Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Особенности отношения к времени у выпускников вузов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-673-681

Полный текст:

Аннотация

В статье с привлечением эмпирического материала обсуждаются результаты исследования отношения студентов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма к своему времени, проявлением которого выступают временная свобода, зависимость и инфантилизм. Цель – установить соотношение субъективного благополучия и оптимизма с отношением студентов к своему времени, проявлением которого является временная свобода, зависимость и инфантилизм, а также различия в особенностях отношения к времени у студентов с высоким и низким уровнем субъективного благополучия. Предполагалось, отношение к своему времени может выступать индикатором субъективного благополучия и оптимизма студентов выпускных курсов вузов. В обследовании приняли участие 297 студентов выпускных курсов очной формы обучения Югорского  государственного университета (г. Ханты-Мансийск) и Курганского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Курган) в возрасте от 21 до 22 лет (154 субъекта женского и 143 мужского пола), все – граждане России. Исследование проводилось с помощью комплекса методик, включающего в себя авторские разработки – Шкала отношения к времени и Шкала оптимистичности личности, также использовали Шкалу субъективного благополучия, адаптированную М. В. Соколовой. В исследовании установлена взаимозависимость показателя переживания благополучия и оптимистичности с показателем отношения к времени, феноменами которого являются временная свобода, зависимость, инфантилизм. Соответственно, чем благополучнее чувствует себя человек, чем более он оптимистичен, тем больше время воспринимается им как ресурс для реализации своей активности и осуществления деятельности, тем меньше выражено пристрастие человека к управлению и контролю своего времени, проявляющееся в навязчивом желании и стремлении рационально его планировать и использовать. Благополучные и оптимистичные студенты обладают низким уровнем временной зависимости, выпускники с умеренным уровнем благополучия и оптимизма – повышенным уровнем временной зависимости, а у субъектов с низким уровнем субъективного благополучия доминирует высокий уровень временной зависимости. Показано, что отношение к времени, феноменами которого являются временная свобода, зависимость, инфантилизм, является индикатором субъективного благополучия личности. В частности, отношение к времени, проявляющееся во временной свободе, характеризующейся гибкостью планирования своего времени, способности легко изменить временной распорядок как по своему желанию, так и по требованиям ситуации, является отражением благополучия и оптимистичности личности. Временная зависимость выступает индикатором субъективного неблагополучия и пессимистичности личности. Временной инфантилизм свойственен выпускникам вузов, благополучие которых достигается за счет завышенной самооценки, недостаточно развитого понимания себя, непринятия и отвержения трудностей, что выражается в отсутствии четкого планирования времени, нерациональном его использовании.

Об авторах

С. В. Духновский
Югорский государственный университет
Россия

Ханты-Мансийск



Е. В. Забелина
Челябинский государственный университет
Россия

 Челябинск



Список литературы

1. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. 207 с.

2. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

3. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1988. С. 216–230.

4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.

5. Нестерова С. Б. Теоретические подходы к понятию «психологическое время» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. № 1. С. 159–169.

6. Горькая Ж. В. Социокультурный анализ психологии восприятия времени // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9. С. 245–250.

7. Кравцова Я. В., Дубовицкая Т. Д., Абдуллин А. Г. Психологическое время и самоэффективность личности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 3. С. 17–23. https://doi.org/10.14529/jpps200302

8. Печерская С. А. Психологическое время как психологический аспект здоровья личности // Вестник университета. 2014. № 21. С. 292–297.

9. Нестик Т. А. Групповое отношение к времени как социально-психологический феномен // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2015. Т. 14. С. 10–30.

10. Забелина Е. В. Время в восприятии современной молодежи: отражение культуры постмодернизма // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2018. № 4. С. 17–23.

11. Кузьмина О. В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени // Психологические исследования. 2011. № 6. Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011-n-620/569-kuzmina20.html (дата обращения: 20.07.2021).

12. Вечканова Е. М. Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4-2. С. 117–122.

13. Вечканова Е. М. Методологические предпосылки исследования ценностно-смысловых детерминант временной перспективы личности // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3. С. 61–75. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-3-7

14. Гурова О. С. Особенности временной перспективы людей с хроническими заболеваниями // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 5. С. 14–24.

15. Чеврениди А. А. Особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня // Организационная психология. 2019. Т. 7. № 1. С. 83–96.

16. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Балабащук Р. О. Хронотопические характеристики образа мира в ситуации пандемии COVID-19 // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 2. С. 466–476. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-466-476

17. Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Хван Н. В. Индивидуально-психологические характеристики двух типов хронотипической организации жизненного мира человека // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3. С. 148–154.

18. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. 445 с.

19. Смирнов А. В. Психология аддиктивного поведения. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. 379 с.

20. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 180 с.

21. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

22. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: ИП РАН, 2013. 267 с.

23. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого-психологического исследования) // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 87–95.

24. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с.

25. Посохова С. Т. Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1-1. С. 5–16.

26. Духновский С. В., Мищенко В. А. Оптимизм: ресурс и девиация личности // Вестник Калужского университета. 2021. Т. 4. № 2. С. 128–135.

27. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия: руководство. 2-е изд. Ярославль: Психодиагностика, 1996. 14 с.

28. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ, 2003. 81 с.


Для цитирования:


Духновский С.В., Забелина Е.В. Особенности отношения к времени у выпускников вузов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):673-681. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-673-681

For citation:


Dukhnovsky S.V., Zabelina E.V. Time Attitude in Senior Students with Different Levels of Subjective Well-Being and Optimism. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):673-681. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-673-681

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)