РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
В статье анализируются деятельностные контексты развития личности, связанные с моделированием социальной реальности (непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве, общение дошкольников со сверстниками в сюжетно-ролевой игре и общение с референтным окружением в подростковом возрасте), анализируется их потенциал для личностного саморазвития. Предполагается, что указанные ведущие типы деятельности основываются на доступном в каждом из рассматриваемых возрастов уровне моделирования социальной реальности. Указывается, что в младенчестве в рамках включенности ребенка в человеческий диалог, смысловой по своей природе, закладывается общая недифференцированная модель мира, которая варьируется по степени стабильности/нестабильности, доверия/угрозы; в дошкольном детстве моделирующая деятельность позволяет осуществлять первичную смысловую разметку внешней и внутренней действительности; в подростковом возрасте происходит смещение смысловой разметки мира и ее выполнение на новом уровне, обеспечивающемся складывающимися высшими психическими функциями. Применительно к каждому анализируемому виду моделирующей деятельности делается вывод о его ресурсности для личностного развития и саморазвития.
Об авторе
М. А. ФризенРоссия
Фризен Марина Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии
Список литературы
1. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4.
2. Анисимова В. Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека: дис. … канд. филос. наук. М., 1996. 118 с.
3. Анцыферова Л. И. Психология: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 114 – 128.
4. Батищев Г. С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 106 – 113.
5. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. 429 с.
6. Весна Е. Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии. 1999. № 4. С. 279 – 292.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 657 с.
9. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
10. Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. № 6.
11. Обухова Л. Ф., Рябова Т. В., Гуслова М. Н., Стуре Т. К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 56 – 73.
12. Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. 1999. № 1.
13. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные процессы развития личности: Избр. труды. М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. 672 с.
14. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 344 с.
Рецензия
Для цитирования:
Фризен М.А. РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(4-1):95-99.
For citation:
Frizen M.A. DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT OF THE FORMING PERSONALITY IN THE CONTEXT OF MODELING ACTIVITIES. SibScript. 2015;(4-1):95-99. (In Russ.)