Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ПЕРЕДНИХ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО ДОХОДА

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-156-163

Полный текст:

Аннотация

Современная социальная ситуация требует учета новых семейных факторов, влияющих на психологическое развитие ребенка. Одним из них является материальный статус семьи. Целью исследования было сравнение состояния функций передних отделов головного мозга у дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным уровнем материального дохода. Функции передних отделов головного мозга связаны с третьим блоком мозга. Блоком программирования, регуляции и контроля, а так же серийной организации движений. Были использованы методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лурией и снабженные количественной оценкой коллективом авторов во главе с Т. В. Ахутиной. В эмпирическом исследовании мы рассмотрели различие функций передних отделов мозга у дошкольников, воспитывающихся в семьях с высоким, средним и низким материальным уровнем. Полученные результаты свидетельствуют о различиях в степени зрелости передних функций отделов головного мозга у детей, воспитывающихся в семьях с разным уровнем материального дохода. А именно: влияние материального положения семьи на развитие функций передних отделов мозга носит линейный характер. Чем выше материальный достаток семьи, тем успешнее показатели функций передних отделов головного мозга у детей дошкольного возраста.

Об авторе

М. С. Платонова
Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, Абакан
Россия
Платонова Марина Сергеевна – аспирант 3 курса по направлению «клиническая психология» 


Список литературы

1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.

2. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии: учебное пособие. СПб.: Речь, 2001. 1068 с.

3. Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие. М.: Академия, 2006.

5. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика: учебник / под ред. И. В. РавичЩербо. М.: Аспект Пресс, 2000. 447 с.

6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.

7. Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье (социально-психологической исследование). Кишинев, 1991.

8. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии СПб.: Речь, 2004. 350 с.

9. Синявская О. В. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 1. С. 43 – 87.

10. Чернов Д. Н. Взаимосвязь типа родительского отношения и речевого развития младших школьников в семьях с разным социоэкономическим статусом // Школа здоровья. 2011. № 1.

11. Фотекова Т. А. Стандартизированная (тестовая) процедура нейропсихологического обследования // Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме: коллективная монография / под ред. Т. А. Фотековой. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. С. 6 – 34.

12. Kreft I. G. Using multilevel analysis to assess school effectiveness: A study of Dutch secondary schools // Sociology of Education. 1993. V. 66. P. 104 – 129.

13. Parcel T. L., Dufur M. J. Capital at home and at school: Effects on student achievement // Social Forces. 2001. V. 79. P. 881 – 911.

14. Sheeva A. Poverty and the Developing Brain: Insights from Neuroimaging // Synesis: A Journal of Science, Technology, Ethics, and Policy 2013. Режим доступа: http://synesisjournal.com/vol4_g/Azma_2013_G40-46.pd

15. Votruba-Drzal Е. Economic Disparities in Middle Childhood Development: Does Income Matter? // Developmental Psychology. 2006. V. 42. Р. 1154. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/


Для цитирования:


Платонова М.С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ПЕРЕДНИХ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО ДОХОДА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;2(1):156-163. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-156-163

For citation:


Platonova M.S. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FUNCTIONS OF THE FRONT PARTS OF THE BRAIN OF PRESCHOOLERS BROUGHT UP IN THE FAMILIES WITH DIFFERENT LEVELS OF MATERIAL INCOME. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;2(1):156-163. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-1-156-163

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)