Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ВИКТИМИЗАЦИИ, РАЗРАБОТАННЫХ В РАМКАХ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКИ

Полный текст:

Аннотация

В статье дан обзор основных зарубежных теорий виктимизации. Целью данной работы выступает потребность преодолеть вакуум информации о развитии виктимологии за рубежом и основных зарубежных подходов к исследованию виктимности человека. Рассмотрены концепции образа жизни, личностных особенностей и аномальных межличностных отношений. Выделены основные последствия виктимизации, определенные на основании концепции peer victimization. Обозначено, что характерные нарушения (низкая самооценка и снижение чувства собственного достоинства) происходит у всех участников виктимного процесса. Рассмотрены последствия разных форм запугивания в раннем и подростковом возрасте. Выделена специфика киберзапугивания как формы насилия. Обозначена роль теорий влияния пола, расы, возраста в развитии подходов к виктимизации личности. Раскрыт механизм вторичной виктимизации и эффект социального заражения. Обозначены теории, раскрывающие специфику виктимизации несовершеннолетних беженцев. Предложен анализ различных воздействия для предотвращения насилия среди сверстников младшего подросткового возраста и оценка их эффективности. Новизна анализа заключается в распространении зарубежного опыта в поле отечественной виктимологии.

Об авторе

О. О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия
Андронникова Ольга Олеговна – кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии


Список литературы

1. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 72 – 73.

2. Brownmiller S. (1975). Against our will: Men, women and rape. New York: Simon & Schuster. P. 472.

3. Cohen L. E., & Felson. M. (1979). Social change and crime rate trends: A routine activity approach. American Sociological Review, 44. P. 588 – 608.

4. Cole D. A., Maxwell M. A., Dukewich T. L., & Yosick R. (2010). Targeted peer victimization and the construction of positive and negative self-cognitions: Connections to depressive symptoms in children. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 39 (3). P. 421 – 435. doi: 10.1080/15374411003691776

5. Crick N. R., Grotpeter J. K. (1996). Children’s treatment by peers: Victims of relational and overt aggression // Development and Psychopathology. 8. P. 367 – 380.

6. Duffy A. L., & Nesdale D. (2009). Peer groups, social identity, and children’s bullying behavior. Social Development. 18. P. 121 – 139.

7. Hindelang M. J., Gottfredson M. R., & Garofalo J. (1978). Victims of personal crime: An empirical foundation for a theory of personal victimization. Cambridge, MA: Ballinger. P. 349.

8. Rudolph K. D., Troop-Gordon W., Flynn M. (2009). Relational victimization predicts children’s social-cognitive and self-regulatory responses in a challenging peer context. Developmental Psychology, Vol 45(5). P. 1444 – 1454. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1037/a0014858

9. Scholte R., Sentse M., & Granic I. (2010) Do Actions Speak Louder Than Words? Classroom Attitudes and Behavior in Relation to Bullying in Early Adolescence, Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 39:6. P. 789 – 799. Режим доступа: DOI: 10.1080/15374416.2010.517161

10. Scott S. D., Hirschinger L. E., Cox K. R., et al. (2009). The natural history of recovery for the health care provider «second victim» after adverse patient events. Qual Saf Health Care. 18. P. 325 – 330.

11. Seeley K., Tombari M. L., Bennett L. J., & Dunkle J. B. (2009). Peer Victimization in Schools: A Set of Quantitative and Qualitative Studies of the Connections Among Peer Victimization, School Engagement, Truancy, School Achievement, and Other Outcomes. National Center for School Engagement. 1. P. 13 – 46.

12. Sentse M., Scholte R. H. J., Salmivalli C., & Voeten M. (2007). Person-group Dissimilarity in involvement in bullying and its relation with social status. Journal of Abnormal Child Psychology. 35. P. 1009 – 1019.

13. Smid G. E., Lensvelt-Mulders G. J. L. M., Knipscheer J.W., Gersons B. P. R., & Kleber R. J. (2011). LateOnset PTSD in Unaccompanied Refugee Minors: Exploring the Predictive Utility of Depression and Anxiety Symptoms, Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 40:5. P. 742 – 755. Режим доступа: DOI: 10.1080/15374416.2011.597083

14. Snyder J., Brooker M., Patrick M. R., Snyder A., Schrepferman L., & Stoolmiller M. (2003). Observed Peer Victimization During Early Elementary School: Continuity, Growth, and Relation to Risk for Child Antisocial and Depressive Behavior. Child Development. 74(6). P. 1881 – 1898.

15. Sugimura N., &. Rudolph K. D. (2012). Temperamental Differences in Children's Reactions to Peer Victimization, Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 41:3. P. 314 – 328. Режим доступа: DOI: 10.1080/15374416.2012.656555

16. Suler J. (2004). The online disinhibition effect. Cyberpsychology and Behavior. 7. P. 321 – 326.

17. Swearer S. M., & Espelage D. L. (2004). Introduction: A social-ecological framework of bullying among youth. In D. L. Espelage & S. M. Swearer (Eds.), Bullying in American schools: A social-ecological perspective on prevention and intervention (P. 1 – 12). Mahwah, NJ: Erlbaum.

18. Tunnell K. (1994). Predicting household victimization utilizing a multi-level routine activity approach // Journal of Crime and Justice 19(2). P. 49 – 66.

19. Wilcox P. (2010) «Victimization, Theories of» Encyclopedia of Victimology and Crime Prevention. Ed. Bonnie S. Fisher and Steven P. Lab. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2010. P. 978 – 986. SAGE Reference Online. Web. 6 Aug. 2012.

20. Zur O. (2013). Sacrifice, Martyrdom, Scapegoating, Suicide and Terrorism: Definitions, Differentiations and Resources. Режим доступа: Retrieved month/day/year from http://www.zurinstitute.com/sacrifice2.html


Для цитирования:


Андронникова О.О. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ВИКТИМИЗАЦИИ, РАЗРАБОТАННЫХ В РАМКАХ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(4-1):54-57.

For citation:


Andronnikova O.O. THEORETICAL ANALYSIS OF THE MAIN CONTEMPORARY THEORIES OF VICTIMIZATION DEVELOPED WITHIN FOREIGN SCIENCE. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;(4-1):54-57. (In Russ.)

Просмотров: 260


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)