Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
Том 23, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2

История и археология 

297-305 51
Аннотация

 Статья является хронологическим завершением исследования жизни и творчества еврейского фольклориста,  этнографа и публициста, казенного раввина г. Рогачёв и г. Иркутск Соломона Хаимовича Бейлина (1858–1942), стоявшего у истоков исследования и систематизации  еврейской фольклористики на территории Российской  империи. Представлены результаты изучения послереволюционного творчества С. Х. Бейлина на языке идиш в рамках развития еврейской этнокультурной жизни 1920–1930-х гг. на территории СССР, Литвы и Польши. Благодаря сохранившейся в архиве Института еврейских исследований YIVO (г. Нью-Йорк) и впервые переведенной с идиш переписки Соломона Бейлина с еврейским филологом, писателем и публицистом Залманом Рейзеном, а также с  редакциями некоторых периодических изданий на идиш установлено, что после Октябрьской революции 1917 г.  творческая активность фольклориста не только не  снизилась, но и вошла в новое русло, связанное с подъемом  популярности в 1920–1930-е гг. его родного языка идиш. Представленные в статье сведения (материалы)  расширяют информацию о научном наследии фольклориста и свидетельствуют о том, что в рассматриваемое время С. Х.  Бейлина, кроме фольклора, интересовали и филологические вопросы, связанные с грамматикой и орфографией идиш. 

306-313 42
Аннотация

 Рассмотрены отдельные аспекты развития гражданского журнализма на примере движения рабочих и сельских корреспондентов Центрально-Сибирского региона в  начальный период нэпа. На основе содержательного анализа материалов периодической печати, архивных и  исторических источников автор анализирует практическую реализацию развернутой на территории региона кампании,  нацеленной на пропаганду средств массовой информации; заметки и сообщения, поступавшие от рабкоров / селькоров  и просто неравнодушных граждан, касающиеся вопросов реализации новой экономической политики; исследует исторический опыт использования творческого потенциала гражданского журнализма в просвещении читательской аудитории в вопросах, связанных с  деятельностью органов государственной власти. Методология исследования включает использование  междисциплинарного, системного, социокультурного  подходов и анализ исторических источников, позволивших  провести исследование отдельных аспектов повседневной жизни раннесоветского общества. Теоретическая и  практическая значимость проведенного исследования состоит в создании базы для дальнейших исследований по  данной проблематике. Сделан вывод, что в исследуемый  период государственные мероприятия на региональном уровне не имели ярко выраженной идеологической  направленности и были нацелены, прежде всего, на просвещение местного населения и вовлечение его в  общественно полезную деятельность. Участие населения в  деятельности региональной и локальной прессы  способствовало росту тиража и качества местных периодических изданий, формированию мировоззрения  местной читательской аудитории, повышению уровня доверия населения к деятельности органов государственной  власти.  

314-324 39
Аннотация

 Летом 2020 г. Степным отрядом археологической экспедиции Алтайского государственного педагогического университета была проведена разведка территории Усть-Калманского района Алтайского края. В ходе проведенных работ была обследована местность, расположенная в  междуречье р. Чарыш и р. Калманка. В результате  исследований проведен мониторинг 25 насыпей ранее выявленных отдельных памятников, расположенных в  окрестностях с. УстьКалманка. Рассматривается семантика  ансамбля курганных могильников, расположенных на  вершине водораздела, с позиции анализа религиозно-мифических представлений сибирских народов о мировой горе. Проводится параллель между семантикой цепочки курганов и поясом. Высказывается предположение, что линейная структура курганной цепочки и ровиков могла ассоциироваться с развязанным поясом, что должно было усиливать медиаторские функции водораздела как сакрализованного ландшафта, облегчающего проведение  обрядов перехода. Специфической чертой обследованных в 2020 г. объектов является сочетание в курганных цепочках  каменно-земляных и земляных конструкций, вероятно,  маркирующих адаптационные стратегии реализации культовых  практик и поликультурность оставившего их  населения. Внешние параметры объектов археологического  наследия позволяют предварительно датировать их серединой – второй половиной I тыс. до н. э. 

325-340 37
Аннотация

 В статье рассматриваются основные направления формирования градостроительной политики по развитию малых городов в Красноярском крае в 1950–1960-е гг., которые характеризуются массовым индустриальным развитием как в стране, так и в крае. Градостроительная  политика в рассматриваемый период представляла собой составляющую политики органов государственной власти по вопросам пространственной организации обустройства территории как материальной среды обитания граждан, а  именно градостроительного планирования развития  территорий и населенных пунктов, проектирования,  строительства и реконструкции объектов, а также  национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий. В истории  формирования и развития градостроительной политики периода 1950–1960-х гг. выделяются критерии  классификации малых городов, дана эволюция градостроительной политики от индивидуальных к типовому  массовому строительству малых городов Красноярского края. Одной из основных задач в эти годы  стала разработка новых принципов оптимальной системы  расселения населения с учетом природно-климатических  условий и укреплением обороноспособности страны.  Предметом исследования являются малые города Красноярского края 1950–1960-х гг. В эти годы была  заложена база нового курса экономического, архитектурно-градостроительного развития городов. Отсюда возникла  необходимость в модернизации и изменении отраслевой  структуры экономики в малых городах, ориентированных на  новые виды деятельности. В качестве методологической основы изучения проблем истории градостроительной  политики в отношении малых городов использован историко-хронологический и геополитический метод –  освоение значительной части территории Сибири в стратегическом, экономическом и социально-культурном  планах. Практическая значимость эмпирического и  аналитического материала работы состоит в его  использовании для написания обобщающих трудов по  проблемам градостроительной политики, преподавания общих и специальных курсов в вузах, применения в  управленческой практике с целью избегания ошибок  предшественников. 

341-349 27
Аннотация

 Статья посвящена развитию прародителя современного репродуктора по разведению пчел среднерусской породы в Удмуртской АССР в послевоенные годы. Предмет – пчеловодство Большеучинского сельского совета Большеучинского района Удмуртии. Цель – определение  основных тенденций и результатов развития пчеловодства Большеучинского сельского совета в послевоенные годы. В  основу исследования положен ретроспективный анализ с использованием архивных материалов и годовых отчетов изучаемых хозяйств, хранящихся в Центральном  государственном архиве Удмуртской Республики. По  результатам анализа архивных документов выявлено, что  развитие колхозного пчеловодства данного сельского совета шло неравномерно. Одной из важных причин, как было отмечено на Пленуме ЦК КПСС, стало нарушение принципа материальной заинтересованности пчеловодов в развитии производства и низкая трудовая дисциплина на пасеках. Существенной причиной отставания пчеловодства являлось неудовлетворительное руководство этой отрасли со стороны Министерства сельского хозяйства и заготовок  СССР и сельскохозяйственных органов на местах. В мае 1950 г. развернулось массовое укрупнение колхозов для создания более благоприятных условий работы путем уменьшения количества слабых колхозов (присоединения их к сильным), что позволило повысить производительность труда, заметно  расширить механизацию наиболее трудоемких  процессов производства и намного сократить  производственные расходы. В годы послевоенного  сталинизма в условиях Большеучинского района Удмуртской  АССР сложились благоприятные условия для развития пчеловодства и создания основы для будущего  племенного репродуктора среднерусской породы пчел. 

350-359 40
Аннотация

 Цель – выявить особенности участия Организации  Североатлантического договора (НАТО) и Европейского союза (ЕС) в урегулировании ливийского кризиса. Для  достижения поставленной цели были проанализированы  резолюции Совета Безопасности Организации  Объединенных Наций, отчеты генерального секретаря  НАТО, документы ЕС и агентства «Фронтекс», статистика, речи европейских политиков, публикации в западной прессе и мировых информационных агентствах. В статье рассмотрена реакция международного сообщества на подавление мирных демонстраций в Ливии. Исследованы причины, по которым США и страны Европы доверили проведение военной операции Североатлантическому альянсу. Подведены итоги деятельности НАТО в Ливии.  Проанализированы инструменты политики ЕС в Ливии,  проведена оценка их эффективности. Установлено, что  разногласия между странами-членами ЕС не только помешали Союзу проводить самостоятельную и  последовательную политику в Ливии, но и затруднили реализацию мероприятий, о которых удалось договориться.  Выявлено, что в условиях отсутствия активной позиции США, сворачивания деятельности НАТО и слабости ЕС лидерство в урегулировании ливийского кризиса перешло к отдельным государствам. Сделан вывод: ливийский кризис  подтверждает тезис о том, что в регионе Ближнего Востока и Северной Африки между НАТО и ЕС сложилась четкая  дифференциация ролей, при которой НАТО берет на себя решение военных задач, а Европейский союз –  осуществление миротворческой деятельности. Проведенное  исследование вносит вклад в понимание  специфики общего сотрудничества НАТО и ЕС в вопросах  обеспечения безопасности. 

360-370 36
Аннотация

 Введение. Телль Саби Абьяд является одним из важнейших археологических памятников бассейна Балиха. Он расположен примерно в 30 км к югу от сирийско-турецкой  границы и состоит из четырех холмов, раскопки которых проводились в ходе нескольких сезонов. Археологические  работы были начаты голландской экспедицией, возглавляемой профессором М. Ван Лоном, в 1986 г.,  продолжены под руководством П. Аккерманса и  осуществлялись вплоть до 2010 г.

Методы и материалы. Материалами исследования послужили результаты раскопок комплекса, опубликованные в ряде работ участниками экспедиций. Для  изучения материалов памятника был применен метод исторической реконструкции.

Результаты. Изучение материалов раскопок памятника Телль Саби Абьяд позволило выделить культурные слои, в которых были обнаружены культовые сооружения, жилища, хозяйственные постройки, а также прочие следы долговременного присутствия человека. В работе  рассматриваются хронологические слои и их насыщенность артефактами в различные периоды существования  памятника. На основе этого были выявлены новые факты, позволяющие уточнить представления о Северной  Месопотамии эпохи неолита, полученные из иных археологических источников. Заключение. Исследование  памятника показало, что здания возводились на устойчивых  возвышающихся платформах и носили регулярный жилой  характер. В их строительстве применялись кирпич, глина, дерево и тростник. Большинство домов имели  прямоугольную планировку и были связаны друг с другом  небольшими проемами (дверьми). Имелись и дома со входами через крышу. Кроме того, были обнаружены  постройки круглой формы – толосы. В поздних  хронологических слоях, в эпоху халафской культуры, толосы  широко использовались не только как места отправления религиозного культа, но и как жилища и хранилища  припасов. 

371-388 43
Аннотация

 Проведен историографический анализ межвузовского сборника научных трудов «Сибирь: ХХ век» (Вып. 1–6. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997–2007). На основе  примененных в статье общенаучных и специальных историко-историографических принципов и методов  исследования проанализированы как представленный  историографический источник в целом, так и отдельные его  составляющие. Проведенный количественный анализ  позволил представить наглядную внешнюю характеристику комплексного историографического источника: показать  соотношение частного и целого в его содержании, оценить  количественный и качественный состав редакторского и  авторского корпусов, дать представление о тематическом и видовом его компонентах. Семантический (тематический) анализ проделан на основе контент-анализа текстов с выявлением особенностей участия авторов в историческом дискурсе. В связи с этим проведены ретроспективный и перспективный анализы основных научных трудов ведущих  сибирских ученых – авторов научных трудов сборника, что позволило достичь основной цели статьи – выявления  закономерностей и особенностей современной историографической ситуации на основе осмысления  изученности основных исторических процессов в Сибири.  

389-395 32
Аннотация

 Рассмотрены основные вехи научной деятельности профессора Николая Самуиловича Пенна, в 1930–1940-е гг. выдающегося специалиста по обогащению углей Кузбасса.  Выделен период его работы в Томском технологическом институте, в течение которого Н. С. Пенн не только  состоялся как удачливый геолог, открывший ряд  месторождений полезных ископаемых в Кузбассе и  Восточной Сибири, как организатор учебного процесса на  горном факультете, редактор серьезных научных журналов,  но и выступил в числе организаторов сибирской угольной  науки. Рассмотрен период его работы в Кузнецком научно- исследовательском угольном институте (КузНИУИ, г.  Новосибирск, г. Прокопьевск), в течение которого Н. С. Пенн сосредоточился на теоретических проблемах, связанных с  происхождением угля, разработкой метода математического анализа углей, позволяющего теоретически определить  составные части угля в условиях тяжелых жидкостей и  научно обосновать степень обогатимости углей, в том числе  составить их соответствующую оригинальную  классификацию. Проведены исторические параллели между  научной биографией профессора Н. С. Пенна и личными качествами, достижениями его известных предков, в свое  время оказавшихся причастными к некоторым ключевым  событиям в истории Англии и Соединенных Штатов  Америки. 

396-404 47
Аннотация

 Первая мировая война рассматривается в контексте ее влияния на продовольственную ситуацию в России.
Изучением вопросов такого влияния ученые стали заниматься еще в период самой войны, в дальнейшем интерес к данной теме то ослабевал, то появлялся вновь. В статье анализируется масштаб продовольственных  трудностей, с которыми столкнулась наша страна на разных  этапах своего развития. Рассматриваются различные пути  выхода из кризисной ситуации, применявшиеся российским правительством, при этом отмечается многообразие  вариантов решения продовольственных проблем. Отмечается, что меры царского правительства по решению  продовольственного вопроса были малоэффективными, а  часто и запоздавшими. В результате продовольственный  кризис нарастал и ситуация с продовольственным  обеспечением в конечном итоге вышла из-под контроля. В  статье также приводятся сведения о решении  продовольственных проблем в других странах-участницах Первой мировой войны. В дальнейшем с  продовольственными трудностями столкнулось Временное  правительство, которое тоже не смогло наладить процесс  продовольственного обеспечения страны на должном уровне. Финальную точку в решении продовольственного  вопроса поставила советская власть.  

405-414 27
Аннотация

 C целью выявления особенностей медно-бронзовых  сплавов сопроводительного инвентаря из погребений лепешкинского этапа тагарской культуры был предпринят  анализ элементного состава металла из склепов курганов 2,  12 и 16 (III–I вв. до н. э.) могильника Серебряково I в Кия- Чулымском междуречье. Состав образцов металла 72 предметов исследован методом атомно-эмиссионной  спектроскопии с индуктивно связанной плазмой. В ходе статистической обработки полученных данных выделены  семь химико-металлургических и металлургических групп сплавов на медной основе. Сопоставление выявленных  рецептур бронз с данными о типологии инвентаря  различных категорий (ножи, чеканы, зеркала, оленные бляшки) показало отсутствие устойчивых корреляций типов сплавов с типами / вариантами изделий. По соотношению медно-бронзовых рецептур изученный металл лепешкинского этапа тагарской культуры из могильника Мариинской лесостепи согласуется с его относительной хронологической позицией между металлокомплексами сарагашенского и тесинского этапов тагарской культуры. Проанализированная коллекция демонстрирует тенденцию к снижению доли оловянистых бронз и к уменьшению средних концентраций лигатур олова. Исследование доказывает целесообразность применения  археометаллургических данных как одного из признаков для определения относительной хронологической позиции погребальных комплексов тагарской культуры. 

Психология 

415-426 43
Аннотация

 Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на определение особенностей организации преподавателями (n=30) учебного материала  публичных и внеаудиторных видеолекций, способствующих 
более высоким оценкам эффективности этих лекций студентами (n=543). Анализировались такие параметры  организации учебного материала, как способы организации  взаимодействия со студентами, способы презентации  учебного материала и характер иллюстративного материала. Студенты оценивали видеолекции неизвестных им ранее  преподавателей по четырем параметрам: содержательность,  полезность для будущей профессиональной деятельности, интерес, готовность к  самостоятельному просмотру за пределами обязательного  содержания образовательного процесса. Установлено, что наиболее чувствительными к характеристикам организации материала видеолекции являются оценки содержательности и полезности. Внеаудиторная лекция оценивалась  студентами по этим параметрам выше в том случае, когда она носила информационный характер и включала минимальное количество терминологии и отсылок к  собственному профессиональному опыту преподавателей,  публичная видеолекция, напротив, оценивалась выше, если  преподаватель насыщал ее научной терминологией,  примерами из своего профессионального опыта, а также  иллюстрировал материал примерами из научных / экспериментальных исследований. Полученные результаты  обсуждаются в контексте возможностей использования публичных и внеаудиторных видеолекций в высшем  образовании. 

427-437 43
Аннотация

 Представлены результаты исследования информационно-поискового поведения пользователей в Интернете в период пандемии. На предварительном этапе было выявлено, что  по мере распространения эпидемии и введения режима  самоизоляции происходило постепенное снижение  количества информационных запросов, связанных с темой  пандемии, и наблюдалась относительная независимость  содержательных характеристик поисковых запросов от  официальных заявлений российских властных субъектов. Это задавало необходимость изучения социокогнитивных детерминант динамики информационного поиска, в частности характера сопутствующих социальных атрибуций. Также на начальном этапе распространения коронавируса была выявлена тенденция смещения содержания массовых  поисковых запросов в сторону позитивно окрашенной информации, которая предположительно отражала влияние эффекта контррегуляции на информационный поиск, что потребовало введения в анализ личностных и ситуационных предикторов. Результаты основного этапа исследования свидетельствуют, что оценки рисков, характер атрибуции ответственности и восприятие возможности субъективного контроля за развитием событий в ситуации  распространения COVID-19 имеют амбивалентный характер, реализуясь в дихотомии личное – коллективное. Разница эмоциональных предпочтений в информационном поиске между респондентами, болевшими и не болевшими  коронавирусной инфекцией, не существенна, однако она  наблюдается между ними по текущему аффективному  состоянию. Выявленная значимая связь проблемно-ориентированных стратегий проактивного совладания  (рефлексивного, стратегического и превентивного 
копинга) с эмоциональными предпочтениями в информационном поиске взаимосвязана с вовлеченностью  как одним из параметров осознанности. 

438-446 44
Аннотация

 Проведен обзор зарубежных исследований, цель которого – обобщить и систематизировать психологические работы,  направленные на выяснение причин возникновения  моральной травмы, а также работы по ее диагностике и психотерапии. Рассматривая в качестве предмета исследования моральную травму, авторы установили, что в работах зарубежных авторов чаще всего предполагается, что данное явление не является психической патологией. Метод анализа доступных работ показал, что моральную  травму определяют как синдром, который характеризуется  чувством стыда и вины, навязчивыми мыслями вследствие невозможности  предотвращения своих действий или действий других людей. Авторы статьи предпринимают попытку разграничения  понятий посттравматическое стрессовое расстройство и  моральная травма. В статье раскрываются как различия, так и  сходства данных психологических дефиниций. В ходе обзора теоретических исследований в области психотерапии моральной травмы приводятся примеры методов оказания  первой психологической помощи; описываются способы  применения психотерапии для психологов, медицинских работников и других лиц. В заключение сделан акцент на том,  что все исследования по проблеме моральной травмы проводились до настоящего времени в зарубежных странах. В  России исследования моральной травмы, ее сравнение с другими психическими явлениями только набирают обороты. 

447-455 34
Аннотация

 Представлена гипотеза о радикальном изменении психологического знания в контексте наступающей эпохи.  Предполагается, что актуальным направлением развития  психологии является движение от обществосообразной (культурно-исторической) психологии (решавшей задачу  индивидуализации общества) к природосообразной  психологии (задача – индивидуализация индивида).  Предлагается признать своеобразное поражение  психологии в «битве» за человеческое развитие, выражающееся в том, что она не смогла быть достаточно  убедительной в выполнении своей миссии: согласовывать различные уровни и порядки человеческого бытия,  направлять развитие человека, уменьшать риски человеческой активности, способствовать формированию у  индивидов аутентичной самоидентичности. Новый образ психологии предлагается строить на основе легитимизации  психологических знаний по принципу комплементарности  природе – природосообразности, воплощенности  психологических феноменов на всех уровнях и порядках организации жизни.  

456-465 31
Аннотация

 Теоретические и прикладные исследования, раскрывающие вопросы обеспечения психологической безопасности в  образовании, описывают разные стороны этого процесса.  Однако остается слабо изученным аспект  профессиональной готовности педагога к обеспечению  психологической безопасности в профессиональной  деятельности. Такая ситуация обусловлена несовершенством диагностического инструментария, используемого в исследованиях. Стандартизированные тесты не обеспечивают в полной мере возможность измерения  соответствующих профессиональных компетенций  педагогов. Цель исследования – определить  диагностические возможности кейс-метода в процедуре оценки готовности будущих педагогов к обеспечению  психологической безопасности в образовательной среде. В  основе исследования лежит допущение, что кейс-метод может быть использован в качестве измерительного инструментария оценки профессиональной готовности будущих педагогов к обеспечению психологической  безопасности в образовании. Мы опирались на представления И. А. Баевой о психологической  безопасности образовательной среды, Н. В. Кузьминой о структуре профессиональной готовности педагога. В исследование приняли участие студенты педагогических  колледжей (n=418). Готовность к обеспечению психологической безопасности оценивалась путем решения  студентами авторских кейс-ситуаций (профессиональных задач), состоящих из описания самой ситуации и четырех  заданий, ответы на которые описывают отдельные аспекты готовности будущего педагога к обеспечению  психологической безопасности в образовательной среде.  Результаты были подвергнуты процедуре контент-анализа.  Выбор категорий анализа был проведен на основе анализа понятий и умений, составляющих содержание профессиональной готовности к обеспечению  психологической безопасности в образовательном процессе. Проверка надежности методики анализа  осуществлялась на группе студентов психолого-педагогического направления подготовки. Полученные  результаты позволяют считать достоверными  диагностические данные, получаемые с использованием  кейс-метода в качестве инструмента оценки  профессиональных компетенций. Кейс-метод можно рассматривать как способ оценки профессиональной  готовности к обеспечению психологической безопасности в  образовании и инструмент измерения профессиональных  компетенций педагогов. 

466-476 38
Аннотация

 Образ мира, представляющий собой совокупность пространственно-временных и ценностно-смысловых хронотопических компонентов, рассматривается в качестве  функциональной системы психологической адаптации к непрерывному изменению жизненного мира человека. Моделью резких и выраженных изменений жизненного мира и образа жизни человека является распространение пандемии COVID-19. Цель – выявить хронотопические  характеристики образа мира в данной кризисной ситуации.  Исследование на выборке в 92 человека проводилось  дважды – до начала распространения пандемии и в период  максимальных противоэпидемических ограничений.  Результаты исследования свидетельствуют о том, что в условиях пандемии COVID-19 происходит трансформация  структуры образа мира человека, выражающаяся в изменении направленности идентификационных  характеристик личности, в определенной переориентации –  с национальной и гражданской идентичности на  общечеловеческую, а также в повышении значимости семейно-ролевых компонентов образа Я. Временная  перспектива личности в отношении своего прошлого субъективно расширяется, в отношении будущего, напротив, сокращается. Эмоциональная окраска настоящего  становится более негативной, прошлого – позитивной,  будущего – умеренно оптимистичной. При этом все три  временных модуса начинают представляться более  событийно наполненными. Данные процессы наблюдаются  на фоне поляризации ценностных предпочтений, которая заключается в сокращении доли ориентирующихся на ценности среднего уровня за счет увеличения числа направленных на низшие либо высшие ценности. Уровень осмысленности жизни в данной ситуации демонстрирует разнонаправленный характер динамики, что свидетельствует о существовании различных механизмов совладания с данной кризисной ситуацией, имеющих  разный уровень продуктивности. Сделан вывод, что ситуация пандемии COVID-19 обусловливает перестройку  всех компонентов образа мира человека, которая в целом носит мобилизующий и продуктивный характер. 

Языкознание 

477-485 44
Аннотация

 Рассмотрены ядерные модели местоименного вопросительного предложения с прямым порядком слов на материале английского языка. Проблема употребления неинвертированных вопросительных структур в речи определяется специфичностью английского языка как языка  аналитического строя. Частичная инверсия подлежащего и сказуемого традиционно считалась одним из главных выражений категории вопросительности. Однако  исследования показывают, что в современном английском языке вопросительные предложения с прямым порядком  слов представляют собой регулярное явление в  разговорной речи. Нарушение инвертированного порядка  слов отражает явление языковой экономии, а также объясняется экспрессивно-стилистическими задачами. Хотя  случаи нарушения порядка слов в отношении повествовательных структур были достаточно хорошо  изучены и классифицированы, отступление от грамматически нормативного следования подлежащего и  сказуемого в вопросительном предложении остается малоизученной областью отечественной и зарубежной  лингвистики. Главным реализуемым в статье методом  исследования является корпусный анализ, который получает уточнение применительно к задачам синтаксического  изучения. Устанавливается частотность местоименных вопросительных структур с прямым порядком слов в Корпусе современного американского английского языка, анализируется их грамматическая специфика и жанровая отнесенность. В частности, было показано, что наибольшее  распространение данные грамматические структуры  получили в телевизионном и кинематографическом регистрах. Результаты исследования позволяют внести вклад в дальнейшую работу по составлению формальной  классификации неинвертированных местоименных и  неместоименных конструкций и описанию особенностей их дистрибуции в корпусе. 

486-493 36
Аннотация

 Представлено описание социальной сети Instagram и проведен сравнительный анализ образов языкового сознания, возникающих у носителей немецкого и русского языков в качестве реакций на лексему Инстаграм. Социальная сеть Инстаграм является малоизученным  объектом с лингвистических позиций и очень популярной  среди молодых людей России и Германии, а исследование по методике свободного ассоциативного эксперимента, несмотря на многочисленные работы, по-прежнему остается востребованным и популярным в современной лингвистике. Поэтому сопоставление вербальных реакций носителей разных языков представляется актуальным и на настоящий момент. Ядро ассоциативного поля Инстаграм у носителей немецкого и русского языков оказалось сходным, что говорит о глобальном характере этой сети, а также о глобализации языкового сознания в молодежной среде, о сходстве интересов, связанных с социальной сетью Инстаграм у молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет. Ядром ассоциативного поля Инстаграм для русских респондентов стали наиболее частотные реакции видео, реклама, сториз, фотографии, блогер, животные, бизнес, еда, подписчики. У немецких опрошенных – ассоциаты Werbung (реклама), Bilder (картинки), Fotos (фото), Informationen (информация), Videos (видео), Essen (еда), Fake (фальшивый), Filter (фильтр), Posten (посты). Заметное отличие заключается в том, что немецкие участники эксперимента имеют  представления об Инстаграме как о социальной сети для общения (Messenger (мессенджер), Kommentieren (комментировать), Freunde (друзья)), а русские респонденты – как о средстве для заработка (деньги, бизнес, бизнес  платформа, самореклама, магазин).  

494-502 28
Аннотация

 Предметом исследования являются языковые метафоры с соматическим компонентом Hand, служащие для описания образа игрока. Цель – проанализировать языковые  метафоры, вербализующие образ игрока, и описать частнооценочные значения, отражающие его  аксиологический аспект. Цель и предмет исследования  определили необходимость решения следующих задач:  изучить и проанализировать языковые метафоры с  соматическим компонентом Hand, выделить их частнооценочные значения, описать образ игрока и его аксиологический аспект, выраженный данными метафорами. В работе рассмотрена классификация  языковых метафор с соматическим компонентом Hand по уровню языковой иерархии, по типу переноса и по критерию стилистической значимости. Выявлены их  частнооценочные значения, представленные сенсорными,  сублимированными и рационалистическими оценками.  Установлено, что отличительной характеристикой образа игрока является преобладание негативных  сублимированных оценок с акцентом на их этический аспект (морально / аморально). Сделан вывод, что образ игрока  представляет собой совокупность положительных и  отрицательных оценок, представленных частнооценочными  значениями с преобладанием этического аспекта аморально, вербализованными языковыми метафорами с  соматическим компонентом Hand.  

503-511 36
Аннотация

 Для полноценного исследования коммуникативного потенциала современных медиатекстов необходимо
обращаться к журналистским текстам более раннего времени и в диахроническом ключе рассматривать ситуационные модели взаимодействия с аудиторией. Современные научно-популярные медиатексты  обнаруживают генетическое сходство с материалами периода становления русскоязычной периодической печати: отличия могут быть обусловлены появлением новых исследовательских данных или качественно иным иллюстративным материалом, однако композиционная и стилистическая преемственность, общие черты в проявлении авторского «я» и в тональности текста представляются нам очевидными. Академический журнал «Примечания к Санкт-Петербургским ведомостям» (1728–1742) – первое русское научно-популярное издание, предназначавшееся читателям, желавшим приобрести знания об окружающем мире. Издатели Примечаний прекрасно осознавали, что важную роль при изложении в статьях сведений самого разного рода играет  взаимодействие с аудиторией. Именно поэтому в ежегодных  приветственных обращениях к читателю (аналог современного жанра вступительное письмо / слово редактора), с 1729 г. традиционно занимавших первый номер журнала, неоднократно проявляется фатическая речь как мощное средство установления контакта с аудиторией. Фатичность приветственного слова издателя проявляется в  обещании обеспечить традиционное для XVIII в. сочетание приятности и полезности чтения, простоты и доступности  изложения как основы создания статей, что располагало читателя к ознакомлению с материалом и настраивало на  благоприятное восприятие материалов Примечаний уже на дотекстовом уровне. Непринужденность разговора с читателем и эффект личностно ориентированной беседы (ты-общение), выражение заботы об интересах читателя в  сочетании с информативностью и чувством собственного
достоинства, шутливая тональность и намерение создать благоприятную атмосферу общения, формирование «своего круга» и солидаризация с аудиторией пронизывали  приветственное слово фатичностью и определили основные  черты жанра редакторского приветствия на всем протяжении его существования в отечественной  журналистике.  

512-520 31
Аннотация

 Рассматриваются вопросы, направленные на изучение структурно-композиционной специфики текстов современных форм деловой коммуникации,  сгенерированных в электронной среде. Материалом  послужили электронные деловые письма (инициальные письма-просьбы туристической и гостиничной тематики), электронные инициальные сообщения на веб-форумах (на материале веб-форумов фармацевтической,  автотехнической, технической тематики) и сообщения из деловой переписки в социальной сети Instagram (образовательной, жилищной, продовольственной
тематики), которые анализировались с точки зрения эволюции их структуры и текстовой архитектоники. В исследовании используются общенаучные методы наблюдения и описания в сочетании с методом сравнительного анализа языкового материала. Установлено, что в сравнении с традиционным деловым письмом структурное оформление и текстовая организация электронных деловых писем, деловых сообщений на веб-форумах и в социальных сетях претерпевают значительные качественные изменения, что обусловлено спецификой программных алгоритмов, в рамках которых создаются эти тексты. Текст электронного делового письма или сообщения не всегда осознается коммуникантами как произведение, обладающее расчлененной структурой. Электронная  деловая переписка подвергается процессам деформализации и стилевой гибридизации, связанными с  особенностями сетевого общения, при этом определяется общая тенденция к либерализации языка в современной  электронной переписке. 

521-531 32
Аннотация

 Все коммуникативные ситуации использования языка в научных целях – и письменного, и устного – формируют научный дискурс. Жанровая архитектура научного дискурса строится исходя из принадлежности текста к устной или письменной форме существования. Более мелкие форматы (например, аннотация) могут быть частью более крупного текста (например, статьи). Письменный научный дискурс имеет распределенный хронотоп, устный привязан к конкретному времени и месту. Онлайн-форматы характеризуются распределенным топосом и определенным  временем. В научном дискурсе коммуникаторы (агенты и клиенты) выполняют  определенные дискурсивные роли: магистрант, аспирант, докторант – научный руководитель, консультант; аспирант – рецензент; автор статьи – рецензент, редакция, аудитория и пр. Ядерным участником научного дискурса является ученый. Ключевые дискурсоформирующие признаки научного дискурса: регламентированность, логичность и  структурированность; объективность, точность и  абстрактность; полемичность, агональность; театральность;  интертекстуальность; язык научного дискурса  характеризуется обезличенностью и наличием пассивных конструкций. Каждое  речевое произведение полифонично, интердискурсивно.  Интердискурсивность связывается со взаимодействием  научного дискурса с иными – отраслевыми – дискурсами, что приводит к развитию периферийных форм и жанров. В функционировании научного дискурса отмечается также тенденция к усилению авторской позиции. Нивелирование  авторской позиции приводит к увеличению фатики. 

532-540 31
Аннотация

 Рассматривается проблема репрезентации лингвистическими средствами особенностей киногероев в  современном западном кинематографе на примере научно- фантастической драмы «Робот по имени Чаппи». Цель –  исследование ряда аспектов языковой личности в кино для выражения режиссерской сверхзадачи. В более широком  когнитивно-дискурсивном контексте объектом  исследования является сценарий как языковая фиксация  живой непринужденной речи киногероев. Выдвинутая автором в статье гипотеза предполагает, что формирование образа героя языковыми средствами содержит категоризацию проблемных концептов для решения  творческих задач, включающую привлечение жанровых и стилистических особенностей, образности и эмотивности.  Метод сплошной выборки из современного киносценария предоставляет достаточный экземплификативный материал,  который затем подвергается исследованию посредством 
стилистического и когнитивно-семантического анализа. Материал исследования демонстрирует, что для формирования образа языковой личности современный кинематограф активно задействует ряд приемов:  стилизацию под речь разных жанров, образность. Выявленные приемы способствуют тому, чтобы ярче  раскрыть особенности речи героев, включающей детскую  речь, родительскую речь, речь педагогов и жаргон. Анализ  полученных результатов демонстрирует, что установленные особенности обусловлены не только соображениями  максимальной аутентичности передачи образа киногероя в рамках сценария, но и эвристическими соображениями  максимально доступного объяснения непознанного  концепта, чему способствует образность. В качестве вывода  в статье указывается, что языковой портрет личности формируется в жанрово-стилевых рамках сценарных  требований, а применение образности способствует  достижению консенсуса между киногероями в краткие сроки 120-минутного кинофильма.  

541-550 27
Аннотация

 Изучен процесс формирования концептуальной картины мира. Цель – рассмотреть механизмы когнитивно-языковой деятельности при формировании картины мира. Методом для данного исследования послужил свободный ассоциативный эксперимент как способ выявления  индивидуального понимания концепта. Проведен анализ  ассоциативных реакций, на основе которого исследованы  когнитивные процессы, участвующие в построении  концептуальной картины мира в сознании человека. Приведено сравнение ассоциатов, данных испытуемыми разного возраста, а именно 10–12 лет и 18–21 года. Набор ассоциативных реакций на определенное слово-стимул составляет основу структуры концепта в сознании индивида. Именно ассоциации показывают взаимосвязь между концептами, которые складываются в единую концептуальную сеть и формируют картину мира.  Ассоциации отражают существующий в сознании и  воображении образ, который посредством воображения и  памяти воссоздается в сознании человека. Понимание  между носителями одного языка происходит на основании того, что все они имеют общие представления о данном предмете или явлении. В результате ассоциативных экспериментов мы выявили следующие процессы когнитивно-языковой деятельности: категоризация, конкретизация или индивидуализация концепта и анализ объекта. Доказано экспериментально, что ассоциация является не просто представлением, как это считалось ранее, но сложным когнитивным процессом, в котором участвуют высшие когнитивные функции. В данном исследовании мы продемонстрировали, что именно ассоциации выявляют содержание концепта, как в индивидуальном, так и в коллективном сознании.  

551-559 33
Аннотация

 Цель – рассмотреть специфику функционирования концепта семья в рекламном дискурсе. Актуальность
исследования предопределена тем, что в рамках рекламного дискурса на радио концепт семья мало изучен. В основу анализа вошли 800 рекламных радиороликов, из которых были отобраны тексты с лексемами семья,  родители, папа, мама, дедушка, бабушка, внуки, дети, ребенок, дом. Концептуальный анализ позволяет выявить основные и дополнительные семантические компоненты, раскрыть ценностные составляющие концепта, а также рассмотреть рекламные стратегии и тактики, которые сознательно используются авторами рекламных текстов для привлечения внимания и достижения прагматических целей рекламного дискурса. Ядром концепта является лексема дом в значении совместное жилище для семьи, центральными компонентами выступают субполе  семья в значении группа близких родственников и субполе уют  в значении комфорт, качество жизни. Интерпретационное  поле концепта представлено лексемами мебель, подарки / игрушки, праздники, развлечения, отдых, спорт, автомобиль. Сделан вывод, что спецификой функционирования концепта семья в рекламном дискурсе выступает его способность к  порождению новых смыслов, выходящих за рамки словарных дефиниций. Ценностная картина мира носителей русского языка выделяет наиболее существенные культурные смыслы ценностных доминант, которые представлены экспликацией физических, социальных и духовных ценностей, что обусловлено потребностями и запросами реципиентов. 

560-571 33
Аннотация

 Представлен анализ речевых тактик комплимента и речевых тактик ответа на комплимент среди юношей и девушек в студенческой среде. Речевая тактика комплимента находится под влиянием факторов: ситуация  общения, цель общения, отношение адресанта к комплименту, гендерные особенности, особенности  культуры. В зависимости от коммуникативной ситуации выделены частотные речевые тактики комплимента: улучшение настроения, поддержка, одобрение, соответствие ситуации. Девушки перечислили больше ситуаций, чем  юноши, в которых они говорят комплименты. С учетом цели  комплимента девушки намного чаще, чем юноши,  используют речевые тактики комплимент внешности, комплимент тому, что понравилось, комплимент характеру.  Влияние русской культуры на речевую тактику комплимента прослеживается в том, что и юноши, и девушки считают  комплимент искренним высказыванием и делают комплимент исключительно родным и друзьям. Речевые  тактики ответа на комплимент представлены в виде таких  тактик: принятие, принятие с комментарием, шутливый  ответ, ответный комплимент, самовосхваление,  игнорирование. В официальной ситуации, при равных статусах юноши выбирают речевые тактики ответа на комплимент шутливый ответ, игнорирование, самовосхваление, принятие с комментарием. Девушки  используют принятие, принятие с комментарием, ответный  комплимент, шутливый ответ. В официальной ситуации с  общением с незнакомым мужчиной юноши используют речевые тактики принятие с комментарием, игнорирование,  девушки – принятие, шутливый ответ, самовосхваление. В официальной ситуации в общении с незнакомой женщиной  юноши применяют речевую тактику игнорирование, а девушки используют речевые тактики ответа на комплимент: принятие, шутливый ответ, самовосхваление, ответный  комплимент. В неформальной ситуации, в кругу друзей  юноши используют речевые тактики ответа на комплимент самовосхваление, принятие с комментарием, игнорирование, шутливый ответ, девушки – принятие, принятие с комментарием, шутливый ответ,  самовосхваление, ответный комплимент.  

572-581 32
Аннотация

 В данной статье в свете современной когнитивной лингвистики синонимы рассматриваются как одно из важнейших средств языковой категоризации и концептуализации мира. Исследуется синонимическая  парадигма реализации концептов упорство и упрямство в русском языке. На основе ряда словарей синонимов  выявлено 65 синонимов слов упорство и упрямство  (настойчивость, твердость, сила воли, своеволие,  несговорчивость, неуступчивость и т. д.). Посредством анализа семантических особенностей этих синонимов  устанавливается основной состав синонимических  микрополей упорство и упрямство и раскрываются  признаки изучаемых концептов. Результат исследования показывает, что оба концепта принадлежат к тематической  категории черта характера и тесно связаны с волевой 
деятельностью человека. Оба могут выражать такое свойство, как стремление не поддаваться внешнему воздействию. Различие заключается в том, что концепт упорство акцентирует стремление к достижению цели,  приложение усилий в трудовой деятельности, стремление не отступать перед трудностями, а в содержании концепта упрямство выражается преимущественно отстаивание своей позиции, отказ от уступок, склонность действовать по своей воле, стремление не поддаться чужому воздействию, управлению, регулированию, руководству, требованиям дисциплины. В оценочном аспекте в содержании концепта упорство в основном подчеркиваются положительные свойства, такие как терпение, выдержка, самообладание и т. д. В содержании концепта упрямство репрезентируются преимущественно отрицательнооценочные компоненты – глупость, задиристость и бессмысленность. 

582-590 30
Аннотация

 Предлагается методика изучения высокочастотных английских военных терминов путем систематизации  терминологических единиц по словообразовательным  гнездам. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью дальнейшей структуризации и  упорядочения англоязычной военной терминологии,  изменениями, происходящими в военной терминологической системе, недостаточной научной  разработанностью данной проблемы, а также важностью изучения терминологических единиц в рамках детальной  проработки теории словообразовательных гнезд. Цель – организация изучаемой военной лексики в виде блоков, представляющих собой словообразовательные гнезда. Объектом исследования выступает словообразовательное  гнездо как комплексная единица в рамках военной терминологии. Предмет – словообразовательное гнездо как  способ упорядочения наиболее частотных англоязычных военных терминов. В исследовании были применены  методы этимологического, семантического и  словообразовательного анализа английских военных  терминов. В результате анализа и обобщения  теоретического материала авторы пришли к выводу, что словообразовательное гнездо представляет собой  микросистему, внутри которой существуют словообразовательные, грамматические и лексические  отношения. Анализ блоков военных терминов, отобранных из современных лексикографических источников путем  сплошной выборки, позволил структурировать  однокоренные высокочастотные английские военные термины в микросистемы, представляющие собой  словообразовательные гнезда с вершинами -bat-, -defend-, -arm- и т. д. 

591-598 38
Аннотация

 Значения инференциальности и адмиративности в русском и персидском языках указывают на непрямые источники информации, получаемые говорящим. В данной статье анализируются многофункциональные слова же, так в русских и چه,چطورв персидских восклицательных  предложениях, отражающих значения инференциальности и адмиратива, и языковые средства, используемые для их выражения. Выполняя разные грамматические функции, эти восклицательные слова выражают разные лексико-семантические значения. Цель – рассмотреть значения инференциальности и адмиративости посредством указанных многофункциональных слов в русском и  персидском языках. В задачи нашего исследования входит рассмотреть на основе сопоставительного анализа  грамматические функции многофункциональных слов же, так и چه ,چطورв восклицательных предложениях и уточнить лингвистические средства, используемые для их перевода на русский и персидский языки. Были получены результаты,  демонстрирующие, что восклицательные местоимения и частицы помимо лексических единиц в двух языках оказываются средствами выражения значений эвиденциальности. Полученные результаты могут оказать  содействие иностранным студентам в восприятии способов передачи значений инференциальности и адмиративности  посредством многофункциональных слов же, так и چه ,چطور в русских и персидских восклицательных предложениях. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)