Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Специфика формирования лингвистического имиджа телеведущей в речевых жанрах интервью-беседа и портретное интервью

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1032-1040

Полный текст:

Аннотация

Публикация посвящена изучению конструирования имиджа телеведущей в речевых жанрах интервью-беседа и портретное интервью. Речевой жанр рассматривается как фактор, влияющий на создание лингвистического имиджа медийной личности. Под лингвистическим имиджем понимаются языковые средства-экспликаторы, используемые телеведущей для достижения основной цели речевого жанра. Цель статьи – продемонстрировать взаимосвязь между имиджем телевизионной ведущей и речевыми жанрами интервью-беседа / портретное интервью. Предметом исследовательского внимания послужили языковые средства экспликации имиджа телевизионной ведущей, работающей в указанных речевых жанрах. При проведении работы применялся описательный метод с привлечением качественного и количественного контент-анализа, дискурс-анализа. Лингвистический имидж телеведущей проанализирован на четырех уровнях языковой системы. На каждом из них обнаружены единицы, являющиеся своеобразными маркерами языкового имиджа телеведущей в речевых жанрах интервью-беседа и портретное интервью. Результаты работы могут быть применены в теоретических и практических курсах по теории медиадискурса, спецкурсах по медиалингвистике, лингвоимиджелогии и коммуникативной жанрологии. В перспективе исследование может быть направлено на определение невербальных средств-экспликаторов имиджа телевизионной ведущей в исследуемых речевых жанрах.

Об авторе

Е. Р. Кравчук
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Россия

Симферополь



Список литературы

1. Щитова Д. А. Интервью как способ создания имиджа // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 4. С. 146–153.

2. Булгакова О. В. Лингвистическое моделирование имиджа в экономическом издании (на материале приложения «Бизнес» к газете «Красное знамя»): автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2009. 23 с.

3. Герасимова А. С., Иссерс О. С. Имидж члена жюри развлекательного телешоу (на материале телепроекта «Голос») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2016. Т. 20. № 3. С. 117–131.

4. Катынская М. В. Лингвистическое моделирование имиджа. Благовещенск: АмГУ, 2012. 168 с.

5. Кубрякова Е. С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 1. С. 5–11.

6. Шилина А. Г. У информационно-психологической войны женское лицо: массмедиалингвистические модели конструирования образов Дженнифер Псаки, Надежды Савченко и Натальи Поклонской (российские и украинские интернет-практики) // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 17–18 сентября 2015 г.) Ростов н/Д: РГУПС, 2015. Ч. I. С. 88–95.

7. Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. 1999. № 2. С. 103–112.

8. Бычковская Н. В. Синтактико-прагматическая вариативность в текстах интервью // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 981–984.

9. Иньиго-Мора И., Делиджорджи К. Стратегия уклонения в политическом интервью: анализ телевизионных интервью Тони Блэра // Политическая лингвистика. 2007. № 3. С. 78–90.

10. Косякова Я. С. Приемы воплощения речевой стратегии кооперации в жанре интервью // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12. № 4-2. С. 77–84.

11. Ахметьянова Н. А. Особенности жанра интервью в башкирской журналистике. Уфа: РИЦ «БашГУ», 2016. 82 с.

12. Доева З. У. Интервью как жанр журналистики // Журналистика ХХI века: исторический опыт и современное развитие / под ред. А. А. Магометова. Владикавказ: СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2015. С. 241–247.

13. Цицинов А. Ю., Шуйская Ю. В. Интервью в дискурсивном аспекте в современной военной журналистике // Massmedia. Действительность. Литература / под ред. Е. Н. Брызгаловой, А. М. Бойникова. Тверь: ТвГУ, 2019. Вып. 18. С. 161–166.

14. Сандлер Л. Л. Дискурсивные признаки журналистского интервью и имиджевого интервью в PR // Коммуникация в современном мире: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы», преподавателей и исследователей журналистики «Проблемы региональной журналистики». (Воронеж, 29 октября – 9 ноября 2001 г.) Воронеж: ВГУ, 2001. С. 137–138.

15. Щитова Д. А. Формирование имиджа города на материале интервью его известных представителей // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 6-3. С. 117–123.

16. Боброва Д. А., Катькало А. О. Интервью с руководителем как инструмент формирования положительного имиджа органа государственной власти // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 1. С. 5–9.

17. Ипатова А. А., Рогозин Д. М. Способы преодоления коммуникативных затруднений в стандартизированном телефонном интервью // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 144–166. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-144-166

18. Мартьянова Н. А. Глубинные интервью в современной социологической методологии // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 28 октября 2018 г.) Вологда: Маркер, 2018. Ч. 2. С. 115–117.

19. Супиков В. Н., Карабанова М. Ю. Интервью в системе подбора персонала: техники проведения интервью // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 29–30 мая 2018 г.) Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. С. 6–9.

20. Брызгалина Е. Д. Жанр портретного интервью в лингводидактическом аспекте // Языки. Культуры. Перевод. 2019. № 1. С. 27–35.

21. Васильченко К. Е. Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода // Медиасреда. 2019. № 16. С. 15–19. https://doi.org/10.24411/2070-0717-2019-10203

22. Казакова И. Н., Маркина Е. Е. Тактика уклонения в диалогическом дискурсе портретного интервью // Язык – текст – дискурс: проблемы интерпретации высказывания в разных коммуникативных сферах: мат-лы Междунар. науч. конф. (Самара, 12–14 мая 2011 г.) Самара: Универс групп, 2011. С. 87–91.

23. Колокольцева Т. Н. Портретное интервью творческой личности: содержательно-тематические и коммуникативные особенности // Проблемы речевой коммуникации / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов: СГУ, 2018. Вып. 18. Кн. 1. С. 27–37.

24. Кузнецова В. В. Коммуникативное поведение участников портретного интервью (на материале французской и русской прессы): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2008. 20 с.

25. Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. 224 с.

26. Джандалиева Е. Ю. Портретное интервью как жанр речевого общения: некоторые особенности коммуникативного поведения участников (на материале немецкого языка) // Научный диалог. 2012. № 12. С. 86–101.

27. Сахнова Е. Б. Жанр интервью и его модификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2013. Т. 13. № 4. С. 98–103.

28. Амзаракова И. П. Междометие в речи немецких детей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 1. С. 54–59.


Рецензия

Для цитирования:


Кравчук Е.Р. Специфика формирования лингвистического имиджа телеведущей в речевых жанрах интервью-беседа и портретное интервью. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):1032-1040. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1032-1040

For citation:


Kravchuk Y.R. Linguistic Image of a TV Hostess in Chat and Portrait Interviews. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):1032-1040. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1032-1040

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)