ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Толерантность будущего педагога как качество личности и как профессионала соответствует запросам современных социокультурных преобразований. Цель: выявить психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в системе высшего профессионального образования. Глубокий комплексный анализ позволил изучить обстоятельства современного образования, повлекшие его кардинальные реформы. Выявлены психолого-педагогические основы толерантности в современных условиях российского образования. Рассмотрены проблемы и противоречия развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в системе высшего образования. Представлен авторский подход в изучении вопросов становления и характеристики толерантности как понятия в условиях образования: психологическая специфика и функции толерантности в образовании. Таким образом, необходимо повышение качества и создание новой системы подготовки педагогических кадров. В общей совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций будущего педагога необходимо учитывать развитие профессиональных качеств, в их числе толерантность; создавать практикоориентированные программы развития толерантности будущего педагога как качества личности и как профессионала.
Об авторе
Т. Н. ЧекмареваРоссия
Чекмарева Татьяна Николаевна – старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюк; А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
2. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) // Сайт педагога-исследователя. 12.01.2014. Режим доступа: http://si-sv.com/news/2014-01-12-166 (дата обращения: 06.06.2015).
3. Подлиняев О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): дис. … д-ра пед. наук. Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т, 1999. 388 с.
4. Профессиональный стандарт педагога // Учительская газета. 27.02.2014. Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 06.06.2015).
5. Фалунина Е. В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2012. 68 с.
6. Фалунина Е. В., Чекмарева Т. Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 295 – 299.
7. Чекмарева Т. Н. Теория и методология становления толерантности педагога: монография. Братск: БГУ, 2010. 134 с.
Для цитирования:
Чекмарева Т.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(4-1):99-105.
For citation:
Chekmareva T.N. PSYCO-PEDAGOGICAL BASES OF TOLERANCE DEVELOPMENT AS AN IMPORTANT CHARACTERISTIC OF THE FUTURE TEACHER’S PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIAN EDUCATION. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;(4-1):99-105. (In Russ.)