Биология
История
В статье приведены результаты исследований декоративно-прикладного искусства Средней Азии и Казахстана, по материалам фондов музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Проект осуществлялся с 20 по 29 сентября при поддержке благотворительного Фонда Михаила Прохорова в рамках конкурса «Академическая мобильность». С ежегодным пополнением археологического материала в результате масштабных раскопок на территории Казахстана, возникает необходимость в его интерпретации и поиске аналогий. На сегодняшний день в научной литературе имеется недостаток сведений о предметах искусства Средней Азии и Востока, хранящихся на территории России. Поэтому целью исследования стало изучение музейных материалов декоративно-прикладного искусства Средней Азии и Востока.
Данные результаты позволили расширить и углубить знания в области культуры, по-новому интерпретировать изображения на предметах материальной культуры Казахстана, а также определить до сих пор неясное назначение некоторых предметов. В ходе исследования выяснилось, что с глубокой древности в Средней Азии сложилась сложная религиозная картина. Здесь сосуществовали различные религии (зороастризм, буддизм, ислам) и разнообразные культы (культ предков, культ плодородия, династийный культ и другие). Схожесть орнаментальных мотивов материальной культуры Казахстана и Китая, Индии, Ирана говорит о восприятии Средней Азией и Казахстаном разнообразных художественных традиций, а также интенсивном торговом и культурном обмене между Востоком и Западом.
Математика
Предлагается алгоритм цифрового сглаживающего фильтра со скользящим окном, использующий геометрическое среднее с гауссовскими весами входных значений сигнала. Приведены результаты цифрового моделирования работы данного фильтра в случае, когда мешающий шум является суммой гауссовских и импульсных помех.
Педагогика
Анализ современных тенденций социально-экономического развития страны ставит перед учреждениями профессионального образования помимо задач, связанных с подготовкой профессионала определенного уровня квалификации, задачи формирования у выпускника профессионально значимых лидерских качеств.
В связи с этим важно сделать акцент на необходимость формирования у обучающихся целостной системы профессионально значимых лидерских качеств, которые позволят развивать опыт самостоятельной деятельности и формировать личную ответственность за результаты обучения на этапе профессиональной подготовки.
Предмет исследования: профессионально значимые лидерские качества как основа структуры лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
Цель исследования: определение уровня сформированнности профессионально значимых лидерских качеств, вошедших в структуру лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
При проведении исследования были использованы следующие методы: 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Тестирование. 3. Методы математической обработки данных.
Результаты исследования: в результате проведённой работы было изучено состояние проблемы исследования в современной научно-методической литературе, подобраны методики исследования, определён уровень профессионально значимых лидерских качеств, выявлен уровень сформированности компонентов лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
Анализ полученных результатов позволил внести изменения в процесс профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры с целью формирования профессионально значимых лидерских качеств и активизации лидерского потенциала.
Выводы 1. На основе теоретического анализа проблемы исследования установлено, что лидерский потенциал студента представляет собой развивающуюся систему его способностей и ресурсных возможностей успешно проявлять лидерские качества в данных объективных условиях. 2. Подобранный диагностический инструментарий позволил определить уровень развития профессионально значимых лидерских качеств, составляющих основу структуры лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры. 3. Из результатов диагностики можно сделать вывод о том, что сформированность профессионально значимых лидерских качеств в подавляющем большинстве находится на среднем или низком уровне, что недостаточно для успешной профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры.
Психология
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Физика
Филология
В статье рассматривается раннее творчество Маяковского в контексте фольклорной традиции. Объектом исследования выступает поэма «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах». Предметом исследования являются принципы фольклоризма в поэмах Маяковского. Применен историко-типологический метод. Компаративный анализ позволяет по-новому посмотреть на поэтику Маяковского. Также в статье рассматривается проблема антропокосмизма в творчестве поэтов Серебряного века. Поднимается вопрос о соотношении поэзии авангарда с мифом и фольклором.
Миф и фольклор представлены в неразрывной связи. Учитываются внутренние формы проявления фольклорной традиции в литературе. В центре внимания оказывается обрядовый погребальный комплекс, связанный с мотивом «ожившего покойника», мотивом отрубленный головы и женским архетипом в имплицированном виде. Учитывается мировой культурный и литературный контекст.
Полученные результаты можно применить и в курсе по русскому фольклору, и в курсе по русской литературе начала XX века.
Работа написана в рамках разработки темы «Некоторые особенности дефиниционной синонимии в дискурсе информационно-технических блогов». Материалом исследования послужили 1500 синонимов подъязыка информационно-технических блогов. Изучение специфики функционирования дефиниционных синонимов в информационно-техническом дискурсе позволяет выявить скрытые механизмы интерпретации и репрезентации знаний и рассмотреть особенности виртуального дискурса.
Одна из важнейших функций языка – коммуникативная, обеспечивающая общение во всех сферах человеческой деятельности. Успешная коммуникация в сфере информационно-технического дискурса осуществляется на базе особого подъязыка, значительное место в котором занимают термины и дефиниции, репрезентующие соответствующие концепты. Различные типы дефиниционных синонимов, отличающиеся структурой, акцентируют внимание с точки зрения семантики на разных аспектах терминируемого понятия, позволяя автору наиболее точно охарактеризовать дефинируемый термин.
В статье рассматривается когнитивный механизм функционирования в речемыслительной деятельности языковой личности бинарного принципа языковой репрезентации звуковой материи. В концептуальном аспекте весь звуковой континуум можно разделить на «звуковой образ мира» и «акустическую картину мира». Такая дуальность концептуализации звукового универсума позволяет говорящему формировать высказывания о звуковых событиях в двух субфреймах – ФОНАЦИИ и АУДИЦИИ. Это диктует говорящему двоякий выбор соответствующих языковых средств.
Автор предлагает поделить в концептуальном плане весь звуковой континуум на две ментальные сущности: «звуковой образ мира» и «акустическую картину мира». При этом знания носителей языка о звуках представляют собой фрейм «ЗВУКОВОЙ УНИВЕРСУМ», состоящий из двух субфреймов: «ФОНАЦИИ» и «АУДИЦИИ». Звуковой образ мира есть в сущности сумма фонации (производства) всех звуков на планете. В то время как субфрейм «аудиция» (слуховое восприятие) образует акустическую картину мира, т. е. то, что люди планеты слышат или хотят услышать. Оба указанных субфрейма представлены в английском языке соответствующими лексическими и синтаксическими средствами, что создаёт в концептосфере носителей английского языка «акустическую картину мира».
В статье рассматривается специфика репрезентации образа хунхузов в творчестве писателей Н. А. Байкова, Б. М. Юльского, И. П. Штейнберга и П. В. Шкуркина. Анализируя творческое наследие писателей, мы опираемся, в первую очередь, на произведения, известные широкому кругу читателей.
В анализируемых произведениях создан неоднозначный и многогранный образ героя с мифологическим типом восприятия действительности. П. В. Шкуркин и И. П. Штейнберг привносят в образ хунхузов рыцарские качества, главными из которых оказываются справедливость, честность, доверие к людям и романтизм.
Анализ прозаического наследия писателей дальневосточного зарубежья позволяет говорить о функционировании в нем ряда устойчивых мотивов, имеющих ориентальную специфику (мотив похищения и освобождения пленника или пленницы, сопровождаемый привходящими вариантами мотива удачного и неудачного освобождения), которые так или иначе составляют короткую фабулу произведения. Также в статье описание мотивов рассматриваются в контексте восточных философий и символов восточной культуры в целом.
Философия
В статье представлен социально-философский анализ проблемы формирования и развития ментального пространства современной российской молодежи. Выявляются основные факторы-детерминанты трансформации ментального пространства молодежи и их диалектика, обусловленные ими тенденции изменения качественных и количественных характеристик ментального пространства. Рассматривается структура ментального пространства с позиции функционирования и взаимодействия его основных компонентов: менталитета, ментальностей и идентичностей. Проводится анализ процесса формирования новых типов идентичностей с позиций выявления их причин и последствий. Устанавливается взаимосвязь между спецификой ментальных структур молодежи и формированием тех или иных типов ее идентичностей, в частности, национальной, социальной, транснациональной, социопространственной. Автор рассматривает механизмы формирования разных типов идентичностей, их взаимосвязи и взаимозависимость. Раскрываются причины формирования новых типов идентичности и их значимости с точки зрения влияния на ментальное пространство молодежи.
В целом статья содержит выводы относительно специфики механизмов трансформации ментального пространства молодежи в условиях транзитивного и стабильного общества.
Химия
Экономика
Юриспруденция
Настоящая статья посвящена исследованию уголовно-правовых и уголовно-исполнительных норм, раскрывающих содержание уголовного наказания в виде ограничения свободы. Цель работы – дать ответы на следующие вопросы: является ли ограничение свободы альтернативным видом наказания; соответствует ли занимаемому месту в системе наказаний рассматриваемое наказание; возможно ли достижение целей наказания при назначении и исполнении ограничения свободы; а также помочь правоприменителю правильно руководствоваться нормами, регламентирующими содержание ограничения свободы, порядок исполнения и условия его отбывания.
Методы исследования: анализ, синтез, метод сравнительного правоведения. Настоящее исследование может быть использовано в правоприменительной и научной деятельности, в учебном процессе.
В результате исследования автор приходит к следующим выводам: при назначении и исполнении наказания в виде ограничения свободы возможно достижение всех поставленных целей, стоящих в рамках уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ, но социально-экономические преобразования в нашем государстве и практика применения законодательства объективно потребуют внесения изменений и дополнений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство РФ, касающихся вопросов оптимизации и более эффективного регулирования правоотношений в сфере назначения и исполнения наказаний.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Политический процесс может быть рассмотрен в контексте политического письма, представляющего собой создание политического текста. Объем и содержание политического письма во многом характеризуют и сам политический режим.
Взаимодействие официальной и неофициальной компоненты в политическом тексте подвержено постоянной динамике, равно как и развитие новых форм политического письма.
В статье показано, что в обстановке углубления национальной идентичности и замещения идеи политической модернизации крупными идеологическими и экономическими проектами государства, элиты страны получают характерные импульсы инновационных изменений. Их осуществление с целью прояснения контуров ландшафта завтрашнего дня ускоряет овладение субъектами политики новых форм социального взаимодействия, требует переоценки методов, механизмов, решений, употребляемых ими в различающихся фазах их производства, управления, образующих в инновационном процессе единое комплексное целое.
Статья посвящена статусно-возрастным аспектам молодёжной политики, актуализирующимся в ситуации постмодерна. В статье рассматриваются методологические подходы ювенологии, актуальные концепции молодёжи и молодёжной политики, в том числе «концептуального отрицания молодёжи», проводится их сравнительный анализ.
Автор обращает внимание на изменение статуса молодёжи в обществе, связывая динамику изменений с глобальными социально-политическими процессами.
Комбинирование институционального анализа, сетевого подхода и теории «неформальной институциализации» позволило автору выявить как формальные, так и неформальные характеристики новой молодёжной политики.
В статье автор предлагает собственную концепцию постмолодёжи в качестве категории, отвечающей условиям ситуации постмодерна в политике.
ISSN 2949-2092 (Online)