Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПРИЗНАКОВ ДЕФИЦИТОВ РАЗВИТИЯ

Полный текст:

Аннотация

Проведено экспериментальное исследование психофизиологических параметров центральной нервной системы и адаптации первоклассников, имеющих признаки дефицитов развития. Выявлены достоверные различия психофизиологических особенностей у первоклассников, имеющих те или иные дефициты развития и первоклассников условной нормы. Психофизиологический профиль первоклассников с признаками дефицитов развития отличается неуравновешенностью нервной системы с преобладанием процессов торможения, низкой скоростью зрительно-моторной реакции, низким объемом внимания и образной памяти. Полученные результаты показывают, что лица с признаками дефицитов развития характеризуются напряжением механизмов регуляции и неудовлетворительной адаптацией, преобладанием симпатотонического типа вегетативной регуляции сердечного ритма.

Об авторах

Н. П. Кривошеина
Кузбасский региональный цент психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»; Кемеровский государственный университет
Россия
Кривошеина Наталья Петровна – методист ГОО «Кузбасский РЦППМС», аспирант кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности КемГУ


А. И. Федоров
Кемеровский государственный университет
Россия
Федоров Александр Иванович – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и безопасности жизнедеятельности


Э. М. Казин
Кемеровский государственный университет
Россия
Казин Эдуард Михайлович – доктор биологических наук, заслуженный деятель науки, профессор кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности


И. А. Свиридова
Кузбасский региональный цент психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
Россия
Свиридова Ирина Альбертовна – доктор медицинских наук, профессор, директор  ГОО «Кузбасский РЦППМС»


Н. Н. Кошко
Кузбасский региональный цент психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
Россия
Кошко Наталья Николаевна – кандидат биологических наук, методист


М. С. Коломеец
Кемеровский государственный университет; Кузбасский региональный цент психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
Россия
Кошко Наталья Николаевна – кандидат биологических наук, методист


Список литературы

1. Безруких М. М. Здоровъесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. М., 2002.

2. Блинова Н. Г., Буданов Е. А., Казин Э. М., Кошко Н. Н. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуальнотипологических особенностей // Валеология. 2012. № 4. С. 7 – 13. 3

3. . Блинова Н. Г., Игишева Л. Н., Литвинова Н. А., Федоров А. И. Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС. 2000. 128 с.

4. Галажинский Э. В., Санжаева Р. Д. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность: коллективная монография / ред. И. С. Морозова. Томск: Изд-во Томский государственный педагогический университет, 2008. 464 с.

5. Галеев А. Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учётом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности: автореф. дис. … канд. биол. наук. Новосибирск, 1999. 20 с.

6. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС. 2000. 1444 с.

7. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Оценка психофизиологического состояния организма человека. Роспатент № 2001610233.

8. Игишева Л. Н., Галеев А. Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программнотехнического комплекса OPTOEXPERT: методическое руководство. Кемерово, 2003. 36 с.

9. Казин Э. М. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.

10. Казин Э. М., Лурье С. Б., Селятитская В. Г., Касаткина Н. Э., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А., Свиридова И. А., Шорин Ю. П., Федоров А. И., Коваленко Н. В. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. 299 с.

11. Коркушко О. В., Шатило В. Б., Шатило Т. В., Короткая Е. В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 2. С. 31 – 39.

12. Кривошеина Н. П., Кошко Н. Н., Федоров А. И., Свиридова И. А., Казин Э. М., Коломеец М. С. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, имеющих признаки отклонений в функционировании мозга // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики Детства: тенденции, парадигмы, перспективы развития» «Башкирский государственный университет». Стерлитамак, 2014. С. 87 – 90.

13. Литвинова Н. А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной деятельности: монография. Кемерово: 2012. 168 с.

14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.

15. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003.

16. Федоренко Е. Ю. Выявление риска зависимости у детей 6 – 8 лет: методическая разработка. Красноярск, 2008. 17 с.

17. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД – Тест Тулуз-Пьерона: методическое руководство / доп. и перераб. СПб.: ИМАТОН, 2007. 104 с.

18. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability / Standards of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use // Circulation. 1996. 93. Р. 1043 – 1065.


Для цитирования:


Кривошеина Н.П., Федоров А.И., Казин Э.М., Свиридова И.А., Кошко Н.Н., Коломеец М.С. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПРИЗНАКОВ ДЕФИЦИТОВ РАЗВИТИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(4-1):79-86.

For citation:


Krivosheina N.P., Fedorov A.I., Kazin E.M., Sviridova I.A., Koshko N.N., Kolomeets M.S. FEATURES OF FIRST-GRADERS’ ADAPTATION TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL TYPOLOGICAL INDICATORS AND SIGNS OF DEVELOPMENT DEFICIENCIES. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;(4-1):79-86. (In Russ.)

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)