Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО СМЫСЛОВОГО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-121-128

Полный текст:

Аннотация

Представленное методологическое кросс-дисциплинарное исследование касается языкознания, философии, коммуникологии, однако его цель лежит в сфере социологии. Задача исследования базируется на идее антропометричности языка: переход от продуцированного языком знания к когнитивным механизмам означает, что когнитивные способности человека и усвоенные им модели познания находят выражение в языке. Следовательно, языковые структуры являются источником сведений о базовых ментальных представлениях. Мы репродуцировали идею нового знания в сферу социальной информации – пониманию семантического значения понятий и их использованию в научном обиходе, определили социально-коммуникативную значимость понятий посредством применения авторской методологии. Рассмотренные понятия: социальные капитал, потенциал, возможность, резерв, запас, труд как базовый социальный процесс – имеют общее поле, основанное на коммуникативном характере их содержания. В коммуникативном сообществе рассмотренные понятия имеют общую последовательность. Главенство обнаружено в отношении понятий возможность и социальный потенциал. Понятия соотнесены в результате экспертных оценок по характеристикам «настоящее – будущее», «часть – целое», «совместный – индивидуальный». Это дает возможность единого базового понимания представленных понятий, последовательности (иерархичности) их значения для обозначения характеристик социальных процессов. Описание методологии по этапам исследования: применение метода сравнений категорий и понятий, определение полей понятий, метод экспертных оценок (соотнесение понятий по характеристикам членами коммуникативного сообщества), метод математической статистики, всеобъемлющая характеристика понятий, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена, определение последовательности и иерархичности понятий в коммуникативном сообществе, методология исследования социальнокоммуникативной значимости понятий, создание единого смыслового социально-коммуникативного пространства. Единство контекстов употребляемых понятий – залог установления прозрачного диалога и выстраивания общего социально-коммуникативного пространства, являющегося предпосылкой единства общества в целом. Разработанная и продемонстрированная методология позволяет приближаться к созданию единого смыслового социально-коммуникативного пространства в сообществах, а затем и в обществе в целом.

Об авторе

Л. И. Левкина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия
Левкина Лилия Ивановна – кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления


Список литературы

1. Алпатов В. М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 15 – 26.

2. Бурдье П. Формы капитала / пер. с англ. М. С. Добряковой; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги); пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. 680 с.

3. Гутнер Г. Б. Коммуникативное сообщество и субъект коммуникативного действия // Философия науки. М.: ИФ РАН, 2005. № 11. С. 82 – 108.

4. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17 – 33.

5. Дискин И. Е. Социальный капитал в глобальной экономике // Общественные науки и современность. 2003. № 5. C. 150 – 159. 6

6. . Жежерова В. П. Когнитивное исследование лексико-семантического поля неуверенности в английском языке: на материале глаголов. Петропавловск-Камчатский, 2006. 227 с.

7. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991. 446 с.

8. Ильин В. В. Власть // Вестник МГУ. (Серия 12: Социально-политические исследования). 1992. № 3. С. 3 – 19.

9. Клищ Н. Н. Повышение результативности деятельности государственных служащих: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2008.

10. Козлова О. Труд в социальной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С. 95 – 115.

11. Конецкая В. П. Социология коммуникаций. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.

12. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ» 26 января 2009. № 4. 445 с.

13. Кутта Ф. Резервы роста производительности труда. М.: Изд. ин. лит., 1962. 250 с.

14. Левкина Л. И. Коммуникативный потенциал – исследование понятийно-терминологического аппарата // Коммуникология. 2013. № 2. Т. 2. С. 51 – 64.

15. Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. 240 с.

16. Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. М.: Дашков и К, 2004. 344 с.

17. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль. Т. 1 / под ред. В. С. Стёпина. 2001. 640 с.

18. Патрушев С. В. Социальный капитал // Институты коллективного договора и коллективного действия в современных политико-экономических системах: опыт сравнительного исследования / под ред. Т. В. Павловой и С. В. Патрушева. М.: ИСПРАН, 2005. 226 с.

19. Подберезкин А. Человеческий капитал. Т. 1: Идеология опережающего развития человеческого потенциала. М.: Европа, 2007. 464 с.

20. Сивуха С. В. Капитал социальный // Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 c.

21. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1940. 860 с.

22. Язык и структуры представления знаний: сб. / отв. ред. Ф. М. Березин и Е. С. Кубрякова. М.: РАП, 1992. 163 с.


Для цитирования:


Левкина Л.И. МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО СМЫСЛОВОГО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;2(4):121-128. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-121-128

For citation:


Levkina L.I. METHODOLOGY FOR CREATING THE UNIFIED CONCEPTUAL SOCIO-COMMUNICATIVE SPACE. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;2(4):121-128. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-121-128

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)