Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Факторы, влияющие на жизнеспособность людей с инвалидностью, перенесших COVID-19

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-717-728

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены результаты исследования клиентов, имеющих статус инвалид, перенесших COVID-19 и прошедших комплексную реабилитацию в социальном учреждении. На материалах зарубежных источников показаны последствия COVID-19, влияющие на жизнеспособность людей. Отмечено, что далеко не все перенесшие COVID-19 страдают нарушениями в области психического и психологического здоровья. Поэтому цель статьи – анализ основных факторов, влияющих на жизнеспособность клиентов, проходящих реабилитацию в комплексном реабилитационном центре. Для реализации цели проведен обзор научных разработок понятия жизнеспособность, дано собственное определение данной категории. Используемый подход базируется на западных подходах к понятию жизнеспособность и соответствует нормативным документам, в частности Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В результате проведенного исследования выделены позитивные и негативные факторы, влияющие на жизнеспособность клиентов после COVID-19. К позитивным факторам относятся гармоническое отношение к болезни, анозогнозическое отношение к болезни, демонстрирующее стремление не рассматривать себя больным, инвалидом, несмотря на объективные обстоятельства. Условием рассмотрения анозогнозии как позитивного фактора выступает небольшой срок сопутствующего заболевания и трудоспособный возраст, а также высокий реабилитационный потенциал, оптимистическая активная позиция по отношению к себе, позитивная поддержка семьи. Среди негативных факторов выделены анозогнозическое отношение к болезни у клиентов пенсионного возраста с большим стажем сопутствующего COVID-19 заболевания, диффузный и смешанный типы отношения к болезни, состоящие из несогласованных составляющих, что снижает социальную адаптацию клиентов, пессимизм, неверие в успех реабилитации, низкий реабилитационный потенциал. Приведенные факторы позволят специалистам разной направленности результативно осуществлять реабилитацию таких клиентов.

Об авторе

Т. В. Рогачева
Областной центр реабилитации инвалидов
Россия

Екатеринбург



Список литературы

1. Спенсер П. С., Роман Г., Бюге А., Гехт А., Рейс Ж. COVID-19: неврологические последствия // Анализ риска здоровью. 2021. № 2. С. 168–176. https://doi.org/10.21668/health.risk/2021.2.16

2. Mei Q., Wang F., Bryant A., Wei L., Yuan X., Li J. Mental health problems among COVID-19 survivors in Wuhan, China // World Psychiatry. 2021. Vol. 20. № 1. P. 139–140. https://doi.org/10.1002/wps.20829

3. Ritchie R., Chan D. The emergence of cognitive COVID // World Psychiatry. 2021. Vol. 20. № 1. P. 52–53. https://doi.org/10.1002/wps.20837

4. Greenberg N., Rafferty L. Post-traumatic stress disorder in the aftermath of COVID-19 pandemic // World Psychiatry. 2021. Vol. 20. № 1. P. 53–54. https://doi.org/10.1002/wps.20838

5. Нестик Т. А. Психологические последствия пандемии и ресурсы жизнеспособности в условиях глобальных рисков // Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества: сб. ст. Междунар. науч. конгресса. (Москва, 18–22 мая, 20–24 октября 2020 г.) М.: МООСИПНН Н. Д. Кондратьева, 2020. С. 808–813. https://doi.org/10.46865/978-5-901640-33-3-2020-808-813

6. Ahrens K. F., Neumann R. J., Kollmann B., Plichta M. M., Lieb K., Tüscher O., Reif F. Differential impact of COVID-19 related lockdown on mental health in Germany // World Psychiatry. 2021. Vol. 20. № 1. P. 140–141. https://doi.org/10.1002/wps.20830

7. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. № 1. С. 11–18.

8. Гурьянова М. П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен // Педагогика. 2006. № 10. С. 43–50.

9. Селезнёва Н. Т., Рубленко Н. В., Тодышева Т. Ю. Жизнеспособность личности. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. 308 с.

10. Рыльская Е. А. Психология жизнеспособности человека: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2014. 39 с.

11. Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: критерии, факторы, генезис // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 91–99.

12. Нестерова А. А. Социально-психологический подход к изучению жизнеспособности личности, находящейся в трудной жизненной ситуации. М.: РГСУ, 2011. 236 с.

13. Нестерова А. А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2011. 49 с.

14. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. 6-е изд., перераб и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 240 с.

15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 288 с.

16. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

17. Васильева С. Н. Конструирование дефиниции категории «жизнеспособность человека» методом двухуровневой триадической дешифровки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 16–27. https://doi.org/10.14529/psy190102

18. Jaspers K. Philosophische Autobiographie // Jaspers K. Werk und Wirkung. München,1963. S. 12–36.

19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

20. Glasersfeld E. von. Radical constructivism: A way of knowing and learning. London: The Falmer Press, 1985. 341 р.

21. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. 479 с.

22. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии. М.: Корвет, 2017. 332 с.

23. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б., Вукс А. Я. Психологическая диагностика отношения к болезни. СПб.: СПб НИПИ им. В. М. Бехтерева, 2005. 32 с.

24. Кулагина И. Ю., Сенкевич Л. В. Реабилитационный потенциал личности при различных хронических заболеваниях // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 50–60. https://doi.org/10.17759/chp.2015110107

25. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / ред. А. А. Бодалев. СПб.: Речь, 2006. С. 221–227.

26. Goetzke E. When your patient is in denial? // The American Journal of Nursing. 1995. Vol. 9. P. 18–21.

27. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модификация восьмицветного теста М. Люшера. Спб.: Речь, 2010. 128 с.

28. Браэм Г. Психология цвета. М.: АСТ; Астрель, 2011. 158 с.

29. Бреслав Г. Е. Цветопсихология и цветолечение. СПб.: Б.&К., 2000. 212 с.

30. Sawin M. M. The family cluster model of family enrichment // Building family strengths: Blueprints for action / eds. N. Stinnett, B. Chesser, J. De Frain. University of Nebraska Press, 1979. Р. 163–172.

31. McCubbin H. I., Patterson J. M. The family stress process: The Double ABCX model of adjustment and adaptation // Marriage & Family Review. 1983. Vol. 6. № 1-2. Р. 7–37. https://doi.org/10.1300/J002v06n01_02


Для цитирования:


Рогачева Т.В. Факторы, влияющие на жизнеспособность людей с инвалидностью, перенесших COVID-19. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):717-728. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-717-728

For citation:


Rogacheva T.V. Factors Affecting the Viability of Disabled COVID-19 Patients. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):717-728. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-717-728

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)