Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Практики осознанности в развитии рефлексивности у виктимной личности

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-652-660

Полный текст:

Аннотация

 Приведены данные исследования роли практик осознанности в развитии рефлексивности у виктимной личности. Цель – выявить роль практик осознанности в  развитии рефлексивности у виктимной личности. Гипотеза заключается в предположении, что использование практик  осознанности, таких как дыхательные упражнения,  медитация, прогрессивная релаксация, ведение дневника,  визуализация, будет способствовать развитию  рефлексивности у виктимной личности, приобретению навыков личной и социальной ответственности. Для изучения особенностей рефлексивности у виктимной личности на констатирующем и контрольном этапах исследования использовался следующий психодиагностический инструментарий: Методика  исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова), Методика определения индивидуальной  меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева). В исследовании (N=208) приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 23 лет: 145 девушек и 63 юноши. Были  выделены 52 испытуемых с виктимностью, распределенных  на экспериментальную (N=25) и контрольную (N=27) группы.  Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию тренинга, посвященного развитию  рефлексивности у виктимной личности с помощью практик осознанности, реализованных в групповой форме,  еженедельно в течение шести месяцев. На основании сравнения полученных результатов (U-критерия Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона) сделан вывод, что практика осознанности позволяет дифференцировать внутренний мир субъекта и способствует осознанному функционированию в  социуме во временном континууме. Использование практик  осознанности способствует развитию рефлексивности у виктимной личности и приводит к снижению виктимизации  по шкалам самоповреждающего поведения (р=0,045) и склонности к агрессивному поведению (р=0,033).  

Об авторах

О. О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Новосибирск



Е. В. Ветерок
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Новосибирск



Список литературы

1. Андронникова О. О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика. Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2005. 300 с.

2. Полищук Е. С. Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 1. C. 35–44. https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080104

3. Acquah E. O., Topalli P. Z., Wilson M. L., Junttila N., Niemi P. M. Adolescent loneliness and social anxiety as predictors of bullying victimization // International Journal of Adolescence and Youth. 2016. Vol. 21. № 3. Р. 320–331. https://doi.org/10.1080/02673843.2015.1083449

4. Kokkinos C. M., Panagopoulou P., Tsolakidou I., Tzeliou E. Coping with bullying and victimisation among preadolescents: the moderating effects of self-efficacy // Emotional and Behavioural Difficulties. 2015. Vol. 20. № 2. Р. 205–222. https://doi.org/10.1080/13632752.2014.955677

5. Owens L., Skrzypiec G., Wadham B. Thinking patterns, victimisation and bullying among adolescents in a South Australian metropolitan secondary school // International Journal of Adolescence and Youth. 2014. Vol. 19. № 2. Р. 190–202. https://doi.org/10.1080/02673843.2012.719828

6. Goldsmid S., Howie P. Mediating and moderating role of attributional style in the association between victimization and wellbeing // Emotional and Behavioural Difficulties. 2013. Vol. 18. № 4. P. 423–434. https://doi.org/10.1080/13632752.2013.803682

7. Schyff K. van der, Flowerday S., Lowry P. B. Information privacy behavior in the use of Facebook apps: a personality-based vulnerability assessment // Heliyon. 2020. Vol. 6. № 8. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04714

8. Weijer S. G. A. van de, Leukfeldt E. R. Big five personality traits of cybercrime victims // Cyberpsychology, behavior and social networking. 2017. Vol. 20. № 7. Р. 407–412. https://doi.org/10.1089/cyber.2017.0028

9. Ветерок Е. В., Перевозкина Ю. М., Андронникова О. О. Ролевые виктимные характеристики мужчин и женщин с разным профилем функциональной асимметрии мозга // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. Т. 6. № 5. С. 88–101. http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.06

10. Одинцова М. А. Проблема виктимного личностного типа в психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 2. С. 73–79.

11. Ожиганова Г. В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 4. С. 56–60.

12. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135.

13. Никонов Г. А., Егорова Т. Е. Соотношение уровня рефлексивности и психологической дифференцированности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 1. С. 50–55.

14. Карпов А. В. Метакогнитивные детерминанты психического выгорания в профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2019. № 6. С. 322–337. https://doi.org/10.32744/ pse.2019.6.27

15. Семенов И. Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 3. С. 22–39.

16. Сергиенко Е. А. Становление контроля поведения с позиций системно-субъектного подхода // Психология саморегуляции в XXI веке / под ред. В. И. Моросановой. М.-СПб.: Нестор-История, 2011. С. 188–203.

17. Прохоров А. О., Чернов А. В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 2. С. 82–93.

18. Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Голубева Н. М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 23–30. https://doi.org/10.17759/pse.2017220503

19. Cladder-Micus M. B., Aalderen J. van, Donders A. R. T., Spijker J., Vrijsen J. N., Speckens A. E. M. Cognitive reactivity as outcome and working mechanism of mindfulness-based cognitive therapy for recurrently depressed patients in remission // Cognition and Emotion. 2018. Vol. 32. № 2. Р. 371–378. https://doi.org/10.1080/02699931.2017.1285753

20. Dundas I., Thorsheim T., Hjeltnes A., Binder P. E. Mindfulness based stress reduction for academic evaluation anxiety: a naturalistic longitudinal study // Journal of College Student Psychotherapy. 2016. Vol. 30. № 2. Р. 114–131. https://doi.org/10.1080/87568225.2016.1140988

21. Weber J., Taylor R. Can a leopard change its spots? An investigation of mindfulness in relation to brain plasticity // Person-Centered & Experiential Psychotherapies. 2016. Vol. 15. № 3. Р. 221–234. https://doi.org/10.1080/14779757.2016.1183512

22. Aggs C., Bambling M. Teaching mindfulness to psychotherapists in clinical practice: The Mindful Therapy Programme // Counselling and Psychotherapy Research. 2010. Vol. 10. № 4. Р. 278–286. https://doi.org/10.1080/14733145.2010.485690

23. Ramasubramanian S. Mindfulness, stress coping and everyday resilience among emerging youth in a university setting: a mixed methods approach // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Vol. 22. № 3. Р. 308–321. https://doi.org/10.1080/02673843.2016.1175361

24. Higgins J., Eden R. Emerging understandings of mindfulness through experiential awareness // Learning: Research and Practice. 2018. Vol. 4. № 1. Р. 102–111. https://doi.org/10.1080/23735082.2018.1428144

25. Frias C. M. de, Whyne E. Stress on health-related quality of life in older adults: the protective nature of mindfulness // Aging & Mental Health. 2015. Vol. 19. № 3. Р. 201–206. https://doi.org/10.1080/13607863.2014.924090

26. Ridderinkhof A., Bruin E. I. de, Brummelman E., Bögels S. M. Does mindfulness meditation increase empathy? An experiment // Self and Identity. 2017. Vol. 16. № 3. P. 251–269. https://doi.org/10.1080/15298868.2016.1269667

27. Шучковская Е. С. Рефлексивность и ее исследование у студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. С. 53–58.

28. Тучина О. Р. Самоинтерпретация и рефлексивность // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samointerpretatsiya-i-refleksivnost (дата обращения: 10.07.2021).

29. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.-Ярославль: Диа-пресс, 2000. 283 с.


Для цитирования:


Андронникова О.О., Ветерок Е.В. Практики осознанности в развитии рефлексивности у виктимной личности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):652-660. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-652-660

For citation:


Andronnikova O.O., Veterok E.V. Mindfulness Techniques as a Means of Developing Reflexivity in Patients with Victim Mentality. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):652-660. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-652-660

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)