Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Психодиагностика экстремистских тенденций личности в образовательной среде

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-740-749

Полный текст:

Аннотация

Настоящее исследование посвящено проблеме психодиагностики экстремистских тенденций личности в образовательной среде. На сегодняшний день проблема экстремизма является международной и приобретает все более острый характер, что обусловлено как легкостью распространения любой информации посредством современных средств коммуникации, так и разнообразием форм данного явления. Это обусловливает важность проблемы выявления индивидуально-психологических особенностей склонной к экстремизму личности для своевременного проведения комплекса мероприятий по психологической коррекции дезадаптивных черт в целях предотвращения возможных противоправных действий. Требует разработки психодиагностический инструментарий, направленный на решение этой задачи. Поэтому цель данной работы состоит в изучении экстремистских тенденций личности в образовательной среде и описании их в контексте социально-психологической дезадаптации. Для экспресс-скрининга экстремистских тенденций среди старшеклассников применялась разработанная нами анкета, включающая следующие критерии: одиночество, признаки депрессивности, дегуманизация окружающих, декларирование превосходства, привлекательность темы насилия, антиобщественные настроения. Эмпирическое исследование проводилось в школах г. Владивосток. Выборку исследования составили 157 старшеклассников, из них у 29 были выявлены экстремистские тенденции. Также использовались личностный опросник Г. Айзенка EPI, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), шкала враждебности Кука-Медлей, методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса и проективная методика «12 архетипов плюс» Р. В. Кадырова, Т. В. Капустиной. Для статистической обработки использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни при уровне значимости не более 0,05. Все подсчеты были выполнены с применением программы STATISTICA 10.0. Полученные результаты позволяют говорить о кризисном состоянии и социальной дезадаптации лиц, склонных к экстремизму. В качестве способов выхода из данного состояния они могут избрать радикальные, насильственные действия. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о создании достаточно чувствительного инструмента диагностики экстремистских тенденций в контексте социально-психологической дезадаптации личности.

Об авторах

А. С. Эльзессер
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Владивосток



Т. В. Капустина
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Владивосток



Р. В. Кадыров
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Владивосток



Список литературы

1. Грачёв Ю. А., Петров И. Ю., Сагайдак А. Ю. Эмоционально-мотивационные аспекты личности террориста // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3. С. 101–104.

2. Harpviken A. N. Psychological vulnerabilities and extremism among Western youth: a literature review // Adolescent Research Review. 2020. № 5. P. 1–26. https://doi.org/10.1007/s40894-019-00108-y

3. Scarcella A., Page R., Furtado V. Terrorism, radicalisation, extremism, authoritarianism and fundamentalism: a systematic review of the quality and psychometric properties of assessments // PLoS ONE. 2016. Vol. 11. № 12. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0166947

4. Harrington N. Irrational beliefs and socio-political extremism // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2013. Vol. 31. № 3. P. 167–178. https://doi.org/10.1007/s10942-013-0168-x

5. Kunst J. R., Obaidi M. Understanding violent extremism in the 21st century: the (re)emerging role of relative deprivation // Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 35. P. 55–59. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2020.03.010

6. Ozer S., Bertelsen P. The moral compass and life skills in navigating radicalization processes: examining the interplay among life skills, moral disengagement, and extremism // Scandinavian Journal of Psychology. 2020. Vol. 61. № 5. P. 642–651. https://doi.org/10.1111/sjop.12636

7. Stankov L. Psychological processes common to social conservatism and terrorism // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 120. P. 75–80. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.08.029

8. Trip S., Bora C. H., Marian M., Halmajan A., Drugas M. I. Psychological mechanisms involved in radicalization

9. and extremism. A rational emotive behavioral conceptualization // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00437

10. Vergani M., Iqbal M., Ilbahar E., Barton G. The three Ps of radicalization: push, pull and personal. A systematic scoping review of the scientific evidence about radicalization into violent extremism // Studies in Conflict & Terrorism. 2020. Vol. 43. № 10. P. 854–885. https://doi.org/10.1080/1057610X.2018.1505686

11. Webber D., Kruglanski A. W. The social psychological makings of a terrorist // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 19. P. 131–134. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.03.024

12. Campelo N., Oppetit A., Neau F., Cohen D., Bronsard G. Who are the European youths willing to engage in radicalisation? A multidisciplinary review of their psychological and social profiles // European Psychiatry. 2018. Vol. 52. P. 1–14. https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2018.03.001

13. Khalil J., Horgan J., Zeuthen M. The Attitudes-Behaviors Corrective (ABC) Model of violent extremism // Terrorism and Political Violence. 2019. Vol. 31. P. 1–27. https://doi.org/10.1080/09546553.2019.1699793

14. Kruglanski A. W., Fernandez J. R., Factor A. R., Szumowska E. Cognitive mechanisms in violent extremism // Cognition. 2019. Vol. 188. P. 116–123. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2018.11.008

15. Jasko K., LaFree G., Kruglanski A. W. Quest for significance and violent extremism: the case of domestic radicalization // Political Psychology. 2017. Vol. 38. № 5. P. 815–831. https://doi.org/10.1111/pops.12376

16. Van de Weert A., Eijkman Q. A. M. Early detection of extremism? The local security professional on assessment of potential threats posed by youth // Crime, Law and Social Change. 2020. Vol. 73. № 2. P. 491–507. https://doi.org/10.1007/s10611-019-09877-y

17. Van de Weert A., Eijkman Q. A. M. Subjectivity in detection of radicalisation and violent extremism: a youth worker's perspective // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2019. Vol. 11. № 3. P. 191–214. https://doi.org/10.1080/19434472.2018.1457069

18. Stickings J., Abaida M., Nikolaishvili M., Bakrania S., Fisher A. Identifying groups vulnerable to violent extremism and reducing risks of radicalisation. London: Department for International Development, 2019. 44 p.

19. Aldahadha B. Disputing irrational beliefs among convicted terrorists and extremist beliefs // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2018. Vol. 36. № 2. P. 404–417. https://doi.org/10.1007/s10942-018-0293-7

20. Fiedler N., Sommer F., Leuschner V., Scheithauer H. Student crisis prevention in schools: The NETWorks Against School Shootings program (NETWASS) – An approach suitable for the prevention of violent extremism? // International Journal of Developmental Science. 2019. Vol. 13. № 3-4. P. 109–122. https://doi.org/10.3233/DEV-190283

21. Grossman M., Hadfield K., Jefferies Ph., Gerrand V., Ungar M. Youth resilience to violent extremism: development and validation of the BRAVE measure // Terrorism and Political Violence. 2020. P. 1–21. https://doi.org/10.1080/09546553.2019.1705283

22. Pisou D., Zick A., Srowig F, Roth V., Seewald K. Factors of individual radicalization into extremism, violence and terror – the German contribution in a context // International Journal of Conflict and Violence. 2020. Vol. 14. № 2. P. 1–12. https://doi.org/10.4119/ijcv-3803

23. Денисова Д. М. Шкала F как инструмент исследования авторитарного потенциала личности // Труды СПИИРАН. 2012. № 2. С. 228–237.

24. Egan V., Cole J., Cole B., Alison L., Alison E., Waring S., Elntib S. Can you identify violent extremists using a screening checklist and open-source intelligence alone? // Journal of Threat Assessment and Management. 2016. Vol. 3. № 1. P. 21–36. https://doi.org/10.1037/tam0000058

25. Furnham A., Horne G., Grover S. Correlates of the militant extremist mindset // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.02250

26. McCauley C. Predictors of activism and radicalism: past activism, past radicalism and grievance against the government. 2015. 429 p.

27. Moskalenko S., Mccauley C. Measuring political mobilization: the distinction between activism and radicalism // Terrorism and Political Violence. 2009. Vol. 21. № 2. P. 239–260. https://doi.org/10.1080/09546550902765508

28. Saunders B., Ngo J. The right-wing authoritarianism scale // Encyclopedia of personality and individual differences / eds. V. Zeigler-Hill, T. Shackelford. Berlin: Springer International Publishing, 2017. P. 1–4. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_1262-1

29. Stankov L., Saucier G., Knežević G. Militant extremist mind-set: Proviolence, Vile World, and Divine Power // Psychological assessment. 2010. Vol. 22. № 1. P. 70–86. https://doi.org/10.1037/a0016925

30. Powis B., Randhawa-Horne K., Bishopp D. An examination of the structural properties of the Extremism Risk Guidelines (ERG22+); a structured formulation tool for extremist offenders // Terrorism and Political Violence. 2019. https://doi.org/10.1080/09546553.2019.1598392

31. Powis B., Randhawa-Horne K., Bishopp D. The Structural Properties of the Extremism Risk Guidelines (ERG22+): a structured formulation tool for extremist offenders. 2019. 17 p.

32. Эльзессер А. С., Мандрыкина Л. В., Капустина Т. В., Кадыров Р. В. Индивидуально-психологические характеристики старшеклассников, имеющих тенденцию к экстремизму // Человеческий капитал. 2021. № 3. С. 193–203. https://doi.org/10.25629/HC.2021.03.17

33. Cherney A., Belton E., Norham S. A. B., Milts J. Understanding youth radicalisation: an analysis of Australian data // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2020. https://doi.org/10.1080/19434472.2020.1819372

34. Coid J. W., Bhui K., MacManus D., Kallis C., Bebbington P., Ullrich S. Extremism, religion and psychiatric morbidity in a population-based sample of young men // The British Journal of Psychiatry. 2016. Vol. 209. № 6. P. 491–497. https://doi.org/10.1192/bjp.bp.116.186510

35. Айзенк Г., Вильсон Г., Джексон К. Личностный профиль по Айзенку. Руководство. М.: Когито-центр, 1999. 53 с.

36. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2004. 99 с.

37. Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2-е изд., доп. М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. 720 с.

38. Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Стресс-менеджмент. 3-е изд. СПб.: Питер, 2012. 208 с.

39. Капустина Т. В. Экспресс-диагностика типов личности: проективный метод: дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2019. 229 с.

40. Селезнёва Н. Т., Рубленко Н. В., Тодышева Т. Ю. Жизнеспособность личности. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. 308 с.

41. Zhou J., Li X., Tian L., Huebner S.E. Longitudinal association between low self-esteem and depression in early adolescents: the role of rejection sensitivity and loneliness // Psychology and Psychotherapy: Theory Research and Practice. 2020. Vol. 93. № 1. P. 54–71.

42. Петухова Л. П., Серегина Н. В., Степченко Т. А. Чувство одиночества и внутриличностные конфликты в старшем подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 304–307.

43. Dembińska A., Kłosowska J., Ochnik D. Ability to initiate relationships and sense of loneliness mediate the relationship between low self-esteem and excessive internet use // Current Psychology. 2020. https://doi.org/10.1007/s12144-020-01138-9

44. Грицина О. П., Транковская Л. В., Семанив Е. В., Лисецкая Е. А. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков // Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. № 3. С. 19–24. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-3-19-24

45. Adam-Troian J., Tecmen A., Kaya A. Youth extremism as a response to global threats? A threat-regulation perspective on violent extremism among the youth // European Psychologist. 2021. Vol. 26. № 1. P. 15–28. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000415


Для цитирования:


Эльзессер А.С., Капустина Т.В., Кадыров Р.В. Психодиагностика экстремистских тенденций личности в образовательной среде. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):740-749. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-740-749

For citation:


Elzesser A.S., Kapustina T.V., Kadyrov R.V. Psychodiagnostics of Extremist Personality Tendencies in School Environment. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):740-749. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-740-749

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)