Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Источники формирования контингента учащихся Тайгинского техникума железнодорожного транспорта в 1943–1991 гг.

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-876-883

Полный текст:

Аннотация

Проведен исторический анализ состава поступающих в Тайгинский техникум железнодорожного транспорта за 1943–1991 гг. Важнейшим элементом методологии стали факторный, или причинно-следственный, структурносистемный и исторический подходы к анализу социальной группы. Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (ныне – Тайгинский институт железнодорожного транспорта – филиал Омского государственного университета путей сообщения) – одно из учебных заведений почти с 80-летней историей. Уже более 30 лет он является одним из ведущих учебных учреждений своей отрасли в стране. Для достижения поставленной цели были рассмотрены этапы изменений источников пополнения состава обучаемых, а также методы формирования контингента. Они рассматривались в связи с развитием страны, с практикой образовательной политики, с ориентацией на объяснение исторической ограниченности системы. Выявленные характеристики позволили уточнить логику развития конкретного учреждения, анализируя изменение форм и методов комплектования. Главной линией здесь видится введение новых форм и эволюция методов набора от мобилизационного к добровольным, от платно-бесплатного к бесплатному, от разновозрастного к более близкому по возрасту. В этом плане формы комплектования выступают как частные проявления методов, среди них – станции юных техников, участие в смотрах-конкурсах моделей устройств до уровня выставок достижений народного хозяйства, укрепление учебно-материальной базы техникума и пропаганда профессий и специальностей железнодорожников через выпускников и др. Важными агитаторами за поступление в Тайгинский техникум железнодорожного транспорта были хорошие условия работы и ее достойная оплата.

Об авторе

С. Е. Мишенин
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
Россия

Конфликт интересов:

 г. Кемерово



Список литературы

1. Мишенин С. Е. Подготовка железнодорожников Кузбасса в учреждениях начального и среднего профессионального образования в советский период // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 197–210.

2. Воронин А. В. Этапы становления и развития учебных заведений среднего профессионального образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: сб. тр. конф. (Санкт-Петербург, 3–6 июня 2007 г.) Спб.: Alter Ego, 2007. С. 91–92

3. Емельянова Е. И. Высшее и среднее профессиональное образование аграрного профиля Курской области (1985–2000 гг.): к проблеме профориентации // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2011. № 5. С. 231–235.

4. Зеленин А. А., Кочергин Д. Г., Овчинников В. А. Начальное и среднее профессиональное образование Кузбасса в 1991–1999 гг. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 194–206.

5. История среднего профессионального образования в России / общ. ред. П. Ф. Анисимова, В. М. Зуева. М.: ИПР СПО, 2001. Кн. 2. 704 с.

6. Конов А. А. Подготовка технических кадров на железных дорогах Урала в 1956–1991 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-2. С. 86–91.

7. Локтин К. М. Становление и развитие среднего специального образования в Западной Сибири 1954–1965 гг. как социокультурный феномен // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 285–295.

8. Локтин К. М., Беловолов В. А. Формирование контингента учащихся средних специальных учебных заведений в 1954–1965 гг. (на примере Западно-Сибирского региона) // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 217–222.

9. Новикова И. В. Среднее специальное образование в РСФСР в 1965–1980 гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2006. 186 с.

10. Овчинников В. А., Кочергин Д. Г. Профессиональное образование Кузбасса в постсоветский период: тенденции реформирования и развития // Педагогика. 2020. № 4. С. 107–117.

11. Овчинников В. А., Кочергин Д. Г. Система начального и среднего профессионального образования Кузбасса в постсоветский период. Кемерово: КРИРПО, 2019. 252 с.

12. Поликарпова Т. В. Партийное руководство подготовкой и воспитанием кадров специалистов среднего звена в 1971–1980 гг. (на материалах Нечерноземной зоны РСФСР): дис. … канд. ист. наук. М., 1984. 209 с.

13. Попов В. П. Система среднего специального образования в СССР и Российской Федерации в 1917–2000-е гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2001. 242 с.

14. Смирнова М. М. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по развитию среднего специального образования (1959–1965 гг.): дис. … канд. ист. наук. Томск, 1981. 222 с.

15. Трофименко В. И. Средняя техническая школа России в период социально-экономических реформ конца 1980-х – середины 1990-х гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2007. 212 с.

16. Сопегина В. Т., Шакуто Е. А., Кузнецова И. Ю., Апухтина А. Г. Феномен профориентации в контексте непрерывного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 104–111.

17. Сойников А. А. Организация профориентационной работы в средних специальных гуманитарных учебных заведениях России в 1960-е гг. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1. С. 26–31.

18. Горина И. И. Среднее профессиональное образование России в условиях системных реформ: 1990-е гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2004. 197 с.

19. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: ИД ВШЭ, 2019. 272 с.

20. Одяков С. В. Методологические подходы к исследованию структуры современного российского общества // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. Т. 15. № 4. С. 58–61. https://doi.org/10.14529/hum150410

21. История железнодорожного транспорта Советского Союза. Т. 3: 1945–1991 гг. / под общ. ред. В. Д. Кузьмича, Б. А. Левина. М.: МГУПС, 2004. 631 с

22. Самсонов А. Как Сталин «платное образование» ввёл // Военное обозрение. 06.06.2016. Режим доступа: https://topwar.ru/96335-kak-stalin-platnoe-obrazovanie-vvel.html (дата обращения: 11. 09.2021).

23. Храмкова Е. Л. Средние специальные учебные заведения России 1941–1945 годов в современной историографии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 5. С. 167–170.

24. Григорьева Н. А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России: 1958–2006 гг.: дис. … д-ра ист. наук. Астрахань, 2009. 504 с.

25. Анисимова Т. С. Исторический опыт разработки и реализации государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию: 1965–1985 гг.: дис. … д-ра ист. наук. Славянск-на-Кубани, 2006. 426 с.

26. Мишенин С. Е. А. Ф. Маслов. Концепция руководства Тайгинским техникумом железнодорожного транспорта МПС СССР // XIV Чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского (1925–1995): к 80-летию высшего педагогического образования в Кузбассе: сб. науч. ст. по мат-лам Всерос. науч. конф. (Новокузнецк, 26 апреля 2019 г.) Новокузнецк: Арт-экспресс, 2019. С. 59–63.


Рецензия

Для цитирования:


Мишенин С.Е. Источники формирования контингента учащихся Тайгинского техникума железнодорожного транспорта в 1943–1991 гг. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):876-883. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-876-883

For citation:


Mishenin S.E. Students of Railway College of the Town of Taiga in 1943–1991. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):876-883. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-876-883

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)