Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Вестник Кемеровского государственного университета – национальный научный рецензируемый журнал. Цель деятельности – освещение, сохранение и распространение результатов новейших научных исследований в области истории, археологии, психологии и языкознания. Задачи: интегрирование основных тенденций и достижений современных научных исследований, установление и укрепление научных связей между учеными из разных регионов России и других стран.

Междисциплинарность издания раскрывается в оригинальных и обзорных статьях, рецензиях, посвященных толерантности, идентичности, межкультурной коммуникации в современности и ретроспективе, поликультурному образовательному пространству, истории языка, билингвизму, психолингвистике, национальным, этническим и этнокультурным вопросам (национальной политике, определению себя в рамках нации, национальным языкам).

В статьях, выполненных по направлениям археологии и истории, акцент ставится на археологических памятниках Сибири и государств Центральной и Восточной Азии, охране культурного наследия, характеристике коллекций материальной культуры различных эпох, региональной истории Кузбасса, торгово-экономических отношений в Западной и Восточной Сибири и прилегающих территориях (Дальний Восток, Китай, Монголия, Казахстан), истории государственных органов управления и религиозных организаций. Ценность представляют редкие источники, печатные СМИ и архивные материалы, которые часто вводятся в научный оборот впервые. Также публикуются частные вопросы историографии, музееведения, всеобщей и отечественной истории.

На страницах журнала получают отражение разработки по таким актуальным лингвистическим направлениям, как концептосфера, языковая картина мира, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, региональная лингвистика, юридический дискурс, медиакоммуникация, рекламный дискурс, лингвоконфликтология, лингвоперсонология, идиостиль, естественная письменная речь, сравнительное языкознание, терминообразование, переводоведческие стратегии, ассоциативный эксперимент. Отдельного упоминания заслуживает изучение языков коренных народов России, в частности, телеутского, хакасского, башкирского, удмуртского, эвенского и др.

В разделе психологии освещаются эмпирические и теоретические исследования с выдвижением на первый план тематики сложившейся в Сибири научной школы «Ценностно-смысловая сфера личности и социальных общностей». Данная проблематика раскрывается через операционализацию личностных и социальных ценностей, личностных смыслов и смысложизненных ориентаций, адаптационных и идентификационных процессов самоосуществления человека, Я-концепции, образа Я, образа мира и их хронотопические характеристики, параметры когнитивной и эмоциональной сфер личности. Интеграция рассматриваемых феноменов в контексте различных направлений отражает тенденции современной научной парадигмы в области социальной психологии, психологии личности, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, психологии труда, психодиагностики.

Читателями журнала являются исследователи, преподаватели вузов, колледжей и школ, обучающиеся вузов по профильным направлениям.

Журнал входит в «Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук» Высшей аттестационной комиссии по следующим группам специальностей:

      • 07.00.00 – Исторические науки и археология
        • 07.00.02 – Отечественная история
        • 07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода)
        • 07.00.06 – Археология
        • 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования
      • 10.02.00 – Языкознание
        • 10.02.01 – Русский язык
        • 10.02.04 – Германские языки
        • 10.02.19 – Теория языка
        • 10.02.20 – Сравнительно-историческое типологическое и сопоставительное языкознание
      • 19.00.00 – Психологические науки
        • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии
        • 19.00.05 – Социальная психология
        • 19.00.07 – Педагогическая психология

Научные статьи, оформленные по требованиям журнала, проходят двойное слепое рецензирование (Double-blind review). В качестве рецензентов привлекаются как члены редакционной коллегии журнала, так и другие высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие глубокими профессиональными знаниями и опытом работы по конкретному научному направлению и имеющие опыт публикационной деятельности по тематике рецензируемых статей не менее трех лет. Рецензирование статей осуществляется в соответствии с принципами публикационной этики журнала и политикой Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics – COPE).

Редакция журнала при рассмотрении статьи производит проверку материала с помощью систем Антиплагиат и Crossref Similarity Check. В случае обнаружения многочисленных заимствований редакция действует в соответствии с рекомендациями COPE и публикационной этикой журнала. Кемеровский государственный университет является членом Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ) и поддерживает Декларацию АНРИ «Этические принципы научных публикаций».

Журнал предоставляет открытый доступ к своему контенту и придерживается принципа: открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению обмена знаниями и прогрессу науки. Наша политика соответствует Будапештской инициативе открытого доступа (BOAI). Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Редакция не взимает плату с авторов за редактирование, рецензирование и печать, а также за размещение статей в открытом доступе, содержание сайта и электронное депонирование. Журнал издается за счет средств Кемеровского государственного университета. 

Журнал включен в базы данных:  EBSCO, ErichPlusDOAJScilit, Ulrich's Periodicals Directory, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Полнотекстовая версия журнала представлена на сайте издания, платформах научных электронных библиотек eLIBRARY.RU и CyberLeninka.

Каждый выпуск журнала обязательно рассылается в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, Российскую книжную палату, а также в другие ведущие библиотеки, образовательные и научные учреждения Российской Федерации.

Свидетельство о регистрации СМИ – ПИ ФС 77-67989. Международные стандартные серийные номера журнала (ISSN) – 2078-8975 (print), 2078-8983 (online).

Текущий выпуск

Том 23, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

История и археология 

599-612 50
Аннотация

В статье обобщены данные о хранящихся в фондах российских музеев археологических коллекциях с территории Мариинской лесостепи, на которой сосредоточено наибольшее количество объектов археологического наследия Кузбасса. Дополненная и уточненная информация позволяет расширить источниковую базу к своду археологических памятников региона. Приведены ранее неизвестные сведения об уникальных находках, хранящихся в фондах российских музеев. Археологические источники с территории Мариинской лесостепи, хранящиеся в фондах музеев России, имеют 150-летнюю историю, которую представляется возможным разделить на три периода. По результатам исследования первого периода установлено, что все археологические предметы, полученные в период последней четверти XIX в., находятся в фондах музеев за пределами Кузбасса. Материалы исследований второго этапа находятся в трех музеях – Кузбасском государственном краеведческом музее, основная часть предметов – в музее Кемеровского государственного университета и две коллекции – в отделе музейных практик и технологий Института археологии и этнографии СО РАН. Установлено, что в настоящее время археологические коллекции с территории Мариинской лесостепи находятся в фондах следующих музеев: Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж, музей археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского Томского государственного университета, Кузбасский государственный краеведческий музей, музей истории города Мариинска, Ленинск-Кузнецкий краеведческий музей, Историко-краеведческий музей Тисульского района, отдел музейных практик и технологий Института археологии и этнографии СО РАН, музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Данные собрания доступны для исследователей и представляют неоценимую источниковую базу для получения новых сведений об истории народов Южной Сибири.

613-623 50
Аннотация

Анализируется вклад Л. Р. Кызласова в исследование каменных изваяний Центрального Казахстана. В полевом сезоне 1948 г. в долинах горных массивов на юго-западе и юго-востоке Казахского мелкосопочника (Сарыарка) им были документированы свыше десятка изваяний и раскопаны несколько сооружений, возле которых они находились. В статье Л. Р. Кызласова, вышедшей в 1951 г., опубликованы 9 изваяний, приведены сведения о раскопках относящихся к ним сооружений – оградок и курганов; древнетюркские изваяния и оградки Центрального Казахстана впервые рассмотрены в единстве и в сравнении с подобными памятниками восточного региона; предпринята попытка конкретизации этнической принадлежности изваяний. Дополнительные сведения о документированных Л. Р. Кызласовым памятниках взяты из его полевого дневника, хранящегося в архиве Института археологии им. А. Х. Маргулана, и из изданного в 2017 г. полевого альбома. Для источниковедческого анализа привлекались аналогичные материалы из публикаций А. Х. Маргулана. Характеризуя результаты деятельности Л. Р. Кызласова с позиций современной науки, следует отметить, что им были документированы изваяния, относящиеся ко всем известным сейчас культурно-хронологическим группам памятников монументальной скульптуры на территории Сарыарки (оленные камни, изваяния сакской, древнетюркской, кыпчакской эпох), а также исследованы раскопками некоторые виды связанных с ними сооружений. Несмотря на ограниченную информативность составленной Л. Р. Кызласовым документации, отвечающей требованиям своего времени, актуальность ее сохраняется ввиду того, что местонахождение большинства изученных исследователем памятников в настоящее время неизвестно.

624-633 44
Аннотация

Прослеживается эволюция библиографических указателей по торговле, купечеству, предпринимательству в Сибири второй половины XIX – начала XX в. Библиографические указатели – издания особого вида, которые несут ценную информацию, их изучение органично вписывается в проблематику сибиреведческих исследований, содержательно расширяет имеющиеся представления о характере развития торговли, экономической и хозяйственной деятельности деловых людей в Сибири в рассматриваемый период. Форма подачи материала в библиографических работах является наиболее удобной для оперативного получения необходимых сведений и становится все более популярной в настоящее время. Библиографические указатели служат пособием для читателя и являются незаменимым изданием для современного исследователя. Библиография дореволюционного, советского, постсоветского периодов имеет свои особенности. Изучение указателей показывает, что их издание совпадало с основными этапами экономической, социальной и общественной жизни в Сибири. В результате исследования удалось получить представление о развитии библиографических указателей как важной части истории и культуры крупнейшего региона страны второй половины XIX – начала XX в., сделать вывод, что в ходе исторического процесса увеличивалось число издаваемой библиографической продукции, в подготовку и издание которой вовлекались учреждения, общества, исследователи, библиографическое движение, а указатели способствовали развитию исторической науки. Библиографические тематические и персональные указатели выступают отражением исторического процесса, что фиксируется в трудах ученых. Однако историография рассматриваемой проблемы нуждается в более глубоком осмыслении, по данной теме необходимо обобщающее монографическое исследование, и его подготовка является актуальной задачей.

634-644 36
Аннотация

 Рассматривается динамика численности населения села Чумай в ХΙΧ – начале ХХ в. Основными задачами исследования являются изучение статистических данных по  количеству жителей и выявление причин и условий, оказавших решающее влияние на демографическую картину  в Чумае в изучаемый период. Для решения поставленных задач привлечен комплекс опубликованных и неопубликованных исторических источников, проведен их критический анализ. Оценка достоверности выявленных в источниках числовых данных проводилась методом сравнения средних арифметических значений. В числе анализируемых показателей были количество дворов и отдельных хозяйств, общее число жителей с. Чумай, распределение их по сословному, конфессиональному и половому признакам. Исследование показало, что решающими факторами, оказавшими влияние на рост  численности населения с. Чумай, были переселенческая  политика государства и связанный с этим естественный  прирост. При этом под переселенческой политикой государства надо понимать, прежде всего, постоянное  водворение в Чумай ссыльных. Добровольные переселенцы из внутренних губерний России не оказали существенного  воздействия на демографию с. Чумай. Кроме этого, на  основе представленных в работе сведений посчитана средняя людность чумайского двора в ХΙΧ – начале ХХ в.  

645-651 39
Аннотация

Впервые в региональной историографии предпринята попытка анализа женской темы, отраженной на страницах газеты «Красный Дагестан» в 1920-е гг. При этом особое внимание уделено проблеме изменения положения женщины в 1920-е гг. в одном из национальных регионов страны. Анализ историографии проблемы показал необходимость изучения темы. Автор провел анализ материалов газеты «Красный Дагестан», а также использовал документы Центрального государственного архива Республики Дагестан. При подготовке исследования автор опирался на принципы научной объективности и историзма, использовал сравнительно-исторический, описательный, статистический, системный методы исследования. Несмотря на значительные трудности и нерешенные проблемы, освещение данной темы способствовало усилению позитивных тенденций в обеспечении гендерного равноправия в дагестанском обществе. Однако к концу анализируемого десятилетия данная общественно-политическая и социально-культурная проблема была далека от своего решения. В Дагестане авторитет и мнение мужской половины населения, как и в других мусульманских регионах страны, продолжали доминировать, играть определяющую роль при постановке и решении острейших общественно-политических и социально-культурных вопросов, призванных обеспечить поступательное развитие общества.

Психология 

652-660 50
Аннотация

 Приведены данные исследования роли практик осознанности в развитии рефлексивности у виктимной личности. Цель – выявить роль практик осознанности в  развитии рефлексивности у виктимной личности. Гипотеза заключается в предположении, что использование практик  осознанности, таких как дыхательные упражнения,  медитация, прогрессивная релаксация, ведение дневника,  визуализация, будет способствовать развитию  рефлексивности у виктимной личности, приобретению навыков личной и социальной ответственности. Для изучения особенностей рефлексивности у виктимной личности на констатирующем и контрольном этапах исследования использовался следующий психодиагностический инструментарий: Методика  исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова), Методика определения индивидуальной  меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева). В исследовании (N=208) приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 23 лет: 145 девушек и 63 юноши. Были  выделены 52 испытуемых с виктимностью, распределенных  на экспериментальную (N=25) и контрольную (N=27) группы.  Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию тренинга, посвященного развитию  рефлексивности у виктимной личности с помощью практик осознанности, реализованных в групповой форме,  еженедельно в течение шести месяцев. На основании сравнения полученных результатов (U-критерия Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона) сделан вывод, что практика осознанности позволяет дифференцировать внутренний мир субъекта и способствует осознанному функционированию в  социуме во временном континууме. Использование практик  осознанности способствует развитию рефлексивности у виктимной личности и приводит к снижению виктимизации  по шкалам самоповреждающего поведения (р=0,045) и склонности к агрессивному поведению (р=0,033).  

661-672 69
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем, обнаруженных в сфере психологического здоровья студентов, в условиях пандемии COVID-19. Ситуация пандемии приобрела характер фрустрирующей и депривационной в отношении ряда значимых для юношеского возраста потребностей, нарушая привычные поведенческие схемы самореализации и самоосуществления. Пандемия (в частности, самоизоляция и дистанционное обучение) способствовала возникновению непрогнозируемой нагрузки на личностные ресурсы и ресурсы здоровья студентов, привела к риску возникновения
ипохондрического типа реагирования в ситуации пандемии, а также различных форм дезадаптивного и аддиктивного поведения. Обозначенные нарушения, в свою очередь, обусловили снижение эмоционального фона, внесли коррективы в мотивационную сферу, ограничили способность к самоконтролю и самоорганизации, создавая предпосылки к возникновению и формированию состояния выученной беспомощности студентов. Выученная беспомощность и уход в аддиктивное поведение являются одними из наиболее деструктивных реакций на стресс. В результате проведенного исследования сделан вывод о целесообразности разработки программы психологического сопровождения студентов, направленной на решение проблем в сфере психологического здоровья студентов, возникших под воздействием условий пандемии COVID-19.

673-681 52
Аннотация

В статье с привлечением эмпирического материала обсуждаются результаты исследования отношения студентов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма к своему времени, проявлением которого выступают временная свобода, зависимость и инфантилизм. Цель – установить соотношение субъективного благополучия и оптимизма с отношением студентов к своему времени, проявлением которого является временная свобода, зависимость и инфантилизм, а также различия в особенностях отношения к времени у студентов с высоким и низким уровнем субъективного благополучия. Предполагалось, отношение к своему времени может выступать индикатором субъективного благополучия и оптимизма студентов выпускных курсов вузов. В обследовании приняли участие 297 студентов выпускных курсов очной формы обучения Югорского  государственного университета (г. Ханты-Мансийск) и Курганского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Курган) в возрасте от 21 до 22 лет (154 субъекта женского и 143 мужского пола), все – граждане России. Исследование проводилось с помощью комплекса методик, включающего в себя авторские разработки – Шкала отношения к времени и Шкала оптимистичности личности, также использовали Шкалу субъективного благополучия, адаптированную М. В. Соколовой. В исследовании установлена взаимозависимость показателя переживания благополучия и оптимистичности с показателем отношения к времени, феноменами которого являются временная свобода, зависимость, инфантилизм. Соответственно, чем благополучнее чувствует себя человек, чем более он оптимистичен, тем больше время воспринимается им как ресурс для реализации своей активности и осуществления деятельности, тем меньше выражено пристрастие человека к управлению и контролю своего времени, проявляющееся в навязчивом желании и стремлении рационально его планировать и использовать. Благополучные и оптимистичные студенты обладают низким уровнем временной зависимости, выпускники с умеренным уровнем благополучия и оптимизма – повышенным уровнем временной зависимости, а у субъектов с низким уровнем субъективного благополучия доминирует высокий уровень временной зависимости. Показано, что отношение к времени, феноменами которого являются временная свобода, зависимость, инфантилизм, является индикатором субъективного благополучия личности. В частности, отношение к времени, проявляющееся во временной свободе, характеризующейся гибкостью планирования своего времени, способности легко изменить временной распорядок как по своему желанию, так и по требованиям ситуации, является отражением благополучия и оптимистичности личности. Временная зависимость выступает индикатором субъективного неблагополучия и пессимистичности личности. Временной инфантилизм свойственен выпускникам вузов, благополучие которых достигается за счет завышенной самооценки, недостаточно развитого понимания себя, непринятия и отвержения трудностей, что выражается в отсутствии четкого планирования времени, нерациональном его использовании.

682-690 55
Аннотация

В статье представлены результаты изучения изменений параметров креативности студентов колледжа с учетом специфики доминирующего когнитивного стиля. Цель – изучить динамические трансформации содержательных характеристик креативности студентов с различными когнитивными стилями, обучающимися в колледже. Представлены данные о вариативности определения понятия когнитивный стиль в зарубежной и отечественной психологии. Дополнены представления о сущностных характеристиках креативности. Обоснована необходимость учета специфики доминирующего когнитивного стиля, определяющего особенности проявления феномена креативности. Представлено соотношение характеристик креативности и рассматриваемых параметров когнитивного стиля. Описана динамика проявления креативности обучающихся с учетом доминирования полезависимости / поленезависимости и интегральности / дифференциальности. Обосновано, что полезависимые обучающиеся являются более включенными в информационное пространство, представленное в образовательной среде, и с большим трудом меняют свои взгляды и суждения даже в условиях направленного воздействия, осуществляемого в процессе психологического тренинга. Определено, что развитие креативности средствами психологического тренинга является более результативным среди поленезависимых, что обусловлено их стремлением сформировать собственную позицию относительно всей потребляемой информации. Выявлено, что при преобладании полюса дифференциальности трансформации характеристик будут более выраженными. При этом вектор изменений будет обусловлен возможностью удовлетворить возникающую у испытуемых потребность детализировать воспринимаемую и продуцируемую информацию.

691-704 39
Аннотация

Рассматривается ценностно-смысловое измерение вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность. Вовлеченность понимается как состояние, формирующееся при условии соответствия человека и среды и имеющее несколько уровней (в зависимости от глубины): вовлеченность как актуальное состояние, вовлеченность на уровне мотивации и ценностей, вовлеченность как интегральная характеристика жизнедеятельности человека. Показано, что основой соответствия человека и среды выступают смыслы и ценности, а выражением – эмоции, в частности удовлетворенность жизнью и переживание психологического благополучия. Цель – определить характер соотношения актуального состояния вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность и их мотивов, жизненных ориентаций, удовлетворенности жизнью и психологического благополучия. Для диагностики вовлеченности как актуального состояния использовалась Утрехтская шкала вовлеченности в работу (UWES-17) (У. Шауфели, А. Баккер); для исследования ценностно-смысловых аспектов вовлеченности: Шкала академической мотивации (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин), Тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), Опросник жизненных ориентаций (Е. Ю. Коржова), Шкала психологического благополучия (К. Рифф, модификация Н. Н. Лепешинского), Индекс жизненной удовлетворенности (А. О. Ньюгартен и др., адаптация Н. В. Паниной). Данные анализировались отдельно для студентов с высокой, умеренной и низкой вовлеченностью в деятельность. Для исследования значимости различий выраженности признаков использовался однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Выборку составили студенты 2–3 курсов Амурского государственного университета. Выявлено, что вовлеченность как актуальное состояние в большей степени соотносится с академической мотивацией, смысложизненными ориентациями и жизненной удовлетворенностью студентов, в меньшей степени – с жизненными ориентациями в субъектно-объектной сфере и психологическим благополучием. Полученные результаты могут быть использованы психологической службой вузов при организации мероприятий, направленных на повышение студенческой вовлеченности.

705-716 45
Аннотация

В условиях транзитивности современного мира межличностное взаимодействие приобретает новые характеристики. Виртуальный образ личности в условиях развития информационного пространства занимает важнейшее место в процессах социального познания в сети. Данная статья посвящена изучению детерминант, оказывающих влияние на конструирование виртуального образа личности. Исследование позволяет более детально рассмотреть психологические особенности, функциональные характеристики и закономерности виртуального образа личности в сети. Цель – выявить основные определяющие условия, которые влияют на конструирование виртуального образа личности, их особенности и типы, а также определить их роль в процессах и механизмах его конструирования. В ходе исследования были выявлены три группы психологических детерминант: средовые, функциональные и индивидуально-психологические. Индивидуально-психологические условия занимают важнейшее место в процессах формирования виртуального образа личности и отражаются в стратегиях выстраивания взаимоотношений в малых группах, в самоотношении личности, в уровне ее самооценки, в направленности и мотивации. Для определения индивидуально-психологических детерминант, оказывающих влияние на конструирование виртуального образа личности, в качестве психодиагностических инструментов были использованы авторский опросник «Содержательные и композиционные особенности виртуального образа личности», опросник «Личность в виртуальном пространстве», методика «Диагностика межличностных отношений», методика исследования самоотношения. Статистический анализ экспериментальных данных был осуществлен путем факторного анализа с применением метода главных компонент с вращением (метод ортогонального вращения варимакс). Индивидуально-психологические детерминанты имеют тесную связь между собой, и в ходе факторного анализа отдельные компоненты личностных характеристик группируются в 7 основных факторов.

717-728 38
Аннотация

Рассмотрены результаты исследования клиентов, имеющих статус инвалид, перенесших COVID-19 и прошедших комплексную реабилитацию в социальном учреждении. На материалах зарубежных источников показаны последствия COVID-19, влияющие на жизнеспособность людей. Отмечено, что далеко не все перенесшие COVID-19 страдают нарушениями в области психического и психологического здоровья. Поэтому цель статьи – анализ основных факторов, влияющих на жизнеспособность клиентов, проходящих реабилитацию в комплексном реабилитационном центре. Для реализации цели проведен обзор научных разработок понятия жизнеспособность, дано собственное определение данной категории. Используемый подход базируется на западных подходах к понятию жизнеспособность и соответствует нормативным документам, в частности Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В результате проведенного исследования выделены позитивные и негативные факторы, влияющие на жизнеспособность клиентов после COVID-19. К позитивным факторам относятся гармоническое отношение к болезни, анозогнозическое отношение к болезни, демонстрирующее стремление не рассматривать себя больным, инвалидом, несмотря на объективные обстоятельства. Условием рассмотрения анозогнозии как позитивного фактора выступает небольшой срок сопутствующего заболевания и трудоспособный возраст, а также высокий реабилитационный потенциал, оптимистическая активная позиция по отношению к себе, позитивная поддержка семьи. Среди негативных факторов выделены анозогнозическое отношение к болезни у клиентов пенсионного возраста с большим стажем сопутствующего COVID-19 заболевания, диффузный и смешанный типы отношения к болезни, состоящие из несогласованных составляющих, что снижает социальную адаптацию клиентов, пессимизм, неверие в успех реабилитации, низкий реабилитационный потенциал. Приведенные факторы позволят специалистам разной направленности результативно осуществлять реабилитацию таких клиентов.

729-739 54
Аннотация

Важной составляющей работы психолога является использование текста, выступающего одним из основных способов межличностной коммуникации и передачи ценностей и смыслов. Особое место тексты занимают в дистанционном психологическом консультировании, ставшем актуальным для максимально широкого круга лиц в связи с ограничениями «живого» общения, связанными с продолжающейся пандемией COVID-19. Цель – проанализировать тексты, используемые психологами в дистанционном консультировании, в частности, выявить их смысловое содержание, языковые средства и основанные на них психологические приемы и техники. Исследование было проведено на выборке из 40 психологов, ведущих тематические блоги. Для исследования текстов блогов были использованы методы типологизации, контент-анализа и сравнения. Методы и приемы текстового консультирования изучались при помощи анкетного опроса. Результаты свидетельствуют о том, что текст выступает важным средством дистанционного консультирования, используется для диагностических целей и оказания воздействия на клиента. Психологическое воздействие текста основано на его содержании и языковых средствах, обращено к интеллектуальной и ценностно-смысловой сфере реципиента. В текстах тематических блогов находят применение такие техники психологического консультирования, как вопросы, интерпретация, самораскрытие, раппорт, психологическая поддержка, а также техники библиотерапии и сказкотерапии, основанные на использовании метафор. Техники и приемы, основанные на использовании текста, в рамках дистанционного консультирования имеют ряд ограничений, что предполагает информирование клиента об их возможностях в решении его психологической проблемы.

740-749 33
Аннотация

Настоящее исследование посвящено проблеме психодиагностики экстремистских тенденций личности в образовательной среде. На сегодняшний день проблема экстремизма является международной и приобретает все более острый характер, что обусловлено как легкостью распространения любой информации посредством современных средств коммуникации, так и разнообразием форм данного явления. Это обусловливает важность проблемы выявления индивидуально-психологических особенностей склонной к экстремизму личности для своевременного проведения комплекса мероприятий по психологической коррекции дезадаптивных черт в целях предотвращения возможных противоправных действий. Требует разработки психодиагностический инструментарий, направленный на решение этой задачи. Поэтому цель данной работы состоит в изучении экстремистских тенденций личности в образовательной среде и описании их в контексте социально-психологической дезадаптации. Для экспресс-скрининга экстремистских тенденций среди старшеклассников применялась разработанная нами анкета, включающая следующие критерии: одиночество, признаки депрессивности, дегуманизация окружающих, декларирование превосходства, привлекательность темы насилия, антиобщественные настроения. Эмпирическое исследование проводилось в школах г. Владивосток. Выборку исследования составили 157 старшеклассников, из них у 29 были выявлены экстремистские тенденции. Также использовались личностный опросник Г. Айзенка EPI, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), шкала враждебности Кука-Медлей, методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса и проективная методика «12 архетипов плюс» Р. В. Кадырова, Т. В. Капустиной. Для статистической обработки использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни при уровне значимости не более 0,05. Все подсчеты были выполнены с применением программы STATISTICA 10.0. Полученные результаты позволяют говорить о кризисном состоянии и социальной дезадаптации лиц, склонных к экстремизму. В качестве способов выхода из данного состояния они могут избрать радикальные, насильственные действия. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о создании достаточно чувствительного инструмента диагностики экстремистских тенденций в контексте социально-психологической дезадаптации личности.

Языкознание 

750-759 44
Аннотация

Цель – описать базовые признаки в структуре заимствованного макроконцепта армия. Задачи: определить мотивирующие и выявить понятийные признаки макроконцепта армия. Актуальность проводимого исследования состоит в определении базовых признаков изучаемого макроконцепта и их особенностей, а также рассмотрении когнитивных признаков данного макроконцепта в аспекте русской ментальности. В ходе исследования основного репрезентанта в девяти этимологических словарях было выявлено 6 мотивирующих признаков, в девяти толковых словарях и языковом материале – 32 понятийных признака макроконцепта армия, которые можно представить в виде 6 блоков: 1. Виды и рода военных соединений (11 признаков): воздушные; (полевые) войска; вооруженные (мотивирующий признак вооружать); (высшее войсковое / крупное) соединение; морские; в отличие от военно-морских и военно-воздушных сил; противоположность гвардии; один / различные род(а) войск; ракетные; сухопутные (пехотинцы / кавалерия); без привилегий. 2. Вооруженные люди (7 признаков): большевистские (военные силы) / Красная Армия; (военная) рать; воинство; совокупность; силы; состав из (нескольких) корпусов и дивизий; часть действующих вооруженных сил (на фронте). 3. Предназначение (6 признаков): война; делать способным к борьбе (мотивирующий); для ведения военных операций; защита (государства); обеспечение неприкосновенности границ и независимости государства; служба. 4. Боевое оснащение (4 признака): оружие (мотивирующий); прибор (мотивирующий); снабжать (мотивирующий); снаряжать (мотивирующий). 5. Руководство (2 признака): государственное; под общим началом главного военачальника. 6. Объединение людей по некому признаку (2 признака): большое количество людей (объединенных общим признаком: профессия, социальное положение, одинаковая проблема); пролетариат / рабочие / трудящиеся.

760-772 49
Аннотация

Статья посвящена исследованию семантики выражения образности в компаративных фразеологических единицах английского, немецкого, русского языков и урду, принадлежащих к индоевропейской семье языков, а также установлению универсальных языковых явлений и национальных особенностей этих языков, которые выявляются при исследовании лексических компонентов компаративных конструкций. Материал анализируется на основе компаративных образов, используемых в компаративных фразеологических единицах английского, немецкого, русского языков и урду и являющихся ядром процесса оценочности. Стереотипность мышления носителей данных языков рассматривается в процессе изучения тематики сравнительных лексических комплексов и оснований для разделения этих сравнительных лексических комплексов по смысловым группам. Тематическая классификация основных компонентов фразеологических компаративов позволяет не только проанализировать продуктивность использования меронимов в компаративных фразеологических единицах, но и дать оценку совпадению / несовпадению образов, которые лежат в основе национальных лингвокультур. Анализ имеющейся выборки компаративных фразеологических единиц показал, что национальная специфика компаративной фразеологии эксплицитно создается наличием национально-маркированной лексики – лексемами, обладающими особой лингвокультурной значимостью. Иногда такой эффект достигается за счет наличия в составе компаративных фразеологических единиц обозначений определенных национальных реалий – исторических событий, географических объектов, персоналий и т. п. Реалия в качестве компонента фразеологического компаратива утрачивает большую часть своего значения, при этом она сохраняет определенный национальный колорит. Сделан вывод, что большая часть рассмотренных компаративных фразеологических единиц в четырех исследуемых языках обладает отрицательной оценочностью, что является очередным подтверждением общей семантической асимметрии фразеологии.

773-781 42
Аннотация

 В статье на базе электронного корпуса NOW (News on the Web) рассматривается, как в современном английском языке категоризуются по образу и подобию вместилища такие  политические термины, как caucus, democracy, election, federalism, hegemony, legislation, monopoly, policy, politics,  populism и socialism. Классификаторами криптокласса английского языка вместилище являются  классифицирующие конструкции / коллострукции  признакового слова container, которые позволяют диагностировать принадлежность имен к данному  криптоклассу: a full container, a container is full, an empty container, a container is empty, a container is filled (with smth), a container is deep, SVexist in / inside a container, VO / V in / into a container, VO / V out of a container, a container contains.  Указываются социальные абстракции, которые довольно часто сравниваются по аналогии с вместилищем, а также окказиональные абстракции. Анализируются словоупотребления с указанными лексическими единицами  в соответствующих коллострукциях и процессы  категоризации этих терминов. Характеризуются метафорические сочетания, например: политические  явления могут быть заполнены какими-то событиями или объектами, они могут быть полными, пустыми, глубокими, из  них можно что-то извлечь, в них можно что-то положить, из них можно достать какие-то данные, чтобы лучше узнать  их сущность и т. д.  

782-789 42
Аннотация

Основная цель статьи – описать особенности структуры русского макроконцепта мать. Для достижения цели поставлены две задачи: 1) проанализировать мотивирующие признаки макроконцепта мать; 2) выявить среди них символические признаки и исследовать их на основе языкового материала, взятого из Национального корпуса русского языка. В результате анализа 15 этимологических словарей было найдено 34 мотивирующих признака макроконцепта мать, в числе них девять относятся к классу символических: творец, образователь, Богородица, глава, земля, племенная пчела (матка), начало, причина, источник. Большое количество мотивирующих признаков указывают на древность макроконцепта мать. Основной особенностью изучаемого макроконцепта является то, что в его структуре среди мотивирующих находятся символические признаки, которые составляют четверть от всего объема мотивирующих признаков. Выделенные мотивирующие признаки макроконцепта мать, которые являются символическими, можно объединить в виде трех блоков: 1) (божественное) материнство: признаки творец, образователь, Богородица, земля; 2) основание: начало, причина, источник; 3) первенство / лидерство: глава, племенная пчела (матка). Эти три блока отображают особенности русской ментальности, сохранившей в разные периоды истории языка память о культе Великой Богини-матери – основательницы мира, который последовательно воспроизводился в почитании матери сырой земли и Богородицы – Девы Марии.

790-797 41
Аннотация

Изложены результаты анализа метафоризации образа Кузбасса. Работа выполнена на материале официальных сайтов семнадцати министерств Кемеровской области – Кузбасса для информирования граждан и других заинтересованных лиц о различных аспектах деятельности региона в период 2018–2021 гг. Выявлено доминирование антропоморфной метафоры в презентации региона в институционально-административном дискурсе. В репрезентативную выборку исследования вошли 137 контекстов употребления антропоморфных метафор, проведен их комплексный анализ. В указанном типе дискурса антропоморфно метафоризируется как регион в целом, так и органы управления Кузбасса. В данном исследовании антропоморфная метафора рассматривалась с холистических позиций, но с учетом психофизиологического, социально-культурного и социально-экономического аспектов метафоризации. Интерпретация полученных результатов осуществлялась с помощью таких лингвистических методов, как контекстуальный анализ, лингвостилистический анализ, а также элементов контент-анализа при выявлении контекста употребления лексемы Кузбасс. Для сбора и интерпретации фактологического материала исследования привлекались общенаучные методы синтеза и анализа. Практическая значимость проведенного исследования заключается в применении полученных результатов при проведении мониторинга соответствия текущего и желаемого имиджа территории. Результаты показали, что в антропоморфном образе региона акцентируются такие психофизиологические характеристики человека, как лицо, умственные способности, регион наделяется волей, чувствами, стремлением к совершенствованию, умением планировать свою жизнь и деятельность. В социально-культурном аспекте Кузбасс метафорически представлен как человек, имеющий семью и хранящий традиции, как гостеприимный и жизнерадостный человек, который любит праздники и чтит традиции. В социально-экономическом – как думающий о своем благополучии и благополучии страны человек, умеющий рационально тратить финансы, как хороший предприниматель и надежный партнер.

798-804 42
Аннотация

Рассмотрены символические признаки в структуре концепта счастье, отображающие разные аспекты русской лингвокультуры. Цель – определить набор символических признаков концепта счастье, проанализировав языковой материал и обобщив полученные данные в виде тематических блоков. Актуальность исследования определяется осмыслением символов счастья, относящихся к русской и иным лингвокультурам. Национальный корпус русского языка является источником языкового материала. Исследование символических признаков концепта счастье позволяет воссоздать те представления, приметы, традиции, которые были у русского народа. Символы счастья в русской лингвокультуре не были предметом отдельного изучения. В ходе анализа языкового материала выявленные многоаспектные символические признаки концепта счастье были объединены в четыре блока с присущими им несколькими символическими признаками. 1. Артефактные символы счастья русской лингвокультуры: признаки подкова, лапоть, предметы мещанского быта. 2. Орнитологические признаки счастья: Алконост / Сирин, птица счастья, аист на крыше. 3. Природные символы счастья: чистое (мирное) / седьмое небо, цветы, радуга в небе. 4. Идеологические признаки счастья: Родина, Сталин. Ментальность русского народа проявляется в стремлении к слиянию с природой, когда мифология и быт соединяются в предметах-охранителях – оберегах и символах.

805-813 37
Аннотация

Рассматривается вопрос о прагматической идентичности модальных маркеров в русском, немецком и удмуртском языках. Цель работы состоит в описании семантико-прагматических свойств немецких, русских и удмуртских высказываний с включенными модальными маркерами. Следует отметить, что высказывания с модальными маркерами в немецком, русском и удмуртском языках содержат весь комплекс лексических средств выражения модальности. Возможно, это объясняется тем, что указанные языки характеризуются как наиболее живые, яркие и богатые, отражают самобытность и культуру народов. Актуальность данной темы обусловлена потребностью в установлении функциональной эквивалентности модальных маркеров в анализируемых языках. Изучение прагматических особенностей модальных маркеров происходит в процессе коммуникации на основании лингвистических и экстралингвистических (контекстных) факторов. Следует также отметить, что модальные маркеры в структуре высказывания могут сигнализировать о различных чувствах, эмоциях, эмоционально-экспрессивных реакциях коммуникантов. Анализ теоретических работ и практического материала позволяет сделать вывод, что рассмотренные модальные маркеры в немецком, русском и удмуртском языках обладают как семантическим, так и прагматическим единством. Коммуникативно-прагматические характеристики высказываний отличаются разнообразием основного смысла из-за особенности субъективно-модальных оттенков модальных маркеров.

814-825 42
Аннотация

 С герменевтической точки зрения интерпретатор играет активную роль в объяснении и выражении значений текста в соответствии с конкретным прочтением, понимая текст и  делая его понятным, находясь под его влиянием или влияя на него. Текст анализируется независимо от говорящего /  писателя и их намерений и получает новое значение с целью выражения различных значений и прочтений. Отражая образ жизни, образ мышления и способы  толкования человека в разные периоды и сферы жизни, пословицы являются одной из глубоко укоренившихся  литературных форм и неотъемлемой частью культуры, посредством которой изображаются привычки, обычаи и верования народов. Изучение пословиц может помочь понять сходства и различия между культурами. По этой причине ученые всегда использовали пословицы в своих научных трудах, чтобы объяснить свои идеи и сделать их более понятными. Используя описательный метод контент-анализа и литературный герменевтический подход,  ориентированный на автора, в настоящей статье мы попытались ответить на важный вопрос – меняется ли  значение пословиц с течением времени. Был сделан вывод, что пословицы – это неинтерпретируемые тексты,  предназначенные только для передачи значения, концепции  или знания в форме сравнения, метафоры или иронии. Следуя примеру своих предшественников, автор Амали использовал пословицы для объяснения сложного слова или фразы в повествовании, отчете или двустишии. В  настоящем исследовании использовался список пословиц из  Амали аш-Шариф аль-Муртада, исследованный  Мухаммадом Абольфазлом Эбрахимом и (пере)опубликованный Zavel-Ghorba Publication в 1431 г. от  хиджры / 1388 г. 

826-836 53
Аннотация

Рассматривается проблема дискурсивного конструирования делегитимации как макростратегии непрофессионального политического дискурса. Проанализированы комментарии читателей американского интернет-издания Fox News на предмет реализации стратегии рационального пессимизма, избираемой ими как реципиентами политических новостей о новом президенте США Джо Байдене. Установлено, что сочетание рационального текстопроизводства в комбинации с эмоциональным посылом и обращением к универсальным ценностям конституирует дискурс делегитимации, опредмеченный в жанре интернет-комментариев к политическим новостям. Разворачивание стратегии рационального пессимизма сконцентрировано вокруг идеологем кризис демократии и кризис президентской власти. Актуализация данных когнитивно-дискурсивных единиц детерминирована как широким экстралингвистическим контекстом – текущей политической ситуацией в стране, так и ближним контекстом – материалами издания, прагматически нацеленными на дискредитацию политики нового главы Белого дома. Рассуждения комментаторов о проблемах в сфере политики, экономики, бизнеса обусловливают интердискурсивный характер коммуникации. Пессимистичные настроения и негативное отношение к политическим действиям Джо Байдена и демократической партии США сочетаются с обращением к ценностным категориям безопасности, сохранения государства и жизни нации в целом.

837-846 40
Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования имиджа региона в политическом дискурсе эксгубернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева. В частности, рассматривается классификация коммуникативных (речевых) стратегий и тактик, выделенная О. С. Иссерс, и проводится анализ речей политика с опорой на эту классификацию. Рассмотренный в статье материал показывает, что реализуемые в речах стратегии наделены суггестивным потенциалом, связанным с изменением шкалы ценностей, модели мира адресата, и направлены как на улучшение имиджа территории, так и на выдвижение политической фигуры, которая играет непосредственную роль в имиджевой региональной политике. В устных выступлениях экс-губернатора активно используется эмоционально-окрашенная лексика, которая практически отсутствует в письменных текстах, составленных для устного исполнения. Экспрессивность в рамках публичного дискурса становится атрибутом прежде всего устной речи спикера. Публичному дискурсу эксгубернатора Кемеровской области присущи тактические приемы, свойственные риторическому поведению политика. Это приводит к предпочтительному выбору тактик, обладающих повышенной информативностью и побудительностью – тактик передачи сведений о позитивном развитии региона (22 %), агитации (15 %), обращения к историческим фактам (12 %), что объясняется установкой на позиционирование области как динамично развивающейся, перспективной и социально благополучной территории. Использование ситуативно маркированных тактик подчинено нескольким стратегическим линиям коммуникативного поведения губернатора: с одной стороны, представить адресату успехи региона, с другой – продемонстрировать близость аудитории, уважение к человеку труда, заботу о земляках.

847-854 36
Аннотация

Проанализированы словарные статьи учитель, ученик, учить, неуч, наука, представленные в этимологических и толковых словарях русского языка, с целью выявления и описания мотивирующих признаков макроконцепта учитель / ученик. Цель – определить и описать мотивирующие признаки макрокоцепта учитель / ученик по методологии концептуального анализа структуры ментального образования, предложенной М. В. Пименовой. В статье использованы методы концептуального анализа, описательный и интерпретативный методы. Проанализировано пятнадцать этимологических словарей и дискурсивный материал Национального корпуса русского языка. Выявлено 46 мотивирующих признаков исследуемого макроконцепта, указывающих на долгий период его развития, которые объединены в 13 блоков. 1. Результаты познавательной деятельности: знания; умения; навыки; взгляды; опыт. 2. Процесс и результат обучения: обучать; наставлять; преподавать; внушать; обогащать; приобретать; поучать; научить; изучать; учиться; учебный. 3. Способы обучения: наставление; обучение. 4. Способ запоминания: твердить; приучаться; привыкнуть; свыкнуться. 5. Участники образовательного процесса: учитель(ница); ученик(ница); преподаватель, глава учения; обучаемый; наставник; воспитатель(ница); клирик; новоук. 6. Способ поведения: обычай. 7. Приверженность: почитатель, поклонник, последователь. 8. Насильственные способы обучения: бить, наказывать, заставлять. 9. Наука: наука; ученый; учение. 10. Учебные заведения: школа; училище. 11. Усилие: стараться. 12. Доверие: доверять. 13. Учебная деятельность: обучение; научение; учеба; урок; выучка; учебник; выучиться. В ходе развития макроконцепта учитель / ученик произошло незначительное сужение мотивирующих признаков, сохранивших свою актуальность и ставших понятийными признаками. Из 46 мотивирующих признаков в современной языковой картине мира сохранился 41.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.