Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Мета-аналитическое исследование ценностного самоопределения российского студенчества на различных этапах информатизации общества

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-958-975

Полный текст:

Аннотация

Сущностные преобразования жизненной среды, вызванные ускоряющимися темпами информатизации и виртуализации общества, неизбежно приводят к качественным изменениям в ценностных ориентациях, в принятии социокультуры и традиций своей страны подрастающим поколением граждан. Целью исследования стало проведение мета-анализа характера изменений в ценностном самоопределении российского студенчества на различных этапах информатизации общества. Мета-анализ был осуществлен в несколько этапов, в ходе которых проводился поиск источников, оценка их уместности на основе критериев включения и исключения, качественный и количественный анализ отобранных данных исследования. В результате отбора публикаций в выборку мета-аналитического исследования вошло 90 публикаций, включая 53 исследования, выполненные на выборках российских студентов. По результатам частотного и сравнительного анализа данных исследований ценностей на различных этапах информатизации общества были определены основные тенденции трансформации ценностного самоопределения российского студенчества, сходства и различия в этом процессе сравнительно с характером трансформации ценностей студентов других стран. Исследование показало, что ключевым трендом в трансформации ценностного самоопределения становится переход от индивидуалистских ценностей к коллективным, большая ориентация на консервативные ценности.

Об авторах

А. В. Микляева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

 Санкт-Петербург 



Ю. Л. Проект
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

 Санкт-Петербург 



В. В. Хороших
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

 Санкт-Петербург 



Список литературы

1. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Изд-во Московского ун-та, 2015. 269 с.

2. Мартьянов Д. С. Виртуальные ценности как фактор формирования политического сознания российского политического интернет-сообщества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2015. № 4. С. 33–40.

3. Бесчасная А. А. Исследование префигуративных аспектов современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. № 4. С. 297–316. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.401

4. Gee J. P. Semiotic social spaces and affinity spaces: from The Age of Mythology to today’s schools // Beyond communities of practice: Language power and social context / eds. D. Barton, K. Tusting. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 214–232. https://doi.org/10.1017/CBO9780511610554.012

5. Войскунский А. Е. Киберпсихология: современный этап развития // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. № 1. С. 21–39. https://doi.org/10.31429/26190567-21-1-21-39

6. Войскунский А. Е. Психология киберсреды: два исследовательских подхода // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития / отв. ред. В. И. Панов. Курск: Университетская книга, 2020. С. 439–443. https://doi.org/10.24411/9999-044A-2020-00101

7. Алдашева А. А., Апреликова Н. Р., Гаврина Е. Е., Журавлев А. Л., Зиновьева Е. В., Зуев К. Б., Китов А. А., Китов М. А., Китова Д. А., Ковалева Ю. В., Костригин А. А., Костромина С. Н., Латынов В. В., Моргун А. Н., Москвичева Н. Л., Нургазина Г. Е., Олейник Ю. Н., Побокин П. А., Пятаева О. А., Селиванов В. В., Симакова Т. А., Сорочинский П. В., Урусова Е. А., Хусяинов Т. М., Шейнов В. П. Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы. М.: ИП РАН, 2020. 503 с. https://doi.org/10.38098/soc.2020.89.12.001

8. Кучинский В. Ф., Спирина Т. П. Теоретические основы экономической информатики. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 90 с.

9. Проект Ю. Л., Богдановская И. М., Королева Н. Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 89–96.

10. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. 2-е изд., испр. и доп. М.: КомНьюс Груп, 2019. 368 с.

11. Нестеров В. Ю., Нестерова Е. И. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов (1999) // Cyberpsy. 10.09.2017. Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/carnival_internet_chats/ (дата обращения: 14.10.2021).

12. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 66–83.

13. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От мы-медиа к я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3–15.

14. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИП РАН, 2006. 334 с.

15. Inglehart R. Modernization and postmodernization: cultural economic, and political change in 43 societies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997. 464 p.

16. Андреева Г. М. Психология социального познания. 2. изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

17. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011. 464 с.

18. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53. № 3. P. 550–562. https://doi.org/10.1037/0022-3514.53.3.550

19. Schwartz S. H. Basic human values: their content and structure across countries // Valores e Comportamento nas Organizações / eds. A. Tamayo, J. B. Porto. Petrópolis: Vozes, 2005. P. 21–55.

20. Корнилов С. А., Корнилова Т. В. Мета-аналитические исследования в психологии // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. С. 5–17.

21. Бороховский Е. Ф., Бернард Р. М. Количественные синтезы в социальных науках: методология и практика мета-анализа. Часть 1 // Психология. Экономика. Право. 2013. № 2. С. 6–15.

22. Schwartz S. H., Bardi A. Value hierarchies across cultures: taking a similarities perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. Vol. 32. № 1. P. 268–290. https://doi.org/10.1177/0022022101032003002

23. Lönnqvist J.-E., Verkasalo M., Helkama K., Andreyeva G. M., Bezmenova I., Manganelli Rattazzi A. M., Niit T., Stetsenko A. Self-esteem and values // European Journal of Social Psychology. 2009. Vol. 39. № 1. P. 40–51. https://doi.org/10.1002/ejsp.465

24. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

25. Бякова Н. В. Исследование ценностных ориентаций на первых этапах освоения профессии // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13. № 3. С. 96–100.

26. Криворучко М. В. Ценности как детерминанты образов идеальной власти в представлениях молодежи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 54–60.

27. Голянич В. М., Грачев С. С. Представление о себе и противнике в системе ценностных ориентиров молодежи // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2007. № 4. С. 160–182

28. Дементий Л. И., Жирикова А. В. Ценности как детерминанта выбора карьерных ориентаций студентами – будущими предпринимателями // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 4–10.

29. Шнуренко Т. И. Ценностные ориентации студенческой молодежи как результат межпоколенной преемственности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009. 25 с.

30. Сладкомедова М. Ю. Динамика смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Астрахань, 2007. 23 с.

31. Балина Т. Н., Дерипаско Д. А. Личностные детерминанты успеваемости студентов // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2008. № 2. С. 78–83.

32. Изотова Е. И., Гармаева Т. В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и степени социализированности в юношеском возрасте // Психологические исследования. 2008. № 1. Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2008n1-1/82-izotova1.html (дата обращения: 14.10.2021).

33. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Юстицинформ, 2009. 408 с.

34. Голянич В. М., Тулупьева Т. В., Шаповал В. А. Новые подходы к оценке степени ценностного единства личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3. С. 198–206.

35. Лебедева Н. М. Ценности и отношение к инновациям российских, канадских и китайских студентов // Психология в экономике и управлении. 2010. № 2. С. 59–68.

36. Мирошниченко И. Н. Профессионально-нравственное воспитание студентов в образовательной деятельности вуза: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 216 с.

37. Хухлаев О. Е., Бучек А. А., Зинурова Р. И., Радина Н. К., Тудупова Т. Ц., Хакимов Э. Р. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 97–106.

38. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вест. Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 6. С. 124–129.

39. Чеверикина Е. А. Ценностные ориентации студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 91–97.

40. Медведева С. А. Исследование ценностных доминант студентов-менеджеров как условие развития их профессиональных приоритетов // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1-2. С. 80–84.

41. Бондарук А. Ф. Система ценностных ориентаций курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13984 (дата обращения: 12.10.2021).

42. Хайбулаева А. Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде: дис. … канд. психол. наук. Махачкала, 2015. 194 c.

43. Schwartz S. H., Butenko T. Values and behavior: validating the refined value theory in Russia // European Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 44. № 7. P. 799–813. https://doi.org/10.1002/ejsp.2053

44. Баширова Т. Н. Ценностные ориентации студентов со склонностью к виктимности // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 6–8.

45. Губин В. А., Огородникова Т. Г. Особенности ценностей студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода // Приволжский научный вестник. 2013. № 10. С. 91–100.

46. Maercker A., Zhang X. C., Gao Z., Kochetkov Y., Lu S., Sang Z., Yang S., Schneider S., Margraf J. Personal value orientations as mediated predictors of mental health: a three-culture study of Chinese, Russian, and German university students // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2015. Vol. 15. № 1. P. 8–17. https://doi.org/10.1016/j.ijchp.2014.06.001

47. Далгатов М. М., Давудова А. Р. Особенности личностных ценностей студентов с разным атрибутивным стилем // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 5–9.

48. Petrova V. F. Religious identity and value systems of future preschool teachers // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11. № 6. P. 1117–1125. https://doi.org/10.12973/ijese.2016.381a

49. Соловьева Е. М., Заусенко И. В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20248 (дата обращения: 12.10.2021).

50. Степанова Г. С. Содержательные аспекты рассогласования ценностных ориентаций будущих педагогов // Акмеология. 2015. № 3. С. 152–153.

51. Ячина Н. П., Шишова Е. О. Формирование общекультурных компетенций будущего учителя в условиях реализации инновационной модели педагогического образования // Образование и саморазвитие. 2016. № 2. С. 86–93.

52. Курочкина С. В. Ценностные ориентации студентов-участников инновационных форм занятости (на примере студентов ЯрГУ им. П. Г. Демидова) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 3. С. 148–151.

53. Муртазина И. Р. Ценностно-смысловые факторы изменения жизненной ситуации (на примере выбора обучения в другом городе) // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. http://mir-nauki.com/PDF/51PSMN216.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

54. Малахаева С. К., Уварова М. Ю., Кедярова Е. А. Исследование ценностных ориентаций российских студентов, обучающихся в Китае // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 4. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2017.8(4).8

55. Разноглядова Е. А., Дагбаева С. Б. Взаимосвязь ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. 2017. № 2. С. 83–89.

56. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3

57. Муращенкова Н. В. Взаимосвязь ценностей и эмиграционных намерений студенческой молодежи г. Смоленска // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. С. 77–93. https://doi.org/10.17759/sps.2021120106

58. Евдокимова А. С. Ценностные ориентации студенческой молодежи как фактор экономической социализации личности // Психолог. 2019. № 6. С. 17–26. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2019.6.31384

59. Бастракова Н. С., Мухлынина О. В., Чубракова Е. В. Социально психологические установки и ценностные ориентации цифрового поколения // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2019. Т. 1. № 1. С. 43–50.

60. Ряжкин А. О. Ценностно-смысловая сфера студентов с различным уровнем успешности учебной деятельности в вузе // Человеческий капитал. 2019. № 9. С. 147–154. https://doi.org/10.25629/HC.2019.09.16

61. Богданович Н. В., Щеткина Е. И., Борисова А. А., Шевцова Н. А., Моисеева Л. П. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 232–249. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090216

62. Рягузова Е. В., Чинчевич Е. В. Ценностные профили современных студентов и преподавателей: согласованность или разрыв? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 3. С. 315–321. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-315-321

63. Пахомова Я. Н., Пономарева И. В. Исследование культурных ценностей и выученной беспомощности студентовмигрантов из Центральной Азии // Человеческий капитал. 2020. № 12. С. 99–107. https://doi.org/10.25629/HC.2020.12.10

64. Худякова Е. В. Анализ ценностных ориентаций современной молодежи // Развитие современных инновационных технологий и методик в образовательных учреждениях / отв. ред. Г. М. Федосимов. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. С. 101–106.

65. Егоров И. В., Наумова Д. В., Павленко Т. А., Рассказова И. Н. Система ценностей девушек-студенток педагогических вузов с разным уровнем антисоциальной креативности // Перспективы науки и образования. 2021. № 3. С. 375–389. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.26

66. Овчарова Р. В. Взаимосвязь базовых ценностей и типов эмоциональной направленности личности студентов университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-2. С. 138–142. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.061

67. Лимонцева Г. В. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи // Научное мнение. 2018. № 4. С. 60–66.

68. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 5–18. https://doi.org/10.17759/pse.2020250601

69. Павлова К. Н., Дагбаева С. Б. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи (на примере г. Читы) // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 386–391.

70. Виганд А. М., Костригин А. А. Ценности молодежи с различной направленностью политической активности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1. С. 16–32. https://doi.org/10.24412/2303-9744-2021-1-16-32

71. Lindeman M, Verkasalo M. Measuring values with the short Schwartz’s value survey // Journal of Personality Assessment. 2005. Vol. 85. № 2. P. 170–178. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa8502_09

72. Feather N., McKee I. R. Values and prejudice: predictors of attitudes to Australian Aborigines // Australian Journal of Psychology. 2008. Vol. 60. № 2. P. 80–90. https://doi.org/10.1080/00049530701449513

73. Lan G., Gowing M., McMahon Sh., Rieger F., King N. A study of the relationship between personal values and moral reasoning of undergraduate business students // Journal of Business Ethics. 2008. Vol. 78. № 1. P. 121–139. https://doi.org/10.1007/s10551-006-9322-z

74. Cleveland M., Erdoğan S., Arıkan G., Poyraz T. Cosmopolitanism, individual-level values and cultural-level values: a crosscultural study // Journal of Business Research. 2011. Vol. 64. № 9. P. 934–943. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2010.11.015

75. Myyrya L., Juujärvi S., Pesso K. Empathy, perspective taking and personal values as predictors of moral schemas // Journal of Moral Education. 2010. Vol. 39. № 2. P. 213–233. https://doi.org/10.1080/03057241003754955

76. Myyry L., Juujärvi S., Pesso K. Change in values and moral reasoning during higher education // European Journal of Developmental Psychology. 2013. Vol. 10. № 2. P. 269–284. https://doi.org/10.1080/17405629.2012.757217

77. Arnaudova V., Angeloska-Galevska N., Mustafa A. Value orientation of students from Teaching Faculties // Yildiz international conference on Educational Research and Social Sciences Proceedings Book. Pegem Academy, 2014. P. 329–341.

78. Nguyen K., Stanley N., Rank A., Stanley L, Wang Y. Relationship among storytelling, values, and resilience of college students from Eastern and Western cultural backgrounds // The Journal of Poetry Therapy. 2016. Vol. 29. № 2. P. 73–88. https://doi.org/10.1080/08893675.2016.1176162

79. Hanel P. H. P., Wolfradt U. The 'dark side' of personal values: Relations to clinical constructs and their implications // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 97. P. 140–145. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.045

80. Balakrishnan A., Plouffe R. A., Saklofske D. H. What do sadists value? Is honesty-humility an intermediary? Replicating and extending findings on the link between values and "dark" personalities // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 109. P. 142–147. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.12.055

81. Papastylianou D., Lampridis E. Social values priorities and orientation towards individualism and collectivism of Greek university students // Journal of Beliefs & Values. 2016. Vol. 37. № 1. P. 40–54. https://doi.org/10.1080/13617672.2016.1141528

82. Huertas-Delgado F. J., Gómez López-Quiñones L., Caballero Mariscal D., Tejero Olmedo R., García Jiménez E., Reyes Ruiz de Peralta N. Spanish teacher education students’ values and satisfaction with life // International Journal of Educational Psychology. 2020. Vol. 9. № 1. P. 24–54. https://doi.org/10.17583/ijep.2020.4143

83. Maciuszek J., Polczyk R., Tucholska K. Direct and indirect relationships between life satisfaction, values, and time perspectives: Research on a sample of Polish students // Advances in Cognitive Psychology. 2019. Vol. 15. № 2. P. 133–142. https://doi.org/10.5709/acp-0263-0

84. Kaptan G., Shiloh S., Önkal D. Values and risk perceptions: a cross-cultural examination // Risk Analysis. 2013. Vol. 33. № 2. P. 318–332. https://doi.org/10.1111/j.1539-6924.2012.01875.x

85. Joshanlooa M., Ghaedib G. Value priorities as predictors of hedonic and eudaimonic aspects of well-being // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47. № 4. P. 294–298. https://doi.org/10.1016/j.paid.2009.03.016

86. Dirilen-Gumus O., Buyuksahin-Sunal A. Gender differences in Turkish undergraduate students’ values // Sex Roles. 2012. Vol. 67(9-10). P. 559–570. https://doi.org/10.1007/s11199-012-0197-4

87. Zhang K. C., Hui C. H., Lam J., Lau E. Y. Y., Cheung S., Mok D. S. Y. Personal spiritual values and quality of life: evidence from Chinese college students // Journal of Religion and Health. 2014. Vol. 53. № 4. P. 986–1002. https://doi.org/10.1007/s10943-013-9686-1

88. Isa A. A. M., Yusoff A. Reception of personal values among Muslim undergraduates in UNITEN // International Journal of Asian Social Science. 2014. Vol. 4. № 2. P. 334–342.

89. Çalışkan H., Sapmaz F., Uzunkol E. Value preferences of university students as predictors of life goals // Social Indicators Research. 2015. Vol. 124. P. 111–125. https://doi.org/10.1007/s11205-014-0778-4

90. Bilican F. I., Yapici A., Kutlu M. O. A value model for depressive symptoms and hopelessness among university students in Turkey // Educational Sciences: Theory & Practice. 2016. Vol. 16. № 2. P. 1397–1418. https://doi.org/10.12738/estp.2016.4.0112

91. Bernardo A. B. I., Clemente J.-A. R., Nalipay M. J. N. What personal value types are associated with beliefs on the social value of religion? // Psychological Studies. 2016. Vol. 61. P. 170–180. https://doi.org/10.1007/s12646-016-0359-5

92. Tunç G. Ç., Yılmaz D., Özyazıcıoğlu N. Determination of the personal values of the university students in different department // Journal of Religion and Health. 2018. Vol. 59. № 3. P. 1189–1200. https://doi.org/10.1007/s10943-018-0676-1

93. Gullu M. Examining the values of students in the physical education and sport departments // Educational Research and Reviews. 2016. Vol. 11. № 19. P. 1812–1822. https://doi.org/10.5897/ERR2016.2996

94. Izadpanah M. A., Rakhshandehroo F., Eslami M., Shaker M. Value orientation and willingness to communicate: the case of Iranian university students // Language Teaching Research Quarterly. 2018. Vol. 5. P. 30–44. https://doi.org/10.32038/ltrq.2018.05.02

95. Bozkurt V., Gülerce H. Values and violence endorsement among college students in Turkey // Insan & Toplum: the journal of humanity and society. 2019. Vol. 9. № 4. P. 115–132. https://dx.doi.org/10.12658/M0323

96. Kagan M., Shabden M. B., Bulatbayeva A. A. Comparison of value orientations of university students in Kazakhstan and Turkey // Journal of Educational Sciences. 2019. Vol. 60. № 3. P. 41–50. https://doi.org/10.26577/JES-2019-3-p4

97. Медянова Е. В. Когнитивные составляющие как фактор развития ценностной сферы личности студента-медика: дис. ... канд. психол. наук. Одесса, 2013. 267 с.

98. Яценко Т. Е. Ценностные ориентации будущих педагогов как фактор обеспечения психологической безопасности образовательной среды // Довгирдовские чтения IV: тенденции духовно-нравственного развития современного общества: мат-лы Междунар. науч. конф. (Минск, 16–17 мая 2013 г.) Минск: Право и экономика, 2013. C. 393–395.

99. Кондратенко И. В., Могилевская В. Ю. Особенности ценностных ориентаций студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. № 3. C. 109–117.

100. Струнина Н. Н., Руденок З. Г. Анализ ценностного компонента культурной компетентности личности современного студента // Психологический vademecum: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях различного типа / отв. ред. С. Л. Богомаз, В. А. Каратерзи. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2015. С. 133–138.

101. Толеубекова Р. К., Аманова А. К. Ценностные ориентации как часть профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 113–118. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.23.113

102. Ростовская Т. К., Калиев Т. Б. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции. М.: РУСАЙНС, 2019. 228 с.

103. Баева Л. В. Ценности молодежи «эпохи перемен»: взгляд из России // Socioloska Luca. 2007. 2-1. С. 74–81.

104. Дулина Н. В., Стризое А. Л. Современные студенты России в пространстве традиционных и либеральных ценностей (на примере Волгограда) // XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15–16 марта 2018 г.) Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. С. 492–497.

105. Гончаров C. А., Чукуров А. Ю., Королева Н. Н., Проект Ю. Л. Современный полиэтничный город как пространство угроз и возможностей: антропологические изменения жизненной среды современного мегаполиса // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 5. С. 18–26.

106. Иванова С. В., Иванов О. Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3. С. 6–26. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2021-3-6-26


Рецензия

Для цитирования:


Микляева А.В., Проект Ю.Л., Хороших В.В. Мета-аналитическое исследование ценностного самоопределения российского студенчества на различных этапах информатизации общества. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):958-975. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-958-975

For citation:


Miklyaeva A.V., Proekt Yu.L., Khoroshikh V.V. Axiological Identity of Russian Students at Different Stages of Social Digitalization: a Meta-Analysis. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):958-975. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-958-975

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)