Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА НАЧАЛА ИСТОРИИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-211-215

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема начала человеческой истории. Человек определяется как душа (homo animus), антропогенез рассматривается как генезис души, начало истории – как оформление собственно человеческих энтелехий души: мыслительно-деятельной, эстетической, религиозной, нравственной. Генезис человека – это история «собирания», актуализации его души. Душа оформляется постепенно и гетерохронно: сначала актуализируется мыслительно-деятельное начало, затем пробуждается чувственное (эстетическое) восприятие, потом – сверхчувственное (религиозное), далее – моральные переживания. Друг за другом и в связи друг с другом душевные энтелехии достигают достаточной зрелости. Оформление важнейших энтелехий и их интеграция позволяют говорить о формировании души (а значит, и человека) как целостности. Человек не сводим к одной из своих частей, пусть и важной; «четверть» человека (души) – это ещё не человек (душа). Генезис души как целостности занимает около 2,5 млн лет, в основном завершаясь около 30 тыс. лет назад, именно к этому времени и можно отнести становление предчеловека в человека, а значит, начало собственно человеческой истории.

Об авторе

Е. Ф. Казаков
Кемеровский государственный университет
Россия
Казаков Евгений Фёдорович – доктор культурологии, профессор кафедры философии


Список литературы

1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2001, 293 с.

2. Аристотель. О душе // Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. 550 с.

3. Всемирная история. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. М.: Весь мир; Инфра-М, Oxford UniversityPress. Гарри Джадж, 2003. 963 с.

4. Гроссе Э. Происхождение искусства. М.: Мысль, 2011. 304 с.

5. Доусон К. Г. Религия и культура. СПб, 2000. 301 с.

6. Кормин Н. А. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. 117 с.

7. Матюхина Ю. А. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних. М.: РИПОЛ Классик, 2011. 240 с.

8. Платон. Алкивиад I // Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 396 с.

9. Столяр А. Д. О генезисе изобразительной действительности и ее роли в становлении сознания // Ранние формы искусства: Сб. ст.; отв. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Искусство, 1972. С. 31 – 45.

10. Токарев С. А. Религии в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964. 559 с.

11. Франс де Вааль. Истоки морали. Париж: Альпина нон-фикшн, 2014. 395 с.

12. Lorblanchet. Art parietal: Grottes ornees du Quercy. Rodez, Rouergue, 2010. 266 р.

13. McClellan Science and Technology in World History: An Introduction. Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 2006. 311 р.

14. Zilhao J. The Emergence of ornaments and art: An archaeological perspective on the origins of «behavioral modernity» // JArR. 2007. № 15. P. 1 – 54.


Для цитирования:


Казаков Е.Ф. ПРОБЛЕМА НАЧАЛА ИСТОРИИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;2(1):211-215. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-211-215

For citation:


Kazakov E.F. THE PROBLEM OF THE BEGINNING OF HISTORY. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;2(1):211-215. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-211-215

Просмотров: 157


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)