Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск
№ 3 (2007)

Биология 

3-8 18
Аннотация

В статье описана история развития кафедры физиологии человека и животных и валеологии КемГУ. В течение четырех десятилетий на кафедре формировалась научная школа и уникальный научно-педагогический коллектив, приоритетными направлениями работы которого является изучение механизмов адаптации и разработка научных основ сохранения и укрепления здоровья человека. В активе кафедры более 600 печатных работ, в том числе 17 коллективных монографий и учебных пособий, 4 из которых имеют гриф Министерства образования РФ.

8-10 11
Аннотация

Проанализирована подготовка студентов – будущих учителей биологии – к работе в сельской школе и обоснована необходимость её совершенствования. В основе модернизации содержания образования в сельских школах должно быть: интеграция естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний; усиление профориентационной работы сельских школ, тесная связь обучения с аграрным производством; соединение обучения с трудовой и допрофессиональной подготовкой учащихся; направленность воспитательного потенциала на развитие личности сельского школьника. Важная роль в системе подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе принадлежит психолого-педагогическим дисциплинам. Описаны дисциплины и курсы, введенные на базе гуманитарно-педагогического факультета Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, способствующие интересу будущего учителя к преподаванию в сельской школе. Педагогическая практика в сельских школах была нами организована таким образом, чтобы студенты не только углубляли знания по биологии, учились применять в обучении и в воспитании идеи педагогики и психологии, но и вырабатывали педагогические умения и навыки учитывать в своих действиях особенности сельской школы и сельской жизни, развивали профессионально личностные свойства и качества, что в конечном счете обеспечило нравственно-психологическую подготовку студентов к работе в сельских школах, сформировало у них мотивационно-ценностное отношение к селу и готовность работать учителем биологии в сельской школе.

История и археология 

10-12 19
Аннотация

В 2008 г. кафедре новейшей отечественной истории КемГУ исполняется 20 лет. За период своей деятельности кафедра ежегодно выпускала по 20–25, а в отдельные годы и более, студентов дневной и заочной форм обучения на отделении истории (не считая отделения международных отношений). Кафедра имеет высокий уровень остепененности: на начало 2007 г. 82,3 % преподавателей кафедры имеют ученые степени кандидатов и докторов исторических наук. Одним из приоритетных направлений научной деятельности кафедры стало исследование истории населения Кузбасса. В условиях демографического кризиса важно было выяснить исторические корни этого процесса, выявить особенности его развития в различных социальных категориях населения, определить тенденции и перспективы. Аспиранты-выпускники кафедры значительно пополнили ряды специалистов-историков высшей квалификации: в вузах Кузбасса (КемГУ, КузГТУ, СибГИУ, Технологическом) работает 18 человек, 2 человека – в вузах за пределами Кузбасса, 7 человек – в Департаментах администрации Кемеровской области.

12-16 56
Аннотация

Рассмотрены фонды комитетов КПСС, хранящиеся в государственных архивах Российской Федерации. При разработке истории развития железной дороги, в частности в Кемеровской области, целесообразно обратить внимание на материалы комитетов КПСС, заключенные в фонде П-35 «Топкинский городской комитет КПСС Кемеровской области» Государственного архива Кемеровской области. Хронологические рамки ограничивают исследование 1965–1991 гг. Нижняя точка исследования остановлена на отметке провозглашения важнейшей экономической реформы 1965 г., которая стала центральной мерой в стабилизации советского режима после исторических рывков 1930–1940-х гг. Верхняя точка касается полного последнего года собственно советской истории страны – 1991 г., после которого система, появившаяся в конце 1917 г., ушла в историю. Материалы фонда позволяют отразить участие железнодорожников в работе Топкинского горкома КПСС. Материалы фонда отражают формально жесткую иерархию отношений в советском обществе, низком уровне развития самоуправленческих начал. Так, работа, активность комсомольских первичных организаций определялась позицией горкома ВЛКСМ. Пассивность последнего вела к снижению активности низовых комсомольских структур. Таким образом, материал, заключенный в фонде П-35 Топкинского горкома КПСС позволяет составить представление о характере и особенностях деятельности этих структур, но этот материал довольно локализован по отдельным объектам и временным точкам.

16-19 26
Аннотация

Рассмотрен феномен «консервативной революции» Ш. Бройера, описаны теоретико-методологическая база, две линии борьбы «консервативных революционеров», основные иделогические категории и сущность «консервативной революции». По мнению Ш. Бройера, «консервативная революция» была ни чем иным, как одним из проявлений кризиса буржуазного сознания в Веймарской Германии в форме нового национализма. Описана дискуссия в современной германской гуманитарной мысли по проблемам и сущности «консервативной революции». В 1990-е гг. в германской гуманитарной мысли в изучении феномена «консервативной революции» обозначились новые тенденции. Новый интерес к феномену «консервативной революции» связан, на наш взгляд, с двумя факторами: во-первых, влиянием дискуссии о модернистской сущности национал-социализма, которая вновь поставила вопрос о модернизаторских потенциях немецкого консерватизма в целом и радикального в частности; во-вторых, на фоне этой дискуссии появился ряд работ, в которых немецкие исследователи предприняли попытку очередного концептуального осмысления «консервативной революции». Новейшие подходы в исследовании данной проблематики нашли свое отражение в трудах  Ш. Бройера, Р. П. Зиферле и Р. фон Бусше.

Математика 

20-25 9
Аннотация

Исследована разрешимость задачи Римана-Гильберта для эллиптической системы с вырожденной матрицей граничного условия.

25-28 9
Аннотация

Рассмотрен алгоритм численного исследования вариационного неравенства, моделирующего движение жидкости через пористую среду. Написана программа, решения получившегося конечно разностных уравнений, проведена серия тестовых расчетов.

25-28 7
Аннотация

Рассмотрен алгоритм численного исследования вариационного неравенства, моделирующего движение жидкости через пористую среду. Написана программа, решения получившегося конечно разностных уравнений, проведена серия тестовых расчетов.

28-31 9
Аннотация

Приведены основные достоинства РНР. В случае написания сайта на РНР для создания базы данных наиболее предпочтительно использовать язык SQL. Приведены некоторые его достоинства: независимость от конкретных СУБД, переносимость с одной вычислительной системы на другие, архитектура клиент / сервер, высокоуровневая структура, напоминающая английский язык, динамическое определение данных. Разрабатываемый сайт является ресурсом с динамически изменяемым контентом и содержит базу данных на языке SQL, что в значительной мере упрощает его администрирование и своевременное обновление. В процессе работы были использованы технологии CSS, позволяющие динамически изменять внешний вид и оформление, а также AMD 3D now! для оптимизации процессов двоичного исчисления и элементы динамических библиотек nvsys _drv.dll и nv_dsp_drv.dll для наиболее адекватного отображения графической информации. В интерфейс были внедрены объекты flash-анимации в виде баннеров на главной странице. Проект сайта кафедры несет в себе двойную смысловую нагрузку. Во-первых, это средство приложения полученных теоретических знаний по языкам РНР и SQL. Во-вторых, грамотно сделанный сайт послужит информационным ресурсом кафедральной деятельности и позволит разместить нужную информацию в сети Интернет.

31-34 9
Аннотация

В работе на примере задачи Дирихле, сингулярно зависящей от малого параметра, предлагается метод построения асимптотических разложений в целом для быстро осцилирующих решений.

Педагогика 

35-38 25
Аннотация

По итогам прохождения педагогической практики был проведён опрос студентов факультета физической культуры и спорта КемГУ и учителей физической культуры – руководителей студентов-практикантов непосредственно на базах практики. Опросы студентов и руководителей проводились в марте 2007 г. методом самозаполнения анкет. В опросе принимали участие студенты 3-го курса в составе 45 человек и руководители практики базовых образовательных учреждений (16 человек). В процессе данного исследования по ряду критериев изучались представления студентов-практикантов о деятельности учителя физической культуры (руководителя практики) того базового образовательного учреждения, где студент-практикант проходил педагогическую практику. Выделяется ряд аспектов, в отношении которых студенты-практиканты дают критичные оценки – интерес к личности педагога во внеучебное время, менее четверти опрошенных студентов-практикантов отмечают, что с учителем хочется пообщаться после урока, лишь треть опрошенных считают, что уроки учителя всегда проходят интересно, учитель всегда старается учитывать интересы учащихся и проявляет себя как творческая личность. Успешность решения основных задач педагогической практики определяется внимательным отношением руководителей к студентам-практикантам. Все опрошенные учителя физической культуры – руководители практики регулярно проверяют планы-конспекты уроков, подготовленные студентами-практикантами до начала занятий. На наш взгляд, результаты практики могли бы быть весомее, если бы все студенты-практиканты регулярно посещали и анализировали занятия своих коллег, других студентов-практикантов. Исходя из результатов данного опроса, можно сделать вывод о том, что у студентов-практикантов не всегда получается контролировать состояние организма занимающихся во время занятий, недостаточно часто студенты- практиканты проводят беседы с учащимися о здоровом образе жизни и здоровьеформирующем потенциале физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Кроме того, руководителям практики хотелось бы, чтобы студенты-практиканты принимали более активное участие в подготовке и проведении секционных занятий с учащимися.

Психология 

39-46 23
Аннотация

Диагностировано 130 детей 10–12 лет с целью выявления основных проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и объема внимания специальными методиками. Существует множество способов коррекции проявлений СДВГ. Одним из самых удобных и универсальных является метод игротерапии. В данной статье проведено исследование возможности применения игротерапии в работе с гиперактивными детьми. Показано, что использование игротерапии позволяет эффективно и в короткие сроки снять основные симптомы синдрома. Распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди школьников 10–12 лет составила 32 % (42 из 130). Разделение игр на блоки (направленные на концентрацию и развитие внимания, а также на умение сосредотачиваться на деталях; на развитие воображения и зрительной памяти; на развитие моторной ловкости и тактильной чувствительности; на снятие напряжения и на усидчивость; на развитие коммуникативных навыков) позволяет более успешно проводить коррекционную работу. Полная компенсация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в нашем исследовании наблюдалась в 10 случаях, значительное улучшение (снижение количества признаков на один уровень) отмечено у 23, показатели тестирования на заключительном этапе у 19 были на исходном уровне.

46-48 18
Аннотация

Для изучения стилей взаимоотношений невротичности подростков был использован рисованый апперцептивный тест Мюррея (РАТ). Из 95 опрошенных (при помощи РАТ) несовершеннолетних, находящихся в СИЗО, 30 человек (31 %) имеют высокий уровень невротизации по данным опросника К. Хека – X. Хесса. У несовершеннолетних данной выборки преобладает наличие сложного внутреннего конфликта (60 %). Было отмечено преобладание страдательной позиции (проблема пониженности) – 32 % от общего числа ответов, и практически отсутствуют ответы, характеризующие активную личностную позицию (3 %). По остальным позициям (агрессивной, пассивной и индифферентной) получены приблизительно одинаковые результаты (22 %, 23 % и 20 % соответственно). Преобладание страдательной, пассивной и индифферентной позиций свидетельствует о наличии конфликта в межличностных отношениях. При более подробном изучении сферы нарушенных взаимоотношений (2-й, 5-й и 7-й сюжеты) обращает на себя внимание тот факт, что в сфере семейных взаимоотношений выявляется явное преобладание страдательной (жертвенной) позиции и снижение агрессивной (выступающей в качестве защитной тенденции). Это свидетельствует о преобладании авторитарного стиля воспитания, влияющего на формирование невротичности подростков.

48-53 19
Аннотация

Рассмотрены базовые составляющие эмоциональной компетентности: саморегуляция, регуляция взаимоотношений, рефлексия, эмпатия. На основе базовых составляющих эмоциональной компетентности были сформированы функциональные блоки: поведенческий блок, который включает саморегуляцию и регуляцию отношений; когнитивный блок, включающий рефлексию и эмпатию; интраперсональный блок: СамРег х 1,33 + Реф. х 0,67; интерперсональный блок: РегОтн х 1,33 + Эмп. х 0,67. Эмоциональная компетентность как комплексный показатель имеет высокий уровень связи с демонстративным типом акцентуации, что указывает на высокий уровень владения социальными навыками у студентов с акцентуацией по данному типу. Кроме того, выявлены тенденции к положительной связи эмоциональной компетенции с педантичным типом и к отрицательной связи с тревожным типом, т. е. лицам с педантичным типом акцентуации присущи саморегуляция, рефлексия, умение располагать к себе людей. В отличие от него студенты с тревожным типом акцентуации слабо владеют своими эмоциональными состояниями, что может привести к затруднениям в будущей профессиональной деятельности.

53-57 19
Аннотация

Педагогическая работа с подростками в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая является одной из ступенек адаптации в обществе, должна начинаться и основываться с адаптации их к жизни в самом образовательном учреждении. Для разрешения проблем, связанных с социальной адаптацией подростков-воспитанников детских домов, специалистами разрабатываются программы по следующим направлениям социально-педагогической деятельности: развитие житейских навыков и умений; формирование общей положительной направленности личности ребенка; развитие навыков и способностей к различным видам трудовой деятельности; организация профессиональной подготовки подростков; воспитание и подготовка подростков к семейной жизни. С целью выявления особенностей социальной адаптации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, было проведено исследование на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 2» г. Кемерово. Участие приняли 35 воспитанников старшего подросткового возраста (20 девочек и 15 мальчиков). Для подбора методов изучалась литература, где из представленных методик социальной компетентности и адаптации достаточной степенью надежности и валидности обладают следующие методы: «Шкала социально-психологической приспособленности», созданная К. Роджерсом и Р. Даймонд; «Шкала социальной компетентности», предложенная А. М. Прихожан, и на основе опросника, предложенного Р. В. Овчаровой, была разработана анкета «Адаптация». Полученные результаты исследования подтверждают положение о том, что при грамотно организованном специалистами психолого-педагогическом сопровождении, учитывающем возрастные особенности и условия детского дома, существует возможность повлиять на успешность социальной адаптации старших подростков в условиях учреждения.

57-61 22
Аннотация

Проблема отклоняющегося поведения более наглядно была рассмотрена авторами через склонность к отклоняющемуся поведению и употреблению подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотические вещества и др.). Данное положение легло в основу исследования, которое проводилось на базе общеобразовательной сельской школы Кемеровской области, в котором приняло участие 57 учащихся 7–9 классов. Методом тестирования было выявлено, что склонность к отклоняющемуся поведению имеют 45 человек (78,9 %). 22 учащихся имеют склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 17 подростков (29,8 %) имеют склонность к аддиктивному поведению; 14 учащихся склонны к агрессии и насилию; 13 подростков (22,8 %) имеют склонность к делинквентному поведению. Из 57 подростков только 4 человека (7 %) никогда не пробовали алкоголь и 29 опрашиваемых (50,8) никогда не пробовали ПАВ; 11 человек (19 %) указали, что употребляют алкоголь не менее 1 раза в неделю; 7 подростков (12,2 %) употребляют иногда наркотические вещества. Самыми популярными алкогольными напитками среди опрошенных респондентов являются пиво, разные алкогольные коктейли, вино. Анкетный опрос родителей показал, что у 32 подростков (56 %) было отмечено от одного до трех признаков употребления ПАВ, в 5 анкетах отмечено от 10–15 признаков, что свидетельствует о высокой опасности формирования аддитивного поведения. На основе синтеза отечественных и зарубежных программ профилактики аддиктивного поведения, а также валеологических и психокоррекционных программ была создана программа «Профилактика употребления ПАВ в подростковой среде ученического коллектива» для учащихся 12–15 лет. Описана основная концепция программы, ее цели (общие и специфические), руководитель и исполнители. Выделены следующие направления профилактической работы: работа с семьей; создание антинаркотической среды в общеобразовательном учреждении; превентивное обучение подростков, которое направлено на развитие личности ребенка; оздоровление психосоциальной среды подростка.

Физика 

62-66 12
Аннотация

В работе проведено исследование условий получения ультрадисперсных частиц серебра методом химического восстановления. В первой группе экспериментов в качестве восстановителя использовался гидрохинон, во второй – таннин. Методом РФЭС исследована химическая топография поверхности восстановленных частиц серебра. Установлено отклонение электронных свойств дисперсного серебра от свойств массивного металла в диапазоне размеров частиц (500–1000 А), характеризующееся ухудшением проводимости, что проявляется в эффекте дифференциальной подзарядки, изменении структуры валентной 4d-зоны и Оже-параметра, а также смещением энергии связи 3 d-уровня в сторону больших величин. Установлена природа хемосорбированного на дисперсном серебре кислорода в диапазоне температур 300–570 К. Показано, что на поверхности средних и крупных серебряных частиц (>500 А) в условиях комнатных температур регистрируется молекулярно хемосорбированная форма кислорода О2адс. Нагрев до Т=370 К приводит к трансформации этой формы в атомарную О с более ионным характером связи с атомами серебра, что характерно также для адсорбции кислорода на нанесенных частицах серебра.

Филология 

66-71 12
Аннотация

В данной статье предлагается одна из возможных интерпретаций рассказа Л. С. Петрушевской «Страна» и, прежде всего, особенностей коммуникативной ситуации в рассказе на сюжетном и повествовательном уровнях. Анализ коммуникативной ситуации на сюжетном и композиционно-речевом уровнях произведения показывает, что стремление преодолеть языковые барьеры – значимый фактор сюжетного движения и активности повествователя. Однако полное преодоление коммуникативных барьеров оказывается, по-видимому, невозможным.

71-77 17
Аннотация

Относительно недавно самостоятельным объектом исследовательских интересов лингвистов стала вербальная агрессия как фундаментальная стратегия человеческого общения, реализующая дисгармонизирующее индивидуально-эгоистическое речевое поведение. Обнаружено, что явление вербальной агрессии сопряжено с речевыми действиями, устанавливающими или поддерживающими социальное и психологическое неравноправие коммуникантов. Настоящее исследование связано с перспективным направлением разработки теории РЖ и предполагает проведение научных поисков в актуальной в настоящее время области языкознания – лингвистической прагматике. Описаны следующие ЛСГ: ЛСГ физического воздействия на объект (глаголы нанесения удара, глаголы очищения и удаления объекта, глаголы повреждения объекта; глаголы активного воздействия на объект с нанесением ему вреда вплоть до разрушения); ЛСГ глаголов социальных отношений (глаголы принуждения, глаголы влияния).

77-79 14
Аннотация

Уровни прецедентности обусловлены коммуникативно-культурным пространством, в границах которого функционирует каждый отдельный прецедент. Языковые элементы рекламы несут определенную информацию, по-разному воспринимаются реципиентами, что обусловлено уровнем их «словарной памяти» и количеством имеющихся связей между отдельными понятиями. В статье описаны социальные прецедентные феномены – социумно-прецедентные, национально-прецедентные и универсально-прецедентные. При создании рекламного текста важным является учет суггестивных возможностей данного текста, заключающийся во многом в осознании различий между индивидуальными, социальными, национальными и универсальными представлениями реципиентов. В отношении такого «усредненного», так называемого «примитивного» текста, каким является рекламный текст, необходимо опираться прежде всего на национальные и универсальные представления. Именно коннотацию, основанную на аналогии, на прецеденте, создатели рекламы используют чаще всего, так как она оказывает сильнейшее воздействие на подсознание.

Химия 

80-84 7
Аннотация

Установлено, что независимо от величины и полярности внешнего электрического поля темновой ток в системах Al – WО3 – Al значительно превышает темновой ток в системе А1 – стекло – А1. Установлено, что стационарное значение фототока системы Al – WО3 – Al на 5 порядков превышает значение темнового тока этой же системы. Регистрируемый в системе Al – WО3 – Al фототок определяется генерацией фотоносителей зарядов непосредственно в пленках W О3 и не зависит от фототока в системе А1 – стекло - А1 при воздействии света. Темновая релаксация фототока в системах Al – WО3 – Al происходит в течение 240 часов.

84-87 10
Аннотация

В настоящей работе представлены результаты исследования обменных свойств МКЛ на основе материала «Кемерон-1» по отношению к широко применяемым в офтальмотерапии лекарственным препаратам: тауфону и ципромеду.

88-91 10
Аннотация

Целью данной работы является изучение возможности определения состава, температуры и энтальпии плавления бинарных граничных растворов, входящих в состав многокомпонентного раствора, по температуре плавления и теплоте плавления чистых компонентов. Моделирование фазовых диаграмм как эвтектических, так и систем без образования эвтектики позволит достигнуть поставленную цель.

92-95 7
Аннотация

Представляет интерес математическое обоснование выбора технологического режима азеотропной ректификации спиртов и других соединений, требующих высокой степени очистки или осушки, основанного на методе точного расчета состава, давления и температуры в точке нераздельнокипящих жидкости и пара. Математическое моделирование диаграмм фазового равновесия для бинарных систем является основой для расчета свойств многокомпонентных смесей. Предлагаемый метод основан на изучении зависимости плотности чистых компонентов и раствора от температуры и состава. Моделирование кривой сосуществования жидкость – пар в бинарных системах, основанное на минимизации избыточной энергии Гиббса, дает возможность предсказать явление азеотропии и найти область составов, отвечающих условию нераздельного кипения, что подтверждается результатами расчетов, выполненных для водных растворов одноосновного (этиловый спирт) и двухосновного (этиленгликоль) спиртов.

Экология. Здоровье 

96-100 13
Аннотация

Наше исследование в полной мере доказывает, что возможности дисциплины «БЖД» позволяют создать условия для формирования высокого уровня экологической компетентности студентов. Повторное исследование студентов после изучения дисциплины «БЖД» показало, что значительно увеличилось количество студентов, которые считают, что за время обучения в вузе возрос их интерес к проблемам, возникающим при взаимодействии общества и природы (с 37,3 % до 72,3 %). Повторное анкетирование студентов по использованию ими дополнительных источников информации по экологическим вопросам показало, что большинство студентов (63,2 %), кроме телевизионных новостей местного и федерального уровней, телепередач и местных газет, называют среди источников экологического самообразования научные и научно-популярные журналы («Geo», «Экологический вестник», «Экология и жизнь», «Экологическое образование»). И только 12,6 % всех опрошенных студентов не назвали источников экологического познания (против 42 % до изучения «БЖД»). Значительно увеличилось количество студентов, желающих делом помочь решению экологических проблем (с 39,6 % до 73,4 %).

100-103 16
Аннотация

Главной формой реализации экологической политики может стать управление природными системами и природными механизмами, основанное на комплексном научном подходе, на тщательной и всесторонней оценке воздействия человеческих проектов на окружающую среду в настоящем и будущем. В плане рекомендаций по поддержанию экологической безопасности в Кузбассе можно сформулировать следующие рекомендации: необходимо рассмотреть на совете ректоров вузов Кузбасса возможность организации научной дискуссии по энвайронментальным проблемам экологии человека; разработать научные рекомендации, по которым Кемеровская область могла бы стать практической опытной площадкой становления нового экологического нравственного императива, примером экологически дружественного социального развития для других регионов РФ; необходима разработка новой модели просвещения для человека, понимания им дихотомии природы и общества в условиях растущего превалирования рыночной идеологии в интеллектуальной жизни, спада интереса к духовной жизни. Развивающаяся экосоциальная мировоззренческая ориентация становится «экософией», т. е. живым знанием, позволяющим с иных позиций взглянуть на окружающий мир. Экософия образует не только научное, но и гуманистическое мировоззрение, ставя на первое место идеи совместимости человека и природного мира, самоценности любого живого существа, сохранение экологической безопасности. Тем самым формируются новые ценностные ориентиры в поисках адекватного места человека в мире и соответствующего ему жизнесохраняющего поведения.

103-105 10
Аннотация

Происходит неуклонное снижение численности населения области за счёт естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость). Актуальной проблемой для Кузбасса является смертность трудоспособного населения. Среди всех умерших на долю трудоспособного населения приходится одна третья часть. По данным 2006 г., среди умерших в трудоспособном возрасте преобладают мужчины (78 %). Среди всех умерших за этот же период времени доля мужчин и женщин была примерно одинаковой и составила 55 % мужчин и 45 % женщин. Можно сделать вывод о сложившейся в Кузбассе ситуации сверхсмертности населения трудоспособного возраста, прежде всего лиц мужского пола, характерной для периода Второй мировой войны. Наряду с негативными тенденциями нельзя не отметить позитивные сдвиги. Так, рождаемость на селения области за период 2000–2006 гг. увеличилась на 25,6 %, Параллельно с ростом рождаемости снизилась младенческая смертность, достигнув минимального за последние шестнадцать лет уровня: 10,3 случаев на 1000 родившихся живыми в 2006 г., что на 37,6 % меньше уровня 2000 г. (16,5 случаев на 1000 родившихся живыми). На общем фоне развития негативных медикодемографических тенденций интенсивного техногенеза, связанного преимущественно с угольной промышленностью, районы и города имеют более высокие уровни неблагоприятных медикодемографических показателей. Низкая плотность населения отдельных районов и их тяготение к сельскому хозяйству не является гарантией благополучия из-за трансграничных связей территорий и локальных действий негативных экологических факторов.

Экономика 

106-113 16
Аннотация

Строительство города-спутника вблизи Кемерова представляется решением не только жилищной проблемы для населения, но и новым комплексным решением в освоении территории. В настоящее время задачи комплексного решения социально-экономических проблем могут быть реализованы в рамках национальных проектов. Одним из таких пилотных проектов является проект строительства города-спутника «Лесная поляна», в рамках которого возможно интегрировать все преимущества национальных проектов в области строительства доступного и комфортного жилья, создания новых форматов образовательных центров и центров высоких медицинских технологий и поддержки агропромышленного комплекса. Описаны факторы, которые оказывают влияние на разработку стратегии нового города-спутника: демографические; уровень жизни и доходы населения; проблемы жилищного фонда; нарастание износа жилого фонда, ветхого и аварийного жилья; проблемы дальнейшего ухудшения состояния инженерной инфраструктуры. Проект «Лесная Поляна» позволяет учесть все вызовы, поскольку направлен на сохранение потенциала Кемеровской области и создание современных условий для проживания жителей, предотвращения оттока населения, а также стимулирования притока, например, высококвалифицированных кадров в случае реализации проекта по созданию технопарка.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)