Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ТИП ОПИСАНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТА БАРНУМА

Полный текст:

Аннотация

Приведены результаты исследования таких детерминант эффекта Барнума, как профессиональная направленность испытуемых и тип предъявляемого им описания (тривиальное, настоящее и постороннее). К исследованию были привлечены две группы студентов социономической и технической профессиональных направленностей. По итогам проведенного эксперимента не было обнаружено значимых различий в оценке испытуемыми с разной профессиональной направленностью точности тривиальных личностных описаний. При этом в рамках одной профессиональной направленности не было выявлено различий в оценках точности разных типов описаний.

Об авторах

В. В. Калита
Дальневосточный государственный университет, Владивосток
Россия

Калита Виталий Владимирович – кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии.
8-914-704-02-90, v_kalita@yahoo.com



А. С. Гайдай
Морской государственный университет имени академика Г. И. Невельского, Владивосток
Россия

Гайдай Антон Сергеевич – аспирант кафедры психофизиологии и психологии труда в особых условиях.
8-924-739-03-13, netparoley@mail.ru



Список литературы

1. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев. – СПб.: Речь, 2005. – С. 44 – 49.

2. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2006. – 1096 с.

3. Практикум по экспериментальной и практической психологии: учеб. пособие / Л. И. Вансовская [и др.]; под ред. А. А. Крылова. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. – 312 с.

4. Серый, А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков / А. В. Серый // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2005. – № 2(22). – С. 158 – 162.

5. Bertram, R. Forer The fallacy of personal validation: a classroom demonstration of gullibility / R. Bertram // Journal of Abnormal and Social Psychology Volume 44, Issue 1, January 1949. – P. 118 – 123.

6. Snyder, C. R. Shenkel Effects of «favorability», modality, and relevance on acceptance of general personality interpretations prior to and after receiving diagnostic feedback / C. R. Studer, J. Randee // Journal of Consulting and Clinical Psychology Volume 44, Issue 1, February 1976. – P. 34 – 41.

7. Snyder, C. R. Acceptance of personality interpretations as a function of assessment procedures / C. R. Studer // Journal of Consulting and Clinical Psychology Volume 42, Issue 1, February 1974. – P. 150.

8. Dmitruk, V. M. The «Barnum effect» and acceptance of negative personal evaluation / V. M. Dmitruk, R. W. Collins, D. L. Dinger // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1973. – № 41(2). – S. 192 – 194.

9. Freeman, H. R. Effects of positive and negative feedback and degree of discrepancy on responses to test results / H. R. Freeman // Journal of Counseling Psychology. – 1973. – P. 571 – 572.

10. Collins, R. W. Personal validation: Some empirical and ethical considerations / R. W. Collins, V. M. Dmitruk, J. T. Ranney // Journal of Consulting and Clinical Psychology. Volume 45, Issue 1, February 1977. – P. 70 – 77.

11. Sundberg, N. D. The acceptability of «fake» versus «bona fide» personality test interpretations / N. D. Sundberg // Journal of Abnormal and Social Psychology. – 1955. – P. 145 – 147.


Для цитирования:


Калита В.В., Гайдай А.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ТИП ОПИСАНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТА БАРНУМА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2013;(4-1):113-117.

For citation:


Kalita V.V., Gaiday A.S. PROFESSIONAL ORIENTATION AND TYPE OF DESCRIPTION AS BARNUM EFFECT DETERMINANTS. Bulletin of Kemerovo State University. 2013;(4-1):113-117. (In Russ.)

Просмотров: 224


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)