страны, в которой выпускается газета и негативные образы других стран. Проведенный анализ показывает, что ежедневная электронная рассылка анонсов газеты позволяет влиять на сознание подписчика, форматируя определенным образом сферу его интересов и оценок.
В данной статье представлена проектная работа по оценке потребностей курса «Английский для специальных целей», выполненная в рамках стипендиальной программы «E-teacher Scholarship Program». Оценка потребностей включила в себя такие аспекты, как анализ целевой ситуации, анализ текущей ситуации и анализ содержания. Проектная работа была проведена с целью составления учебной программы для студентов специальности «Теплоэнергетика». Были выявлены цели дисциплины «Английский для специальных целей» для студентов с учетом специфики их профессии. Данные статьи взяты из материалов, собранных при анкетировании студентов, наблюдении, беседе с преподавателями кафедры «Теплоэнергетика». В статье также рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели университета во время преподавания курса «Английский для специальных целей». Отсутствие входного теста на определение уровня, слабый уровень владения английским языком преподавателей со спецкафедр, ведущих занятия, небольшое количество практических часов влияет на качество усвоения материала.
Статья посвящена рассмотрению пунктуационных норм русского языка в перлокутивном аспекте. К возможности такого рассмотрения нас приводит исследование реального коммуникативно ориентированного функционирования русской пунктуации. При переносе «фокуса» внимания исследователей от традиционной нормативности на проблему коммуникативной эффективности письменно-речевой деятельности носителей языка понятия перлокутивного акта (как акта, вызывающего целенаправленный эффект воздействия на чувства и мысли воспринимающих речь людей) и перлокутивного эффекта требуют серьезного рассмотрения. И рекламные тексты, для которых перлокутивный успех подразумевает коммуникативный успех, являются весьма ярким материалом для подобных исследований.
В работе в условиях психолингвистического эксперимента исследуются когнитивные стратегии, используемые носителями русского языка при опознавании китайских фразеологизмов, представленных в пословном переводе на родной язык реципиента. Поскольку когнитивные стратегии относятся к ментальной сфере, прямого доступа к ним нет, однако когнитивная деятельность, как осознаваемая, так и бессознательная, отражается в языке. Цель данного исследования – определить, как осуществляется перекодировка семантической информации в пространстве мышление ↔ язык. Использованная методика позволила выявить стратегии идентификации значения иноязычных фразеологизмов и, опираясь на качественные и количественные показатели, классифицировать использованные носителями русского языка стратегии. Методом интроспекции результаты условно были распределены по 4 группам: фразеологизмы с высокой степенью опознавания (100 % – 50 %), средней (49 % – 20 %), низкой (19 % – 5 %) и опознаванием ниже 5 %. Анализ причин успешного и неуспешного опознавания китайских фразеологизмов позволил выявить стратегии, используемые в эксперименте носителями русского языка. Данная методика применима при исследовании любых языков.
В статье рассматриваются особенности актуализации образа адресата в англоязычной рекламе туризма. Изучается понятие образа адресата, особенности взаимодействия участников коммуникации. Исследуются как эксплицитные, так и имплицитные средства актуализации образа адресата. Для моделирования образа адресата применяется фреймовый метод анализа дискурса. В результате исследования строится фреймовая модель образа адресата, включающая такие фреймы, как «Вид деятельности», «Бюджет», «Семейное положение», «Уровень активности». Результаты исследования могут быть использованы в курсах коммуникативной лингвистики, когнитивной лингвистики, языкознания.
В статье рассматриваются способы преодоления языковой интерференции при одновременном преподавании фонетики близкородственных языков – французского, итальянского и испанского. Методика основывается на тщательном сравнении фонетического строя языков, на установлении соответствий и корреляций фонем, морфем и словообразовательных моделей и на определенной последовательности упражнений по предотвращению смешения языков.
Человеческая способность говорить является специфической областью деятельности homo loquens, связанной с разными сферами жизни людей, процессами человеческой жизнедеятельности. Процессы, в основу языковой семантики которых заложены типы знаний, используемых носителем языка в речевой коммуникации, активно исследуются когнитивной научной парадигмой. Когнитивный анализ способствует выявлению глубинных процессов, в которых проявляются существенные «скрытые» закономерности, обусловленные сложной природой языка как средства общения. В психолингвистике порождение речи – есть процесс превращения мысли в слово, а язык – есть форма выражения категорий мысли. Объективацию мысли в слово отражает сложный процесс концептуализации. До сих пор нет единого мнения о том, что первично концептуальный мир или язык. Язык, речь, речевая деятельность принадлежат области неосознаваемого и в то же время являются необходимым инструментом сознательного отражения. Они отражают концептуальную картину мира своего носителя, его менталитет – национальный способ видеть и понимать мир. Мы предприняли попытку исследовать обширный срез лексического уровня структуры языка – группу глаголов говорения и выявить здесь идиоэтнические особенности русского и английского языков.
В статье анализируется развитие переосмысленных значений, производных от прототипического, на примере английских инструментальных отымённых глаголов. Выдвигается и обосновывается гипотеза о том, что переосмысленное значение инструментального глагола в большинстве случаев зависит от переосмысленного значения мотивирующего его значения существительного. Адвербиальный послелог фразового глагола определяет возможные модификации значений отымённого глагола, им также определяется набор сдвигов значения. В статье представлен представительный иллюстративный материал, позволяющий выявить и объяснить новые значения группы инструментальных фразовых глаголов как результата метафоризации. Нами выделено существование таких механизмов развития переносных (метафорически переосмысленных) значений у фразовых глаголов, как сходство по функции, которую названный существительным предмет выполняет, сходство с действием, выполняемым с помощью какого-либо предмета, а также сходство с самим инструментом (по форме, внешнему виду
ИСТОРИЯ РОССИИ
В данной статье предпринята попытка рассмотреть причины роста сектантства в Сибири вследствие переселений из центральных губерний России протестантского населения. Раскрыты методы и формы борьбы Русской Православной Церкви с инославными конфессиями в Сибирском крае в период массовых крестьянских переселений конца XIX – начала XX вв., показано процентное соотношение православного населения и лиц неправославного исповедания в Сибири в изучаемый период. Авторы обосновывают мысль о том, что связи, существовавшие между этничностью и конфессиональной принадлежностью, оказывали влияние на возникновение конфронтации между православным сибирским духовенством и верующими других конфессий. Особый интерес представляет вывод о том, что конфессиональный фактор играл особую роль в процессе становления этнической идентичности русских в Сибири. В статье на конкретных примерах показано, что в изучаемый период на практику правоприменения норм веротерпимости в Сибирском крае преимущественное влияние оказал политический фактор.
В статье рассматриваются основные формы протестной деятельности в регионах России. Особое внимание уделяется анализу протестных действий в регионах Западной Сибири. Выделены следующие формы протестной деятельности: написание писем в органы государственной власти о нарушении прав человека; отказ от участия в выборных кампаниях; печатание и распространение листовок и запрещенной литературы антисоветского содержания; характер деятельности и идеологические взгляды немногочисленных подпольных организаций. Рассмотрены методы борьбы Комитета государственной безопасности и содержание судебных процессов над антисоветчиками. Сделан вывод о разнообразных формах протеста и их роли в жизни страны
Статья посвящена анализу современного состояния духовной культуры и самосознания этносов, населяющих Республику Алтай. Показано, что в сознании коренного населения Улаганского района сегодня доминирует моноэтническая идентичность, а также двухуровневая гражданская идентичность. Отношения «малый этнос – большое общество» строятся на основе сложной двухсторонней модели взаимоотношений, сущностью которой является такая модель адаптации, в процессе которой этнос, не разрушая свою этнокультурную модель, сохраняя ее традиции и культуру, перенимает ценности и установки доминирующего общества, сохраняя при этом свою собственную модель развития.
В статье предпринята попытка исследования феномена молодежного нонконформизма в исторической ретроспективе 1920-х гг. В качестве основного источника выступают архивные документы, в частности отчеты центральных и местных органов РКСМ. Выдвинуто предположение, что содержащиеся в документах статистические данные могут служить критерием определения динамики молодежного нонконформизма. Анализу подвергнуты такие количественные показатели, как изменение численности комсомольских организаций, количество добровольно выбывших и исключенных, процентное соотношение причин исключения. Сделан вывод о постепенном увеличении с середины 1920-х гг. протестных настроений в среде молодежи.
Статья посвящена анализу трудовых мобилизаций в Кузбассе в 1920 – 1921 гг. Автор подчеркивает причинно-следственную связь проведения трудовых мобилизаций с осуществлением продовольственных поставок из Сибири в страдающие от голода губернии европейской части России и Урала в условиях топливного кризиса, обусловленного дефицитом рабочей силы на угольных рудниках. Акцентирует внимание на роли Сибирского революционного комитета в осуществлении планов перемещения трудовых ресурсов в Кузнецкий бассейн. На основании обобщения материалов архивов Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и Российского государственного военного архива в работе выявлены источники трудовых ресурсов, привлекавшихся по трудовой повинности на угледобывающие предприятия Кузнецкого бассейна и на строительство железной дороги Кольчугино – Прокопьевские копи. Определены количественный состав и периоды трудовой деятельности разных групп мобилизованных. Показаны изменения удельного веса контингента трудмобилизованных в угольной промышленности Кузбасса. Дана общая характеристика особенностей хозяйственной деятельности трудармейцев Сибирской трудовой армии. Автор приходит к выводу, что трудовые мобилизации в долгосрочной перспективе незначительно повлияли на пополнение рабочих кадров Кузбасса. Результаты исследования позволяют расширить представление о становлении Кузбасса как промышленного центра Сибири.
В статье анализируется деятельность эвакуированных ученых, оказавшихся в военных условиях вместе с вузами на сибирской земле. Цель статьи – путем комплексного изучения вопроса выявить состояние прибывших специалистов, механизмы реализации основных направлений деятельности, ее масштабы и результаты. Внимание акцентируется на перестройке научной деятельности, изменении формы организации исследований. Показано, что деятельность ученых, науки в целом была подчинена укреплению обороны и развитию военной экономики. Вопросы эти были в центре внимания властных структур. В выводе подчеркивается, что война не дезорганизовала работу ученых, напротив, сконцентрировала их творческий потенциал на развитие сельскохозяйственного производства сибирского региона, укрепление обороноспособности страны.
Представленная статья посвящена изучению российского опыта развития индигенного туризма и включения коренных малочисленных народов России в туристическую деятельность. В соответствии с поставленной целью в статье проанализированы терминологические проблемы, связанные с определением индигенного туризма. В статье отмечается, что Россия стремится развивать индигенный туризм с целью решения задачи модернизации традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Проблемы становления индигенного туризма рассматриваются в статье на примере нескольких российских регионов. В качестве положительных примеров представлен опыт двух территорий – Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В качестве недостаточно успешных примеров развития индигенного туризма представлен опыт Хабаровского и Алтайского краев. В заключении статьи делается вывод о том, что становление индигенного туризма в России находится на ранней стадии развития.
В данной статье осуществляется археографический анализ источниковой базы по сессии английского парламента 1628 – 1629 гг. Автором предпринята попытка выделения основных этапов изданий документов типографским способом, проливающих свет на коллизии парламентской борьбы предреволюционной Англии. В основном, представленный материал позволяет успешно проследить историю публикаций источников в Англии с XVII по XX вв. Целью исследования также является выявление идейно-политического спектра, на фоне которого и осуществлялась издательская деятельность ценнейших источников по истории развития английского парламентаризма. Новизна археографического исследования данной сессии предреволюционной Англии видится в отсутствии подобных публикаций, столь необходимых при изучении предпосылок Революции и истории парламента в частности. Актуальность исследования обусловлена уникальностью политической и правовой истории Англии от других европейских стран. Последовательное возрастание роли парламента как в период гражданской войны, так и после нее, происходило на фоне общеевропейской тенденции к абсолютизму. Поэтому именно на примере истории Английского парламента важно проследить столь редкий опыт сохранения базовых правовых ценностей. Таким образом, обзор ключевых изданий источников по обозначенному периоду, а также представленный анализ господствующих теоретических течений, обусловивших их публикации позволяют полнее осветить историю парламентской борьбы и революции в Англии в контексте ее последующего историко-теоретического осмысления
ISSN 2949-2092 (Online)