Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Динамические аспекты трансформации системы идентичностей студентов вузов в процессе обучения

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-929-938

Аннотация

Высшее образование не ограничивается передачей профессиональных знаний и умений, а предполагает дальнейшее развитие личности, в первую очередь ее самосознания. В результате расширения компетенций, углубления процессов самосознания, освоения новых видов деятельности, формирования профессиональных ценностей изменяется Я-концепция студентов. На основе методологии системного и конструктивистского подходов мы рассматриваем Я-концепцию как систему идентичностей, которые складываются и изменяются в процессе жизнедеятельности личности, на основе осознания тождественности с какими-либо объектами психической реальности. За время обучения в вузе трансформируется структура Я-концепции студентов, изменяется общее состояние системы идентичности и отношение к ее отдельным видам. Представленные в статье результаты эмпирического исследования динамики системы идентичности студентов наглядно демонстрируют, что на выпускных курсах большее значение приобретает идентификация с семьей, близким социальным окружением, а также идентичность, связанная с внешней презентацией и оценкой личности. Более позитивно оценивается этническая идентичность и идентичность с будущими семейными ролями. Эти изменения происходят на фоне общего снижения устойчивости, автономности системы. В результате Я-концепция становится более зависимой, диффузной. Те же тенденции проявляются и в показателях динамики профессиональной идентичности. Более близкое знакомство со спецификой будущей профессии приводит к осознанию ее ограничений, образ профессии становится более неоднозначным, а отношение к ней меняется. Все эти изменения приводят к проявлению у части выпускников кризиса идентичности, переживание которого может быть достаточно сложным для личности.

Об авторах

О. А. Браун
Кемеровский государственный университет
Россия

г. Кемерово



М. А. Билан
Кемеровский государственный университет
Россия

г. Кемерово



М. Г. Аркузин
Кемеровский государственный университет
Россия

 г. Кемерово 



Е. В. Аршинова
Кемеровский государственный университет
Россия

 г. Кемерово 



Список литературы

1. Савина О. О. Психологический анализ трансформации идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 118–128.

2. Жаде З. А. Проблема идентичности в современных социальных теориях // Философия и общество. 2007. № 2. С. 173–184.

3. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Загоруйко Е. Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство. Новосибирск: НГПУ, 2007. 472 с.

5. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Homo Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: НГПУ, 2009. 246 с.

6. Целуйкина Т. Г. Психологические особенности формирования гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. Т. 7. № 2. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf (дата обращения: 24.11.2021).

7. Колядко Н. Н. Трансформация идентичности и противоречия постидеологической реальности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 1. С. 44–51.

8. Скрипкина Т. П. Транзитивно-турбулентное общество: проблемы личности и образования // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 2. С. 188–208. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-2-1076

9. Чухин С. Г., Чухина Е. В. Факторы и закономерности формирования идентичности личности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4. С. 114–131. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-114-131

10. Серый А. В., Вечканова Е. М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3. С. 238–247.

11. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 131–140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140

12. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 98–121.

13. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: ЮУрГУ, 2007. 267 с.

14. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 328 с.

15. Marcia J. E. The ego identity status approach to ego identity // Marcia J. E., Waterman A. S., Matteson D. R., Archer S. L., Orlofsky J. L. Ego identity: a handbook for psychosocial research. N. Y.: Springer-Verlag, 1993. Р. 3–21.

16. Белинская Е. П., Бронин И. Д. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 34. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/964-belinskaya34.html (дата обращения: 24.11.2021).

17. Бронин И. Д. Психометрические показатели четвертой версии опросника стилей идентичности М. Берзонски // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-1. С. 86–92.

18. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 15–22.

19. Озерина А. А. Исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 1. С. 115–119.

20. Браун О. А., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В., Билан М. А. Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 30. С. 15–29. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.15

21. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39–51.

22. Родичкина И. И. Особенности профессиональной идентичности студентов-психологов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 1. C. 120–126.

23. Степанова Л. Н. Профессиональная идентичность выпускников-бакалавров // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: мат-лы 22-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18–20 апреля 2017 г.) Екатеринбург: РГППУ, 2017. С. 428–431.

24. Дьяченко Е. Н. Формы и методы психологического сопровождения личности, переживающей кризис идентичности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 355–359.

25. Кузьмин М. Ю. Особенности динамики идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 54–66. https://doi.org/10.17223/17267080/62/5

26. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.


Рецензия

Для цитирования:


Браун О.А., Билан М.А., Аркузин М.Г., Аршинова Е.В. Динамические аспекты трансформации системы идентичностей студентов вузов в процессе обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):929-938. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-929-938

For citation:


Braun O.A., Bilan M.A., Arkuzin M.G., Arshinova Ye.V. Identity System in University Students: Transformation Dynamics during Learning Process. The Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):929-938. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-929-938

Просмотров: 302


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)