Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Оценка сформированности биоэтического сознания студентов (на материале обучающихся Пермского государственного национального исследовательского университета)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984

Полный текст:

Аннотация

Анализируются существующие эмпирические исследования различных аспектов биоэтического сознания. Отмечается недостаток комплексного исследования биоэтического сознания различных групп населения. Для решения данной проблемы было проведено специальное эмпирическое исследование, посвященное оценке сформированности компонентов биоэтического сознания у студентов. Исследование является частью проекта, нацеленного на восполнение дефицита научных знаний по проблеме биоэтики и биоэтического сознания, изучение актуального уровня развития и формирование более углубленного, структурированного, развернутого биоэтического сознания. Цель – выявить общие тенденции, закономерности, структурно-содержательные компоненты биоэтического сознания, а также оценить уровень сформированности биоэтического сознания у студентов. В исследовании приняли участие 155 студентов Пермского государственного национального исследовательского университета. Для диагностики показателей сформированности биоэтического сознания студентов была использована анкета, созданная на основании работ Ю. А. Евельсон и О. В. Евусяк и адаптированная для исследования широкой студенческой аудитории. Определены структурные компоненты биоэтического сознания: содержательно-когнитивный, мотивационно-коммуникативный и рефлексивно-деятельностный. Выявлен средне-низкий уровень развития компонентов биоэтического сознания у студентов, что является отправной точкой для дальнейшего исследования и создания программы формирования более глубокого, содержательно наполненного биоэтического сознания.

Об авторах

Л. О. Пузырёва
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

 Пермь 



С. Ю. Жданова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

 Пермь 



Список литературы

1. Семенова О. А. Формирование биоэтической ответственности в профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 21 с.

2. Силуянова И. В. О сущности «этического» этических проблем современной медицины // Медицинская этика. 2019. Т. 7. № 1. С. 72–76.

3. Ляуш Л. Б., Сабурова В. И., Силуянова И. В., Сушко Н. А. Мировоззрение и биоэтические представления российских студентов-медиков // Медицинское право и этика. 2002. № 2. С. 67–82.

4. Островский А. М., Коляда И. Н. Сравнительная характеристика «первичных» биоэтических представлений студентовпервокурсников и выпускников медицинского вуза // Проблемы здоровья и экологии. 2020. № 2. С. 124–129.

5. Колосова О. Ю., Вергун Т. В. Социально-философский анализ этики современного этапа цивилизационного развития // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. С. 48–56. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2020-79-2-48-56

6. Жданова С. Ю., Печеркина А. В., Зарипова Л. З., Пузырёва Л. О. Биоэтика и биоэтическое сознание: актуальные направления исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 330–332. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0079

7. Лузина И. И. Проблемы биоэтики в современной науке: философский аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 3. С. 274–278. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-274-278

8. Дубровина М. А. Биоэтически ориентированный подход к организации педагогической практики студентов-бакалавров: первое осмысление // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 3. С. 97–103.

9. Летов О. В. Современные проблемы биоэтики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. 2019. № 3. С. 69–75.

10. Магомедова А. Н., Харченко Л. Н. Биоэтическое воспитание личности: принципы, признаки, педагогические условия // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 3. С. 100–104.

11. Силуянова И. В. Биомедицинская этика в системе медико-биологических знаний // Медицинское право и этика. 2000. № 2. С. 66–75.

12. Евельсон Ю. А. Сущность и структура биоэтических ценностных ориентаций будущих медицинских работников // Система ценностей современного общества. 2010. № 15. С. 250–255.

13. Евельсон Ю. А., Евусяк О. В. Обеспечение биоэтической направленности профессиональной подготовки студентовмедиков // Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 9–12.

14. Семенова О. А. Модель формирования биоэтической ответственности в профессиональной деятельности студентов медицинского вуза // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 219–221.

15. Светличная Т. Г., Чумакова Г. Н., Степанов Е. С., Ларионова Н. С. Характеристика начальных биоэтических представлений обучающихся в медицинском вузе // Экология человека. 2015. № 5. С. 14–20.

16. Чемидронов С. Н., Айдумова О. Ю. Формирование личностных качеств студентов-медиков в рамках проекта совместной социализации воспитанников детских домов // Высшее образование сегодня. 2017. № 1. С. 61–63.

17. Шахбанов Ш. Н. О возможности использования виртуальной дидактической среды в биоэтическом воспитании школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 6. С. 212–215.

18. Шахбанов Ш. Н., Сайпуева Э. Б. Предпосылки подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 287–288.

19. Шахбанов Ш. Н., Сайпуева Э. Б. Биоэтическое воспитание личности как философско-социальный и психологопедагогический феномен // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 60–63.

20. Шахбанов Ш. Н. Подготовка будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 22 с.

21. Магомедова А. Н., Харченко Л. Н. Обоснование педагогической категории «биоэтическое воспитание личности в системе образования» // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2. С. 92–94.

22. Магомедова А. Н., Харченко Л. Н. Исследование биоэтических ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2. С. 199–201.

23. Сергеев В. В., Наследков В. Н., Шмелев И. А., Ильина Е. Р., Купряхин В. А., Антимонов А. В., Аськов Н. Н. Биоэтика. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 240 с.

24. Евельсон Ю. А. Формирование биоэтической направленности ценностных ориентаций будущих медицинских работников: дис. ... канд. пед. наук. Абакан, 2014. 218 с.

25. Пузырёва Л. О., Жданова С. Ю. Проблемное поле изучения биоэтического сознания в современной психологии // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 1. С. 39–44. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-1-39-44


Рецензия

Для цитирования:


Пузырёва Л.О., Жданова С.Ю. Оценка сформированности биоэтического сознания студентов (на материале обучающихся Пермского государственного национального исследовательского университета). Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):976-984. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984

For citation:


Puzyreva L.O., Zhdanova S.Yu. Bioethical Awareness in Students of the Perm State National Research University. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):976-984. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)