ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Аннотация
В статье рассматривается процесс профессионально-речевой подготовки студентов в физкультурном вузе. Выявлена проблемная ситуация, состоящая в необходимости создания таких условий профессионально-речевой подготовки будущего преподавателя физической культуры, которые позволят активизировать развитие и саморазвитие всех аспектов профессионально-речевого поведения для максимально эффективной реализации их в учебно-тренировочной деятельности.
Целью исследования явилось совершенствование профессионально-речевой подготовки в вузе, направленной на формирование умений профессионально-речевого поведения будущих преподавателей физической культуры. В соответствии с целью были выделены структурные компоненты профессионально-речевого поведения преподавателя физической культуры, разработаны критерии оценки уровня сформированности умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурных вузов.
Раскрыто содержание методики формирования умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза на основе разработки грамматики профессионально-речевого поведения преподавателя физической культуры. Разработанная методика реализуется по трём направлениям: диагностирующее, формирующее и корректирующее. Данная методика направлена на практическое овладение студентами умениями и навыками использования вербальных и невербальных средств речевого поведения в рамках учебно-тренировочного занятия.
Применение разработанной методики в условиях педагогического эксперимента позволило повысить средние показатели проявления изучаемых параметров речевого поведения: коммуникативных качеств речи, качеств голоса, дикции, умений использования кинетических и проксимических средств речи.
Об авторе
О. М. ЧусовитинаРоссия
Чусовитина Ольга Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики.
8-908-118-99-28, ochusovitina@yandex.ru
Список литературы
1. Гордиенко, В. Е. Формирование культуры речи у будущих специалистов в области физической культуры и спорта на этапе довузовской подготовки: 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / В. Е. Гордиенко. – М., 2003. – 23 с.
2. Завьялова, О. Б. Формирование профессионального речевого имиджа будущего тренера по борьбе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Завьялова. – Красноярск, 2000. – 23 с.
3. Львов, М. Р. Основы теории речи: учебное пособие для студентов вузов / М. Р. Львов. – М., 2000. – 248 с.
4. Чусовитина, О. М. Профессионально-речевая подготовка специалистов физической культуры и спорта / О. М. Чусовитина // V Международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» 21 – 23 апреля 2011 г., СанктПетербург, Россия: материалы конгресса; под ред. В. А. Таймазова. – СПб.: Олимп-СПб, 2011. – С. 137 – 138.
5. Чусовитина, О. М. Формирование умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза: 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / О. М. Чусовитина. – Омск, 2004. – 24 с.
6. Чучалина, А. И. Профессионально-речевая подготовка специалистов физической культуры и спорта: монография / А. И. Чучалина, О. М. Чусовитина, Н. М. Костихина. – Омск, 2006. – 136 с.
Для цитирования:
Чусовитина О.М. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;(1-1):84-88.
For citation:
Chusovitina O.M. DEVELOPMENT OF PROFESSIONALVERBAL BEHAVIOUR SKILLS IN SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS. Bulletin of Kemerovo State University. 2014;(1-1):84-88. (In Russ.)