Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Психологические детерминанты, оказывающие влияние на конструирование виртуального образа личности

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-705-716

Полный текст:

Аннотация

В условиях транзитивности современного мира межличностное взаимодействие приобретает новые характеристики. Виртуальный образ личности в условиях развития информационного пространства занимает важнейшее место в процессах социального познания в сети. Данная статья посвящена изучению детерминант, оказывающих влияние на конструирование виртуального образа личности. Исследование позволяет более детально рассмотреть психологические особенности, функциональные характеристики и закономерности виртуального образа личности в сети. Цель – выявить основные определяющие условия, которые влияют на конструирование виртуального образа личности, их особенности и типы, а также определить их роль в процессах и механизмах его конструирования. В ходе исследования были выявлены три группы психологических детерминант: средовые, функциональные и индивидуально-психологические. Индивидуально-психологические условия занимают важнейшее место в процессах формирования виртуального образа личности и отражаются в стратегиях выстраивания взаимоотношений в малых группах, в самоотношении личности, в уровне ее самооценки, в направленности и мотивации. Для определения индивидуально-психологических детерминант, оказывающих влияние на конструирование виртуального образа личности, в качестве психодиагностических инструментов были использованы авторский опросник «Содержательные и композиционные особенности виртуального образа личности», опросник «Личность в виртуальном пространстве», методика «Диагностика межличностных отношений», методика исследования самоотношения. Статистический анализ экспериментальных данных был осуществлен путем факторного анализа с применением метода главных компонент с вращением (метод ортогонального вращения варимакс). Индивидуально-психологические детерминанты имеют тесную связь между собой, и в ходе факторного анализа отдельные компоненты личностных характеристик группируются в 7 основных факторов.

Об авторе

Э. О. Расина
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Россия

Симферополь



Список литературы

1. Решенин С. А. Виртуальная личность как актор и элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-1. C. 243–248.

2. Лучинкина А. И. Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве. Симферополь: ИП Хотеева Л. В., 2018. 407 с.

3. Пикулёва О. А. Самопрезентация личности в пространстве интернет-коммуникаций // Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарных исследований: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 14–15 ноября 2013 г.) СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 55–58.

4. Панферов В. Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики. СПб.: Михайлов, 2002. 252 с

5. Wu Y.-C. J., Chang W.-H., Yuan C.-H. Do Facebook profile pictures reflect user’s personality? // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 51. № PB. P. 880–889. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.11.014

6. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // CYBERPSY. 30.08.2017. Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/self-presentation_identity/ (дата обращения: 01.06.2021).

7. Egorova V. I. Virtual space – a platform for implementation of virtual images // Russian linguistic bulletin. 2020. № 2. P. 111–114. https://doi.org/10.18454/RULB.2020.22.2.9

8. Sekerin V. D., Dudin M. N., Gorokhova A. E., Gaiduk V. I., Volkov V. I. Creation of a virtual image: digital technology of the 21st century. Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. № 20. P. 340–348.

9. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. С. 40–54.

10. Мамедов А. К., Коркия Э. Д. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2. С. 9–12.

11. Thomas Sh. A virtual life: how social media changes our perceptions // The Chicago School of Professional Psychology. 07.10.2016. Режим доступа: https://www.thechicagoschool.edu/insight/from-the-magazine/a-virtual-life/ (дата обращения: 09.05.2021).

12. Becker B. To be in touch or not? Some remarks on communication in virtual environments. Paper presented at the 6th International IFIP-Conference. 1997.

13. Reid E. M. Cultural formations in text-based virtual realities. A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. University of Melbourne, 1994. Режим доступа: http://www.aluluei.com/cult-form.htm (дата обращения: 09.05.2021).

14. Солдатова Е. Л., Погорелов Д. Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 105–124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-105-124

15. Suler J. Identity management in cyberspace // Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 2002. Vol. 4. № 4. P. 455–459. https://doi.org/10.1023/A:1020392231924

16. Donath J. S. Identity and deception in the virtual community // Communities in Cyberspace / eds. P. Kollock, M. Smith. London: Routledge, 1996. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/2512169_Identity_and_Deception_in_the_Virtual_Community (дата обращения: 09.05.2021).

17. Turkle Sh. Looking toward Cyberspace: beyond grounded sociology // Cyberspace and Identity. 1999. Vol. 28. № 6. P. 643–648.

18. Peikari N., Lotfi R., Makhdomi H. Social networks, cyberspace and formation of virtual identity of the users // International Journal of Advanced Studies in Humanities and Social Science. 2015. Vol. 4. № 2. P. 92–101.

19. Adibi M., Yazdkhast B., Farahmand M. Globalization with an emphasis on youth social identity Isfahan, national studies // International Journal of Advanced Studies in Humanities and Social Science. 2008. Vol. 9. № 3. P. 99–118.

20. Turkle Sh. Alone together. Why we expect more from technology and less from each other. N. Y.: Basic Books, 2012. 384 p.

21. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 66–83.

22. Белинская Е. П. Интернет и идентификационные структуры личности // PORTALUS.RU. 24.01.2005. Режим доступа: https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1106582602&archive=1129709116&start_from=&ucat=& (дата обращения: 01.06.2021).

23. Афанасьева В. В. Тотальность виртуального. Саратов: Научная книга, 2005. 103 с.

24. Clemenson G. D., Wang L., Mao Z., Stark Sh. M., Stark C. E. L. Exploring the spatial relationships between real and virtual experiences: what transfers and what doesn't. 2020. https://doi.org/10.3389/frvir.2020.572122

25. Перов Е. В. Виртуальный образ личности // Социальные и экономические системы. 2019. № 2. С. 5–20.

26. Афанасьева В. В. Homo Virtualis: психологические характеристики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 2. С. 59–64.

27. Jamali R. Online Arab Spring: social media and fundamental change. London: Chandos Publishing, 2014. 200 p.

28. Young K. S. What makes the Internet addictive: potential explanations for pathological Internet use. Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, 15 Aug 1997, Chicago, IL. Режим доступа: https://www.healthyplace.com/addictions/center-for-internet-addiction-recovery/what-makes-the-internet-addictivepotencial (дата обращения: 09.05.2021).

29. Белинская Е. П., Гавриченко О. В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1606-belinskaya60.html (дата обращения: 04.06.2021).

30. Солодовник В. А. Влияние Интернет-коммуникаций на личность пользователя // Научный потенциал студенчества в XXI веке: мат-лы. IV Междунар. науч. конф. (Ставрополь, 23–24 апреля 2010 г.) Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. Т. 2. С. 405–408.

31. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. 110 с.


Для цитирования:


Расина Э.О. Психологические детерминанты, оказывающие влияние на конструирование виртуального образа личности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):705-716. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-705-716

For citation:


Rasina E.O. Psychological Determinants of Virtual Personality Image. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):705-716. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-705-716

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)