Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Личностные факторы адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1005-1015

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление личностных детерминант успешности / неуспешности адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского университета. Проведенный факторный анализ позволил выделить шесть личностных факторов, охватывающих 74,7 % первичных признаков, включенных в статистическую процедуру (качества личности опросника Р. Кеттелла и компоненты самоотношения опросника МИС С. Р. Пантелеева). Распределение испытуемых с разным уровнем адаптации (высокоадаптированные, среднеадаптированные и низкоадаптированные) по зонам положительных или отрицательных значений фактора послужило основанием для дифференциации выявленных детерминант на две группы: факторы успешности адаптации (эмоциональная зрелость и положительное отношение к себе и к жизни; готовность к изменению на основе оценки и принятия своего Я; ориентация на социальное одобрение, социальная активность и значимость общения, интеллект и умственные способности) и факторы нарушений адаптации (консервативные установки и осторожность при выраженной потребности в симпатии окружающих, идеалистичное мировосприятие и внутренние иллюзии). Наряду с этим, на основе анализа структуры факторов и их доли в общей факторной матрице констатируется ведущая детерминирующая роль эмоционально-волевых качеств личности будущих врачей, недостаточная представленность компонентов самоотношения и неоднозначное влияние интеллектуальных качеств на процесс и результат адаптации. По нашему мнению, полученные данные отражают как общие научные представления о феномене адаптации (роль эмоций и эмоциональная «окрашенность» начального этапа обучения в высшей школе), так и особенности личностного развития респондентов на данном этапе онтогенеза (незавершенность становления самоотношения как рефлексии своей системы отношений с окружающим миром). Результаты исследования могут использоваться в вузах в рамках программы психологического сопровождения, профилактики и коррекции личностных факторов нарушений адаптации у студентов-первокурсников медицинского университета.

Об авторе

М. Б. Чижкова
Оренбургский государственный медицинский университет
Россия

Оренбург



Список литературы

1. Кудрявцев В. Т., Бережковская Е. Л., Кравцов О. Г., Меркулова О. П., Новикова Т. С., Перелыгина И. А., Прихожан А. М. Психология раннего студенческого возраста. М.: Проспект, 2014. 192 с.

2. Луков В. А., Луков С. В. Адаптация к учебе в вузе отдельных проблемных групп первокурсников: эмпирические данные и теоретические выводы // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 86–95. https://doi.org/10.17805/ggz.2017.5.7

3. Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 242 с. https://doi.org/10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513

4. Clinciu A. lon. Adaptation and stress for the first year university students // Procedia-Social and Behavioral Scincse. 2013. Vol. 78. P. 718–722. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.382

5. Friedland L. J., Reid G. J., Shupak N., Cribbie R. Social support, self-esteem, and stress as predictors of adjustment to university among first-year undergraduates? // Journal of College Student Development. 2007. Vol. 48. № 3. Р. 259–274.

6. Chemers M. M., Hu L.-t., Garcia B. F. Academic self-efficacy and first year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93. № 1. P. 55–64. https://doi.org/10.1037//0022-0663.93.1.55

7. Ходжаян А. Б., Гевандова М. Г., Маяцкая Н. К., Савченко В. В. Проблемы адаптации первокурсников к обучению в медицинском университете // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-2. С. 389–392.

8. Мещеряков Б. Г., Соболев Г. И. Операционализация социально-психологической адаптации студентов через понятие переживания // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 56–63.

9. Скребнева А. В., Васильева М. В., Мелихова Е. П., Либина И. И. Адаптация к обучению в вузе и возможности ее ускорения // Новой школе – здоровые дети: мат-лы V Всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 26–27 октября 2018 г.) Воронеж: Научная книга, 2018. С. 157–159.

10. Осипчукова Е. В., Попова Н. В., Попова Е. В. Адаптация студентов в учреждениях высшего образования: факторный анализ // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 4. С. 66–74. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2016-8-4-66-74

11. Акименко Г. В., Михайлова Т. М. Адаптация студентов к условиям обучения в медицинском университете: психологические особенности и проблемы // Инновационное развитие науки и образования / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 143–151.

12. Михайлова Л. В., Мохаммад А., Авилова Т. М., Чумаков В. И. Междисциплинарный подход к психолого-педагогической адаптации студентов медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 135–139.

13. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

14. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; Academia, 2007. 526 с.

15. Сулимина О. В., Травина С. А. Подходы к личностному развитию в отечественной психологии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 4. С. 22–30.

16. Кон И. С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

17. Гречушкина Н. В. Возрастные особенности личности студента как субъекта саморазвития в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. «ХVII Мухинские чтения». (Псков, 19–20 апреля 2018 г.) Псков: ПсковГУ, 2018. С. 89–95.

18. Hope V., Henderson M. Medical student depression, anxiety and distress outside North America: a systematic review // Med Educ. 2014. Vol. 48. № 10. P. 963–979. https://doi.org/10.1111/medu.12512

19. Mayer F. B., Santos I. S., Silveira P. S. P., Lopes M. H. I., Souza A. R. N. D., Campos E. P., Abreu B. A. L., Hoffman Li I., Magalhães C. R., Lima M. C. P., Almeida R., Spinardi M., Tempski P. Factors associated to depression and anxiety in medical students: a multicenter study // BMC Med Educ. 2016. Vol. 16. № 1. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0791-1

20. Голованова А. А., Фадеева Т. Ю. Субъектно-личностные предикторы социально-психологической адаптации студентов // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2016. № 4. С. 35–44.

21. Гадельшина Т. Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 6. С. 161–164.

22. Воеводин И. В. Социально-психологическая адаптация и психодезадаптационные состояния у студентов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 2. С. 75–80.

23. Костина Л. А. Социально-психологическая адаптация студентов-медиков как реализация особенностей их идентичности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. С. 1398–1402.

24. Малышев И. В., Ручин В. А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4. С. 355–360. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360

25. Чижкова М. Б. Структура личности студентов-первокурсников с разным уровнем адаптации к образовательной среде медицинского вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/29PSMN317.pdf (дата обращения: 20.09.2018).

26. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2007. С. 17–41.

27. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. С. 1–12.

28. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.

29. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. 5-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 704 с.

30. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС) // Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М.: АСТ; Хранитель; СПб.: Сова, 2008. С. 141–157.

31. Горбунова (Колотова) Е. В. Адаптация студентов 1–3 курсов бакалавриата / специалитета к университетской жизни (в НИУ Высшая школа экономики в 2011–2012 учебном году) // Эмпирические исследования. Universitas. 2017. № 1. С. 48–64.

32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2013. 607 с.

33. Кузьмина А. С. Трансформация параметров самоотношения студентов на различных этапах обучения в вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2018. 24 с.

34. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

35. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

36. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 240 с.

37. Газенкампф К. А., Шнайдер Н. А., Дмитренко Д. В., Медведева Н. Н., Николаев В. Г., Романенко А. А., Соломатова Е. С., Яковлева К. Д., Магомедова Э. М., Гавердовская Л. С., Петров К. В. Состояние самооценочной, учебной и межличностной тревожности как маркеров нейропсихофизиологического здоровья у студентов первых курсов медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: https://s.science-education.ru/pdf/2015/4/59.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

38. Кочергина К. Н., Яскевич Р. А. Анализ уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов медицинского университета // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. Режим доступа: https://s.eduherald.ru/pdf/2017/6/17877.pdf (дата обращения: 24.06.2018).

39. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов / под ред. Е. А. Юматова. М.: ИТРК, 2017. 200 с.


Рецензия

Для цитирования:


Чижкова М.Б. Личностные факторы адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):1005-1015. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1005-1015

For citation:


Chizhkova M.B. Personal Factors of Adapting to Academic Environment in First-Year Medical Students. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):1005-1015. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1005-1015

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)