Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-985-994

Полный текст:

Аннотация

Идентичность личности рассматривается в качестве структурно-динамической системы, последовательно формирующейся по мере расширения и освоения субъективного жизненного пространства. На этапе профессионального обучения интегрирующую роль в этой системе закономерно приобретает профессиональная идентичность. Пространством становления основ профессиональной идентичности является образовательная среда вуза или колледжа, расширяющаяся сегодня за счет цифровизации и освоения сетевого пространства. Цель – выявить особенности становления профессиональной идентичности учащихся в условиях цифровизации образовательной среды и определить пути психолого-педагогической оптимизации данного процесса. Исследование представляет собой теоретический анализ рассматриваемой проблемы и основывается на общих положениях культурно-исторической психологии, а также на методологии средового подхода в образовании. Результаты показали: новое образовательное пространство характеризуется дефицитом межличностного взаимодействия, что затрудняет вхождение в профессиональное сообщество и идентификацию с его членами. В то же время интерактивность цифровой образовательной среды создает возможности для оптимизации процесса становления профессиональной идентичности путем организации специального медиапространства, включающего различные информационно-коммуникационные площадки и позволяющего задействовать психолого-педагогические технологии осознания и принятия ценностей и смыслов будущей профессиональной деятельности в процессе опосредованного взаимодействия между обучающимися и преподавателями, другими студентами и представителями избранной профессии.

Об авторе

А. А. Пфетцер
Кузбасский технопарк
Россия

г. Кемерово



Список литературы

1. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 131–140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140

2. Bronfenbrenner U. The bioecological theory of human development // International encyclopaedia of the social and behavioural sciences. Oxford, UK: Elsevier, 2001. P. 6963–6970. https://doi.org/10.1002/9780470147658.chpsy0114

3. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии / ред. В. П. Михайлова, Т. С. Панина, А. А. Коробецкий, А. В. Юпитов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 60–69.

4. Яницкий М. С., Серый А. В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. № 3. С. 120–124.

5. Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n43/1192-seryi43.html (дата обращения: 18.11.2021).

6. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.

7. Логинова И. О. Хронотопические характеристики жизненного самоосуществления человека // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 98–103.

8. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 4. С. 45–56.

9. Окунев И. Ю. Территориальная и пространственная идентичность: концептуализация базовых понятий // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. №1. С. 18–25. http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-1-18-25

10. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. Структура «Я-образа» представителей различных ценностных типов // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Иркутск, 27–30 июня 2019 г.). Иркутск: ИГУ, 2019. С. 246–253.

11. Муравьева О. И., Литвина С. А., Богомаз С. А. Средовая идентичность: содержание понятия // Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 136–148. https://doi.org/10.17223/17267080/58/10

12. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Балабащук Р. О., Маслова О. В., Микляева А. В., Терещенко В. В., Филенко И. А., Санжаева Р. Д., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В. Образ мира как психологическая система и его природно-средовые детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 6–29. https://doi.org/10.17223/17267080/80/1

13. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Аддикции в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма. Новосибирск: НГПУ, 2013. 434 с.

14. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Homo postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: НГПУ, 2009. 246 с.

15. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 3–21.

16. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 98–121.

17. Мирошниченко И. В. Формирование идентичности в онлайн-пространстве сетевого общества // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: труды XIX Междунар. объединенной науч. конф. «Интернет и современное общество». (Санкт-Петербург, 22–24 июня 2016 г.) СПб.: Университет ИТМО, 2016. C. 119–129.

18. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3

19. Аянян А. Н., Марцинковская Т. Д. Социализация подростков в информационном пространстве // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 46. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1262-ayanyan46.html (дата обращения: 18.11.2021).

20. Солдатова Е. Л., Погорелов Д. Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 105–124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-105-124

21. Пахтусова Н. А., Уварина Н. В., Савченков А. В. Становление сетевой идентичности личности в условиях виртуальной образовательной среды. М.: Первое экономическое изд-во, 2021. 234 с. https://doi.org/10.18334/9785912923708

22. Уварина Н. В., Пахтусова Н. А. Аксиология становления сетевой идентичности личности в виртуальной среде // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 9. С. 199–204. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-09-199-204

23. Шнейдер Л. Б., Сыманюк В. В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 52. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n52/1406-shneider52.html (дата обращения: 18.11.2021).

24. Голубева Н. А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 130–150. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-1-130-150

25. Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6. С. 422–434. https://doi.org/10.32744/р$е.2019.6.35

26. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.-Н. Новгород: ВВАГС, 2002. 157 с.

27. Менг Т. В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 52. С. 70–83.

28. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с.

29. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007. 128 с.

30. Зеер Э. Ф., Кормильцева М. В. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальностей // Образование и наука. 2012. № 10. С. 79–87. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87

31. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39–51.

32. Чеботарёва Е. Э. Пространство и время в социальном поле институционализированного образования // Серия "Symposium". Философия образования. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 23. C. 137–141.

33. Тарасов С. В., Марон А. Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. 2010. № 3. С. 14–18.

34. Постюшков А. В. Проблемы развития образования в условиях цифровой экономики. М.: Международная академия образования, 2021. 169 с.

35. Лебедева Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 49–54. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10208

36. Яруллина Л. Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620.pdf (дата обращения: 18.11.2021).

37. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: ИД ВШЭ, 2019. 343 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5

38. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 38–44.

39. Аршинова Е. В., Янко Е. В., Браун О. А., Аркузин М. Г. Проблема переживания кризиса профессионального становления при дистанционном обучении студентов в ситуации пандемии COVID-19 // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4. С. 5–9.

40. Бесшапошников Н. О., Леонов А. Г., Прилипко А. А. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. 2018. № 2. С. 154–160.

41. Скорова Л. В., Кыштымова И. М. Педагогическая медиапсихология: методологическое обоснование интеграционной модели // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 120–140. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.07

42. Джанерьян С. Т. Смысловое отношение человека к профессии как системообразующий фактор его профессиональной Я-концепции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 1. С. 97–100.

43. Плетнев А. В. Социализация представителей поколения Z в цифровой среде и ее влияние на образование // Ученые записки СПбГИПСР. 2020. Т. 33. № 1. С. 115–121.

44. Утюганов А. А., Яницкий М. С., Серый А. В. Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 1. С. 76–92. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05

45. Пфетцер А. А. Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 132–138.


Рецензия

Для цитирования:


Пфетцер А.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):985-994. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-985-994

For citation:


Pfettser A.A. Digital Academic Environment and Professional Identity Development. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):985-994. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-985-994

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)