Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

КЛАССИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ И КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ (к вопросу о генезисе жанра)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-184-189

Полный текст:

Аннотация

В статье ставится вопрос о происхождении жанра классического детектива, а именно о его преемственной связи с классической комедией. (Его связь с драматическим родом, точнее, с классической драмой уже рассматривалась в отдельной статье). При сопоставлении автор опирался на понимание классической драмы Н. Д. Тамарченко и на собственную концепцию классического детектива. Автор приходит к выводу, что классическая комедия является основным источником классического детектива на уровнях диалогов, типа героя и по практической роли игры и нормы.

Об авторе

Н. Н. Кириленко
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Россия
Кириленко Наталья Натановна – аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики ИФИ


Список литературы

1. Балухатый С. Д. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л.: ACADEMIA, 1927. 186 с. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/chekhov/critics/bal/bal-001-.htm (дата обращения: 25.04.2014).

2. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 2004.

3. Бомарше Ж. Женитьба Фигаро. 186 с. Режим доступа: http://www.litmir.net/bd/?b=105490 (дата обращения: 12.02.2014).

4. Бугорская Н. В. Научный «подтекст» в литературном тексте: философия науки и жанр детектива // Филология и человек. 2013. № 3. С. 98–107.

5. Гучетль З. Х., Жажиева Р. С. Парадигмы адыгейского детективного жанра // Вестник Адыгейского государственного университета. (Серия 2. Филология и искусствоведение). 2013. № 3 (126). С. 151 – 156. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/paradigmy-adygeyskogo-detektivnogo-zhanra (дата обращения: 02.09.2014).

6. Демьяненко Ю. Иронический детектив в контексте современной литературы. 2010. Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/06/15/1485 (дата обращения 02.09.2014).

7. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

8. Ищук-Фадеева Н. И. Комедия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной, 2008. 358 с.

9. Кириленко Н. Н. Авантюрное расследование или классический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2(21). С. 80 – 95.

10. Кириленко Н. Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. 2009. № 2(9). С. 27 – 47; № 3(10). С. 105 – 115; № 4(11). С. 74 – 84; 2010. № 1(12). С. 16 – 32; № 4(15). С. 23 – 40; 2011. № 1(16). С. 13 – 24.

11. Кириленко Н. Н. Драма как источник классического детектива // Вестник РГГУ. (В печати.)

12. Кириленко Н. Н., Федунина О. В. Жанры криминальной литературы как теоретическая проблема // Поэтика литературных жанров. Генезис и типология. М.: РГГУ, 2014. (В печати).

13. Кристи А. Загадка Эндхауза. Режим доступа: http://coollib.net/b/6337/read (дата обращения: 13.03.2014).

14. Кристи А. Карман полный ржи. Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=15495&p=8 (дата обращения: 23.03.2014).

15. Кургинян М. С. Драма // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2. М., 1964.

16. Лаврин А. Правила игры // Загадка миссис Дикинсон: антология. М., 1992. С. 3 – 6.

17. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив: опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Л., 1975.

18. Нокс Р. Присяга детективного клуба // Как сделать детектив. М., 1990. С. 80 – 82.

19. Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 146 – 147.

20. Сэерс Д. Английский детективный роман. Режим доступа: http://www.rulit.org/read/38 (дата обращения: 22.08.13).

21. Тамарченко Н. Д. Драма // Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1.

22. Тамарченко Н. Д. Классическая драма // Теория литературных жанров / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008.

23. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1: Н. Д.Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. 512 с.

24. Теренций. Формион. Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=42593&p=1 (дата обращения: 13.03.2014).

25. Тюпа В. И. Генезис литературных жанров // Дискурс / жанр. М., 2013. С. 36.

26. Тюпа В. И. Проблема генезиса // Теория литературных жанров / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008. С. 25 – 41.

27. Фаулз Дж. Конан Дойл // Кротовые норы. Режим доступа: http://www.acdoyle.ru/about/fowles-kn.htm (дата обращения: 23.01.2013).

28. Федунина О. В. Кругозор героев и жанр в криминальной литературе (постановка проблемы) // Жанры в историко-литературном процессе: сборник научных статей / Науч. ред. Т. В. Мальцева. Вып. 5. СПб., 2013. С. 161 – 171.

29. Федунина О. В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник. 2012. № 2(21). С. 130 – 141.

30. Фейхтвангер Л. Переживание и драма. Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/FEJHTWANGER/articles.txt (дата обращения: 25.04.2014).

31. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

32. Knox R. 10 Commandments of Detective Fiction. Режим доступа: http://www.writingclasses.com/InformationPages/index.php/PageID/303 (дата обращения: 22.08.13).

33. Symons J. The Detective Story in Britain. L., 1962.

34. Van Dine S. S. Twenty rules for writing detectives stories // The American Magazine. 1928. 3 September. V. 106.


Для цитирования:


Кириленко Н.Н. КЛАССИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ И КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ (к вопросу о генезисе жанра). Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;2(1):184-189. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-184-189

For citation:


Kirilenko N.N. CLASSIC COMEDY AND CLASSIC DETECTIVE STORY (on the genesis of the genre). Bulletin of Kemerovo State University. 2015;2(1):184-189. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-184-189

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)