Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Готовность молодежи к развитию цифровых компетенций с помощью дистанционных форм обучения

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-939-947

Полный текст:

Аннотация

Работа направлена на выяснение готовности молодежи к дистанционным формам обучения для повышения цифровых компетенций. Представлены материалы эмпирического исследования, проведенного в октябре 2020 г. В анкетировании приняли участие 807 учащихся школ и вузов Нижнего Новгорода в возрасте от 14 до 24 лет (М=18, SD=2,22), из них 62,6 % – девушки, 37,4 % – юноши. Шесть фокусированных интервью с некоторыми участниками исследования позволили уточнить результаты анкетирования (63 студента в возрасте 17–24 лет: М=18, SD=1,83, из них 65 % – девушки, 35 % – юноши). Исследование показало, что готовность молодежи к дистанционному обучению связана с осознанием изменений, которые внесли цифровые технологии в жизнь в период пандемии, и уровнем развития цифровых компетенций. Всего было выделено четыре типа молодежи, по-разному относящихся к использованию дистанционных курсов в образовательном процессе. Выявлено, что осознание влияния цифровизации на разные сферы жизнедеятельности является мощным мотиватором к использованию дистанционных форм с целью развития цифровых компетенций. Обозначены такие сдерживающие факторы, препятствующие психологической готовности молодежи к обучению, как эмоционально-волевая незрелость, ориентация на гедонистические ценности, самоуверенность в собственной цифровой компетентности, неверие в способность дистанционного образования способствовать профессиональному и карьерному росту.

Об авторе

Н. Г. Воскресенская
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.

2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Лебедева Е. В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 89–107. https://doi.org/10.17223/17267080/79/6

3. Harden R. M. International medical education and future directions: a global perspective // Academic Medicine. 2006. Vol. 81. № 12. P. 522–529. https://doi.org/10.1097/01.ACM.0000243411.19573.58

4. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Золотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд развития Интернет, 2013. 143 с.

5. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3. С. 47–56. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0305

6. Дворянчиков Н. В., Калашникова Т. В., Печникова Л. С., Фролова Н. В. Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 76–83. https://doi.org/10.17759/pse.201621020

7. Кабрин В. И. Живая аутентичность встреч и проблема развития креативного лидерства в эпоху дистанционного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 126–132. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-126-132

8. Сорокова М. Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 2. C. 44–58. https://doi.org/10.17759/pse.2020250204

9. Чхутиашвили Л. В. Государственная политика в сфере онлайн-образования // E-Learning Stakeholders and Researchers Summit 2018: мат-лы Междунар. конф. (Москва, 5–6 декабря 2018 г.) М.: ИД ВШЭ, 2018. С. 18–21.

10. Дмитриева И. А., Морозова И. С., Елькина О. Ю. Особенности психологической готовности студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2. С. 107–116. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116

11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

12. Степанова Ю. Н. Готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию как основы непрерывного образования // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 1. С. 265–268.

13. Шляпников В. Н. Взаимосвязь волевой регуляции и академической успеваемости студентов вузов // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 66–75. https://doi.org/10.17759/pse.2021260104

14. Belshaw D. A. J. What is 'digital literacy'? A pragmatic investigation: Doctoral thesis. Durham University, United Kingdom, 2011. 274 p.

15. Антюхова Е. А., Касаткин П. И. Цифровой вектор глобальной образовательной политики // Вестник МГИМО Университета. 2020. Т. 13. № 5. С. 331–351. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-331-351

16. Ярошевская С. В., Сысоева Т. А. Представления студентов об успешности обучения: темы, ориентиры и противоречия // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 92–101. https://doi.org/10.17759/pse.2021260106

17. Воскресенская Н. Г., Рыхтик М. И., Баранова Т. В. Цифровизация в восприятии студентов поколения Y и Z // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 4. C. 137–148.

18. Гурова И. М., Евдокимова С. Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового капитала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3. С. 150–159. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159

19. Тимченко А. А. Разрыв поколений в российском обществе XXI века: социологический анализ // Общество и право. 2018. № 3. С. 182–185.

20. Фортунатов А. Н., Воскресенская Н. Г. Цифровые компетенции и технологии новой искренности в эпоху Web 4.0 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 2. С. 276–285. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-276-285

21. Цариценцева О. П., Елфимова М. М. Особенности переживания жизненной ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, в контексте жизнестойкости личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 1. С. 191–201. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-191-201

22. Солдатова Г. У., Никонова Е. Ю., Кошевая А. Г., Трифонова А. В. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. C. 8–21. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090401

23. Wu J.-Y. The indirect relationship of media multitasking self-efficacy on learning performance within the personal learning environment: implications from the mechanism of perceived attention problems and self-regulation strategies // Computers & Education. 2017. Vol. 106. P. 56–72. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.10.010


Рецензия

Для цитирования:


Воскресенская Н.Г. Готовность молодежи к развитию цифровых компетенций с помощью дистанционных форм обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):939-947. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-939-947

For citation:


Voskresenskaya N.G. Distance Learning as a Means of Digital Skills Development in High School and University Students. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):939-947. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-939-947

Просмотров: 162


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)