Психология
Содержательный анализ пунктов опросника третьей версии опросника стилей идентичности М. Берзонски, а также его умеренные психометрические показатели являются основанием для адаптации четвертой версии опросника. В статье представлены данные о надежности как внутренней согласованности, конструктной валидности и факторной структуры (эксплораторного и конфирматорного типов) четвертой версии опросника стилей идентичности. Результаты убедительно свидетельствуют об умеренно высоких психометрических характеристиках опросника. В сравнении с третьей версией опросника, обсуждаемая в статье четвертая версия, показывает более высокие результаты по всем исследованным параметрам, за исключением факторной структуры конфирматорного типа. Кроме того, четвертая версия содержит большее количество пунктов по шкалам, чем третья. Обсуждаются перспективы последующих доработок опросника.
В статье особое внимание уделяется вопросу изучения эмоционального благополучия профессиональной группы педагогов. Утверждается значимость вопроса соотношения саморегуляции и личностных факторов. Установлено, что саморегуляция обусловлена психозащитным поведением и эмоциональными особенностями. Основной целью работы являлось изучение саморегуляции эмоциональных состояний педагогов г. Улан-Удэ в их взаимоотношениях с личностными факторами (профессиональным стрессом, механизмами психологической защиты). Результаты исследования показали наличие корреляционной связи между показателями профессионального стресса и шкалами саморегуляции. Исследование показало, что психозащитное поведение находится во взаимосвязи с различными сторонами саморегуляции. Корреляционный анализ показал, что осознанная саморегуляция педагогов испытывает на себе влияние личностных характеристик, в частности механизмов психологической защиты в профессиональной деятельности педагогических работников. Сделаны выводы о том, что существует специфика в использовании внутриличностных защит в зависимости как от степени осознанной саморегуляции, так и от индивидуальной структуры регуляторного профиля. Поэтому знание закономерностей саморегуляции состояний в педагогической деятельности, умение управлять собственными состояниями, а также овладение приемами и способами регуляции являются важными компонентами процесса самосовершенствования учителя и психологического образования педагогических работников.
В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи между параметрами субъективного качества жизни и атрибутивным стилем мышления (в качестве основных параметров которого выступают оптимизм и пессимизм). Результаты проведенного исследования доказывают, что лицам с оптимистическим атрибутивным стилем свойственно более высоко оценивать основные параметры качества жизни, они обладают более сильной ресурсной системой, что расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни, и способствует успешному приспособлению к окружающему миру и практическому овладению им. Оптимисты в ситуации успеха склонны приписывать причины позитивного события непосредственно себе, они носят интернальный характер, успех находится под контролем и зависит от действий самого индивида, оптимисты верят в роль усилий и настойчивости, воспринимают жизнь как вызов, получая удовольствие от решения трудных задач и преодоления трудностей. Напротив, пессимисты, склонны верить в роль случая в достижении успеха, объясняя свой успех легкостью задачи и другими внешними неконтролируемыми факторами. Стабильный и глобальный атрибутивный стиль в отношении негативных событий приводит субъекта к ощущению, что он имеет ограниченный контроль над событиями, что в свою очередь ведет к состоянию беспомощности. Оптимистический атрибутивный стиль является более сильным предиктором субъективного благополучия. Описанные результаты могут стать основой для проведения уточняющих исследований с целью описания качественной специфики взаимосвязи субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и атрибутивного стиля мышления на разных выборках.
В статье представлены результаты исследования возрастных особенностей саморегуляции произвольной активности в период ранней юности. В качестве основного метода исследования был использован метод тестирования («Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптация Т. В. Снегиревой), «Личностный опросник» Г. Айзенка и др.). Выборка составила 167 учеников 10 – 11 классов. В результате анализа полученных данных, была определена специфика осознанной саморегуляции, свойственная данному возрасту, выявлена несформированность отдельных звеньев этого процесса.
В статье анализируются особенности вербальных функций младших школьников, воспитывающихся в различных социокультурных условиях. Выявлено негативное влияние условий детского дома на развитие номинативной функции речи, фонематического восприятия, а также слухоречевой памяти. Отмечается благоприятное воздействие семьи на развитие вербальных функций.
В статье приведены результаты исследования семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. Целью статьи является изучение проблем, связанных с лечением и воспитанием больного ребенка, выявление основных социальных проблем данного вида семей, а также рассмотрение возможных вариантов их решения. Изучен ряд характеристик, определяющих адаптивные возможности этих семей. Авторами предложены различные формы работы с детьми, имеющими особые потребности, дающие возможность каждому ребенку получать дошкольное образование в соответствии со своими интеллектуальными и психологическими особенностями.
В статье проанализированы основные трудности, связанные с включением в российское общество детей с особыми образовательными потребностями. Социализация таких детей сопряжена с выполнением ряда социально-экономических условий, основным из которых является получение качественного образования. Мы рассматриваем инклюзивное образование как наиболее эффективную возможность социализации детей с особыми образовательными потребностями. Было проведено эмпирическое исследование с целью изучения отношения взрослых участников образовательной среды к возможности совместного обучения в общеобразовательных школах здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями. В качестве респондентов выступили: педагоги общеобразовательных школ, родители здоровых детей школьного возраста, родители детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста. Большинство опрошенных родителей считают, что образовательная инклюзия вполне возможна и даже необходима, однако, среди учителей такого же мнения придерживаются не более 30 %. Но лишь небольшой процент учителей выразил готовность работать с такими школьниками наравне с обычными. Анализ результатов анкетного опроса позволил сделать вывод о том, что нежелание учителей, их неготовность к обучению детей-инвалидов в общеобразовательной школе связана не с отрицательным отношением педагогов к таким детям, а с отсутствием четко разработанной системы обучения особых детей в общеобразовательной школе, отсутствием учебных программ для инклюзивных классов и критериев оценки таких учеников.
Рассматривается связь таких психологических категорий, как сознание, самосознание и представление. Показывается, что одним из мотивов изучения представления является изучение возможностей человека по осознанию и пониманию мира и себя. Вскрывается социальная детерминированность как содержания, так и самого процесса представления. Обосновывается положение о том, что представление, с самого начала, это активный, постоянно меняющийся во времени процесс, проявляющий себя не только в состоянии активного покоя, но и в состоянии формирующей активности, изменяющий, порождающий представляющего. В статье рассматривается роль внешнего и внутреннего, врожденного и приобретенного в развитии представления. Доказывается, что представление имеет врожденную основу. Выделяется первичный и вторичный уровни развития представления, даются критерии и характеристики, предпосылки каждого уровня, показывается, что они возникают не одновременно. Указывается на то, что выделенные критерии в одинаковой степени относятся как к представлению себя, так и к представлению мира. Делается вывод, что врожденная основа выступает в качестве ядра дальнейшего развития этих представлений и позволяет представлять и истолковывать физический мир и себя, опережая способность активно действовать в нем.
В статье рассматриваются актуальные проблемы нейропедагогики – современного направления в образовании, возникшего в конце ХХ века в качестве междисциплинарной области на пересечении нейронаук (нейропсихологии, нейрофизиологии, нейробиологии), педагогики и психологии. Нейропедагогика, опираясь на новейшие достижения и открытия в области нейронаук (наук, изучающих функционирование, деятельность головного мозга человека), стремится построить систему обучения и воспитания, оптимально учитывающую индивидуальные нейропсихологические особенности обучающихся. К таким особенностям относятся: индивидуальный латеральный профиль обучающихся; особенности, обусловленные полом человека (гендерные различия); тип темперамента; тип сенсорно-перцептивной организации (модальность внутреннего опыта); уровень развития высших психических функций. В статье приводятся основные требования к организации образовательного процесса, определяемые необходимостью учёта основных нейропсихологических особенностей обучающихся.
Были исследованы высшие психические функции (ВПФ) младших школьников с учетом типа поселения. Проведено полное нейропсихологическое обследование 60 второклассников, живущих в селе, 60 детей того же возраста из малого города и 58 школьников из большого города. Исследование основано на концепции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга А. Р. Лурии. Выявлено, что тип поселения оказывает влияние на формирование ВПФ. Наибольшие различия в их характеристиках обнаружены между детьми, живущими в селе и большом городе. Младшие школьники из малого города приближаются к сверстникам, проживающим в большом городе по состоянию вербальных функций, программированию и контролю произвольных форм деятельности, в остальном они ближе к сельским сверстникам. Дети из сельской местности имеют преимущества в уровне сформированности зрительно-пространственных функций.
Филология
В статье описываются антропоморфные метафоры с учетом витальных, перцептивных и соматических метафор, а также социальные, ментальные и эмоциональные признаки, признаки характера концепта луна. Признаки, положенные в основу создания таких метафор, объясняются с позиций мифологии и символизма. В качестве иллюстративного материала используются произведения современных авторов. Одним из источников языкового материала послужил Национальный корпус русского языка (www.ruscorpora.ru). Было выделено 8 блоков метафор: витальные: луна – живое существо; соматические: луна – существо, имеющее ‘тело’; перцептивные: луна – видящее и слышащее существо; антропоморфные (эмотивные; ментальные метафоры; метафоры характера и метафоры поведения). Луна воспринимается как самостоятельный, не связанный с другими небесный объект, отстраненный от людей, но тем не менее наблюдающий с высоты за их жизнью.
Предпринята попытка их разграничения на следующие типы: лексико-деривационный, формально-грамматический, просодический, комбинированный. Для достижения поставленной цели был проведен лингвистический эксперимент, суть которого состояла в том, что реципиентам предлагалось восстановить первичный вид протослова, включенного в рекламный текст в измененном виде, и указать конкретный источник трансформации. Одним из наиболее эффективных приемов признается лексико-деривационный способ (процент узнавания и восстановления от 80 % до 100 %), предполагающий распознавание адекватной вторичной текстовой единицы посредством лексических рядов (ключевых слов) протослова. Формально-грамматический способ характеризуется значительной или полной трансформацией основных лексических единиц при построении вторичного текста с сохранением исходной синтаксической структуры, морфологических показателей лексем и формо- и словообразовательных морфем, при восприятии которых осуществляется распознавание первоосновы (процент узнавания и восстановления от 9 % до 60 %). Просодический способ идентификации используется при полной трансформации протослова на синтаксическом, лексическом, морфологическом уровне, что затрудняет его восприятие в качестве вторичного текста без музыкального сопровождения, ритмико-звуковых, интонационных и тембральных признаков (процент узнавания и восстановления минимален – до 3 %). Совмещение в определенном тексте нескольких приемов (например, лексико-деривационного и просодического) позволяет говорить о восприятии протослова посредством комбинированного способа.
В статье рассматривается зависимость характера коммуникативного взаимодействия участника Интернет-общения от одного из свойств субъекта коммуникации – языковой способности. Методологическую платформу исследования составляет теория аутопоэза, рассматривающая речевое событие как процесс адаптивного взаимодействия самоорганизующихся систем. Теоретические выкладки подтверждаются экспериментом с носителями русского языка, изучающими английский язык. Полученные в ходе проведения эксперимента данные показали, что субъект коммуникации не ориентирован на осуществление коммуникации в тех случаях, когда степень сформированности языковой способности препятствует полноценному пониманию текста и продуцированию ответного речевого действия. В таких случаях субъектом коммуникации могут быть задействованы разные адаптационные механизмы или стратегия самопрезентации. Проведенное исследование показало, что степень сформированности языковой способности определяет степень релевантности для живой системы (субъекта коммуникации) средовых факторов и, следовательно, ее способность к рекурсивному взаимодействию со средой.
Статья посвящена проблеме наличия в русском языке гендерно-маркированных лексем. Ставится и обсуждается вопрос о степени такой маркированности у разных лексем, разрабатывается методика измерения лексических единиц в данном аспекте. Статья выполнена на материале служебные части речи - частиц и союзов. Источник материала - авторские профили, принадлежащие авторам-мужчинам и авторам-женщинам, на одном дискуссионно-информативном портале русского Интернета. Для решения поставленных задач авторами применяется лексико-квантитативный метод, связанный с определением частотности избранных лексем в текстах разных авторских профилей с их дальнейшим ранжированием в данном параметре для определения степени маркированности.
Становление дипломатии как более открытой сферы повлекло за собой множество изменений, которые оказали влияние на формирование нового вида дипломатического дискурса – постклассического дипломатического дискурса. По нашему мнению, основными характеристиками, указывающими на формирование постклассического дипломатического дискурса, можно считать: внедрение повседневной лексики, в том числе и сленга, в речь некоторых дипломатов, высказывание личной точки зрения, выбор совершенно новых тактик уклонения, не характерных для классического дипломатического дискурса. Во многом благодаря широкому распространению и внедрению онлайн-ресурсов в жизнь людей речи дипломатов моментально становятся достоянием общественности, вследствие чего неудачно выбранное выражение или тактика уклонения может повлечь за собой негативную реакцию аудитории, крайне нежелательную для дипломатического деятеля. Детальное изучение данного явления предоставляет возможность выявить и сравнить успешность достижения коммуникативной цели того или иного дипломата в зависимости от выбранной им тактики уклонения или вовсе отказа от нее.
Статья посвящена аксиологическому анализу самоидентифицирующих высказываний (СИВ), способных выражать оценку в двух модальных формах: de dicto и de re. Цель статьи – выявить существенно значимые характеристики СИВ с оценками в форме de dicto и СИВ с оценками в форме de re, которые реализуются американскими и британскими политиками в парламентском дискурсе. В статье описывается семантикосинтаксическая структура СИВ, рассматриваются механизмы вербализации оценочности, свойственные данным высказываниям. Подчеркивается, что каждая из двух изучаемых форм выражения оценки определенным образом коррелирует с теми или иными аспектами и характером идентичности парламентариев. Автор обращает внимание на то, что представители американской и британской лингвокультур, выражая оценочные суждения о своей идентичности в аналогичных условиях коммуникации, отдают предпочтение разным средствам языка.
Изменения во внешней политике привели к изменениям в военной риторике. Самыми распространенными фреймами современной военной риторики НАТО выступают: «агрессивность России», «военная угроза с её стороны», «война за справедливость», «война за демократию», «война во имя мира», «ответственность перед миром», «священная миссия перед миром». Все эти фреймы уже встречались в мировой истории в известный период в виде одного фрейма Drang nach Osten («натиск на Восток»), который использовал в свое время Адольф Гитлер. Описанию этих фреймов современной военной риторики НАТО посвящена данная статья.
Настоящая статья посвящена анализу метафорики в лирике англо-ирландского поэта У. Б. Йейтса с позиций отражения в метафоре эзотерического мотива универсализма (понимаемого как взаимодействие материального и идеального, видимого и невидимого). Универсалистские метафоры в лирике поэта можно условно разделить на материализующие и дематериализующие. Материализующая метафора реализуется в приёме опредмечивания, в структуре которого отвлечённое заменяется конкретным. Опредмечиваемые поэтом объекты объединяются в пять групп по степени возрастания отвлечённости объекта сравнения и его удалённости от индивидуального и повседневного. Дематериализующая метафора отражает обратный процесс: материальные объекты уподобляются духовным, приближаются к менее умопостигаемому. Материализующие и дематериализующие метафоры взаимодействуют друг с другом, что порождает смысловую амбивалентность поэтического контекста.
Настоящая статья посвящена анализу пояснительной конструкции в сибирских говорах (Кемеровская и Томская области). Целью анализа является описание и категоризация одной из разновидностей диалектного пояснения – конкретизации со значением общего – частного. Данная разновидность выражается специфической конструкцией, которая обладает сложной параллельной структурой (т. н. сложный ряд). Основными особенностями пояснения-сложного ряда в сибирских говорах являются: 1) употребление широкого диапазона местоимений в роли обобщающего слова; 2) незавершённость открытого сочинительного ряда; 3) частотное функционирование цетерных слов и выражений в качестве последнего, но не конечного члена ряда; 4) включение в структуру ряда ассоциативных вставок и др. Анализируемая конструкция создает избыточность – фундаментальное свойство диалектного спонтанного монолога.
Данная статья выполнена в рамках лингвопрагматического подхода и посвящена анализу иерархии коммуникативных ролей в речевых ситуациях. Коммуникативные роли являются переменными характеристиками для каждого говорящего и различаются по их приоритетности: адресант – коммуникативный приоритет 1; адресат – коммуникативный приоритет 2; третье лицо – коммуникативный приоритет 3. В грамматической категории лица такая соотнесенность приоритетов устойчива, в прагматике речевого общения подвижность ролевых приоритетов позволяет говорящему успешно решать коммуникативные задачи. В прагматической оппозиции «фон – фигура» позицию фигуры может занимать адресант, адресат или третье лицо. Распределение коммуникативных приоритетов связано со спецификой дискурсов и жанров, с типовой ориентацией речевой ситуации на того или иного участника коммуникации, с коммуникативными намерениями говорящего. В рамках обшей теории лингвопрагматики исследование распределения коммуникативных ролей способствует формированию моделей коммуникативного взаимодействия и использования языка в конкретных речевых ситуациях, в рамках лингводидактики важно для развития прагматической компетентности носителей языка.
Терминосистема аэрологии и вентиляции представляет собой сложное целостное образование, отражающее на лингвистическом уровне систему взаимосвязанных понятий соответствующей области знания. Термины аэрологии и вентиляции ранее рассматривались как составная часть терминосистемы горного дела. Однако они образуют отдельную целостную систему, обладающую рядом специфических черт. В процессе развития исследуемой терминосистемы в ней устоялись две продуктивные модели образования терминов, между которыми прослеживается тесная взаимосвязь. Целью статьи является изучение продуктивных моделей терминообразования на современном этапе развития терминосистемы. Несмотря на постоянно возрастающую роль заимствования как способа терминообразования, в терминосистеме аэрологии и вентиляции данный способ словообразования значительного распространения не получил, поскольку для номинации новых понятий в ней используются преимущественно средства родного языка. В основу исследования положены материалы учебной, научной, справочной литературы по аэрологии и вентиляции на русском языке.
В статье подвергается рассмотрению специфика передачи переосмысленных устойчивых терминологических словосочетаний юридической терминологии английского и русского языков с помощью составных терминов, не содержащих в семантической структуре образного переосмысления. Учитывая высокую степень интеграции юридической терминологии в общелитературный язык, автор использует для анализа устойчивых терминологических словосочетаний метод сопоставительного анализа, применяемый при описании фразеологических единиц. На конкретных примерах рассматриваются различия словосочетаний в лексической и грамматической структуре. Делается вывод об антропоцентрическом характере образного переосмысления при образовании юридических терминов. Автором показана взаимосвязь между природой составных терминов, содержащих в семантической структуре образное переосмысление и национальными культурами. Результаты анализа позволяют установить сходства и различия соответствующего фрагмента картины мира в сопоставляемых языках. Материал исследования может быть использован на занятиях по сравнительной типологии английского и русского языков, сопоставительной фразеологии, лингвокультурологии, теории и практике перевода, английскому языку для специальных целей.
В работе актуализируется тезис о приоритете языковой формы в актах образования диалогического текста и о ее детерминируемости функцией языка. Полагается, что источником и носителем деривационно-интерпретационного потенциала диалогического текста является его внутренняя форма. Цель статьи – описание типовых вариантов формальной организации диалогического текста. Исходя из тезиса об изоморфизме функциональных свойств языковых единиц и способа их структурной организации, выделяются фатический и информативный ракурсы внутренней формы диалогического текста. Фатический ракурс внутренней формы проявляется в способе формального согласования двух речевых произведений как проекции будущего диалогического текста. Информативный ракурс внутренней формы – в способе ее соотнесения с диалогическим контекстом, образуемым внеязыковой ситуацией, адресантом и адресатом. Информативный ракурс внутренней формы отражает способ передачи релевантной для процесса общения информации. В статье характеризуются разновидности фатически-ориентированных и информативно-ориентированных внутренних форм диалогического текста. В числе фатически-ориентированных внутренних форм диалогического текста выделены следующие: согласование, контраст и примыкание. В числе информативно-ориентированных внутренних форм диалогического текста выделены ситуативно-ориентированные, адресанто-ориентированные и адресато-ориентированные. Предлагаемая типология внутренних форм диалогического текста основана на анализе диалогически текстов, объединенных одной макротемой – «Переходы метро: гопники вместо цветов» и размещенных в сети Интернет по адресу http://news.ngs.ru/ comments/1253828/. Общее число проанализированных диалогических текстов – 614.
Цель статьи – описание моделей деривации диалогического текста. В статье развивается и поддерживается тезис о диалогической природе деривации, коррелирующий с представлением языка как диалогической системы, в которой языковые единицы обладают не предметным, а относительно-диалогическим значением. Обосновывается, что модели деривации диалогического текста соотнесены с диалогической позицией носителя языка, выступающего в актах коммуникации в статусе отвечающего. Материалом для исследования послужили диалогические тексты, размещенные в сети Интернет. Общее количество проанализированных текстов – 614.
В статье рассматривается пищевая метафора как базовая когнитивная метафорическая модель «Нечто – это Еда». Частные метафорические модели, представленные в семантике образных слов и выражений русского языка и реализованные в дискурсивной практике, имеют общий «левый» компонент метафорической модели, в качестве которого выступает сфера-источник «ЕДА/ПИЩА». Метафорические проекции направлены в различные сферы внеязыковой действительности, наиболее частотными из которых являются «Человек» и «Социум». Вопрос об объеме и границах рассматриваемого термина связан с прикладной задачей составления словника «Словаря русской пищевой метафоры» и касается критериев отнесения образного слова или выражения к данному типу метафор. Освещается периферия образного лексико-фразеологического поля «Еда», а также сферы пересечения пищевого кода культуры с другими кодами образной вербализации концептосферы в русском языке.
В статье представлены результаты исследования, предметом которого являются приглагольные частицы пространственного характера `durch, `uber-, `um-, `hinter-, `unter- и омонимичные им префиксы. Исследование проводилось на материале коллоквиальной лексики современного немецкого языка. В статье затрагивается вопрос определения статуса омонимичных словообразовательных элементов и производных единиц с их участием, делаются выводы о степени продуктивности и активности перечисленных выше словообразовательных элементов. Далее рассматриваются различные аспекты внутренней валентности глагольных лексем, образованных с участием омонимичных приглагольных компонентов и префиксов. Особое внимание уделяется семантическому аспекту, при этом учитываются особенности словообразовательной мотивированности проанализированных глагольных единиц и префиксальных глаголов. Также представлен пример анализа отдельных значений приглагольной частицы uber- в их взаимосвязи, который дает представление о семантическом инварианте, лежащем в основе развития значений соответствующего словообразовательного элемента и объединяющем те лексико-семантические варианты, которые реализуются в рамках той или иной словообразовательной модели в разговорной лексике немецкого языка.
ИСТОРИЯ РОССИИ
В статье на основе теории модернизации и цивилизационного подхода рассматривается исторический и современный опыт воздействия на религиозное сознание мусульман через систему образования на территории Тюменской области, с целью предупреждения экстремистских настроений, на основе проведенного в 2009 – 2014 гг. эксперимента. Под исламским экстремизмом понимается приверженность крайним взглядам и мерам, существующим в радикальных вариантах религии. Авторы учитывают особенности религиозной психологии представителей разных культурно-цивилизационных систем: православной и мусульманской, входящих в состав экспериментальных учебных групп. В статье анализируется современная система конфессионального образования в Германии с выявлением недостатков и противоречий. Авторы подчеркивают, что изученный опыт не обеспечивает религиозную толерантность в немецком обществе, и обращаются к практике конфессионального образования Российской империи. Апробация дореволюционного опыта России проведена с поправкой на современные политические, правовые, гуманитарные и культурные условия развития региона на базе преподавания на младших курсах вуза дисциплины конфессионального содержания. Авторы на основе экспериментального опыта подчеркивают, что религиозный экстремизм значительно легче предотвратить через систему образования, чем бороться с уже возникшим и сформированным явлением. В качестве результатов исследования в статье отмечено, что изученный опыт эффективен и рекомендуется к применению в качестве превентивной меры в малых группах молодежи без численного доминирования мусульман.
Статья посвящена изучению создания и деятельности кантонных архивов в Башкирской АССР в 1920-е гг., т. е. со времени учреждения первых кантонных архивов в республике и до начала административно-территориального реформирования страны. Предметом исследования является организация архивного дела в кантонных, волостных и сельских учреждениях. Цель работы – исследование создания местных архивов в Башкирской АССР, а также выявление уровня организации архивного дела, в части сохранения документального наследия. В статье обобщены новые источники по исследуемой теме, вводятся в научный оборот ретроспективная информация из фондов Центрального исторического архива Республики Башкортостан. Обращение к теме исследования является актуальным, т. к. для организации работы муниципальных архивов, как наиболее динамично развивающейся части архивов страны в современных условиях, необходимо знание истоков создания местной архивной сети. Проведенное исследование показывает, что положительным моментом в налаживании работы местных архивов являлись своевременно принятые нормативно-правовые акты по архивному делу. Проблемными участками местных архивов стали: слабое материально-техническое снабжение, не полное обеспечение кадрами, беспечное отношение некоторых руководителей кантонных и волостных исполкомов к архивному делу.
В статье характеризуется деятельность барона Карла Карловича фон Унгерн-Штернберга в качестве кадета, затем офицера Сухопутного шляхетного кадетского корпуса Петербурга, генерал-адъютанта Петра III, генерала русской армии при Екатерине II. Особый акцент делается на анализе причин одновременной благосклонности Петра III и Екатерины II к Унгерн-Штернбергу. В работе представлены достаточно новые материалы о взаимоотношениях Унгерн-Штернберга в качестве губернатора Петербурга и Екатерины II. Подробно рассматривается участие Унгерн-Штернберга в масонском движении.
В статье впервые анализируется развитие отношений между П. И. Измайловым и великим князем, ставшим императором, Петром Фёдоровичем. Исследуется роль П. И. Измайлова в деле защиты интересов императора в ходе дворцового переворота 28 июня1762 г. На основе фактического материала развенчивается устоявшийся миф, существующий в исторической литературе о том, что Измайлов принимал двусмысленное участие в июньских событиях. Установлено, что он был верен императору Петру III и не оказывал никаких тайных услуг Екатерине в целях её восхождения на престол.
В статье рассмотрены проблемы реализации жилищной политики советского государства и ее производственного отраслевого принципа, участие граждан в строительстве индивидуального жилья в первой послевоенной пятилетке в Кемеровской области. Вместе с тем анализируется ход индивидуального жилищного строительства, освещены вопросы использования строительных технологий: сборного и типового домостроения. Выделены основные способы возведения жилья: хозяйственный, подрядный, самостоятельный. Поднята проблема использования в качестве подрядных строительных организаций исправительно-трудовых лагерей.
Статья посвящена революционерам народовольцам, отбывавшим наказание на территории современного Кузбасса в 1870 – 1880-х гг. Автором установлено, что на территории современного Кузбасса отбывали ссылку более двух десятков ссыльных народовольцев. Большинство из них находились в городе Мариинск. Ссыльные народовольцы имели богатое политическое прошлое, участвовали в различных тайных обществах, в том числе в «Земле и воле», занимались пропагандой своих идей, участвовали в хождении в народ. В Мариинске они старались держаться вместе, некоторые из них заключили браки в ссылке. Они поддерживали связи с политическими ссыльными, находящимися в других регионах Сибири. Деятельность ссыльных народовольцев способствовала повышению политической активности местного населения Кузбасса.
В статье анализируются взгляды Егор Егоровича Замысловского на важнейшие события русской истории. В центре внимания исследователя находилась история России XVII в. В своих научных поисках историк обратился к царствованию Ивана IV и Федора Алексеевича. Заслугой ученого является, несомненно, то, что он акцент сделал на анализ истории внешнеполитической деятельности Российского государства в XVI – XVII вв. Е. Е. Замысловский довольно обстоятельно знакомит с содержанием тех периодов русской истории, которые были мало изучены. Историку удалось собрать и прокомментировать огромный источниковедческо-историографический материал, что представляет ценность для развития исторической науки. Труды историографа получили признание среди современников. Не смотря на то, что не все замыслы Е. Е. Замысловского оказались реализованными, магистерская диссертация «Царствование Федора Алексеевича» послужила фундаментом для последующих исследований по истории России XVII в.
В статье рассматриваются особенности сохранения и актуализации историко-культурного наследия в таком инновационном типе музея, как экомузей. На примере фактические единственного в России экомузея «Тазгол» выявляется методика сохранения движимых и недвижимых объектов культурного наследия, актуализации нематериального наследия, музеефикации историко-культурного ландшафта. Устанавливается, что именно в экомузее возможна реализация современного подхода к сохранению наследия, при котором музеефикация неотделима от актуализации, историко-культурные объекты не изымаются из естественной социокультурной среды, а традиция сохраняется в развитии. Анализ деятельности экомузея «Тазгол» показал, что наряду с традиционными методами музеефикации применяются те, которые возможны только в таком типе музея как экомузей. Несмотря на комплексный подход к музеефикации среды, можно отметить утрату отдельных элементов традиционной культуры, которые на данном этапе развития общества необходимо реконструировать или моделировать.
В статье рассматриваются проблемы исследования изображений на курганных плитах на примере рисунков, выявленных авторами в результате полного обследования могильников, расположенных у горы Бычиха (Краснотуранский район Красноярского края, правый берег р. Сыды, притока Енисея). На горе находится памятник наскального искусства Сыдинская писаница, полностью документированный, и одной из целей исследования было сравнить изображения на скалах с изображениями на плитах курганов. Авторы приходят к выводу, что репертуар наскальных изображений тех эпох, к которым относятся окружающие писаницу могильники, в целом отличается от изображений на плитах курганов. Статья иллюстрирована материалами документирования изображений на курганных плитах, позволяющими представить основные стили и образы, характерные особенности курганных рисунков, а также состояние их сохранности.
В статье рассматривается досуговое времяпрепровождение детей в г. Омск в 1960 – 1970-е гг. в рамках нерегламентируемого пространства. Основное внимание уделяется восприятию современников, воспроизводимое посредством проведенных интервью, которые ярко передают эмоциональную составляющую повседневной жизни. Автор приходит к выводу, что в преимущество перед существовавшими проблемами, в том числе материального характера, ставятся отношения между людьми, содержание и качество различных элементов досуга. Соотношение и значение самостоятельно организуемого времяпрепровождения и организуемого извне показывают, что попытки регулирования и формализации личного пространства «по месту жительства» не имели большого успеха.
Впервые на архивных материалах рассматриваются реэвакуационные процессы в промышленности Западной Сибири, вызванные ими организационно-производственные, социальные проблемы и последствия. Цель статьи – изучение исторического опыта решения организационно-производственных и социальных проблем реэвакуации промышленных предприятий и их коллективов в Западно-Сибирском регионе. Исследование проведено в соответствии с основными принципами исторической науки. Показано, что вопросы реэвакуации промышленных предприятий и их коллективов решались персонально, с учетом складывающейся обстановки. Подчеркивается сложность проводимой работы. Анализируются организационно-производственные и социальные проблемы, возникшие при перебазировании предприятий и их коллективов на новые места, а так же проблемы, возникшие в коллективах оборонных предприятий, оставленных в Западной Сибири. Прослеживаются пути их решения. В выводе отмечается, что, несмотря на предпринимаемые меры, комплекс причин, и прежде всего тяжелые материально-бытовые условия, вызвал массовый отток специалистов в освобожденные районы страны. В этих условиях даже оборонные предприятия испытывали кадровый «голод». Особенно остро встал вопрос с инженерно-техническими кадрами. Реэвакуация не только привела к оттоку квалифицированных промышленных кадров, но и остро поставила проблему обеспечения специалистами сибирской экономики в целом.
Как известно, театр не может существовать без актеров и зрителей, но в 30-е годы появилась проблема дефицита театральных кадров и очень сильно она отразилась на местных театрах. Сложной обстояла проблема с кадрами в колхозно-совхозных театрах. Предметом исследования являются театральные кадры колхозно-совхозных театров Западной Сибири. Цель работы – рассмотреть проблему нехватки данных кадров, а так же выявить меры принимаемые государством для решения этой проблемы. Для написания работы использовались сравнительно-исторический, логический, хронологический и статистический методы. В результате исследования были выявлены пути решения кадровой проблемы – это театральные училища, курсы повышения квалификации работников, «шефство» стационарных театров, командировки в Москву, Ленинград, а так же выявлены как положительные, так и отрицательные моменты проводимой работы. В статье представлен численный состав работников колхозно-совхозных театров Западной Сибири. По итогам работы делаются выводы о формировании нового типа мышления у людей, по средствам колхозно-совхозных театров, которые несли идеологию в массы, т. к. театр был одним из средств пропаганды и массового воздействия на население. Актеры, являясь «носителями» культуры, могли помочь в развитии новой идеологии. В дальнейшем материалы могут использоваться при разработке спецкурса по истории театрального искусства Западной Сибири, истории отечественной культуры, при разработке областных и краевых программ по развитию культуры и искусства.
В XIX веке сложилась система взаимосвязанных межрегиональных ярмарок по ввозу и вывозу товаров из Азиатской части России в Европейскую. В начале XX в. под влиянием индустриализации и транспортного строительства меняются условия, формы и содержание ввоза промышленной и вывоза сельскохозяйственной продукции. Анализируется торговля маслом, мясом, хлебом. Показываются трансформации форм торговли, изменения направлений и радиуса торговли ведущих сибирско-азиатских ярмарок, их взаимодействий с региональными рынками Западной Сибири и Степного края. Анализируется место и роль сборно-распределительных торгов в системе мирового рынка, всероссийского рынка, а также торговой сети азиатской части России.
ISSN 2949-2092 (Online)