Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Ценностно-смысловое измерение состояния вовлеченности: опыт эмпирического исследования

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-691-704

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается ценностно-смысловое измерение вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность. Вовлеченность понимается как состояние, формирующееся при условии соответствия человека и среды и имеющее несколько уровней (в зависимости от глубины): вовлеченность как актуальное состояние, вовлеченность на уровне мотивации и ценностей, вовлеченность как интегральная характеристика жизнедеятельности человека. Показано, что основой соответствия человека и среды выступают смыслы и ценности, а выражением – эмоции, в частности удовлетворенность жизнью и переживание психологического благополучия. Цель – определить характер соотношения актуального состояния вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность и их мотивов, жизненных ориентаций, удовлетворенности жизнью и психологического благополучия. Для диагностики вовлеченности как актуального состояния использовалась Утрехтская шкала вовлеченности в работу (UWES-17) (У. Шауфели, А. Баккер); для исследования ценностно-смысловых аспектов вовлеченности: Шкала академической мотивации (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин), Тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), Опросник жизненных ориентаций (Е. Ю. Коржова), Шкала психологического благополучия (К. Рифф, модификация Н. Н. Лепешинского), Индекс жизненной удовлетворенности (А. О. Ньюгартен и др., адаптация Н. В. Паниной). Данные анализировались отдельно для студентов с высокой, умеренной и низкой вовлеченностью в деятельность. Для исследования значимости различий выраженности признаков использовался однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Выборку составили студенты 2–3 курсов Амурского государственного университета. Выявлено, что вовлеченность как актуальное состояние в большей степени соотносится с академической мотивацией, смысложизненными ориентациями и жизненной удовлетворенностью студентов, в меньшей степени – с жизненными ориентациями в субъектно-объектной сфере и психологическим благополучием. Полученные результаты могут быть использованы психологической службой вузов при организации мероприятий, направленных на повышение студенческой вовлеченности.

Об авторах

Е. В. Павлова
Амурский государственный университет
Россия

Благовещенск



О. М. Краснорядцева
Tomsk State University
Россия

Томск



Э. А. Щеглова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Томск



Список литературы

1. Astin A. W. Student involvement: a developmental theory for higher education // Journal of College Student Development. 1999. Vol. 40. № 5. Р. 518–529.

2. Киуру К. В., Попова Е. Е. Проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн-образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 380–384.

3. Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 11–21.

4. Tinto V. Classrooms as communities: exploring the educational character of student persistence // The Journal of Higher Education. 1997. Vol. 68. № 6. P. 599–623.

5. Литвинова Е. Ю., Киселева Н. В. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 5–17. https://doi.org/10.17759/sps.2016070301

6. Лехциер В. Л. Цифровой стиль жизни и академические коммуникации в аудитории: проблема вовлеченности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2015. № 2. С. 38–54.

7. Киселева Н. В. Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса // Психология и Психотехника. 2017. № 4. С. 74–81. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2017.4.24659

8. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37–44.

9. Токарева А. А., Баронене С. Г. Методика исследования вовлеченности сотрудников университета // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 1-2. С. 11–32. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.001

10. Чеглакова Л. М., Кабалина В. И. Вовлеченность персонала: теоретические подходы, эмпирические результаты // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1. С. 121–128.

11. Клочко В. Е., Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М., Лукьянов О. В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 9–20. https://doi.org/10.17223/17267080/56/2

12. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.

13. Лукьянов О. В., Бронер В. И., Васильев А. В. Категориальный аппарат психологии вовлеченности (аутентификации) // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 39–52. https://doi.org/10.17223/17267080/75/3

14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

15. Савинова С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов // Человек и образование. 2015. № 4. С. 143–147.

16. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

17. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3

18. Кустубаева А. М., Камзанова А. Т. Влияние стиля мышления на вовлеченность и эффективность выполнения экспериментальной задачи // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 2. С. 6–13.

19. Смирнов П. С. Вовлечённость персонала: типы, уровни проявления и связи с практиками управления человеческими ресурсами // Организационная психология. 2019. Т. 9. № 1. С. 81–95.

20. Лукьянов О. В., Волынец К. В. Инициативность и вовлеченность в экзистенциальном консультировании. Анализ случая // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 277–281. https://doi.org/10.17223/15617793/400/44

21. Schaufeli W., Bakker A. UWES – Utrecht work engagement scale. Preliminary Manual. Version 1.1. 2004. 60 p.

22. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 98–107.

23. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 19-1. С. 82–97.

24. Коржова Е. Ю. Духовно-нравственные аспекты исследования жизненного пути личности // Вестник РХГА. 2010. Т. 11. № 2. С. 252–262.

25. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2020. 18 с.

26. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал (Минск). 2007. № 3. С. 24–37.

27. Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.

28. Дубровина И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № 3. С. 9–21. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170301

29. Гришина Н. В. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1312-grishina48.html (дата обращения: 13.07.2021).


Для цитирования:


Павлова Е.В., Краснорядцева О.М., Щеглова Э.А. Ценностно-смысловое измерение состояния вовлеченности: опыт эмпирического исследования. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):691-704. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-691-704

For citation:


Pavlova E.V., Krasnoryadtseva O.M., Shcheglova E.A. Value-Semantic Measurement of Commitment: an Empirical Study. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):691-704. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-691-704

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)