Психология
Психолого-педагогическая экспертиза назначается в рамках бракоразводных процессов и предназначена для решения споров о праве на воспитание ребенка. Одной из задач психолога при осуществлении данного вида экспертиз является диагностика эмоционального статуса ребенка. С этой целью преимущественно используются проективные методы. В настоящем исследовании предполагается выявить работающие (обладающие высокой дифференцирующей силой) проективные референты эмоциональной дестабилизации и эмоционального конфликта у ребенка в ситуации судебного разбирательства между родителями. Исследуемую выборку составили 63 ребенка, участвующие в психолого-педагогической экспертизе. Для сравнительного анализа был произведен подсчет измеряемых признаков среди детей, чьи родители не разведены и не пребывают в ситуации судебного разбирательства по вопросам права на воспитание ребенка (56 детей). Испытуемым предлагалось изобразить рисунок несуществующего животного с помощью разноцветных карандашей. Измеряемые признаки – штрихованные линии, эскизные линии, стирание и исправление рисунка, сильный нажим, наличие ран или шрамов на теле животного, наличие у животного ног, которые не выполняют функцию опоры, наличие двух и более голов у вымышленного существа, яркость и полихромность рисунка. Признаки оценивались в дихотомической шкале. Для сопоставления частоты встречаемости признаков в двух независимых выборках и оценки достоверности различий использовался критерий углового преобразования φ*-Фишера. Признаком, обладающим высокой дифференцирующей силой, является наличие двух голов у вымышленного существа, что указывает на внутренний конфликт и эмоциональное противоречие у ребенка, формирующие основу для психологической дестабилизации. Отличия выявлены по параметру полихромность рисунка. Дети исследуемой группы реже используют цвет, что может указывать на их низкий энергетический тонус и подавленное эмоциональное состояние. В группе детей, участвующих в психолого-педагогической экспертизе, чаще встречается признак ноги, не выполняющие функцию опоры, который также можно рассматривать как референт переживания неравновесного, неустойчивого состояния. Такие параметры, как штрихованные, эскизные линии, сильный нажим, стирание и исправление рисунка, раны, шрамы на теле животного, – редкое явление в имеющихся рисунках, они не показали значимых различий между двумя группами детей.
Проблема агрессии, проявляемой в онлайн-коммуникациях, за последнее десятилетие привлекает все большее внимание. Существует необходимость в инструментах, выявляющих причины киберагрессивного поведения. В статье представлены результаты адаптации англоязычного опросника Cyber-aggression typology questionnaire (CATQ) (K. C. Runions) на русскоязычной выборке подростков. В теоретическую основу опросника положен подход, предложенный K. C. Runions, описывающий киберагрессию подростков через их мотивационные цели и способность к поведенческому самоконтролю, сформированные в четыре типа агрессивного поведения в Интернете. Общую выборку составили 421 респондент, учащиеся 5–9 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга в возрасте 10–15 лет. Участие в исследовании было добровольным, каждый имел информированное согласие родителя. С помощью процедур эксплораторного и конфирматорного факторного анализа подтверждена четырехфакторная модель опросника, пункты в русскоязычной версии распределены в соответствии с оригиналом. В ходе конфирматорного анализа были уравновешены все факторы по количеству утверждений. Итоговый вариант опросника включил в себя 23 утверждения. Структура опросника соответствует авторской и представлена следующими факторами: импульсивно-ответная киберагрессия, произвольно-ответная киберагрессия, произвольно-инициативная киберагрессия, импульсивно-инициативная киберагрессия. Опросник «Типология киберагрессии» обнаружил хорошие показатели дискриминативности и надежности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что опросник – надежный психодиагностический инструмент для изучения феномена киберагрессии, который может применяться в научных и практических целях. Понимание мотивов, способствующих киберагрессивному поведению, может помочь в разработке новых мер профилактики, основанных на индивидуальных различиях дезадаптивных факторов онлайн-агрессии.
Предмет исследования – закономерности, в соответствии с которыми точность движений человека связана с протяженностью этих движений и временем как мерой протяженности. Задача компромисс скорость–точность рассматривается с точки зрения анализа процессуального аспекта выполнения когнитивных задач. Экспериментальная процедура реализована на портативном устройстве с сенсорным экраном, чувствительным к касанию пера, и учитывает установку испытуемого на решение задач с позиций скорости или точности. При этом основная гипотеза исследования заключается в предположении о возможности выделения существенно отличающихся между собой способов решения задачи компромисс скорость–точность. На основании набора данных, собранного с участием более чем тысячи испытуемых, показано, что на уровне мелкой моторики взаимно однозначное соответствие между площадью мишени и временем ее поражения однозначно не выполняется. Эта неоднозначность является проявлением различных когнитивных стратегий выполнения задачи компромисс скорость–точность. Выявлено, что закономерности нарушения закона Фиттса могут быть определены при помощи широкого набора статистических методов и проявляются на уровне анализа критериев нормальности распределения данных, различных видов дисперсионного анализа, многомерного анализа данных. При помощи кластерного анализа получено подтверждение наличия различных стратегий выполнения задачи компромисс скорость–точность. Использование ряда дополнительных переменных, в том числе относящихся к профессиональному статусу испытуемых, позволяет интерпретировать различия в результатах наличием специфических навыков решения когнитивных задач и уточнить характер этих навыков.
Проведено исследование межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций как параметров психологического здоровья старшеклассников с разной степенью вовлеченности в виртуальные коммуникации. Представлены результаты эмпирического исследования внутрисистемных взаимодействий параметров психологического здоровья (нервно-психическая устойчивость, параметры саморегуляции, волевые качества личности, параметры самоотношения и самовосприятия, нравственная самооценка, смысложизненные ориентации, позитивная адаптация к социальному окружению) и межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций в группах старшеклассников с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости. Проведенное исследование показало, что высокий уровень киберкоммуникативной зависимости связан с низкими показателями структурных компонентов психологического здоровья (волевые качества, система саморегуляции поведения и смысложизненные ориентации), а несформированные компоненты межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций (понимание эмоций, контроль экспрессии, управление и понимание эмоций других людей) могут выступать в качестве маркеров киберкоммуникативной зависимости у старшеклассников. Обнаруженные корреляционные связи на высоком уровне значимости позволяют предположить возможность включения межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций в число валидных диагностических критериев психологического здоровья старшеклассников в условиях виртуальных коммуникаций.
Обсуждается проблема предикторов субъективного качества жизни студенческой молодежи в условиях международной образовательной миграции. Приводятся результаты эмпирического исследования социальной идентичности, представленной идеологическим и этническим компонентами, как значимого предиктора субъективного качества жизни студентов различных культуральных групп. Субъективное качество жизни изучалось с учетом мотивационного, эмоционального и когнитивного компонентов. В качестве респондентов в исследовании принимали участие студенты вузов г. Томск (представители стран Африки, Европы, Китая, Индии, России). Структура социальной идентичности студентов изучалась с помощью психодиагностических опросников «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова и С. В. Рыжова) и «Шкала идеологической эго-идентичности» (Дж. Р. Адамс); компоненты субъективного качества жизни у студентов определялись с помощью опросников «Шкала позитивного и негативного аффекта» (Д. Уотсон и др.), «Шкала удовлетворенности жизнью» (Е. Динер и др.), «Ценности счастья»» (B. Ford и др.). В результате определена факторная структура социальной идентичности, имеющая как специфичные для каждой культуральной группы студентов, так и общие особенности. Во всех культуральных группах студентов выявлены определенные факторы социальной идентичности, которые могут выступать в качестве значимых предикторов представлений о счастье, эмоционального (доминирующий аффект) и когнитивного (оценка удовлетворенности жизнью) компонентов субъективного качества жизни. Выявленные особенности структуры социальной идентичности и ее вклада в субъективное качество жизни студентов свидетельствуют о культуральных различиях, указывают на мишени и задачи психолого-образовательного сопровождения процессов образования и самореализации студентов в поликультурном образовательном пространстве университета.
Представлен краткий анализ существующих подходов к использованию возможностей мониторинга цифрового следа пользователя в электронной образовательной среде для решения задач проектирования интеллектуальных сред обучения и прогнозирования моделей взаимодействия с информационной средой. Описаны основные методические приемы анализа содержания результатов мониторинга действий пользователей в электронной информационнообразовательной среде (модели действий пользователей в LMS Moodle), в том числе и возможности использования образовательных датасетов как удобного ресурса для дистанционного образования студентов. Показаны технические приемы аутентификации не на основе знания, которым обладает человек, а на основе подтверждения индивидуального цифрового портрета пользователя. Представлены обобщенные результаты исследования, отражающие стилевые особенности поведения и наиболее типичные сценарии работы студентов в электронной информационно-образовательной среде и позволяющие выделить наиболее характерные типологические признаки когнитивного поведения. Полученные аналитические данные обсуждаются в контексте привлечения технологических подходов к психологическому обеспечению мониторинга действий пользователей в электронной образовательной среде современного вуза для решения задач создания более эффективных когнитивных интерфейсов, которые могут адаптироваться к пользователю учебной среды, персонализируя среду под конкретного пользователя.
Рассмотрены взаимосвязь особенностей доминирующего психического состояния с параметрами отношения к себе как профессионалу, виды настроения, присущие субъектам с разным профессиональным самоотношением. В психодиагностическом обследовании, проводившемся в рамках кадрового аудита, приняли участие 113 работников агрохолдинга со стажем работы на предприятиях от 1 до 5 лет. В исследовании использовались методики «Отношение к себе как профессионалу» и «Определение доминирующего состояния». Установлено, что величина активность (уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие) как показатель профессионального самоотношения взаимосвязана с такими параметрами психического состояния, как активное (пассивное) отношение к жизненной ситуации и тонус высокий (низкий). Показатель величины позитивность (принятие и представление о себе как профессионале) взаимосвязан с бодростью как показателем психического состояния субъекта. У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу преобладают синтонный и деятельный виды настроения. В ситуациях, когда активность доминирует над позитивностью, имеет место деятельное настроение. Если показатели позитивности более выражены, чем активности, у обследованных доминирует синтонное настроение. Выявлено, что субъекты с уравновешенным профессиональным самоотношением обладают благополучным и воодушевленным настроением. При доминировании активности у обследованных преобладает воодушевленное настроение, при позитивности – благополучное. У субъектов с пассивно-негативным отношением к себе как профессионалу доминирующим видом настроения является созерцательное. Полученные данные необходимо использовать для разработки и реализации профилактики тонических состояний риска, таких как переутомление и астенические состояния, в сочетании с формированием и поддержанием активно-позитивного отношения к себе как профессионалу, а также профессионально-психологического благополучия субъектов трудовой деятельности.
Представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие отношение студентов к ограничительным мерам в период коронавирусной инфекции. Рассматриваются различные паттерны отношения представителей юношеского возраста к самоизоляции с разными показателями ценностных ориентаций и личностной ответственности. Для выявления доминирующего отношения использовалась авторская анкета, включающая три блока: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. При исследовании ответственности использовался тест суждений ответственности А. И. Крупнова, разработанный в рамках диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности. Ценностные ориентации исследовались опросником Ш. Шварца. Полученные результаты исследования позволили выявить некоторые закономерности соблюдения режима самоизоляции у респондентов с разными личностными качествами. В ходе исследования было установлено, что отдельные доминирующие ценности и уровень проявления ответственности могут выступать детерминантами позитивного либо негативного отношения к режиму самоизоляции. Результаты проведенного исследования позволили сформулировать вывод относительно перспектив учета возрастных и субъектных характеристик личности для разработки профилактических мероприятий в период пандемии с целью соблюдения режима самоизоляции.
Представлены результаты исследования, посвященного установлению своеобразия содержания адресованной достижению различных целей стратегии конкуренции в профессиональной деятельности у работающих субъектов с различной выраженностью перфекционистской направленности. Предложено определение перфекционистской направленности личности, основанное на представлениях о роли направленности в конкурентоспособности личности в профессиональной деятельности, предметном содержании направленности личности, а также имеющихся в литературе данных о предметном содержании перфекционизма и его различных типах и их взаимосвязи с мотивацией достижения и когнитивными установками. Многочисленные данные о связи типов перфекционизма с личностными особенностями субъектов, проявляющимися в ситуациях конкуренции, позволили предположить, что перфекционистская направленность личности выступает фактором построения стратегии конкуренции работающих субъектов. Эмпирическим объектом выступили 142 работающих субъекта (112 женщин, 30 мужчин) в возрасте от 19 до 62 лет. Описаны процедура выделения различных видов перфекционистской направленности на основе сочетания типа перфекционизма, мотивации достижения и когнитивных установок, а также критерии выделения Я-ориентированной и ориентированной на других перфекционистской направленностью. Установлено своеобразие содержания стратегии конкуренции у субъектов с Я-ориентированной перфекционистской направленностью и ориентированной на других перфекционистской направленностью, определены ведущие цели их стратегии конкуренции и содержание компонентов стратегии конкуренции по их достижению. Стратегия конкуренции по достижению цели демонстрация индивидуального стиля деятельности у субъектов с Я-ориентированной перфекционистской направленностью обусловлена внутренней мотивацией деятельности, проявляется в форме зависимости от других, однако критика и неодобрение с их стороны может негативно влиять на их стремление к цели. Стратегия конкуренции по достижению цели высокое качество деятельности у субъектов с ориентированной на других перфекционистской направленностью подкрепляется стремлением к безопасности и основывается на совершении стабилизирующих конкурентных действий. Для стратегий конкуренции обеих групп характерно снижение осознавания коллег как конкурентов при стремлении к данным целям.
Жизненную ситуацию, которая сложилась на современном этапе, можно охарактеризовать как нетипичную и сопровождающуюся существенной трансформацией во всех сферах нашей жизни. Переживания, связанные с COVID-19, заставили каждого человека по-новому взглянуть на себя и свою дальнейшую жизнь. Цель исследования – выявить особенности переживания человеком жизненной ситуации, обусловленной пандемией, и определить специфику их взаимосвязи с жизнестойкостью личности и ее социально-демографическими характеристиками. В связи с необходимостью соблюдать самоизоляцию исследование проводилось в формате онлайн-тестирования на платформе Google. Онлайн-исследование проводилось в марте-апреле 2020 г. В исследовании приняли участие 131 человек: 74 женщины (56 %) и 57 мужчин (44 %). Возрастной диапазон респондентов – от 18 до 75 лет (18–21 – 39 человек; 22–35 – 50 человек; 36–60 – 37 человек; 61–75 – 5 человек). Семейное положение опрошенных: холост / не замужем – 74 человека; женат / замужем – 57 человек. Для анализа данных использовались приемы описательной статистики, статистический анализ различий между группами (H-критерий Краскела-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни, критерий φ* – угловое преобразование Фишера). В эмпирическом исследовании для диагностических целей применялся тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) и методика «Семантический дифференциал жизненной ситуации» О. В. Александровой, И. Б. Дермановой. На первом этапе мы проанализировали особенности переживания жизненной ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, участниками исследования. Полученные нами результаты дают основания отнести переживаемую жизненную ситуацию к трудным ситуациям. Именно такие ситуации прерывают процесс непрерывности жизни субъекта и препятствуют реализации внутренних необходимостей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Различия в переживании жизненной ситуации в группах, различающихся по социально-демографическим характеристикам, не являются столь выраженными, как различия по уровню жизнестойкости. Однако, анализируя различия в переживании жизненной ситуации в группах с разным уровнем жизнестойкости, мы обнаружили следующую тенденцию: высокий уровень жизнестойкости обеспечивает позитивные ожидания от актуальной ситуации и переживание ее не как критически сложной, а в остальном существенных различий обнаружено не было. В некоторых случаях более конструктивно переживалась жизненная ситуация, обусловленная пандемией COVID-19 в группах со средним и низким уровнем жизнестойкости. Содержание внутренней работы личности в трудной жизненной ситуации представляется нам как самостоятельно организуемый процесс понимания, осмысления ситуации в контексте жизненного пути, обретения новых смыслов, укрепления собственных ресурсов.
Языкознание
Концепт рассматривается нами как лингвокультурная единица в когнитивной лингвистике. Цель исследования – выявить культурные и языковые универсалии в башкирском языке. Раскрывается национальная специфика определенного языка, дается обоснование изучения языковой личности. На примере трудов ученых в области русского и башкирского языков приводятся определение и классификация концептов, а также понятия ключевых слов как ментальных символов в лингвокультурологии. В башкирском языкознании исследование концептов подвергается анализу на основе языковых и культурных особенностей. Методами изучения концептов послужили анализ и описание в лингвистическом и культурологическом аспектах. Рассмотрение языковой картины мира башкирского народа способствует раскрытию национального характера, многовекового опыта сохранения и передачи лингвистических ценностей из поколения в поколение как неиссякаемого богатства народа. Языковая картина мира башкирского народа многообразна и богата: в легендах, преданиях, пословицах и поговорках, сказках, эпосах, песнях, литературных произведениях поэтов, писателей отражаются нравственные, эстетические, национальные особенности, которые остаются актуальными по сей день. Рассмотрена концептосфера Ғаилә (Семья) в башкирском языке на примере творчества Мустая Карима, включающая концепты Әсә (Мать), Инәй (Тетя), Өләсәй (Бабушка), Атай (Отец), Ул (Сын), Олатай (Дядя), Ағай (Брат) и отражающая такие понятия, как верность, любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, забота о близких, доброта, духовное родство между членами семьи, что свидетельствует о многогранности и сложности его содержания.
Статья посвящена пропозиционально-фреймовому моделированию языковой картины мира русских и китайцев на материале пословиц и поговорок, относящихся к области родственных отношений. Цель – выявить универсальное и национально-специфичное в семантике пословиц на материале фреймов свекровь – невестка, теща – зять, золовка – невестка методом пропозиционального моделирования. Когнитивный потенциал паремиологического фонда огромен: пословицы и поговорки выполняют гносеологическую функцию, в них отражен познавательный опыт человека. Как известно, пропозициональные структуры универсальны для всех языков, но на уровне пропозиций под влиянием внешней детерминанты (в понимании Г. П. Мельникова) реализуются в каждом из языков по-разному. Проведенный пропозиционально-фреймовый анализ семантики пословиц двух языков позволил выделить следующую логико-тематическую классификацию: 1) особенности характера и поведения каждого родственника; 2) взаимоотношения между свекровью и невесткой, тещей и зятем, золовкой и невесткой; 3) семейный статус свекрови, невестки, тещи, зятя, золовки; 4) семейные традиции, жизненный уклад; 5) источники семейных конфликтов; 6) пути решения конфликтных ситуаций.
Дискурс рассматривается как сложное коммуникативно-деятельностное явление, в рамках которого выделяется юридический дискурс со специфическими характеристики. Он показан как интегративный феномен, требующий активного участия ряда наук, прежде всего, юриспруденции и лингвистики. Цель – установить составляющие части данного дискурса, включающего в себя не только тексты законов и научной литературы на юридические темы, других правовых документов, но и целый ряд других текстов; а также предложить юрислингвистику как обобщающую дисциплину для исследования взаимодействия языка и права. В ходе анализа было установлено, что четкую грань между юридическим и другими типами дискурса провести сложно. Для юридического (правового) дискурса характерны унифицированные субъекты, процедуры, обстоятельства и т. д., обезличенность, т. е. отсутствие указаний на адресата и адресанта, обилие безличных глагольных форм и безличных конструкций. Правовые тексты в большинстве своем лишены национальной маркированности, а лексика имеет эквиваленты в других языках. В статье впервые был обозначен набор текстов, из совокупности которых состоит юридический дискурс – это тексты законов, указов, научной литературы на юридические темы, другие правовые документы, судебные тексты, тексты допросов, адвокатские речи, экспертные заключения и другие аналогичные тексты. И хотя у юридического дискурса и юридической лингвистики – разные предметы и задачи исследования, но объект один – взаимодействие языка и права, что и позволяет их объединить. Юрислингвстика – это интегративная наука, сложившаяся при взаимодействии усилий и интересов лингвистики и теории права, но при этом в ней широко используются научные достижения целого ряда наук – философии, психологии, социологии, этики, лингвокогнитологии, прагмалингвистики, лингвоконфликтологии и др.
Рассмотрены коммуникативные стратегии и тактики, используемые компаниями с целью создания бренда. Анализ проводился с помощью диахронического метода, чтобы пронаблюдать стратегии развития бренда. Опираясь на классификацию коммуникативных стратегий Ю. К. Пироговой, в результате анализа 104 рекламных лозунгов 11 компаний были выявлены стратегии и тактики коммуникативного воздействия, используемые в процессе брендинга и свойственные данному типу дискурса. Стратегии рассматриваются как цели создания образа компании. Тактики как более конкретные ходы по реализации стратегий материализуются путем использования специфической лексики, синтаксических конструкций и средств вовлечения адресата в рекламный дискурс. Лидерами в дискурсе рекламных слоганов стали стратегии завоевания потребителя и воздействия на эмоции, реализуемые тактиками: соответствие потребностям адресата, повышение ценности бренда в глазах потребителя, информирование о продукции бренда, интимизация, метафоризация продукта, воздействие на органы чувств. Стратегия рациональности воплощается тактиками популяризация здорового образа жизни и демонстрация практической пользы. Для ценностно-ориентированной стратегии характерна тактика информирование о продукции бренда. Результаты исследования способствуют лучшему пониманию стратегий и тактик в деловой коммуникации и могут быть использованы в качестве демонстрационного и доказательного материала в курсах лингвокультурологии, анализа дискурса, копирайтинга.
Обсуждается проблема истинности / ложности как свойств рекламного дискурса. Описание рекламы осуществляется, с одной стороны, в аспекте лингвистики лжи, а с другой – в русле интерпретирующей лингвистики. В работе предлагается лингвистическое изучение феномена лжи с субъективистских позиций, т. е. в аспекте взаимодействия участников коммуникативного процесса: человека лгущего и адресата ложного дискурса. При субъективистском подходе текст рассматривается в аспекте соответствует – не соответствует моему представлению о действительности, т. е. оценивается соответствие миру мыслей. Рекламный дискурс описывается как текст, являющийся объектом рецептивно-интерпретационной деятельности адресата. В статье рассматривается речевое поведение адресата ложного дискурса как его интерпретатора, т. е. в аспекте как отзовется в адресате ложное слово. Ставится задача обосновать положение о том, что ложный дискурс определяется не только сферой говорящего, его неискренним речевым поведением, но и сферой адресата. Материалом исследования являются два текста, различающиеся степенью содержания ложной / достоверной информации. Исследование ложного потенциала рекламного дискурса осуществляется методом лингвистического эксперимента. Результаты эксперимента показывают, что каждый рекламный текст оценивается адресатом как содержащий в разной степени ложную информацию. Результат интерпретации текста обусловливается презумпциями адресата и используемыми интерпретационными стратегиями – рационально-логической или эмоционально-чувственной.
В статье дается комплексное представление ключевых концептов в эвенской языковой картине мира – стыд и совесть, не описанных ранее в работах эвеноведов. Данные концепты в говорах эвенского языка реализуются следующими лексическими единицами: халдюн, имеющая аналогии во всех языках тунгусо-маньчжурской группы, нюмар, нюмарин и хадарин, зафиксированные в говорах восточного наречия эвенского языка, и хэркэхйи, распространенная в одном из говоров западного наречия – в ламунхинском говоре. Семантическая структура лексем халдюн, нюмар, нюмарин, хадарин, хэркэхйи является сложной и включает в себя, помимо значений стыда и совести, схожие по смыслу понятия: стеснительность, смущение, скромность, робость, срам, позор. В работе были использованы описательный метод, метод сплошной выборки и метод концептуального анализа, включающий дефинирование (выделение смысловых признаков), этимологический анализ, методы сбора и обработки полевых данных. В национальном сознании эвенов стыд и совесть являются концептами, отражающими оценку поведения человека в социуме и его отношение к окружающему миру, а также содержат знаковую смысловую нагрузку, отличаются эмоциональным наполнением.
Исследуется прилагательное poor в английском языке в лексико-семантическом аспекте, его синонимы и антонимы. Для анализа сем и семем было взято 5 словарей английского языка: Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus, Cobuild Advanced English Dictionary, The Free Dictionary, Longman dictionary of Contemporary English, Merriam-Webster Dictionary. Статьи из перечисленных словарей позволили детально проанализировать указанные в них лексико-семантические варианты и определить набор всех значений у прилагательного poor в английском языке. Методом компонентного анализа у прилагательного poor в английском языке выделено 46 сем и семем. Мы объединили их в 8 тематических групп: 1. Человек: семы и семемы (poor) people / a group, poverty, emaciated, not very skilful (in a particular activity), needy, humble, meek; 2. Животное: семема (hungry) animal; 3. Материальные средства: семы и семемы having, material, possessions, mean, petty / (little) money / insufficient wealth, used of land, barren (land), unproductive (land); 4. Недостача / нехватка: семы lacking / deficient; 5. Нечто материальное: семы и семемы verylittle of the substance, (little of a particular) substance, (poor) food; 6. Ресурсы: семы и семемы supply (of somethingspecified – resources, materials), (poor) country; 7. Оценка: семы и семемы bad / not good, (being of a very low) quality, (being of a very low) quantity, (being of a verylow) standard, inferior / verylittle (in quality), inferior (in value), (less) amount, (less) rate, (less) number, little / few, (in bad) condition, not normal, less (than adequate) / scanty / inadequate, negative, small (in worth), quality; 8. Эмоциональное отношение: семы и семемы exciting, pity, (deserving) sympathy, unlucky, disappointing, disagreeable, indifferent, unfavorable, no pleasure. У прилагательного poor выявлено 37 синонимов и 13 антонимов.
Рассматривается лексико-семантическая группа глаголов-светообозначений в современном русском и французском языках: сравниваются лексико-семантические классификации глаголов-светообозначений исследуемых языков, выявляются сходства и различия в составе подгрупп глаголов, а также различия в лексико-семантической характеристике глаголов и их грамматических признаках. Используются методы сплошной выборки, компонентного анализа и метод систематизации лексики. В результате были выделены подгруппы лексико-семантический группы глаголов-светообозначений в русском и французском языках, определены ядро и периферия группы, перечислены и обоснованы параметры, позволяющие отнести глаголы к ядру и периферии. Проведенный сопоставительный анализ исследуемых глаголов показал их отличия в аспектуальной характеристике. Средства выражения видовых значений и способов действия в этих языках различны. В русском языке, языке синтетического типа, эти значения выражаются лексематически. Во французском языке с присущими ему чертами аналитизма данные грамматические значения далеко не всегда находят свое выражение на уровне одной лексемы. Важную роль играет контекст и временные формы глаголов. Все это объясняет бóльшую представленность исследуемых глаголов в русском языке, чем во французском. Несмотря на существующие различия, предложенная классификация глаголов-светообозначений является универсальной для двух разноструктурных языков.
Цель – выявить типичные для советского человека ценностные доминанты в спонтанном письменном тексте, который не подвергался профессиональной редакторской обработке и цензурированию, то есть в естественной письменной речи. Используется аксиологический подход, позволяющий обнаружить и зафиксировать личностное начало в тексте, жизненные установки и ценности автора. Материалом исследования является письмо кузбасского поэта Михаила Александровича Небогатова президенту США Джеймсу Картеру о социально-политической проблеме диссидентства. Автор письма, не имеющий опыта профессиональной публицистической деятельности и межкультурной коммуникации, подпадает в данном случае под категорию наивный автор. Текст письма отражает не столько ситуативно-обусловленные нормы и прагматические установки, сколько мировоззрение и систему ценностей самого автора. М. А. Небогатов позиционирует себя не как частного человека, носителя уникальной точки зрения, а как выразителя мнения всего советского народа. Частотное употребление местоимений мы и наш и категоричность суждений базируются на представлении автора о мировоззренческом и ценностном единстве всего советского общества. Оптимальное выражение аксиосферы народа, по мнению автора письма, происходит в художественной литературе, чем обусловлены многочисленные ссылки на авторитет русских писателей. Экспрессивно-апеллятивная интенция автора способствует самопрезентации его самого как поэта, а следовательно носителя общенародной системы ценностей, в которой центральное место занимает Родина и патриотические чувства народа. Принадлежность автора к поэтам приводит к отсутствию внешней заданности высказывания. Проведенный ценностно-концептуальный анализ показывает, что тексты естественной письменной речи могут быть рассмотрены как материал для выявления базовых ценностей социальной группы, в том числе жителей региона.
Статья посвящена анализу природы комического и механизма создания черного юмора в идиостиле современного британо-ирландского драматурга Мартина Макдонаха, автора девяти пьес, переведенных на разные языки, которые с успехом ставятся на сценах всего мира. В качестве методологической базы исследования использовались семантическая теория юмора В. Раскина и разработанная на ее основе мультидисциплинарная общая теория вербального юмора В. Раскина – С. Аттардо. Теория рассматривает лингвистическую природу шутки и оперирует понятиями скрипт и оппозиция. По мнению авторов, важную роль в создании комического вообще и черного юмора в частности в текстах М. Макдонаха играют интертекстуальные средства и апелляции к прецедентным феноменам разного уровня. Авторы статьи принимают атрибутированное и неатрибутированное интекстовое включение за знак или скрипт и анализируют пьесы драматурга с данных позиций. В результате исследования представлена система скриптов и оппозиций, образующих хронотоп объемных (в отличие от короткой шутки или анекдота) текстов, а также описан механизм создания черного юмора в пьесах М. Макдонаха посредством обращения к интертекстуальному тезаурусу, которым может располагать потенциальный читатель и зритель.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Рассмотрено кадровое обеспечение физкультуры и спорта Кузбасса в условиях перехода от советской к постсоветской модели развития. В основу исследования был положен широкий круг источников, в том числе извлеченных из нескольких фондов Государственного архива Кемеровской области. Применен ряд методологических принципов: научности, историзма, сравнительный. Их комплексное использование позволило выявить основные факторы, повлиявшие на кадровый потенциал отрасли. Во-первых, это политика ускорения социально-экономического развития страны, провозглашенная в середине 1980-х гг. Во-вторых, переход к рыночной модели экономики с начала 1990-х гг., сопровождавшийся полномасштабным кризисом. Данные процессы, носившие системный характер, аналогично (системно) отразились на развитии физической культуры и спорта, в том числе ее кадрового потенциала, как в общегосударственном, так и в региональном масштабе. Доказано, что кадровое обеспечение отрасли характеризовалось неравномерностью. Наиболее благополучно оно было представлено в высших учебных заведениях, техникумах, в целом в учреждениях физкультуры и спорта городов Кузбасса. Однако в сельской местности сохранялся дефицит работников отрасли.
Статья посвящена культурно-хронологическому контексту петроглифов оглахтинско-томской группы Нижнего Притомья. Представлен общий перечень геометрических петроглифов Южной Сибири. Приведена малочисленная серия изобразительных параллелей, удостоверяющих вероятный хронологический диапазон геометрических зооморфных персонажей в западносибирских культурах эпохи бронзы. Рассмотрены изобразительные параллели геометрическим петроглифам из раннеандроноидного комплекса в Васюганье и из лугавского захоронения со Среднего Енисея. Уточнены датировки по 14С для ряда хронологически значимых памятников раннеандроноидного и предшествующего периода из бассейна р. Васюган. Выделены археологические и петроглифические комплексы ранне- / андроноидного переходного времени от развитой к эпохе поздней бронзы в Нижнем Притомье. Впервые приведены основания хронологии и обоснованы абсолютные даты петроглифов геометрического стиля, а также их связь с раннеандроноидным комплексом в Нижнетомском очаге наскального искусства. Пересмотрена абсолютная хронология петроглифов младшей тувино-алтайской группы, удревненных до раннего сейминско-турбинского времени. Представлены палимпсесты и ритуально-обрядовые комплексы, удостоверяющие сосуществование оглахтинско-томских и позднеангарских изображений. Высказано предположение о бытовании петроглифов геометрического стиля и реалистических позднеангарских изображений в составе единых раннеандроноидных сообществ. Указаны различные истоки данных изобразительных традиций.
Рассматриваются вопросы ассимиляции ясачных инородцев и включение их в состав русского старожильческого населения в северных районах Кемеровской области – Кузбасса. На основе историко-генеалогического метода и микроисторического анализа образования отдельного населенного пункта выявлена специфика обрусения и окрестьянивания чулымских тюрок, проживавших в бассейне реки Кия. В качестве примера ассимиляции выбран старожильческий род Колмогоровых из села Чумай, расположенного в Чебулинском муниципальном округе Кемеровской области – Кузбасса. На основе впервые введенных в научный оборот источников (документы церковного учета, воспоминания старожилов села Чумай) реконструирован процесс изменения сословного статуса ясачных Колмогоровых. Кроме того, исследуются локализация ясачных волостей и причисление к ним Колмогоровых, устанавливаются причины и условия, способствующие вхождению ясачных инородцев в крестьянское сословие. Сделан вывод, что процесс включения инородцев Колмогоровых в чумайское крестьянское общество был не одномоментным, а длился в течение 25 лет. Вначале был довольно длительный этап окрестьянивания ясачных, и только после этого происходило причисление к крестьянскому обществу и закрепление за ними сословного статуса крестьян. Вместе с тем констатируется факт, что массового причисления ясачных в крестьянское сословие в анализируемый период времени не происходило.
Развитие современного Российского государства по пути построения демократического правового общества предполагает анализ и использование позитивного исторического опыта предшествующих десятилетий. Особый интерес представляет изучение изменения статуса женщины в первые десятилетия советской власти в национальных районах страны, где данные процессы имели свои региональные особенности. Цель – показать деятельность властных структур и общественных формирований Дагестана по изменению общественного и семейного статуса дагестанки в 1920-е гг. на основе принципа историзма с использованием сравнительно-исторического, статистического, системного и описательного методов, проведенного комплексного анализа достоверного фактического материала, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот, результатов наработок отечественных и зарубежных историков, затрагивающих в своих трудах данную научно-исследовательскую проблему. Сделан вывод, что развернувшаяся в рассматриваемое десятилетие работа органов власти и общественных формирований многонационального региона была направлена на экономические, политические и социально-культурные преобразования и изменения и привела к определенным позитивным изменениям и результатам в общественно-политическом и семейном положении дагестанки. Однако к концу 1920-х гг. в этом контексте сохранялись немалые трудности и нерешенные проблемы. Значительная часть женской половины дагестанского общества продолжала оставаться под существенным влияниям мусульманского духовенства, консервативно настроенной части мужского населения и следовала традиционным нормам и адатам, особенно в семейно-брачной сфере.
Бронзовый нож из могильника у д. Ростовка был обнаружен в могиле под костями черепа ребенка 9–10 лет. В кротовских погребениях некрополя Сопка-2/4Б в двух случаях кинжалы находились под костяками ребенка и мужчины. Возможно, эта ритуальная особенность была связана с особым способом размещения (на шее за спиной), который магически обеспечивал неуязвимость владельца. Сходной функцией наделялись ожерелье и пояс. Традиция поясного крепления клинкового оружия для сейминско-турбинского хронологического горизонта реконструирована весьма условно. В коллекциях сейминско-турбинских изделий неизвестны предметы поясной гарнитуры. Возможно, пояса были шерстяными. Различные приемы ткачества установлены по материалам синташтинских и петровских комплексов. Детали художественных изображений на сейминско-турбинских ножах позволяют предполагать, что обрядовая практика пополнилась новой атрибутикой и соответствующими магическими приемами.
В научный оборот вводится коллекция находок материальной культуры доисторического периода, полученная на стоянке Карасор-3 в ходе стационарного исследования археологического объекта Карасор за время полевого сезона 1999 г. Группа памятников Карасор располагается в Верхнем Притоболье, вблизи г. Лисаковск. В географическом отношении Верхнее Притоболье приурочено к северной части Тургайского прогиба. Территория Тургайского прогиба соединяет Западно-Сибирскую и Туранскую равнины. С запада Тургайский прогиб ограничен Зауральским плато, а с востока – Казахским мелкосопочником и отрогами гор Улутау. Природно-географические особенности этого региона не способствуют сохранению культурного слоя на памятниках. В этой связи на стоянке Карасор-3 находки, представленные фрагментами керамики и каменными изделиями, были собраны с поверхности по причине разрушенного культурного слоя. В публикации керамике дана описательная характеристика, а каменный инвентарь был исследован с помощью технико-типологического метода. Основными параметрами технико-типологического анализа являются продукты первичного расщепления, морфологические параметры пластин, размеры пластин и орудий на пластинах, процентное соотношение заготовок и орудий из пластин и отщепов, приемы вторичной обработки, типологический состав орудийного набора. Как самостоятельный показатель учитывается характер используемого сырья. Сделаны выводы, что на рассматриваемом памятнике оставлена каменная индустрия эпохи позднего энеолита, которая находит прямые аналогии с каменной индустрией терсекской культуры. Временной диапазон собранной с поверхности коллекции керамики на представленной стоянке предположительно определяется периодом от позднего энеолита до раннего железного века.
Цель – выявить причины роста преступности в СССР в послевоенные годы. Изучен большой ряд документов: архивы Главного управления по борьбе с бандитизмом МВД СССР, мемуары сотрудников милиции и граждан. Показано, что рост бандитизма и других тяжких преступлений стал серьезной проблемой для общества, которое только что выиграло кровопролитную войну. Анализ исторических источников позволил многопланово выявить причины роста преступности в послевоенные годы. В качестве одной из наиболее значимых причин выделены особенности повседневной жизни послевоенной поры – бедность населения, детская беспризорность, неустроенность бытовой и досуговой жизни. Кроме того: распространение националистического движения в ряде регионов страны, наличие оружия у населения, ошибки самой власти – проведение масштабных амнистий. Сделан вывод о комплексных причинах роста преступности в послевоенные годы и необходимости сотрудникам советской милиции проявлять большое упорство и мужество в выполнении своего профессионального долга.
Предмет – сельская медицинская сеть в конце XIX – начале XX вв. Цель – проследить этапы становления этой сети, показать механизм принятия решений в этой сфере на различных властных уровнях. Для достижения данной цели были проанализированы делопроизводственные материалы и справочная литература изучаемого времени. Особо ценными для исследования явились документы, отражающие процесс обсуждения проблем расширения сельской медицинской сети на уездной ступени власти. Это позволило выявить нужды и потребности крестьянского населения, увидеть споры и разногласия во взглядах на формирование системы врачебных участков. При планировании открытия нового врачебного участка или переноса существующего на новое место учитывались просьбы местных крестьян, участие населения в материальном обеспечении медицинского учреждения, ландшафтно-географические условия и другие факторы. Как правило, при аргументации того или иного решения использовались рациональные доводы. На губернском уровне происходил сбор информации, корректировка поступивших предложений и составление общих перспективных планов. На столичном уровне осуществлялась их оценка и утверждение. Нередко отдельные предложения, исходившие от губернского управления, не находили поддержки центральных ведомств. В исследовании отмечено два этапа масштабного расширения сельско-врачебной части Томской губернии: 1898 г. – первое десятилетие XX в.; 1912–1914 гг. Грандиозные планы на 1915–1917 гг. остались неисполненными из-за Первой мировой войны.
Предлагается ряд методологических принципов исследования современной этноконфессиональной обстановки в субъектах Российской Федерации. Акцентируется внимание на необходимости использования при организации регионального мониторинга принципов системного, выборочного и процессного подходов. Современные этнические и конфессиональные процессы рассматриваются в логической взаимосвязи как проявление процессов трансформации традиционных социальных институтов и коммуникационных связей (в сфере традиционной экономики и социальной организации) под воздействием государственной политики. При анализе конфессиональных организаций предлагается использование структурно-функционального и ретроспективного методов, позволяющих выявить исторический контекст их воздействия на традиционные социальные институты многонационального населения России. Апробирован системный подход анализа этносоциальной и этноконфессиональной ситуации на межгосударственном (макро-) уровне (трансграничные зоны юга России), региональном (мега-) уровне (фрактальная и сетевая социальная организация) и микроуровене (в границах выборочных полигонов). Акцентируется внимание на проблемах вторичного анализа историографических источников по истории национальной и конфессиональной политики российского государства XIX – начала XXI в. Приводятся определения базовых дефиниций, используемых при развертывании регионального этносоциального мониторинга. Обосновывается основание расширения предметного поля интеграционных, научноприкладных исследований по заданной проблематике.
Статья посвящена истории разработки Федеративного договора 1992 г. Формирующиеся в постсоветский период практики построения федеративных отношений рассматриваются, с одной стороны, с точки зрения взаимодействия федерального центра и региональных элит, а с другой – в контексте теоретических постулатов классического федерализма. Особое внимание уделено факторам, препятствовавшим разработке и подписанию Федеративного договора, а также ресурсам целевого воздействия на Центр со стороны региональной элиты. Выявлены противоречия во взглядах на концепцию федеративного устройства среди представителей национальных и территориальных субъектов Федерации. Объект исследования – процесс реформирования федеративного устройства России в 1990-е гг. Предмет – деятельность органов государственной власти Российской Федерации центрального и регионального уровней по поиску компромисса в вопросах перераспределения полномочий. Цель – определить степень влияния Центра на содержание Федеративного договора в период усиления региональной самоидентификации и перехода к новому способу решения вопросов федеративного значения во взаимодействии Центра и регионов. Задачи: 1) выявление и учет степени влияния социальных интересов определенных групп на развитие федеративных отношений в период разработки Федеративного договора 1992 г.; 2) установление связи между действиями Центра и укреплением его позиций; 3) выявление исторических фактов, предопределивших асимметричность Федеративного договора. В работе применялись общенаучные методы; специальные методы исторического исследования: историко-сравнительный и историко-системный; методы междисциплинарного характера: историко-правовой метод, метод сравнительного анализа правовых документов. Сделан вывод, что в ходе поиска и институционализации новой модели федеративных отношений в России, с одной стороны, был найден компромисс между интересами региональных элит и центрального руководства, с другой – произошло укрепление позиций федерального центра и легализация асимметричного характера взаимоотношений с регионами.
ISSN 2949-2092 (Online)