Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Актуальные проблемы в сфере психологического здоровья студенчества: вызов пандемии COVID-19

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-661-672

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем, обнаруженных в сфере психологического здоровья студентов, в условиях пандемии COVID-19. Ситуация пандемии приобрела характер фрустрирующей и депривационной в отношении ряда значимых для юношеского возраста потребностей, нарушая привычные поведенческие схемы самореализации и самоосуществления. Пандемия (в частности, самоизоляция и дистанционное обучение) способствовала возникновению непрогнозируемой нагрузки на личностные ресурсы и ресурсы здоровья студентов, привела к риску возникновения
ипохондрического типа реагирования в ситуации пандемии, а также различных форм дезадаптивного и аддиктивного поведения. Обозначенные нарушения, в свою очередь, обусловили снижение эмоционального фона, внесли коррективы в мотивационную сферу, ограничили способность к самоконтролю и самоорганизации, создавая предпосылки к возникновению и формированию состояния выученной беспомощности студентов. Выученная беспомощность и уход в аддиктивное поведение являются одними из наиболее деструктивных реакций на стресс. В результате проведенного исследования сделан вывод о целесообразности разработки программы психологического сопровождения студентов, направленной на решение проблем в сфере психологического здоровья студентов, возникших под воздействием условий пандемии COVID-19.

Об авторах

О. В. Волкова
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

 Красноярск 



О. А. Цветкова
Омский государственный технический университет
Россия

Омск



А. Ю. Шадрина
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

 Красноярск 



А. В. Рупека
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

 Красноярск 



Список литературы

1. Volkova O. V., Shesternya P. A. Parallel pandemic: psychological facilitation in medical assistance // Сибирский психологический журнал. 2020. № 78. С. 156–167. https://doi.org/10.17223/17267080/78/10

2. Шумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М.: Изд. института психотерапии, 2000. 108 с.

3. Запорожец И. Ю. Самоутверждение в дошкольном возрасте как начальная форма самореализации растущего человека // Мир психологии. 2010. № 3. С. 231–240.

4. Суханова Н. А. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 2. С. 161–166.

5. Белянская Т. Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3. С. 220–227.

6. Dubey S., Biswas P., Ghosh R., Chatterjee S., Dubey M. J., Chatterjee S., Lahiri D., Lavie C. J. Psychosocial impact of COVID-19 // Diabetology & Metabolic Syndrome. 2020. Vol. 14. № 5. P. 779–788. https://doi.org/10.1016/j.dsx.2020.05.035

7. Zheng F., Khan N. A., Hussain S. The COVID-19 pandemic and digital higher education: Exploring the impact of proactive personality on social capital through internet self-efficacy and online interaction quality // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. № C. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105694

8. Пилюгина Е. Р. Двухмерная классификация механизмов психологической защиты // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 2. С. 270–280. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-270-280

9. Чамкина К. С., Колосова П. С., Сайпутдинова С. К., Ананьева А. А. Особенности диалогического общения врача с пациентом, относящимся к ипохондрическому типу реакции на заболевание // Бюллетень медицинских интернетконференций. 2019. Т. 9. № 10. С. 424.

10. Косенко В. Г., Красильников Г. Т., Косенко Н. А., Солоненко А. В., Янова О. А. Ипохондрические состояния и соматоформные расстройства // Психическое здоровье. 2013. № 11. С. 44–50.

11. Тарасова Р. Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 96–97.

12. Ельникова О. Е. Сенсомоторная интеграция и тормозной контроль как факторы, определяющие отношение к болезни в юношеском возрасте и в период взрослости // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 3. С. 30–39. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-47-3-30-39

13. Biduchak A. Types of psychological reactions patient for disease // The Scientific Heritage. 2019. № 37-1. P. 8–10.

14. Seligman M. Learned helplessness’ & torture: An exchange // The New York Review of Books. 2016. Режим доступа: https://www.nybooks.com/articles/2016/04/21/learned-helplessness-torture-an-exchange/ (дата обращения 30.03.2021).

15. Волкова О. В. Выученная беспомощность: технология исследования генеза. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2018. 280 с.

16. Волкова О. В. Особенности развития личности, характеризующейся состоянием выученной беспомощности, на разных этапах онтогенеза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 2. С. 397–408. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-397-408

17. Солнцева Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: мат-лы I Всерос. науч.-практ. (заоч.) конф. (Санкт-Петербург, 15–17 января 2011 г.) СПб.: НИИРРР, 2011. С. 174–181.

18. Бельтюков А. А. Аддиктивность – предмет психоаналитического исследования // Психология и психотехника. 2008. № 3. С. 63–68.

19. Колчев А. И. Отклоняющееся поведение в условиях стрессового воздействия // Медико-биологические и социальнопсихологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 1. С. 77–80.

20. Лукьянцева И. С., Руженков В. А., Пономаренко Д. О. Аддиктивное поведение и алкогольная зависимость у студентовмедиков старших курсов (распространенность, коморбидность и лечение) // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2018. Т. 26. № 3. С. 380–386. https://doi.org/10.23888/PAVLOVJ2018263380-387

21. Dubey M. J., Ghosh R., Chatterjee S., Biswas P., Chatterjee S., Dubey S. COVID-19 and addiction // Diabetes & Metabolic Syndrome: Clinical Research & Reviews. 2020. Vol. 14. № 5. P. 817–823. https://doi.org/10.1016/j.dsx.2020.06.008

22. Жираткова Ж. В., Петрова Т. Э., Леонтьева А. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи (социологический анализ) // Регионология. 2018. Т. 26. № 4. С. 784–797. https://doi.org/10.15507/2413-1407.105.026.201804.784-797

23. Зотова Д. В., Розанов В. А. Патологическое использование и зависимость от социальных сетей – аннализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. № 2. С. 158–183. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.204

24. Александрова Е. С. Экопсихологические взаимодействия с информационной средой как условие субъективного благополучия // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 26–33.


Для цитирования:


Волкова О.В., Цветкова О.А., Шадрина А.Ю., Рупека А.В. Актуальные проблемы в сфере психологического здоровья студенчества: вызов пандемии COVID-19. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):661-672. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-661-672

For citation:


Volkova O.V., Tsvetkova O.A., Shadrina A.Yu., Rupeka A.V. The Urgent Problems in the Sphere of Student's Mental Health: Challenge of COVID-19 Pandemic. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):661-672. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-661-672

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)