Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Динамические трансформации содержательных характеристик креативности студентов с различными когнитивными стилями

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-682-690

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты изучения изменений параметров креативности студентов колледжа с учетом специфики доминирующего когнитивного стиля. Цель – изучить динамические трансформации содержательных характеристик креативности студентов с различными когнитивными стилями, обучающимися в колледже. Представлены данные о вариативности определения понятия когнитивный стиль в зарубежной и отечественной психологии. Дополнены представления о сущностных характеристиках креативности. Обоснована необходимость учета специфики доминирующего когнитивного стиля, определяющего особенности проявления феномена креативности. Представлено соотношение характеристик креативности и рассматриваемых параметров когнитивного стиля. Описана динамика проявления креативности обучающихся с учетом доминирования полезависимости / поленезависимости и интегральности / дифференциальности. Обосновано, что полезависимые обучающиеся являются более включенными в информационное пространство, представленное в образовательной среде, и с большим трудом меняют свои взгляды и суждения даже в условиях направленного воздействия, осуществляемого в процессе психологического тренинга. Определено, что развитие креативности средствами психологического тренинга является более результативным среди поленезависимых, что обусловлено их стремлением сформировать собственную позицию относительно всей потребляемой информации. Выявлено, что при преобладании полюса дифференциальности трансформации характеристик будут более выраженными. При этом вектор изменений будет обусловлен возможностью удовлетворить возникающую у испытуемых потребность детализировать воспринимаемую и продуцируемую информацию.

Об авторах

И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет
Россия

 Кемерово



В. А. Каменева
Кемеровский государственный университет
Россия

 Кемерово



М. Ю. Рябова
Кемеровский государственный университет
Россия

 Кемерово



Д. Н. Долганов
Беловский институт (филиал) Кемеровского государственного университета
Россия

Белово



Д. Н. Гриненко
Кемеровский государственный университет
Россия

Кемерово



Список литературы

1. Мишина М. М., Равилова М. В. Вклад когнитивного стиля в процесс учебной деятельности // Акмеология. 2018. № 3. C. 50–51.

2. Кибальченко И. А., Подберезный В. В., Забалуева А. И. Структурные особенности творческих способностей студентов вуза с рефлективным и импульсивным когнитивными стилями // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. C. 48–69. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.3.3

3. Мамедова Л. В., Сергиевич А. А., Хороших П. П. Современные особенности изучения когнитивных стилей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 242–245.

4. Сафронов Р. А., Розум С. И. Соотношение когнитивного стиля «полезависимость – поленезависимость» у преподавателя и студента как фактор усвоения учебной информации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 129. C. 93–98

5. Шкуратова И. П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 13–33.

6. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

7. Globerson T. Mental capacity, mental effort, and cognitive style // Developmental Review. 1983. Vol. 3. № 3. P. 292–302. https://doi.org/10.1016/0273-2297(83)90017-5

8. Nosal C. S. Psychologiczne modele umyslu. Warszawa: PWN, 1990. 445 s.

9. Каменских Д. В. Дихотомия «интегральность – дифференциальность» как сквозная характеристика когнитивного стиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-2. С. 200–203.

10. Морозова И. С., Гольдшмидт Е. С. Детерминанты стилевой организации когнитивного поведения. Кемерово: КемГУ, 2009. 178 с.

11. Волкова Н. Н., Гусев А. Н. Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. С. 28–37. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0203

12. Семяшкин А. А. Гендерные различия во взаимосвязях когнитивных стилей и темперамента // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. № 2. С. 130–134.

13. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. М.: СПГУТД, 2006. 267 с.

14. Еремина Л. И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 42–47.

15. Артюшкина Н. В., Руденко С. В., Загитов А. Р., Акъюлова М. З. Ретроспективный анализ изучения психологической природы креативности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 2. C. 69–75.

16. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. 448 с.

17. Барышева Т. А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. С. 54–65.

18. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1996. 41 с.

19. Вишнякова Н. Ф. Тест «Креативность» // Рыжковская Т. Л., Беляев С. А., Старовойтова С. В. Психодиагностика. Приложение к УМК. Мн.: Изд-во МИУ, 2009. С. 166–172.

20. Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: диагностические методики и развивающие занятия / сост. Л. И. Беляева, А. Н. Рябинкина. Орел, 2018. 60 с.

21. Дегтярев С. Н. Креативно ориентированное обучение: разработка стратегии и путей ее реализации // Образование и наука. 2014. № 6. С. 20–34.

22. Давыдова И. В. Педагогическое использование арт-терапевтических средств // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 162–164.

23. Pezdek K., Lam S. What research paradigms have cognitive psychologists used to study "False memory", and what are the implications of these choices? // Consciousness and Cognition. 2007. Vol. 16. № 1. P. 2–17. https://doi.org/10.1016/j.concog.2005.06.006

24. Макарова Л. Н., Рожкова С. В. Диагностический инструментарий оценки развития креативного мышления студента // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 179. С. 7–19. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-7-19

25. Халифаева О. А. Взаимосвязь креативности и когнитивных стилей в период ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 172–190. https://doi.org/10.17223/17267080/69/10

26. Гришина Н. Ю. Методика обучения иностранному языку с учетом когнитивных стилей студентов гуманитарного профиля // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 161–167. https://doi.org/10.5862/JHSS.255.19


Для цитирования:


Морозова И.С., Каменева В.А., Рябова М.Ю., Долганов Д.Н., Гриненко Д.Н. Динамические трансформации содержательных характеристик креативности студентов с различными когнитивными стилями. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):682-690. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-682-690

For citation:


Morozova I.S., Kameneva V.A., Ryabova M.Yu., Dolganov D.N., Grinenko D.N. Dynamic Transformations of the Content Characteristics of Creativity in Students with Different Cognitive Styles. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):682-690. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-682-690

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)