Психология
Статья посвящена вопросам социализации человека в условиях современного поликультурного общества. Цель данной статьи заключается в анализе виктимизация как результата, связанного с морфогенетическими социальными процессами глобализации современного мира. В статье представлен обзор основных изменений, связанных с трансформацией современного общества, выявлены виктимные влияния процессов глобализации на население и социальные институты России. Раскрыта специфика психологического подхода в изучении вопросов влияния глобализации на мировое сообщество. Дано описание поликультурного пространства и его основных характеристик. Показана сложность и многообразие воздействия комплекса причин на изменение и трансформацию структуры современного поликультурного общества. Раскрыты основные риски и побочные негативные последствия процесса глобализации. Показаны влияния основных процессов на особенности функционирования социума, изменения структуры и специфики конкретных процессов. Выделены причины усиления некоторых негативных проявлений (сепаратизм, изоляция) и их влияние на увеличение виктимизирующего воздействия социума
В статье рассматриваются два аспекта социализации: осуществляемой в условиях образования и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни. Акцентируется внимание на втором аспекте, связанном с аддиктивным поведением личности. Описывается структура аддиктивного поведения, а также характерные особенности личности, склонной к аддиктивному поведению. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие взаимосвязь между чертами личности и наличием у нее склонности к аддиктивному поведению. На примере студентов ОмГПУ и СКГУ представлены различные виды аддикций и степень их выраженности. Делается вывод, что употребление психотропных веществ способствует переходу не только от временной дезадаптации личности к постоянной, но и к аддиктивной реализации как показателю нарушенной социализации человека.
В статье описаны и сравнительно проанализированы личностные особенности профессиональных спортсменов (тайских боксеров) и профессиональных боксѐров, занимающихся другими единоборствами, а также мужчин, профессионально не занимающихся спортом. При этом возраст всех испытуемых-мужчин (спортсменов-профессионалов и любителей спорта) относится к периоду ранней взрослости (20 – 25 лет). Результаты исследования выявили значимые различия в личностных особенностях людей, занимающихся тайским боксом, в сравнении со спортсменами, занимающимися другими единоборствами, и мужчинами, не занимающимися спортом вообще. Делается вывод о том, что занятие новым для нашей страны видом спорта – тайским боксом – в целом благоприятно сказывается на развитии личности спортсмена.
В статье рассматриваются возможности современной школы по развитию навыков эффективного межличностного и межгруппового взаимодействия как способа профилактики этических конфликтов. На основе проведенных исследований обосновывается необходимость осуществления профилактики этнических конфликтов через развитие межкультурной компетентности подростков. Межэтнические и межнациональные конфликты рассматриваются как частный случай социального конфликта, когда конфликтующие группы сформированы по этническому основанию. Представлены результаты проведения психопрофилактической работы, направленной на развитие составляющих межкультурной компетентности, коммуникативной толерантности и умение принимать других. Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что формировать межкультурную компетентность можно посредством психопрофилактических программ, направленных на снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков и обогащение знаниями о культуре и традициях других народов. Наиболее значимые изменения отмечены в таких показателях межкультурной компетентности, как терпимость к противоположным взглядам и мнениям, способность избегать конфликтных ситуаций, понимание своеобразия разных народов
В статье рассматривается проблема группового копинга; отмечается, что сегодня ситуации групповых реакций на возникающие трудности изучаются преимущественно в рамках диадического взаимодействия (семейный копинг) или же в рамках больших социальных групп (коллективный копинг). Ставится задача исследования собственно группового совладания с трудностями на уровне малой группы. Под групповым копингом понимается единый для всех членов группы способ совладания с объективной стрессовой ситуацией, угрожающей целостности группы и мобилизующей еѐ ресурсы. Приводятся данные экспериментального исследования, показывающего, что стратегии группового совладания не являются совокупностью индивидуальных копингов членов группы, а также что существует взаимосвязь стратегий группового совладания с эффективностью группового решения и уровнем сплоченности группы.
Цель исследования состояла в выявлении связи между субъективной оценкой студентами реализуемости базисных ценностей в образовательной среде университета и степенью выраженности у них имплицитных теорий интеллекта и личности. С целью исследования имплицитных теорий был использован опросник К. Двек в модификации Т. В. Корниловой и С. Д. Смирнова, а также методика субъективной оценки реализуемости базисных ценностей (СОРБЦ), разработанная С. А. Богомазом. Для студенческой выборки вычислены профиль значимости базисных ценностей и профиль реализуемости этих ценностей в университетской среде. Анализ профилей показывает, что университетская среда способствует реализации профессиональных ценностей, однако для студентов значимыми оказываются ценности «семьи», «любви» и «здоровья». Установлено, что для университетской среды характерен существенный «разрыв» между значимостью и реализуемостью ценности «быть здоровым». Обнаружена значимая корреляционная связь параметров имплицитных теорий с оценками реализуемости базисных ценностей. Полученные результаты расширяют представления о личностно-средовом взаимодействии и могут быть учтены при создании в университете условий, в максимальной степени обеспечивающих личностно-профессиональное развитие молодежи. Можно сделать вывод о том, что студенты с имплицитными теориями наращиваемого интеллекта и обогащаемой личности склонны позитивно воспринимать средовые условия, которые сложились в университетской образовательной среде. Особенности этой среды могут быть количественно охарактеризованы с помощью методики СОРБЦ. Анализ «разрыва» между значимостью ценностей и возможностью их реализации в университетской среде позволяет получить важную информацию об особенностях личностно-средового взаимодействия.
В статье представлен анализ семейных условий формирования родительской идентичности личности. Приведены результаты исследования взаимосвязи семейных условий с различными параметрами родительской идентичности личности российской выборки, а также сравнение особенностей родительской идентичности российской и американской выборок. Результаты различаются у мужчин и женщин. Для женщин внутрисемейные условия значимо взаимосвязаны с оценкой себя как родителя. Удовлетворенность браком у женщин прямо связана с родительской идентичностью в уходе за ребенком, с оценкой супруга в роли кормильца. Для мужчин самым информативным параметром является оценка себя в роли кормильца, прямо связанная с совпадением ролевых ожиданий супругов и удовлетворенностью браком.
В качестве основной была использована гипотеза о том, что образ жизни людей, реализующих «ипотечный сценарий», специфичен по сравнению с образом жизни людей без ипотечных обязательств. Для выявления и описания специфики «ипотечного сценария» были сформированы две группы респондентов по 30 человек (с ипотекой и без). Методики: специализированный семантический дифференциал «Образ жизни», «Шкала I-Е» Роттера, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер, авторская анкета. Основная гипотеза подтвердилась. На основе полученных результатов описаны одиннадцать специфичных психологических характеристик людей, живущих в ипотечном сценарии
В данной статье рассматривается этнопсихологический аспект структуры ценностных ориентаций студентов байкальского региона. В работе представлена лишь часть данных масштабного кросс-культурного исследования. Целью являлось изучение структуры ценностных ориентаций студентов разных национальностей, проживающих в байкальском регионе. В исследовании был использован метод анкетирования, в котором приняли участие более 900 студентов русской и бурятской национальностей, проживающих в Иркутской области и в республике Бурятия. Результаты проведенного исследования показали, что в структуре ценностных ориентаций молодых людей имеются отличия, указывающие на характерные национальные особенности. Структура ценностных ориентаций молодых людей русской и бурятской национальностей, проживающих в Иркутской области, статистически достоверно отличается по ряду жизненных ценностей от структуры ценностных ориентаций русских и бурят, проживающих в республике Бурятия. Такие отличия указывают, что на развитие и формирование жизненных ценностей оказывает влияние фактор проживания человека на родной земле. Общечеловеческие, базовые жизненные ценности, такие как уважение к родным и близким, семья и брак, любовь и дружба, вне зависимости от национальной принадлежности и региона проживания занимают значимые места в структуре ценностных ориентаций молодых людей. Результаты нашего исследования будут применены в практике и внесут ценный вклад в актуальную на сегодня значимую область исследований, направленных на изучение патриотизма и межнационального согласия
В статье поставлена проблема организации внеурочной деятельности с целью этнической социализации школьников. Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, ценностных ориентаций и толерантности. Авторы акцентируют внимание на том, что согласно новым ФГОС внеурочная деятельность призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и социализацию учащихся посредством организации экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов; создания кружков и факультативов, школьных научных обществ, научных исследований и др. При этом образовательное учреждение самостоятельно определяет формы организации внеурочной деятельности. В связи с этим педагогическое проектирование и организация внеурочной деятельности приобретает важное значение в контексте этнической социализации учащихся. В работе показано, что проектирование программ внеурочной деятельности в этнической социализации учащихся требует разработки конкретных целей; содержания изучаемого материала; применения инновационных методов и средств обучения и воспитания и т. д. Приводятся принципы реализации программ внеурочной деятельности, а также ее методические основы, апробированные в региональных моделях школы коммуникации.
В статье представлен содержательный анализ организации психолого-педагогического сопровождения этнической социализации учащихся по основным направлениям деятельности практического психолога образования (диагностическое, профилактическое, просветительское, коррекционно-развивающее, консультационное). Психолого-педагогическое сопровождение этнической социализации понимается как деятельность психолога по обеспечению становления у учащихся позитивной этнической идентичности, толерантности и ценностного отношения к этнокультурному разнообразию. Просветительское направление предполагает стимулирование интереса к истории и культуре своей и других этносов, повышение осведомленности в области культуры мира и толерантности, помощь в осознании межкультурного взаимовлияния и взаимозависимости и др. Консультационное направление предполагает индивидуальные и групповые консультации учеников, родителей и педагогов по вопросам этнической социализации. Диагностика направлена на выявление актуального уровня показателей этнической социализации школьника. Профилактика включает предупреждение негативной идентичности, рассогласованности системы ценностных ориентаций, интолерантности, повышение уровня позитивной оценки себя и Другого, противодействие этническому атрибутированию и т. д. Коррекционно-развивающее направление подразумевает коррекцию негативной идентичности, интолерантности, развитие навыков сотрудничества и диалога, снижение уровня предубежденности по отношению к Другим и т. д.
В статье анализируется понятия «ценности» и «ценностный конфликт». Показаны возможности применения ассоциативных карт для разрешения данного конфликта. Представлена схема разрешения конфликта с помощью ассоциативных карт. Описан алгоритм анализа этической дилеммы с использованием методов арт-терапии (сказко-терапии). Материалы работы будут полезны специалистам, работающим в практике консультирования с использованием метафорических карт при разрешении широкого спектра межличностных проблем, в том числе конфликтов различного характера. Метафорические карты являются ценным инструментом психологической работы, что наглядно показано в статье.
В статье дано определение, представлена структура эмоционального интеллекта как психолого-педагогического феномена. Изучение связи культурного контекста с компонентами эмоционального интеллекта осуществляется с помощью теории саногенного мышления Ю. М. Орлова. Обосновывается возможность развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа посредством организации межкультурного взаимодействия. Полученные результаты расширяют представление о структуре эмоционального интеллекта, характеризуя его как один из факторов, влияющих на межличностное общение. Делается вывод о том, что рефлексия и переживания выступают единым психологическим механизмом в процессе изменения профессионального сознания слушателей
В статье представлены результаты исследования психологических аспектов отношения людей к личной безопасности, которыми показано наличие индивидуальных различий в отношении к обеспечению личной безопасности в жизненной перспективе. Выделены и описаны типы жизненных стратегий обеспечения личной безопасности. Делается вывод о возможности и перспективности изучения проблем безопасности в психологии применительно к проблематике жизненного пути и самореализации личности в русле постнеклассической методологии и ценностно-смысловой парадигмы
Предметом представленного исследования являются факторы, вызывающие рост межэтнической напряженности и появление межнациональных конфликтов. В статье приводятся данные широкомасштабного исследования в трех странах Азиатского региона – восточной части России, Китае и Монголии (опрошено более 1600 человек в возрасте от 17 до 21 года). Анализируются ответы респондентов на вопрос о том, что они считают причиной ухудшения межнациональных отношений в современном мире. Также приводятся психологические механизмы, которые при надлежащем использовании могли бы скорректировать многие негативные конфликтогенные факторы. Делается заключение о том, что психологические подходы к расширению сознания человека, принятию полиэтничности мира и разнообразия идей и способов самовыражения людей, установлению более естественных и эффективных отношений между представителями разных культур способствуют разрешению межнациональных конфликтов
В статье патриотизм рассматривается как любовь к отечеству, вытекающая из солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Основными проблемами взаимосвязи патриотизма и межнационального согласия является следующее: во-первых, быть патриотом для отдельных личностей – прежде всего противопоставление своих сокровенных национальных ценностей ценностям других народов. Люди, провозгласившие лозунг «Россия для русских», скорее всего, в своем большинстве являются патриотами, но вот в их активном стремлении к межнациональному согласию в своей полиэтничной стране можно усомниться. Вовторых, многонациональные государства, такие как США, Канада, Швейцария, Россия и т. д. вынуждены искать «скрепы», которые ставят гражданскую идентичность своего населения над этнической идентичностью. Втретьих, нельзя уйти от противоречий между патриотизмом граждан страны и региональным патриотизмом, как любви к малой родине. Автор выделяет некоторые виды патриотизма: 1) воинственный патриотизм, 2) пафосный патриотизм, 3) житейский (обыденный) патриотизм. Существует также лжепатриотизм. Конкретными феноменами, в которых наиболее ярко прослеживается взаимосвязь патриотизма и межнационального согласия выступает эгоцентризм, национализм, космополитизм и т. п. На примере социального опроса среди студентов из разных регионов Сибири, Китая и Монголии в статье рассматриваются конкретные прикладные проблемы: связь уровня патриотизма и межнациональных отношений, мнение о будущем патриотической ориентаций в глобализирующемся обществе и т. д.
В статье анализируются различия между представителями из смешанных (многонациональных) и несмешанных (мононациональных) семей в вопросах межнационального взаимодействия, межнационального согласия и патриотизма. Данное исследование проводилось в 2015 году. В опросе участвовали более 600 студентов Байкальского региона. Исследование показало, что, несмотря на значительное количество совпадений, можно говорить о существовании значимых различий между представителями смешанных и несмешанных семей в их оценке межнациональных отношений, и явлений связанных с патриотизмом и межнациональным согласием. В данных вопросах можно с уверенностью говорить о позитивном влиянии такого фактора как смешанность семьи.
Данная статья посвящена сложному, нелинейному характеру взаимосвязи параметров ценностно-смысловой сферы и особенностей временной перспективы человека. Временная перспектива и ценностно-смысловые измерения жизненного мира человека рассматриваются в их взаимообусловленности друг другом внутри целостного процесса жизнеосуществления, по отношению к которому они выступают в качестве «сквозных» его признаков; при этом индивидуальные характеристики этой взаимосвязи определяются особенностями хронотопической организации человека. Временная перспектива, рассматриваемая в единстве с ценностно-смысловыми измерениями жизненного мира человека, раскрывается в новом содержательном составе (включающем смысложизненные ориентации, экзистенциальную исполненность, базисные убеждения, значимые цели), поскольку выступает в качестве элемента в структуре более высокого целого-трансспективы жизнеосуществления. На основании эмпирических данных выявлены и описаны типологические способы хронотопической организации жизненного мира. Показано, что особенности временной перспективы и ценностно-смысловых характеристик, консолидирующиеся в образе мира человека, связаны с его предпочтением той или иной сферы трудовой занятости как одной из базовых составляющих образа жизни взрослого человека. Представлены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что осознание и гармонизация временных локусов ценностно-смысловых параметров предоставляет человеку реальную возможность обрести свой «внутренний центр», перейти в режим самодетерминации и выбрать эмоционально обогащенную, осмысленную жизнь.
В статье говорится о значимости толерантности для активизации эффективного межнационального и межкультурного взаимодействия. Указаны элементы толерантности: коммуникативная толерантность, эмпатия и толерантная установка. Представлены результаты эмпирического исследования толерантности у разных социальнодемографических групп. Отмечается, что уровень толерантной установки студентов существенно не изменяется при переходе от начального этапа обучения к завершающему, но при этом достаточный уровень толерантности выявлен у большей части специалистов помогающих профессий и в группе девушек. Сравнительный анализ усредненных показателей коммуникативной толерантности показал, что юноши, студенты первого курса и специалисты помогающих профессий отличаются более высоким уровнем, чем представители других, анализируемых нами групп. В тоже время, у девушек уровень эмпатии выше, чем у юношей. Значимых различий в уровне эмпатии между испытуемыми первого и четвертого курсов обучения, студентами и специалистами помогающих профессий не выявлено. Таким образом, выраженность эмпатии, толерантной установки, коммуникативных навыков и умений зависит от пола, этапа профессионального обучения, от социального и профессионального статуса испытуемых. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о необходимости создания психологических условий для развития толерантности у студенческой молодежи. Для этого нами была разработана программа, включающая кинолекторий и тренинг
В статье представлены результаты исследования «социального Я» подростков разных этнических групп, проживающих в сельских поселениях. Выделенные особенности могут лечь в основу социокультурных исследований, программ. Делается вывод о преобладающем характере и сущности социального в становлении личности подростков
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния ритмической организации социальной рекламы на ее восприятие бурятами. Верифицирована гипотеза о семантическом предпочтении представителями монголо-бурятского этноса медленных ритмов. В исследовании участвовали Улан-удэнские буряты, говорящие на бурятском языке, контрольную группу составили русские респонденты. Испытуемые оценивали с помощью метода семантического дифференциала четыре стимула – два социальных рекламных ролика: снятый в медленном ритме и предъявляемый вначале со звуком, а затем без звука, а также снятый в динамичном ритме со звуком и без звука. В процессе исследования обнаружена зависимость семантики рекламы у бурят от ее ритмической организации. Показано, что медленный ритм воспринимается ими более позитивно. Обнаружена большая чувствительность бурят к звуковому сопровождению рекламного текста: оценка ими озвученных и беззвучных роликов характеризуется значимыми статистическими различиями по нескольким факторам. Таких различий не выявлено в контрольной группе славян.
Предметом теоретического и эмпирического анализа выступила социокультурная идентичность. Цель статьи – представить результаты исследования особенностей социокультурной идентичности студентов, обучающихся в различных социокультурных условиях (в условиях малого города и мегаполиса). В качестве диагностического инструментария были использованы методика З. Ф. Урбанович «Личностная и социальная идентичность» и анкета, направленная на изучение индивидуальных данных исследуемых. Представлены результаты эмпирического исследования социокультурной идентичности студентов малого города и мегаполиса. Выявлено, что для исследуемых студентов малого города потенциально широкие возможности самореализации обнаруживаются при расширении социокультурного пространства по траектории: деревня, поселок – малый город; а в случае с исследуемыми студентами мегаполиса данное расширение социокультурного пространства происходит в больших масштабах соответственно: малый город – мегаполис. Данные исследования социокультурной идентичности как фактора устойчивости жизненного мира человека могут являться основой региональных программ психологического сопровождения для граждан, переселяющихся из северных регионов края, малых городов в мегаполис, граждан, испытывающих затруднения в определенной направленности жизненного и профессионального пути.
Статья посвящена исследованию проблемы эффективности психотерапевтических практик в контексте изучения риска психологической капитуляции. Представлены результаты феноменологического исследования действий клиентов, действий терапевта и благоприятных терапевтических эффектов в групповой экзистенциальной психотерапии. Данные собраны на группе А. Е. Алексейчика «Психотерапия жизнью. Интенсивная терапевтическая вера», проведенного в ноябре 2014 года в г. Кемерово. Для сбора данных использовались методы, разработанные Миком Купером и Джоном МакЛеодом (2011), описанные ими в их концепции плюралистической терапии. Исследование подразумевало сбор рефлексивных оценок и сообщений участников терапевтического группового процесса. Целью анализа данных было выявление смыслов действий клиентов и терапевта, которые наиболее способствовали терапевтическим изменениям. Делается вывод о полезности подобных исследований при решении задач мониторинга практик психологического сопровождения.
Статья посвящена рассмотрению результатов эмпирического исследования динамики ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения России. В работе был применен лонгитюдный метод. На первом этапе работы респонденты (n = 100) являлись студентами подготовительного факультета, их опыт жизни в России составлял 4 месяца, а на втором этапе – студентами 1 курса со сроком пребывания в России 1 год 4 месяца. Основными инструментами исследования были методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича, дополненная включением в нее вьетнамских ценностей, и методика выявления стратегий аккультурации Д. Берри. В результате исследования выявлены сдвиги в системе ценностных ориентаций вьетнамских студентов, произошедшие за год: в содержании ценностей-целей усилилось индивидуалистическое начало, а в системе инструментальных ценностей – традиционные для вьетнамского менталитета ценности-средства. Представлены различия в динамике ценностей девушек и юношей, студентов, приехавших из города и села, а также студентов с разными стратегиями аккультурации
Предметом исследования в настоящей статье является модель культуры межнационального общения (КМО) педагогов современного образования. В работе обоснована актуальность теоретического и экспериментального изучения культуры межнационального общения и ее компонентов. Одним из условий развития КМО у будущих педагогов в процессе обучения в вузе считаем внедрение в учебный процесс специально разработанной Программы развития культуры межнационального общения (Игротренинга этнокультур). Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал высокую степень взаимосвязи культуры межнационального общения будущего педагога и уровня развития таких качеств его личности, как эмпатийность, ассертивность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, толерантность и этническая идентичность. Также установлены статистически значимые различия в уровне развития всех компонентов культуры межнационального общения будущих педагогов до и после внедрения в учебный процесс Игротренинга этнокультур. Основываясь на результатах экспериментального исследования, представлена психолого-педагогическая модель культуры межнационального общения
Статья посвящена описанию взаимосвязи между городской идентичностью и возможностью ценностной самореализации молодежи в условиях города. Осуществлен краткий теоретический обзор исследований, посвященных средовой и городской идентичности. Показано, что городская среда, в зависимости от ее восприятия, может выступать в качестве потенциала, способствующего реализации субъективно значимых целей и ценностей, либо препятствием для самореализации и стрессовым фактором. Эмпирическое исследование посвящено описанию специфики представлений о реализуемости базисных ценностей молодых людей с разным уровнем городской идентичности. Формирование групп, условно обозначенных как группы со слабой, средней и высокой городской идентичностью, осуществлялось при помощи кластеризации результатов методики «Шкала идентификации с городом» М. Lalli, предполагающей оценку города по таким категориям, как «внешняя ценность», «общая привязанность», «связь с прошлым», «восприятие близости» и «целеполагание». Выявлено, что респонденты трех полученных групп также различаются по степени идентификации с «типичным жителем города». Показано, что сильная идентичность с городом способствует формированию представлений о большей реализуемости ценностей «профессионального» и «смыслового» плана, а также повышению удовлетворенности жизнью и самотождественности молодых людей.
В статье рассматривается проблема представлений о счастье у современной молодежи. Авторами предложена концептуальная модель представлений о счастье. Согласно авторскому определению, представление о счастье – это сложная когнитивная конструкция, которая относится к категории имплицитных (внутренних) социальных (культурно-обусловленных) представлений, определяющих отношение человека к счастью, способность к его восприятию, осознанию и переживанию. В статье показано, что у студентов преобладает умеренный уровень счастья. Вместе с тем по многим показателям имеются определенные проблемы: отдельные показатели жизнестойкости, компоненты иррациональных установок, показатели шкалы экзистенции имеют низкую степень выраженности. Корреляционный анализ показал, что субъективно воспринимаемое счастье взаимосвязано с высокой степенью жизненной удовлетворенности и субъективного благополучия; с жизнестойкостью, с отсутствием иррациональных установок, с высокими значениями по шкале экзистенции. Данная проблема продолжает разрабатываться с учетом различных факторов: возрастных, гендерных, культурных, этнических, социальных и т. д.
В статье анализируется феномен «ониомания» как социально-психологическая проблема. Названы основные социально-экономические, психологические и валеологические последствия ониомании как аддиктивной формы поведения. Представлены результаты социологического обследования студенческой молодѐжи, проведѐнного с целью выявления у них тенденций к ониомании. Подтверждено существование обратной зависимости между стремлением человека к суперпотреблению и наполненностью его жизни смысловыми ориентациями. Охарактеризованы пути профилактики и коррекции названной зависимости у студентов в условиях экзистенциально-ориентированных психологических тренингов. Делается вывод о том, что, чем в большей степени человек ориентирован на самоактуализацию и личностный рост, тем в меньшей степени ему свойственны аддиктивные паттерны поведения
В статье на примере русских старообрядцев рассматриваются структурные и содержательные характеристики межкультурной компетентности. Межкультурная компетентность представлена как интеграционное качество личности, состоящее из пяти параметров: психофизиологические свойства, направленность, способности, коммуникативные качества и самооценка. В результате в статье раскрываются специфические характеристики межкультурной компетентности русских старообрядцев, проявляющиеся в сочетании строгой приверженности своим мировоззренческим установкам и уважения самобытности других этносов, сформированной в результате вынужденного позитивного межэтнического взаимодействия.
В статье рассматриваются современные зарубежные модели идентичности, согласно которым идентичность представляет собой многомерную систему, содержание элементов которой систематизировано, а место элемента в общей идентификационной структуре личности зависит от его эмоциональной и ценностной оценки субъектом. Подчеркивается, что развитие идентичности определяется как общепсихологическими, так и специфическими для идентичности процессами. Также оно может быть мотивировано стремлением человека понизить уровень переживаемого дискомфорта или повысить собственное психологическое благополучие. Утверждается, что модель идентичности, в которой были бы четко определены структура и динамика идентичности, а также их взаимосвязь, на данный момент не разработана и может быть лишь составлена из фрагментов других концепций.
Байкальский регион является одним из толерантных полиэтничных районов России, где на протяжении многих веков мирно сосуществуют русскоязычное население («сибиряки», «семейские»), коренные народы – буряты и эвенки. Одним из факторов этого является уважение к конфессиям каждого народа: к православию русских, его особенностям у староверов, к буддизму бурят и шаманизму эвенков, бурят. Этноконфессиональные, духовные ценности как важнейший фактор социализации личности требуют исследования и его психолого-педагогического сопровождения в годы обучения не только в школе в связи с введением в 4-х классах учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», но и в ссузах и вузах. С этой точки зрения, курс по теологии должен читаться не только на историческом, но и на всех факультетах вуза.
В статье рассмотрены аксиологические аспекты семейных отношений на современном этапе развития общества. Автор изучил представление молодежи о своей будущей семье в группах русских и корейских студентов. Проведена диагностика и определена иерархия семейных ценностей и представлений о распределении ролей в семье у русских и корейцев. Использована методика А. Н. Волковой «РОП» (Ролевые ожидания и притязания в браке). В исследовании подтверждается гипотеза о том, что для русских и корейских студентов характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Главные позиции в иерархии семейных ценностей занимают любовь, взаимопонимание и взаимоподдержка, стабильность отношений в паре и родительство. Юноши и девушки, независимо от этнической принадлежности, отмечают важность общих интересов, совместного времяпровождения, эмоциональной поддержки и воспитания детей в браке. Девушки отметили также важность личной идентификации и социальной активности. В целом, молодёжь ориентируется на «супружеский» тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров. Браки между данными представителями культуры возможны, так как присутствует согласованность ролевых ожиданий и притязаний брачных отношений.
В статье представлены результаты эмпирического исследования возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении. Подростки, находящиеся в социально опасном положении характеризуются проявлением повышенного уровня агрессии, враждебности, тревожности, наличием низкого уровня саморегуляции, эмоциональной неуравновешенности и самопринятия. Во взаимодействии с окружающими, проявляют деструктивные, асоциальные и эмоционально неадекватные формы поведения и общения. Им присущи чувство обиды, одиночества, эмоциональной отверженности и беспомощности, нередко сопровождающиеся чувством вины. Изотерапия является эффективным методом в работе с подростками находящимися в социально опасно положении. Представлены результаты формирующего эксперимента, которые показывают эффективность метода изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении.
Анализируется современное состояние проблемы идентичности, роли места в ней темпоральных компонентов. На основе принципов постнеклассической психологии: мультипарадигмальности, сетевого принципа организации знания, обобщенной теории, предполагается видение идентификации как процесса взаимообусловливания трех основных сфер самоосуществления человека. Немаловажным фактором данного процесса является временная перспектива. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение идентификационных процессов в период кризиса юности. Показывается место и роль временной перспективы в структуре этих процессов. Делается заключение о взаимосвязи характера идентификационных процессов и синхронизации смысла субъективных прошлого, настоящего и будущего.
В статье представлены результаты эмпирического исследования психологической дистанции в многодетных, среднедетных и однодетных семьях. Особое внимание уделено длине психологической дистанции, отношениям детей и родителей к семье. Предложены направления работы с родителями по изменению психологической дистанции. В заключении указывается на практическую значимость изучения механизмов формирования психологического пространства в семье и развития суверенности личности всех членов семьи, особенно в практике семейного консультирования и организации просветительской работы с родителями.
В статье представлен анализ результатов эмпирических исследований, посвященных представлениям о саморазвитии представителей разных возрастных и социальных групп, делается ряд выводов о том, каким образом социальный контекст и активность самой личности определяют значимость саморазвития и субъективные представления о его результативности; указывается, что специфика микросреды, в которой происходит становление личности и осуществляется ее функционирование, существенным образом влияет на представления о саморазвитии, деформированность, усеченность модели развития ограничивают личность в проектировании саморазвития. Рассмотрение проблематики проектирования саморазвития в аспекте возрастной динамики позволило определить его ключевые ресурсы, задействуемые в подростничестве, в юности, в период средней зрелости. В статье сделан общий вывод о том, что значимыми ресурсами для проектирования и осуществления саморазвития выступают его ценность для личности, субъектная активность, рефлексивность, бытийная ответственность, включенность в разнообразные деятельностные контексты, наличие соответствующих жизненных сценариев и моделей.
Обосновано представление о возможности диагностики гражданских установок личности с помощью психологического анализа вербального авторского текста, а также модифицированного варианта Методики предельных смыслов. Описаны результаты диагностики смысловой сферы юношей, проходящих службу в армии, показана взаимосвязь между гражданскими установками личности и общим уровнем ее смыслового развития. Отражены результаты исследования, демонстрирующие положительную динамику социальных свойств, качеств (гражданственности) личности молодых людей в процессе службы в армии. Предложенные в работе способы оценки гражданских установок личности могут быть рекомендованы для использования в диагностической деятельности психологов.
В статье обосновывается роль педагога как посредника между учащимися и культурой, обеспечивающего трансляцию социальных ценностей. В данном контексте аргументируется значимость изучения и развития системы ценностей педагогов в транзитных обществах, характеризующихся состоянием аномии и нарушением механизмов трансгенерационной передачи ценностей. Приводятся результаты кросскультурного исследования особенностей ценностной иерархии педагогов России, Украины, Италии и Польши. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что выявленные различия в ценностной иерархии обусловлены объективными социально-экономическими условиями, которые задают контекст развития личности педагогов, опосредующий становление системы их ценностных предпочтений. Ценностная направленность педагогов, в свою очередь, в значительной степени определяет формирование ценностных ориентаций учеников в процессе социализации. С учетом полученных данных обосновываются рекомендации по аксиологизации процесса профессионального образования, направленные на поддержку становления гуманистически ориентированной системы ценностных ориентаций будущих педагогов как агентов социализации нового поколения.
Педагогика
В статье анализируются результаты изучения отношения обучающихся общеобразовательной и высшей школы к представителям разных национальностей, рассматриваются детерминанты отрицательных выборов и описываются условия формирования межкультурной компетентности обучающихся. Анализируются идентические данные, свидетельствующие о наличии отрицательного отношения школьников и студенческой молодежи к представителям некоторых национальностей, в частности, кавказцам, китайцам, что для Восточно-сибирского региона является определенным этническим стереотипом. Обосновывается полезность специальных образовательных курсов по целенаправленному формированию у обучающихся межкультурной компетентности.
В статье рассматриваются особенности поликультурной среды, в которой происходит адаптация студентов первого курса лингвистического вуза. Приводятся результаты собственного исследования межнациональных отношений, проводимого в течение четырех лет, оценки студентами контактов с представителями других национальностей, подходов к определению понятия «толерантность». Определяется значение личностноцентрированного подхода к сопровождению студентов на этапе адаптации к обучению в вузе, позволяющего актуализировать способность к успешному общению. Поликультурная среда при этом выступает условием развития отношения к себе и другим людям, имеющим с нами различия. Для повышения эффективности адаптации использовалась групповая фасилитация, осуществляемая в группах встречи. Сопровождение студентов, основанное на личностно-центрированном подходе, позволяет развивать ценностное отношение к себе и к другим людям, что способствует адаптации в поликультурной среде вуза и города.
Статья посвящена анализу результатов экспериментального внедрения в 4 – 5 классах общеобразовательных школ России учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Предметом исследования является локальный опыт работы учителей ОРКСЭ в Забайкальском крае, в котором находится Агинский Бурятский автономный округ, в котором проживает, в основном, коренное население – буряты. За его пределами, на территории края, преобладающим населением являются русские. За три столетия совместного проживания эти народы выработали модель этнокультурной и этноконфессиональной толерантности, содружества и взаимного уважения. Цель работы – выявить те психологические проблемы, которые испытывают дети, их родители и учителя в процессе внедрения, изучения и преподавания этого сложнейшего и очень важного учебного предмета. Он необходим для духовно-нравственного воспитания детей, молодежи, чего недостает современному российскому обществу. Основной методологической основой являются комплексный, духовноценностный подходы. Результаты положительные и дают надежду, что духовные ценности, усвоенные детьми в этот сензитивный период, будут развиваться на последующих этапах онтогенеза
В работе рассматриваются факторы социализации, которые выступают одновременно и средовыми факторами формирования личности. Социализация предполагает активное приобретение опыта, в том числе опыта взаимодействия со всеми элементами среды обитания. Формирование детской культуры безопасного взаимодействия с окружающей средой рассматривается как важнейший фактор социализации. Развитие субкультуры безопасности детства проходит в ходе разнообразной деятельности: игр, чтения, исследовательской деятельности, наблюдения, знакомства с пословицами и поговорками, русскими сказками. Благодаря элементам культуры безопасности, встроенным в детскую субкультуру, реализуется передача от поколения к поколению опыта избегания опасностей и безопасного поведения в ситуациях повышенного риска или неопределенности.
В статье сделан психолого-педагогический анализ опыта социализации студентов в высшем учебном заведении. Аргументирована необходимость развития рефлексивной компетентности студентов для эффективной социализации на этапе профессионального становления личности. Перечислены некоторые педагогические условия реализации образовательного процесса в вузе на основе рефлексивного подхода
ИСТОРИЯ РОССИИ
Статья посвящена проблеме ценностных оснований формирования социокультурных сообществ, которая содержательно раскрывается в рамках анализа отдельно взятого кейса. В ней приводятся результаты исследования особенностей ценностной системы сообщества «Глобал Рашнз», объединяющего в себе российских эмигрантов и людей, ориентированных на референтную группу, идентификационный образ которой выстраивается вокруг идеи космополитизма. Данное социокультурное сообщество существует в виртуальных границах за счет тесного взаимодействия его представителей в рамках закрытой социальной сети (на базе медиапроекта «Сноб»). «Глобал Рашнз» представляет собой яркий пример сообщества социокультурного типа, появление которого в значительной степени обусловлено процессом глобализации. Исследование ценностной системы данного сообщества опирается на социально-психологический подход, рассматривающий ценностный компонент как результат внутреннего опыта личности. Проведенное исследование имеет комплексный характер, оно опирается на качественные методы анализа: методику Р. Инглхарта, метод фиксированных ассоциаций и качественный вариант контент-анализа. В ходе исследования были выявлены факторы, ограничивающие способность к социально-психологической адаптации в инокультурной среде, а также ее социальную аттрактивность. Обнаруженные факторы напрямую связаны с ценностными инвариантами, закрепленными в сознании на самом раннем этапе развития личности – в процессе первичной социализации.
В статье анализируется феномен межличностных отношений в контексте актуальных задач поликультурного образования. Основная цель теоретического исследования – выявить характерные проявления межличностных отношений в образовательной деятельности. Межличностные отношения в деятельности образовательного учреждения рассматриваются в следующих основных проявлениях: отношения как результат образовательной деятельности, отношения как средство обучения и воспитания, отношения между субъектами образовательного процесса, отношения как фактор среды образовательного учреждения. Феноменологически межличностные отношения проявляются в двух основных параметрах: эмпатия и диалогичность. Основные цели поликультурного образования могут быть достигнуты через развитие и оптимизацию межличностных отношений субъектов образовательного процесса.
Центральным предметом анализа является продукт восприятия – политический образ страны в массовом сознании. Статья имеет своей целью описать существующие теоретические и методологические подходы к исследованию образа страны. Системный анализ зарубежной и отечественной литературы выявил огромное количество научных теорий и направлений в рамках изучения заявленного предмета. Автор классифицировал и ввел собственную теоретико-методологическую карту по исследованию образа страны. Проблема восприятия страны рассматривается в соответствии с политико-психологическим, политико-культурным, политико-коммуникативным и пространственно-географическим подходами. Каждый подход раскрывает отдельные характеристики образа страны – территориальные, темпоральные измерения, политическую культуру, представления субъекта восприятия о политике, истории, экономике и прочем.
В статье рассматриваются проблемы политической социализации молодежи в условиях современной российской провинции. Раскрывается значение политической социализации в формировании системы политических ценностей, лежащей в основе политической культуры различных общностей. Дается общая характеристика системы ценностей «провинциальной» молодежи. Аргументируется значение поддержки ценностного развития молодежи российской провинции в контексте обеспечения политической стабильности общества. Раскрываются психолого-педагогические, социально-политические и информационные технологии содействия ценностному развитию молодежи. В этом аспекте обосновывается ведущая роль информационных технологий, связанная со снижением роли традиционных институтов социализации при одновременном росте значимости средств массовой коммуникации. Дается подробная характеристика Интернета как одного из основных агентов социализации молодежи, анализируются позитивные и негативные эффекты его использования. Выделяются и систематизируются информационные угрозы процессу социализации молодежи в интернет-среде. Аргументируется необходимость разработки и реализации комплекса мер по обеспечению информационной безопасности молодежи в процессе ее политической социализации. Дается авторская трактовка информационной безопасности молодежи как состояния ее защищенности от негативного воздействия информационных угроз, направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания. Раскрывается содержание психологопедагогических, социально-политических и информационных технологий содействия процессу ценностного самоопределения молодежи, основанных на создании условий для самостоятельного выбора и внутреннего принятия высших духовных ценностей. На основании проведенного теоретического исследования делается вывод о необходимости включения информационных технологий в комплекс мер по обеспечению эффективной политической социализации молодежи, создания условий профилактики экстремизма и радикализации политического участия в молодежной среде и тем самым обеспечения устойчивого, стабильного развития общества.
Центральным предметом анализа является изучение «идеологической» функции политических партий, реализация которой направлена на политическую социализацию молодежи в России. Статья имеет своей целью рассмотреть возможности и ограничения влияния ценностей КПРФ на социализацию молодежи России. В заключении автор приходит к выводу, что при реализации «идеологической» функции партия отказалась от производства содержательно наполненных ценностных конструкций, заменив их двусмысленными политическими терминами в своих программах, что ограничивает влияние ценностей КПРФ на социализацию молодежи в России.
В статье рассматриваются особенности социализации населения Ракитянского района Белгородской области, приоритетные направления социальной политики и достигнутые социально-экономические показатели. Особое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуры района, специфике социокультурной ситуации, особенностям жизнедеятельности социальных групп и отдельных членов общества в условиях районного центра. В заключении перечисляются факторы, позволяющие осуществлять эффективную социализацию населения в Ракитянском районе Белгородской области, приводятся показатели успешности.
Автор статьи рассматривает проблему дисфункций отношений «Государство – закрытые ―Роевые структуры‖ типа ―бюрократия‖ – Общество как конгломерат множества личностей отдельных и самодостаточных». В ходе исследования была сформулирована конфликтная модель, в которой стороны конфликта, «Рои», оказались в роли паразита, не отражающего ни интересов государства, ни интересов общества. Однако многочисленные «Роевые закрытые структуры» пополняются за счет общества, рекрутируя в себя все новых членов, теряющих качества личности, и расширяются за счет прямых или косвенных средств поддержки со стороны государства. С точки зрения социокультурного аспекта развития личности в сфере актуализированного системного конфликта интересов «Рой» предстает как социальный паразит, нивелирующий качества личности человека холистического за счет актуализации качеств личности иерархической.
ISSN 2949-2092 (Online)